Древний Патерик. Гл. 5, § 33. С. 81.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. О страстях. С. 271—272.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. Письмо 148. С. 333.    Преп. авва Исаия. Слово 16, § 10//Добротолюбие. T. I. С. 349. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 83.    Никон Черногорец. Панденты. Тактикон//Пастырское чтение. 1915, март. С. 10. См. также: Пролог, 21 мая; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 2-я. Слово 5-е. О терпении. С. 245—246.    Пастырское чтение. 1915, март. С. 11.    Там же. С. 50.    В. П. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М., 1913. С. 170. Старец Амвросий здесь кратко передает рассказ св. Амфилохия, еп. Иконийского, приводимый им в слове о покаянии.    Извлечение из беседы о покаянии св. Амфилохия, епископа Иконийского. Киев, 1894. Изд. Киево-Печерской Лавры.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265, преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 11. С. 262; § 108. С. 365.    Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 302; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12-е, гл. 4, 5.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265.    Преп. Петр Дамаскин. Творения. В 2-х книгах. Изд. 3-е Киево-Печерской Лавры. Киев, 1905. Кн. 1. С. 143. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 56 и 97. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61, С. 151—152.    Преп. Петр Дамаскин. Указ. соч. Кн. 1. С. 159. Ср.: Кн. 2. Слово 8. С. 264. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 62.    Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 85//Добротолюбие. T. III. С. 99.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 25, § 61.    Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). Изд. 2-е. М., 1899. С. 54—55.    Утренние молитвы, молитва 8-я ко Господу Иисусу Христу («Многомилостиве и всемилостиве Боже мой..»)    Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 54—56.    Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад. 1911. Слово 7. С. 34—35.    Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204—205.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 5, § 30.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Выше мы уже упоминали, что в подлинных текстах прп. Исаака Сирина исследователи не обнаруживают таких резких выпадов и подобных полемических идей, касающихся догматических вопросов 80 . В самом деле, епископ, оставивший кафедру по своей крайней любви к отшельнической жизни, вряд ли будет полемизировать и вступать в бесконечные споры. Нам кажется, что эти вставки или подобные трактаты во Втором собрании относятся именно к тому полемисту и «поборнику», который составил книгу под названием «Против исповедующих во Христе два естества и одну ипостась», и для большей авторитетности надписал ее именем «мар Исаака Ниневийского » 81 . Как известно, Феодор Мопсуетийский является крайним представителем антиохийского буквализма. Он использовал только библейский язык и отвергал всякие метафорические домыслы 82 , а в своем комментарии на Послание к Галатам «прямо сопоставлял аллегорию с толкованием снов как делом пустым и недостойным христианина» 83 . Но если прп. Исаак Сирин является таким ярым почитателем Феодора Мопсуетийского, произнося даже анафемы против тех, «кто вносит споры по поводу его толкований», то естественно он должен быть и приверженцем его экзегетического метода. Однако, в Первом собрании мы встречаем совсем обратное. У прп. Исаака Сирина герменевтический метод намного шире. О библейском Шестодневе ( Быт. 2, 2 ) он рассуждает в духе александрийской школы экзегезы: «Шесть дней совершаются в делании жизни, хранением заповедей; седьмой день весь проводится во гробе, а осьмой в исшествии из гроба» (Слово 19). Будучи аскетическим писателем, прп. Исаак истолковывал Священное Писание , применяя его к аскетическим нуждам. Так, выход из града: Да исходим к Нему вне града и приимем поношения Его ( Евр. 13, 12 ), – для Исаака означает отречение от мира и уход в пустыню (21 Слово). Терния и волчцы, которые произращает земля после проклятия ( Быт. 3, 18 ), означают страсти (20 Слово). Брани пророка Давида и упокоение от всех врагов его окрестных ( 2Цар. 7, 1 ) означают брани души со страстями и упокоение от них (45 Слово). Запрет Ветхого завета о сеянии на одном поле смешанного семени и не впрягании в одно ярмо вместе вола и осла ( Втор. 22, 10 ) толкуется Исааком как рассеянная молитва (48 Слово). Преподобный Исаак использует также приемы олицетворения: «Вера говорит: аще сквозь огнь прейдеши, не сожжешися и реки не покрыют тебе» ( Ис. 43, 2 ); «вера говорит: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бедет стрегий, всуе трудится зиждущий» ( Пс. 126, 1 ) (25 Слово). Преподобный Исаак иногда прибегает к свободной цитации библейского текста, он также цитирует те книги Священного Писания , которые изъял из своего библейского канона Феодор Мопсуетийский: книги Сираха и Иова 84 . В своей трактовке Священного Писания не всегда следует за Феодором и Диодором 85 (ср.: Рим.8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

