Также просил близких учеников своих читать некоторые назидательные статьи из творений св. отцов, духовнопомазанное слово коих составляло его ежедневную духовную пищу. Последние из читанных для него статей были: Слово св. Кассиана к Леон-тину игумену и главы св. Иоанна Карпафского 134 . Между прочим, старец объявил окружавшим его, что лекарства ему наскучили и он более принимать их не будет. Пользовал старца в продолжение многих лет, главным образом, козельский врач Иван Львович Плетнер, не православный, а, кажется, или католик, или, может быть, лютеранин. Нужно было подать больному при мочезадержании помощь, на что сам старец сначала не соглашался и, только уступая усиленным просьбам окружавших его близких учеников, не мог с ними не согласиться. Однако действие врача было неудачно. Между тем, старец испытывал жесточайшую боль. Впрочем, какого числа это было, положительно сказать нельзя. 5 сентября, понедельник. По совету медика, больной перенесен был из своей тесной опочивальни в соседнюю с нею приемную комнату и положен, по собственному его желанию, на полу. Этим, кроме большего простора для прислуживавших и пребывания в более чистом воздухе, старец доставил и утешение братии и посторонним посетителям: они могли хотя через окна наглядеться в последний раз на отходившего от жизни сей своего любвеобильного отца. В наступившую ночь с понедельника на вторник скончался в монастыре схимник Иларион, старец лет 90. После утрени, по обычаю, троекратный в монастыре редкий удар в большой колокол известил братию об отшествии в вечность одного из среды их. Этот унылый и протяжный звон, внезапно раздавшийся среди ночной тишины, тяжело отозвался в сердцах народного множества учеников и учениц старца, наполнявших все монастырские гостиницы. Они думали, что слышат весть о кончине их отца и благодетеля, и, встревоженные этою мыслию, бежали в беспорядке к скитским вратам, которые оказались запертыми. Смятение это, впрочем, продолжалось лишь несколько минут и было успокоено вестию из монастыря, что умер иной старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   «Всеми силами крепись не падать (в тяжкие грехи), — увещает преп. Иоанн Карпафский, — ибо крепкому борцу не подобает падать; если же случится пасть — скорее вставай, и стой опять в добром подвиге. Хотя бы тмократно (бесчисленное множество раз) случалось с тобою первое, по отступлению благодати, тмократно да будет у тебя и второе, т. е. восстание. Так — до конца твоей жизни. Ибо написано, что если “семь раз упадет праведник и встанет” (Притч.24:16). Пока держишь оружие святой решимости служить Богу, со слезами и умаливанием Бога, до тех пор считаешься ты в ряду стоящих, хотя бы и часто падал. Ты в святом крещении записался воином служить Небесному Царю Христу Богу, и пока пребываешь в ряду верных христиан, то как мужественный воин, получаешь раны спереди, — за которые и похвален будешь, что, и будучи уязвляем, не уступил, не поддался и не отступил». Если же, впав в отчаяние или небрежение, отступишь от христианского подвига, «то будешь получать раны уже сзади, как беглец и трус, растерявшийся и оставивший строй».    «Отчаиваться бедственнее, чем согрешать, — пишет тот же св. отец. — Иуда-предатель был малодушен и не искусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю. Петр же — сей камень твердый, — подвергшись страшному падению (отрекшись от Христа), как искусный в брани, не упал духом и не отчаялся в своей крайней скорби, но, вскочив, излил горчайшие слезы от сердца сокрушенного и смиренного; и супостат наш (враг-диавол), видя сие, как сильнейшим пламенем палимый в лице, тотчас отскочил и убежал далеко (от него), испуская лютые вопли».    «Не удивляйся, сын мой, — говорил преп. авва Дорофей одному брату, унывавшему от сильных борений страстей, — не удивляйся, если, находясь на пути, ведущем горе (вверх), ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда (сами) низлагают (противников)... И некто... из святых сказал: “Муж, не испытанный искушениями, не искусен”. Ибо мы бываем искушаемы для обучения в вере для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться. Господь сказал: “Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк.21:19). Итак, надежда на благой конец да поможет вам во всем случающемся. И святой апостол, поучая нас терпению, говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы вы могли перенести” (1Кор.10:13). И Господь наш — Сама Истина — да утешит тебя, говоря: “В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир” (Ин.16:33). Этому поучайся, в этом пребывай и вспоминай Господа и благость Его, сын мой! Он поможет тебе во всем, ибо Он милостив и знает нашу немощь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Еп: Феофан. Путь ко спасению. С. 283—284. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 28. Подробно об этом см. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61.    Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. §§ 84—85//Добротолюбие. Т. III. С. 98—99; ср. § 29. См.: Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1902. С. 152—269. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. О покаянии и на чтение о грехе Давида С. 893.    Преп. авва Дорофей. Послания. С. 208.    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 60. С. 218—221.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 2-е. T. V. С. 430.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 10.    Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий.    Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289.    Он же. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104.    См. Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 97. Добротолюбие. Т. III. С. 71, ср.: Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 253.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57—58. Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 81—82. С. 314.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. Преп. Максим Исповедник. Сот. 1-я, § 93. О возможности освобождения от страстей и достижении совершенства. См. Преп. Макарий Египетский. Слово 3. Гл. 11—13.    К. Попов. Блж Диадох и его творения. T. I. С. 515.    См. Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот 1-я, § 36.    С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 307.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 48-е. С. 210. Подобное же высказывание находим еще раньше у преп. Нила Синайского.    Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 98. Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, § 94: «Исполнением заповедей ум совлекается страстей».    Преп. авва Дорофей. Поучение 12. См. Поучение 1.    См.: Преп. Исаия. Слово 21, § 18//Добротолюбие T. I. Изд. 3-е. М., 1895. С. 38. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Кроме мира, страсти возбуждаются в нас бесами. «Возжигают в нас нечистые страсти, — говорит преп. Иоанн Карпафский, — обновляют их, возвышают и размножают злые бесы». По словам преп. Максима Исповедника, «бесы усиливают в нас наши страсти, принимая в содейственницы себе наше нерадение и подстрекая (возбуждая) их, а умаляют страсти — свв. Ангелы, побуждая нас к деланию добродетелей».    Бесы, как источник всякого зла, всюду окружая людей, научают их на всякий грех, действуя преимущественно: а) через плоть, особенно через чувства; б) посредством людей; в) посредством разных вещей и обстоятельств нашей жизни, а также: г) действуют и непосредственно на душу. Потому-то всякую страсть и всякое восстание греховное можно относить к ним как к причине, ибо «как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте».    Поэтому апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы, врагами хитрыми, злостными и сильными. Облекитесь во всеоружие, потому что наша брань, говорит он, не против плоти и крови, т. е. бренных, слабых людей, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для этого примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать и угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:11—13, 16). И апостол Петр говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8).    Свв. подвижники говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, а замечают (обнаруживают) только их проявления («качества») и господствующие в нас душевные и телесные наклонности: они издали всевают худые мысли и смотрят, как они приняты. В ком замечают только слабые стороны, на них сначала и действуют. Больше всего на душу бесы действуют через посредство плоти, как седалища греха и страсти. Помимо же нашего естества (плоти) непосредственно бесы навевают хульные помыслы, помыслы сомнения, неверия, необыкновенного отвращения, душевное омрачение, разного рода духовную прелесть и вообще сильные искушения, например, неукротимую блудную страсть, упорную ненависть и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Преп. Иоанн Карпафский – Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям. – Долгий подвиг в молитвах и немалое время потребны для того, чтобы в нестужаемом устроении ума обрести иное некое сердечное небо, где обитает Христос. Когда бывает молитва споспешествуема от святых Преп. Максим Исповедник – Много бо может молитва праведного поспешествуема ( Иак. 5, 16 ). Поспешествуема же она бывает двояко: 1) когда молящийся сам праведен и возносит к Богу молитву при делах по заповедям, как такую, которая ни в одном только слове состоит и не пустым звуком голоса произносится, и предлежит праздною и ничего твердого под собою не имеющею, но есть действенна и жива, воодушевляема будучи делами по заповедям. Ибо сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей чрез творение добродетелей; вследствие чего праведный имеет сильную и многомогучую молитву, поспешествуемую заповедями. 