Не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие, в ожидании прощения сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив (прп. Исидор Пелусиот , 60, 383). Источник. ...Погрязшие во грехах... даже и не живут, по причине производимых грехами печалей, страхов, опасностей и тьмочисленного роя страстей. Ожидается ли смерть: они от страха умирают прежде смерти. Приходит ли болезнь, или обида, или нищета, или другая какая неожиданность: они, не испытав еще этого, гибнут (прп. Исидор Пелусиот , 60, 421). Источник. Два главных рода греха: грех замышляемый и грех, приводимый в действие и совершаемый самим делом, преследуем был и древле законами, а замышляемый воспрещен Евангелием, которое не дело по совершении наказывает, но заботится о том, чтобы злое даже и не начиналось. Ибо тогда дан был закон руке, а ныне дается душе (прп. Исидор Пелусиот , 61, 33). Источник. ...Грех, хотя будет один и тот же, делается более тяжким, измеряемый, не по естеству, но по достоинству согрешившего (прп. Исидор Пелусиот , 61, 89). Источник. ...Вольная смерть Великого Архиерея, в ничто обращенная Воскресением, уничтожит невольные прегрешения и всех верующих в Него возвратит в Вышний Иерусалим (прп. Исидор Пелусиот , 61, 163). Источник. ...Истязанию подвергается не столько самое дело, сколько решимость, с какой оно делается, а Судия вникает и в самые помышления (прп. Исидор Пелусиот , 61, 192–193). Источник. Грех гораздо тягостнее смерти, почему и Павел, более всех искусный в различении подобных вещей, грех назвал царем, а смерть – оброком, как бы подчиняя первому последнюю. Царем же назвал не по достоинству (ибо нет ничего гнуснее греха), но по великой покорности плененных им. Ибо если оброцы греха, смерть ( Рим. 6, 23 ), то да не царствует в нас грех (ср.: Рим. 6, 12 ), который для имеющих ум тягостнее смерти. Если бы предлежал мне выбор, и было возможно, то избрал бы я лучше умереть не согрешив, нежели согрешив, не умереть; так... последнее ужаснее первого. Ибо смерть истребится воскресением; почему согрешающий... ничего не приобретает не умирая, если и по воскресении потерпит наказание. Да и другим сильным примером приводит сие Апостол в ясность, сказав: жало же смерти, грех ( 1Кор. 15, 56 ). Посему, как никто не побоится змеи или скорпиона, у которых нет зубов или жала, чтобы впустить ими яд, так небоязненно должно было бы принимать смерть, если бы введена была не грехом. Если бы смерть постигла за добродетель, то была бы даже приятна Свидетелями приими мучеников, возлюбивших смерть как начаток бессмертия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 437–438).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

14 . Св. муч. иже во острове Хиосе. Родом из Александрии, он служил в звании опциона (воинский чин, соответствующий нынешнему унтер-офицерскому) на острове Хиосе, в царствование Декия. Когда вышло царское повеление, чтобы все приносили жертвы идолам, Исидор, «ревностью разжигаем», не стал исполнять воли царя, исповедал себя христианином, и его предали мукам. Сначала начали бить его воловьими ремнями, но мученик, «ранами стружемь», громогласно исповедовал Христа. Потом св. мученика лишили языка, ни он и без языка, «яко воин непобедимый», не переставал славить Бога, посрамляя, таким образом, «мучительскую гордыню» и разрушая «прелесть идольскую». Тогда св. Исидору отсекли голову (в 251 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь, в храм св. Ирины. Кондак, гл. 4. Управитель превеликий вселенней ты явился еси святе, твоими к Богу молитвами: темже воспеваем тя днесь, мучениче Богомудре, Исидоре преславне. † Св. Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Он родился в Германии от богатых родителей и «от юности» имел «житие нескверно и милостивен разум». Оставив родительский дом и «царствия Божия возжелав», св. Исидор расточил «богатство убогим», с посохом странника обошел многие земли и города, неизвестно где принял св. Православную веру (он был воспитан в католичестве) и, наконец, пришел в Россию и здесь избрал местом своего пребывания Ростов. Здесь св. Исидор, «мраз, и снег, и дождь, и зной» и «всяко озлобление претерпевая», поселился в хворостинной хижине, сделанной им самим. Он избрал «буйственное и юродственное еже по апостолу жительство» Христа ради. Св. Исидор все время проводил в неусыпной молитве, не давая «дремания веждома» и «покоя» телу своему и предстоя Богу «присно» «во всенощном стоянии и славословии». Днем блаженный обходил город, исполняя подвиг юродства. «Древнему Иову уподобивыйся терпением», блаженный Исидор, по выражению св. Церкви, был еще в земной жизни как «земный ангел и небесный человек». «Имея душу милостивцу, и чист помысл, и сердце бодро, веру неблазненну, и любовь воистинну нелицемерну», он при жизни прославился даром творить чудеса. Преставился св. Исидор в 1474 г. О смерти его узнали по тому, что, проходя мимо его хижины, почувствовали особенное благоухание. На месте погребения его в г. Ростове построена была церковь Вознесения Господня, в которой и поныне почивают под спудом его мощи, источая чудеса. Блаженный Исидор назывался «Твердисловом», потому что слово его всегда сбывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приверженцем западной ориентации он зарекомендовал себя еще до того, как стал митрополитом всея Руси. В 1433 г. Исидор уже побывал на Базельском соборе католической церкви, где начал диалог об унии. Так что на влиятельнейшую кафедру Константинопольского Патриархата был поставлен убежденный приверженец союза с Западом, что, по мысли греков, не только гарантировало их от возможных протестов русских по поводу унии, но и вовлекало Русскую Церковь в самый активный диалог с латинянами. Быть может, наряду с этими соображениями имел место также и меркантильный расчет обнищавших «ромеев» – воспользоваться для осуществления своей дорогостоящей затеи деньгами Русской Церкви. Реакция великого князя Василия Васильевича на появление Исидора в Москве, как и следовало ожидать, была отрицательной. Он даже думал о том, чтобы прогнать нового митрополита. Но решил не устраивать скандала: положение самого Василия в Москве было не вполне прочным, так как дело Юрия Звенигородского готовы были продолжить сыновья мятежного князя. Едва лишь приехав в Москву, Исидор стал собираться в Феррару на предстоящий собор. Удержать в тайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит, конечно, не мог. Но, скорее всего, он сумел убедить Василия в том, что соединение с Римом возможно и без ущерба для Православия. Выгоду же от объединения сил всего христианского мира для противостояния исламским странам Исидор мог обрисовать великому князю в весьма заманчивом виде. Это тоже могло сыграть свою роль, так как Русь вступила в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости: Орда уже сто лет, как была исламизирована. Исидор выехал в Феррару с огромной свитой в 100 человек, в составе которой был и Суздальский епископ Авраамий, и гигантским обозом: 200 коней везли имущество митрополита, подаренное Василием. Великий князь напутствовал митрополита: «Если уж ты непременно желаешь идти на Осьмый Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам – мы того не примем». Исидор обещался в том клятвой. Отбыл он в сентябре 1437 г. По дороге митрополит прибыл в Новгород. Здесь, как и по всей Руси, уже успел распространиться не без участия Исидора распущенный слух о том, что митрополит едет во «Фряжскую землю» обращать «латину» в Православие. Благодаря этой рекламе Исидору удалось даже то, чего не смогли добиться его предшественники: восторженные новгородцы отказались ради такого случая от борьбы с митрополитом за право «месячного суда» и вернули ему все былые привилегии. Помимо этого, Исидор сумел изъять Псков из юрисдикции Новгородских владык и присоединить его к своей митрополичьей области: псковичи давно уже тяготились церковной зависимостью от своего торгового конкурента – Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы же, латинстии роди, тех всех, иже в гречестей вере суть, истинна веруйте, без всякого размышления, суть бо вси крещени, и крещение их свято есть и испытно (признано) от римския церкви». Далее Исидор убеждает Греков и латинян, чтобы первые без всякого сомнения ходили в церкви латинские, а вторые – в греческие, и чтобы первые принимали Тело Христово, совершённое на пресном хлебе, а вторые – на кислом хлебе. Своё послание Исидор заключает: «Тако бо вселенский великий собор кончал есть в явленном