Утром святой Зосима вышел из кущи и увидел необыкновенный свет, который озарил его и все место, а на востоке – прекрасную церковь , явившуюся на воздухе. Не привыкнув к таким чудесным откровениям, преподобный не смел долго смотреть на чудесную церковь и удалился в кущу. Опытный в духовной жизни, Герман, увидя его изменившееся лицо, понял, что Зосима имел некое видение, и спросил его: «Чего устрашился ты? Или ты увидел что-нибудь необычное?» Преподобный рассказал ему о чудесном видении, а Герман – о тех чудесах, какие совершались на острове при святом Савватии. Зосима с радостью уверился, что Господь услышал желание его сердца и указал ему место для обители. С Божией помощью они стали рубить деревья и строить келлии и построили с оградой двор. Господь помогал святым отшельникам. В исходе лета Герман отлучился на сумский берег, чтобы запастись хлебом на зиму; но когда он хотел возвратиться на остров, то уже настала осень, начались бури и море волновалось страшно. Герман должен был остаться на берегу до весны, а святой Зосима один жил на острове и терпел различные искушения от врага, спасаясь от них усердными молитвами. Духи злобы пытались смущать отшельника разными привидениями, но преподобный мужественно отражал их искушения. «Если дана вам власть надо мной, – говорил он, – делайте, что хотите; а если нет, то напрасно трудитесь». И призраки исчезали. Долго тянулась суровая северная зима. Пища, собранная летом на острове, истощилась, мысль о голодной смерти смущала преподобного, но он молитвами утешал себя и прогонял сомнения. Господь послал к праведнику двух незнакомых людей, которые принесли ему корзину, полную хлебов, муки и масла. Преподобный не успел спросил их, откуда они. Напрасно прождав их немалое время, Зосима понял, что это была помощь Господа, и возблагодарил Его за милость к нему. По окончании зимы на Соловецкий остров прибыл Герман с мирским человеком Марком. Это был рыбак. Они привезли с собой пищи на долгое время и сети для ловли рыбы. Через несколько времени Марк принял иноческий чин и многие, желавшие себе спасения, стали прибывать на остров, строить себе келлии и трудами рук своих приобретать пищу. Преподобный Зосима создал небольшую церковь Преображения Господня на месте видения, а также и трапезу, положив начало общежития на острове. Он послал одного из братий в Новгород к владыке Евфимию просить благословения на освящение храма и избрание игумена для их пустынной обители. Архиепископ с любопытством расспрашивал посланного о новой обители на море-океане и сначала колебался: как могут жить люди в таком суровом месте; но потом, усмотрев волю Божию на это, он с любовью благословил новую обитель и послал туда игумена Павла. Святой Зосима и братия были в великой радости. Церковь и монастырь были освящены во славу Божию. Так основалась преславная Соловецкая обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В одном из палестинских монастырей жил старец, украшенный благочестием жизни и разумностью речи, и с ранней юности доблестно подвизавшийся в иноческом подвиге. Имя старцу было Зосима. Зосима прошел все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими иноками. Исполняя все это, он никогда не переставал поучаться Божественными словами: и ложась, и вставая, и за работой, и вкушая пищу (если только можно назвать пищей то, что он вкушал в очень малом количестве), он неумолчно и постоянно исполнял одно дело – он пел божественные песнопения и искал поучения в божественных книгах. Еще в младенчестве он был отдан в монастырь, где доблестно подвизался в постничестве до 53 лет. Но потом его стала смущать мысль, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких наставлениях. «Есть ли, – думал он, – на земле инок, могущий меня наставить и показать пример такого постничества, какого я еще не прошел? Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» Когда старец так размышлял, ему явился ангел и сказал: – Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который бы мог сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам , и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане. Следуя такому наставлению, Зосима вышел из монастыря, в котором подвизался с младенчества, отправился к Иордану и достиг того монастыря, куда его направил голос Божий. Толкнув рукою монастырские врата, Зосима нашел инока–привратника и сказал ему про себя. Тот известил игумена, который приказал позвать пришедшего старца к себе. Зосима пришел к игумену и исполнил обычный иноческий поклон и молитву. – Откуда ты, брат? – спросил его игумен. – И для чего пришел к нам, убогим старцам? Зосима отвечал: – Откуда я пришел, об этом нет нужды говорить; пришел же я, отец, ища себе душевной пользы, так как слышал о вас много великого и достохвального, могущего привести душу к Богу.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

«Имея всегда большую веру и усердие к Матери Божией, отец Зосима как-то повез больную племянницу свою из их подмосковной пустыни в Переяславль к чудотворной Федоровской иконе Богоматери. Возвращаясь из Переяславля, они остановились отдохнуть в Троицкой Лавре в гостинице, и узнав здесь, что Антоний Высокогорский, коего знал отец Зосима и который в Арзамасе по просьбе его благословлял Веру и Маргариту, ехавших в Сибирь в Туринский монастырь, теперь наместник Лавры 369 , возымел старец усердие и желание видеть и принять благословение себе и сестрам, но колебался, идти или нет. После долгих колебаний отец Зосима решил зайти с сестрами к наместнику. Едва вошли они в отворенные двери в зал, как отец наместник благосклонно встретил их у самых дверей, и лишь только отец Зосима по смирению своему и по пустынному обычаю поклонился ему в ноги, в то же мгновение и отец наместник воздал ему взаимным земным поклоном. Все монахи встали и, смотря с удивлением, какому убогому старцу кланяется в ноги их начальник, также склонили пред ним свои головы. А отец наместник, благословив его и сестр, повел их чрез залу в свою гостиную. И отец Антоний, и отец Зосима долго с любовью беседовали духовно и утешительно. А сестры с радостью слушали в молчании. Потом отец Зосима попросил его сказать слово на пользу сестрам. «Они живут при источнике, – отвечал отец наместник, – и не имеют нужды в мутной воде из лужи». Такой смиренный отзыв удивил старца, и он убедительнее стал просить наставления сестрам своим, говоря о себе, что он и скудоумен, и груб, и глуп. Тогда наместник, обращаясь к сестрам, сказал: «Помните, что народ израильский Сам Бог вел через пустыню, во дни столпом облачным, в ночи столпом огненным, но и им нужен был Моисей. Держитесь вашего Моисея! Более я ничего не могу сказать». Вспомня, что отец наместник в мирской жизни был врачом 370 , старец Зосима просил лекарство для своей болящей. И авва Антоний с добрым расположением и участием расспросив о болезни, дал медицинские советы и рецепты и лекарства. И с тех пор водворилось усердное общение между аввою Антонием и пустыннолюбцем Зосимою до блаженной кончины последнего» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Апрель 1 апреля 1. Преп. Мария Египетская . Жизнеописание этой дивной святой составил св[ятитель] Софроний, патриарх Иерусалимский. Иеромонах, старец Зосима, однажды Великим постом удалился в заиорданскую пустыню на двадцать дней пешего пути. Вдруг увидел он некое человеческое существо, сухое и нагое, с белыми, как снег, волосами, которое бросилось бежать от взора Зосимы. Старец долго бежал вдогонку, пока то существо не укрылось в [русле высохшей] реки и не крикнуло: «Авва Зосима, прости меня Господа ради, что не могу предстать я пред тобой, ибо[, как видишь,] я женщина нагая!» Тогда Зосима бросил ей свою верхнюю одежду. Она закуталась в нее и вышла к нему. Старец устрашился, услышав свое имя из уст той незнакомки. После долгих уговоров женщина поведала ему о своей жизни. Родилась она в Египте и с 12-летнего возраста начала блудно жить в Александрии. И в [этом] разврате