80 Напечатано в антологии: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. С. 279—281. 81 Оно соответствует Беседе 16–й из сборника: Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М., 1998. С. 125—126. 82 Преподобный Исаак Сирин. О совершенстве духовном. — «Церковь и время» 4 (7), 1998. С. 179—191. 83 Подробнее об этих четырех Беседах, приписанных Исааку, см. в: R. Beulay. Introduction. — La Collection des lettres de Jean de Dalyatha. Edition critique par R. Beulay. Patrologia Orientalis 39/3. Turnhout, 1978. P. 269—270 84 См. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 45. 85 Текст опубликован в: La Collection des lettres de Jean de Dalyatha. Patrologia Orientalis 39/3. P. 359 —367 86 Текст содержится, в частности, в рукописи Harvard 30 (XV век). 87 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 37. 88 Там же. С. 351. 89 Там же. С. 79. 90 Ссылка на: J. — B. Assemani. Patrologia Orientalis. T. 1. P. 456—457. 91 Искажение от «Дальятской». 92 Цитируем по репринтному переизданию 1977 г.: Toy patro3w WIsaa3k toy Sybroy ta3 aWskhtikab. Sel. 15–16. 93 Иоанн Дальятский жил в VIII, а не VI веке; в греческом тексте Исаака имеется четыре, а не два Слова, принадлежащие ему. 94 В. Лурье в свей рецензии на первое издание нашей книги об Исааке Сирине, касаясь этого Послания, пишет: «В маленький упрек о. Илариону можно поставить неупоминание о существующей в науке гипотезе, атрибутирующей это Послание третьему (после свв. Исаака Сирина и Иоанна Дальяты) великому восточно–сирийскому подвижнику — Иосифу Хаззайе» (Ветоград–информ 7/40, 1998. С. 33). Упрек В. Лурье напрасен. Иосифу Хаззайе атрибутируется не это Послание, а «Письмо о трех степенях жизни монашеской», изданное в серии Patrologia Orientalis: см. Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois etapes de la vie monastique. Ed. P. Harb, F. Graffin. Patrologia Orientalis 45. Fasc. 2. No. 202. Tournhout, 1992. В. Лурье в данном случае перепутал это Письмо с «Посланием к Патрикию» Филоксена Маббугского, изданным в той же серии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

22 Иоанн, преп. Лествица. С. 70. Слово 5, 1. 23 Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 392. Гл. 20, 6. 24 Григорий Богослов, свят. Слово 20, о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 305. 25 Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 67//Добротолюбие. Т. 3. С. 45. 26 Исаак Сирин, преп. Слово 85//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 408. (Далее: Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.) 27 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1882. Кол.1210—1211. 28 Григорий Богослов, свят. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 386. 29 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. С. 9—10. (Далее: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.) 30 См.: Каллист Диоклийский, еп. Богословское образование в Писании и у св. отцов. С. 151. Митр. Каллист отмечает, что данная классификация богословов принадлежит не лично ему, а свят. Григорию Паламе, однако не дает никаких ссылок на труды Фессалоникийского святителя. 31 Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 8//Добротолюбие. Т. 3. С. 11. 32 Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 82. 33 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 10. 34 Платон. Государство. 412е, 413с, 414b, 464а, 464d, 493а, 493b, 503а, 506b, 538с//Платон. Собр. соч. Т. 3. С. 181—183, 240—241, 272—273, 284, 288,323. 35 Сенека. Нравственные письма к Луцилию пер. и прим. С. А. Ошерова. М. 1977. С. 231. Письмо 95. 36 Например, см.: Liddell and Scott. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 441. 37 См.: Hermiae Sozomeni Salamini Ecclesiasticae Historiae. Lib. 5. 16//PG. T. 67. Col. 1261A. Рус. пер. см.: Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 347—351. Кн. V. Гл. 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

