составитель Терещенко Т. Н. ВЕРА Не столько искусство и опыты старческие действуют, сколько вера с упованием вопрошающих благодать Божию на нас вообще привлекают (прп. Лев, 22). Страдает тело, страдает и душа, а если бы душа была укреплена верой, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает (прп. Макарий, 20). Вера имеет силу даровать тебе успокоение, за веру и Авраам похваляется: по стольких обетованиях о семени его повелевает Господь принести Исаака в жертву Ему, – каково это было отеческому сердцу, и имея только одного сына! Но вера превозмогла любовь к сыну покорностью воле Божией, а какой конец – всем ведомо. Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией (прп. Макарий, 20). Вооружай себя верой, ею же сокрушаются козни сопротивного (прп. Амвросий, 14). Предлагаю на рассмотрение апостольские слова: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение ( Рим. 10, 10 ) 40 . Слова эти для ведущих и понимающих ясны, а для простейших требуется некоторое объяснение. Сердцем веруется в правду. Веровать в правду означает, вопервых, веровать в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, плотию Родившегося от Пресвятой Девы Марии, оторый, по слову апостола, есть наша правда, и освящение, и избавление ( 1Кор. 1, 30 ) 41 ; во-вторых, веровать Его Божественному учению и Божественным заповедям. Блаженны, сказано, алчущие и жаждущие правды ( Мф. 5, 6 ), т.е. усердно ревнующие исполнять Божественные заповеди. Усты же исповедуется во спасение. В первые времена христианства, когда от язычников было сильное гонение на христиан, слова эти имели одно значение, а именно: язычники отыскивали всюду верующих во Христа и принуждали их к отречению от Христа, и те, которые не отрекались, а твердо исповедывали веру во Христа, получали не только готовое спасение, но и мученические венцы и доныне Церковью прославляются. Теперь же, когда времена мученичества давно миновали, апостольские слова: усты же исповедуется во спасение, – имеют иное значение, а именно: кто словом и делом проповедует истину, любовь и милость, и доброжелательство к ближним, и подобное, тот ясно исповедует перед всеми свое спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. МОЛИТВА ИИСУСОВА (УСТНАЯ, УМНАЯ, СЕРДЕЧНАЯ) Молитву Иисусову проходи, как творишь, и придет время, тогда само дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и пошлется, что ищешь и желаешь. Писано в тропаре священномученикам отцам, что «деяние обрел еси, богодухновение, в видения восход». Молитву творить обыкновенно – это деяние, каковую бы кто ни творил, а видение или восхищение ума – то дар Божий от благости Божией к нам (прп. Лев, 22). О Иисусовой молитве я писал вам, чтобы смиренно проходить. Не увлекаться во мнение и подвизаться на заповеди Божии; да сохранит вас Господь от прелести вражией и дарует познать истинный путь (прп. Макарий, 20). От молитвы Иисусовой, которую ты имела при разговорах с другими, отстала. Явно, что незаметно тебе, как возмечтала об этом, так что к пользе твоей и показана тебе твоя немощь, да смиришься. Кто употребляет этот меч духовный, надо, чтобы был смирен, ибо тогда только им поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту, но при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога этой молитвой со смирением (прп. Макарий, 20). Пишете вы, что молитва Иисусова вас оставила почти совершенно, а кажется, вы ее оставили, она же нимало не причиною. Старайтесь сколько можно заниматься ею устно и в служении, ибо Господь дарует молитву молящемуся; но смущаться также не должно за нестяжание сего священного дара, взгляните на свое рассеянное устроение и нравственность; мир и суета его помрачает свет ума, а вы с этим связаны крепкими узами. При лишении же этого многожелаемого дара молитвы обратитесь к тем средствам, которыми можем доказать любовь Божию – к исполнению Его святых евангельских заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14, 15 ), – в числе которых найдете и смирение, без которого ни одна добродетель не может быть благоприятна Богу… может быть, смотрительно Господь не попущает вам стяжания оной (молитвы), да не постраждете вреда (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Преподобный Моисей (15 января 1782 – 16/29 июня 1862) Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился в благочестивой купеческой семье в г. Борисоглебске Ярославской губернии. В 1805 – 1811 гг. был послушником Саровской пустыни и Свенского монастыря. В 1811 – 1821 гг. жил среди пустынников Рославльских лесов Смоленской губернии, где был пострижен в монашество с именем Моисей. В 1821 г. епископом Калужским Филаретом был призван в Оптину пустынь для устройства при ней Иоанно-Предтеченского скита. 