...Если захотим законно подвизаться духовным подвигом, то должны и этого губительного врага выгнать из наших сердец. Как победить его, большого усилия не требуется, так быть побежденным от него бесчестно и бесславно. Ибо когда поражает сильный, то хотя в низложении бывает боль и сожаление о потере победы, однако же некоторым образом находится утешение для побежденных в силе противника. А если неприятель несильный и борьба слабая, то сверх болезни низложения бывает стыд более унизительный и наносится бесчестие тяжелее урона (прп. Иоанн Кассиан , 56, 95–96). ...Воин Христов до тех пор будет победителем, безопасным и свободным от всякого нападения страсти, пока этот непотребный дух не посеет в нашем сердце начала этого вожделения . Посему как во всех родах пороков вообще надобно блюсти голову змия, так особенно в этом заботливее нужно предостерегаться. Если же будет впущена внутрь, то, от своей пищи укрепившись, сама по себе возбудит сильнейший пожар. И потому не только надобно опасаться стяжания денег, но и самое желание совсем надобно выгнать из души. Ибо не столько надобно избегать дел сребролюбивых, сколько самую страсть эту с корнем вырывать. Ибо никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания (прп. Иоанн Кассиан , 56, 96). ...Как Евангельское слово (см.: Мф. 5, 28 ) неоскверненных телом считает нечистыми сердцем, так и необремененным тяжестью денег возможно быть осужденными, как сребролюбивым по уму и сердцу. Ибо у них не было только случая иметь, а не воли, которая у Бога всегда увенчивается больше, нежели необходимость. Ибо достойно сожаления – терпеть невыгоды нищеты и наготы, а плодов их лишиться от порока тщетного желания (прп. Иоанн Кассиан , 56, 96–97). Сребролюбцы почитаются прокаженными умом и сердцем, подобно Гиезию (см.: 4Цар. 5, 27 ), который, пожелав тленных денег мира сего, поражен был язвою нечистой проказы. Это служит вам очевидным примером того, что всякая душа, оскверненная страстью, поражается духовною проказою пороков, и нечистая перед Господом подвергается вечному проклятию (прп. Иоанн Кассиан , 56, 98). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Вот каким образом беспрепятственно восходят к высшему совершенству: по словам Священного Писания (см.: Притч. 1, 7 ), начало нашего спасения и премудрости есть страх Господень; от страха Господня рождается спасительное сокрушение сердечное, а от сего отречение от мира, т. е. нищета и презрение всех стяжаний; от нищеты происходит смирение; от смирения же происходит умерщвление воли; а умерщвлением воли истребляются все пороки; по истреблении пороков добродетели плодятся и возрастают; при возрастании добродетелей приобретается чистота сердца, а чистотою сердца приобретается совершенство апостольской любви (прп. Иоанн Кассиан , 56, 48). Источник. ...Ничья воля или подвиг, хотя бы кто хотел и подвизался, не могут быть настолько достаточны, чтобы обложенный плотию, противоборствующею духу, в состоянии был достигнуть верха совершенства и награды за непорочность и чистоту, если не будет вспомоществуем милосердием Божиим, так чтобы заслуживал достигнуть того, чего очень желает или куда стремится (прп. Иоанн Кассиан , 56, 148). ...Вовсе невозможно достигнуть евангельского совершенства без усилий и трудов; также и этими одними трудами никто не может достигнуть совершенства без благодати Божией. Ибо как мы говорим, что человеческие усилия сами по себе не могут достигнуть совершенства без помощи Божией, так утверждаем, что только трудящимся и старающимся оказывается милосердие и благодать Божия... (прп. Иоанн Кассиан , 56, 150). ...По преданиям и наставлениям (святых отцев), мы должны так стремиться (к совершенству), упражняясь в посте, бдении, молитве, сокрушении сердца и тела, чтобы все это гордость не сделала напрасным. Ибо надобно верить, что мы не только не можем достигнуть совершенства нашим тщанием или трудом, но и самые эти труды, усилия и занятия, в которых упражняемся для него, не можем совершать без помощи Божией, без воодушевления, вразумления и увещания благодати, которую обыкновенно Бог вливает в наши сердца, милостиво посещая нас, или через другого, или Сам Собою (прп. Иоанн Кассиан , 56, 152).