Однако, если это условие исполнено, синхронические подходы (риторический, повествовательный, семиотический и другие) могут обновить экзегезу и внести в нее очень полезный вклад. Тот, кто использует историко-критический метод, не может претендовать на монополию, но должен отдавать себе отчет в ограниченности этого метода. Стремясь к точному определению значения текста в его изначальном историческом контексте, метод этот порой недостаточно учитывает динамику его значения и возможности «прибавления смысла». Когда экзегет сосредотачивается исключительно на проблемах источников и стратификации текстов, он не выполняет со всей полнотой задачу экзегезы. Библейская экзегеза должна учитывать литургическое и молитвенное измерения, тесно связанные со Священным Писанием. Поэтому ей нужно оставаться богословской дисциплиной, чьей основной целью является углубление веры. Это не означает уменьшения роли научного исследования. Но каждая область исследования (текстуальная критика, лингвистические исследования, литературный анализ и т.д.) имеет свои методы, которые она должна использовать автономно. Но ни одна из них не создана сама для себя. И для переводов текста тоже необходимо обратиться к великой традиции Церкви, а также к драгоценнейшему наследию отцов. Так, по мнению св. Григория Двоеслова , Слово Божие есть лампада, освещающая ночь настоящего, это лес, тенью своей предлагающий прохладу против жары этого мира, это та сила, которая вела пастухов, уверив их в единстве Церкви, и привела к ней народы 54 . Священное Писание необходимо переводить, потому что как в восточной, так и в западной христианской традиции, оно является источником жизни для каждого верующего. Слово Божие, выраженное человеческими словами – источник знания и руководство к действию подлинного ученика 55 . С пониманием Писания, возрастает сам читатель: Scriptura crescit cum legente 56 , – писал Григорий Великий 57 . Изучая Слово Божие, читатель видит, как он духовно растет, как укрепляется его связь с Богом, как меняется его жизнь. Подобный динамичный способ подхода к Предвечному Слову, часто встречается в традиции отцов Церкви. Например, Иоанн Кассиан Римлянин утверждает, что «в той мере, в какой через исследование обновляется наш дух, начинает обновляться и видение Писаний» 58 . Предстояние пред Словом Божиим, воплотившимся и скрытым в Писании, означает новое откровение, подлинный суд, обращенный не против нас, но за нас, ради нашего спасения. Возрастание интереса к Слову Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

54       Прозвища монахов иногда указывают на их подвиги: Варсонофий Неумой, Кассиан Босой. Монастырь давал постриженникам новые прозвища в отличие от мирского прозвания: Квашнин прозвался Невежей в Иосифовом монастыре, Герасим и Исаия в Пафнутьевом – Черными, в Иосифовом был Савва Черный. Старец Леженка учил Иосифа грамоте; можно полагать, что это был болезненный, никогда не встававший с одра старец. 55       Иосиф 20-ти лет принял пострижение, и пробыл около 18-ти лет в Пафнутьевском монастыре до смерти основателя, следовательно, Иосиф родился в 1439 или 1440 году. (Надгробное слово Иосифу Досифея Топоркова, изд. Невоструевым, стр. 13 я 14 и 68-е прим. издателя). 56       Вотчина его родителей – село Язвище – доныне сохранила своё название. Жители его до сих пор имеют обычай в день памяти Иосифа (9-го сентября) привозить свои деревенские произведения в монастырь, который от Язвища отстоит вёрст на двадцать. 