Греческое μαρτα и латинское peccatum могут обозначать и личный грех.    См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 547.    См.: Макарий Египетский, преп. Слово 4, о терпении и рассудительности. 9//Макарий Египетский, преп. Духовные беседы. С. 408.    См.: Tertulliani. De anima. 16//PL. Т. 2. Col. 673C-674A. Рус. пер. см.: Тертуллиан. О душе. СПб., 2008. С. 65—67. Гл. 16.    Libri de Incarnatione Domini Jesu Christi, contra Apollinarium. II. 6//PG. T. 26. Col. 1141А. Рус. пер.: Афанасий Великий, свят. Против Аполлинария. Кн. II, 6//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 346.    Макарий Египетский, преп. Духовные беседы. С. 14. Беседа 2, 1.    Слова преподобного Симеона Нового Богослова. 66.4//Симеон Новый Богослов, преп. Творения. Т. 2. С. 151—152.    Athanasii Alexandrini. Libri de Incarnatione Domini Jesu Christi, contra Apollinarium. II. 6//PG. T. 26. Col. 1141 А. Рус. пер.: Афанасий Великий, свят. Против Аполлинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 346.    Cyrilli Alexandrini. In Epistolam ad Romanos. V, 18//PG. T.74. 789AB.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 325. Кн. 4. Гл. 22.    Православное исповедание. С. 76. Ч. 1. Ответ на вопрос 102.    Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 52.    Там же. С. 53.    Симеон Новый Богослов, преп. Деятельные и богословские главы. 83//Симеон Новый Богослов, преп. Творения. Т. 2. С. 533.    Там же. С. 547. Гл. 121.    Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. Т. 2. С. 376.    Там же. С. 377.    Феофан (Говоров), свят. Путь ко спасению. М., 1899. С. 18—19. Ч. 3. Отд. I.    Григорий Палама, свят. Беседа 16//Григорий Палама, свят. Беседы (омилии). Ч. 1. С. 169—170.    Иустин (Попович), архим. О первородном грехе. С. 35.    Там же. С. 39.    Иустин (Попович), архим. О первородном грехе. С. 43. Близкое к этому понимание первородного греха встречается, например, у В. Велтистова (см.: Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование. СПб., 1885. С. 302—303) и В. Н. Лосского (см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. С. 100—102).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

Если же смерть почивших праведников производит уже ныне такие чудеса, то во сколько крат больше будет их слава, в какую облекутся они в день Воскресения! Благословен, Кто по любви к святым Своим соделал, что одержали они победу в борьбе с плотню и прекрасному странствию своему положили конец в пристани жизни. Благословен, Кто даровал им благодать – пребыть во истине во время жизни и дал силу вспомоществовать людям по смерти своей! Благословен Тот, Чья любовь обильно изливается на смертных и Кто по милости к человеческому роду оживотворяет его новою жизнью! Благословен, Кто в умерших являет живым силу величия Своего и призывает живых к благодати – стать присными Его! Благословен Всеоживитель, Который являет всем великое могущество любви Своей, и твари никак не могут объять богатство щедрот Его! Благословен Милосердый, Который по благости Своей животворит недостойных и нетленную жизнь дает мертвецам! Благословен, Кто все устрояет, все обновляет, всем правит. Кто всякому являет всю силу Премудрости Своей в живых и в мертвых! Благословен Господь, Которого рабы почивают сном, между тем как прославляет Он память их! (прп. Ефрем Сирин , 33, 397). Источник. – это врачи, неусыпно пекущиеся о нашем здравии; потому что в себе имеют врачевство жизни, цельбу души и тела, духовное врачевство, исцеляющее и душу и тело (прп. Ефрем Сирин , 34, 55). Кто видел целые сонмы питающихся одной славою. Ризы их – свет, лица – сияние, постоянно поглощают и источают они полноту благодати Божией. В устах у них- источник мудрости, в мыслях – мир, в ведении – истина, в исследованиях – страх, в славословии – любовь (прп. Ефрем Сирин , 34, 400). Источник. Святый же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека (прп. Макарий Египетский , 66, 416). Источник. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют (прп. Макарий Египетский , 85, 269). Человек не иначе делается сыном Божиим, как только, когда делается святым (свт. Григорий Нисский , 21, 109).