...Постарайся изникнуть из глубины порока, прекрати свое распутство, подумай о кратковременности здешней жизни и неизбежном наказании там. Для чего напрасно, лучше же сказать, назло себе, тратишь время? Представь себе: душа у тебя одна, и ты осквернил ее всеми гнусными страстями. Избавь себя от порока, стыда, позора и мучения, церковь от осквернения, жертвенник от нечистоты, рукоположившего тебя от обвинений, нас от печали, а святых от непрестанных слез (прп. Исидор Пелусиот , 60, 290). Для чего ты не остаешься начальником, но оказываешься под начальством у порока? Посему знай, что понесешь большее наказание, как сам делавший то, что поставлен был воспрещать другим (прп. Исидор Пелусиот , 60, 294). Источник. Тот может служить правилом для начальствования и точнейшим указателем умения начальствовать, кто все устрояет к пользе подчиненных. А кто благоустройство начальствования превратил в самоуправство и нестроение, подначальным готовит труды, а себе уловляет удовольствия, тот делами своими начертывает правило не начальствования, а самоуправства (прп. Исидор Пелусиот , 61, 128). Источник. ...Или перестань услаждаться чужими бедствиями, пробуждая и раздражая усыпленное непотребство, или, делал это, не приступай к досточтимому алтарю, потому что соблазняешь и не допускаешь приступать к нему многих, которым несносно видеть такую нечистоту, неотступно остающуюся при нескверном жертвеннике (прп. Исидор Пелусиот , 61, 182–183). Весьма смешно тому брать на себя начальство над другими, кто не в состоянии начальствовать над самим собою. Кто не только не подчинил себе своих неистовствующих страстей, но и дал им свободу делать все, что хотят и могут, тот будет смешон, покушаясь исправить других. Он делает то же, что и врач, который, будучи покрыт чирьями, возмется от чирьев лечить ближнего (прп. Исидор Пелусиот , 62, 316–317). Если то, что ты, не знаю почему, предпочтен другим и возведен в священство, надмило тебя и довело до высокого о себе мнения, так что не соревнуешь и тем, которые, хотя состоят в чине подчиненных, но заслуживают одобрение, то сожалею о твоем неразумии. Если же низших не удостаиваешь и того, чтобы посмотреть на них, то сие самое опаснее всего, если окажется, что по делам ты хуже тех, которые, по твоему мнению, столько ниже тебя по достоинству, и будешь признан уступившим над собою победу тем, над которыми иметь верх нимало не почитал для себя удивительным. Если бы их жизнь дышала беспечностью, и тогда тебе не должно было бы оставлять попечения о добродетели. Ибо немалое расстояние, какое между ними и тобою, лишило бы тебя извинения. Если же они выше и благоискуснее тебя, даже не имея у себя вождя, то смотри (не намерен я сказать что-либо тяжкое), чем кончится зло? (прп. Исидор Пелусиот , 62, 330–331).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Духу должны мы дать некоторое место (τξιν – ordinem) в от ношении к Отцу и Сыну, чтобы не получился неизбежно беспорядок (ταξα – confusio) в божестве (in divinis).Tak как Отец, рождая Сына, сообщает эту сущность (усию), насколько она Ему сообщима, а Сын принимает ее от Отца, насколько она для Него приемлема, Он сообщает ее и Св. Духу, как приемлемую Им от самого Сына: ибо едина сущность, от которой (καθ» ν – secundum quam) один рождается, другой исходит. Т. о., едино начало и причина ρχ κα ατια Св. Духа, Отец и Сын, и Он исходит от Обоих. И как говорится у отцов. Св. Дух исходит чрез Сына природно (προιναι δι’ ϒο – φυσικς), то Дух Св. исходит (κπορεεται procedit) из Отца и Сына, и δι в данном случае означает и ех». (881 – 882). 2) В состав сочинений Виссариона на первом месте следует поставить его Oratio dogmatica pro unione, сказанную в одном из совещаний греков в течение Флорентийского собора (она имеется и в его актах, у Harduiniu Mansi, t. 161, с. 543–612). Самое значительное из догматических сочинений Виссариона представляет собой послание к Филанфропину: de processione Sp- s S- tii, t. 161, с. 318–400. Далее идет уже вышеупомянутая полемика с Григорием Паламой относительно Epigraphae И. Векка: t. 161 col.