См.: Втор. 15:9. Св. Василий Великий посвятил этому месту целое «Слово», где, в частности, говорит: «Внемли себе , то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательности») предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить " же и просветить всякою красотою добродетели. Испытай самого себя, кто ты; познай свою природу; познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна; что жизнь наша двояка; одна, свойственная плоти, скоропреходяща, а другая, свойственная душе, не допускает предела. Поэтому, внемли себе , не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего». Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, ч. IV. М., 1993, с. 34—35.    Ср. рассуждение преп. Иоанна Карпафского: Более опасно отчаиваться, чем согрешать. Ибо Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, а поэтому враг, приступив к нему, отчаявшемуся, набрасывает петлю [на его шею]. Петр же, камень твердый, подвергшись страшному падению, не упал духом и не отчаялся в крайней скорби своей, но, встав на ноги, излил горчайшие слезы от сердца сокрушённого и смиренного; и тотчас же супостат наш, видя это, отступил, словно лицо его опалило сильнейшее пламя, и отбежал подальше, издавая страшные вопли». Добротолюбие, т. 3. Сергиев Посад, 1992, с. 99. Перевод несколько исправлен по греческому тексту: ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΙΕΡΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ, τ. Α. ΑΘΗΝΑΙ, 1982, σ. 293—294.    Данное выражение ( πνθος δακρων) указывает на то психологическое состояние сокрушения , которое в святоотеческой аскетике является полной противоположностью мирской тоске и греховной печали ( λπη) имеющей следствием своим уныние ( ακηδα). В греховную тоску и уныние свойственно впадать душам изнеженным и слабым; в> противоположность этому сокрушение свойственно душам мужественным и не устрашающимся духовными бранями. См.: HausherrI. Penthos. The Doctrine of Conpunction in the Christian East. Kalamazoo, 1982, p. 5.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Такое затишье! не пред бурею ли? Избави Господи! Желательно знать, изменилась ли соседка к лучшему. Может быть являясь вновь, она вздумает и сама явиться новою. Что дома всю неделю молитесь, это в порядке вещей. Так в старину делали все скитники. И теперь на Афоне так поступают келлиоты, живущие по одиночке в келлиях. Разница та, что у вас по болезни, а у них это по уставу. Дай Господи вам пожить хоть столько, чтоб Дуню поставить на ноги. А то без вас ей будет очень трудновато пристроиться. Благослови ее Господи следовать добрым урокам вашим. Вы добре приноровляетесь к ее возрасту и пониманию. Какое это новоселье у о. Тимофея? Новая келлия, или новый монастырь, или настоятельство? Кто это Маслянникова? Благодарю, что книжку переслали пр. Иосифу. Желательно бы знать, что он скажет об ней? Я думаю, что он скажет: слишком много надуманного, а от опыта взятого не много. Я все почти писал своим словом, – а нередко и свои мысли влагал, а тамошние выпускал. Греческая речь не везде ясна и точна, – и прежний русский перевод такой же. У меня вся забота была о том, чтоб все было ясно и понятно. Теперь собираю третий том «Добротолюбия» все по греческому «Добротолюбию.» Имеются уже – Диадох , Иоанн Карпафский , Авва Зосима, 4 сотни изречений Аввы Фалассия. Следует св. Иоанн Дамаскин , Феодор Эдесский , Филофей Синайский и т.д. Се – грядут к вам книжки! Здоровье мое исправно. И глаз работает без отказу. Долго ли прослужит?! Варвара Александровна писала, что едет к пр. Сергию присмотреться. А потом и совсем перейти загадывает, Да поможет ей Бог найти гнездушко покойное. Матери Клеопатре еще не успел послать книжек. В следующий раз за нею будет череда. Благослови вас Господи всяким благословением, – и Дуню вашу! Ваш богомолец Е. Феофан. 17 сентября 1886 г. Письмо 1002. О воспитаннице Дуне. Труды по изготовление 3 т. Добротолюбия Милость Божия буди с вами! У вас вся забота о Дуне. Ничего. Если сделаете из нее сосуд в честь, Господь примет труд сей, паче прочих, в свою пользу обращенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Научного же значения нельзя не признать даже строгому критику. Хотя преосвященный автор и говорит в предисловии что устанавливаемое им, на основании известных правил соглашения евангелий, течение евангельских событий «определяют главным образом глаза» и следовательно «сочетание их во едино есть труд преимущественно механический», но на самом деле, как нетрудно понять, в основе его лежит глубокое и основательное изучение текста