361       О славянских и русских переводах «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского//Иоанн Синайский, прп. Лествица. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2012. С. 578–603. Русский перевод, выполненный архим. Агапитом (Введенским) при МДА (М., 1851, 1854, 1869), совпадает с переводом Оптиной пустыни в делении ступеней на главы, однако значительно точнее передает греческий оригинал. 363       Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С. 175–176. 364       Достоинства русского перевода, сделанного в Оптиной пустыни, были отмечены, например, К.Н. Леонтьевым, который в небольшом очерке, посвященном своему близкому другу иеромонаху Клименту Зедергольму , писал так: «Читая в первый раз Иоанна Лествичника в новом переводе, я почувствовал, что прежде от меня ускользало множество замечательных тонкостей и самых верных и глубоких психологических оттенков в этих поучениях. Самая византийская риторика вступлений и заключений св. Иоанна передана так хорошо, что она в литературном даже смысле нравится и поражает» ( Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997 (перепечатано с изд.: М., 1882). С. 39–40). 365       О славянских и русских переводах «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского//Иоанн Синайский, прп. Лествица. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2012. С. 578–603. Сокращенные варианты Лествицы были составлены Нестором (Святоса- новым) (Одесса, 1903) и Вел. кн. Милицей Николаевной (СПб., 1908) (подробнее см.: Прохоров Г.М. «Лествица» Иоанна Синайского//Словарь книжников и книжностей Древней Руси (2-я пол. XIV-XV в.). Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 13–17). 366       Гуминский В.М. Гоголь и «Лествица» прп. Иоанна Синайского//Творчество Гоголя в диалоге культур. Четырнадцатые Гоголевские чтения: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч. конф. Дом Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека/под общ. ред. В.П. Викуловой. 2015. С. 55–62; Махортова М.В. «Лествица» Николая Васильевича Гоголя//Современная наука: тенденции и перспективы развития: материалы Всерос. науч. конф./сост. И.В. Чибисова, Е.Ю. Поротова, А.А. Карасева; редкол.: А.А. Левитская, И.А. Евдокимов. 2014. С. 189–193.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

См.: Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 1. М.: Паломник, 2001. С. 453. Последованиемалаго образа, еже есть мантия//Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 28. Там же. С. 25. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 17//Лествица. М.: Правило веры, 2001. С. 260. Игнатий Брянчанинов, свт. Советы относительно душевного иноческого делания. Глава 38. О нестяжании//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 250. Правило 6 Двукратного Собора. См.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Репр. воспр. изд. 1847 г. Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 5. Паисий Величковский, прп. Устав. Глава 7//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой в 2 т. М.: Паломник, 2009. Т. 2. С. 45. Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 130. Писания старца Силуана. Глава XIV//Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 348. Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные 14//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2007. Т. 2 .С. 176. Правила святого Макария Александрийского. Правило 28//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 208. Феодор Студит, прп. 486. Послание к архимандриту готскому//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 3. С. 574. Устав прп. Иоанна Кассиана. Книга 4. Глава 6//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 558. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих от 31 августа (13 сентября) 1918 года. Глава 5, п. 38, примечание. См.: Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года), П.8. Правила Соборов: VII Вселенского 19, 21; Карфагенского 80; Двукратного 1, 2, 3. Правила Соборов: Апостольского 14, 15, 16; I Вселенского 4, 5, 10, 20, 23; Трулльского 17, 18, 20; Антиохийского 3, 21; Сардикийского 1, 2, 13, 15, 16; Карфагенского 54, 90.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

