116 Acta primorum martyrum, ed. Ruinard, p.294–302. 117 Anal.Boll, IX, p. 116. 118 Decennalia — празднования в честь десятилетия. 119 Acta sanct., VI.661; An.Boll., XXI, p.268. 120 Апостольское Предание, XVI. 121 H.Achelis, Die Canones Hippolyti, Leipzig, 1891 (can.13,71–75). 122 Евсевий Кесарийский, Церковная история, VIII, IV. (Русск. пер., с.432–433.) 123 В Римской империи государственные чиновники носили на одежде знаки отличия, нанесенные пурпурной краской. 124 2–е, 4–е, 55–е и 56–е правила Эльвирского собора. 125 De institution divina, V, 18. 126 1–oe правило Афанасия Великого из его послания к Аммуну–монаху. 127 Апостольские постановления, VIII.32,10. 128 Ср. 3–е правило Арльского собора: «qui in pace arma proiciunt». 129 130–ое правило Василия Великого из его послания к Амфилохию, епископу Иконийскому. 130 Толкование 24–го правила Трулльского собора. 131 Толкование 51–го правила Трулльского собора. 132 Apol. 8,1,61. (Русск. пер., с. 101.) 133 Vis. 111,7,3. 134 Praescrip. с.41. 135 Smrom.,I.VII,c.11. 136 Апостольское Предание, XX. 137 См. Funk. Die Katechumensklasse.b.Theol. — Quartel–Schrift., 1881, S.41. 138 3 года: Апостольские Постановления, VIII.32; Testamentum, p.l 17; Египетские Апостольские Постановления, с.ХХП. 2 года: 44–ое правило Эльвирского собора; 144 новелла Юстиниана и др. 139 Апостольское Предание, XVII. 140 Там же, XVI. 141 Там же, XXII. 142 Там же, XX. 143 G.Dix. The Apostolic Tradition, ар. XVI, p.81. 144 См. статью J.Danielou La catechese eucharistique chez les Peres de l’Eglise. — La messe et sa catechese, Paris, 1947. 145 Кирилл Иерусалимский, Огласительное слово XVIII, 33. (Русск. пер., с.234.) 146 Апостольское Предание, XXIII. 147 Это видно из 39–го правила Эльвирского собора (ср. с 59–м правилом того же собора, из которого ясно, что христиане не считаются верными). Поэтому в некоторых литургических сборниках чин поставления оглашенных носил название Ad christianum faciendum (Duchesne, Origines, p.292). В Александрии во время Сократа чтецами бывали и оглашенные, и верные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Вкушение Пасхи начиналось вечером 14-го числа Нисана, по захождении солнца. Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водою: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие; это называлось – первая чаша. После сего умывали руки, произнося слова благодарения Богу. Затем вкушали понемногу агнца пасхального, хлеба пресного, горьких трав и род густого соуса из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие, после чего блюда сии уносились, и снова поставлялась чаша с вином и водою. Блюда уносились, говорят, для того, чтобы возбудить любопытство детей и иметь таким образом случай рассказать историю праздника ( Исх.12:26–27 ). Тогда глава семейства рассказывал историю рабства евреев в Египте, их освобождения и установления Пасхи. Когда снова вносились блюда, он произносил: «это пасха, которую мы вкушаем в память того, что Господь пощадил домы наши в Египте»; потом, возвышая пресные хлебы и горькие травы, он изъяснял, что первые означают поспешность бегства евреев из Египта, а последние – тягость или горечь рабства египетского. После сего пели первую часть так называемой аллилуии, именно псалмы Пс.110–114 , произносили краткую молитву и пили снова из чаши вино; это называлось – вторая чаша. Снова умывали руки и вкушали снова агнца, травы и хлеб; от агнца ничего не должно было оставаться до следующего дня. Затем снова умывали руки и пили третью чашу, называемую чашею благословения, так как, испивая ее, глава семейства в особенной молитве благословлял Бога за Его особенную благодать. В заключение испивали четвертую чашу, называемую галлел, так как вслед за нею воспевали вторую часть аллилуии, т.е. псалмы Пс.115–118 . В последующие дни праздника ежедневно совершаемы были при храме жертвоприношения и общественные – от лица целого народа, и частные – от благочестивого усердия частных лиц. Во второй день праздника, т.е. в первый день опресноков, приносился вместе с другими предметами сноп ячменя, как начаток новых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

