Как душа, преданная бездействию и беспечности, легко овладевается страстями, так и душа, непрестанно занятая подвигами благочестия, не имеет даже и досуга подумать когда-нибудь о них, потому что заботливость о подвигах отвлекает ее от всех страстей ( 36, 472 ). Если нас возмущает какая-нибудь страсть, то мы благочестивым умом представим себе будущий день Страшного Суда и будем иметь в виду не настоящее удовольствие, но последующее за ним мучение; тогда страсть тотчас отступит от нашей души и оставит ее ( 38, 461 ). Увещеваю тех, которыми еще не овладела страсть, не предаваться ей, потому что легче воздержаться, нежели, предавшись, освободиться от нее. Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 105 ). Страсть если найдет вас обессиленными и ослабевшими, то легко поборет; а если найдет трезвенными и разгневанными на нее, то немедленно оставит вас ( 51, 26 ). В священную брань со страстями плоти надлежит вступать, полагаясь не на самих себя, но предоставляя победу Божию содействию. Ибо если так поведем брань – и сами всем запасемся, все приведем в порядок, употребим труды и бдительность и возложим упование на помощь свыше, то легко преодолеем страсти и постепенно, вновь одерживаемыми победами, возвратим благие надежды. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 32 ). Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 174 ). Если приучимся к доброму размышлению, то будем стыдиться страстей, как только встретимся с ними ( 55, 168 ). От человека требуется не усыпить свои страсти, а искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут упорствовать ( 55, 248 ). Страсти лучше исцелять памятью и трудами добродетелей, чем сопротивлением страстям ( 55, 304 ). Ибо никто не может победить страсти, разве только добродетелями, ощутимыми и видимыми ( 55, 362 ). Кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития победил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здоровье. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 260 ). Великое дело одолеть собственные страсти, но гораздо важнее убедить и других принять тот же образ мыслей. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 840 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Кн. 2. С. 911–943. In kalendas homilia//PG 48, 953–962. – Рус. пер.: Иоанн Златоуст , свт. Слово на новый год//Там же. – Т. 1. Кн. 2. – С. 767–777. In paralyticum per tectum demissum//PG 51, 47–64. – Рус. пер.: Иоанн Златоуст , свт. Беседа о расслабленном, спущенном через кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцем//Там же. – Т. 3. Кн. 1. – С. 34–50. In Pascha (Spuria)//PG 59, 723–756. – Pyc. пер.: Иоанн Златоуст , свт. На Пасху//Там же. – Т. 8. Кн. 2. – С. 924–971. Laus Maximi//PG 51, 225–242. – Pyc. пер.: Иоанн Златоуст , свт. Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жен//Там же. – Т. 3. Кн. 1. – С. 223–242. Ioan . Climac . Scal. Par. Ioannes Climacus Scala Paradisi//PG 88, 631–1164. – Pyc. пер.: Иоанн Лествичник , npn. Лествица. – M.: Сибирская благозвонница, 2010. – 575 с. Ioan . Damasc . Adv. Const. Cabalin. De fide orth. De haer. De imagin. De recta sent. De Trisag. Dialect. In Col. I ren. Contra haer. Irenaeus Lugdunensius episcopus Contra haereses//PG 7а, 433–1118; 7b, 1120–1224. – Pyc. пер.: Ириней Лионский , сщмч. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди . – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2008. – С. 21–537. Isaac Syrus. Λγοι σκετικο σ ακ το Σρον Λγοι σκετικο//Фιλοκαλα τν νηπτικν κα σκητικν. – Θεσσαλονκη, 1991. – Т. 8А-8Г. – (ЕПЕ). – Рус. пер.: Исаак Сирин , прп. Слова подвижнические. – М.: Правило веры, 2006. – 716 с. Isid . Pel. Ep. Isidorus Pelusiota Epistolae//PG 78, 177–1646. – Pyc. пер.: Исидор Пелусиот , npn. Письма: в 2 т. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000–2001. Julius I Ad Antioch. Julius I papa Romae Ad Antiochenos//PL 8, 879–907. – Пер. заглавия: Иулий I, nana Римский. Послание к Антиохийцам. Just. Martyr. Apol. Cohort. ad Graec. Dial. Respons. ad orthodox. Justinus Martyr Apologia I et II pro Christianis//PG 6, 327–470. – Рус. пер.: Иустин Философ , мч. Первая апология, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому//Творения. – М.: Паломник; Благовест, 1995. – С. 31–104; Вторая апология, представленная в пользу христиан римскому сенату//Там же. – С. 105–121. – (Библиотека отцов и учителей Церкви; т. 1). Cohortatio ad Graecos//PG 6, 241–311. – Pyc. пер.: Иустин Философ , мч. Увещание к эллинам//Там же. – С. 401–449. «Разговор с Трифоном-иудеем» Judaeo//PG 6, 471–800. – Pyc. пер.: Иустин Философ , мч. Разговор святого Иустина с Трифоном иудеем//Там же. – С. 132–362. Responsiones ad orthodoxos//PG 6,1249–1400. – Пер. заглавия: Иус- тин Философ, мч. Ответы православным на некоторые необходимые (важные) вопросы. Leo Magn . Ep. Leont . Byz. De sectis Macar . Aeg. Hom. Macarius Aegyptius Homiliae spiriruales//PG 34, 449–822. – Pyc. пер.: Макарий Египетский , npn. Духовные беседы. – [Сергиев посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

350 Тоже открывается из сохранившихся у Евсевия свидетельств о пасхальных спорах 2-го века между малоазийскою и римскою церквами. Под пасхою спорившие церкви разумеют зараз и тайную вечерю, и голгофские страдания, смерть и воскресение Господа. Так как понятие христианской Пасхи в сущности тожественно с понятием евхаристийной Жертвы, то, следовательно, и в этом последнем понятии безраздельно мыслились теже моменты. 360 Специально понятие жертвы в отношении к евхаристии за первые три-четыре века раскрыто у Probst’a под рубриками: das Opfer. 362 Против нашего вывода не может говорить удвоение воспоминания Голгофской Жертвы в теперешнем служебнике. Новообразовавшаяся проскомидийная часть литургии, как мы уже замечали, не изменила прежнего литургийного типа, а только была присоединена к прежнему чину, оставив оный в неприкосновенном виде. Таким образом в позднейшем чине удвоение это понятно, но оно неестественным представляется в древнейшую эпоху первообразования и редактирования литургийных чинов. 369 См. другие свидетельства у Kossing’a, s. 513, прим. 328, ср. s. 459, прим. 246; Bona: р. 625 след. 371 Литургия Иакова греческ. Daniel, IV, XXIII–XXIV, s. 103–104; литургии Марка, Апост. Постановлений, сирско-греческая Иакова. – Златоуст: «совершив евхаристию, говорим, слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Бес. 3 и 9 на Колос.; Бесед. 25 на Мф. рус. перев. стр. 528. М. 1839 г. 373 Выражаемся так только о тех частях древних чинов, в которые не привнесены позднейшие еретические искажения. 374 «В первенствующее время, когда алтарь входен был и для мирян, приступавших в нем к самой святой трапезе для принятия Тела и Крови Христовых (так было еще во времена Исидора Пелусиота , † ок. 440 г.), алтарная преграда (решетка) не составляла необходимой принадлежности алтаря и не везде была» – пишет Е. Е. Голубинский в Ист. Рус. Церк. Том перв., втор. полов тома, стр. 168, прим. 3. – Что в некоторых храмах алтарная решетка существовала уже в первую эпоху, это должно признать в виду свидетельств некоторых древних писателей. Так Евсевий, наприм. в своей Церковн. Ист. пишет: «чтобы святилище (т. е. алтарь) было не для всех доступно, он (Тирский епископ Павлин) оградил его деревянною решеткой, украшенною до крайности тонким резным искусством, приводящим в удивление зрителей» – Кн. 10, гл. 4, рус. перев. СПБ. 1848. г. 566 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

M. gr. 87, 1277 – 1278) называет св. Кирилла „ νψς“ Феофила. Сократ (Hist, eccles., 1. VII, с. 7. М. gr. 749), Св. Исидор Пелусиот (Epist. 310, 1, I. М. gr. 78, 361 – 362) и Никифор Каллист (Eccles. hist. 1. XIV, с. 25. М. gr. 146, 1100) называют его ,, δελφιδος“ Феофила. Но и „ νεψις“ и ,, δελφιδος“ можно перевести и „сын сестры“, и „сын брата“. (Гр. – русск. словарь Коссовича, т. 1), поэтому на латинский язык оба эти термина переводились безразлично: и „fratris filius“ и „sororis filius“ (см. по тем же цитатам у М. gr. латинский текст). Kopallik (Cyrillus v. Alex., Mainz, 1881, s. 2) считает св. Кирилла сыном брата Феофила, ссылаясь на Никифора Каллиста и на libellum пресвитера Афанасия, читанную на Халкидонском соборе. Но первый своим выражением ,, δελφδοδς“, как мы видели, ничего определенного не говорит, а в libello второго и совсем нет речи о родстве св. Кирилла с Феофилом. Между тем, большинство исследователей, напр. – Филарет, Архиеп. Черниговский (Историч. учение об отцах Церкви, С.П.