усиливая свою зрелость, старается стать юнее и самоуправнее себя самой. Ибо не с другими только страстями, но и с собою ведет состязание, и усиливается сама себя препобедить. Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость; потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и умалением, больший и больший возжигает огонь, который, говорят иные, и твоей коснулся души. Поэтому угаси его скорее, а если не угасишь, то и здесь будешь вести жизнь, не похожую на жизнь, и там подвергнешься тяжкой ответственности (прп. Исидор Пелусиот , 61, 208–209). Источник. ...Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства (прп. Исидор Пелусиот , 62, 183). Источник. ...Страшная, неудобоизлечимая... болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает... потому что в действительности найдет весьма великий ущерб. Если же кто не верит сему, то справедливо будет поверить Божественному Судии, изрекшему: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф. 16, 26 ). Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 225–226). Источник. ...Если хочешь угасить в себе пещь любостяжательности, будь надежен, удобно успеешь в этом отнятием, а не прибавлением у нее пищи; к угашению же сребролюбия служат милостыня и благотворение нуждающимся (прп. Исидор Пелусиот , 62, 251). Поскольку впадшему в любостяжательность трудно, т. е. нелегко изникнуть из этой страсти (такой делается не скажу неисправимым, но трудно исправимым), то надлежит сделать все, чтобы не быть улов лену этим злом. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

3 So. Rud. Kieslingius. Historia concertationis graecorum latinorumque de transsubstantione in sacrae euchar. sacramento. Lipsiae. 1754. 4 Лютер (Lib. de capt. Babyl. cop. 1) неоднократно утверждает, что пресуществление есть изобретение Фомы Аквината и его последователей. Петр Мартир (Lib. contra Stephanum Gardinerum object. 128) виновником появления этого учения считает папу Иннокентия III и Латеранский собор (1215 г.). Иоанн Кальвин (Lib. 4 Instit. c 17. § 17) говорит, что во времена св. Бернарда миру не был ещё известен догмат о пресуществлении. (См. у Bellarm. Disputat. T. III, сор. XX). 10 C. Bellarmin. t. III, I III, с. XX «transsubstantiatio probatur testimoniis Patrum». рр. 332–3. 18 См. Patrol. Migue f. 161. Seria graeca pp. 492–526. Исповедание было произнесено Виссарионом от лица греческих представителей собора и впервые издано Mabiloni´eм in Museo Italico (См. Aloisii Blandinii De vita et rebus Bissarionis. Patrol. Migue f. 161. p. XI). Подлинность исповедания сильно заподозривается протестантами, но в виду того, что о нём сохранились многочисленные свидетельства, протестанты принуждаются признать её (см. Kiesl. op. cit. pag/188. 20 Об этом именно споре упоминает и сам Виссарион, говоря, что Марк оспаривал его учение о времени пресуществления. См. «Испов.» Migne, pag. 501. 24 η το Χριστο Εκκλησ α διδσκει μητρ μν См. Patrol. Migne 160, p. 372. C. p. 380: το το το Χριστο Εκκλησια κηρττει. 3 Называем μιλю трактатом потому, что она как по своей величине, так и по характеру напоминает скорее трактат, чем обыкновенную проповедь . См. её Patrol. Migne. f. 160, рр. 351–374 4 О них см. Patrol. Migne Seria Graeca f. 160 в диссертации Renaudomiя о Геннадии стр. 252 и в сочинен. Kiesling. pag. 369 – 383. 25 См. диссертацию Renaudomiя, приложенную к сочинениям Геннадия. Migne f. 160 pp. 251. 276–277. 34 μυστριον, μεταβολν περ εχον οσας ες οσαν ν γκραρε γενομνην τν συμβεβηκτων μεταβλτων μεν ντων (pag. 357). 35 σμα χωρς τν ατ πρεπντων συμβεβηκτων κα τ το ρτος συμβεβικτα χωρς τς ατος πρεποσης οσας διαηφυλττει ( Κριος) κα οσαν λλοις συμβεβηκσι συμπεφυκιας συναπτει αετ συμβεβηκτων λλη προσηκντων οσα (pag. 360).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