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источники Сведения о прп. Иоанне Ликопольском сохранились в греческих, латинских и коптских источниках. На основании личных впечатлений от встречи с прп. Иоанном незадолго до его смерти были составлены пространные описания (можно сказать, жития) автором " Истории египетских монахов " и Палладием, еп. Еленопольским . Если автор " Истории египетских монахов " описывал свои впечатления вскоре после посещения прп. Иоанна, то Палладий опирался на воспоминания более чем 20-летней давности. Об прп. Иоанне также говорится в сочинениях Созомена и блж. Феодорита Кирского . Упоминает об подвижнике и Евагрий Понтийский . Важнейшие из латинских источников - перевод " Истории египетских монахов " Руфина Аквилейского с собственными дополнениями и произведения прп. Иоанна Кассиана Римлянина " Установления общежительные " и " Собеседования " . И Руфин, и прп. Иоанн Кассиан провели в египетских монастырях по несколько лет, но, хотя прп. Иоанн был жив во время их пребывания в Египте, подвижники скорее всего не были знакомы с ним лично. На коптском языке (саидском диалекте) существовала обширная подборка посвященных прп. Иоанну текстов, которая включала его Житие (или Жития) и энкомий. Однако из этого собрания до нас дошли лишь отдельные фрагменты, в которых представлены как эпизоды " Истории египетских монахов " и " Лавсаика " , так и неизвестные греко-латинские традиции факты биографии святого. Достоверных данных о времени и месте создания этих произведений, так же как и об их авторе (или авторах), не сохранилось (о возможных гипотезах см.: Peeters. 1936). Трудно оценить историческую ценность этих, зачастую легендарных, рассказов. Сведения об прп. Иоанне содержатся также в копто-арабских и эфиопских Синаксарях. Несмотря на относительно богатую источниковую базу, воссоздать биографию прп. Иоанна Ликопольского, как и многих других подвижников этой эпохи, достаточно сложно. Даже наиболее подробные описания в " Истории египетских монахов " и " Лавсаике " зачастую противоречат друг другу. Более того, источники иногда смешивают прп. Иоанна Ликопольского с прп. Иоанном Коловом , делая их героями одних и тех же событий.

http://drevo-info.ru/articles/5479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_46.html

...Поскольку отвержение мира есть не что иное, как знак умерщвления и креста, то оно и не может начаться и созидаться на другом основании, как на признании себя духовно умершим для дел этого мира, и на уверенности, что он и телесно имеет умереть в каждый день... (прп. Иоанн Кассиан , 56, 158). ...Совершенство пустынножителя состоит в том, чтобы иметь дух свободный от всего земного и соединять его со Христом, сколько дозволяет человеческая слабость (прп. Иоанн Кассиан , 56, 521). Отшельничество хоть и хорошо, но мы не считаем его полезным для всех. Ибо для многих оно не только бесплодно, но и гибельно (прп. Иоанн Кассиан , 56, 612). Источник. ...Лучше приобретать малый плод в пустыне, нежели домогаться большой пользы в мире, которая хотя бы и была приобретена прибыльным обращением многих, но пребыванием в мире и ежедневным развлечением вовсе утрачивается (авва Авраам, 56, 617–618). Источник. Удаление от городской молвы столько полезно в деле спасения, что Сын Божий, оставив города, на вершинах гор ублажил живущих в чистоте; тем самым, чему научал делами Своими, показывая, что не отрешившемуся от земного и не восшедшему на высоту добродетели невозможно удостоиться ублажения от Бога, или улучить будущие блага. Ибо кто мудрствует горняя, тот вселяется там, идеже есть Христос одесную Бога седя (ср.: Кол. 3, 1 ) (прп. Исидор Пелусиот , 60, 55). Немало сведений придало мне уединенное отшельничество. Ибо, кто остается среди мятежей и намерен познать небесное, тот забыл, что посеянное в тернии им и бывает подавляемо (см.: Мк. 4, 7 ). И кто не отрешился от всего, тот не может познать Бога (прп. Исидор Пелусиот , 60, 228). Источник. Ничего не потеряешь ты из того, что оставил для Господа; ибо в свое время оно придет к тебе многократно (умноженно) (прп. Марк Подвижник , 89, 542). Источник. ...