2) когда кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь и таким добрым своим обращением делая молитву праведного сильною и многомогущею. – Одного только настоятельно и неотступно ищи (в молитве) – чтобы не отпасть от Бога. Преп. Кассиан Римлянин – По предметам апостол различает четыре вида молитв: молитвы, моления (просевхас), прошения, благодарения ( 1Тим. 2,1 ). Молитва – есть моление или умаливание о грехах, когда кто, пришедши в сокрушение о содеянных им настоящих или прошедших грехах, испрашивает прощения в них; моление бывает, когда кто, молясь, что-либо приносит или обещает Богу, говоря: «Я то и то сделаю, только ущедри, Господи!» Прошение бывает, когда, находясь в горячности духа, воссылаем молитвы за других, о тех, кого мы любим, или о мире всего мира; благодарение – когда ум приносит Богу благодарность и славословие, вспоминая прошедшие благодеяния Божии или видя настоящие, или прозревая, какие в будущем уготовал Бог блага любящим Его. – Хотя молитва Господня «Отче наш», будучи изречена Самим Господом, заключает в себе полноту совершенства молитвенного, однако ж Господь присных Своих проводит еще далее, – к возвышеннейшему некоему состоянию, к той пламенной, весьма немногими дознанной или испытанной, даже скажу, неизреченной молитве, которая, превосходя всякое человеческое понятие, не звуком голоса, не движением языка и произнесением каких-либо слов обозначается и которую ум, излиянием небесного оного света озаренный, неослабно человеческою речью выражает, но, собрав чувства, как бы из обильнейшего некоего источника изливает из себя неудержимо и неизреченно некако отрыгнет прямо ко Господу, то изъявляя в этот кратчайший момент времени, чего, в себя пришедши, не в силах бывает он ни словом изречь, ни проследить мысленно. Действие молитвы на души находящихся в аду

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

От прародительного греха освободились мы чрез св. крещение, от тех же грехов, на которые дерзали мы по крещении, освобождаемся не иначе, как посредством покаяния. Преп. Нил Синайский Осудим себя и Судья умилостивлен, ибо Он, как благой, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое. Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ Божий " " должны мы представить в себе чистым. Мудр тот человек, который прежде совершенного покаяния не перестает со скорбью памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне. Преп. Антоний Великий День и ночь боли о грехах своих. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтобы они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, когда ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай и речей о том не заводи, говоря: я то сделал или это нарушил, ибо это может послужить тебе в преткновение. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтобы опять не возбудить похотения их и это не послужило бы тебе в соблазн. Преп. Иоанн Карпафский Содеянный грех почти тотчас сам гонит кающегося к Богу, как только он примет в чувство зловоние, тяготу и неистовство греха. Кто же не хочет преклониться на покаяние, того не гонит он к Богу, а удерживает при себе и вяжет его неразрешимыми узами, делая сильнейшими и лютейшими пагубные пожелания. Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падает он духом и да не расслабляется нравом, но под действием слов Исаии, выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: Могущии, покоряйтеся: о, лукавые бесы! Аще бо паки возможете, паки побеждени будете, и иже аще совет совещаете, разорит Господь... яко с нами Бог (Ис. 8, 9-10). Бог, восставляющий низверженных и заставляющий врагов наших раздираться скорбью и досадой, коль скоро покаемся. Как можем мы преодолеть укоренившийся прежде грех? Нужно самопринуждение. Ибо говорится: Муж в трудех труждается себе и изнуждает (насильно прогоняет) погибель свою (Притч. 16, 26), всегда любопряся возводить помыслы свои горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено законами (насилие греха насилием добрых стремлений).