22 декабря 1822 г. посвящен в иеродиакона, а 25 – в иеромонаха с поставлением братским духовником. В 1826 г. иеромонах Моисей был назначен настоятелем Оптиной пустыни. Возведение в сан архимандрита состоялось в 1853 г. В настоятельство прп. Моисея зародилось оптинское старчество, был приглашен старец Лев, назначен духовником старец Макарий, число братства значительно возросло, также монастырь расцвел внешним благолепием, была собрана богатейшая библиотека, развернуто книгоиздание. Тридцать семь лет продолжалось настоятельство прп. Моисея. Современники говорили о нем: «Это был муж дела, а не словес самохвальных». Указание пути ко спасению Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила бо Божия совершается в немощи нашей, да уповаем на Господа. Кротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, и, по верному слову Христову, «претерпевый до конца, той спасен будет» 17 . Влекомый действием благодати человек в желание добродетели, не находя в себе к совершению той сил и способов, наставляется чрез то ко взысканию непосредственной помощи Христовой – начинает обращаться к Нему от всего сердца, взывать, плакать и воздыхать и учащать моления свои к Нему. И таким образом обретает, ощущает помощь и входит в живую веру, в которой утверждается сердцем, успокаивается и обретает все... Не трудитесь же напрасно в искании себе утешения и покоя и спасения, кроме смирения. Все вам только в огорчение, в беспокойство и в пагубу послужит, ежели вы не возьметесь за смирение Христово. Без него растерзают вас волки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

составитель Терещенко Т. Н. ДИАВОЛ Пишешь, что супруге вашей в сонном видении как бы дух сделал некоторую насмешку, таковые случаи попущает Господь грех ради наших, ко смирению нашему. А что она спросила, что к худу или к добру, таковое мудрование есть самых глупых, непросвещенных деревенских баб, а вам уже стыдно последовать тому, что нам какое добро может сделать злой дух, он и зла нам не может какого причинить, если Господь не попустит, а если Господь попущает ему пакости нам делать, то за гордыню нашу, к смирению нашему (прп. Лев, 22). Что нападает на вас диавол, о том сердечно скорблю и прошу Бога, да разжженные стрелы его против вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, только молитвой и постом, и не иным чем гордая и бесстудная выя его стирается, как только смирением. А как мы сразиться с ним не сильны, то посему святой Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу и со смирением говорить: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» 85 Упоминаете, что и молящуся вам и постящуся 86 он горше первого нападает на вас, об этом не смущайтесь, но еще поразумевайте 87 бессилие его, что он на лежачего напал. Это ему бесчестие, а не нам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех и без блуда, и без иного искушения оскверняет не тело только, но и саму душу нашу, чему примером могут быть евангельские юродивые девы, которые во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих, а потому и Небесного Жениха Христа не удостоились встретить, и в брачный Чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: «Не знаю вас». Посему и вы, возлюбленные, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, через что стяжешь чистоту не телесную только, но и сердечную и удостоишься увидеть Господа, по неложному обещанию Его: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5, 8 ) (прп. Антоний, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СМУЩЕНИЕ Смущение, вероятно, происходит в тебе оттого, что ты не все открыл духовнику на исповеди, что следовало бы (прп. Лев, 22). Смущение во всяком случае есть от диавола, от которого да покроет и сохранит вас Господь (прп. Лев, 20). Смиренный и в самом побеждении не смущается, но приносит покаяние. А при смущении какое покаяние? Оно-то и доказывает, что есть в нас высокоумие и гордость и не может выносить своей низости; смирение же, напротив, всегда успокаивает своего обладателя (прп. Макарий, 20). В смущении же нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием (прп. Макарий, 20). Сердце ее смутилось, уже это и значит – приняла вражеский прилог к лишению ее пользы. А где смущение, там и враг; где же мир, там Бог (прп. Макарий, 20). Вы видите в себе нерадение на делания благие, и это вас смущает, вместо того чтобы должно было вас смирять, чем бы могли привлечь к себе помощь Божию, а вы смущаетесь – смущение же есть вражия колесница, и это есть знамение духовной гордости (прп. Макарий, 20). Скорбеть о неисправлениях наших есть наш долг, но не смущаться; скорбь оная к покаянию приводит и к смирению, а смущение показывает в нас высокоумное устроение. Смирение заставляет видеть свою немощь, никого не судить, а себя, а высокоумие всех судит, а хотя и себя касается, но краем языка, и не получает спокойствия и мира (прп. Макарий, 20). Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются его (прп. Макарий, 20). Смирение успокаивает и подает благонадежие к исправлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням (прп. Макарий, 20). Смущением за малейшую мысль враг сильнее на тебя вооружается, будь мужественна и презирай их (прп. Макарий, 20). Изъяснив пред духовником свою совесть, так ли или по записке, не надо уже смущаться, что все не сказала, – это от врага; а надо успокаиваться, взирая на намерение свое ничего не утаить и на милосердие Божие, а смущение отвергать. Также и о поклонах: когда исполняешь положенное число, не надо думать, что не исполнила, – и это от врага, и обе крайности от него, т.е. и смущение, и мнение или самодовольство; нужна середина со смирением и упованием на милосердие Божие (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_4.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / / У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського в Донському Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. для друку 5 березня 2020 р. 22:36 5 березня 2020 року, в четвер Великого посту, Кирил звершив велике " я з читанням Великого покаянного канону прп. Критського у Великому Донського монастиря м. Москви. Прес-служба Московського , молдавська Фотоальбоми в четвер Великого посту. " я з читанням Великого канону прп. Критського в Донському за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : з ключовими словами життя – Великий   У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського в Донському Кирил звершив першу в цьому Передосвячених У Великого посту Предстоятель Церкви звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у Богоявленському кафедральному в У Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5602835...

составитель Терещенко Т. Н. БЕДНОСТЬ Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно. Когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя (прп. Лев, 22). Напрасно ты думаешь, что средства материальные дали бы тебе успокоение. Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами, в глазах твоих, но беспокоятся более, нежели ты. Постарайся лучше смириться и тогда обретешь покой, как Сам Господь обещал через евангельское слово(см. Мф. 11, 29 ). Если кто присылает тебе что-либо, принимай это как от руки Божией и бедностью не стыдись. Бедность – не порок, а главное средство к смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожить на земле. Помни это и не стыдись... Успокойся и Божию помощь призывай (прп. Амвросий, 3). Напрасно ты думаешь, что богатство, или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагой Промысел Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие (прп. Амвросий, 3). Ты не тужи, что у тебя не ременные гужи. 5 Лыко да мочало оборвалось; связала и опять помчала… Ехал богатый барин на тройке; у него и лошади были хорошие, и сбруя ременная. Ехал и бедняк. У того и лошадь была плохая, и вся сбруя – лыко да мочало. Оба попали в зажору 6 . У обоих сбруя порвалась. Высвободившись кое-как из зажоры, бедняк связал свое лыко да мочало и поехал себе вперед, а богатый остался на месте – ременные гужи надо было сшивать (прп. Амвросий, 2). И касательно бедности твоей скажу: на днях у нас была бедная послушница и подобно тебе роптала на бедность; но когда дорогой зашла в крестьянскую избу да увидала везде снег, холод, голод, куча ребятишек в лоскутьях, то чуть не ублажила себя. А наша бедность еще не такая нестерпимая. А нам ведь