св. евангелий, без чего немыслимо даже и приступить к подобному труду, не говоря уже об его выполнении и таком предисловии, какое предпослал своему труду автор. Таким образом в обоих вышеуказанных родах богословских произведений преосвященный Феофан является выдающимся, оригинальным, русским православным богословом, своими трудами сильно возбуждающим нашу отечественную богословскую мысль, внесшим немало в наше научное богословское сознание, обогатившим нашу богословскую литературу многочисленными, самостоятельными и высокоценными трудами, а потому вполне справедливо пользующимся почетной известностью. В виду всего вышеизложенного комиссия мнением своим полагает, что совет академии, присудив преосвященному Феофану степень доктора богословия, исполнит только долг, давно лежащий на высшей духовной школе». III. Переводные труды Переходя к переводам свято-отеческих творений преосвященного Феофана, мы ограничимся лишь указанием на громадность его трудов и в этой области. Это – благодатное море, достаточное для утоления душ, жаждущих духовного просвещения и руководства. Нельзя не выразить пожелания, чтобы издан был по возможности в скорейшем времени указатель к этому сокровищу духовного назидания... Добротолюбие, в русском переводе, дополненное. Том первый (667 стран.) (В состав сего тома вошли писания св. отцев: Антония Великого , Макария Великого , аввы Исаии отшельника, Марка подвижника и аввы Евагрия). Добротолюбие, в русском переводе, дополненное. Том второй (810 стран.) (В состав сего тома вошли писания св. отцев: Иоанна Кассиана Римлянина , Исихия пресвитера Иерусалимского, Нила Синайского , Ефрема Сирианина, Иоанна Лествичника , Варсануфия и Иоанна, аввы Дорофея и Исаака Сирианина). Добротолюбие, в русском переводе, дополненное. Том третий (488 стр.) (В состав сего тома вошли писания св. отцев: Диадоха , Иоанна Карпафского , аввы Зосимы, Максима Исповедника , Фалассия, Феодора, Феогноста, Филофея Синайского, Илии пресвитера, сказание об авве Филимоне). Добротолюбие, в русском переводе, дополненное. Том четвертый (около 690 стран.) (Том сей составляет извлечения из всех известных теперь, и в печати и в рукописях, поучений преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита . Книга эта, по словам преосвященного переводчика, для монастырских братий неоцененная, но и для мирян найдется в ней немало полезного. См. предисловие к сему тому).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Небольшой домик отца Гавриила находится всего в нескольких минутах езды от столицы Афона Кареи. И когда начинаешь спускаться к нему по тропинке, проходишь мимо необычного дерева. Две мощные ветви его вытянуты горизонтально, и получается крест. А большой деревянный православный крест прикреплен к стволу. Наша делегация была довольно необычной: вниз по тропинке к домику батюшки спускался иеромонах Нектарий, насельник нашего Пантелеимонова монастыря, который уже не в первый раз помогал мне переводить беседу с отцом Гавриилом, а вслед за ним важно вышагивали девятилетний Петр и шестилетний Дмитрий, мои внуки. Они несли в руках продукты, которые благословил передать старцу наш игумен Евлогий. Я замыкал шествие. В этот раз нам повезло, у отца Гавриила никого не было. Но не успели мы начать беседу, как к ней присоединились двое паломников с Украины и два грека. Поэтому вступительная часть беседы была предназначена всем нам. Потом наступила и моя очередь задавать батюшке вопросы. Беседа со старцем Гавриилом Карейским Господь помянет вас в Царствии Своем, и да пребудете вы на лоне Исаака, Авраама, Иакова. Во Свое Второе пришествие да поставит вас одесную Себе. И каждый из нас да услышит блаженный глас Христа Бога нашего: «Добрый рабе и верный, вниди в радость Господа твоего». Чтобы вы имели работу, здоровье. Чтобы Господь защищал ваших детей, внуков, которые страдают от наркотиков, от интернета. Чтобы у вас было единство со своими женами. Если будут ворчать ваши жены, вспоминайте Уинстона Черчилля: одна женщина сказала, что если бы ты был моим мужем, я бы тебе дала выпить отраву; а он говорит, если бы ты была моей женой, я бы эту отраву выпил. Чтобы мы имели благословение от Господа, необходимо регулярно исповедоваться, посещать Церковь, непрестанно молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Пресвятая Богородице, спаси нас». Святой Иоанн Карпафский, один из отцов «Добротолюбия» говорит, что каждый раз, когда мы произносим молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», с неба глас как будто отвечает: «Господь да простил твои грехи».