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Преп. Григорий Синаит В мысленной силе души рождаются и действуют помыслы; в раздражительной зверские страсти; в вожделевательной скотские похоти; в уме мечтательные воображения, в рассудке мнения. Прпп. Каллист и Игнатий Отцы сказали: раздражительную часть души обуздай любовью; желательную воздержанием увядь; разумную молитвою окрыли. И свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда благовременное молчание; пожеланиям неразумным умеренная еда; неудержимости помыслов единомысленная молитва. НАШИ ЧУВСТВА Блаж. Диадох Что зрение и вкус, и прочие чувства рассеивают память сердца, когда пользуемся ими без меры, об этом первая возвещает нам Ева. Ибо, пока не взглянула она на заповеданное древо сластолюбно, дотоле тщательно помнила заповедь Божию; чего ради, как бы покрываемая крылами любви Божией, не ведала она и наготы своей. Когда же воззрела на древо сластолюбно, коснулась его с великим похотением и наконец вкусила от плода его с неудержимым вожделением, тотчас восприяла склонность к плотскому самоуслаждению; и, как обнаженная, сочетавшись с сею страстию, все свое вожделение предала взысканию вкушения настоящих утех, примесивши по действию видимой привлекательности плода к своему падению и падение Адама, вследствие чего уму человеческому стало затруднительно памятовать о Боге или о заповедях Его. Мы же, всегда с непрестанною памятью о Боге, взирая во глубину сердца своего, будем проводить сию падкую на прелести жизнь как слепые очами; ибо воистину духовному любомудрию не рассеянным свойственно сохранять не парительным (не рассеяным) присущий в нас позыв видеть красное, еже видети. Этому и многоопытнейший Иов научает нас, говоря: аще и вслед ока моего иде сердце мое (Иов. 31, 7). Также, действова-ние есть верный признак крайнего воздержания. (Сосредоточить все духовные силы: ум, чувство, волю в Боге едином.). Преп. Иоанн Карпафский Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь суетностью, хорошо внимать пророку, который говорит: Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, в храмину сердца вашего, сокрытую от всякого чувственного впечатления, в оное обиталище безобразное, осеяваемое бесстрастием и осенением св. благодати, затворите двери своя от всего видимого, укройтеся мало елико, ибо и вся жизнь человеческая мала, и после сего прилагает: дондежи мимоидет гнев Господень (Ис. 26, 20). Ибо и беззаконие, а следовательно и бесы, и страсти, и грехи суть гнев Божий, как говорит к Богу Исаия: се, Ты разгневался есм, и мы согрешихом (Ис. 64, 5). СУЕТА

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Преп. Иоанн Карпафский Отчаяться бедственнее, чем согрешать. Иуда-предатель был малодушен и не искусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю. Петр же сей камень твердый, подвергшись страшному падению, как искусный в брани, не упал духом и не отчаялся в крайней скорби своей, но, вскочив, излил горчайшие слезы от сердца сокрушенного и смиренного; и супостат наш, видя сие, как сильнейшим пламенем палимый в лицо, тотчас отскочил и убежал далеко, лютые испуская вопли. Авва Фалассий Печалится непохвальною печалью не улучивший плотских утех; презревший же их беспечален пребывает. Илия Екдик Не бывает без печали ни грешный ни праведный; но первый печалится о том, что еще не совсем отстал от греха, а второй о том, что еще не овладел всем добром. Не падай духом, взирая на трудность душевной болезни своей; но употребляя действеннейшие против нее врачевства претрудных подвигов, удаляй себя от нее, если искреннее имеешь попечение о здравии души своей. Преп. Симеон Новый Богослов Не только безмолвник или послушник, но и игумен, настоятель над многими, и он, все устрояя, должен быть беспечален, то есть свободен от печальной заботы о житейских потребностях. Ибо если печемся, то оказываемся преступниками заповеди Божией: не пецытеся душою вашею, что ясте, или что пиете: ни телом нашим, во что облечетеся... всех бо сих языцы ищут (Мф. 6, 25, 32). Преп. Нил Синайский Опечаленный монах не знает духовного наслаждения. Печаль же есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль. Опечаленный монах не подвигнет ум к созерцанию и никогда не восшлет чистой молитвы, ибо печаль всему доброму полагает препону. Опечаленный не знает духовной радости, как страждущий сильною горячкою, вкуса в меду. Печаль по Богу слезами обновляет душу, вселяет заботливое попечение о приближающейся смерти и суде и мало-помалу научает ожидать их с желанием. Печаль бывает болезнью души и тела; душу берет она пленницею, а плоть иссушает, оставляя на месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

