Особенно в этом отношении заслуживает внимания его 47-я беседа, где мы находим более или менее подробный план всех его творений. Основываясь, главным образом, на этой беседе мы можем предложить следующий план систематического изложения творений преп. Макария. Невинное состояние первых людей в раю. Состояние человека после падения. Падший человек не мог сам спастись. Потребовалось пришествие Господне. Величие христиан. Призвание людей ко Христу. Взаимоотношение в этом призвании благодати Божьей и свободы человека. Остается ли грех в человеке после его духовного возрождения в крещении. Греховное состояние немощных христиан. Процесс нравственного усовершенствования христианина. Трудничество. Плоды нравственного преуспеяния христианина. Смерть и будущая жизнь. 1. Невинное состояние первых людей Бог беспрельный, неприступный, несозданный, недомыслимый по своей благости 55 , бесконечный и непостижимый 56 , праведный 57 , всеведущий 58 , вездесущий 59 , неописуемый и необъемлемый 60 . Божественная Троица 61 , Бог – бесконечная Любовь 62 , сотворил досточудные твари – небо, солнце, луну, землю, воду, разные растенья и всякого рода животных. Но ни в одной из этих тварей Господь не утвердил Себе престола, не благоволил ни с кем из них вступить в общение и единение. Это счастье выпало лишь на долю человека 63 . Для него создан весь мир, все его красоты, сам же он предназначен быть жилищем Господа, дабы в теле и душе его Творцу можно было бы упокоиваться, как в своем доме 64 . Такому назначению человека должна была соответствовать его природа. И вот он действительно создается по образу Божию 65 , по образу добродетелей Духа 66 . Господь наделил его душой, которая поистинне есть великое и чудное творенье Божие 67 . Она есть весьма утонченное тело 68 . Душа – это умное, исполненное всякой лепоты творение, прекрасное подобие и образ Божий 69 . Душа – это нечто удобоподвижное, легкокрылое, неутомимое, способное в одно мгновение перебегать мысленно большие пространства 70 . Душа – это бессмертная сущность, которая от Божества должна была почерпать себе духовную пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Как древние люди Ветхого Завета читали телесными очами вещественное рукописание, так христиане внутренними очами души читают и учатся от завета Духа и новым внутренним языком говорят и внутренним слухом слушают. Ведь и Апостолов каких избрал Господь? Мужей простецов и некнижных ( Деян. 4:13 ). Но исполнил их Святого Духа, и они говорили, умудренные Духом, уча мудрецов и книжников. И если, сказал Он, они умолкнут, то камни возопиют ( Лк. 19:40 ). Господь сказал это или об Апостолах, или о всех душах, избавившихся от тягчайшего камня греха, который лежит на них, и когда он снят с них, то они вопиют, восхваляя Бога. Как некогда расселись скалы и камни, узревшие Господа, и отверзлись гробы ( Мф. 27:51–52 ), так, когда воссияет в душе и явит свое всеблагое лицо Господь наш Иисус Христос ( Пс.66:2 ), расседается тяжкий камень греха, давая место Господу, чтобы, придя, он поселился в ней. Когда же видят эти подобные камню души желанный лик Христов, то вопиют. И как если бы к горе, внутри которой нет жилищ, но она вся камень, пришел бы некий муж художник, умеющий высекать в камне и изготовлять там прекраснейшие жилища, таким же образом и Христос, истинный и прекрасный художник, приходит к возлюбившим его душам и ваяет, и отсекает от них дух греха и устраивает Себе покои и поселяется в них. Итак, вопиют подобные камню души, когда являет Господь лицо свое. Об апостолах же сказано потому, что они волей-неволей возопили, словно флейта, когда повеяло дыханием Духа. Как хочет дующий, так говорит флейта; вот и апостолы и подобные им, рожденные свыше и принявшие Духа-утешителя, говорили, как хотел в них сам Дух. Объясняя Никодиму, что значит рожденный свыше, Господь сказал: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин. 3:3, 7–8 ). Как никто не знает ни где дом дыхания ветра, откуда он приходит, ни конца его пути, куда он стремится, и никто не может ни помешать ему, ни измерить его, ни уловить, равно как и течение рек никто не может ни направить, ни сдержать, – то же самое и в душе: никто не может ни удержать свои мысли, ни помешать течениям ума, ни овладеть источником помышлений разума, ни узнать, откуда он исходит, ни сдержать там, куда уходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Тогда благодаря унижению и стыду, постигшим их, они постепенно избавляются от похвальбы добродетелью, которую они прежде вменяли в заслугу самим себе. Действительно, если преисполняющийся гордыни от благородной изящности своих речей не приписывает Богу это благородство и дар ведения, считая их плодами собственного таланта и подвижничества, то Бог удаляет от такого человека (Своего) Ангела Промысла. А когда Ангел удаляется, то гордец становится одержимым супротивником (рода человеческого) и впадает в бесчинство. И это делается для того, чтобы бесчинство, уравнивающее его со скотами и собаками, изгнало гордыню, уподобливающую его бесам, а также для того, чтобы слова его, не засвидетельствованные целомудренной жизнью, перестали внушать (другим) доверие. В таком случае люди богобоязненные, естественно, будут избегать учения, исходящего из уст подобного человека, словно источника, полного пиявок. Тогда исполнятся слова Писания: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?» ( Пс.49:16 .) 