Степенная книга говорит: «В лета же она некто Исидор прииде от Рима в Царствующий град и усмотрев си время и уведа, яко на Русии Фотий митрополит к Богу отъиде и тако некоим богопротивным коварством увеща царя и патриарха и поставлен бысть в митрополиты», II 8 fin., также 71 fin.. Татищев, не знаем – распространял ли только вольным образом и на свой татищевский манер Степенную книгу или же пользуясь ещё каким-нибудь другим источником, говорил, что Исидор был родом земли Далматинской благочестивых, т. е. православных, родителей, но тайно держался ереси латинской, – что он поставлен был папой епископом во Иллирии, – что, когда решено было быть восьмому собору о соединении церквей, папа послал его в Константинополь с дарами многими доставать себе митрополию русскую, для того, чтобы потом явиться на собор и помогать ему – папе, – IV, 518 (Татищева повторяет митрополит Евгений в Словаре духовных писателей, – I, 213, а уверению, что Исидор домогался власти над российской церковью по согласию с папой, даёт веру и Карамзин, – V, 161 fin.). Досифей Иерусалимский в Истории иерусалимских патриархов говорит, что в России по смерти Фотия избрали было архиепископа (т. е. епископа) рязанского Иону, но что «между тем некто Исидор злохитрый человек, употребив коварства, поставлен в митрополиты русские, прежде чем Иона успел прийти в Константинополь» и что «патриарх константинопольский сказал Исидору: ««Исидоре! поскольку получил ты рукоположение при помощи козней, то не будешь благоуспешен»», – книга 10, гл. 6, стр. 909 fin. (Сата в Νεοελληνικ Φιλολογα, стр. 36, не указывая источника, говорит, что Исидор, придя около 1435 года в Рим, был благосклонно принят папой Евгением IV и что, рекомендованный им императору Иоанну Палеологу и патриарху Константинопольскому Иосифу, рукоположен в архиепископы киевские и в митрополиты русской церкви. Позднейшие сказания об Исидоре как будто находятся в связи с тёмной историей митрополита молдовлахийского Григория, о котором см. в нашей книге «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

329 Двуличность Феофила Александрийского и его умение приспосабливаться к самым различным политическим ситуациям были хорошо известны современникам. «Рассказывают, – передает Созомен, – что, когда открылась война против Максима, Феофил, вручив Исидору дары и грамоты, как для царя, так и для тирана, приказал ему отправиться в Рим и выжидать исхода борьбы, а потом дары вместе с грамотой поднести победителю». См: Созомен. Указ. соч. С. 550–551.) 330 Дальнейший ход событий предоставил Феофилу эту возможность. Обвиненные в оригенизме, отлученные от Церкви и изгнанные Феофилом из Нитрийской пустыни монахи нашли прибежище в Константинополе у св. Иоанна Златоуста . Императрица Евдоксия, получив жалобу отлученных монахов на незаконные действия Феофила, обещала ходатайствовать о скорейшем созыве собора для рассмотрения их дела. Феофил должен был прибыть на этот собор как обвиняемый. Однако он смог повернуть ход событий так, что из обвиняемого превратился в обвинителя Златоуста. Привлекши на свою сторону св. Епифания Кипрского , он выдвинул против Златоуста обвинение в ереси, так как тот якобы принял отлученных от Церкви еретиков. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 254–255; Созомен. Указ. соч. С. 571–574, 547–575; Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 161–163; Агапит, архим. Указ. соч. C. 316–326.) 331 Св. Иоанн Златоуст не принял в общение пришедших к нему монахов, как это утверждали его враги, а лишь оказал им гостеприимство. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 84–85.) Принять в общение отлученных Феофилом монахов Златоуст не имел права в согласии с 5-м правилом I Вселенского собора (Никейского), которое гласит: «О тех, которых епископы, из каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими...» (См.: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. С. 33.) 334 Пресвитер Исидор руководил в Александрии делом церковной благотворительности. (См.: Болотов В. В. Указ. соч. Т. 4. С. 160.) Созомен сообщает, что Исидор «имел в Алекеандрии должность попечителя о пришельцах и бедных, а смолоду отлично любомудрствовал в Ските». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 550.) О монашеской жизни Исидора Палладий сообщает в «Лавсаике»: «Если бы я хотел подробно рассказать о добродетелях его души, то у меня не хватило бы времени. Он был настолько человеколюбив и мирен, что даже сами враги его, неверные, боялись тени его по причине чрезвычайной его доброты». (См.: ΠΑΛΛΑΔΙΟ ΛΑΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ А. Σ. 44.) Одно время Исидор был одним из самых близких людей к Феофилу, который стремился, чтобы Константинопольскую кафедру занял не св. Иоанн, а Исидор. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 241; Созомен. Указ. соч. С. 550–551.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Такими-то мерами доведено дело до того, что объявили о согласии греков на исповедание происхождения Духа Св. от Отца и Сына. Патриарх Иосиф скончался (8 июня). После того скоро решены были прочие спорные пункты: о дополнении Символа, об опресноках, о чистилище, о власти Папы. Иные и тогда не хотели подписаться под определением об унии, в том числе Аврамий Суздальский, но принуждены к тому насилием. Другие ещё прежде удалились из Флоренции. Папа, подписывая определение, спросил, подписался ли Ефесский. Ему сказали: нет. «Так мы ничего не сделали!» – сказал Евгений 160 . Тем не менее в июле великолепно праздновали соединение Церквей. Папа предложил Исидора в преемники Иосифу: но греки отвергли, и Исидор назван «Легатом от ребра апостольскаго в землях лифляндских, литовских и русских» 161 . Возвращаясь к пределам паствы, Исидор послал (из Будина, 5 марта 1441 г.) воззвание к старой и новой пастве. Извещая о соединении Церквей, он призывал христиан обоих исповеданий ходить безразлично в храмы греческие и латинские, приобщаться Евхаристии у греческих и латинских священников 162 . В Москве уже роптали на Исидора, когда ещё не было его в Москве. Когда же (1441 г.) в первое служение его услышали: «в первых помяни, Господи, Папу Римскаго», то в. князь, несмотря на то, что Евгений прислал ему почтительное письмо, в самом храме обличил Исидора в нарушении клятвы и в измене православию. Вслед за тем Исидор, до решения соборного, заключен был под стражу. Собравшиеся епископы отвергли определение мнимого вселенского Собора; они убеждали Исидора отказаться от унии: но он (1442 г.) тайно убежал в Тверь, где князь Борис также запер его в темницу, а потом дал волю идти, куда хочет 163 . Исидор удалился в Литву к в. к. Казимиру; но, чувствуя, что опозорен для всех русских, удалился в Рим 164 . Между тем свят. Иона снова избран был (1443 г.) в митрополита на севере, а потом (в 1451 г.) признан и на юге, где по голосу Москвы также не хотели слышать об унии 165 . В Риме, по желаниям Исидора, Григорий Булгар в 1452 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

147       Жданов Д.А. (1812–1897), впоследствии преподаватель Киевской духовной семинарии, член Киевской духовной консистории, протоиерей Софийского кафедрального собора, известный проповедник, корреспондент святителя Феофана. 148       Поздеев М.А. (1816–1892), впоследствии 26 лет был преподавателем Орловской духовной семинарии, протоиерей Георгиевской церкви в Орле, член Орловской духовной консистории. 149       В постриге Нестор (Веселов, 1807–1850-е), иеромонах, смотритель Херсонского духовного училища, преподаватель Калужской духовной семинарии. 151 ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1364. Л. 6, 8, 9, 11; ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1719. Л. 6, 7, 8, 9, 10об., 11; Труды КДА. 1894. 4. С. 422. 152       Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2. 153       Опись рукописей святителя Феофана, поступивших в Руссик//АПРМА. Ф. свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Ед. хр. 4290. Л. 16об. 155 ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1511. Л. 1об.; РГИА. Ф. 802. Оп. 2. Ед. хр. 337. Л. 8об., 46об. 157       Впоследствии протоиерей кафедрального собора в Вятке. См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского . 1815–1894: в 5 т. М. : Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. Т. 1: 1815–1859. С. 186. 158        Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 1об.–2. 160       Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 2об. 161       Разрушенный в годы советской власти Киево-Братский Богоявленский мужской монастырь располагался на Подоле. К его зданиям примыкал корпус Киевской духовной академии. 162       Краснитский В.Ф. Воспоминания о студенческой жизни преосвященного Феофана//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1964. Л. 1об. 164       Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. С. 137–151. 170       Представление внутреннего правления КДА Митрополиту Филарету Киевскому и Галицкому//ЦГИАУ Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1884. Л. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  Флорентийская церковная уния В середине 20-х годов XV века византийский император Иоанн VII Палеолог по политическим причинам стал искать пути для восстановления единства между Константинопольской и Римской Церквами. С этой целью архиерейские кафедры стали замещаться преимущественно сторонниками церковной унии. Митрополитом Киевским и всея Руси был поставлен в 1436 году грек Исидор, бывший до этого игуменом монастыря великомученика Димитрия в Константинополе. Вскоре после поставления в митрополиты Исидор отбыл на Русь и приехал в Москву. Оттуда он отправился в Италию на собор, который заранее было решено считать VIII Вселенским. Тем временем, в Константинополь прибыл епископ Рязанский святой Иона, избранный ранее Собором епископов в Москве кандидатом на митрополичью кафедру. Святителя Иону приняли в Константинополе с честью, но сказали, что он опоздал. Патриарх Константинопольский Иосиф обнадежил святителя Иону тем, что его поставят митрополитом после Исидора. Видимо митрополит Исидор не собирался долго задерживаться на своей кафедре. 5 июля 1439 года во Флоренции представителями Константинопольского Патриархата была заключена церковная уния с папским престолом на условиях принятия греками вероучения Римо-Католической церкви. Виднейшими поборниками унии среди греческих иерархов были митрополит Виссарион Никейский и митрополит Киевский и всея Руси Исидор, возведенные Папой Евгением IV в сан кардинала. Исидор стал также папским легатом в Польше, Ливонии, Западной и Восточной Руси. По пути в Москву кардинал Исидор разослал из венгерской столицы Буды такое послание: «Возрадуйтесь и возвеселитесь ныне все христиане: Церкви Восточная и Западная, столько времени разделенные и враждебные между собою, ныне соединились истинным, древним, изначальным единством и миром. Вы, христоименитые греки, и все, принадлежащие к святой Константинопольской Церкви: Русь, сербы, валахи и другие, примите это святое соединение с великою радостию и честию, и да не будет у вас никакого разделения с латинянами. Равно и вы, племена латинские, не чуждайтесь исповедующих греческую веру: и они крещены, и их крещение так же свято и истинно, как латинское. И если греки живут в земле латинской или в их земле есть латинские церкви, то пусть ходят они и в эти церкви к Божественной службе и воздают в них чествование Телу Христову, как в своих собственных церквах, пусть приносят покаяние и перед латинскими священниками и приемлют от них святое причастие. А латиняне также должны ходить в греческие церкви, слушать в них Божественные службы и с теплою верою поклоняться Телу Иисуса Христа, потому что таинство тела равно истинно, совершено ли оно греческим священником на квасном хлебе или латинским на опресночном. Вместе с тем пусть приходят латиняне и на покаяние к греческим священникам и приемлют от них святое причастие. Так постановил Собор Вселенский во Флоренции».