118 . В (городе) Самарии, когда его осадило сирийское войско, сделался большой голод. (Царь был весьма) обезпокоен. (Однажды) он поверял караулы, (расположенные) на стене (города). (Там) остановила его (одна) женщина и, (указывая на другую), сказала: Эта женщина убедила меня дать ей моего сына, и я дала, и мы сварили и съели его, а она пообещала, что потом отдаст и своего сына 1017 , чтобы нам напитаться его мясом; и вот теперь она спрятала сына своего и не хочет отдавать его. Царь, пораженный проявлением такого ужаснаго бедствия, когда родители вынуждены были питаться своими кровными детьми (non solum humanis, sed etiam parricidalibus cadaveribus mulieres pastae viderentur), произнес смертный приговор Елисею, во власти котораго было, как верилось царю, освободить (город) от осады и прекратить голод, а (может быть) и потому еще, что (был недоволен на него) за запрещение побить тех сирийцев, которых тот поразил слепотою. 119 . Елисей сидел со старцами в Вефиле и, прежде чем вошел к нему царский вестник, он сказал старцам: Не видите ли вы, что сын убийцы того послал снять с меня голову? И вошел вестник и принес повеление царя, осуждающаго его на смерть (denuntiantis praesens capitis periculum) (IV Цар. VI, 32–33). Пророк ответил ему: завтра утром в этот час мера крупичатой муки (будет стоить) один сикль и две меры ячменя (тоже) один сикль. И посланный царем вестник не поверил ему, говоря: еслибы, как дождь с неба, послал бы Господь такое изобилие хлеба (si pluerit Dominus de coelo abundantiam frumenti), то и тогда не могло бы случиться этого. И сказал ему Елисей: за то, что ты не поверил, ты увидишь глазами своими, но есть не будешь (IV Цар. VII, 1–2). 120 . И послышался вдруг в сирийском лагере стук колесниц, голоса многочисленных всадников, говор большого войска и шум большого сражения; и подумали сирийцы, что царь израильский призвал к себе в помощь (in societatem… praelii) царя египетскаго и царя аморейскаго, и бежали они на разсвете, побросавши шатры свои; они опасались быть разгромленными неожиданным нападением новых врагов, (к тому же не чувствовали себя) достаточно сильными, чтобы отразить соединенныя силы царей. (Все) это не было известно (находившимся) в Самарии, а измученные (victi) страхом и истощенные голодом (израильтяне) и не думали о нападении (nec praetendere audebant) (там же, 6, 7).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Пугало и др. произведения В этот том собрания сочинений Лесков вошли следующие произведения: Пугало Интересные мужчины Грабеж Человек на часах Скоморох памфалон Инженеры-бессребреники Прекрасная Аза Гора. Египетская повесть Колыванский муж Умершее сословие Фигура Чертовы куклы Николай Семенович Лесков Собрание сочинений в одиннадцати томах Том 8 Пугало У страха большие глаза. Поговорка. Глава первая Мое детство прошло в Орле. Мы жили в доме Немчинова, где-то недалеко от «маленького собора». Теперь я не могу разобрать, где именно стоял этот высокий деревянный дом, но помню, что из его сада был просторный вид за широкий и глубокий овраг с обрывистыми краями, прорезанными пластами красной глины. За оврагом расстилался большой выгон, на котором стояли казенные магазины, а возле них летом всегда учились солдаты. Я всякий день смотрел, как их учили и как их били. Тогда это было в употреблении, но я никак не мог к этому привыкнуть и всегда о них плакал. Чтобы это не часто повторялось, моя няня, престарелая московская солдатка — Марина Борисовна, уводила меня гулять в городской сад. Здесь мы садились над мелководной Окой и глядели, как в ней купались и играли маленькие дети, свободе которых я тогда очень завидовал. Главная выгода их привольного положения в моих глазах состояла в том, что они не имели на себе ни обуви, ни белья, так как рубашонки их были сняты и ворот их с рукавами связаны. В таком приспособлении рубашки получали вид небольших мешков, и ребятишки, ставя их против течения, налавливали туда крохотную серебристую рыбешку. Она так мала, что ее нельзя чистить, и это признавалось достаточным основанием к тому, чтобы ее варить и есть нечищеною. Я никогда не имел отваги узнать ее вкус, но ловля ее, производившаяся крохотными рыбаками, казалась мне верхом счастия, каким мальчика моих тогдашних лет могла утешить свобода. Няня, впрочем, знала хорошие доводы, что мне такая свобода была бы совершенно неприлична. Доводы эти заключались в том, что я — дитя благородных родителей и отца моего все в городе знают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Н.