57       Савва Черный и Досифей Топорков – оба дают родословную Иосифа. Досифей не раз говорит о том, что Иосиф «был благого корене». Но имени Сани или Александра нет в синодиках, где писан род Иосифа. Сын Сани – Григорий, в иночестве Герасим, поминается в синодиках вместе с инокиней Ириною (о нем у Досифея: стр. 10). Сын их: Иван в иноч. Иоанникий; жена его Марина, в иноч. Мария, постриглась у св. Власия, в Волоколамске. Дети их: 1) Иоанн, в иноч. Иосиф, 2) Вассиан, от 1506 – 1516 архиепископ Ростовский и Ярославский, 3) Акакий, юный инок в монастыре Пафнутия, впоследствии епископ Тверской от 1525 – 1546, умер в глубокой старости, 4) Елеазар упоминается у Саввы Мирянина, умер монахом. По синодику Иосифова монастыря, его можно предполагать в иноке Евфимии. Этот Елеазар мог быть отцом Досифея и Вассиана Топорковых. Досифей, автор надгробного слова и брат его Вассиан, впоследствии епископ Коломенский, названы братаничами Иосифа. Они оба были искусными иконописцами, помощниками знаменитого иконописца Дионисия, ученика Андрея Рублёва (у Саввы Чёрного: о постройке церкви в Иосифовом монастыре). Вообще, в роду Иосифа 14 имен иноческих мужеских и одно имя мирянина; женских мирских имен совсем нет, четыре иноческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344—349. 54. " Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены " , — разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января 55. Добротолюбие. Т. I, 9. 56. Служба 17 января. 57. " Не все безмолвники оставляются Богом в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служения ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыне, глас был в его безмолвии, изведший его на труды руководства других на пути спасения, — и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими. Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле " . Преп. Феофан. Путь ко спасению, 392. 58. Добротолюбие. Т. I, 9. 59. Из писем св. Антония к инокам. 60. Четьи-Минеи, 17 января. 61. Афанасий. Vita Antonii, 46. 62. Там же, 73. Созомен: " Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы предмет разговора и был спорный. Как-то мудро, ему одному свойственными оборотами речи он укрощал разгоравшийся спор и давал беседе тон умеренности. Отклоняя собеседников от горячности, он умел приводить их в мирное настроение духа " . 63. Афанасий. Vita Antonii, 72—80. 64. Письмо Антония к инокам. 65. Афанасий. Vita Antonii, 69—70. 66. Письмо Антония к инокам седьмое. 67. Иероним. Vita s. Hilar. 26. Об учениках св. Антония см. у Руфина — Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. 68. Афанасий. Vita Antonii, 94. 69. Служба 17 января. 70. Apolog. II, 424. 71. Фридленер " Картины из истории римских нравов " . II. С. 333—334. 72. Беседа на Евангелие от Мф. VII. 73. " Лавсаик " , 103. 74. Блаженный Иоанн был сыном одного ремесленника из города Ликополя и до 25 лет сам был плотником. Побуждаемый желанием посвятить себя всецело Богу, он удалился в пустыню. Там, по примеру святого Антония, подвизался около 12 лет под руководством одного пустынножителя и навык полному послушанию и отречению от своей воли. Прожив по кончине старца пять лет в обители, Иоанн удалился в пустыню, избрав для своего пребывания гору в четырех верстах от города. На самой вершине горы он устроил келью из двух комнат: в одной молился, в другой работал и подкреплял себя пищей. С посетителями Иоанн беседовал только по субботам и воскресным дням. Для отдохновения посетителей впоследствии близ кельи устроено было обширное помещение, более чем на 100 человек. О святом Иоанне смотри также в " Лавсаике " Палладия, епископа Еленопольского. Спб., 1850. С. 124—147. О нем упоминают и другие церковные писатели: Августин, " О граде Божием " . К. V, гл. 26. " Попечение об умерших " , гл. 16. Кассиан, кн. IV гл. 23. Institutiones et Collat. II, гл. 9. Collat. XXIV, гл. 26; Евхерий в " Похвале пустыни " , и многие другие. Память его 27 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