посидении (в торжественном заседании, – ν δημοσ συνελεσι, in sessione publica), по многом совопрошании и испытании божественных писаний, в честней и в большой церкви служивше во граде Флоренстии (sic) под леты воплощения Господня 1439 лета, месяца Июля в 6 день» 896 . Из Кракова Исидор пошёл явить себя в своём новом звании папского кардинала и легата de latere и возвестить о принесённой им унии своей русской пастве. Однако он не поспешил в Москву, но весьма на долгое время остался в Литве. Из Кракова он направился в Перемышль, причём на пути в него в городке Тарнове (находящемся почти прямо на восток от Кракова, на реке Дунайце 902 освятил католический костёл совместно с одним польским епископом 903 . Каким порядком и с какой церемонией провозгласил он унию в этом первом месте русском, – каковым был Перемышль, сведений не имеем; равно не имеем сведений и о том, как приняли его и принесённую им унию здешние первые Русские. Из Перемышля Исидор пошёл в стольный город Галиции Львов (Лемберг), в который прибыл не позднее 15 Мая и в котором с посещением Галича оставался до 10 Июля 904 . Из Львова Исидор отправился в столицу великого княжества литовского Вильну, в которую, держав путь на Бельз, Грубешов, Холм, Влодаву, Брест-Литовский, Волковыйск и Троки, прибыл 13 или 14 Августа 905 . После 14 Августа 1440 года Исидор оставался в юго-западной, польско-литовской, Руси, ещё в продолжение шести месяцев: где именно в продолжение этого времени он имел пребывание или какие совершал путешествия, не имеем положительных сведений. 2 Псковская летопись говорит, что на Покров Богородицы (1 Октября) 1440 года он приехал в Литву 906 : из этого показания летописи, если оно справедливо, будет следовать что после 14 Августа он ездил или опять в Галицию им же в киевскую Русь. От 5 Февраля 1441 года есть грамота Исидору киевского князя Александра Владимировича, в которой даётся знать, что во время её написании митрополит находился в Киеве 907 ; а без обозначения времени говорят об его пребывании в Киеве и Симеон суздальский и Густинская летопись 908 . Затем, Симеон суздальский, также без обозначения времени говорит об его пребывании в Смоленске (который присоединён был к Литве Витовтом в 1395 году 909 . В Москву из Литвы Исидор приехал в воскресенье 3-й недели великого поста 1441 года, которое было в этом году 19 Марта; следовательно, если считать его пребывание в галицко-литовской Руси с половины Апреля 1440 года, всего он пробыл в ней год без месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Создание этого произведения следует отнести к 598 – 619 гг. 430 Исидор написал его по просьбе своего брата, епископа Фульгенция (умершего в 619 г.), 431 предположительно, для учебных целей. Судя по письму Исидора, Фульгенций хотел иметь под рукой краткий внятный справочник церковных служб. 432 Сам Исидор посылая книгу брату, признавался, что при ее составлении использовал труды древнейших авторов и сам снабдил комментарием непонятные места в их сочинениях. 433 Трактат «О церковных службах» состоит из двух частей. В первой Исидор объясняет происхождение и значение литургии и основных праздников. Вторая носит название «О происхождении церковных должностей» и рассказывает о возникновении того или иного сана и об обязанностях клириков и служителей. Вторая часть также имеет предисловие, исходя из которого можно предположить, что Исидор решил написать историю возникновения церковных должностей сам, без всякой просьбы Фульгенция. 434 Вероятно, произведение «О церковных службах» имело хождение как в целостном виде (как о том пишет Браулион), так и в виде двух отдельных книг. Например, Ильдефонс Толедский в числе сочинений Исидора упоминает лишь первую часть, посвященную происхождению служб. 435 Возможно, объединением этих произведений в единое целое мы обязаны Браулиону. Источниками трактата «О церковных службах» стали произведения христианских писателей: Лактанция , 436 Киприана Карфагенского , 437 Иеронима Стридонского , 438 Августина, 439 а также постановления церковных соборов. 440 Однако главным авторитетом для Исидора был Иоанн Кассиан . 441 Как ни странно, в тексте почти нет ссылок на трактат Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей». Вообще миланского епископа Исидор упоминает лишь как создателя гимнов и антифонов. 442 По-видимому, в период работы над своим произведением, Исидор не сумел или не захотел использовать трактат Амвросия. Зато можно увидеть следы влияния других произведений миланского епископа, например, «Изложение Евангелия от Луки», «О девах», «Книга об Аврааме» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