5 . В самом деле, людей, чьи души страстны, можно сравнить с различными источниками. Чревоугодников и пьяниц – с грязными источниками; сребролюбцев и корыстолюбцев – с источниками, полными лягушек; гордецов и клеветников, даже обладающих ведением, – с источниками, питающими змей. Слово бьет ключом в этих источниках, но никто не может зачерпнуть (воды) из них и вкусить ее, ставшую горькой. Поэтому Давид призывает (Господа научить его) трем вещам: благости, правильному образу жизни и ведению ( Пс.118:66 ). Ибо без благости ведение бесполезно. 6 . Но если (грешник) исправляется, устраняет причину богооставленности, то есть гордыню, познает пределы свои, не превозносясь ни над одним человеком и благодаря (за все) Бога, то ведение, засвидетельствованное делами, вновь возвращается к нему. Ибо духовные речи без жизни благочестивой и целомудренной подобны колосьям, ветром иссушаемым: свой внешний вид они сохраняют, но питательной силы лишаются. 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Эта несводимость личного начала к природному приводит также к наличию некоего иррационального или мета-рационального «остатка» в духовном наставничестве. Природа нашего ума, при всей ее потенциальной силе, не может вместить и объяснить всех особенностей и тонкостей духовного пути под руководством опытной в Духе личности. Так, св. Амвросий Оптинский , говорил, что хотя он был келейником своего старца Макария более 4-х лет и пользовался его руководством, но так и «не разгадал его» 55 , т. е. не смог познать тайны его личности. Вот откуда возникает идея недопустимости «критики или логического анализа приказаний старца» 56 , «даже тогда, когда мы видим, что повеления их противны нашим ожиданиям» 57 , и если «приказываемое ка­жется тебе, согласно с твоим представлением, противным и вредным» 58 . Причем, вопреки вполне возможным, с точки зрения православия, ошибкам со стороны старца-духовника, благодаря присутствию внутри человеческих отношений неизреченно действующего Бога 59 , несмотря на несовершенство духовнического указания, оно, будучи воспринято с верой и действительно исполнено, парадоксально приведет к возрастанию в добре. Ибо даже при некотором «техническом» уроне, который может потерпеть пасомый, он, не доверяя своей интуиции, своему сердцу 60 , воспринимает энергии, «исходящие из сердца», из глубины личности наставника 61 , несводимые к логике естественного мышления. Свобода в духовном руководстве Свобода личности является начальным условием и конечной целью духовного пути и духовного руководства. В исходном состоянии наша «личность практически слепа и бессильна», «она не умеет выбирать и слишком часто уступает побуждениям природы, ставшей рабой греха» 62 . Однако, даже в самом начале пути, для Бога значимо «свободное склонение нашей воли» 63 к Его произволению. Еще преп. Макарий Египетский указывал на то, что воля человеческая есть существенное условие какого либо духовного продвижения. Если ее нет, то и Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей 64 . Послушание есть поиск воли Божией, а значит «религиозный акт», который, «как таковой, непременно должен быть свободным, иначе он теряет свое религиозное значение» 65 . Вот почему о лучших духовниках свидетельствуется, что они избегали даже навязчивых «поучений», хотя это не означало, что они отказывались от руководства или соглашались со всяким возможным ошибочным проявлением воли человека 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

аа) не знают вполне существа Божия: потому что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ); бб) не проникают в тайны сердца человеческого: ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих ( 3Цар. 8:39 ; Иер. 17:9 ); вв) не знают и не могут сами по себе предсказывать будущего случайного, потому что и это преимущество усвояет одному Себе сам Господь Бог ( Ис. 44:7 ); гг) не знали вполне великой тайны нашего искупления ( Еф. 2:10 ), и доселе стараются в нее приникнуть ( 1Петр. 1:12 ). в) По своей крепости и могуществу. Слово Божие и прямо свидетельствует, что Ангелы, превосходят нас крепостью и силою ( 2Петр. 2:11 ; срав. Пс. 102:20 ), и свидетельствует о разных опытах их изумительной силы, каковы, например, избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских, или избиение также в одну ночь 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар. 19:35 ; срав. Деян. 5:19; 12:7,11 ). Впрочем, это могущество ангелов имеет свои границы и не простирается до того, чтобы они сами собой могли творить чудеса: Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса ( Пс. 71:18 ). Святые Отцы и учители Церкви, за исключением одного или двух, 1150 единодушно признавали ангелов существами, выс­шими человека, и приписывали им большее ведение, большее мо­гущество. 