(1) Слова Златоуста: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь. (2)Исихий говорит, что манну называет небесною, не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве. Пс.104:42 .  Яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему Бог, говорит, оказал евреям выше сказанные благодеяния потому, что Он помнил обещание свое, данное им рабу Его Аврааму, т. е. что Он умножит семя его и даст ему землю Ханаанскую, т. е. Палестину(1). (1) Златословесного: Это говорит для того, чтобы не думали, что сие случилось по достоинству их, и чтоб это не было для них поводом к надменности; почему, по словам Евсевия, и Моисей говорил евреям: не говори в сердце своем, когда Господь Бог истребит пред лицем твоим народы сии, так: за праведность мою Господь ввел меня в наследство доброй земли сей; не за правду твою, но по причине нечестия народов тех Господь истребил их пред лицем твоим, и для того, чтобы исполнить завет, о котором клялся Господь отцам нашим (Вт. 9:2). Пс.104:43 .  И изведе люди своя в радости, и избранные своя в веселии Пс.104:44 .  И даде им страны язык; и труды людей (племен) наследоваша. Пс.104:45 .  Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут Бог, говорит, извел Иудейский народ из Египта радующимся о потоплении Египтян; и избранных своих освободил с веселием, где избранными называет свой народ, потому что он избран от Бога. И дал им страны семи народов, обитавших в Палестине, и они наследовали труды и имущества упомянутых народов.(1) А все сие Бог, говорит, произвел для евреев для какой цели? Для той, чтобы побудить их к хранению заповедей Его и чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

393.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 394.  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395.  Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399.  Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416.  Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417.  Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

394. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395. Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2. 418. Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

6). И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех . Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты). «Долго спускал Господь Содому и Гоморре. Они же вместо вразумления спешили наверх нечестия, зато когда не чаяли поражены огнем, во образе вечного огня, ожидающего нечествующих. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память и страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). 7). А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил «За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серой. И тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него, а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни» (св. Климент Римский , 1Кор.11 ). «Петр присоединяет к (другим примерам) и (историю Лота), с тем, чтобы научить нас, что можно не быть общниками порочных людей и таким образом избежать равного с ними наказания» (св. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 8). (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) «Мир с его ложным и безумным мудрованием, с его страстями, похотями, пороками, злодеяниями пред очами души чистой представляет такое ужасное зрелище, от которого страждет она иногда почти как от ада, как именно сказано о душе Лота… страждет она внутренно, за истину отвергаемую, за добродетель изгоняемую, за славу Божию оскорбляемую, за души человеков взаимно растлеваемые и в погибель влекомые» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 26 марта 1831 г.). «И вам надлежит, подобно древним праведникам, страдать, видя вокруг сплошное неверие, нечестие и безмерную распущенность в людях, – их неправда пусть жжет вас, чтобы вы всей душой стремились к чистоте и истине. Если сердца ваши будут такими, то узнаете, что Господь силен избавить всех вас даже среди рода строптивого и грешного, отвергающего Его. Помните о страданиях праведников, живя в безбожном окружении и не будьте равнодушны к тьме нечестия, которую видите вокруг. Мучайтесь от этой тьмы и тогда придет вам вечное избавление от Бога» (св. Лука (Войно-Ясенецкий) . Проповедь от 16 февраля 1949 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

7–8). Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это, – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. «Иаков же в этом отрывке хочет показать, что злые языки превосходят жестокостью диких зверей, стремительностью, – небесных птиц и ядом гордыни змей» (св. Беда). «А язык укротить никто из людей не может, – это нужно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; человек, если укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Ибо если читать это в утвердительной форме и было бы невозможно укрощать язык, то напрасно апостол убеждает исполнять невозможное» (блж. Феофилакт). «Подобно тому как меч, наточенный на точильном камне, становится более острым и (пригодным) для уничтожения, так и язык, которому трудно оставаться в покое и сдерживать себя, становится еще более жестоким всякий раз, когда приучается от порочных людей клеветать, ругать и бесчестить) других» (блж. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 9–12). Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. " Источник этот, – сердце человека. Ручеек же, – слово. Отверстие, безусловно, уста человека. Сладкая вода, – здравое учение. Горькая же вода, – никуда не годное учение» (св. Иларий Арльский). «Как не могут из одного отверстия источника течь одновременно и сладкая, и горькая вода, но если смешаются они в одной емкости, то сладкую воду горькая сделает горькой, сладкая же горькую сделать сладкой не сумеет. Не могут из одних уст исходить благословение и проклятие, но всякий, молящийся Богу, проповедующий Его слово и не прекращающий при этом злословить людей, показывает, что сладость его благословения поглощена горечью злословия. Из за капли закваски закисает все тесто и не бывает прекрасной хвала, исходящая из уст грешника» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

8). Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. " Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам. Поэтому прекрасно сердцем чистым и не оскверненным быть в единении с Богом. Если же не возможно это, по какой-либо лености и немощи душевной, то по крайней мере, старайся воздыханиями, слезами и благой надеждой объять невидимые ноги Иисуса Христа» (прп. Нил Синайский . Письма, 3:236). «Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить одним образом, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей и не живут в доме Господнем единомысленно» (блж. Феофилакт). 9). Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость, – в печаль. «Не любите, умоляет Иаков, обогащения и не радуйтесь веку сему, но вспоминайте о соделанных вами непотребствах и стремитесь скорее через нищету этой краткой жизни и преходящую печаль достичь небесной радости вечного царства, нежели через радость преходящего богатства, приобретенного неправедным трудом, оказаться лишенным вечного, заплатить за это богатство плачем и мучениями» (св. Беда). 10). Смиритесь пред Господом и вознесет вас. «Блаженны смиряющиеся пред Богом. Всякий раз, когда мы вот так смиряемся, даже если против нас злоумышляют бесы или же на нас нападают люди, ненавидящие добродетель, мы имеем Бога, спасающего нас, если мы только не забываем Его закона и не хулим (Его) в наших скорбях» (блж. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 11–12). Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? «Осуждает закон значит презирает, ибо осуждающий делает это из презрения. Какой же закон осуждает он? Во-первых, тот который повелевает: не судите и не будете судимы ( Лк.6:37 ). Во-вторых, тот который высказан в псалме: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню ( Пс.100:5 ). А так как это происходит от презрения, прибавляет, что если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Итак, не располагайся уничижать, потому что один только Законодатель, – Бог , могущий спасти и погубить преступников Своего закона» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

    «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».       Часть вторая     «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»    Святые отцы молитводелание называют художеством. Святой Иоанн Лествичник в Слове 27-м «О безмолвии» говорит о молитве Иисусовой:     «Аще художеству сему искусно научился еси, то не намажешь не веси глаголемое».     Святой Исихий, пресвитер Иерусалимский, об этой же молитве говорит:     «Трезвение есть духовное художество».     Святой Никифор Постник называет молитву Иисусову «небесного жития художеством».    Молдавский старец Паисий (Величковский), приведя наименование Иисусовой молитвы святыми отцами «художеством духовным», дает этому такое объяснение:     «Яко же художества не может сам о себе человек искусно без художника научитися: тако и сему мысленному молитвы деланию, без искусного наставника, навыкнути невозможно».    И далее объясняет разницу между общественной молитвой и молитвой Иисусовой:     «Церковное бо по Уставу правило, еже по священным церковным книгам, аки дань подобающую Царю Небесному, должны суть Православные Христиане мирстии и монаси на всяк день воздавати, всяк умеющий Писание может усты чести и совершати без всякого научения. Умом же и в сердце, таинственную молитвы жертву Богу приносити, понеже духовное есть художество, без научения, яко же предъуказася, есть невозможно».     Вставая на путь молитвенный, надо решить твердо: не брошу его никогда    Начать и бросить хуже, чем не начинать вовсе. О трудящихся над очищением души своей и потом бросающих свою работу Господь сказал:     «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже» первого» (Лк.11:24—26).    Когда молитва изгоняет из души духа нечистого, он не успокаивается и не оставляет человека, а спустя некоторое время вновь «возвращается в дом свой».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4035...

