302 318, Петр – 108 280 282 29? AieKceu (Леля) – 186 187 192 196 201 280 283 291 298 299 302, Серафима дети – 156 157 Городенский Н.Г. , проф. – 24 Горская Н.А.(науч. сотр.) – 61 Готье Ю.В., проф. – 85 87 88 Грабарь В.Э. – 78, Н.Э., проф. 114 115 120 122 Григорий (Чуков), митр – 245 246 Гришанова Ксения, репрессир. 228 232 234Г Громогласов И. М., проф. (мест- ночтим. свщмч. Тверск. епархии с 19 сент. 1999) – 19 24 68 Данила Андр.(Остапов) – 210 Даниил (Маланьин), иерод. ТСЛ —108—110 Демин Алексий, прот. – 169 318 Демина, искусствовед – 198 Добролюбов НА. – 54 58 Донат (Щеголев) еп. – 187 192 Досифей (ст-ц Зосимовой пуст.) –93 ИЗ Достоевский Ф.М. – 43 54 Дружинин – 87 Евгения Андреевна (Котова) – 199 Евдокимов Вас. Фед., свящ – 148 Евфросин (Мишин), и-м. – 309 Егорова-Васильчикова Е. П. – 113 Елевферий (Воронцов Вениамин), митр. – 124 143–151 246 265 и его родственники – 161 Елизавета Федоровна (Вел. кн., прпмц.) – 97 145 Елисеев см. Аристарх Елисеев – 69 Ермоген (Голубев), архп. – 130 Жудро – 199 213 214 Жуков Виктор Вас, прот. – 166 186 192 197 Журавлева Ир. Ал. – 137 215 – см. Габрияники Зайцев Ф.В. (Уполномоченный) – 125 246 Заозерский Н.А. , проф. – 19 24 Захаров Ал.Ем. – 64 267 283 Зиновьева Зоя Ал-др. – 176 Знаменский СП., доц. МДА – 23 Иеракс (Бочаров), и-м. ИПЦ –234 Иероним (Зиновьев), архм. – 135 Иларион (Удодов), архм. – 119 120 123 Илия Карам, митр. – 128 196 Ильин Ал-др Ив., прот. – 126 128 246 Ильин Ал-др Мих., свщ. ИПЦ – 223 230 – и др. – 224 Иоанафан, и-м. ТСЛ – 266 Иоанн (Копылов), прот. – 245 Иоанн, прот. Кронштадский – 15 Истомин СП. – 219 Казанский М.К. (ок. МДА 1886 г.) – 57 58 ; Калинниковы (Костр.) – 11 47 Капица Г.Е., уполномоченный 248 250 252 Каптерев Н.Ф. , проф. – 19 20 63 Каптерев П., проф. – 60 62 113 278 Каптерев СН. – 77 78 108 282 295 Каптерева А. – 78, B.C. – 170 Карпинская Л.В. – 209 Кассиан (Валерьянов К.В.), архм. 165 Катанский А.Л. , проф. – 30 Киприан (Зернов Мих.), еп. – 185 187 191 192 Ключевский В.О., проф. – 17 18 20 24 63 276