Т. 2. С. 639. 700 Марк Подвижник . О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58. 701 Макарий Египетский , 4, 7, 3; 4, 8, 1. 702 Антоний Великий , 17/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 15; ср.: Кассиан Римлянин . К Леонтину/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 711. 703 Кассиан Римлянин . К Леонтину/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 713. 704 Исаак Сирин . Беседа 1, 56. Ср.: «Господь... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» ( Лествица . 26, 118, 122). 705 Марк Подвижник . О мнящихся, 33/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 63; Макарий Египетский , 7, 5, 2; Кассиан Римлянин . К Леонтину/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 711. 706 Исаак Сирин . Беседа 21, 2. 707 «Понеже имамы, всяко Господь от нас истяжет милостыни слово, а не якоже не имамы» ( Диадох. Главизны, 66/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 328), так что «хотяй что содеяти, и не могий, яко сотворивый есть пред Сердцеведцем Богом» ( Марк Подвижник . О мнящихся, 16/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 61), и «в том только случае, когда вещи близко, Бог требует от нас исполнить и показать любовь на самом деле» ( Исаак Сирин . Слово 55. С. 248). «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного» ( Лествица . 26, 163). 708 «Во всяком деле, намерение взыскуется вещи» ( Григорий Синаит . Главы, 14/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 171). 709 Исаак Сирин . Беседа 1, 59. 710 «Кто добр по природе, тот недостоин похвалы, хотя [качество это] и вожделенно; . Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбой, избрал доброе по свободному произволению» ( Макарий Египетский , 7, 16, 7). При этом «человеку благим и мудрым скороспешно соделатися не можно, но трудолюбным поучением, и изучением и искусом, со временем и подвигом, и желанием благаго дела. Благий же и боголюбивый человек, воистину ведущий Бога, не престает независтно творити вся богоугодная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

44 Иоанн Златоуст . Т. 2. С. 554. 45 Комментарий на Исаию. Т. 2. С. 165. 46 Комментарий на Исайю. Т. 2, гл. 10. С. 531–534. 47 Минуций Феликс. Кн. 3. С. 374. 48 Приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 90–92. 49 Христианские чтения, 1826. Ч. 23я. С. 180–181. 50 Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Слово о смерти. С. 215–216. 51 Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Т. 2. 52 Августин. О граде Божием. Кн. 2. С. 9. 53 Немезий. См. Догматическое Богословие еп. Сильвестра. С. 386. 54 Иоанн Дамаскин . Т. 2. С. 4. 55 Сочинения Иннокентия. Т. 9. С. 108–110. 56 Св. Василий Великий . Ч. 4. С. 150. 57 Иннокентий, архиепископ Херсонский. Т. 7. С. 79. 58 Иоанн Кассиан, С. 240. 59 Иннокентий Херсонский . Сочинения. Т. 1. С. 35. 60 Творения Св. Отцов. Т. 3. С. 205. 61 Добротолюбие. Т. 2. С. 58. 62 Творения Кирилла Иерусалимского . С. 82. 63 Иоанн Кассиан. Т. 2. С. 111. 64 Христианские чтения. 27, 1821. 65 Добротолюбие. Ч. 3. С. 185. 66 См. Славянское Добротолюбие. 67 Там же. 68 Добротолюбие. Т. 2. С. 287–288. 69 Подвижническое слово Исаака Сирианина в русском переводе. Слово 60. С. 392–393. 70 Там же. С. 399. 71 Там же. С. 400–401. 72 Иеромонах Агапит. Жизнь преподобного Антония в его письменном и устном наставлении. М., 1865. С. 30–34. 73 О грехе и его последствиях. Харьков, 1883. С. 171. 74 Добротолюбие. Т. 1. С. 192. 75 Добротолюбие. Т. 1. С. 192. 76 Добротолюбие. Т. 5. С. 188. 77 «Беседа души с Богом», 1851. С. 63. 78 Четьи-Минеи. 15 мая. 79 Четьи-Минеи. 23 декабря. 80 Четьи-Минеи. 19 января. 81 Пролог. 10 февраля. 82 Лавсаик. Глава 29. См. «Уроки христианской надежды». В. Дьяченко. М., 1894. С. 298. 83 Патерик Печерский. 84 Училище благочестия. Т. 2. С. 26. 85 Кн. «Жития святых» Архиепископа Филарета. Мая 3. С. 97. 86 «Отечник» епископа Игнатия, 8, 94. 87 История Русской Церкви митрополита Макария II, 24–26. 88 «Отечник» епископа Игнатия, 8,94. 89 Четьи-Минеи. 1 февраля. 90 «Руководство для сельских пастырей» 1878. Этот рассказ перепечатан в «Народном собеседнике (сборник статей духовного содержания), СПб, 1898.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