   «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280).    В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф.).     Зигабен на Пс. 7:10.     Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6.    4 Цар. 15:1—5.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494.     Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21.     Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36.     Иосиф Флавий. Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23.    Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.).     Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12.     Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10.     «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10.    Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»:     Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С. 78.    Там же. С. 166—167.    Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» (Лествица. 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   И не говори мне, что многие из святых многого пения придерживались, но разумей и веруй, что те же отцы повелевают нам без сомнений восходить от пения к молитве, каким был и святой Григорий Синаит, который сначала по неведению лучшего держался одного пения, а затем, будучи наставлен одним критянином, сменил многое пение на умную молитву и, по опыту познав, что не будет такого скорого и легкого успеха от пения, как от молитвы, все тщание повелел иметь всем о молитве, петь же немного, когда уныние.    Так что и ты, без всякого сомнения так делай, да не будут и тебе за твое непокорство сказаны слова апостола, говорящего так: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что ревность Божию имеют, но не по разуму. Не разумея правды Божией и свою правду стараясь поставить, они не покорились правде Божией» (Рим. 10:1—3). Ибо что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Втор. 30:14). «Ибо если исповедаешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься» (ср.: Рим. 10:9). «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (ср.: Иоил. 2:32; Рим. 10:13).    Все же это — «глагол», исповедание и призывание — разумей как присутствие внутри тебя Христа, через святое крещение вселившегося, призывать Которого, именовать и исповедовать ты должен непрестанно, когда в сердце, а когда устами говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Так что наблюдай, человече, за собой и своим упорством, да не пошлет на тебя за это Бог дух усыпления — «глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат» (ср.: Рим. 11:8), — как против тебя, словно второй Илия об Израиле к Богу, говорит священное Писание, против которого ты, словно против острого рожна, прешь. Так что не надейся и не верь, что в чем-либо духовном преуспеешь, если не возьмешь за правило призывать Иисуса Христа на всякий помысел злой и на всякую рать вражью, сказал святой Исихий. Не найдешь ведь крепче оружия на врагов на небесах и на земле кроме имени Христова. И невозможно тебе избежать горького напоения злых помыслов, ни хлеб из отрубей перестать есть, пока не постараешься вкусить чистого «хлеба, сошедшего с небес» (Ин. 6:51), каковой ядущии не проголодаются вовеки, воспринимая веселие и радость, а не страх или безрассудное утешение, каковое есть радостное самомнение. Ведь как Закон, неспособный сам сделать человека безгрешным, отсылал всех ко Христу и к Нему устремлялся, хотя и казался при этом умаляемым, так и внешнее пение, предварительно обучив делателя, передает его Христу, т. е. умной Иисусовой молитве, аки не могуще того собою в духовное действо возвести, аще и само то ради молитвы сокращается, а второе бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Сердце – это сосуд с елеем, то есть божественной благодатью. По словам Макария Египетского, «оные пять бодрствовавших дев, державшие чуждый для их естества елей, то есть благодать Духа, в сосудах сердца, смогли войти в брачный чертог вместе с Женихом " 6. Таким образом, сердце – это сосуд, где мудрый человек сохраняет благодать Святого Духа, чтобы таким образом войти в брачный чертог и радоваться на брачном пиру Жениха.    Сердце – это поле, где скрыто сокровище, и человек, нашедший его, продает все, чтобы купить это поле (Мф.13:44. См. также: Добр. Т.3. С.224).    Сердце – это образ Нового Завета или, вернее, Новый Завет есть образ чистоты сердца, соблюдения и хранения ума (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский. Добр. Т.2. С.181). «Образ внешних, чувственно-телесных подвигов есть Ветхий Завет, а святое Евангелие, которое есть Новый Завет, есть образ внимания или чистоты сердечной» (Добр. Т.2. С.181).    Сердце – это небо. «Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием и частая против врагов устремляемая молитва – там место Божие, или сердечное небо» (Св. Филофей Синаит. Добр. Т.3. С.402).    В сердце дается залог Духа: Бог запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1:22).    Сердце – это скрижали, на которых Бог пишет Свое послание: Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не па скрижалях каменных, по на платяных скрижалях сердца (2Кор.3:2-3).    Сердце – то место, где сияет свет Божий: Бог ...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2Кор.4:6).    В сердце человек убеждается в своем усыновлении и там ясно слышит глас Божий: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче.!» (Гал.4:6). Поскольку Бог почивает в сердце, там Он и обращается к человеку. Там можно явственно и отчетливо слышать глас Божий.    В чистом сердце имеются и глаза, которыми оно созерцает тайны Божий: чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости... и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его... (Еф.1:17-18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010