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

494 «Сказав, что делание заловедей служит... препятствием к созерцанию, явно похулил ты любовь к ближнему, и предпочел ей созерцание ( χενο γρ δ ειπας , τι εργασα των εντολν αναχαιτζει... τς θεωρας, δλον δτι εψεξας τν τοδ πλησον αγπην και προκρινας τν θεωραν). Исаак C. Epist. IV, σελ. 571. 501 Афанасий A. Vita Antonii, c. XLIV. col. 908A: ’Hv ουν ’ εν τοΤς δρεσι τ μοναστρια ς σκηνα πεπληρομναι & εων χορν, ψαλλντων, φλολογοντων, νηστευντων, ευχμενων, γαλλωμ– νων πι τ τν μ. ελλντων λπδι και ργαζομ– νων ε· ς το ποιεν ελεημ– οσνας , αγπην τε και συμφωναν χντων ε’ ις λλλουξ;. 502 И. Кассиан. L. III, с. II, col. 115 Α: ... ab eis incessanter operatio manuum privatim per cellulas exercetur, nt psalmorum quoque, vel caeterarmn Scvipturarum mcditatio num- quam penitus omittatur. Cni preces et orationes per singula momenta miscentes in his officiis, quae nos statuto tempore celebramus, totum diei tempus absumut. 503 Ibid. L. II, с. XII, col. 102AB... crodentes se tanto sublimiovcm spiritualium contem- plationum puritatnm inentis intuitu quaesituros, quanto diutius fuerint erga operis Studium ac laboris intenti. Cp. E. Феофан Письма к разным людям, стр. 378: «Египетские монахи целый день работали; но умом не отходили от Бога». 504 Apoplitheg. col. 208А, § 11; cp. Verba S,, XI, 14, col. 934С: Erat mens ejis occupata in contemplatione Dei. 505 Apophtheg., col. 76AB; cp. Verba Sen. VII, 1, col. 893AB.; cp. об авв Ахиле Apophth., § 5, col. 125B. 506 Apoplitheg. P. col. 428B, § 1... ε μ ταχος κατφερε τς χερας ατου δτε στατο εις προσευχν, ρπαζετο νους ατου νω. Ε ουν συνβη αδελφος συνεχεσФ αι ατω, σποδαζε ταχως καταφρειν τς χερας, ιμ αρπαγ νους ατου κα χρονση. Ср. Verba Scniorun LXII, § 11 col. 942. 507 Hist. Laus. cap. I, col. 1009B-1010A... κα παρ’ αυτ τα συμπσια τς εω& υας, ρας τς μεταλψεοις των αδελφν ςστασ& αι τν δινοιαν του αγου, κα νεζειν αυτν, κα παρακαλο, μενον ιηγεσ& αι τ τς κστσειος, κα λγειν, οτι πεδμησα τ διανοα ρπαγες υπ & ευ> ρας τνος.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

558 Св. Афан. Александр. из бесед. иа Еван. от Матфея. По изд. 1854. Моск. ч. 4. стран. 473. 474. 559 Св. Иустин. мучен. Апология II., или защищние христиан пред Римским сенатом. Хр. чт. 1840. III. 16. 562 Св. Ефр. Сир. О своб. воле человека. По изд. 1851 Моск. VI, стран. 219. В Хр. чт. 1838.III. 277. 566 Св. И. Злат. на п. к Галат. Глав. пят. стих. 21. По изд. 1844. Моск. стран. 165. Сн. Злат. к верующему отцу слово третье. Стат. 8. По изд. 1850. Спб. том. 3, стран. 156. 573 Пр. Макар. Вел. б. о том, как душе в непорочн... Гл. 22, 23. По изд. 1825. Моск. стран. 161. 162. В Хр. чт. 1820. XX. 37, 38. 575 Св. И. Злат. на Мф. б. 59. По изд. 1840. Моск. ч. 3, стран. 7. 8. Снес. Злат. 6. 2 на 1 к Корин. По изд. 1838. Спб. ч. 1. стран. 28. 586 Св. И. Злат. 6. 2, на 1 к Корин. По изд. 1858. Спб. ч. 1. стран. 28. 29. В Воскр. чт. г. IV. стран. 241. 587 Св. Ефр. Сир. о своб. воли человека. По изд. 1831. Моск. VI. стран. 215. В Хр. чт. 1838. III. 270. 590 Св. Ефр. Сир. о свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 221. В Хр. чт. 1838. III. 280. 593 Бл. Феодорита толк. на кн. Исход. По изд. 1855. Моск. ч. 1. стран. 108–111. В Хр. чт. 1843. IV. 193. 610 Св. И. Злат. о. том, что не без достат. причин пророки неясно предсказывали о Христе. б. 1·Хр. чт. 1844. III. 285. 615 Св. И. Злат. 6. о переем. имен 4-я. Беседы к ант. нар. По изд. 1849. Спб. т. 2. стран. 548–555. 626 Св. И. Злат. 6. 2. на 1Кор. По изд. 1858. Спб. ч. 1. стран. 26. 27. В Воскр. чт. r. IV, стран. 240. 641 Св. И. Злат. б. 20. по случ низверж. царск. стат. XII. По изд. 1848. Спб. том. I. стран. 468. 469. 647 Св. И. Кассиана собеседов. с аввай Пафнутием о трех отречен. мира. Гл. 12–22. Хр. чт. 1846. IV. 30–45. 648 Преп. Иоан. Кассиан. собесед. с авв. Херемоном о том, как благодать Божия содейетвует... Гл. 11. Хр. чт. 1844. III. 649 Преп. Макар. Египет. б. 46. О разл. между словом Бож. И слов. мира... По изд. 1852. Моск. стран. 397. В Хр. чт. 1837. II. 115. 653 Св. Дион. Ареоп. о цер. иерар. гл. 2. III созерц. стор., стат. 3. По изд. 1855. Спб. стран. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

