Почитался колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца (сначала над ним стояла каменная часовня, после расширения Троицкого храма пришлось устроить специальный проход к колодцу под юго-зап. углом церковной стены), а также т. н. Отчин колодец, к-рый выкопал преподобный близ лесной кельи. К сер. XIX в. «пошли частые исцеления от того колодца, многим снился во сне. Одна женщина ближнего селения, умывшись этой водою, исцелилась от раку на лице» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 60. Д. 2. Л. 26 об.- 27). У колодца поставили крест, в 1910 г. построили каменную часовню на месте кельи старца. Все паломники, приезжавшие в Зосимову пуст., посещали Отчин колодец и умывались водой из него. В 2006 г. возрожденная обитель начала традицию крестных ходов к Отчину колодцу 23 июля, в день прославления З., или в ближайшее воскресенье. Житие З. оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Организовав скит в горах Калифорнии (США), иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) перевели Житие старца на англ. язык, и в издательстве братства прп. Германа Аляскинского оно вышло в свет в 1979 и 1990 гг. Канонизация З. в лике местночтимых святых Московской епархии была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II 11 окт. 1999 г. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) праздник прославления был отложен до лета и состоялся 23 июля 2000 г. К празднику были написаны 2 иконы З. и издано «Житие прп. Зосимы (Верховского)» (Наро-Фоминск, 2000). К лику общецерковных святых З. и прп. Василиск причислены на Архиерейском Соборе РПЦ 8 окт. 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила З. в Собор своих святых. Гимнография Тропарь и кондак были написаны к прославлению З. и введены в службы сразу же после 23 июля 2000 г. Каждый месяц во 2-е воскресенье в Зосимовой пуст. служится молебен преподобному. Позднее была составлена полиелейная служба З. и утверждена Епархиальной богослужебной комиссией 24 марта 2005 г. Память З. совершается каждый год 6 нояб. (н. с.) в Зосимовой пуст. при большом стечении народа.

http://pravenc.ru/text/200021.html

 Старец писал также: “Часто мы видим, что даже послушники великих старцев не могут изложить того, что имел в виду их духовник, несмотря на то, что они прожили подле него много лет и писания их старца написаны разборчиво и на современном им языке”».  Очень интересная мысль высказана в последнем изречении! Не от того ли случается, что ученики сосредотачивают все внимание на внешнем, формальном послушании, считая себя совершенными послушниками и не заботясь о том, чтобы понять своего наставника более глубоко, усвоить себе его духовные взгляды, научиться его добродетелям!  Как уже упоминалось, отец Д. приводит и такое интересное свидетельство: «Изъясняя ...21 Правило VII Вселенского Собора, прп. Никодим Святогорец указывает на причины, являющиеся основательными для оставления монахом обители своего пострига или для оставления послушником старца. Первой основательной причиной для этого признается еретичество игумена (старца). Второй причиной, основываясь на 32-м ответе святителя Василия Великого в его “Пространных правилах”, преподобный Никодим признает вообще душевный вред, который монах получает в обители» (С. 31). Отсюда видно, что из монастыря, в котором он пострижен, имеет право уйти в случае получения серьезного духовного вреда. Это подтверждает, что принцип послушания, в данном случае настоятелю обители, не только может, но и должен быть преступлен, если это послушание становится душевредным, связано с нарушением заповедей Божиих. Поэтому выходящие из некоторых современных монастырей не в мир (да не будет!), а для того, чтобы вступить в другую обитель, вполне имеют на то право и действуют в соответствии со Святыми Отцами и канонами Православной Церкви.  — В числе цитат, якобы подтверждающих его мнение, о. Д. приводит слова замечательного русского подвижника, прославленного в лике Московских святых, прп. Зосимы Верховского (%с1833) «Преподобный старец Зосима Верховский, вся жизнь и учение которого являются победоносным гимном послушанию, свидетельствует следующее: “Послушание совершенное не речет: «Тако и тако подобает», но слушает токмо и повеленная исполняет, повинуяся во всем, не истязуя: «Почто тако, почто сице»... ”(С. 29). 134