Умерщвление себя для мира состоит не только в удалении человека от общения в собеседовании с тем, что есть в мире; но и в том, чтобы в беседе ума своего не вожделевал мирских благ (прп. Исаак Сирин , 58, 168). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ф. В. Фаррар так характеризует бл. Августина: «Своим богословием он представлял непреоборимую опору для веры и озарял любовь целых тысяч людей, хотя бы они были незнакомы с его церковными теориями и вполне чужды были влияния его богословской догматики. Он был менее тверд, чем Афанасий, менее учен, чем Иероним, менее красноречив, чем Златоуст, менее глубок, чем Григорий Назианзен, менее силен в своем управлении, чем Василий Великий или Амвросий Медиоланский; тем не менее, по многосторонности своей деятельности, по сочетанию превосходных качеств и по силе личной и религиозной убежденности, он превосходил их всех» (т. 2, с. 429–430). Но необходимо отметить и те пункты мировоззрения бл. Августина, которые дали отрицательные результаты в дальнейшей истории церковного учения и жизни. Так, его положение о том, что церковная власть должна быть поставлена выше гражданской, послужило опорой для папских притязаний. Одобрение внешних насильственных мер и применение принуждения по отношению к еретикам и язычникам для привлечения их в Церковь нашло преемство в последующую средневековую эпоху в действиях инквизиции и в кровавых истреблениях еретиков. Учение о безусловном предопределении воспринято было кальвинистами и некоторыми другими протестантскими сектами, исказившими учение Вселенской Церкви. В XVII b. во Франции ревностным поборником мировоззрения бл. Августина явился епископ Ипрский Корнелий Янсен, написавший в 1640 г. трактат «Августинус». В этом трактате он развил вопрос о благодати, которая подается только избранным. Трактат был осужден, но движение янсенистов поддержали монастырь Пор Руаяль под Парижем и ряд французских мыслителей, в том числе Б. Паскаль. прп. Иоанн Кассиан Римлянин — отец востока и запада Житие Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей во ли, и никого не научал тому, че го сам не делал (Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана. — 66) Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин родился (ок. 350 г.) в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи. Отсюда произошло и название его «Римлянин». Хорошо владевший латинским и греческим языками, преподобный Кассиан стал крепким связующим звеном христиан Запада и Востока. Духовное богатство Востока он переносил в сокровищницы Запада, представляя и там полнейший опыт аскетики, монашеских идеалов, выработанных и утвержденных подвижниками Египта и Палестины. В своем личном богословии он соединил спекулятивно-теоретическое воззрение Востока с реально-практическим направлением Запада. Много и долго подвизался он и на Востоке и на Западе. Поэтому в равной степени почитается и здесь и там. Можно сказать, что преподобный Кассиан Римлянин — святой отец и Восточной Церкви и Западной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

...Зло, которому подвергаешься от других, переноси мужественно, потому что терпение – великое оружие в искушениях (свт. Иоанн Златоуст , 56, 249). ...Ничто столько не пристыжает делающих зло, как если мы мужественно переносим наносимые (оскорбления) и не мстим ни словом, ни делом; это и нас умудряет, уготовляя нам большую награду, и им приносит пользу (свт. Иоанн Златоуст , 56, 249). Источник. ...Нужно, в виду венца, который приготовляет Бог для хороших и добрых, быть стойким и кротко терпеть гневающихся (свт. Иоанн Златоуст , 56, 392). Источник. Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не через терпение? Приобрев, возлюби его... как мать мужества... (свт. Иоанн Златоуст , 56, 446). Источник. ...Тот, кто терпит что-нибудь несправедливо и мужественно переносит обиду, приобретает через это большое дерзновение перед Богом (свт. Иоанн Златоуст , 56, 630). ...