Паисий Святогорец. Письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 176. Игнатий (Брянчанинов), свт. Правила наружного поведения для новоначальных иноков//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 18. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Введенская Оптина пустынь, 2000. Т. 1. С. 334. Феодор Студит, прп. Малое оглашение. Оглашение 125//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 227. Игнатий Брянчанинов, свт. Правила наружного поведения для новоначальных иноков//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 9. Нил Синайский, прп. Аскетические наставления преподобного Нила Синайского 1. 153 главы о молитве. 165//Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 227-228. Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные. Правило 38. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 206. К таким трудам могут быть отнесены, например, подготовка к престольным праздникам обители, общая уборка территории, некоторые сельскохозяйственные работы, которые выполняются всей братией сообща. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 23//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 367. Правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития. Глава 29//Душеполезное чтение: год двенадцатый. М., 1871. С. 103. Феодор Студит, прп. Великое оглашение. Ч. 2. Оглашение 21//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 1. С. 475. Амвросий Оптинский, прп. Письма к монашествующим. Письмо 291//Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 45. Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 49//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889 г. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 121. АмвросийОптинский, прп. Письмакмирянам. Письмо 38//Собраниеписем оптинскогостарца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 47. Устав преподобного Пахомия Великого//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892. Рига: Паломник - Благовест, 1995. С. 131. Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец//Лествица. М.: Правило веры, 2001. С. 483.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа в Москве за неск. месяцев (с янв. по март) было осуществлено 1-е издание слав. перевода толковой «Лествицы», к-рое имело всероссийское значение («Труды исписания богодарованного разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам» - Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. С. 309 об.). Это издание (перепечатанное старообрядцами в Варшаве в 1785) было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия (Шелонина) , принимавшего участие в работе Печатного двора (РГАДА. Тип. 201), хотя для публикации «Лествицы» были собраны «не мали преводы сея святыя книги» (Лествица Иоанна Синайского. М., 1647. C. 331). Среди толкований, сопровождающих текст,- отрывки из сочинений святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мон. Никона Черногорца, преподобных Никиты Стифата, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Михаила Пселла, Григория Синаита и др. отцов, а также выдержки из «Устава» прп. Нила Сорского (Там же. С. 245-245 об.; Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 277-283). Выдержки из «Лествицы» публиковались также в печатном Прологе (начиная с изд. 1659) под 24 сент., 3 окт., 20 дек., 12 марта, 19 апр., 7 мая и 25 июня. В 1785 г. в Москве был издан новый славянский перевод Д. М. Ульянинского, многократно переиздававшийся (СПб., 1812, 1817; К., 1823, 1836, 1862, 1869). Однако наибольшее распространение в России получил слав. перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским) , и его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пуст. при участии иером. Климента (Зедергольма) (Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 112) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) - последний составил индексы в конце книги ( Леонид [Кавелин], иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С. 175-176). Это издание неоднократно воспроизводилось (М., 1862; с отличиями в примечаниях - М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.) и в наст. время является самым известным. Рус. перевод, выполненный архим. Агапитом (Введенским) при МДА (М., 1851, 1854, 1869) совпадает с переводом Оптиной пустыни в делении ступеней на главы, однако значительно точнее передает греческий оригинал. Помимо полного текста «Лествицы» ее сокращенные варианты были составлены Нестором (Святосановым) (Од., 1903) и вел. кн. Милицей Николаевной (СПб., 1908) (подробнее см.: Прохоров Г. М. «Лествица» Иоанна Синайского//СККДР. Вып. 2. Ч. 2 (2-я пол. XIV-XV в.) Л., 1989. С. 13-17).

http://pravenc.ru/text/471351.html

В. Полн. собр. Соч. , 1938 (римская цифра обозначает том, арабская - страницу). 21. Epoфib Ив. Новый рукопис Гоголя (З рукописного biддiлy Музею Cлoбiдcьkoi Украни)//Червоний Шлях. Xapьkib, 1926. С. 175-176). Цит. по: Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 364-365. 22. Цит. по: Там же. Т. 3. С. 734. 23. См. об этом примеч. 29. 24. См.: Гоголь Н. В. Полное собр. соч. и писем. Т. VI. С. 666. 25. См.: Агапкина Т. А. Лестница//Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т. 3. К (Круг) - П (Перепелка). М., 2004. С. 100-101. См. также в этом издании статьи «Мировое дерево», «Древо жизни», «Рай». См. также: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем. Т. I. М., 2001. С. 745-746 (комментарии Е. Е. Дмитриевой). 26. О нем см.: Салмина М. А. Лестница Иакова//СККДР. Вып. I. (XI - первая половина XIVb.). Л., 1987. С. 230-231. 27. Цит. по: Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 264. 28. См.: Дионисий (Шленов) иг., Кордочкин Андрей, свящ. Иоанн Лествичник//ПЭ. Т. XXIV. Ио. М., 2010. С. 408-409. 29. См.: Гоголь Н. В. Полное собр. соч. и писем. Т. VI. С. 666. 30. См.: Матвеев П. А. Гоголь в Оптиной пустыне//Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 728. 31. См.: Хильперт Конрад. Страсти/Бесстрастие (католич.)//Богословская антропология. Русско-православный/римско-католический словарь. Русское издание. М., 2013. С. 599-604. Ср.: Хоружий С. С. Страсти (правосл.)//Там же. С. 593-599. 32. См.: Seeman K.D. Eine Heiligenlegende als Vorbit von Gogos " Mantel "http://Zeitschrift für slavische Philologie. 1966. Bd 33, H. 1.; Лото Ч. де. Лествица «Шинели»//Вопросы философии. 1993. 8. 33. См. об этом: Гуминский В. М. Жизнь и творчество Гоголя в контексте православной традиции//Гоголевский вестник. Вып. 1. М., 2007. С. 22-37. 34. Ср.: Гоголь Н. В. Полное собр. соч. и писем. Т. XII. С. 684 (комментарии И. А. Виноградова и В. А. Воропаева). http://www.portal-slovo.ru/history/48374.php Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