—243—288 (9 отрывков), против трактата монаха Максима Плануды: «De processione Sp-s S-ti (t. 161, с. 309–317). Наконец, полемический трактат против сочинения Марка Евгеника об похождении Св. Духа, надписанный именем Георгия Схолария в первой части (гл. 1– 17, col. 11 – 138), но во второй части, с 18-й главы, принадлежащей Виссариону: col. 137 – 144. (Между прочим, этот Георгий Схоларий был на Флорентийском соборе вместе с Виссарионом горячим сторонником унии с латинами и произнес на эту тему три увещательные речи: Mg. t. 160, col. 385 – 437, 440 – 470 и 476 – 524. Он настолько не был в единомыслии с Марком Евгеником что возникает даже предположение, будто был не один, но два разных Георгия Схолария, однако не имеющее для себя исторического подтверждения. Став монахом под именем Геннадия, он сделался непримиримым противником унии: материалы об его отношениях с Марком Евгеником и его настроение во время падения Византии см. у Mg. t. 160. Он же был первым Константинопольским патриархом под турецким владычеством). К той же эпохе принадлежит и латиномудрствующий трактат Георгия Трапезундского об исхождении Св. Духа (t. 151, с. 769–828) и его же на ту же тему и о церкви (с. 829–868), как и послание к императору Трапезундскому Григория Протосинкела, Маммы, патриарха К-льского, о правомерности приставки filioque. Из догматических сочинений Марка Евгеника можно назвать немногое, заслуживающее внимания, – кроме сочинения об исхождении Св. Духа, которое мы имеем лишь в отрывках в полемическом трактате Георгия Схолария и Виссариона. Из материала, собранного в 160-м томе Migne, большая часть имеет исторический и богословский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Зделашная запись Бориса Устратьева [сына] Христофорова 157-го году. Зделашная запись Афонасья Васильева сына Титова 157-го году. Зделашная запись боярина князя Якова (Л. 56) Куденетовича Черкаского вотчины Юрьевского уезду села Парши приказного ево человека Якова Кривцова 157-го году. Зделошная запись суздальца Гаврила Иванова сына Каблукова 157-го году. Отпись боярина князя Ивана Никитича Хованского человека ево Григорья Суботина 157-го году. Отпускная Ростовского уезду государева дворцового села Яковлевского деревни Гарей на крестьянскую дочь 157-го году. Зделошная запись Ильи Осипова сына Баранова сотника 158-го году. Зделашная запись Федора Иванова сына Мякишева 158-го году. Зделашная запись князь Семенова человека княжь Петрова сына Львова Сеньки Севергина 158-го году. Датошная запись на тягло села Добрынского крестьянина Мокейка Федорова 158-го году. (Л. 56 об.) Зделашная запись Павла да Григорья Михайловых детей Векеньтьева Ярославля Большого 158-го году. Запись домовые вотчины Кохомской волости деревни Игнатцова крестьянина Стеньки Ульянова с сыном ево Афонькою 158-го году. Запись Серьгея Афонасьева сына Казимерова во взятье беглова крестьянина Проньки Иванова з детьми 158-го году. Запись стольника князя Ивана Григорьевича Ромодановского приказного ево человека Василья Пестрикова во взятье крестьянина села Хорятина Меньшичка с матерью 159-го году. Зделашная запись Алексея Федорова сына Новокщенова 159-го году. Другая зделашная запись ево ж, Алексея Новокщенова, 159-го году, под нею список приказного Дениса Петровых. Зделашная запись жильца Прокофья Серьгеева сына Ступишина 160-го году. (Л. 57) Отпись Алексея Новокщенова 160-го году. Зделашная запись князь Григорья княж Никитина сына Бельского да под тою записью ево, князь Григорьевы, две отписи 160-го году. Зделашная запись суздальца Осипа Степанова сына Крюкова 160-го году. Зделашная запись Михаила Тимофеева сына Измайлова 161-го году. Зделошная запись Аввакума Иванова сына Кашинцова белянина 161-го году. Зделашная запись Володимерского уезду вотчины Вознесенского монастыря села Борисовского крестьянина Антипки Деменьтьева 161-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Ипатий ефесский 375–7. Ипатий никейский 553. 554. 557. Ипатия 100–1 . 156. Ипполит римский 148. 151. 249. 254. 