http://ruskline.ru/opp/2022/11/29/esli_m...

55 Втор 15:9 . Святитель Василий Великий посвятил этому месту целое “Слово”, где, в частности, говорит: “Внемли себе, то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить же и просветить всякою красотою добродетели внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего”. – Творения иже во святых отца нашего Василия Великого … С. 34–35. 56 Ср. рассуждение преподобного Иоанна Карпафского : “Более опасно отчаиваться, чем согрешать. Ибо Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, а поэтому враг, приступив к нему, отчаявшемуся, набрасывает петлю [на его шею]. Петр же, камень твердый, подвергшись страшному падению, не упал духом и не отчаялся в крайней скорби своей, но, встав на ноги, излил горчайшие слезы от сердца сокрушенного и смиренного; и тотчас же супостат наш, видя это, отступил, словно лицо его опалило сильнейшее пламя, и отбежал подальше, издавая страшные вопли”. – Добротолюбие. Т. 3. Сергиев Посад, 1992. С. 99. Перевод несколько исправлен по греческому тексту: FILOKALIATWNIERWNNHPTIKWN. T. A» . AQHNAI, 1982. S. 293–294. 57 Выражение pnqoj dakrwn указывает на то состояние сокрушения, которое в святоотеческой аскетике является полной противоположностью мирской тоске и греховной печали (lph), имеющей следствием своим уныние (khda). В греховную тоску и уныние свойственно впадать душам изнеженным и слабым; в противоположность этому сокрушение свойственно душам мужественным и не устрашающимся духовными бранями; см. Hausherr I. Penthos. The Doctrine of Conpunction in the Christian East. Kalamazoo, 1982. P. 5. 58 По поводу этой “тьмы внешней” или “кромешной” (тХ sktoj тХ хитегоп) см. блаженного Феофилакта: “Кромешная тьма, будучи удалена от Божественного света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме; но поскольку здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма не есть кромешная. А по смерти, если он не покаялся, настанет истязание и его окружит кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение Божественной благодати”. – Благовестник, илиТолкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие. Ч. I. Евангелие от Матфея. М., 1993. С. 230.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

113 . Поучение, [совершаемое] с сокрушением и молитвой, порождает в нас страх Божий, ибо [Писание] говорит: «И да возглаголеши о них, – то есть в божественных речениях, – сидяй в дому и идый путем, и лежа, и встая [...] и да будут непоколеблема пред очима твоима» ( Втор.6:7–8 ) «да научишися боятися Господа Бога твоего вся дни» ( Втор.14:23 ср. Втор.11:18–19 ). 114 . Какую силу имеют глаголы Священного Писания против пытающихся искушать нас бесов, показал Господь наш вочеловечившийся, когда диавол пытался искусить Его как человека ( Мф.4:1–11 ), обнаружив чрез глаголы Своего Священного Писания все порочные и легкоуязвимые ухищрения его слов. Ведь Спаситель наш священными словами Священного Писания явил немощными три главных помысла диавола против нас, а именно чревоугодия, сребролюбия и тщеславия. 115 . Пусть ангелы и бесы заметят твою горячность и незамедлительность к молитвенному служению, чтобы одни в веселии остались, а другие под ударами плети бежали. 116 . Христианина выявляет не отсутствие обид, оскорблений или ударов, но как раз мужественное перенесение таких поступков другого против него обнаруживает подлинного ученика Христова, как говорит [Спаситель]: «Сказано древним: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», и следующее ( Мф.5:38–39 ). 117 . Христианство – это учение Спасителя нашего Христа, состоящее из боготворящих заповедей, которые исполняющего [их] соделывают по образу и подобию Бога (ср. Быт.1:26 ). Ему слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав. Перевод А.Г. Дунаева по изданию: A Supplement to the Philokalia. The Second Century of Saint John of Karpathos by D.Balfour . First critical edition in collaboration with M.Cunningham . Hellenic College Press. Brookline, Massachusetts, 1994 (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources, 150 p., indices. Текст помещен с опущением подстрочных примечаний и комментариев с разрешения А.Г. Дунаева по изданию: Дополнение к " Добротолюбию " . Вторая сотница св. Иоанна Карпафийского. - М.: Индрик, 2001 (оригинал: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/carpath.htm). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