507 Там же. 508 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 393. 509 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3, кн. 2. Письмо 226. С. 130. 510 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 987—988. 511 Ср.: Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Калуга, 1896. Поучение 86. С. 302—303. 512 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575—576. 513 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в Нед. 14-ю по Пятидесятнице и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. С. 451—542. 514 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 575. 515 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. Поучение в 1-ю Нед. Вел. поста. С. 204; см. также: С. 780—781. 516 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 44. См. также: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, §§ 64—65. С. 384. 517 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 35. 518 Св. Афанасий Александрийский. В послании к Антонию Великому, вопр. 83. 519 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 36. 520 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с блудной страстью//Добротолюбие. Т. II, § 64. С. 384. 521 Добротолюбие. Т. II, § 65. С. 384. 522 Что в переводе значит: погрузился я в беспредельные глубины нечистоты. 523 Свт. Димитрий Ростовский. Поучение 2-е в Нед. пятую по Святом Духе. 524 См.: Русский инок. 1914, 2. С. 82—83. 525 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 15-я на Послан. к Ефес. (4, 35). 526 Цветник духовный. Изд. 2-е. М., 1882. Ч. 2. § 29. Блуд и целомудрие. С. 123. 527 Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 342. С. 279. 528 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. III, кн. 2. Письмо 176. С. 102. 529 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 9. 530 Там же. Гл. 6, § 3. 531 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Кн. VII, гл. 7. 532 Преп. авва Дорофей. Поучение 11; преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 85. С. 411. 533 Авва Матой//Древний Патерик. Гл. 5, § 6. С. 70. 534 Л. Соколов. Психология греха и добродетели. С. 20. 535 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 588. 536 Он же. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