56.2 Основные аскетические пороки (гордость, гнев, зависть и др.) 5713. СЛОВО святителя Ростовского Димитрия о том, что не должно осуждать никого, но на свои грехи смотреть. (К 275-летию со времени преставления Святителя). – 1984, 2, 29. 5714. ПРЕПОДОБНЫЙ Иоанн Кассиан Римлянин о духе гнева. – 1985, 1, 43; 2, 38. 5715. ЕГО ЖЕ о духе печали. – 1985, 3, 36. 5716. ЕГО ЖЕ о борьбе с духом уныния. – 1985, 5, 31; 6, 38. 5717. ЕГО ЖЕ о борьбе с духом тщеславия. – 1985, 7, 39. 5718. ЕГО ЖЕ о борьбе с духом гордости. – 1985, 8, 38. 5719. О НЕРАДЕНИИ. (Речения святых отцов). – 1989, 9, 39. 5720. ФЕОФАН Затворник , свт. Корень всех грехов есть самолюбие. – 1990, 1, 52. 56.3 Духовная жизнь. Путь спасения 5721. А.И., НЕФЕДОВ Г., прот. Воспитание христианского смиренномудрия. – 1988, 1, 74. 5722. ЧТО значит жить по сердцу? (Из духовных советов преподобного Амвросия Оптинского ). – 1989, 12, 39. 5723. ВЗЫЩИТЕ Бога и жива будет душа ваша. (Речения святых отцов). – 1989, 3, 47. 5724. ДАНИИЛ, Митрополит Московский и всея Руси, о христианском устроении жизни. – 1988, 10, 56. 5725. И ЗА СКОРБИ Бога благодари. (Из поучений преподобного аввы Дорофея ). – 1990, 1, 51. 5726. ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) , еп. Поучение о молитвенном правиле. – 1986, 6, 41. 5727. ИЗ ПОУЧЕНИЙ преподобного Феодора Студита . – 1990, 11, 52. 5728. ИЛЬИЧЕВА Н. Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни. – 1989, 5, 56. 5729. ИОАНН (АЛЕКСЕЕВ) , схиигум. О молитве и духовной жизни мирян. – 1985, 9, 31. 5730. ИОАНН (МАСЛОВ) , архим. Милосердие в деле спасения (по учению святителя Тихона Задонского ). – 1992, 11–12, 55. 5731. КЛАВДИАН, архим. Путь ко спасению. (По творениям епископа Феофана Затворника ). – 1986, 5, 33. 5732. ПОУЧЕНИЯ преподобного Нила Синайского . – 1992, 3, 25. 5733. ОСИПОВ А. , проф. Святитель Игнатий об основах духовной жизни. – 1993, 4, 58. 5734. ПРЕПОДОБНЫЙ Паисий Величковский . Слово 34. О том, чтобы терпеть скорби. – 1991, 3, 51. 5735. ПОУЧЕНИЕ из “Отечника”. – 1984, 12, 49. 5736. СВИРИДОВ И., свящ. Диакония – путь духовного совершенствования личности. – 1989, 8, 73; 9, 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псевдо-Ионафан, его таргум I: 251,87. 396. 407,398. II: 842. Иосе Гаглиии рав. 47 I: 276,192 48 . Иосе бен-Ки(о)сма рав. 49 I: 293,56 50 . 397,357. Иосе бен-Халафта рав. 51 I: 663,71. 780,329. II: 834. Иосиф Альбо, средневек. рав. 52 I: 249. 407. II: 849. Иосиф Аримафейский II: 823,103. Иосиф Варсава II: 889. Иосиф Флавий II: 864–5. И(ег)ос(ш)уа бен-Хананья рав. 53 I: 230,157. II: 830. 845,103. 847,109. Иоханан бен-Заккай рав. 54 I: 342. 563,267. 789,329. II: 1101. Иоханан бар-Наппаха рав. 55 I. 594,371. II: 854,148. И(ег)ош(с)уа бен-Перахия 56 II: 816. σοι, σος, σως II: 284,759.760. Иуда Ап. а его послание (I: 845. II: 611,621. 811,1260 ). 7 (I. 681). 9 (I: 743). Иуда Галилеянин I: 160. 162. И(ег)уда бен-Илай рав. 57 I: 397. И: 40,56. (см. стр. 33,2). И(ег)уда (бар-Иезекиэль) рав. 58 II: 861,214. Uyдa I рав., гаккадош-наси-святой 59 I: 290,47. II: 834. 853. 856,168. 1000,117. Иуда Самуаль II: 834. 1000,117 ошибочно: см. III: 17. Иудаисты 1: 125. Иудейство около христ. эры (I: 819. 827. II: 764,1053),–синкретическое (II: 815–6. 987,37. 1153–4),–религия расы (II: 6) и раввинское или фарисейско-книжническое (II: 762,1048. 1263) доселе; иудейство и эллинизм (II: 17–21. 28,14). Иудейство по взаимодействию с христианством I: 341. 876. Иустин Муч. I: 50. 