провела целых 17 лет. Гонимая плотским разжжением, однажды села она на корабль, плывший ко Иерусалиму. Прибыв в Святой Град, она вместе с другими захотела войти в храм, чтобы поклониться Честному Кресту, но какая-то незримая сила удерживала ее, не давая ей переступить порог церкви. Объятая великим страхом, воззрела она на икону Пресвятой Богородицы в притворе и начала молиться Ей, чтобы позволила Она войти ей и приложиться к Честному Древу. Исповедала она свою греховность и нечистоту, обещая пойти туда, куда управит ее Святая [и] Пречистая [Дева]. После этого ей было разрешено войти в храм. Облобызав Крест, она вернулась в притвор, поблагодарила Богородицу и при этом услышала голос: «Если перейдешь Иордан, обрящешь благой мир!» Немедленно купила она три хлеба и отправилась к Иордану, куда и прибыла в тот же вечер. На следующий день причастилась [Святых Таин] в монастыре святого Иоанна Предтечи и перешла реку. Прожила она в пустыне целых 48 лет, терпя величайшие скорби и страх и ведя брань со страстными помыслами, как с дикими зверями. Питалась травами. После этого, когда встали они на молитву, Зосима увидел ее стоящей на воздухе. Она попросила его на следующий год принести ей Святые Дары на берег Иордана, чтобы, придя, она их приняла. Ровно через год пришел Зосима вечером на берег Иордана со Святыми Дарами, недоумевая, как святая переправится через реку. Но при этом увидел он ее в свете луны: приблизилась она к реке, перекрестила ее и пошла по воде, как по суше. Когда он ее причастил, она попросила его прийти на следующий год на тот же самый [высохший] поток, где они встретились впервые. Зосима пришел и нашел на том месте ее мертвое тело. На песке над ее головой было написано: «Похорони, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, предай прах праху. Преставилась я 1 апреля, в самую ночь спасительных Христовых страданий, по причащении Божественных Таин».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

17-е число. Память Преподобного Зосимы Соловецкого. Св. преп. Зосима спасался на отдаленном севере, на пустынном Соловецком острове Белого моря. Остров этот имеет в окружности 100 верст. Почва там каменистая хлеб не родится, по краткости лета едва созревают некоторые овощи. Остров доступен только с половины мая до половины сентября. Зима там две трети года. Около двух месяцев, начиная с половины октября, там не бывает солнца. Первый инок, поселившийся в XV стол., на Соловецком острове, был Савватий (память его 27-го сентября). Через год после него поселился там Зосима. Зосима был сын богатых родителей, живших в Новгородской области. Родители его были благочестивые люди и сына своего научили благочестию. Ученье начато было Зосимою, по тогдашнему благочестивому обычаю, со Священ. писания. Родители хотели женить сына, но он отказался, желая служить только Богу. По смерти родителей роздал все небогатое свое имущество бедным, а сам отправился искать себе пустыни. На приморье Белого моря, на устье реки Сумы, нашел инока Германа, который жил на Соловецком острове с св. Савватием, и они вместе отправились туда на малой ладье. Обошед остров, остановились недалеко от берега, у озера с пресною водою. Тут св. Зосима удостоился небесного видения: на воздухе видел он большую церковь и принял это за небесное указание места для обители. Свв. Зосима и Герман построили себе здесь кельи. Это было в 1436 г. К концу лета Герман отправился на Сумский берег за хлебом, но, застигнутый непогодою, не мог возвратиться до следующей весны. Зосима остался один, едва не умер от голода, но свв. ангелы принесли ему пищи на все время до возвращения Германа. Бесы устремили все свое усилие, чтобы удалить Зосиму с острова, но святой прогонял их молитвою. По времени имя подвижника Зосимы сделалось известным, и многие, искавшие подвигов для спасения души, начали приходить к нему для сожительства. Построен был храм. Инокам приходилось переносить немало обид то от диких лопарей, то от рыболовов, то от боярских слуг. Наконец Зосима был поставлен игуменом обители, хотя по смирении долго не соглашался на это. Весь Соловецкий остров отдан был в полную собственность обители. В 1465 г. в обитель были перенесены мощи