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Макарием Египетским , «приобрел великую ревность к молитве, демоны», прежде окружавшие его во «множестве», «отступили от него» 56 . «Своими молитвами к Господу пр. Макарий возвратил надлежащий вид женщине, казавшейся (смотревшим на нее) лошадью» 57 . Своими молитвами он «исцелил девицу, срамные части тела которой сгнили " … 58 , юношу, одержимого демоном многоядения 59 , спас своего «ученика» от чар «блудницы» 60 . По «молитве» преподобного, «невиди­мая божественная сила переносит» его «из одного места на другое» 61 . Молитвы пр. Макария «облегчают адские мучения грешников» 62 , открывают место «вверенного» одному человеку «вклада» 63 , оправдывают человека, оши­бочно обвиненного в убийстве 64 , воскрешают мертвого 65 и т. д. «Братья», впадавшие в преступления (напр. в «содомский грех»), просили у пр. Макария молитв о них пред Господом 66 , и преподобный не отказывал им в утешении 67 . Он приводил в пример Самого Господа, Который «умолял» Своего Отца об умершем Лазаре и Своими молитвами воскресил его 68 ... Преподобный Макарий придавал, словом, столь великое значение молитве, что ради возможности молиться сосредоточенно он с громад­ными усилиями устроил себе подземную «пещеру», где никто не препятствовал ему предаваться этому своему занятию 69 . Верующий в Господа и поступающий согласно со своею верою, при всяких, случающихся с ним обстоятельствах, имеет для себя надежное «убежище». Его «твердость» по­ступания согласно с Божьей волей – вот «его покой», ко­торый никогда не обманет 78 . Однажды Евагрий, «терзае­мый страстями»..., пришел к пр. Макарию за духовною помощью. Преподобный дал ему совет «привязать канат якорный к камню», после чего-де «барка» его «по благо­дати Божьей» минует благополучно опасности... «Барка», говорил пр. Макарий, разъясняя недоумение Евагрия, это – «сердце», о «хранении» которого нам надлежит заботиться; «веревка» – «дух» наш; «его» нам надлежит «привязать к Господу, Который – камень», неодолимый никем и ничем. Возложив все надежды на Господа, мы не будем посрамлены в своих упованиях 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Дивлюсь, до чего простирается дерзость человека: если умер, согнивает; а пока жив, превозносится (прп. Ефрем Сирин , 33, 186). Источник. Не уязвляйся мыслью, уносясь в порывах своих за облака. Часто падение поднимало с земли в высоту, а возвышение низлагало на землю. У Бога положен такой закон: благоволить к плачущим и обсекать крылья высокомерным (свт. Григорий Богослов , 16, 78). Источник. Самые чистые по своей природе помыслы бывают поползновенны и падают... И в чистой природе есть возможность превозношения (прп. Макарий Египетский , 67, 66). Источник. Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься (прп. Макарий Египетский , 67, 206). Источник. И то, что написано в законе, и то, что возвещено пророками, и то, что проповедано апостолами, и то, чему наставляет Евангелие благочестия, – все это как бы истекает из одного плодотворного и питательного источника, будучи внушено Духом Святым. Даже более того: всякое разумное слово, всякая справедливая мысль, всякое достойное дело – все это восходит своим началом к тому же источнику и имеет значение постольку, поскольку находит себе основание в Духе Святом. Ввиду этого, если бы кто стал превозноситься человеческой мудростью, утверждаясь исключительно на человеческих рассуждениях, а Божие отвергнул, такого оставалось бы признать человеком ничтожным и не заслуживающим никакого доверия (свт. Иоанн Златоуст , 51, 754). Источник. Неисцелимая болезнь есть гнилое превозношение, повод к человеконенавистничеству, гордое падение, высота, от себя низвергающаяся, мечтание и тень, трость, ветром колеблемая, дым, поднимающийся на воздух и рассеивающийся в ничто (свт. Иоанн Златоуст , 54, 915). Источник. ...Не будем величаться богатством, равно как и ничем другим. Если величающийся духовными благами губит себя, то тем более гордящийся плотскими (свт. Иоанн Златоуст , 55, 530). Источник. Если ты назовешь себя достохвальным, то становишься непотребным, хотя бы был достойным похвалы... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 534). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