122 Преп. авва Дорофей. Поучение 12. 123 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. I. Беседа на Пс.33. С. 161—162. 124 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 103, 152, 200. 125 Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 181. С. 235—236. 126 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 53. С. 191. 127 Еп. Феофан. Указ. соч. Письмо 31. 128 Еп. Феофан. Указ. соч. Письмо 50. 129 Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26—27. 130 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 152, 200. T. II. О истинном христианстве. §§ 176—182. С. 232—237. 131 Молитвы на сон грядущим. Молитва свт. Иоанна Златоуста по числу часов дня и ночи. 132 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. V. Письмо 16-е. С. 329—330. 133 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 228. См.: А. В. Черты деятельного благочестия по учению свв. отцов Православной Церкви. Одесса, 1890. С. 23—56. Размышления из творений преп. Ефрема Сирина, собранные Стефаном Дерябиным. Изд. 10-е. Киев, 1907. Еп. Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. T. V. С. 120—124. T. III. С. 174—186; преп. Иоанн Лествичник. Слово 6. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 31. Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 75—83. 134 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 135 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 50. 136 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 5. С. 17. 137 Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 325—327. 138 Там же. С. 325. 139 Там же. С. 328. 140 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 5, гл. 17. 141 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 247—248. 142 Там же. С. 248—256. 143 Свт. Иоанн Златоуст. Поучение на 1Кор. гл. 5, ст. 6. 144 С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. T. I. Кн. 2. С. 602—603. 145 Преп. авва Дорофей. Поучение 2. 146 Лавсаик. § 19. С. 87—88. 147 Цит. по кн.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 616. 148 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 50. С. 127.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Кассиан, Поучения 5, SC 109 (1965), с. 186–259. Филоксен Мабугский, Гом. 10, SC 44 (1956), с. 321–372. Иоанн Дамаскин , О восьми лукавых духах, PG 95, 79–86. Антиох Монах, Гом. 3, PG 89, 1440–144.1; Гом. 5, col. 1445–48. Павел Евергет, Synagogè И, 20, Афины, 1958, с. 175–176: λαροφαγα. Блуд Кассиан, Поучения 6, SC 109 (1965), с. 260–289; Указатель Трапеза SC 64 (1954), с. 239: похоть. Филоксен Мабугский, Гом. 12 и 13, SC 44 (1956), с. 429–541. Антиох Монах, Гом. 19, PG 89, 1488–1492. Отечник, Антоний 22, Геронтий, Кир 1, Матос 8, Пимен 14, 62, Сарра 1, 2; анонимные изречения 31–83, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 328–354. ‘ Павел Евергет, Synagogè II, 25–31, Афины, с. 199–274. Сребролюбие Кассиан, Поучения 7, SC 109 (1965), с. 290–233; см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 232: деньги, алчность. Иоанн Лествичник , Лествица райская 16, PG 88, 924–432. Антиох Монах, Том. 8–13, PG 89, 1456–69. Печаль Василий Великий , Краткое правило 192, 194 (печаль по Богу и печаль по миру). Иоанн Златоуст, Ad Stagyrium a daemone vexatum, ΙΙ-ΙΙΙ, PG 47, 447–494. Кассиан, Поучения 9, SC 109 (165), с. 268–281. Авва Исайя, Logos 17, франц. пер. Etiolles 1970, с. 148. Антиох Монах, Том. 25, PG 89, 1509–13. Нил Сорский, Монастырский устав, в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 132–134. Гнев Василий Великий , Против гневливых, PG 31, 353–372. Кассиан, Поучения 8, SC 109 (1965), с. 334–67. Диадох Фотики йский , Сто глав 62, SC 5 ter (1966), с. 121–123 (польза гнева). Авва Исайя, Logos 17–18, франц. пер. Etiolles 1970, с. 146 слл. Иоанн Лествичник , Лествица райская 8–9, PG 88, 823–845. Павел Евергет, Synagoge II, 35–39, Афины 1958, с. 307–357. YII ы нис Кассиан, Поучения 10, SC 109 (1965), с. 282–425; см. Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 241: духовная леность. Диадох Фотики йский , Сто глав 58, SC 5 ter (1966), с. 118. Авва Исайя, Logos 17, франц. пер. Etiolles 1970, с. 147. Нил Сорский , в кн.: T. Spidlik, I mistici russi, Roma 1977, с. 134–138. Тщеславие