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

«Есть ли, — думал он, — на земле инок, могущий меня наставить и показать пример такого постничества, какого я еще не прошел? Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» Когда старец так размышлял, к нему явился ангел и сказал: «Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам (Быт.12:1), и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане». Следуя такому наставлению, Зосима вышел из монастыря, в котором подвизался с младенчества, отправился к Иордану и достиг того монастыря, куда его направил голос Божий. Толкнув рукою монастырские врата, Зосима нашел инока-привратника и сказал ему про себя. Тот известил игумена, который приказал позвать пришедшего старца к себе. Зосима пришел к игумену и исполнил обычный иноческий поклон и молитву. — Откуда ты, брат, — спросил его игумен, — и для чего пришел к нам, нищим старцам? Зосима отвечал: — Откуда я пришел, об этом нет нужды говорить; пришел же я, отец, ища себе душевной пользы, так как слышал о вас много великого и достохвального, могущего привести душу к Богу. — Брат, — сказал ему на это игумен, — один Бог может исцелить немощи душевные; да наставит он и тебя и нас путям своим на пользу души, а человек исправлять человека не может, если он постоянно не вникает в себя и неусыпно, с Божией помощью, не совершает подвигов. Но так как любовь Христова побудила тебя посетить нас, убогих старцев, то оставайся с нами, если для этого пришел. Пастырь добрый, отдавший душу свою для нашего спасения, да ниспошлет на всех нас благодать Святого Духа. После таких слов, Зосима поклонился игумену, просил его молитв и благословения и остался в монастыре. Здесь он видел старцев, сиявших добрыми делами и благочестием, с пламенным сердцем служивших Господу непрестанным пением, всенощной молитвой, постоянным трудом. На устах их всегда были псалмы, никогда не слышно было праздного слова, ничего не знали они о приобретении временных благ и о житейских заботах. Одно у них было постоянное стремление — это умертвить свою плоть. Главная и постоянная пища их была слово Божие, а тело они питали хлебом и водою, насколько каждому позволяла любовь к Богу. Видя это, Зосима поучался и готовился к предстоящему подвигу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Через некоторое время старец Адриан следовал в Смоленскую губернию, взяв с собой Зосиму. Они побывали и в Брянских лесах, где произошла горячая встреча их с Василиском и другими пустынниками. Зосима очень обрадовался этой встрече, а о. Адриан просил Василиска перейти к нему в Коневский монастырь, где обещал поселить на безмолвие в пустынном лесу. Василиск переселяется вместе с Зосимой в выстроенные для них кельи, вскоре к ним на безмолвие присоединяется и о. Сильвестр. Здесь Василиск знакомится с деланием Иисусовой молитвы, и вскоре преуспевает в этом подвиге, и тем самым пользуется глубоким уважением других подвижников. Василиск и Зосима просили старца Адриана отпустить их на Афон или в Молдавию, но он не давал им на это своего благословения. Через некоторое время он оставляет настоятельство в Коневской обители и переселяется в Москву в Симонов монастырь, напоследок предложив им удалиться в Сибирь, где есть множество диких необитаемых пустынь. После удаления старца Адриана в Москву братия обступила Зосиму и просила его принять священство и настоятельство над ними. Много слез и прошений понадобилось Василиску и Зосиме, чтобы братия освободила их от этого избрания, уважив их безмолвие. Прожив 10 лет в Коневском монастыре, пустынники после тщетных попыток попасть на Афон, удаляются в Сибирские земли, о чем было изложено выше, где пребывали в безмолвном пустынножительстве и непрестанной молитве. Организовав