503 В письме к авве Петру (Oratio 25, § 10–12, 17//PG 40, 1180 sq.)=Макарий, II, 14, 6–7; 25, 12; 30, 5; 45, 7 (указано у Wilmart 1920b, 375, n. 3). 504 Для Каллиника родным языком был сирийский, что, вместе с итацизмом, оказывало влияние на некоторые погрешности его в произношении и записи греческих гласных (см. посвящение жития, § 6//SC 177, p. 64, 66 и комментарий). В руфианский монастырь он удалился ранее 426 г., и, по правдоподобному мнению Бартелинка, познакомился с творениями Макария еще в Сирии, до своего удаления из мира. Впрочем, поскольку сочинения Макария изначально писались на греческом, ничто не препятствует, чтобы Каллиник познакомился с ними и позже. Каллиник часто употребляет как простонародные, так и официальные (литературные) латинизмы (см. Bartelink 1968, 1971). Все это говорит за то, что сириец по происхождению мог свободно писать и говорить по-гречески, употребляя латинскую лексику, имевшую широкое хождение в Римской империи (тем самым, использование латинизмов не может быть сколько-нибудь основательным доводом в пользу того или иного происхождения лица). Интересно, что Каллиник, работая над житием, использовал не только слышанные изустно проповеди, но и собственные записи Ипатия (Житие 27, 6). Хотя Пс.-Макарий, похоже, писал сам, определенная – по крайней мере составительская – работа оказывается в рамках общей традиции. 505 В сирийском переводе его творений, хотя творения Макария-Симеона могли входить и в греческое (в таком виде не дошедшее до нас) собрание сочинений Исаии. В науке высказывалось мнение (не получившее поддержки) о различении двух отцов с именем Исаия. 508 Мы утверждаем это, исходя из собственного опыта, ибо сами нередко используем такого рода методы в настоящем предисловии, обращавшись к подобным приемам и ранее, до распространения TLG и появления надежных программ (см. Дунаев 1999а, 452–461). 511 Можно было бы предположить, что к такому частому употреблению слова «сатана» Макария подталкивали своими вопросами монахи-сирийцы, поскольку тема зла была в центре их внимания, но переводы Макарием латинских и сирийского слова на греческий показывают, что аудитория его включала и (или только) лиц, не владевших сирийским языком. Аналогичный анализ пары «ад/геенна» показал примерно одинаковую частоту словоупотребления у разных авторов (возможно, из-за наличия в семитских языках, помимо «геенны», еще и «шеола»).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию архиепископу//Творения. Репринт. ТСЛ. 1994. Т. 1. С. 653. 855 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 929. 856 Житие преп. Илариона Великого († 372 г.; пам. 21 окт.)//Жития святых… Октябрь. 857 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 53. Ст. 5. M., 1993. С. 552. 858 Ориген. Толкование на Евангелие от Луки. Беседа 23//ΒΕΠΕΣ. 15, 46 (23–30). 859 Свт. Василий Великий. Весела на псалом 7. Ст. 2//Творения св. отцов. Т. 5. С. 196. 860 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 53. Ст. 5. M., 1993. С. 552; О терпении//Там же. Т. 7. С. 552. 861 Свт. Афанасий Великий. Житие преп, отца нашего Антония… Ст. 60, 66//Творения. В 4–х т. M., 1994. Ч. 3. С. 227, 230–231. 862 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 22. М., 1880. С. 231. 863 Свт. Макарий Александрийский. Слово на исход души. 864 Блаж. Диадох, епископ Фотики. Подвижническое слово… Гл. 100//Добротолюбие. ТСЛ, 1992. Т. 3. С. 73–74. 865 Преп. Исихий Пресвитер. К Феодулу… слово о трезвении и молитве. § 161//Добротолюбие. Т. 2. С. 193. 866 Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Слово 7. О радостотворном плаче. Ст. 50. Сергиев Посад, 1908. С. 83–84. 867 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души и о Втором Пришествии. 868 Октоих. Глас 1. В понедельник на утрени. M., 1994. Т. 1. 869 Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Канон. Песнь 1. Тропарь 3: «Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души». «Помилуйте мя, Ангели всесвятии Бога Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых: не имам бо дела блага, возмерити мерилу злых моих деяний», (Требник (большой). С. 181). 870 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 933. 871 Α. Θεοδρου. θεολογα του ουστνου, φιλοσφου και μρτυρος και αι σχσεις ατης προς την " Ελληνικν φιλοσοφαν. Αθναι, 1960. Σ. 140. 872 Св. Иустин Философ. Апология, I. Ст. 17//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 288. 873