А. Кулькова Перевод выполнен Н. А. Кульковой, главы переведены совместно с Μ. С. Красовицкой, по изданию: Historia monachorum in Aegypto. Éd. crit. du texte grec et traduction annotée par A-J. Festugiére, O. P. Bruxelles, 1971. (Société des Bollandistes). Пролог Благословен Бог , «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Он привел нас в Египет и показал дела великие и удивительные, которые должно помнить и записывать; мы искали спасения, и к познанию его Господь дал нам средство, пример доброй жизни, наставление, побуждающее душу к истинному благочестию, и прекрасный памятник добродетельного жительства. И я недостоин начать такое поучение; ведь не подобает браться за великое людям малым, не способным достойно выразить истину, особенно когда они дерзают об этом писать и языком безыскусным говорить о невыразимом; так и мы при нашем ничтожестве поступаем весьма дерзко и опасно, приступая впервые к изложению предметов столь высоких; однако, непрестанно побуждаемый благочестивой братией, подвизающейся на Святой Елеонской горе 1 , поведать им о виденном мною образе жизни египетских монахов, их великой любви и великом подвиге, я дерзнул, полагаясь на их молитвы, обратиться к этому повествованию в надежде и самому получить пользу от этого наставления, вспомнив их жизнь, полное удаление от мира и безмолвие [συχαν], которое они стяжали стойкостью в добродетелях до самой смерти. Воистину я увидел божественное сокровище, сокрытое в человеческих сосудах, которое не захотел утаить, лишив многих людей наставления, но открыл к общей пользе, полагая, что и мне будет выгодно поделиться с братьями поучением, чтобы они молились о моем спасении. Начну свое повествование с пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа, ведь египетские монахи живут, следуя Его учению. Ибо я видел там множество отцов, пришедших туда в подражание Спасителю нашему Богу и ведущих жизнь ангельскую, и неких новых пророков, получивших удивительную божественную силу [νργειαν θεοειδ], благодаря добродетельной, посвященной Богу жизни; истинно служа Богу, они нисколько о земном не думают и о скоропреходящем не помышляют, но, живя так на земле, в действительности обитают на небе. Некоторые из них не знают ни того, что на земле есть иная жизнь, ни того, что в городах обитает порок, но поистине исполняются слова Господа Вседержителя: «Велик мир у любящих закон [Твой]» ( Пс.118:165 ). Многие из них с удивлением слушают о происходящем в мире, совершенно предав забвению все земные заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выше мы сказали, что загадочная для нас личность Аристовула могла быть хорошо известна иерусалимским старейшинам, но, кроме того, мы имеем и прямые свидетельства действительного существования этой личности. В письме Аристовул ясно назван учителем царя Птоломея (I, 10). Этот Птоломей должен быть не кто иной, как Птоломей Филометор, царствовавший от 181–145-го года до Р. Хр. На время его-то царствования и приходится год появления письма 164/63 до Р. Хр. Следовательво и под Аристовулом из гл. 10 ст. 2-ой Макк. книги мы должны понимать известного иудейского перипатетика, жившего в Египте в царствование Птоломея Филометора, что подтверждают и Климент Александрийский 116 и Евсевий 117 . Из свидетельств историков видно, что Аристовул посвятил Птоломею Филометору аллегорическое разъяснение пятикнижия Моисеева с целью посвятить его в тайны иудейского закона; очень возможно, что Аристовул сообщал монарху и устно свои взгляды, за что и получил почетное прозвище „διδασκαλος“ – «учителя или советника царя». Есть в письме слова, еще точнее определяющие личность