Взаимные посещения На всем протяжении 1960-х – в начале 1970-х годов личные встречи и контакты предстоятелей Русской и Константинопольской Церквей воспринимались как действенные механизмы продвижения по пути решения наболевших проблем. В декабре 1960 года Святейший Патриарх Алексий во главе церковной делегации совершил поездку на Фанар. Темами его встречи и общения с Патриархом Константинопольским Афинагором стали проблематика юрисдикционной принадлежности православных приходов русской традиции в Западной Европе, установление канонической связи Константинопольского Патриархата с Албанской Православной Церковью и Православной Церковью в Чехословакии, а также автокефальный статус Грузинской Православной Церкви. Позже на эти темы последовала переписка предстоятелей двух Церквей, в том числе с передачей справочного материала об истории становления и развития Православия в Грузии, Албании и Чехословакии, каноническом статусе Церквей. Представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве в 1961 году епископ Мелойский Емилиан (Тимиадис) оценивал константинопольский визит Патриарха Алексия как имеющий «исключительную важность» и «большое историческое значение» . Обмен делегациями двух Церквей, поездки отдельных иерархов способствовали установлению личных контактов, дружеских отношений, что являлось вкладом в укрепление связей между Московским и Константинопольским Патриархатами. Так, в конце июля – начале августа 1965 года по приглашению председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима пределы Русской Церкви посещали митрополиты Родосский Спиридон (Синодинос) и Карпафский и Касский Апостол (Папаиоанну). Состоялись их встреча со Святейшим Патриархом Алексием и совместные богослужения с митрополитом Никодимом. В феврале-марте 1966 года состоялся визит в Москву митрополита Гелиопольского и Фирского Мелитона (Хадзиса). Активный участник экуменического движения, он в 1965 году в составе делегации Константинопольской Церкви посещал Рим, Лондон и Утрехт с целью донесения до глав Римско-Католической, Англиканской и Старокатолической Церквей решений III Bcenpabocлabhoro совещания на о. Родос (1–15 ноября 1964 года).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/91...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Все мы знаем слова Апостола Павла: “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене”. Так нет ли опасности быть женатым? Не противоречит ли это духовной жизни? Если мужчина должен завоевать сердце своей избранницы. Показать себя с лучшей стороны. Потакать её желаниям, тешить её самолюбие, дарить подарки, говорить комплименты по типу: «Ты самая лучшая на свете», «Ты особенная» и т.д. Потворствовать её самомнению. Посвящать стихи в её честь и т.п(походы в ресторан, совместный отдых и многое другое) Получается, что женатый выделяет свою супругу и любит её больше других женщин. Ставит её на пьедестал. Так какой любовью должен любить муж свою супругу и чем эта любовь отличается от любви к другим людям? И какие грехи могут быть между супругами? Святой Иоанн Карпафский писал: «Никогда не думай, что человек, живущий в миру ( kosmikos ), тот, у кого есть жена и дети, кто живет так, как ему хочется – выше монаха, потому что у него есть возможность творить добро и давать милостыню. Даже если монах – очень большой грешник, тем не менее, его душевные муки и претерпеваемые им лишения намного ценней в глазах Бога, чем даже исключительная добродетельность мирянина». А также вспоминаются слова святителя Игнатия Брянчанинова : “Оставаться в мире и желать спастись-это всё равно, что стоять в огне и желать не сгореть”. Но есть и слова святителя Николая Сербского : “Благодари Господа, что, кроме тесного монашеского пути, Он указал тебе более просторный путь ко спасению и вечной жизни. Иди же, чадо, по этому просторному пути, который более отвечает твоим склонностям”. Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Здравствуйте! Рассуждение, которое Вы привели, является весьма наивным взглядом на реальные отношения супругов в браке. Период сильной влюбленности длится недолго и способен отвернуть человека от Бога, только если он сам этого захочет. Я убежден, что не следует принимать окончательное решение о вступлении в брак на эмоциях влюбленности, нужно переждать пока эта волна спадет у обоих.

http://azbyka.ru/vopros/net-li-opasnosti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010