130. Ираклид ефесский 169. 303. Ираклий имп. 439. 440. 442. 445–6. 449–458. 460–2. 476. 478. 503. Ираклий II (Ираклона) 476. Ирина имп. 311. 542. 548. 549. 565. 567. 582. Ириней комит 212. 237. Ириней лионский 251–2 . 253. 130. Ириней тирский 149. 245. Ирон (Максим киник.) 107. Исаакий ρχιαναγνστης 154. Исаак Ангел 147. Исаак монах 169. Исаия эдесский 452. 456–7. Исидор Пелусиот 84. 180. 191. 200. Исидор пресв. 109. 159. 160-1. Исидор севил. 43 1. Исокасий квестор 92. Исхира 46. 48. Иаков Бурдеана (Барадей) 431–3. Иаков хореписк. 218. Иероним бл. 105. 109. 140. 154. 161. 165. 264. 276. 111.157–160. 174. 399. 510. 511. Иоаннакис 510. 511. Иоанн IV алекс. 307. Иоаан V алекс. (Милостивый) 107. 108. 448-9. Иоанн аназарвский 401. Иоанн антиох. 245. 176. 193–7. 203-5. 207— 210. 213. 216. 221-2. 224-8. 235. 236/237. 240. 417. Иоанн автиох. монофис. (VII в.) 454. Иоанн Аскоснагис 351. Иоанн Богослов 124. Иоанн германикийский 289-290. 317. Иоанн Грамматик 571. 576. 578. Иоанн Дамаскин 294. 412. 501. 519. 520-1. 523-4. 552. 560. 563. Иоанн диакон 169. Иоанн диак. римск. 491. Иоанн ефесский (V в.) 310. Иоанн ефесский (истор.) 92. 122. 380. 381. 432. 438. Иоанн Златоуст 27. 80–1. 99. 102. 103. 108. 110. 124. 130. 134. 140. 145. 150. 157. 162. 166. 169-171. 172. 174. 176. 183. 188. 227. 235. 279. 292. 293. 314. 316. 2. 83. 118. 119. 161–175. 178. 191. 194. 201. 303. 306. 319. 352. 420. 526. 551. 564. 570. Иоанн иерус. 244. 245. 157-9. Иоанн иерус. (VI в.). 557. Иоанн Кассиау 192. Иоанн catholicus 305. 365. 344. 446. Иоанн кипрский 333. Иоанн комит 176. 213. 219. Иоанн II конст. (Каппадокиец) 303. 309. 362. 363. Иоанн III конст. (Схоластик) 307. 434. 435–6. 437. Иоанн IV конст. (Постник) 99. 307–310. 437. 570. Иоанн V конст. 498. 550. Иоанн еп. (легат) 303. 364–5. Иоанн логофет 549. 559. Иоанн майрагомский 460-1. Иоанн Максентий 367. Иоанн Марон патр. 502. 504-6. Иоанн монагрийский 536.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

духовенства в отношении к народному образованию в начале прошлого царствования//Странник. 1888. Авг. С. 551-582; он же. Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1891; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889; он же. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 18992; [Гаврилов А. В.] Алфавитный указ. к Собранию мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церк.-гос. вопросам. СПб., 1891. Ч. 1. С. 126-128; Высокопреосв. митр. Исидор//ПрибЦВед. 1892. 37. С. 1268-1281; 38. С. 1307-1310, 1323-1325; 39. С. 1357-1359; Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский: [Некр., мнения печати, послужной список и др.]//ЦВ. 1892. 38. С. 593-601; Высокопреосв. митр. Исидор//ХЧ. 1892. 11/12. С. 473-521; Толстой М. В. Хранилище моей памяти: Исидор, митр.//ДЧ. 1892. Окт. С. 401-404; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. К восп. о митрополитах: С.-Петербургском Исидоре и Московском Филарете//ДЧ. 1893. Ч. 1. 3. С. 470-472; Корсунский И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский и С.-Петербургский: [Некр.]. М., 1893; он же. Участие митрополитов Филарета Московского и Исидора Новгородского в деле редакции рус. перевода Свящ. Писания//ДЧ. 1893. Ч. 3. 12. С. 516-523; [Лебедев А. С., прот.] Памяти в Бозе почившего высокопреосв. митр. Исидора//ХЧ. 1893. Ч. 1. 5/6. С. 518-525; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//ЦВ. 1893. 39. С. 613-614; 41. С. 644-645; Каргопольцов И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский//Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. СПб., 1894 2. Вып. 1; Семёнов М. О. А. Н. Муравьев в последние годы своей жизни//РА. 1895. Кн. 2. 6. С. 139-178; Церк. вопросы в России. Браила, 1896. С. 20-21, 45, 48, 64, 85, 199; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//Орловские ЕВ. 1899. 41. С. 1657-1661; 42-43.