http://bogoslov.ru/article/4060465

Особливую любовь имел Старец к растениям, к травам, к цветам, ко всякому былию, порождаемому землей. Увидит, бывало, выполотую сорную травину, подберёт и посадит у себя во «Внутренней Пустыни» или же в комнате, – в коробке из-под сардин, найденной где-нибудь на дороге. Так он поступал, потому что жалел безмолвных и тихих детей земли. По той же причине натыкал он в «Пустыни» крапивы. Того же ради подбирал сломленные ветви и ставил их в воду. Старец не допускал и других зря губить тварь Божию. «После правил как-то пособрались мы вместе, – рассказывает один из братий скитской. – А у Старца росла под окном трава (из неё сикалки делают) – ягель. А мы, не спросившись, срезали. Отец Исидор выходит и говорит: «Кто это сделал?» Бывший со мной говорит: «Срезал Михаил, а привёл – я». – «Ну, молись на Воскресенскую Церковь ». Тот становится на колени и молится. Потом о. Исидор зовёт его к себе и даёт три конфетки в утешение за то, что сказал ему строго. А о. Исидор ухаживал за этим ягелем, поливал его». Многое ещё можно было бы рассказывать тебе, читатель, про милостливость Старца ко всей твари. Но и рассказанного достаточно, чтобы засвидетельствовать, что он был воистину печальником за мир и аввою (что значит: отец) не для людей только, но и для всего, что дышит и живёт на земле 889 . Глава 7, показывающая, сколь кроток и незлобив и миролюбив был Авва Исидор, а также повествующая о прощении им всякой обиды, нанесённой ему Независимый и свободный был отец Исидор. Но он же был исполнен кротости и незлобивости, прощения и неосуждения. Никого он не осуждал, ни на кого не гневался, всё терпел; прощаемости же его не было конца. Если он замечал, что на него кто-нибудь раздражается или обижается, то сей час же просил прощения, хотя бы и не был ни в чём виноват. Если кто-нибудь оскорблял его словом и, несмотря на все старания Батюшки, всё же не смягчалося сердце оскорбителя, тогда Батюшка тихо уходил в сторону и дожидался благоприятного случая. И других также он побуждал к тому, образ чего давал им непрестанно. Если в присутствии Батюшки говорились слова осуждения, то он кротко, но твёрдо и со властию останавливал их, – так останавливал, что далее нельзя было сказать ни слова. Если он видел, что кто-нибудь находится в ссоре с другим человеком или даже просто охладела их взаимная любовь, то всегда он побуждал идти мириться и просить прощения, – побуждал того именно, кто с ним разговаривал, хотя бы он и был вполне прав. О. Исидор просил о том, умолял, наконец, требовал того, требовал тихо и кротко, однако настойчиво и решительно, так что никто не посмел бы ослушаться этого Старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иоанновой пищи, его пития и ложа недостаточно, доблестный мой, для полноты подвига ищущим этого; напротив того, для совершенства потребен и дух Иоаннов . Посему если хвалишь нашу воздержанность, то преуспевай с нами и в кротости, которая отклоняет от себя всякое высокоумие (прп. Исидор Пелусиот , 60, 109). В Божественном Писании имеешь цветущие плоды посеяваемого тобою; видишь победные знамения добрых твоих подвигов; потому что за добровольную нищету и здесь и там сторичные блага обещает тебе благий Пастырь и Спаситель; а за вступление на поприще и за борьбу со страстями нетленный венец соплетает Павел, этот мужественный борец со страстями и их победитель (прп. Исидор Пелусиот , 60, 134). Носить напоказ рубище и бороду не служит еще, братия, удостоверением в подвижничестве. Пребывание в городах среди народной молвы не показывает приверженности к отшельничеству (прп. Исидор Пелусиот , 60, 138). Источник. ...