Если ты приходишь в отчаяние, то дьявол , как достигший того, чего хотел, становится возле тебя; а Бог, как оскорбленный хулою, оставляет тебя и увеличивает [тем] твое бедствие (свт. Иоанн Златоуст , 54, 426). ...Никто из людей, хотя бы дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться; хотя бы ты... приобрел навык и даже вошел в природу самого зла, не бойся (свт. Иоанн Златоуст , 55, 117). Душа, раз отчаившаяся в своем спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды своего спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать, она бежит чрез все места нечестия, пока наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения (свт. Иоанн Златоуст , 55, 535). Источник. Потому-то и Христос, обращаясь среди людей, даровал отпущение величайших грехов: разбойника ввел в рай... мытаря сделал евангелистом, гонителя и хулителя Павла обратил в Апостола всей вселенной, – чтобы и ты, согрешив, не впадал в отчаяние, но исповеданием грехов достиг исцеления (свт. Иоанн Златоуст , 55, 893–894). Источник. Впадши в прискорбности, отчаянности и безнадежности (п крайности безвыходные, из которых выпутаться нет надежды) надобно нам и себе то же делать, что делал Давид, – изливать сердце свое, и моление свое пред Богом и печаль свою, как есть, возвещать Господу (см.: Пс. 141, 3 ). Ибо мы исповедуемся Богу, яко могущему премудро устроить все, нас касающееся, и беду нашу, если полезно, сделать легкою (удобоносною и удобоисходною), и избавить нас от пагубной и разрушительной печали (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 196). Источник. ...Согрешить – дело человеческое; отчаяться же – сатанинское и всегубительное; почему и сам дьявол отчаянием низринут в таковую погибель, не захотев покаяться (прп. Нил Синайский , 73, 91). Источник. ...Отчаившиеся в себе причисляются к нечестивым (прп. Нил Синайский , 73, 245). Отчаиваться бедственнее, чем согрешать. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю (прп. Иоанн Карпафский , 91, 99). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

А святой Максим Исповедник говорит, что «совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужским полом и женским», но на всех и на все смотрит с любовью и чистотой. Прежде стяжания чистоты и бесстрастия, по рассуждению святого Григория Синаита , человек не может стать вполне разумным, каким он создан первоначально Творцом. Восходящий к чистоте и бесстрастию постом и бдением очищает свое тело, милостью и истиной – душу, а созерцанием и собеседованием с Богом – владычественный ум. Илия Екдик в своем духовном рассуждении об этом говорит так: «Не после бегства из Египта, то есть не после пресечения греха делом, и не после прехождения моря, то есть не после отсечения сочувствия и склонности ко греху, но после пребывания в пустыне, то есть после претерпения всяких бед, лишений скорбей, вождь Израиля сподобляется узреть землю обетованную, то есть бесстрастие, обладающее сильным созерцанием умным». «Многие, – говорит святой Иоанн Лествичник , – скоро получили прощение грехов, но никто скоро не приобрел бесстрастия, ибо для приобретения его нужно долгое время, многий труд любви и помощь Божия». Кто же входит в состояние бесстрастия, тот отстает от страстных влечений и диавольского рабства, растлевающего здравое разумение и, по слову преподобного Иоанна Карпафского , слышит уже «святой язык Ангелов, преобразующих ум из телесного в бестелесный». Добродетель и плоды бесстрастия определяются днем посредством помыслов и правильным пониманием сущего, а ночью – покоем от сонных мечтаний и сновидений. Бесстрастная душа, имеющая, как венец похвалы, мир и святыню со всеми, зрит Господа ( Евр.12:14 ) и не возмущается при воспоминании и видении страстного, ибо вошла она в духовный возраст сыноположения Христова и любви. Любовь, бесстрастие и сыноположение, по слову иноков Каллиста и Игнатия, одними именами различаются и как свет, огонь и пламя в одном действии сходятся.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