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Нарисованный здесь Исидором портрет проповедника едва ли может быть отнесен к кому-либо другому, как не к св. Златоусту. По крайней мере не известно, слушал ли еще чьи проповеди св. Исидор, кроме проповедей Златоуста, а потому едва ли этот портрет мог быть списан с другого какого-нибудь оригинала. Есть известие, что Исидор говорил с такою ясностью, какая была ли у кого другого“ 821 . Так же восторженно Исидор отзывается о книге Златоуста „О священстве“, знакомство с которой видно из письма к —546— Евстафию, где он говорит о священстве 822 . „Послал я тебе книгу, – говорит Исидор, – которую просил ты, и жду от тебя плода ее“. И дальше высказывает то впечатление, которое произвела на него эта книга Златоуста. „Нет, – замечает он, – такого сердца, на которое не подействовало бы чтение этой книги и не уязвило бы его божественною любовью... Так тонко и сжато сочинил ее мудрый истолкователь Божиих тайн, – это око византийской и всей на земли Церкви, что все и священствующие по Богу, и исправляющие обязанность священства нерадиво находят в ней и свои преспеяния, и свои преткновения“. Толковательные творения св. Златоуста более других занимали Исидора, и о них он писал свои впечатления. Так о толковании св. Иоанна на послание апостола Павла к Римлянам Исидор говорит, что в нем „наипаче заключается сокровище мудрости премудрого Иоанна“..., так что, „если бы богомудрый Павел избрал аттический язык для объяснения самого себя, то не иначе бы протолковал, как и упомянутый выше достославный муж: так толкование его украшено и мыслями, и изяществом, и точностью выражений“ 823 . А в письме к пресвитеру Дидиму Исидор характеризует св. Иоанна, как „сильного в дознании смысла в писаниях Евангелистов“ 824 . Многие места толкований преп. Исидора Слова Божия весьма сходны, а другие прямо заимствованы почти целиком у св. Златоуста. Так толкование Исидора 825 Мф.1:25 „и не знаяше ея, дóндеже роди сына своего первенца“ – очень сходно с толкованием того же места у Златоуста 826 . Оба экзегета одинаково останавливаются на выяснении термина „дондеже“ и пользуются для этого одним и тем же методом, приводя почти одни и те же примеры из Писания. Такое же сходство в толковании Мф.2:9 – „и пришедши (звезда) ста вверху, идеже бе отроча“ 827 . Сравнение иудеев с „рождениями ехидны“ —547— ( Мф.3:7 ), как по Исидору, так и по Златоусту взято из образа ехидны, убивающей при рождении свою мать. Златоуст. Исидор. „Справедливо назвал Иоанн фарисеев порождениями ехидны. Подобно тому, как это животное убивает мать, его рождающую, и является на свет, как говорят, разгрызая у ней чрево“ 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1837 году Преосвященный Исидор Высочайше утвержден был Епископом Полоцким и Виленским. В 1840 году перемещен в Могилев, годом спустя в 1841 году принял Архиепископство, а в 1844 году, в День иконы Божией Матери, именуемая " Милостивая " 12 (25) ноября, Высочайше назначен Экзархом Грузии. Все три кафедры, последовательно занимаемые владыкой, являлись по обстоятельствам того времени боевыми местами для церковного администратора. Преосвященный Исидор не только много и умело, но и успешно потрудился на пользу православия в Полоцкой и Могилевской епархиях, в борьбе с католичеством при воссоединении униатов, а в Грузии - в борьбе с магометанством при восстановлении и утверждении православного христианства на Кавказе. Повсюду Преосвященный Исидор приложил много заботы и труда на восстановление и благоукрашение обедневших и бывших в запустении православных храмов и распространение русского церковно-школьного образования. Его энергичная деятельность в Грузии вызвала особенное одобрение со стороны Государя Императора Николая I Павловича и Русского правительства, и при Священном Таинстве Миропомазания и Коронации Государя Императора Александра II Николаевича, совершенной 26 августа (8 сентября) 1856 года в День Сретения иконы Божией Матери " Владимирская " , Архиепископ Исидор возведен был в чин Митрополита. Первого (14) марта 1858 года Высокопреосвященный Исидор возглавил Киевскую Митрополию, а два года спустя, в День памяти безсеребряников Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (284) первого (14) июля 1860 года, переведен был в Царствующий град Санкт-Петербург. 