816 Luft , Liturgik II, 322. 817 Из всех писателей III в. на него мимоходом указывает св. Киприан: «знайте, что они (исповедники) поставлены чтецами, так как нужно было поставить светильник на свещнике, откуда он всем светил бы, и честные лица поместить на возвышенном месте (амвоне), где они , видимые всем кругом стоящим (circumstante) народом, доставляли бы видящим побуждение к славе» (Пис. 34, по др. 39.). 818 Апост. Пост. II, 57. 819 Кассиан , Об устан. кинов. II, 12. 820 Созомен, Церк. ист. VII, 19. 821 Филосторгий , Церк. Ист. III, S ( Migne , Patrol. s. gr. t. 65.). 822 Pontificalis, Vita Anast. Bingham , Orig. XIV, 81. В письме, приписыв. св. Исидору Пелусиоту (†436), о чтении евангелия говорится: «когда появляется через раскрытие книги евангелия сам истинный Пастырь, тогда и епископ встает и снимает с себя одежду подражания ( τ σχη μα τη ς μιμσεος — разум. омофор), знаменуя этим, что присутствует сам Господь, вождь пастырства, Бог и Владыка» (lib. I, ep, CXXXVI. Bingham , Orig. XIV, 80). 823 Иерон . Книга прот. Вигилянция, гл. 4 824 См. выше, стр. 88 и д. 825 Соб. Карф. 397 г. пр. 24 (33). ­­ Иппонск. соб 353 г. пр. 36. 826 Август . Об учен. христ. (De doctrina christ.) II, 8. 827 Innocent , ep. 3 ad. Exuper., c. 3 ( Bingham , Orig. XIV, 94.). 828 Иерон . Предисл. к толк. на книги Солом. 829 Афан. В . 39 праздн. посл. 830 Руфин , Comment. in symb apost. § 38. 831 Евс . Церк. ист. III, 16. Ср. IV, 23. 832 Кир. Иер . Оглас. сл. IV, 22. 833 Созом . Церк. ист. VII, 19. 834 Карфаг. соб. 397 г. пр. 24 (33) (­ Иппонского соб. 393 г. пр. 36.). 835 Иерон . О знаменит. муж. гл. 115. 836 Соб. 2 Вайнсон. (Vasensis), пр. 2. 837 Cyprianus Cassinens (VI-VII в.) De vita Caesarii, Migne Patrol., s. 1. t. 89. 838 См. выше, стр. 68. 839 Евс . Церк. ист. IV, 15. 840 Август . сл. 12, о святых, 45, 63, 93, 101, 102, 103, 109, по Bingham " y Orig. XIV, 88. В беседе д.б. той же эпози, приписываемой бл. Августину или Цезарию Арльскому, говорится: «когда читаются обширные страдания (passiones) или какие-либо очень длинные чтения, кто не может выстоять, пусть сидя скромно и тихо, насторожив уши, слушает, что читается» Bingh , Orig. XIV, 86.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