Блаженного Иова то особенно показало чистым, то прославило, что во время испытания, болезни, бедности сохранил твердый, непоколебимый дух, что принес Богу слова благодарности, принес эту духовную жертву (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1027). Ничто не может служить... таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1114). Источник. Ничто так не сильно, как долготерпение; такой не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1121). Ты не должен ожидать своего терпения от добродетели других, т. е. что будто ты приобретешь его только тогда, когда никто не будет огорчать тебя, что, впрочем, не в твоей власти, но лучше приобретай его своим смирением и великодушием, кои в твоей власти (прп. Иоанн Кассиан , 57, 48). Источник. ...Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться (прп. Иоанн Кассиан , 57, 112). Источник. ...Творец всех Бог, лучше всех зная врачевство для своего творения, и что не в других, а в нас самих заключаются корни зла и причины оскорблений, заповедал не оставлять сообщества братии, не избегать тех, которых мы оскорбили или которые нас оскорбили, а повелел смягчаться, зная, что совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии даже и с совершенными и лучшими нас. Ибо случаи смущений, из-за которых спешим оставить тех, с которыми имеем соотношение, не могут не быть в сообращении с людьми, и потому не избегаем, а только переменяем причины печали, по которым уклоняемся от первых (людей) (прп. Иоанн Кассиан , 57, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пролог, 9.... и тому снова подпали... унынию ( κηδμ) – Уныние есть одна из восьми страстей. Учение о восьми основных страстях вошло в христианскую аскетику из произведения учителя Палладия Евагрия, известного под названием «О восьми помыслах к Анатолию» (сочинение «О восьми духах зла», известное под именем прп. Нила, часть рукописей также приписывает Евагрию), откуда оно заимствовано прп. Иоанном Кассианом , и затем прочими аскетическими писателями, в том числе и прп. Иоанном Лествичником . Уныние, как часто указывается святыми отцами, – самая опасная страсть, уничтожающая плоды монаха, в особенности борющая пребывающих в уединении (см. в «Лествице» (13.4): «Мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель» [PG 88, 860 А]), что является одной из главных причин тому, что такие церковные писатели, как св. Василий Великий , отдают предпочтение киновии перед пустынножительством. Уныние имеет свойство беспокоить подвижников особенно около шестого часа, «как лихорадка какая, в определенные часы нападающая на больную душу со своими всерасстраивающими действиями ( Иоанн Кассиан . Обозрение духовной брани 109 //Добротолюбие 2004. Т. II. С. 86). Евагрий также пишет: «Бес уныния, который также называется «полуденным бесом», есть самый тяжелый из всех бесов» (Слово о духовном делании 12; PG 40, 1273В; рус. пер.: Евагрий 1994. С. 97). Уныние не следует смешивать с печалью, как это часто делается в связи с бытовым употреблением этого слова, подразумевая под ним некую «депрессию». Проявление этой опасной страсти тонко и многообразно и более близко к рассеянности и лености, но не физической, а духовной: «Итак, главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает» ( Иоанн Кассиан . Там же. С. 89). В сочинении «О восьми духах зла» уныние названо «изнеможением ( ατονα) души» (PG 79,1157D; рус. пер /.Добротолюбие 2004. Т. II. С. 320 – под именем Нила Синайского ). Прп. Иоанн Лествичник описывает в «Лествице» (13.2) действие уныния так: «...в псалмопении оно слабо, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно... " (PG 88,860А). Прп. Иоанн Кассиан перечисляет следующие его «всерасстраивающие действия»: «Ужасание от места, отвращение к келии и презрение к братьям, с ним живущим [то есть инокам, одержимым унынием]» (Добротолюбие 2004. Т. И. С. 67). Борьба с духом уныния представляет для инока наиболее тяжкую брань. «Каждая из прочих страстей побеждается одною какою-либо противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепобеждающая смерть» (Лествица 13.9; PG 88, 860С). Но ничто не доставляет больше венцов. Оружием же против уныния прп. Иоанн Лествичник называет рукоделие, память о смерти и молитву с упованием (PG 88, 860А). Также уныние побеждается, как было указано выше, общежительным устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус – Христово, как молния вращается в воздушном пространстве пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Источник. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело – помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 188–189), Источник. ...Невозможно сытому чреву вступить в борьбу внутреннего человека, нельзя сражаться с сильнейшими тому, кто может быть низлагаем в более легком сражении (прп. Иоанн Кассиан , 57, 56). Источник. Это есть как бы самое твердое основание во всех бранях, чтобы сначала подавить возбуждения плотских вожделений. Ибо, не обуздав своей плоти, никто не может законно сражаться. А кто законно не сражается, тот, без сомнения, не может и на ратоборном поприще состязаться и заслужить венец славы и награды за победу. А если на этом ратоборстве будем побеждены, обличены, как рабы плотской похоти, чрез это не представляя знаков ни свободы, ни крепости, то, как недостойные рабы, с посрамлением тотчас будем выгнаны с поприща духовного ратоборства. Источник. ...Ибо мы не заслужим вступить в более трудную брань с небесными непотребствами (злыми духами), когда не могли покорить слабую плоть, противящуюся нашему духу (прп. Иоанн Кассиан , 57, 58). Источник. Нам нечего бояться внешнего неприятеля; враг в нас самих скрывается. У нас ежедневно происходит внутренняя война; по одержании победы на ней все внешнее сделается слабым и с воином Христовым все помирится и покорится ему. Мы не будем иметь такого неприятеля, которого бы надобно было бояться вне нас, если внутреннее в нас будет побеждено и покорено духу (прп. Иоанн Кассиан , 57, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАССИАН УГЛИЧСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Кассиан Угличский чудотворец. Россия, 1739 год. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея. Кассиан Грек, Угличский, Учемский (+ 1504 / 1509 ), чудотворец , преподобный Память 4 апреля (УПЦ в Канаде ), 21 мая в день тезоименитства, 23 августа в день перенесения мощей (Др.-рус. , Греч. ), 2 октября в день кончины, а также в Соборе Ростово-Ярославских святых В крещении был назван Константином. Его титул, приведенный в Житии, - князь мавнукский (мавнусийский, манкупский) - дал повод исследователям говорить о его крымском происхождении. Е. Е. Голубинский полагал, что Константин появился в Москве после 1475 года, когда крымское Мангупское княжество (Феодоро) было завоевано турками. Архиеп. Филарет (Гумилевский) , считая Константина выходцем из знатной морейской семьи, полагал, что он был славянином, т. к. в Морее тогда жило много славян. В 1460 году Морея была захвачена османами, и кн. Константин, вероятно, эмигрировал в Рим . По другой версии, он был юности отправлен в Константинополь , где он был близок к императорскому двору, и бежал в Рим после падения Константинополя (1453) вместе с братом византийского императора Константина XI, Фомой Палеологом, князем Морейским . Осенью  1472 года Константин прибыл в Московское государство  в свите царевны  Софии Палеолог , дочери морейского деспота Фомы, ставшей супругой Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Многих из прибывших греков Иоанн III одаривал земельными наделами и другими богатыми дарами. Князь Константин смиренно отказался от подарков, не приняв " городов и областей в прокормление и земли в обдержание " , и в течение нескольких лет жил при великокняжеском дворе. Не ранее 22 июля 1481 года Константин стал боярином Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского) . Возможно, под влиянием рассказов Константина в созданной при Ростовской кафедре Типографской летописи в статье под 1481 год (рассуждение о нашествии хана Ахмата на Русь в 1480) говорится о печальной судьбе жителей завоеванных турками земель (Болгария, Сербия, Греция, Трапезунд, Аморея, Хорватия и др.): они и " отечьство изгубиша, и землю, и осподарство, и [с]китаются по чюжим странам бедне "   .

http://drevo-info.ru/articles/4061.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010