Туринский девичий монастырь, о. Зосима перенес много гонений и унижений. Впоследствии он был отстранен от Туринского монастыря и с несколькими преданными сестрами навсегда оставил Сибирь, перед этим похоронив старца Василиска 255 . Прибыв в Москву, о. Зосима является к своему покровителю Преосвященному архиепископу Филарету, который дает им убежище в Чудовом монастыре. А в 1826 г. о. Зосима с 20 сестрами переселяется к богатой вдове Бахметьевой, которая как мать родная успокоила их в своем доме. Прозимовав у нее, о. Зосима с сестрами переселяется за 60 верст от Москвы на земли вдовы Бахметьевой, где старец Зосима основал женскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Нет. Цвет тут ни при чем. Хотя летом на островах хватает зелени, а зимой — белизны. Название произошло в XVII веке после попытки шведского отряда внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд выследил «немцев», неприятель хотел от своего плана отказаться, но... по легенде окаменел. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский. Все так. Название произошло в XVII веке после попытки шведского отряда внезапно напасть на соловецких монахов. Русский отряд выследил «немцев», неприятель хотел от своего плана отказаться, но... по легенде окаменел. Вот и появились Кузов Немецкий и Кузов Русский. Какие животные есть на Соловках? Медведи Неверно, змей нет. А вот лоси есть. Нет медведей. В начале двухтысячных прошел слух, что с Большой земли до Соловецких островов доплыл бурый мишка и его видели, но так ли это было — неизвестно. А вот лоси на Соловках есть. Да, на Соловках водятся лоси. Когда-то сюда завезли и северных оленей и время от времени пополняли поголовье, привозили новых, но сейчас олени вымерли. Какие из соловецких святых не были лично знакомы друг с другом? Герман и Зосима Зосима и Савватий Герман и Савватий Неверно. Преподобный Герман Соловецкий встретился с пустынником Зосимой после кончины преподобного Савватия. Герман и Зосима основали общежитийный монастырь. Более 40 лет трудился Герман при игумене Зосиме. Соответственно, преподобный Зосима не застал в живых преподобного Савватия и лишь потом, в 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Верно. Герман подвизался на Соловецких островах и с Савватием, и, после кончины последнего, с преподобным Зосимой. Между собой Зосима и Савватий знакомы не были. Позже, в 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Неверно. Подвижники Герман и Савватий переселились на Большой Соловецкий остров, шесть лет прожили там в трудах, посте и молитве. После кончины Савватия Герман вернулся на материк, встретил пустынника Зосиму и с ним основал на Соловках монастырь. Так что Зосима и Савватий не были друг другом знакомы при жизни.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/djuzhina-vo...

Отцы преуспевали в подвиге, это было видимо по безмерным дарам благодати Божией, нисходящим на о. Василиска во время сердечной молитвы. В сибирской пустыни о. Зосима продолжал составлять особую рукопись о благодатных действиях Иисусовой молитвы на старца. Отец Василиск не только не скрывал от своего духовного друга и ученика действий истинной иноческой молитвы, но и сам рассматривал и поправлял эту рукопись. Отец Зосима записал «75 действий Иисусовой молитвы на старца Василиска» 103 . Святитель Игнатий (Брянчанинов) , прочитав впоследствии рукопись, отозвался о ней так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное» 104 . Спустя несколько лет, уступив неотступным просьбам нескольких человек 105 , старцы Василиск и Зосима приняли в пустынь желавших поучиться жизни по Евангелию. Однако безмолвие стало все чаще нарушаться посещениями родных и знакомых новоначальных. Тогда, с согласия старца Василиска, о. Зосима ушел еще дальше на пять верст: в самом диком, непроходимом месте, окруженном лесами и болотами, в густой чаще высокого тростника он выстроил себе маленькую келию и поселился в ней. В большие праздники о. Зосима приходил к