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Они познали зло опытно, осознали величие утерянной ими райской жизни и уведали коварство диавола, ибо богами они так и не стали. После грехопадения «Дух Святой, обитавший в них, отступил от них» 61 , и это сразу дало возможность проявиться тлению и смерти в их естестве. Прародители стали испытывать голод, жажду, холод, усталость и другие нужды, которые в раю их не отягощали. Диавол, имеющий «державу смерти» ( Евр. 2:14 ), посредством смерти и тления стал господствовать над человеком, подчиняя его душу и дух телесным потребностям, душевным страстям и плотским похотям 62 . Тем самым человек приводился в полное расстройство, а жизнь его становилась сплошным страданием. Однако, как учит пр. Макарий Египетский , «человек не всецело утратился, уничтожился и умер», после грехопадения «он умер для Бога, живет же. собственным своим естеством» 63 – естеством, которое постепенно умирает от разрушительного действия страстей и греха. Первозданные люди, отвергнув волю Божию, стали рабами и исполнителями другой воли – сатаны. Он стал господствовать над людьми. «Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя, в собственность диаволу, и в душу, – эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, – облекся лукавый» 64 . Чтобы упрочить свою власть диавол приобщил человека к греховной скверне, как некоему яду. «Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненного греха и смерти» 65 . Преподобный Макарий Великий учил, что в сущности этот греховный яд «есть какая-то сокровенная скверна и какая-то преизбыточествующая тьма страстей, через преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека и сие-то потемняет и оскверняет вместе и тело и душу» 66 . Таким образом, после грехопадения человек не только лишился благодати Духа Святого, что уже само по себе вынуждало человека жить по законам тленного и смертного естества, но через грех преслушания человек «заразил» свое естество скверной греха и тем самым обрек себя на нижеестественное существование в борьбе с греховными страстями и смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

185, ср. I, 32, 3, 2 и сказанное на с. 66–67 по поводу βιζκιον). Издатели (а следом за ними и переводчики), тем не менее, читают ошибочно (видимо, в соответствии с позднейшей диакритикой средневековых византийских рукописей) оба раза ρμα (колесница); (annona, годовой урожай или налог, провиант, от annus, год): I, 7, 7, 1=II, 26, 14, lin. 182 (варианты написания: νννη, νννη); (exceptor, секретарь, канцелярист): III, 1, 1, lin. 4; (circus, цирк): I, 4, 6, 2 (bis); κμης (comes, высший сановник, впоследствии в романских языках «граф»): I, 8, 4, 2; I, 32:7, 1 и 8, 2=II, 15:18 и 19, lin. 231 и 257; III, 4, 1; κονδτος (conditus, пряный, маринад; специи, приправа PGL): II, 16, 9, lin. 140. См. коммент. 167; (cubiculum, в Византии употреблялось преимущественно для обозначения императорской спальни, варианты написания: κουβουκλεον, κουβικ(ο)λιον): I, 8, 1, 5; I, 33, 1, 2; I, 33, 1, 3=II, 15, 33, lin. 464 (с примеч.); κωδκελλος (codicillus, от codex, указ, грамота и т. д.): I, 14, 23=II, 39, 1, lin. 2 (с примеч.); λρα (=lora, множ. число от lorum, вожжи): I, 25, 1, 1. СМ. коммент. 374; μλια (milia, множ. число к mille, миля): I, 7, 16, 11=II, 27, 23, lin. 338; οφφικιλ(ι)ος (officialis, чиновник): I, 4, 29, 11 (в параллельном чтении типа II ταξεται; Типа III – βεστιριοι, ср. vestiarius, камердинер, от vestis, одежда); I, 8, 4, 2. СМ. коммент. 178; Родители преподобного, если верить коптскому житию, находились в стесненном материальном положении, так что, если и были грамотными, то вряд ли могли дать сыну что-то большее, чем начальное образование (умение читать). В детстве и отрочестве (по крайней мере, в возрасте, достаточном, чтобы добывать селитру и продавать ее или воровать овощи или фрукты вместе с товарищами) Макарий пас коров или верблюдов, о чем свидетельствуют надежные апофтегмы. В тридцать лет он окончательно удалился в пустыню, в которой и пробыл 60 лет. Таким образом, если мы и не имеем оснований, как писал архим. Киприан Керн , представлять прп. Макария совершенно «безграмотным феллахом», то нельзя также представить себе в приблизительно десяти или максимум пятнадцатилетний промежуток времени (между пятнадцатилетним и тридцатилетним возрастом) прохождение им основных ступеней образования, знакомство с философией, приобретение профессии, государственную службу и пребывание в Сирии – достаточно долгое, чтобы совершенно позабыть (несмотря на тридцатилетнее житие в египетской пустыне!) о коптских реалиях и упоминать только о сирийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

