Лобакова 2006 – Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб., 2006. Макарий, архим. Святитель МакарийМакарий, архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). М., 1996. Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г. – Макарий, архим. Церковный Собор 1549 г.//АиО. М., 1998. 2 (16). Макарий, архимандрит 1996 – Макарий, архим. Московский митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. Макарий, архимандрит 1997 – Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (из истории русско-литовских отношений)//Вышенский паломник. Рязань, 1997. 2. Макарий, архимандрит 1998 – Макарий, архим. Поминальные Синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1 (6). Макарий, архимандрит 2002 – Макарий, архим. Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. Макарий, архимандрит 2005 – Макарий, архим. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. Макарий, архимандрит 2006 – Макарий, архим. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. Макарий, архимандрит 2007 – Макарий, архим. Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его времени. М., 2007. Макарий, игумен 1984 – Макарий, игум. Всероссийский митрополит Афанасий (1564–1566)//БТ. 1984. Сб. 25. Макарий, митрополит 1996 – Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 1–7. Моисеева 1965 – Моисеева Г.Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.; Л., 1965. Насонов 1962 – Насонов А. Новые источники по истории Казанского «взятия»//АЕ за 1960 г. М., 1962. Описание славянских рукописей – Горский А., прот., Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. М., 1855. Т. 1; М., 1857. Т. 2; М., 1859. Т. 3; М., 1862. Т. 4; М., 1869. Т. 5; М., 1917. Т. 6. Описание славянских рукописей библиотеки СТСЛ – А(рсени)й и(ером.). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Опись 1626 г. – Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

...Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... (прп. Макарий Египетский , 66, 272–273). Лишаются же благодати и гибнут по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им (прп. Макарий Египетский , 66, 274). Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум (прп. Макарий Египетский , 66, 352–353). Источник. ...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский , 66, 355). Источник. Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский , 66, 412). Источник. ...Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света (прп. Макарий Египетский , 66, 412). ...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский , 66, 419). Источник. В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (прп. Макарий Египетский , 66, 424). Источник. ...Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 445). Источник. ...Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 456). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не будем впадать в уныние, когда она скрывается; не будем нерадивыми искушаемые, когда она вразумляет (прп. Ефрем Сирин , 31, 638). знает, что полезно , и природа наша известна ей; знает меру каждого и столько дает к наслаждению (прп. Ефрем Сирин , 31, 639). При всяком случае и всеми возможными способами призывает нас к себе благодать Твоя, Господи; милосердие Твое употребляет все побуждения и средства, желая даровать нам жизнь (прп. Ефрем Сирин , 33, 137). Источник. Сколько блаженны мы, грешники, потому, что самая благодать восстает на помощь нашу! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (прп. Ефрем Сирин , 33, 212–213). Источник. Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина (прп. Макарий Египетский , 66, 65). Источник. Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжении времени и целых лет (прп. Макарий Египетский , 66, 72). Источник. ...Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души (прп. Макарий Египетский , 66, 120). Источник. ...Имеющие благодать Божию должны... быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою (прп. Макарий Египетский , 66, 123). Источник. ...Если... имеющие благодать превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою... (прп. Макарий Египетский , 66, 123–124). Источник. ...Огонь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила Воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил (прп. Макарий Египетский , 66, 190). Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терние и солому... (прп. Макарий Египетский , 66, 190). Источник. ...Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не успеет трудящийся земледелатель (прп. Макарий Египетский , 66, 197).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