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Село Спас-Прогнань. Крест на могиле старец Амвросия (Иванова). Один из батюшкиных чад (впоследствии иерей) как-то похвастался, что родился на Покров. На что старец с улыбкой заметил: «Родиться на Покров – это что? А ты вот умри в Покров!» Слова эти вспомнились ему, когда на второй день Покрова батюшки не стало. Он перешел в Жизнь Вечную 15 окт. 1978 г. Еще при жизни старца некоторые из его чад ездили в Дивеево (до открытия там монастыря). Они посетили там старицу Евдокию, бывшую насельницу этой обители. Ей показали фотографию отца Амвросия, она взглянула, перекрестилась и сказала: «Это преподобный». Настоятель храма иеромонах Никифор ( Коженков)  Храмы: Источники: Святыни: Адрес: 249002 Калужская область, с. Спас-Прогнань, храм Проезд: Скончался 29 дек. 1824 г. и погребен около соборного храма Туринского монастыря. Отец Зосима составил книгу Жития своего почитаемого старца. См.: Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писана учеником его Зосимою Верховским), изд. Оптиной пустыни. М. 1849г. Ныне готовится канонизация Василиска Сибирского. К началу XX в. обитель будет располагать 600 десятинами пожертвованных лесных и огородных угодий. Московский купец 1 гильдии. В 1824-26 гг. заново выстроил на свои средства храм св. Троицы в Вишняках. В 1830 г. возвел на Даниловском кладбище храм свв. Херсонских Чудотворцев и две богадельни. В 1833 г. возведен в потомственное почетное гражданство. Игум. Вера скончалась 24 нояб. 1868 г. Схимонахиня Маргарита скончалась 27 июля 1859 г. в 1850-е гг. в обитель поступили их племянницы Мария и Екатерина. Мария, в монашестве Магдалина, стала третьей игуменьей монастыря (1881-1901гг.) Сменил в 1871 г. в этой должности Трицкого архим. Антония (Медведева). Оба неоднократно посещали пустынь. В 2000 г. прпп. Пимен и Антоний причислены к лику святых.. Матушка Афанасия (Качалова), вторая игуменья Зосимовой пустыни (1868-1881). Приняла постриг по благословению прп. Антония Оптинского. Прп. Варнава Гефсиманский (Василий Ильич Меркулов, 24 янв. 1831—17 февр.

http://pravoslavie.ru/1893.html

Старец писал также: Часто мы видим, что даже послушники великих старцев не могут изложить того, что имел в виду их духовник, несмотря на то, что они прожили подле него много лет и писания их старца написаны разборчиво и на современном им языке " . Очень интересная мысль высказана в последнем изречении! Не от того ли случается, что ученики сосредотачивают все внимание на внешнем, формальном послушании, считая себя совершенными послушниками и не заботясь о том, чтобы понять своего наставника более глубоко, усвоить себе его духовные взгляды, научиться его добродетелям! Как уже упоминалось, отец Д. приводит и такое интересное свидетельство: " Изъясняя ...21 Правило VII Вселенского Собора, прп. Никодим Святогорец указывает на причины, являющиеся основательными для оставления монахом обители своего пострига или для оставления послушником старца. Первой основательной причиной для этого признается еретичество игумена (старца). Второй причиной, основываясь на 32-м ответе святителя Василия Великого в его Пространных правилах, преподобный Никодим признает вообще душевный вред, который монах получает в обители " (С. 31). Отсюда видно, что из монастыря, в котором он пострижен, имеет право уйти в случае получения серьезного духовного вреда. Это подтверждает, что принцип послушания, в данном случае настоятелю обители, не только может, но и должен быть преступлен, если это послушание становится душевредным, связано с нарушением заповедей Божиих. Поэтому выходящие из некоторых современных монастырей не в мир (да не будет!), а для того, чтобы вступить в другую обитель, вполне имеют на то право и действуют в соответствии со Святыми Отцами и канонами Православной Церкви. - В числе цитат, якобы подтверждающих его мнение, о. Д. приводит слова замечательного русского подвижника, прославленного в лике Московских святых, прп. Зосимы Верховского (%с1833) " Преподобный старец Зосима Верховский, вся жизнь и учение которого являются победоносным гимном послушанию, свидетельствует следующее: Послушание совершенное не речет: " Тако и тако подобает " , но слушает токмо и повеленная исполняет, повинуяся во всем, не истязуя: " Почто тако, почто сице " ... (С. 29). 134