старцу и братии на всенощное пение и на общую трапезу. Иногда, несмотря на свою старость и слабость, о. Василиск посещал его в дальней пустыни. В уединении о. Зосима пережил тяжкое искушение от бесовских мечтаний и видений, которыми враг хотел устрашить воина Христова и выгнать его из удаленной пустыни. Около трех лет подвижник боролся во сне и наяву с врагами рода человеческого, не дававшими ему покоя. Они являлись ему на молитве в виде ужасных исполинов, а когда он садился обедать, окружали его стол во всей своей мерзости и безобразии, производя различные визги, грохот и шум. Но он не удалялся из своего дикого уединения, а старец Василиск при свиданиях укреплял отшельника в терпении, рассказывая, как сам десять лет в Брянских лесах был томим такими же искушениями. Отец Зосима противоборствовал бесовским страхованиям умной Иисусовой молитвой, и с помощью Божией он перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на надоедливых мух. В конце третьего года милосердный Господь совершенно избавил о. Зосиму от этого искушения на всю последующую жизнь и исполнил его душу такими небесными утешениями, что пустынник начал бояться (по его собственным словам), как бы не придти в забвение собственных грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

«Покайся, дружочек, – уговаривал о. Зосима, – сотвори милостыню и тогда будешь в раю, молю я тебя, жалея и любя душу твою. Покайся, ведь ты скоро с ума сойдешь и умрешь». Но все тщетно... Вскоре действительно о. Сильвестр помешался и летом умер. Вера у него была очень слабая. Как-то незадолго до смерти Сильвестра, старец предложил ему почитать акафист. «Что ты, что ты, я баба деревенская что ли, чтобы акафисты читать?» – «О, ты, кощунственно настроенный, – с грустью сказал о. Зосима, – разве не знаешь, что акафисты – это есть восторг и умиление душ человеческих перед величием святости и подвига». После смерти Сильвестр во сне явился о. Зосиме и душил его, показывая, как его душат и томят нераскаянные грехи, как ему тошно и тяжело на том свете. О. Зосима усилил за него молитву и милостыню 57 . После наместника о. Павла, доброго, отзывчивого человека, водворился о. Товия. С грустью можно вспоминать начальствование о. Товии, – пишет автор цитируемой книги. – При нем вся духовная жизнь Лавры пришла в большой упадок. Наместник о. Товия невероятно возненавидел о. Зосиму и систематически издевался над ним. Два раза через других покушался на жизнь о. Зосимы. Даже в малом и то о. Товия обижал о. Зосиму. Когда о. Зосима стал править череды, он отнял у него кружку 58 . О. Зосима служил бесплатно 15 лет 59 , о. Товия не выделял ему ни копейки. Но о. Зосима за все благодарил Бога. Молясь за врагов своих, он не осуждал их, сознавая, что через людей нападает на него сам диавол. Он жалел обидчиков и все больше и больше ненавидел исконное зло. Особенно враг ненавидит милосердие, а жестокий наместник о. Товия велел ниших в шею гнать. О. Зосима с величайшею любовью относился к меньшим собратиям, видя в них Самого Господа. «Разве можно нищих гнать, это все равно, что Самого Христа гнать», – говаривал о. Зосима. Подговоренный приятель о. Товии, Анфим, однажцы предложил о. Зосиме купить у ·него гардероб, последний отказался. Тогда Анфим попросил о. Зосиму помочь ему переставить гардероб. Анфим с невероятной силой толкнул гардероб в сторону о. Зосимы и тот всей тяжестью упал на него. О. Зосима оказался лежащим на полу под гардеробом. Тогда подговоренный монах нарочно начал давить о. Зосиму. «Что делаешь ты, убьешь ведь меня», – вскричал о. Зосима. Анфим в ответ на это захохотал каким-то дьявольским смехом. Хорошо в эту минуту вошел приезжий посетитель и помог о. Зосиме высвободиться из-под придавившего его гардероба. За этого своего врага, который вскоре сошел с ума и умер, о. Зосима прилежно молился. Через какое-то время увидел он во сне Анфима, который подошел к нему и стал целовать у него руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010