Если хотим подвизаться законно; то будем подвизаться подвигом добрым, с безыскусственностью в наружном виде, в тишине уединения, при добродетели бесстрастия, с сохранением безмолвия, с умеренностью в пище (прп. Исидор Пелусиот , 60, 139). Источник. Подвижничество, друг, есть подражание всем заповедям Господним и хранилище оных; оно не гневливо, не опрометчиво, не кичливо, не сребролюбиво, не самолюбиво, покорно, всякому услуживает, вовсе чуждается тела, пребывает в свойстве только с духом; у него язык благодарный, полезная во всем молитва, неподвижно оно к злословию, делает все из послушания, по мановению вождя, которого и время, и труды, и Божественное определение приставили к кормилу настоятельства, как знающего и отклоняющего порывы ветров (прп. Исидор Пелусиот , 60, 164), Источник. ...Трезвись, бодрствуя во брани; ибо бранию почитай, и с уверенностию признавай, подвижническое поприще, окруженное мысленными стрелами, которые гораздо опаснее чувственных мечей, и которые называет разжженными тот, кто в точности на опыте познал их силу (прп. Исидор Пелусиот , 60, 179). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Во Флоренции, куда папа по своим видам перенес Собор, стали рассуждать о самом происхождении Св. Духа. В продолжение 7 заседаний рассмотрели не более трех мест из отеческих сочинений. Тогда император потребовал, чтобы публичные споры были прекращены, а блаженному Марку запретил являться на совещания. После сего дело православия осталось только в воле императора, Виссариона и Исидора. Виссарион действовал красноречием, Исидор – хитростью. Теперь Исидор предложил, что православная Церковь допускает мысль о происхождении Духа Св. от Отца чрез Сына, и что это то же, что у римлян «и от Сына». Чтобы прибавить хода мыслям своим, он то предлагал патриарху отлучить от Церкви защитников православия, то склонял на свою сторону пирами, тогда как папа морил греков голодом; епископы доведены были до крайности. Папа против договора отказывал им в содержании. Такими-то мерами доведено дело до того, что объявили о согласии греков на исповедание происхождения Духа Св. от Отца и Сына. Патриарх Иосиф скончался (8 июня). После того скоро решены были прочие спорные пункты: о дополнении Символа, об опресноках, о чистилище, о власти папы. Иные и тогда не хотели подписаться под определением об унии, в том числе Аврамий Суздальский: но принуждены к тому насилием. Другие еще прежде удалились из Флоренции. Папа, подписывая определение, спросил: подписался ли Ефесский? Ему сказали: нет. Так мы ничего не сделали! – сказал Евгений. Тем не менее, в июле великолепно праздновали соединение Церквей. Папа предложил Исидора в преемники Иосифу; но греки отвергли, и Исидор назван «легатом от ребра апостольского в землях лифляндских, литовских и русских». Возвращаясь в пределы паствы, Исидор послал (из Будина, 5 марта 1441 г.) воззвание к старой и новой пастве. Извещая о соединении Церквей, он призывал христиан обоих исповеданий ходить безразлично в храмы греческие и латинские, приобщаться евхаристии у греческих и латинских священников. В Москве уже роптали на Исидора, когда еще не было его в Москве. Когда же (1441 г.) в первое служение его услышали: «в первых помяни, Господи, папу римского», – то великий князь, несмотря на то, что Евгений прислал ему почтительное письмо, в самом храме обличил Исидора в нарушении клятвы и в измене православию. Вслед за тем Исидор, до решения соборного, заключен был под стражу. Собравшиеся епископы отвергли определение мнимого вселенского Собора; они убеждали Исидора отказаться от унии; но он (1442 г.) тайно убежал в Тверь, где князь Борис также запер его в темницу, а потом дал волю идти, куда хочет. Исидор удалился в Литву к великому князю Казимиру; но чувствуя, что опозорен для всех русских, удалился в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010