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

106 Доб. сиречь с тилесными страстьми Ч. 107 Доб. непросто якоже прилучися, но во Ч. 108 Нет К. 109 Вместо приходитъ в Ч: не уединенное же, но. 110 Нет К. 111 Нет К. 112 Т. 2. С. 65–67. 113 Лествица. 27, 13–14. 114 Там же. 27, 55. 115 страдалчестве — 1 К . 116 Доб. — 2 К. 117 Доб. — 3 К . 118 Доб. путь Ч. 119 ключимее К. 120 Доб. сиречь со единемъ или со двема Ч. 121 Доб. и К. 122 И Самого Господа глаголъ приведе, иже рече Ч. 123 Вместо рече Господь в Ч: И паки. 124 На поле: Лествичаш/с. 125 Нет К. 126 Доб. ради Ч. 127 Лествица. 1, 26. 128 Источник не найден. 129 также Κ. 130 вещь Κ. 131 Нет К. 132 Доб. паки Ч. 133 Доб. кто из них К. 134 вседневною К. 135 Доб. единому Ч. 136 въ К 137 доб. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком аминь Ч. 138 Доб. иже глаголеть Ч. 139 со К. 140 со К. 141 Нет Κ. 142 Источник не найден. 143 причащаюся К. 144 утолстевающихъ Ч ; утывающыхъ К. 145 Доб. или плачемъ К. 146 Доб. и К. 147 На поле замена: жителству Ч жителству К. 148 Доб. и спостника Ч. 149 оба Κ. 150 безместный К. 151 Доб. своихъ Ч. 152 возразнствуетъ К. 153 и намъ К. 154 стяжати К. 155 Доб. на поле 1 К. 156 Доб. и Ч. 157 Доб. на поле 2 К. 158 Доб. на поле 3 К. 159 Доб. на поле 4 К. 160 Доб мнози Ч К. 161 Доб. на поле 5 К. 162 Доб. на поле б К. 163 почувствовати К. 164 Доб. на поле 7 К. 165 к молитве Κ. 166 Доб. глаголетъ Ч. 167 Повторены слова Добре рече Лествичникъ, яко: «Уединенное неискусныхъ и далее доб. приводитъ въ напасть и погубляетъ К. 168 Нет К. 169 Доб. есть К. 170 и высокое святых отецъ нет Ч доб. воистину К. 171 Нет К. 172 На поле Лествичник и ниже То же в Ч. 173 На поле Петръ Дамаскин. Го же в Ч. 174 Нет К . 175 Лествица. 27, 55. Ср. прим. 16. 176 См. прим. 13. 177 См.: Лествица. 7, 44. 178 См.: Лествица. 26, 16. 179 сшуевая Ч. 180 познаваема Ч. 181 общежительное К. 182 не Ч. 183 смотряй Ч. 184 жити К. 185 тое К. 186 Доб. Давыдъ глаголетъ Ч. 187 Источник не найден, но ср.: Святаго отца нашего Исаака Сирина , Слова духовно–подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Велич- ковским. М., 1854. С. 200–201. Слово 42 (181). 188 5. Источник не найден. 189 Источник не найден. 190 въскоре Κ. 191 по сицемъ Ч. 192 Господу Κ. 193 въ нет Ч. 194 Нет Ч. 195 Источник не найден. 196 9. довольствуют Ч. 197 памятословная Ч. 198 Испр. из монахом. 199 Доб. не 200 Доб. действовати на всякъ часъ и время, аще и немотует художпого ил Ч. 201 На поле рядом «Авва Дорофей. Слово 10»; и вниз колонкой возле строк идут цифры от 1 до 5. Так же и в Ч. 202 урокъ Ч. 203 В строке написано хощетъ, на поле предложена замена — можетъ. 204 В строке написано на поле предложена замена — 205 изъ отрубей приписано на поле. 206 На поле 207 мытоимцы Ч. 208 Выделенный курсивом текст отсутствует в списке, пропущен переписчиком; восстановлен по Ч. 209 В списке от бубрегъ, на поле предложена замена от почек. 210 На поле, как и в Ч прелесть. 211 На поле, как и в Ч благодать. 212 См: Добротолюбие. Т. 2. С. 199. 149. 213

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

1201 См.: Meyendorff J. St. Grégoire Palamaset la mystique orthodoxe. P. 83, 85–87 (English translation: St. Gregory Palamas and the Orthodox Spirituality. P. 75, 77, 79–80). 1205 κν τας εκονιζοσαις τν ορνιον χρον ταταις νοικ μονας... (513Β). Монашеская жизнь издревле обозначалась как βος γγελικς. См. примеры: Древний патерик. С. 84: «ангельский чин»; ср. там же: «...возвратил меня к этому ангельскому житию...». Ср.: S. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P. 176. Из традиции, непосредственно влиявшей на Паламу, надо упомянуть преп. Иоанна Лествичника , который учил: «Безмолвник есть земной образ Ангела...» (Преп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 221.17). Еще в середине XVI в. князь Курбский называет монашество «аггельский образ» (во 2-й редакции – «ангельски образ»). См.: Первое послание Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков. М., 1993. С. 8, 10. Рискуя утомить внимание читателя, мы бы всё же предложили ему еще одну любопытную параллель – на сей раз из русского XVII века: согласно «Новому летописцу», когда Феодор Никитич Романов (он же патриарх Филарет) был пострижен в иноки в Сийском монастыре Борисом Годуновым, он «...волею и с радостию велиею и чистым сердцем ангелский образ восприя (курсив наш. – Д. М.), и живяше в монастыре в посте и в молитве» (цит. по: Демкова Н. С. Сочинения писателей круга Аввакума и публицистика Смутного времени: (К постановке проблемы)//Ее же. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. Материалы и исследования. СПб., 1998. С. 236). 1206 Поляковская М. А. Монастырские владения в Фессалонике и ее пригородном районе в XIV – первой половине XV вв.//АДСВ. 1965. Вып. 3. С. 22. 1207 Ηrochova V. Zur wirtschaftlichen Rolle der byzantinischen Klöster im 13–15. Jahrhundert//JÖB. 1982. Bd. 32/2. S. 91. 1208 καθ’σνχαν τ μλι τς ρετς φιλοποντερον ργαζμενον (Encomium auct. Nilo СР.//663CD; cp: 673ВС, 675А). 1209

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010