Б., 1859 г., III, 91 стр.), Миролюбов (Проповеди св. Кирилла Александрийского , Киев, 1889 г., 1 стр.), Четьи – Минеи (9 июня – житие св. Кирилла, от Никифора, Созомена и пр. собранное), считают св. Кирилла племянником Феофила по матери, а не по отцу. С большинством соглашаемся и мы, считая, впрочем, необходимым и возможным подкрепить это мнение посильным доказательством. А именно: среди сочинений en. Порфирия (Успенского) помещается так называемый „Дионисиевский список патриархов Александрийских“ (Восток христианский, т. I), составленный в Каире на основании древнейших рукописей. И вот в нем св. Кирилл назван „о τοδ θβοφιλοδ è ξ αδελφς νεψις“ (стр. 3 – я). Нам лично пришлось видеть в библиотеках Афонских монастырей несколько древнейших рукописных Прологов, где. Св. Кирилл называется „сестричищем Феофила“ (Библ. Зографскаго монастыря, отд. I а; ч. IV, 5 „Пролог всего лета“). Очевидно, что в древнее время и для греческих авторов, и для славянских переводчиков были основания считать св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

357. Ему же. О том же. Слова: прежде даже алектор не возгласит (Мф.26:34) -значат: прежде, нежели воссияет день воскресения, потому что пение сих птиц бывает слышно, когда приближается заря, но на земле еще тень. Посему пред наступлением живоносного восхода птичий голос соделался обвинителем в отречении, давая разуметь как исчезновение ночи проклятия, так и воссияние света жизни. 358. Ему же. О том же. Что род человеческий троекратно отступил от Бога - сие дал разуметь и Сам Господь, сказав, что троекратно приходил Он и не находил плода на смоковнице (Лк.13:7), все повреждение которой уврачевал в Себе Самом, определив, чтобы смоковница не приносила уже более плодов преступления. 359. Ему же. О том же. Первое отступление есть нарушение заповеди, повелевающей не вкушать от древа, еже посреде рая (Быт.3:3). Второе злочестие во время закона - приверженность Евреев к тельцу. А третье нечестие во время благодати - отречение сказавших: не имамы царя, токмо кесаря (Ин.19:15) и отвергшихся Господа славы. 360. Феону. На слова Писания: Аз есмь хлеб животный (Ин.6:35). Господь называется хлебом, Сам Себя именуя сим именем; по разумению первоначально открывающемуся - как соделавшийся для всех спасительною пищею, а в смысл таинственном - как вложивший квас в человеческое смешение, очистивший и как бы испекший оное огнем Божества Своего, и соделавшийся единым с Ним лицом и единою достопокланяемою Ипостасью. 361. Евстафию. О чревоугодии. Пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени обращаются они в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление оных сверх потребности ныне порождает болезни, а в будущей жизни подвергает ответственности на Суде. 362. Леониду. О благословении детей патриархом Иаковом. Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт.48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

Исидор Пелусиот Письма: Epistolarum, lib. I–V. PG 78, 177–1646. Иустин Философ Диалог с Трифоном: Dialogus cum Triphone. – PG 6, 481–800. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Разговор с Трифоном иудеем//Творения/Пер. прот. П. Преображенский . М., 1892, 1995. С. 132–362. Первая апология: Apologia prima pro Christianis. PG 6, 328–440. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Первая апология//Творения/Пер. прот. П. Преображенский . М., 1892, 1995 р . С. 31–104. Киприан Карфагенский Книга о единстве Церкви: De unitate Ecclesiae. PL 4, 493–520. Книга о молитве Господней: De Dominica oratione. PL 4, 519–544. Послания: Epistolae. CSEL 3/2, 465–842. Кирилл Иерусалимский Поучения огласительные: Catecheses [illuminandorum]. PG 33, 331–1060. Поучения тайноводственные: Catecheses [illuminandorum et] mystagogicae quinque. PG. 33, 1065–1128. Русский перевод: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Климент Александрийский Педагог: Paedagogus. PG 8, 247–684. Русский перевод: Климент Александрийский . Педагог. М., 1996. Леонтий Византийский Против Нестория и Евтихия. Contra Nestorium et Eutychium. PG 86. Макарий Египетский Духовные беседы. PG 34. Русский перевод: Макарий Великий , преп. Духовные беседы, послания и слова. М., 2002. Максим Исповедник Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Русский перевод: Максим Исповедник , прп. Мистагогия//Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 154–184. Вопросы и недоумения: Quaestiones et dubia. PG 90, 1–78, 785–856. Русский перевод: Максим Исповедник , прп. Вопросы и затруднения. М., 2008. Ориген Гомилии на Бытие: In Genesim, homiliae 1–17. PG 12, 145–262. О молитве: De oratione libellus. PG 11, 415–562. Симеон Новый Богослов Слова нравственные: Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. Ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. Paris, 1966; T. II (Eth. 4–15). SC 129. Paris, 1967. Слова огласительные: Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses. Ed. B. Krivochéine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. Paris, 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. Paris, 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. Paris, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Какие же дары ? Во-первых, Бог подает саму возможность услышать слово о спасении. Пришел апостол в страну, человек услышал проповедь в церкви, заставившую его задуматься, прочел случайно (так обычно говорят, но надобно говорить: промыслительно) книжку или одну строчку из Евангелия с тем же результатом – все это и многое другое не от нас зависит, не может быть приобретено нами по нашей воле, а есть дар Божий ( Флп. 1, 29 ). Преп. Иоанн Кассиан на это место из послания ап. Павла говорит: «Здесь свидетельствует [апостол], что как начало нашего обращения и веры, так и терпение в страданиях даруются нам от Господа... Не прилежное чтение, но Господь просвещает слепцы ( Пс. 145, 8 )» (Писания. М., 1892. С. 218. Собеседование 3, 15). Во-вторых, надо, чтобы человек понял, что то православное учение, которое ему проповедуют, есть свет, а его собственные убеждения – тьма. И Бог дает благодатное просвещение его разуму. См.: преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 362. Слово 44; Феофан Затворник , еп. Начертание христианского нравоучения. Ч. 3. Путь ко спасению. М., 1899. С. 79 и след. Отдел 11. Действие Божией благодати. 807 Но как же объяснить те случаи, когда благодать как бы насильно спасает человека ( Деян. 9, 5–19 )? На самом деле это происходит не насильно. Но Бог или видит в человеке скрытые возможности его спасения, или хочет отнять у него поводы к оправданию на Суде. Подробно на эту тему см.: преп. Исидор Пелусиот . Творения. Ч. 2. М., 1860. С. 48–50. Письмо к епископу Аполлонию, 60. Во всяком случае право выбора (между добром и злом) у человека (даже у светоносного ангела и апостола!) остается. «Следует же знать, что выбор того, что должно быть делаемо, находится в нашей власти», – говорит св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 113. Кн. 2. Гл. XXIX. О промысле.). 808 Это второй вид спасительной благодати. Ее действия более определенны, так как орудием обычно служат таинства церковные. Этими таинствами неминуемо заканчивается обращение и совершается оправдание и освящение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

537 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 781. 538 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XII. С. 845—848. 539 Ср. Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 356. С. 292. 540 Еп. Феофан. Толкование Посл. к Галатам. 541 Он же. Толков. 1Кор.6:18. 542 Свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. Письмо VII. Грех. С. 180—183. 543 Преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. T. II, § 33. С. 237—238. 544 «Душа, — говорит блж. Диадох, — покрытая проказой сластолюбия, не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто-нибудь непрестанно ей возвещал о страшном и могущественном судилище Божием» (Подвижническое слово, гл. 17). 545 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. С. 711—712. 546 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 712. 547 Еп. Феофан. Толкование на Посл. к Римлянам (Рим.13:13). 548 Ср. С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 266. 549 Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. М., 1853. Поучение 66. С. 238. 550 Свящ. П. Флоренский. Указ. соч. С. 354. 551 Притч.5и далее; 7и далее; 1Кор.6:15, 18—20. 552 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 341, 516. 553 Еп. Феофан. Толкование Первого посл. к Коринф. (6, 18). С. 243. 554 См. Добротолюбие. T. I, § 209. С. 112. 555 Свт. Димитрий Ростовский. Сочинение. T. IV. Отд. II. С. 106. 556 Прот. П. Солярский. Нравственное правосл. богословие. Изд. 2-е. СПб., 1875. С. 245. Архм. Платон. Правосл. нравственное богословие. С. 177—179. 