1. Св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 73. Доброт., ч. 2. 59 Прп. Исаак Сирин, Слово 55. 60 Его же слово 36. 61 Св. Исаак Сирин, Слово 21. 62 Св. Димитрий Ростовский. Летопись. 63 Тропари по Непорочных в субботу, гл. 5. Псалтирь с возследованием. 64 Прп. Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9. 65 Прп. Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6. 66 Прп. Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4. 67 Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона, обагрил себя кровью многих святых мучеников, потом уверовал во Христа и веру запечатлел торжественным исповедованием ее и своей кровью. Четьи-Минеи. Страдание св. мученика Филимона в 14 день декабря, также св. мучеников Тимофея и Мавры 3 мая. 68 Слово 26. 69 Слово 4. 70 Слово 4. 71 Слово 3, гл. 1. 72 Лествица. Заглавие 28 Слова. 73 О трех образах молитвы. Доброт., ч. 1. 74 Так назван он Святыми Ксанфопулами. Доброт., ч. 2, гл. 18. 75 Никифор монах. Слово его, Доброт., ч. 2. 76 Доброт. ч. 2. 77 Слово 2. 78 Наставление 11. 79 Наставление 4. По изданию 1844 г. 80 Лествица. Слово 28, гл. 46. 81 Слово 2. 82 Слово 28, гл. 55. 83 Никифора Монашествующего Слово. Доброт., ч. 2. 84 Доброт., ч. 4. Об авве Филимоне. 85 О третьем образе внимания и молитвы Святого Симеона Нового Богослова. Доброт., ч. 1. 86 Лествица. Слово 4, гл. 2. 87 Лествица. Слово 28, гл. 31. 88 Прп. Исаак Сирин. Слово 55. 89 Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 90 Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 91 Св. Исаак Сирин. Слово 89. 92 Он же. Слово 11. 93 Прп. Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Доброт., ч. 1. “Егда видит кого диавол, – говорит святой Григорий, – плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся». 94 Лествица, Слово 28, гл. 9. 95 Прп. Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве; Лествица, Слово 28, гл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

841 Четьи-Минеи, 18 июля. 842 См. Лавсаик, § 23. Повесть об подвижнике Евагрии. С. 288. 843 Пролог, 13 марта. 844 Древний Патерик. Гл. 5, § 40. С. 85—87. 845 Четьи-Минеи, 19 января. 846 Житие преп. Антония, составленное преп. Афанасием Великим. Сергиев Посад, 1903. С. 7. 847 Лавсаик. § 27. С. 124—131. 848 Там же. § 21. С. 93—100. 849 Четьи-Минеи, 13 февраля. 850 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 252 и далее. 851 Примеры усиленной брани с блудной страстью этими способами см.: Лавсаик, §§ 21, 90. 852 Четьи-Минеи, 13 июля. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 13, 14. С. 71. 853 Четьи-Минеи, 25 июля. 854 Четьи-Минеи, 13 апреля. 855 Четьи-Минеи, 1 апреля. Случаи и примеры искушений блуда и борьбы с ним см. также: Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 3, 14, 19, 27, 39, 93, 154, 186, 189, 204, 205, 217. 856 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 69. 857 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 64. 858 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 209. 859 Преп. Исаия. Слово 24//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник §§ 533, 535. См. также: Еп. Феофан. Указ. соч, С. 203, Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 860 Преп. Исаия. Слово 24, § 531. С. 200. 861 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 59, Добротолюбие. T. III. С. 206, преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 8; преп. авва Исаия. Слово 16, § 21. 862 Преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср.: Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44 (О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот) 863 Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 864 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 666. 865 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 78. 866 Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов, Отечник. § 273. С. 168. 867 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. 868 Там же. С. 283—284. 869 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 2, гл. 27. С. 293—294. Более подробно см. ч. 1, гл. 28. С. 125—129. 870 Древний Патерик. Гл. 5, § 33. С. 81. 871 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. 872 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. О страстях. С. 271—272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

S. 22). 385 Там же 5, 7(8. 18—19). 386 Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 387 Исх. 6:3. 388 Сирийское… является транскрипцией еврейского… («Господь всемогущий»), а сирийское… является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода. 389 Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7). 390 Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92). 391 Там же. Беседа 11, 4 (С. 92—94). 392 Там же. Беседа И, И (С. 94—95). 393 Там же. Беседа 5, 5 (С. 53). 394 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова=Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257). 395 Моисею. 396 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257). 397 Там же 5 (С. 260). 398 См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81—84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия». 