Аристовула, это: „происходящему из рода помазанных священников“. Слова „χριστων ιερεων“ ясно указывают, что Аристовул происходил из первосвященнического рода, так как помазание совершалось над принимающими сан первосвященника, а не священника. Итак, по всем приведенным нами данным, Аристовул личность далеко не безызвестная; как видно, он пользовался особенным уважением египетских иудеев, по причине своих отношений к царю египетскому и также по своему происхождению из рода первосвященнического, одним словом, он был самой подходящей личностью, чтобы оказать поддержку просьбе составителей писем к египетским единоверцам. В подтверждение нашего взгляда на личность Аристовула мы можем сослаться на Низе 118 , который говорит: «адресат Аристовул был достоверно известный еврейский философ, который писал в царствование Птоломея Филометора». Перейдем теперь к разбору мнимых неточностей и легендарных сказаний, которые находятся во втором письме и которые, будто бы очевидно, говорят против подлинности его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Леонтьев, Соч., т. III, стр. 397 (повесть «Египетский голубь»). 1140 К этому как раз периоду и относится его автобиографическая статья «Моя литературная судьба», напечатанная в «Литературном Наследстве». 1141 Жена Леонтьева пережила его и скончалась уже после революции в 1917 г. (См. Лит. Насл., стр. 493, прим. 92). 1142 См. Соч. Вл. Соловьева, т. VI. 1143 Бердяев, Константин Леонтьев, стр. 8. Сам Леонтьев однажды сам себя назвал славянофилом. (Соч., т. VI, стр. 118), но лишь в смысле любви к своеобразию культуры России. Ср. также Лит. Насл., стр. 451. 1144 Флоровский, Ор. cit., стр. 305. 1145 Massaryk, Ор. cit., S. 215. 1146 Леонтьев. Соч., т. V, стр. 420. (Прим.): «главным основанием служила мне книга Данилевского». Несколько дальше. (Ibid., стр. 433), Леонтьев называет книгу Данилевского «истинно великой». Ср., т. VI, стр. 335. 1147 См. Лит. Наел., стр. 479. Примеч. 1148 Булгаков в своей статье о Леонтьеве (Тихие Думы, стр. 117), справедливо говорит, что Леонтьев «лучше и беспощаднее умел увидеть на лице Европы черты торжествующего мещанства». 1149 Бердяев. Статья, о Леонтьеве в сборнике Sub specie aeternitatis (1907), стр. 309. 1150 Цитирую по «Труд. К. Дух. Акад.» (1909, IV, стр. 579). 1151 Ibid., VI, стр. 323. 1152 Ibid., стр. 301. 1153 Бердяев, Ibid, стр. 12. 1154 Письмо к Розанову (Рус. Вести. 1903, VI). 1155 Очень хорошо и верно говорит Бердяев (Ibid., стр. 146, passim) о «серьезном нравственном характере» в Леонтьеве. 1156 Переписка Леонтьева с Александровым. (Бог. Вестник 1914 III. стр. 456). 1157 См. упомянутую уже прекрасную работу Obernauer. Der aesthetische Mensch in d. deutsch. Literatur. 1158 Бог. Вестник, 1914, III, стр. 458. Примеч. 1159 Цитирую по Аггееву (Ор. cit., VI, стр. 296). 1160 Соч., т. VIII, стр. 160. 1161 Соч., т. VII, стр. 132. 1162 Лит. Наслед., стр. 467. 1163 Соч… т. V, стр. 237. 1164 соч., т. VII, стр. 169. 1165 Соч., т. VI, стр. 21. 1166 Лит. Наслед., стр. 467. 1167 Соч., т. VI, стр. 121. 1168 Литер. Наслед., стр. 465. 1169 Флоровский, ор. cit., стр. 305. 1170

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Как Меч подсекает жилы коню и низлагает всадника, так и злонравная мысль утомляет душевные силы и предает душу печали; печаль же расстраивает впадших в нее. Кто, вознамерившись идти в город, который отстоит на тридцать стадий, прошел двадцать девять и не дошел одной стадии, – тот из дома вышел, но в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную плату наравне с прочими, понесшими дневную тяготу, так работавший до единонадесятого часа, если в двенадесятый час начнет ломать и с корнем выдергивать посаженное им, не получит платы, потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: «претерпевши же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ). И еще: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк.9:62 ). Жена Лотова, оборотившись назад, стала сланым столбом. Потому и апостол, «задняя убо забывая, в предняя» простирался ( Флп.3:13 ). Так терпи и ты, возлюбленный, ибо «мир» сей «преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки» ( 1Ин.2:17 ). Странники мы и пришельцы в мире этом. Но если, пока еще время, делаем в нем угодное Господу, то получим свою награду. Итак, приобрети терпение, возлюбленный брат, ибо написано: «В терпении вашем стяжите душы вашя» ( Лк.21:19 ). Енох двести лет благоугождал Богу по рождении им Мафусала. А мы и в свое краткое время предаемся нерадению? Противься, возлюбленный, вредным помыслам и скажи вместе с сказавшим: «Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19 ). «Кая бо полза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф.16:26 )? «Уклонитеся от Мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего» ( Пс.118:115 ). Екклесиаст вопиет: «Суета суетствий, всяческая суета» ( Екк.1:2 ). После такого богатства и славы не посвещу более трудов своих суете, чтобы по моем отшествии наследовали их другие, а я бы понес наказание. Напротив того, плоды свои принесу в дар Благому и Милосердому Богу, Который и после смерти дает жизнь и уготовал любящим Его «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 ). Ей, возлюбленный, «мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс.26:14 ). И отшествие твое будет в мир. Там увидишь праведников, радующихся о твоем спасении. Там вместе с Лазарем водворишься на лоне Авраамовом, потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, переносил укоризны, не возненавидел уничижения. Поэтому с весельем примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. Там узришь жизнь и истинный свет, упование всей твари, Избавителя душ наших Иисуса Христа, Царя славы. И возрадуется сердце твое, и радости никто не возьмет от тебя. Сам же Господь Бог наш да сохранит нас неукоризненными! Ему слава во веки! Аминь. Поучение 50. Продолжение. О различии жизни монашеской и мирской

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Поучение 5. К новоначальным подвижникам Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим уважением в мире; то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не сделать себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе, и своими руками делаешь доброе. Сия небольшая печаль и скорбь, претерпеваемая тобою ради Господа, доставит тебе вечную жизнь. И что еще скажу? Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; тоже значит и всякая печаль монашеской жизни, в сравнении с будущею скорбью, какая сретит делающих худое. Итак уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Посему трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании, живущем в тебе (1Тим.4:14), чтобы не постигло тебя то и другое, и именно, чтобы тебе не опечалить и людей, то есть, родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу. Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: боящиися Господа узрят Мя, и возвеселятся (Пс.118:74); и еще: мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (165). Посему остерегайся высокоумия и часть твоя будет Господь. Ему слава во веки! Аминь.  Поучение 6 Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряющему многих на пути Господнем. Посему положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту. Паче всего бойся, брат, Бога, и Его прославляй всем сердцем своим, чтобы и Он прославил тебя со святыми Своими. От юности твоей возьмись за самую кроткую мудрость, и не оставляй ее до последнего дыхания. Она введет тебя на стези правды; и от юности своей будешь сосудом избранным, и старость свою сделаешь почтенною, и приимешь похвалы от Бога, и люди возвеличат о тебе Господа. Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: " я сын важных и знатных родителей, а он - сын не знатных и нищих, или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю сие " . Не рассуждай так, возлюбленный; ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22). А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братиям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей; потому что написано: нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5). Господу слава во веки веков! Аминь. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010