21 августа (3 сентября) того же года владыка Высочайше назначен был главным попечителем Императорского Человеколюбивого общества. В 1885 году Человеколюбивое Общество торжественно праздновало двадцатипятилетние председательства в этом Обществе Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Санкт-Петербургского. Маститый юбиляр, много потрудившийся для Общества, удостоился следующего Высочайшего рескрипта: " Преосвященный Митрополит Исидор. Прошло 25 лет с тех пор, когда, по воле Незабвенного Моего Родителя, вы были призваны к делам общественной благотворительности, в звании главного попечителя Императорского Человеколюбивого Общества и председателя в совете оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Мученик Картерий был пресвитером в Кесарии Каппадокийской. Жил в III веке, при гонителе Диоклетиане. Он ревностно проповедовал о Христе, за что правитель приказал привести его к себе на суд. Картерий хотел было скрыться, но Господь явился ему и сказал: «Поди, Картерий, Я буду с тобою. Тебе предстоит много пострадать за Меня, и многие, видя твои страдания, уверуют в Меня и спасутся». Святой с радостью пошел к правителю. Правитель требовал от него отрешения от Христа и за отказ приказал жестоко мучить. Во время страданий явился ангел Господень и укреплял мученика, так что он оставался невредимым. Многие, видя такое чудо, крестились. Наконец бросила святого в огонь, но он и здесь оставался цел и прославлял Бога. Тогда один из евреев пронзил его копьем. Из раны сначала потекла вода в таком изобилии, что погасила огонь, а затем кровь, и св. мученик скончался в 304 г. Мученики Феофил и Елладий пострадали в III веке, Феофил был диаконом, а Елладий мирянином. Они обличали идолопоклонников и проповедовали веру Христову в Ливийской стране. За это их жестоко мучили и, наконец, сожгли. Блаженный Исидор и с ним 72 мученика пострадали от ливонских немцев в 1472 г. Св. Исидор был священником в г. Дерпте, или Юрьеве, древнем городе Ливонии. Когда при Иоанне III Дерпт достался немцам-ливонцам, и они стали совращать русских в свою неправославную веру, то Исидор начал защищать православие и обличать немцев в насилии. Тогда дерптский старшина донес начальству, что Исидор с прихожанами порицает латинскую веру. В день Богоявления, когда Исидор вышел на реку Амовжу с крестом для освящения воды, его и всех бывших с ним схватили и заключили в темницу. «Не унывайте, – говорил Исидор своим пасомым: – если и умрем за истину, то Бог причтет нас к мученикам». Предчувствуя скорую кончину, Исидор причастился сам, причастил всех заключенных с ним в темнице. Скоро потребовали от узников, чтобы они переменили веру, и, когда те отказались, всех утопили в р. Амовже. Весной, когда река вскрылась, тела всех мучеников найдены были совершенно невредимыми и похоронены с честью. 9-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

При составлении «Испанского канонического свода» Исидор преследовал несколько целей. Он хотел предоставить клирикам удобный и единый сборник постановлений, который одновременно мог служить и учебником в церковных и монастырских школах. В то же время композиция свода построена таким образом, что включает испанские соборы в соборную традицию всей христианской церкви. Итак, какие же черты отличали Исидора-правоведа? Прежде всего Исидор не был юристом в узком смысле этого слова и не имел специального юридического образования. Он хорошо знал правовую традицию Рима, но, будучи епископом, смотрел на нее с точки зрения христианского мировоззрения, принимая лишь то, что он считал необходимым для церкви и королевства. Краеугольные юридические понятия он пытался объяснить, используя и античную, и христианскую культуру. Тем самым он сформулировал новые коннотации этих понятий и из сферы права перенес их в богословскую. В сфере практического законодательства Исидор отчасти следовал нормам римского права (в основном, императорским конституциям), например, при регулировании