399 Louth A. Denys the Areopagite. P. 84—85. 400 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова=Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261). 401 Там же 1, 1—2 (С. 261—262). 402 Там же 1,4 (С. 264). 403 Там же 1, 5 (С. 264—265). 404 Там же 1,6 (С. 265). 405 Суд. 13:18. 406 Фил. 2:9. 407 Еф. 1:21. 408 Исх. 3:14. 409 Ин. 14:6. 410 Ин. 8:12. 411 Быт. 28:13. 412 Ин. 14:6. 413 Мф. 19:17. 414 Пс. 26:4. 415 Ис. 5:1. 416 Пс. 49:1. 417 Пс. 135:3. 418 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7—8 (С. 265—266). 419 Там же 1,8 (С. 266). 420 Там же 2, 1—3 (С. 267—268). 421 Там же 2, 8—9 (С. 271—272). 422 Там же 2, 10 (С. 273). 423 Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопа–гитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

507 Там же. 508 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 393. 509 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3, кн. 2. Письмо 226. С. 130. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 511 Ср.: Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896. Поучение 86. С. 302—303. 512 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575—576. 513 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в Нед. 14-ю по Пятидесятнице и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. С. 451—542. 514 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575. 515 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в 1-ю Нед. Вел. поста. С. 204; см. также: С. 780—781. 516 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 44. См. также: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, §§ 64—65. С. 384. 517 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 35. 518 Св. Афанасий Александрийский. В послании к Антонию Великому, вопр. 83. 519 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 36. 520 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 64. С. 384. 521 Добротолюбие. Т. II, § 65. С. 384. 522 Что в переводе значит: погрузился я в беспредельные глубины нечистоты. 523 Свт. Димитрий Ростовский. Поучение 2-е в Нед. пятую по Святом Духе. 524 См.: Русский инок. 1914, 2. С. 82—83. 525 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 15-я на Послан. к Ефес. (4, 35). 526 Цветник духовный. Изд. 2-е. М., 1882. Ч. 2. § 29. Блуд и целомудрие. С. 123. 527 Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 342. С. 279. 528 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. III, кн. 2. Письмо 176. С. 102. 529 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 9. 530 Там же. Гл. 6, § 3. 531 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Кн. VII, гл. 7. 532 Преп. авва Дорофей. Поучение 11; преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 85. С. 411. 533 Авва Матой//Древний Патерик. Гл. 5, § 6. С. 70. 534 Л. Соколов. Психология греха и добродетели. С. 20. 535 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 588. 536 Он же. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Наиболее ярким свидетельством того, что молитва – один из краеугольных камней духовной жизни человека, является то обстоятельство, что Сам Спаситель дал людям образец, известный как молитва «Отче наш»: Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф.6:9–13 ). Вслед за Господом о необходимости молитвы неоднократно говорили Его ученики – апостолы, а позднее – святые отцы Христианской Церкви. Одним из таких подвижников является преподобный Исаак Сирин , епископ Ниневийский. Святой Исаак Сирин жил в Сирии в VII веке, когда монашество, к которому он принадлежал, существовало уже несколько веков. Сведений о жизни преподобного до нас дошло немного. Так, например, известно, что вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар Матфея. В обители братья отличались любовью к учению и большими стараниями в подвижнической жизни. За такие заслуги им предложили стать начальниками в монастыре. Однако, стремясь к уединенному образу жизни, безмолвию и возможности совершать полноценное монашеское служение, преподобный Исаак Сирин ушел из обители в затвор. Сколько не уговаривали святого вернуться в монастырь, в том числе и его родной брат, подвижник не согласился на предложение. Тем не менее, Господь судил Своему праведнику служить не только Себе, но и простым людям – он был возведен на епископскую кафедру города Ниневия. Преподобный Исаак, конечно, старался сделать все, чтобы привести свою паству ко Христу, однако не все было так просто. Нравы жителей города были достаточно грубыми. Чувствуя, что он не в силах что-либо изменить, а также тоскуя по отшельнической жизни, святой оставил епископское служение и снова удалился в пустыню. Здесь преподобный жил до самой своей смерти, достигнув высокого духовного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010