С. 392–392). 399 Скрытая аллюзия на Гал. 5, 24 и 6, 14. преп. Иоанн Кассиан , затрагивая вопрос, насколько возможно человеческой природе быть безгрешной, также ссылается на эти строки послания св. апостола Павла, приводя пример святых, которые «распяли плоть свою со страстями и похотями» и для которых «мир был распят». Но даже такие святые люди, не только вырвавшие все корни порока из своего сердца, но и изгнавшие саму память и помыслы о грехах (cogifa-fiones ac rnernonarn peccafomrn), никогда не признавали себя безгрешными. См.: Jean CaMsen. Conferences. T. III/Ed. par E. Pichery//Sources chretiennes. 64. Paris, 1959. P. 167. 400 Ср. выше первое послание св. Аммона, где говорится о познании душой Бога посредством «собирания себя», требующего отречения от всякого «развлечения». См. также одно изречение аввы Пимена: «Развлечение есть начало [всех] зол» ( ρχ χαχν εστιν περισπασμς) ( ΤΟ ΓΕΡΟΝΤΙΚΟΝ. Σ. 89). 401 Глагол ρεμβω для обозначения «блуждания (кружения, развлечения)» ума часто употребляется в святоотеческой письменности. Так, св. Григорий Богослов призывает к тому, чтобы мысль была целомудренной (девственной: παρθενευετο χα δινοια), не кружила и не заблуждалась ( μ ρεμβεσθω χα πλανσθω), а также не запечатлевалась образами лукавых деяний (см.: Cfegoife e Nazianze. Discorus 32–37/Ed. par C. Moreschini et P. Gallay//Sources chretiennes. 318. Paris, 1985. P. 294; Сеж. Григории Богослое. Слово 37, 10//Сеж. Григории Богослое. Творения. Т. 1. С. 437). Преп. Макарий неоднократно использует данный глагол. В частности, он, говоря о молитве, замечает, что «кружащиеся помыслы следует собирать воедино, различая естественные помыслы от лукавых» (Die 50 geistlichen Homilien des Makarils. S. 66). Активно он использует и существительное ρεμβασμς («блуждание, кружение» помыслов или ума), производное от указанного глагола (см.: cM/ze O. Makarios/Symeon als Lehrer des Gebetes//Makari-os-Symposium uber das Gebet. Abo, 1989. S. 33–34). 402 Нерадение ( μελεα) всегда рассматривалось в аскетической письменности как один из главных пороков. Например, авва Дорофей постоянно предостерегает иноков в отношении этого порока, говоря, что даже малое нерадение подвергает нас большим опасностям. См.: DorofAee e Gaza. Oeuveres spiritu-elles. P. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Вот третье отвержение, вводящее прямо к тихому пристанищу царствия небесного! Вот образец и твоего течения к горнему отечеству, душа христианская! Не любите мира, ни яже в мире ( 1Иоан. 2, 15 ), заповедует св. апостол всем христианам; иже хощет по Мне ити, да отвержется себе ( Мар. 8, 34 ), говорит Сам Господь; елико велик еси, и преимущественно по нравственным совершенствам, толико смиряйся и пред Господем обрящеши благодать ( Сирах. 3, 18 ), заметил еще древний мудрфц. – Тако тецы, да постигнеши неувядаемый веиец славы от верховного Подвигоположника и Подвигозрителя 66 . (Воскр. чт. г. XVII). 2. Умри для мира а) Что значит умереть для мира? I. О св. Арсении Великом рассказывают, что когда греческий император Аркадий предоставлял ему брать дань с Египта для своего монастыря, он отвечал императору: «Арсений не требует этого, потому что он давно уже умер для мира». (Четьи-Мин. 8 мая. Подоб. см. в «Достоп. сказан. о подвиг. св. отцов», § 29 об Арсении). Если же и нужно когда, пользоваться такими вещами, то пользующийся – ими христианина, по апостолу, должен быть как непользующийся (1Кор. 31), т. е. о получении какой-нибудь вещи не радоваться и о потере не печалиться. I. Кто умер для мира, тот не должен иметь привязанности и к внешним достоинствам, не восхищаться похвалами, почестями, и не оскорбляться бесчестиен, уничижением; но в том и другом случае быть в одинаковом расположении духа, и должен, по словам аввы Пимена, (Скит. патер. и Четьи-Мин.), уподобляться мертвецу или истукану, который, когда его хвалят, не превозносится, когда поносят, не гневается, и ни на то, ни на другое не отвечает. II. Однажды Макарий египетский для наставления своего ученика приказал ему идти на кладбище и ругать мертвецов, Когда ученик это сделал, авва спросил его: «что сказали тебе мертвецы»? Ученик сказал: «ничего». После сего авва приказал ему идти и хвалить мертвых. Когда ученик исполнил, то авва опять спросил: «что сказали мертвецы?» Ученик отвечал: «опять ничего». Тогда авва Макарий сказал ему: «так и ты будь мертв, если хочешь спастясь: когда ругают тебя, молчи, не сердись; а когда хвалят, не превозносись, даже и не думай, подобно мертвому, ни об оскорблениях, ни о похвалах – и спасешься». (Достоп. сказан. о подв. св. и блаж. отц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010