81. Веселися, Иерусалиме, и торжествуйте в нем, вси любящие его и живущие в нем христиане, и радуйтеся (66, 10). 82. Да ссете и насытитеся Крови и Плоти Христовой от сосца утешения Его – Чад Его, да ссавше насладитеся от входа пришествия на землю славы Его (66, 11). 83. И мир Божий даруется народам земли и слава усыновления (66, 12). 84. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме – Церкви Моей, – глаголет Господь (66, 13). 85. И узрят, и возрадуются сердца рода христианского, и познается рука Господня боящимся Его (66, 14). 86. И в день Свой приидет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой, отмщение Свое и прощение во пламени огненно (66, 15). 87. Огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа (66, 16). 88. Дела и помышления каждого знает Господь, и соберет Он все народы, и приидут и узрят славу Креста Христова (66, 18). 89. Ученики Христовы в знамении благодати принесут имя Христово во все народы, и увидят все славу Сына Единородного (66, 19). 90. От всех народов как дар Господеви приведутся во святый град Иерусалим братия Христова (66, 20). 91. И от тех поиму Себе жрецы и левиты, рече Господь – установить в Новозаветной Церкви священство (66, 21). 92. Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше – род христи анский (66, 22). 93. И во всякое время будут приходить на поклонение пред лице Господне во Иерусалим – Церковь первородных, как в год юбилейный – Пятидесятницу, когда великая радость бывает всем, ибо свобода рабам возвещается, и отпущение долгов, и наследование земли – новый Израиль духовный – христиане, как народ святой, помазан ный Духом Святым. 94. Пророк Исаия – пророк веры и надежды. С горячей ревностью защищал пророк славу Бога, обличал лицемерную набожность отпадающего от Господа израильского народа, убеждал обратиться от путей нечестия и идолопоклонства, призывал к покаянию. и предупреждал пророк, что бедствия посылаются народу для его исправления; пророчествовал о Деве Богородице, Спасителе мира и вольных Его страданиях, Церкви, обращении язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пс.118:41.   И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему. Пс.118:42.   И отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. Цель милости Божией — «спасение» наше; поэтому прилично молиться прежде о «милости» , от которой зависит наше «спасение» . Приобретший «милость» имеет также дерзновение против тех, которые поносят и восстают на него (Златоуст, Феодорит, Афанасий, Феодор, Иларий). Пс.118:43.   И не отьими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. Пс.118:44.   И сохраню закон Твой выну, в век и в век века. Молящемуся ничего более не нужно, кроме этого. А если впадает кто в какой-либо грех, у того отнимается слово «истины» не только из уст, но и из сердца. Ибо драгоценна «истина» , как и Сам Христос сказал: «Аз есмь истина и живот» (Ин. 14:6) (Епифаний, Златоуст, Анфим). Пс.118:45.   И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках. Пс.118:46.   И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся. Это небоязненное свидетельство истины Божией. Если даже «пред цари» , то о других прочих и говорить нечего. Жизнь по «заповедям» Господним производит дерзновение: пример которому представляет сам Давид. До грехопадения он очень свободно беседовал с Саулом; после же грехопадения — убегая даже от своего сына, восставшего против него, он шел, поникнув в землю и с покрытою головою (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.118:47.   И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. Пс.118:48.   И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. С «поучением» Давид соединял и делание «заповедей» , показав горячую любовь к ним в том, что непрестанно «глумляхся» , т.е. углублялся в них (Златоуст). Пс.118:49.   Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. Пс.118:50.   То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Когда Бог дал закон, то хранящим его обещал Свою милость, а преступникам угрожал наказанием (см. Исх. 20:5—6). Итак, он просит, чтобы Бог вспомнил Свои обещания, на которые повелел возлагать «упование» . Ибо именно «упование» — «то (мя) утешило» во всех бедствиях. В какой мере возрастает Божие слово в душе человека, постигаемое и приемлемое ею, в такой же мере возрастает и то, чтобы жить добродетельно (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

...Страшный змий греха сопребывает с душой, соблазняет и убеждает ее, и если соглашается она, то бесплотная душа входит в общение с бесплотною злобою духа, т. е. дух входит в общение с духом, и прелюбодействует в сердце своем тот, кто приемлет в себя помысл лукавого и соглашается на оный (прп. Макарий Египетский , 66, 124). ...Грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов (прп. Макарий Египетский , 66, 127–128). Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский , 66, 135). Источник. ...Если кто не борется со грехом , то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи... (прп. Макарий Египетский , 66, 135). ...Не украшенные Божиим словом, не обученные Божественным законом, напрасно, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху... (прп. Макарий Египетский , 66, 185). Источник. Не стали еще мы поклоняться Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех (прп. Макарий Египетский , 66, 187). Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умиренный и исполненный многих благ Небесный град, где упокоеваются духи праведных (прп. Макарий Египетский , 66, 207). Источник. Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, , – облекся лукавый (прп. Макарий Египетский , 88, 158). ...Грехи, имея в себе скрытую гибель, желательными кажутся на первый взгляд, по какому-то обольщению для неосмотрительных столько же привлекательными, как и дело доброе (свт. Григорий Нисский , 18, 158). ...Тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человеческом (свт. Григорий Нисский , 18, 280). Источник. ...При помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны – прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если не породит гнев – убийства, и похоть – прелюбодеяния. Посему, так как чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства – гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади (свт. Григорий Нисский , 18, 288–289). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ мч. Аназарвский (пам. 5 февр.) - см. в ст. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий, мученики Аназарвские МАКАРИЙ [Макарий Антиохийский;], мч. Египетский (нач. IV в.?) (пам. копт. 22 абиба (эфиоп. хамле; 16 июля)) МАКАРИЙ мч. Карфагенский, Африканский (пам. греч. 10 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 1884-1961), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