557 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. 2. Письмо 163. С. 99. 558 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 2. 559 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. T. II, § 66. С. 384. 560 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 350, 362, 724. 561 Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., I860. Ч. 2. Письмо 30. С. 31. 562 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 10, § 5. 563 Там же. Гл. 2, § 6, гл. 7, 8 и 10. 564 Там же. Гл. 12, § 6. 565 Там же. Гл. 12, § 5. 566 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 8; преп. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. 2. Письмо 177. С. 140.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. 2. Письмо 163. С. 99.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 2.    Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. T. II, § 66. С. 384.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 350, 362, 724.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., I860. Ч. 2. Письмо 30. С. 31.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 10, § 5.    Там же. Гл. 2, § 6, гл. 7, 8 и 10.    Там же. Гл. 12, § 6.    Там же. Гл. 12, § 5.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 8; преп. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. 2. Письмо 177. С. 140.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 8, § 2.    См.: Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 30. С. 30—31; Письмо 442. С. 353.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. Слово 14. О женщинах и красоте. С. 580.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения T. I. Алфавит духовный. Гл. 9, § 2.    Там же. Гл. 9, § 1.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 211.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. О посте и целомудрии. С. 309.    Там же. T. V. Излож. на 12 псалом. С. 158—169; T. III. Беседа на слова 1Кор.7:2. С. 199.    Прот. П. Солярский. Нравственное православное богословие. § 139. С. 373—374.    Св. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 49. С. 382.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 61-я.    Ср.: Свт. Григорий Богослов. Стихотворение против женщин, которые любят наряды.    Из творений свт. Григория Богослова. Изд. 3-е. Гл. V. С. 195. Цитир. по кн.: прот. Гр. Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1900. С. 598—599.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матф. T. III. С. 521—525. Ср.: его же беседы на 1-е посл. к Тим. С. 112.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 812.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 811—812.    Еп. Феофан. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891. § 5, п. 32. С. 87.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Блаженство Первое из благодеяний – восхвалять доброе, потому что похвала пролагает путь соревнованию, соревнование – добродетели, а добродетель – блаженству, которое составляет верх желаний, цель всех стремлений любоведца (свт. Григорий Богослов , 13, 267). Источник. Блаженство, по моему рассуждению, есть объем всего, что представляется как благо, в котором нет недостатка ни в чем согласном с добрым пожеланием (свт. Григорий Нисский , 19, 362). Источник. Высота блаженств одного перед другим приуготовляет к тому, чтобы приблизиться к Самому Богу, истинно блаженному и утверждающемуся во всяком блаженстве. Без сомнения же, как к премудрому приближаемся мудростью и к чистому – чистотою, так и Блаженному усвояемся путем блаженства, потому что блаженство есть то, что в подлинном смысле свойственно Богу; почему и поведал Иаков, что Бог утверждающемуся на такой лествице ( Быт. 28, 13 ). Посему участие в блаженствах не иное что есть, как общение с Божеством, к Которому Господь возводит нас... (свт. Григорий Нисский , 19, 419). Источник. Верх всех благ и венец блаженства – быть в состоянии величаться помощью Божиею (свт. Иоанн Златоуст , 49, 396). ...Основанием блаженной жизни служит умерщвление страстей, вожделеннее и славнее которого ничто быть не может (прп. Исидор Пелусиот , 62, 258). Осмотри величественную духовную лествицу блаженств Евангельских... на этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 523). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010