И удобно, и вместе душеполезно твердо переносить всякую скорбь, людьми ли она причиняется, или бесами, зная, что мы заслуженно подлежим всякой тяготе и никого, кроме себя самих, за то не укоряя. Другого укоряющий в своих прискорбностях уклоняется от правого подобающего суждения (прп. Иоанн Карпафский , 91, 81). Прежде нежели найдет на тебя скорбь, молись Богу: и во время горести найдешь Его, и услышит тебя (прп. Исаак Сирин , 58, 300). Источник. Не упрекай скорбящих сердцем, чтобы тебя не поразил жезл их; и взыщешь утешителей, и не найдешь (прп. Исаак Сирин , 58, 303). Источник. ...Всякий, приступающий к перенесению скорби, сперва укрепляется верою, а потом приступает к скорбям (прп. Исаак Сирин , 58, 380). Источник. Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия (прп. Исаак Сирин , 58, 385). Источник. ...Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя (прп. авва Дорофей , 29, 184). Источник. ...Не допустим себе падать от них духом, но, несмотря на них, с юношескою бодростию будем исполнять заповеди Господни (прп. Феодор Студит , 92, 170). Нищий духом, по самому духу сей нищеты, не только не смущается находящими скорбями, но считает себя повинным еще большим, как нуждающийся в сильнейших врачевствах покаяния (свт. Григорий Палама , 93, 272). ...Сам Бог хочет, чтобы ты потерпел встретившуюся тяготу и скорбь, от недоброты ли других людей происшедшую, или твоими неправыми делами на тебя навлеченную, ты не думай и не говори, как делают некоторые: нет, это не от Бога, это несправедливо и злодейственно, а Бог не хочет злодейств, и с отвращением отвращается от них и от творящих их. Этим хотят они оправдать свою нетерпеливость и порывы гнева и мстительности при встрече напраслины; но делают только то, что восстают против Божиего определения и покушаются сбросить с себя спасительный крест, Богом для блага их на них наложенный, подьятием которого и благодушным несением они, несомненно, благоугодили бы Ему. А что получают? Креста сбросить не сбрасывают, Бога оскорбляют, покоя же себе не получают. Напротив, к скорби прилагают немирность и бесполезное раздражение, и делают свое состояние невыносимым, тогда как если бы благодушно перенесли случившееся, то и мирными бы себя имели, и Божие благоволение привлекли на себя, и плода духовного вкусили бы богатно (прп. Никодим Святогорец , 70, 163). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Возможно и по совершившемся падении снова покаянием достигнуть первоначального бесстрастия и прежней силы. Ибо всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова приимет силу свыше и бесстрастие (прп. Нил Синайский , 73, 223). Источник. ...Заставляем демонов сетовать и горько плакать, когда прикоснемся к покаянию (прп. Нил Синайский , 73, 399). Источник. ...Великой сподобляются радости таковые , и слез сладких, и помышлений божественных, за то, что болезнование и сокрушение возделали в сердцах своих (прп. Иоанн Карпафский , 91, 84). Когда человек памятует прежние свои грехи, и наказывает себя, тогда и Бог прилагает попечение о том, чтобы упокоить его (прп. Исаак Сирин , 58, 379). Источник. Покаяние порождает соблюдение заповедей; а заповедей соблюдение очищает душу (авва Фалассий, 91, 301). Источник. Пока ум наш стужаем бывает от греха, дотоле, знай, не улучили еще мы оставления его; ибо верно не сотворили еще мы плодов, достойных покаяния. Плод покаяния есть бесстрастие души; бесстрастие же есть изглаждение греха. Не имеем еще мы совершенного бесстрастия, если иногда стужаемы бываем от страстей; а иногда нет. Не улучили мы, значит, и совершенного оставления грехов. От прародительского греха освободились мы через Святое крещение, от тех же грехов, на которые дерзали мы по крещении, освобождаемся не иначе, как посредством покаяния (прп. Максим Исповедник , 91, 161). Поскольку же всякий кающийся смиряется, то ради сего Бог дает благодать Свою ему, яко смиренному, чтоб ненавидел и похотные и злые дела, и всегда помнил немощь свою и, помня ее, сострадал подобострастным себе человекам и был снисходителен к немощам их, никого не осуждая во грехах их, чтоб был кроток и терпелив и обретал покой в душе своей. Дошедши до сего, начнет уже он петь Господу песнь нову, хвалу Богу нашему, т. е. начнет приносить благодарение Богу от чистого и сокрушенного сердца, потому что чистое сердце и есть сердце сокрушенное и смиренное. А всякое другое псалмопение, кроме такого, тщетно есть и бесполезно. Тому, кто не таким образом поет, невозможно беседовать с Богом посредством молитвы, хоть бы он трудился над этим много и долго; но устами будет он петь и произносить молитвы, а умом будет помышлять о том, что преогорчает Бога и подвигает Его на гнев (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 164–165).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010