23 августа 2008 года при огромном стечении православного народа в кафедральном Свято-Петро-Павловском соборе г. Симферополя состоялось прославление в лике святых дивного угодника Божия. Божественную Литургию возглавил приснопоминаемый Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Неисчислимое множество чудес совершалось и совершается ныне у многоцелебных мощей великого светильника Церкви Христовой! Глубоко убеждены: память Архиепископа Гурия должна быть достойно увековечена в Крыму, и в частности в Симферополе – городе, ставшем для него поистине родным. Примечания См. архивные дела из фондов ГАРК 26, 118; Ишин А.В. Светильник земли Таврической: новые архивные материалы об Архиепископе Гурии (Карпове) //Крымский Архив. – 2003. – 9 – С. 68–81. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1115, л. 8. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 775, л. 51. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 964, л. 1. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 604, л. 166. Таврические Епархиальные Ведомости. – 15 апреля 1882. – 8. – С. 387. Иванов А. Преосвященный Гурий, Архиепископ Таврический и Симферопольский (Краткий очерк его служения в Таврической епархии)//Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. – Одесса: Тип. А. Шульце, 1883. – Т. XIII. – С. 243. ГАРК. Ф. 118, оп. 1,д. 1445, л. 4. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1429, л. 1. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1184, л. 1. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 775, л. 6. Находилось в селе Преслав Берлинского уезда. ГАРК. Ф. 118, оп. 1, д. 1115, л. 2. Слова и речи Высокопреосвященного Гурия, Архиепископа Таврического. – Симферополь, 1883. – С. 108. ГАРК. Ф. 26, оп. 1, д. 26631, л. 7. Гермоген, Епископ Псковский и Порховский, Бывший Таврический и Симферопольский. Таврическая епархия. – Псков, 1887. – С. 173–174; Протодиакон Василий Марущак. Архиепископ Гурий (Карпов) //Крымский Архив. – 1999. – 5. – С. 99. Нельзя не отметить, что, прикасаясь к обширному и многогранному наследию Святителя Гурия, вновь и вновь как бы невольно ощущаешь себя причастным великой православной традиции, великой православной цивилизации, ведущей свою многовековую историю от Первого Рима к Риму Третьему – Святой Руси. Митрополит Иларион и Нестор Летописец , Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Феофан Грек и Андрей Рублев, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский , Иннокентий (Борисов) и Гурий (Карпов) , а также многие, многие другие столпы Православия – не они ли формировали и формируют доныне те самые «истинные ценности», которые мы порой, подобно евангельскому блудному сыну, ищем где угодно, только не в своем доме?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Пс.118:108.   Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Добродетель должна быть произвольная ( «вольная» ) и свободная от всякого принуждения: такова была Давидова, который молился Богу о том, чтобы благоволил принять дела его только произвольные: «доброхотна бо дателя любит Бог» (2 Кор. 9:7) (Кирилл). Пс.118:109.   Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Когда мы в «руки» Божии предадим душу свою, чтобы из «них» получить пищу, жизнь, честь и славу, то мы не подвергнемся забвению Бога ни малейшему, но всегда будем памятовать о Нем, и ничто житейское не приведет нас в гнев или раздражение на злоумышленников своих (Феодор). Пс.118:110.   Положиша грешницы сеть мне: и от заповедей Твоих не заблудих. Беззаконные люди и демоны сплетают всякого рода козни, но я решился идти несоблазняющимся путем «заповедей Твоих» (Феодорит). Пс.118:111.   Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. Подобно «свидения» Божии составляли «радование сердца» апостолов, когда они пошли из собора, радуясь, что за имя Иисусово удостоились принять поругание (Аполлинарий). Пс.118:112.   Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Сам Господь Вседержитель говорит: «обратитеся ко Мне, и (Аз) обращуся к вам , и излию вам благословение Мое» (Мал. 3:7). Надеждою на «воздаяние приклонил сердце» свое Пророк, зная, что чем больше кто потрудится здесь — тем большего радования сподобится там (Феофан). Пс.118:113.   Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Как любящий свет ненавидит тьму, так и любящий закон Божий ненавидит «законопреступные» помыслы и действия. Такова похвала святых. А кто помнит зло — тот законопреступник (Златоуст, Исаиа). Пс.118:114.   Помощник мой и Заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах. Пророк не просит: будь Ты мне помощником, но исповедует, что Бог уже есть его «помощник» и «заступник» (Златоуст). Пс.118:115.   Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Пс.118:116.   Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010