какая высокая награда, если потерпим (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Исцеляется она [раздражительность] не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Кто ощущает себя склонным к гневу, ярости, мщению и лукавству, тот ниже да зрит след безмолвия 59 » (прп. Лев, 22). Очень жаль, N., что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допускайте себя до раздражительности: стоят ли вещи или что другое того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так или против вашей воли, надо оставить так, предоставив случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу придете и в навык; ведь и худое, и доброе навык укрепляют (прп. Макарий, 20). Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умножится, а когда тебе показуют ее, то при помощи Божией и самоукорении можешь получить исцеление (прп. Макарий, 20). Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха, а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости (прп. Макарий, 20). Вы имеете залог яростной части, т.е. раздражительность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надо иметь попечение об исцелении оной, а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас, страсть внутри лежит, при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам ее, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снисхождением, милостью, но ведь этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи, так надо разуметь и о прочих страстях. Есть действуяй страсть, есть противляяйся страсти, а есть искореняяй страсть 60 . Мы хотя еще не можем искоренить, но когда будем сопротивляться, то дойдем и до искоренения оной, то есть исцеления. Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божии; так в самолюбии, гордости и во всякой страсти должны мы иметь наблюдение за собой и бороться с ними (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ОТШЕЛЬНИК [греч. Ικωβος ναχωρητς] († 457), прп. Сирийский (пам. 26 нояб.; пам. греч. 21 февр., 26 нояб.). Житие И. О. описано в 21-й гл. «Истории боголюбцев» его современником Феодоритом , еп. Кирским. И. О. род. в посл. четв. IV в., был учеником преподобных Марона (пам. 14 февр.) и Зебинаса (прп. Зевин; пам. 23 февр.), последний «облачил его во власяницу» ( Theodoret. Hist. rel. 24//PG. 82. Col. 1457). Вначале И. О. подвизался в небольшом жилище, затем удалился на холм в 30 стадиях (ок. 5,5 км) к востоку от г. Кир. Он жил под открытым небом, на виду у всех (по мнению франц. исследователей, между 402 и 406). Несмотря на тяжелую болезнь желудка и сопряженные с ней физические страдания, И. О. принимал всех приходивших к нему. Когда недуг И. О. усилился, жители Кира доставили его в один из городских мон-рей, однако, придя в себя, подвижник попросил отнести его обратно на холм. И. О. носил железные вериги, вкушал лишь вечером замоченную в воде чечевицу; часто зимой, стоя на коленях, так что снег полностью засыпал его, он молился по 3 дня и 3 ночи. И. О. избавлял больных от лихорадки, изгонял бесов, воскресил ребенка; вода, благословленная им, становилась целебной. Молитва И. О. не раз помогала еп. Феодориту в борьбе с маркионитами и в управлении паствой: в 446-447 гг. епископ направил письма префекту Констанцию и патрицию Сенатору с просьбой об уменьшении части податей; по его словам, И. О. также присоединялся к этой просьбе ( Theodoret. Ep. 42, 44). И. О. претерпел много испытаний: в течение 10 дней бес не давал ему вкушать пищу, в др. раз И. О. долго страдал от жажды. И. О. сподобился божественных видений и с миром отошел ко Господу. И. О. пользовался большим уважением, так что дважды его приглашали принять участие в богословских спорах: в апр. 434 г. имп. Феодосий II направил письмо прп. Симеону Столпнику (пам. 1 сент.), прп. Варадату (пам. 22 февр.) и И. О. с просьбой убедить еп. Феодорита примириться с соглашением между свт. Иоанном I , архиеп. Антиохийским, и свт. Кириллом , архиеп. Александрийским ( Theodoret. Ep. 253). В 457 г. имп. Лев I обратился к православ. архиереям вост. части империи с предложением поддержать постановления Вселенского IV Собора , а также признать законность Тимофея II Элура , архиеп. Александрийского; в списке имен архиереев, отвергших последнее, обозначено имя И. О. (ACO II. T. 2. Vol. 5. P. 23).

http://pravenc.ru/text/200339.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010