91 Жизнь Антония. Гл. 37. 92 Беседа к Антонию нар. III. 93 Творения Святых Отцов. III, III. 94 Творения Святых Отцов. XV, 269–279. 95 Пролог. 29 октября. 96 Добротолюбие. Ч. 1. 97 Четьи-Минеи. 23 декабря. 98 См. Следованную Псалтирь. 99 Четьи-Минеи. 28 марта. 100 «Житие Василия Нового». СПб. Четьи-Минеи. 26 марта. 101 Четьи-Минеи. Октябрь. Творения св. Григория Богослова . Ч. 2. С. 201–216. 102 Письма Иоанна Кассиана. С. 316. 103 Памятники древнего христианства письм, приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 91. 104 Иоанн Дамаскин . Кн. 2. С. 59. 105 «Спиритизм пред судом христианства». А. Надеждина. С. 100. 106 Св. Афанасий Александрийский . Там же. С. 101. 107 Там же. С. 104. 108 «Вера и Разум». 1886. 1 ч. 109 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 5. 110 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М. 1889. С. 8–12. 111 Брошюра: «Из области спиритических тайнодействий». М.1889. С. 14–15. 112 Там же. С. 18–19. 113 Там же. С. 19. 114 Издание Козельской Пустыни. С. 55. 115 Добротолюбие. Т. 2. С. 608. Св. 116 Беседы на книгу Бытия, Ч. 1. С. 434. 117 Добр. Т. 2. С. 322. 118 Беседы на Евангелие от Матфея. Ч. 1. С. 186. 119 Добротолюбие. Т. 3. С. 199. 120 Творения Афанасия Великого . С. 242–244. 121 Толкования Феофана Затворника на послание к Колосянам. 122 Там же. С. 26. 123 Беседы на Евангелие от Матфея Пер. Ч. 2. С. 270. 124 Добротолюбие. Ч. 1. С. 343. 125 Сретает – встречает. 126 Добротолюбие. 4.1. С. 272–273. 127 Там же. С. 238–239. 128 Добротолюбие, Т. 3. С. 97. 129 Там же. Т. 4. С. 65. 130 См. Добротолюбие. 131 Иоанн Лествичник . Лествица. С. 239. 132 Григорий Богослов , ч. 4. С. 145. 133 Творения св. Кирилла Иерусалимского . С. 75. 134 Добротолюбие. Т. 2. С. 604. 135 Там же. Т.4. С. 64–65, Еф.6:14–17 . 136 Творения Григория Богослова, Ч. 3. С. 230. 137 Добротолюбие, т. 4. С. 64–65. 138 Иоанн Кассиан. С. 582–583. 139 Сочинения Иустина Мученика. С. 179. 140 Творения Кирилла Иерусалимского. С. 57–58. 141 Творения Григория Богослова, Ч. 1. С. 54.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

99 Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 100 Он же. Слово 37. 101 Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Указ. соч. Ответы 245, 255, 458. 102 Ср.: Преп. Ефрем Сирин. О страстях//Творения. В 3-х частях. СПб., 1907. Ч. 1. С. 187. 103 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 267. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 71. 104 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 268. 105 Он же. Указ. соч. С. 268. 106 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 12 На начало Притчей. С. 179. T. I. Беседа на Пс.33:10. С. 159—160. 107 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 168. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Подвижническое слово. Слово 1, § 4. С. 1. Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных, § 47//Добротолюбие T. III. С. 329. 108 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. § 179. С. 233—234. 109 См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4, 18. 110 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 152. 111 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 77. 112 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве. § 182. С. 287. 113 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1898 (кн. IV, гл. 39. С. 46). 114 Его же. Собесед. XI, гл. 13. С. 380. См. Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. §§ 17—18. 115 Блж. Диадох. Подвижническое слово. § 16//Добротолюбие. Т. III. С. 15. 116 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 200. 117 Свт. Феодор Едесский. Сто глав деятельных. § 47//Добротолюбие. T. III. С. 329. Ср.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 200. 118 Творения свв. отцов. Б. м. 1849. Ч. 3. Слово 78. С. 347. 119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 120 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 101—103. 121 Достопамятные сказания. С. 290—291. Ср.: Свт. Кирилл Александрийский. Слово на исход души; преп. Феодор Студит. Третье огласительное слово; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. С. 630—634; свт. Иоанн Златоуст. Беседа 53-я на Евангелие от Матфея. См. также жития святых: преп. Василия Нового (видение мытарств преп. Феодоры), преп. Арефы Печерского и мн. др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