статуса вольноотпущенников церкви или по вопросам об установлении границ епархий. Но в то же время Исидор и его современники занимались решением тех специфических вопросов, которые не могли интересовать римских законодателей, например, регламентацией церковных обрядов. Наконец, есть еще один аспект, отличающий епископа Севильи от римских правоведов. Те (при всех своих талантах и при всем влиянии) стояли на службе у императорской власти. Исидор же – глава испанской церкви в последние годы своей жизни – проводил курс, начатый его братом Леандром, на симфонию церкви и королевской власти. Король следил за соблюдение мирянами соборных канонов, а в случае необходимости должен был защищать веру и церковь от еретиков. Верхушка епископата заботилась об укреплении авторитета правителя, а также участвовала в решении различных вопросов управления страной 66 . В этом отношении Церковь и король выступали на равных. Идеи Исидора оказали влияние не только на современное ему законодательство: к его наследию еще неоднократно будут возвращаться и участники следующих соборов, и составители свода королевских законов. Исидор был очень талантливым писателем и ярким правоведом (при всех своих особенностях). Кроме того, он был выдающимся просветителем, воспитавшим плеяду замечательных учеников, подхвативших и развивших его идеи; однако их правовое наследие – тема отдельного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Исидор был ещё менее случайной фигурой в контексте униональных планов византийской элиты, чем Герасим. В 1434 г. он принял участие в Базельском соборе католической Церкви, где в качестве официального представителя византийского императора был представлен председателю собора кардиналу Юлиану Чезарини и провёл переговоры об условиях участия византийской делегации в предстоящем объединительном соборе 96 . К 1435 г. император уже добился для Исидора права выступать на соборе от лица патриарха Антиохийского. Теперь, назначая Исидора на кафедру всея Руси, Константинополь ещё более усиливал его переговорные позиции, гарантировал – как ему ошибочно казалось – вовлечение в унию русских земель и одновременно брал под свой контроль польско-литовскую политику в этой области. После краткого пребывания в Киеве Исидор прибыл в Москву в мае 1437 г. О встрече в Москве нежеланного митрополита великий князь писал: « его с и честь воздахомъ ему», несмотря на проявленное Константинополем неуважение к решению самого князя и Собора русских епископов " 97 . Уже в августе того же года Исидор отправился в Феррару для участия в соборе, созванном для объединения католической и православной Церквей. После осуществления унии 18 декабря 1439 г. Исидор был возведён папой Римским Евгением IV в сан кардинала Римской церкви с титулом анти-Марчеллино-э-Пьетро и назначен легатом для провинций Литвы, Ливонии 98 и всея Руси. Уже в этом новом качестве Исидор вместе со всей своей свитой вернулся в Москву в 1441 г. Здесь он отслужил литургию с поминовением папы и обнародовал документ о заключении унии. Великий князь Василий II, потрясённый случившейся с Исидором переменой, отказался принять его благословение; спустя три дня кардинал Исидор был арестован и заключён в Чудов монастырь, затем осуждён Собором русских епископов 99 , а впоследствии бежал из Москвы 100 . Вскоре после этого великий князь Василий II обратился с посланием к императору, в котором просил предоставить возможность избрать и поставить Русского митрополита в Москве. Это послание было отправлено, но не достигло Константинополя: оно было отозвано великим князем, так как по пути послы получили информацию о том, что в унию отпали не только Исидор, но и император с патриархом 101 (в момент отправки послания достоверных сведений на этот счёт в Москве не было), что лишало просьбу всякого смысла. Одновременное отпадение в унию императора Uoahha VIII Палеолога, патриарха Митрофана II 102 и митрополита всея Руси Исидора создало беспрецедентный церковно-правовой вакуум в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010