С июня происходили частные беседы и препирательства о чистилище и прибавке к символу, но соглашение не достигалось. Папа распорядился выдавать содержание только высказывавшим наклонность к унии. Пока происходили прения, м. Исидор в деяниях соборных не принимал участия. Беседы с латинянами вели митр. ефесский Марк и м. никейский Виссарион. Но когда прения были закончены и выдвинулся в решительной форме вопрос о соглашении, то м. Исидор выступил главным действующим лицом. 5 июля 1439 г. акт флорентийской унии был подписан, а 6 июля торжественно провозглашен в флорентийском кафедральном соборе. Акт гласил, что: «Дух Святый исходит от Отца и Сына, как одного начала; есть чистилище; Евхаристию можно совершать и на квасном и на пресном хлебе, безразлично; папа, как глава Церкви, имеет главенство во всем мире». Не подписались под актом патр. Иосиф, умерший перед этим, Святитель Марк Ефесский и немногие другие. Митр. Исидор подписал акт за себя и за патр. антиохийского Досифея, которого был уполномоченным. Он заставил подписаться еп. Авраамия. Исидор был, по словам Голубинского, «главным творцом и виновником этой Флорентийской унии». Митр. Виссарион больше следовал за ним. Исидор влиял и на колебавшегося императора, заявив ему, что дело может устроиться и без него. Его авторитет был силен между епископами. Свящ. Симеон суздальский, составивший описание собора, подчеркивает, что «ни единого возлюби папа митрополита, якоже Исидора». Он был возведен папой Евгением в сан кардинала-пресвитера, а перед отъездом облечен титулом «легата от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских», а также в землях «Лехии» (должно подразумевать Галицию, как часть тогдашней Польши). Во время обратного пути Исидора от него бежали из Венеции боярин Фома и священник Симеон. Из Будима в Венгрии Исидор отправил пастырское послание о совершившемся соединении церквей. Через польский Краков Исидор проехал во Львов, тогдашний главный город Галиции. Побывал он еще в Вильне и Киеве. Православные князья литовские принимали его только как православного митрополита, а не как папского легата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кроме догматических сочинений Григорию Нисскому принадлежит много толкований, бесед и писем. Его толкования (апологетическое дополнение к Шестодневу, трактат о творении человека, о надписаниях псалмов и аэндорской волшебнице, о блаженствах, о молитве Господней, на книгу Экклезиаст, Песнь Песней и о жизни Моисея) менее самобытны. По приемам толкования он значительно больше, чем другие экзегеты, руководствуется аллегорическим методом Александрийской школы. Преподобный Исидор Пелусиот († ок. 440 г.) Преподобный Исидор Пелусиот родился в Александрии, в богатой и благородной семье, получил прекрасное образование, но в молодых летах оставил мир и удалился на одну пустынную гору близ города Пелусии. Молитва и подвиги сочетались у него с занятиями богословскими науками. Для пополнения своих знаний он совершил путешествие в Константинополь и слушал там св. Иоанна Златоуста . Оттуда Исидор опять возвратился в свою пустыню и собрал около себя общество подвижников. Исидор отличался необыкновенной строгостью. Он проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Скончался Исидор около 440 года. Исидор был очень плодовитым писателем. По своему богословию он больше примыкает к писателям Антиохийской школы. Его богословское наследие имеет эпистолярный характер, он написал до 10 тысяч писем, из которых только пятая часть дошла до нашего времени. Его письма отличались разнообразным содержанием. В одних он выступает толкователем Священного Писания, в других – учителем нравственности и обличителем современных ему недостатков, наконец, есть у него и письма догматического характера. Его толкования наиболее трудных мест Писания отличаются ясностью, простотой и