coenob. II 10; Collat. 9. 15, 25; 10. 11; 12. 12). Для описания высшего молитвенного состояния вместе с образами огня И. К. Р. иногда использовал и образы света, такие как «просвещение» (illuminatio - Collat. 9. 27), «освещение» (illustratio - Ibid. 9. 25; 10. 10), «свет» (lumen - Ibid. 9. 25). Кроме того, понятие «чистая молитва» у И. К. Р., так же как и у Евагрия (см.: Evagr. De orat. 4, 60, 66-67, 114-120; Idem. De malign. cogit. 24; Idem. Skemm. 20, 22-23), означает «безобразную» молитву, т. е. такую молитву, во время к-рой ум отрешается от всех образов и не представляет Бога не только в телесном виде, но и вообще в каком бы то ни было облике, образе или форме ( Ioan. Cassian. Collat. 10. 5; ср.: Ibid. 3. 7; 10. 11; см. также: Stewart. 1998. P. 110-113, 115, 118). Эта же молитва характеризуется И. К. Р. как «безмолвная», «невыразимая в словах» и «неизъяснимая» ( Ioan. Cassian. Collat. 4. 2; 9. 14-15, 25, 27-28, 35; 10. 11; 12. 12; 19. 6). Следуя ап. Павлу (Рим 8. 26), И. К. Р. утверждал, что эта молитва выразима только в «неизреченных воздыханиях» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 10; Collat. 9. 15, 27; 10. 11; 16. 13). Достижение такой совершенной молитвы не столько зависит от человеческих усилий, сколько является Божественным даром (De inst. coenob. II 10; Collat. 9. 26). Молитвенное состояние И. К. Р. называет также «исступлением» (excessus - Collat. 3. 7; 19. 4-5), «умоисступлением» (excessus mentis - De inst. coenob. II 10; Collat. 6. 10; 9. 31; 10. 10; 19. 4), «исступлением сердца» (cordis excessus - Collat. 10. 11; 12. 12) и «исступлением духа» (excessus spiritus - Ibid. 4. 5), когда дух человека бывает «восхищен» в горняя (Ibid. 3. 7; 4. 5; 9. 15; 19. 4-5) и «ослеплен» блистанием Божества (Ibid. 9. 27; 19. 6). В этом пункте мистическое учение И. К. Р. существенно отличается от учения Оригена и Евагрия, мистика к-рых является интеллектуальной по своему характеру, поскольку не выходит за пределы умственного познания - «гнозиса» (см.: Olphe-Galliard. 1953.

http://pravenc.ru/text/471291.html

В частности, блж. Иероним называет егип. подвижников «исповедниками и добровольными мучениками» (confessores Aegyptios, voluntate iam martyres - Hieron. Ep. 3. 2). В этом же смысле говорится об И. в «Паломничестве Эгерии», к-рая встречалась в г. Батанис с неким «епископом, истинным святым, монахом и исповедником» (cum episcopo vere sancto et monacho et confessore - Eger. Itiner. 19. 1). Григорий Турский († 593/4) предпочитает различать мучеников и И., посвящая им 2 различные книги: «Книга о славе мучеников» ( Greg. Turon. Glor. martyr.) и «Книга о славе исповедников» ( Idem. Glor. conf.). Под И. он имеет в виду не только епископов, но и аббатов мон-рей, затворников, дев и св. жен. В календаре Кипрской Православной Церкви (28 февр.) исповедником назван прп. Иоанн Кассиан Римлянин (Κασσιανς Ομολογητς Ρωμαος), который почитался как защитник свт. Иоанна Златоуста ( Kyrres K. P. Cassiano il Cipriota e Cassiano il Confessore, il Romano//Enciclopedia dei santi: Le chiese orientali. R., 1998. Vol. 1. Col. 457-461). На Востоке в эпоху Вселенских Соборов наименование исповедник часто дается тем, кто пострадали за православие в борьбе против тех или иных ересей, в особенности епископам, священникам и монахам. Свт. Афанасий I Великий называет исповедником свт. Евстафия, еп. Антиохийского: «…муж исповедник и благочестивый в вере» (νρ μολογητς κα τν πστιν εσεβς - Athanas. Alex. Hist. Arian. 4. 1). Историк Созомен упоминает как исповедника свт. Осия , еп. Кордубского ( Sozom. Hist. eccl. IV 6. 4). У Палладия , еп. Еленопольского, исповедником выступает свт. Мелетий Антиохийский ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. V 9-10). В «Завещании» прп. Феодора Студита содержится приписка, в к-рой он именуется «великим исповедником» (μγας μολογητς Θεδωρος - PG. 99. Col. 1824). Визант. хроники чаще всего упоминают в качестве И.: свт. Павла I , архиеп. К-польского ( Niceph. Const. Chronogr. 1880. P. 114-115); прп. Максима Исповедника ( Georg. Mon. Chron. 1904. Vol. 2. P. 690; Idem.