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

129. Там же. С. 300. 130. Архимандрит Рафаил (Карелин). О духовном делании. М., 2004. С. 41-42. 131. Там же. С. 23. 132. Схимонах Паисий Святогорец. Возвращение к Богу от земли на Небо. М., 2000. С. 27. 133. М., 2000. С. 21. 134. В русском переводе: " Совершенное послушание не говорит: Так и так нужно, - но только слушает и исполняет повеленное, повинуясь во всем, не спрашивая: Почему так, почему эдак " . 135. Старец Зосима Верховский. М., 1994. С. 100-101. Глава 11. “Звуки святоотеческой гармонии” 136 Письмо преосвященного ИСИДОРА, Митрополита Новгородского и С-Петербургского, епископу ИГНАТИЮ от 7апреля 1867г. 137 Получив сегодня третий и четвертый томы сочинений Вашего Преосвященства, спешу принести Вам искреннюю признательность за полезные труды Ваши, свидетельствующие о глубоком изучении Вами душеспасительного учения богомудрых подвижников благочестия и истинных руководителей в иноческой жизни. Не могу не выразить при сем душевного сожаления, что слабеющие силы Ваши отказываются служить крепкому духу Вашему в продолжение подвигов на том духовно-ученом поприще, на котором мы давно не видали столь усердных тружеников. Благодать Божия, в немощах человеческих совершающая силу свою, да приложит Вам дни на дни и лета на лета на пользу Св. Церкви. Радуйтесь о Господе и помяните в молитвах Ваших уважающего Вас и искренне преданного покорнейшего слугу Исидора, митрополита Новгородского и С.-Петербургского. 138 Письмо преосвященного ПЛАТОНА, епископа Костромского, епископу ИГНАТИЮ от 12 мая 1865 года 139 Редко я по множеству дел моих могу снабдевать мою душу святоотеческими писаниями. Вчера, улучив несколько минут свободных, взял в руки " Добротолюбие " и среди чтения прп. Дамаскина Петра подали мне Ваши аскетические писания. Тотчас беру в руки их и слышу в них звуки святоотеческой гармонии, наслаждаюсь духом древних Отцов. Некоторые из Ваших писаний мне были известны прежде. Раскрыл прежде всего " Плач мой " . Так и чувствуется св. Ефрем. Примите, Владыко святый, живейшую благодарность за доставление мне трудов Ваших. Да послужат они во благо Церкви, как труды святителя Тихона, и да сподобит Вас Господь части святителя Тихона и преподобных и богоносных Отцов. В Церкви Вы оставили памятник своего духовного делания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