здравомыслием. Как учитель нравственности Исидор смело обличает недостатки современного ему общества. Он не стесняется, как и его современник Златоуст, выступать обличителем сильных мира сего, не боясь их гнева. Так, Кирилла Александрийского он порицает за недостаток сдержанности и меры в борьбе с Несторием. Он советует ему действовать спокойно и хладнокровно, потому что «пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит»! На таком же смелом языке обращается он и к императору Феодосию Младшему, и к придворному евнуху Форисмании, обличая последнего в любостяжательстве и присвоении чужого добра. Начальника Пелусии Кириния он обличает за лишение христианских храмов в Пелусии права убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве Исидор был принят с подобающим новому митрополиту почетом. Свидетельством вполне лояльных отношений, установившихся между великим князем и митрополитом в первые месяцы после его прибытия в Москву, является докончание Василия II с великим князем тверским Борисом Александровичем, составленное «по благословению» митрополита Исидора. При встрече с Василием II Исидор передал ему послания византийского императора и престарелого патриарха Иосифа II (1416-1439 гг.), в которых содержалась просьба послать его на собор «утвержения ради православный веры». Василий II решил не только отпустить Исидора на собор, но и послать вместе с ним представительную делегацию, в которую входили суздальский епископ Авраамий и человек сто сопровождавших их лиц. 7 июля 1437 г. в Москву прибыл новгородский архиепископ Евфимий, а 8 сентября Исидор отбыл на собор. Евфимий сопровождал его до Новгорода. 14 сентября (на Воздвиженье) Исидор прибыл в Тверь, где был торжественно встречен великим князем Борисом и епископом Ильей. Тверской князь отправил вместе с ним на собор своего боярина Фому. 9 октября не менее пышная встреча устроена была Исидору в Новгороде. Только 6 декабря митрополит добрался до Пскова, где пробыл семь недель. В Пскове Исидор, стремясь упрочить власть Московской митрополии, в пику Евфимию поставил своего наместника, который должен был исправлять там владычный суд и собирать «вси пошълины владычни». Практически это означало изъятие Пскова из-под юрисдикции новгородского архиепископа и передачу его под непосредственное управление московского митрополита. Путешествие в Италию затянулось почти на год. В Риге Исидор задержался на целых восемь недель. Только 5 мая 1438 г. он морем выехал в Любек. Позднее (к концу XV в.) этот путь станет обычным для русских дипломатов, отправлявшихся в Италию. Через немецкие земли Исидор добрался наконец 18 августа в Феррару. В Ферраре открылись заседания собора, который должен был положить конец разъединению христианских церквей Запада и Востока. Прения по догматическим вопросам были длительными. Римский папа Евгений IV пытался всеми средствами склонить греков к принятию унии, чему особенно сопротивлялся Марк Эфесский. С 26 февраля 1439 г. заседания собора происходили не в Ферраре, а во Флоренции. Присутствовавший на них император Иоанн Палеолог к догматическим спорам относился равнодушно, его волновало прежде всего получение реальной помощи от Запада для борьбы с турками. В итоге греки уступили по всем пунктам. Они приняли католический догмат об исхождении святого духа, признали папу главой церкви и т. п.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Подписав унию, митрополит Киевский и всея Руси отправился обратно в свою митрополию насаждать там новые униатские порядки. 5 марта 1440 г. он разослал по своей митрополии Окружное послание. В нем он только рассказал о самом факте заключения унии, не говоря об условиях этого соглашения. Исидор советовал православным русским и католикам из числа литовцев и поляков: «на покааниа приходять к латынским попом и тело божие от них приемлют, а латыни тако ж длъжни суть вь их церковь идти и божественныа службы слушати» . Таким образом, кроме того, что католики и православные должны ходить в одну церковь и вместе совершать Таинство Евхаристии, больше Исидор об условиях унии не сказал ничего. Прежде чем отправиться в место обычного пребывания русских митрополитов (Москву), Исидор длительное время ездил по остальной своей митрополии – Литовским