http://pravenc.ru/text/675007.html

Глеба Васильковича); “Ист. акты Зап. Росс.”, 25; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 11 (архиеп. Арсений Шишко); “Вологод. губ. вед. 1855 г.”, 38 (роспись ружья в XVII ст.); 1857 г., 5 (ист. лет. под 1452, 1477, 1481 г.), 6 (ист. лет. под 1300, 1448 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 120, 251 (преп. Иоасаф), 133, 272 (преп. Петр), 275 (преп. Кассиан), 134, 278 (преп. Кирилл); Ключевский, “Жит. свят.”, 189, 274, 275, 312 в примеч., 414; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 149, 209; VI, 153, 167; VII, 175; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 742, 3; “Акты Археогр. Эксп.”, II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; архим. Иона); “Вологод. сборн.”, 1887 г., V, 52 (Обозр. Заднесельской вол. по писц. кн. 1628 г.); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 10 (Ж. гр. 1453 г. игум. Герасиму на Нучские пустоши), 14 (Три менов. грам. 1471 г. на земли в закубенской волости), 15 (Ж. гр. 1471 г. игум. Феодосью на пустоши в Закубен. вол.), 16 (Ж. гр. 1479 г. игум. Логину о придаче к м-рю Николаев. м-ря в Свят. Луке), 17 (Ж. гр. 1479 г. об освобожд. крестьян от подат., повинностей и суда), 18 (Меновая гр. 1481 г. игум. Нифонту о промене дер. Пантелеевской на дер. Левонтиевскую), 20 (Меновая гр. 1497 г. игум. Антонию на деревни в Закубен. вол.), 21 (Ж. гр. 1497 г. на влад. землями и угодьями в Закубенье), 115 (Ж. гр. 1562 г. архим. Афанасию о зачислении за м-рем сел и деревень по данным и духовн. записям кн. Пенковых), 151 (Соборн. послание 1606 к кн. Острожскому, в котором сказано, что владыки осудили Отрепьева в тюрьму м-ря, но он бежал в Литву); VI, 109 (Гр. 1674 г. о монаст. служках; архим. Тихон); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 2 руб. 16 алтын 4 денги); “Акты юридич.”, 279 (Выбор 1617 г. губных старост; архим. Питирим); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 117 (Духовн. 1481 г. кн. Андр. Василь. Меньшего), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; архим. Иоасаф), 200 (Духовн. собор 1580 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Прп. Иоанн Кассиан ( 360 - 435 ), дал Пелагию другой ответ. Вместо метафизического рассуждения о заслугах, достоинстве и предопределении прп. Иоанн Кассиан говорит, что когда Бог видит самое малое движение души к Богу, происходит ли оно от усилий самого человека или же от Бога, то тогда Он дает душе Свою сопутствующую благодать. В отличие от Августина, Иоанн Кассиан не считает, что последствием первородного греха явилась полная неспособность человека направить свою волю к добру. Благодать понимается им не как нарушающая свободную волю человека, а как живое и зачастую педагогическое взаимодействие человека и Бога. Например, в комментарии на стих «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1) Иоанн Кассиан пишет: «что значит: пойди из земли твоей? Это значит, что Господь предлагает спасение; [пойди] в землю – выражает труд того, кто подвизается; а что означает землю, которую я укажу тебе? Речь идет о не только о земле, которую ты не можешь найти, несмотря на все свое умение, землю, которую ты не только не знаешь, но и не ищешь» . Таким образом, роль благодати по Иоанну Кассиану состоит в том, что она показывает путь в неизведанное, без проводника недоступное, обучая и подводя к новым смыслам, подобно тому, как отец учит своих детей. Иоанн Кассиан указывает также, что на вопрос, что же первично: свободная воля или благодать , не может быть однозначного ответа, т.к. благодать сотрудничает со свободной волей, укрепляя ее и побуждая ко все большим усилиям; в то же время он делает необходимый акцент на том, что без помощи благодати человек не может придти к Богу, поэтому она сущностно необходима для спасения. С философской точки зрения принципиальным здесь является то обстоятельство, что Иоанн Кассиан удержался от соблазна подменить этику метафизикой. Как отмечает В.Н. Лосский , это произошло не в малой степени потому, что, в отличие от Августина, Иоанн Кассиан не принял пелагиевой постановки вопроса, отказавшись рассуждать о спасении в терминах «заслуг».

http://drevo-info.ru/articles/1771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010