1151 Но вслед за Священным Писанием утверждали, что и ведение и могущество ангелов ограничены, что ангелы не знают вполне ни Бога, ни сердца человеческого, ни будущего случайного, ни тайны нашего искупления, что они не в состоянии сами творить чудес. 1152 Не можем, наконец, обойти молчанием особенности, встре­чающейся в учении отеческом о природе ангелов. Ангелы, как вы­ражались некоторые учители Церкви, сотворены по образу Божию: 1153 – мысль, ясно не изложенная в Священном Писании, но тем не менее справедливая. Она вытекает из всего библейского учения о том, что ангелы, по естеству своему, суть духи, по­добно тому, как Бог, Творец их, есть Дух высочайший; что они одарены умом и свободой, подобно тому, как Творец их обладает совершеннейшим умом и высочайшей свободой, и что следовательно, они отражают в своей природе образ своего Созда­теля. § 66. Число ангелов и степени: небесная иерархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

145 И. Хаусхерр, ссылаясь на одну рукопись X в., предлагает и другое чтение: вместо κα νεωτροις («новоначальным») следует читать κα ν τροις («в других [местах, сочинениях]») (см.: Hausherr I. Les leçons d " un contemplatif, p: 150–152). Подобный смысл предложения также возможен и предполагает ссылку Евагрия на одно из своих предшествующих сочинений. Текст же «Добротолюбия» являет нам Евагрия как «авву» – опытного духовного наставника молодых иноков (см.: Bunge G. Geistliche Vaterschaft, S. 27–30). – 89. 146 Именно такой смысл, согласно Г. Лампе, имеет в данном случае термин μορφα (cм.-.Lampe G.W.H. Ор. cit., p. 91). – 89. 147 Наряду c терминами «агапе» и «эрос» (см. прим. 66) Евагрий, как и многие другие христианские писатели, для обозначения беспредельной любви к Богу использует часто понятие πθος (букв. «томление, вожделение, страстное желание») (см. гл. 57 «Слова о духовном делании»). В святоотеческой письменности для обозначения любви человека к Богу часто употреблялось слово «орос», а для обозначения любви, Бога к человеку – «агапе», хотя смысловые нюансы обоих понятий не менее часто сливались и комбинировались. Такая комбинация их наблюдается, например, у св. Афанасия Александрийского , который также не раз заменяет слово «эрос» словом κθος (см.: Е.Р. Orthodoxy and Platonism in Athanasius. Synthesis or Antithesis? Leiden, 1968, p. 142–143). Преп. Макарий Египетский тоже часто отождествляет понятия πθος и ρως (πθος πνευματικς=ρως θεος), вообще же пользуясь богатой терминологической гаммой для выражения любви человека к Богу (см. критический аппарат Г. Дёрриеса к изданию: Die 50 geistliche Homilien des Makarios, S. 278). Св. Григорий Нисский также неоднократно говорит о подобном ненасытимом «вожделении» к Божественной Красоте и Благу (στσιν δ τινα το πθου κα κρον οκ πηγγελατο) (см.: Gregoire de Nysse. La yie de Moise, p. 266). – 90. 148 Слово κτμων (букв. «нестяжательный») имеет в данном случае именно такой оттенок («spiritually poor, detached»; см.: Lampe G.W.H. Ор. cit., р. 67). Как отмечает И. Хаусхерр, оно здесь имеет такое же значение, как и слово «обнажённый» (γυμνς), характеризуя состояние ума в его, так сказать, голости, лишённости всяких чувственных представлений (см.: Hausherr I. Les leçons d " un contemplatif, p. 154). Для сравнения можно привести высказывание аввы Фалассия: «Духовная отрешённость (κτημοσνη νοητ) есть совершенное бесстрастие. Пребывая в нём, ум удаляется от [всего] здешнего» (PG 91, 1446). – 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

— За благовония и масти, которыми я наслаждался в мире, надобно терпеть мне это зловоние 63 . • Один старец положил себе не пить в продолжение сорока дней (не забудем, что дело происходило в египетской пустыне, а не на холодном Белом море). Когда наставал жар, он мыл сосуд, наполнял его водою и привешивал перед собою. Когда братия его спрашивали, для чего он это делает, тот отвечал: — Для того, чтобы при такой жажде более потрудиться и большую получить награду от Бога 64 . • Шел однажды св. Макарий Великий из Скита в Теренуф 65 и на пути зашел переночевать в капище. В капище находились древние мумии. Старец взял одну из них и положил ее себе под голову вместо подушки. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить (а может быть, возбудить страстное чувство) 66 , стали кликать будто женщину, называя ее по имени: — Такая-то, иди с нами в баню! А демон из-под св. Макария, как будто мертвец, отвечал им: — На мне лежит странник, я не могу идти. Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: — Встань, если можешь, ступай во тьму! 67 — Победил ты нас! — закричали громко бесы и со стыдом 68 убежали. • Брат пошел на реку за водой. Там встретился с женщиною, полоскавшею белье, и пал с нею. По совершении греха он взял свой водонос с водою и пошел домой, как будто ничего не случилось. Бесы напали на него и стали сильно возмущать помыслами: «Зачем идешь в келью? Нет тебе спасения! Возвратись в мир!» Брат понял, что они хотят совершенной погибели его. «Откуда вы пришли? — спросил он их в ответ. — Зачем меня смущаете, стараясь привести в отчаяние? Я не согрешил; повторяю вам, я не согрешил». Отразив таким образом помыслы, брат пришел в свою келью и продолжал безмолвствовать в ней по-прежнему. Случившееся Бог открыл одному из старцев, его соседу, возвестив, что этот брат пал и в самом падении одержал победу. Старец пришел к брату и спросил его: — Как ты поживаешь? — Хорошо, отче, — ответил тот. — Не случилось ли с тобою на этих днях чего-нибудь неприятного?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

...Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... (прп. Макарий Египетский , 66, 272–273). Лишаются же благодати и гибнут по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им (прп. Макарий Египетский , 66, 274). Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум (прп. Макарий Египетский , 66, 352–353). Источник. ...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский , 66, 355). Источник. Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский , 66, 412). Источник. ...Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света (прп. Макарий Египетский , 66, 412). ...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский , 66, 419). Источник. В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (прп. Макарий Египетский , 66, 424). Источник. ...Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 445). Источник. ...Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 456). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Страшный змий греха сопребывает с душой, соблазняет и убеждает ее, и если соглашается она, то бесплотная душа входит в общение с бесплотною злобою духа, т. е. дух входит в общение с духом, и прелюбодействует в сердце своем тот, кто приемлет в себя помысл лукавого и соглашается на оный (прп. Макарий Египетский , 66, 124). ...Грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов (прп. Макарий Египетский , 66, 127–128). Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский , 66, 135). Источник. ...Если кто не борется со грехом , то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи... (прп. Макарий Египетский , 66, 135). ...Не украшенные Божиим словом, не обученные Божественным законом, напрасно, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху... (прп. Макарий Египетский , 66, 185). Источник. Не стали еще мы поклоняться Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех (прп. Макарий Египетский , 66, 187). Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умиренный и исполненный многих благ Небесный град, где упокоеваются духи праведных (прп. Макарий Египетский , 66, 207). Источник. Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, , – облекся лукавый (прп. Макарий Египетский , 88, 158). ...Грехи, имея в себе скрытую гибель, желательными кажутся на первый взгляд, по какому-то обольщению для неосмотрительных столько же привлекательными, как и дело доброе (свт. Григорий Нисский , 18, 158). ...Тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человеческом (свт. Григорий Нисский , 18, 280). Источник. ...При помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны – прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если не породит гнев – убийства, и похоть – прелюбодеяния. Посему, так как чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства – гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади (свт. Григорий Нисский , 18, 288–289). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не будем впадать в уныние, когда она скрывается; не будем нерадивыми искушаемые, когда она вразумляет (прп. Ефрем Сирин , 31, 638). знает, что полезно , и природа наша известна ей; знает меру каждого и столько дает к наслаждению (прп. Ефрем Сирин , 31, 639). При всяком случае и всеми возможными способами призывает нас к себе благодать Твоя, Господи; милосердие Твое употребляет все побуждения и средства, желая даровать нам жизнь (прп. Ефрем Сирин , 33, 137). Источник. Сколько блаженны мы, грешники, потому, что самая благодать восстает на помощь нашу! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (прп. Ефрем Сирин , 33, 212–213). Источник. Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина (прп. Макарий Египетский , 66, 65). Источник. Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжении времени и целых лет (прп. Макарий Египетский , 66, 72). Источник. ...Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души (прп. Макарий Египетский , 66, 120). Источник. ...Имеющие благодать Божию должны... быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою (прп. Макарий Египетский , 66, 123). Источник. ...Если... имеющие благодать превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою... (прп. Макарий Египетский , 66, 123–124). Источник. ...Огонь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила Воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил (прп. Макарий Египетский , 66, 190). Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терние и солому... (прп. Макарий Египетский , 66, 190). Источник. ...Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не успеет трудящийся земледелатель (прп. Макарий Египетский , 66, 197).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010