землям. Здесь он встречал полное признание и покорность . Это объясняется тем, что его видели, как и прежде, православным киевским митрополитом, а не новоявленным униатским кардиналом. Ведь судя по дошедшим до нас известиям, во время своей поездки по Литве митрополит ни разу не сообщил пастве условий заключения унии. По-другому дело обстояло в Москве. Симеон Суздалец и тверской боярин Фома, сопровождавшие Исидора на собор, как только узнали об условиях заключения унии, бежали. Вот что пишет сам Симеон: «мне же видевшее такую неправду и великую ересь, побегшу ми… и послу побегшу Фоме… к Новугороду» . Естественно было бы предположить, что из Новгорода стали расползаться слухи о том, что митрополит Исидор предал православие и подписал унию, подчинив Русь римскому папе. Среди этих слухов Исидор прибыл в Москву, как говорит летописец: «съкрывая прелесть латынския въ себе ереси» . Стоит предположить, что великий князь Василий, зная ходившие слухи о «еретичестве» Исидора и желая это проверить лично, готовил ему встречу, на которой сам Исидор должен был выдать себя. Так летописец подчеркивает, что после приезда Исидора в Москву великий князь «повеле ему служити» . Там он себя и выдал, помянув на церковной службе вместо Константинопольского Патриарха римского папу. По-видимому, именно в этот момент «обличися его безумие отъ Авраамия, епископа Суздальскаго, и отъ Василья, дьяка прозвищемъ Карла» . Скорее всего, Исидор первоначально не планировал в Москве разглашать условия заключения унии с Римом, но после такого обличения ему пришлось это сделать.

http://bogoslov.ru/article/4086414

—554— обратить особенное внимание на тот факт, что Спаситель очень часто приводит свидетельства из Ветхого Завета и истину догматов благодати Он подтверждает изречениями из самого Закона и тем свидетельствует о полном согласии между собою Заветов 873 . Известен ответ, рассуждает Исидор, Спасителя вопрошавшим его иудеям о том, почему Моисей дозволил давать женам книгу распутную ( Втор.24:1 ). Христос, – говорит он, – отвечая на этот вопрос, „не только не укорил Моисея, но защитил его, обратив вину на иудеев, ради которых и Моисей принужден был взирать на то, что прилично естеству, и дозволить отпускать от себя супругу, ибо изрек: „Моисей по жестокосердию вашему“, т.е. по вашей непокорности и по вашему своевольству „повеле вам пустити жены ваша; изначала же, – говорит Христос, – не бысть тако“. ( Мф.19:8 ) 874 . Есть указание в творениях преп. Исидора на то, что учение об единстве и согласии Заветов он дает, полемизируя с еретиками маркионитами („маркионова хула“), отвергавшими это согласие и пытавшимися привести во вражду два Завета, выдумывая, будто бы „Христос чужд закону“. В письме к Пансофию св. Исидор указывает на то, каким образом эти еретики выводят свое учение о противоположности и враждебности Заветов. К такому учению еретики, по мнению Исидора, приходят потому, что отсекают самое родословие, от Давида и от Авраама приводящее ко Христу, и через изменение слов Господа: „не приидох разорити закон, или пророки“ – ( Мф.5:17 ) в такое Сочетание: „приидох разорити, но не исполнити“ 875 . В другом месте 876 Исидор полемизирует с еретиками манихеями, „осуждавшими Ветхий Завет “. Против них он замечает, что так как Законоположник обоих Заветов – и Ветхого и Нового один и тот же (παλαις κа καινς διαθκης ες νομοθκης), то оба они равны и согласны. Далее, единство Заветов Исидор видит в едином —555— их Законодателе. Исидор говорит, что Сам Господь для того, чтобы показать согласие Заветов и что Он есть их Законодатель, повелел исцеленному прокаженному идти в храм и принести предписанный законом дар 877 . Для показания происхождения Заветов от одного Законодателя, Исидор приводит следующие сравнения. Как в период законный, разсуждает Исидор, Бог говорил из среды огня, так и после воскресения Господа Дух Святой дан был апостолам в огне для того, чтобы в обоих Заветах был познаваем один Бог 878 . Как луна и солнце, – говорит он, – имеют одного Создателя, так точно один Законоположник Ветхого и Нового Завета, указавший всё премудро, полезно и соответственно времени 879 . И Ветхий и Новый Завет установлены Христом 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010