540,235. 592,365. II: 432,3. Иудиф, кн. I: 853,530. Каббалистика I: 263. 265. 266–7. 660,59. Кадис II: 122. Кальвин и кальвинизм I. LXI,472. II: 721–2. Канон писаний александрийский II: 156,305. 438–9. Караимы I: 391,329. II: 376,1069 (маликиты: безсмертие лишь умственных аристократов). 379,1069. III: 15. Кассиан Римлянин преп. I: 699,166 χατκριμα I: 334,187. καταντν ες II: 146,268а. κατχο(ω)ν I: 753,261. Катихизис первохристианский II: 1184. 1280. Квиет Л. 60 II: 837. Кенотическая теория, κνωσις–кеносис II: 281,756. 289,773. 586,522. Кильаб, сын Давидова I: 342. Кинеи ( 1Nap. II, 55 ) II: 810,1260. κυβεα II: 1143. κριος II: 309,827. 311 и пр. 832. 766,1055. κυρω и κρωσις II: 1211,1875. Клеанф II: 933. 934. 995.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

См.: Суворов Н. С.  К вопросу о тайной исповеди и духовниках в Восточной Церкви. С. 80–83. Перечисляя разные способы очищения от грехов, преп. Иоанн Кассиан говорит: «И слезы омывают грехи» (PL. Т. 49. Col. 1160; рус. пер.: С. 538). В недавно изданной статье: Του γΙου Αθανασου κα του γου Ιωννου περ διαφρων τρπων aoâpiac κα περ μετανοας (святого Афанасия и святого Иоанна о различных видах спасения и о покаянии), – резюмирующей то, что в разное время и разными церковными писателями высказывалось по вопросу о способах покаяния, слезы стоят на четвертом месте: «И немногими слезами можно получить очищение и прощение, если только не будем оставаться во грехе. Петр и блудница очищены и оправданы этим путем, ибо божественная слеза есть крещение, чрез Святого Духа она действует в имеющих ее» ( Суворов Н. С.  К истории нравственного учения в Восточной Церкви//Византийский временник. 1903. I. С. 55–56). В параллель этому месту можно поставить изречения о слезах преп. Диодоха (Изд. Попова К. Киев, 1903. С. 86–90, 522), в которых благодатные слезы признаются удостоверением прощения грехов. Харитон Исповедник говорил о брани в своем предсмертном поучении: «Много и других, [кроме смирения], очищений греховной нечистоты преподал Спаситель и Творец душ наших, както: слезы, стенания, сердечное сокрушение и т. д.». Но всех легче и действеннее он считает «отпущение павшим прегрешений» (Палестинский Патерик. Вып. 10. С. 24). Об одной плате, как средстве покаяния, говорит преп. Нил Синайский (Epist. lib. II. 330, ср.: III, 257; PG. Т. 79. Col. 361, 513; рус. пер.: Т. III. С. 178179, 353), у Оригена (Ibid. Т. XII. Col. 417–419) в числе семи способов прощения грехов плач или слезы не указаны. У Никона Черногорца также (Пандекты, 51 слово, рукопись Московской духовной академии. 56. Л. 601). Ряд свидетельств по приведенному вопросу см.: Алмазова А. Тайная исповедь… Т. II. С. 330–337; Суворова Н. С. (указ. статья в «Византийском временнике»). 314 Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Юлием II» найдены статьи: КАССИАН ЮЛИЙ (кон. II в.), еретик, гностик КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) ЛАТЕРАНСКИЙ V СОБОР (3 мая 1512 - 16 марта 1517), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XVIII вселенским Собором; созван папой Римским Юлием II Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Юлием II.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Элии Капитолины» найдены статьи: ГЕРМАНИОН 33-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) после ап. Иакова КАПИТОН (II в.), еп. Иерусалимский (Элии Капитолины), 25-й по счету КАССИАН (II в.), еп. Иерусалима (Элии Капитолины) МАКСИМ I еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (сер. II в.) МАКСИМ II еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.) МАРЗАБАН [Мазабан, Мазаван], еп. Иерусалима (Элии Капитолины; 250/1 - 265/6) МАРК I Марк I, 16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Элии ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010