О том, как бороться с телесной немощью, рассказывает старец Никодим Карульский: «Вот как надо сидеть, чтоб не засыпать: разведи руки и держи, пока не заболят. И уйдет тогда сон. А при людях грудь подними вот так, чтоб не видели, и сон тогда отойдет. А если грудь опустишь, то скоро заснешь… живот-то подбери и пояс подтяни… Бодрость нужна!.. И грудь должна болеть, и плечи» . Замечание о преодолении утомления встречается в письмах владыки Феофана (Быстрова): «Когда усталость начнет действовать во время служения церковного, нужно читать про себя молитву Иисусову. Она будет содействовать сосредоточенности молитвенной. Если же усталость нападет на вас во время молитвы домашней, нужно немного понудить себя на молитву. Если от этого понуждения усталость исчезнет, то     это искушение от лукавого. А если не пройдет, молитву можно сократить и лучше немного помолиться, но разумно и с чувством» . При утруждении телесном могут возникать болезненные ощущения, которых не следует особенно бояться. В частности, прп. Анатолий Оптинский наставляет в письме свое духовное чадо: «Молитву умственно держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда, конечно, грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто — там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет» . О болезненности упоминает также старец Зосима (Верховский) , написавший житие своего сподвижника, известного молитвенника монаха Василиска: «Лет сорока примерно был отец Василиск, когда узнал о сердечной молитве, ибо прежде не имел о ней сведений… И начал в ней упражняться до того, что многократно приходил в сильное изнеможение от долгого пребывания в молитве и ощущал столь сильную боль в сердце, что уже не мог далее ни молиться, ни ходить, ни сидеть. Пролежав     довольное время, едва освобождался от сей боли — и, собрав силы, опять упражнялся в сердечной молитве с ревностным терпением» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Первое издание Жизнеописания о. Зосимы нашло сердечный отклик Оптинских старцев и настоятеля Коневского монастыря. Так, игумен Антоний (Путилов) писал в Зосимову пустынь: «Боголюбивейшая во игумениях матерь Вера! Чрез скудныя строки сии приношу Вам, дражайшая моя матушка, из глубины души моея всечувствительнейшее благодарение за весьма приятное мне письмецо Ваше и за посланные при оном книги: Жизнь боголюбивого старца Вашего прп. отца Зосимы и богомудрые изречения его. За усердие Ваше ко мне убогому воздаст Вам Господь Бог Своею милостию. Вы изданием сих книг доставили великую пользу для многих чтущих, особенно для иночествующих. А при втором издании советую Вам присовокупить что-либо назидательное и из жизни матери Маргариты. При третьем же издании сей назидательной книги осмеливаюсь всепокорнейше просить Вас, матушка моя, что-либо присовокупить и из своей жизни во славу Божию и в пользу чтущих, на память о себе вечную. А если презрите это, то на Вашей душе грех будет, ибо это не есть тщеславие. 18 мая 1860 г.» 176 И архимандрит Моисей не замедлил: «Высокопреподобнейшая матерь игумения Вера Ильинична! К душевному утешению нашему, доставлены 30 апреля, от усердия Вашего, посланные при письме 11 апреля две книжицы жизнеописания блаженныя памяти старца схимонаха Зосимы. В издании этой книги имею особенную душевную радость припоминать святолепных подвижников – старцев духовных, которых Господь удостоил меня видеть и знать во время жизни их на земле. К сожалению, не имел я случая видеть только старца Василиска. 19 мая 1860 г.» 177 Настоятель Коневского монастыря игумен Израиль 5 января 1861 года писал в Оптину о. Моисею: «Приношу Вашему Высокопреподобию душевную благодарность от себя и от лица братии Коневской обители за присланные Вами нам книги «Жизнеописания старцев Василиска и Зосимы и изречений» последнего. Особенно приятны и назидательны для нас эти книги потому, что блаженные старцы Василиск и Зосима не чужды нашей обители: они в ней жили и довольное время и своими подвигами, молитвами и слезами согревали и освящали ее. Быть может, и теперь еще по временам привитает дух их над нами; а что они молитвенники и заступники нашей обители – это несомненно, ибо блаженным небожителям всегда любезны и памятны места их земного подвижничества. Да, дух их присущ нашей обители, в этом удостоверяет и то, что предание об них доселе сохраняется между нашею братиею, хотя письменных памятников об их подвигах у нас и не находится» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Примечания: 1 Православная энциклопедия. Т. 18. С. 533. 2 Иннокентий Херсонский , свт . Слово на часах , в четверток первой недели Великого поста, о епитимьи. 3 Симфония словарных форм. 4 Греч. Επι­τμησον «(о наказании) определять, налагать» — слово, однокоренное самому понятию «епитимия». См.: Феофан Затворник, свт . Толкование на второе послание к Тимофею . 5 Феофан Затворник , свт. Указ. соч. 6 «Запрещение, επιτιμια, — обнимает все, что было возложено на согрешившего, несмотря на его покаяние. Тут начало и основание наших церковных эпитимий и самого образа их употребления, то есть произнесения их по всей строгости и потом сокращения их, смотря по чувствам сокрушения кающегося лица». См.: Феофан Затворник , свт. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном. 2Кор. 2, 6 7 «Се же да будет разумно, яко святыи Василии, и прочии отцы древнии, не точию грешников кающихся от святаго причащения отлучаху, но и труды и подвиги покаяния предаваху, паче же соборныя и обдержныя посты, бдения и молитвы церковныя на всяк день и нощь повелеша хранити и исполняти. К сему же и каноны покаяния налагаху». См.: Номоканон при Большом Требнике. Номоканон сиречь Законоправильник 8 Свенцицкий В. , прот . Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории (против общей исповеди). Чтение 5. 9 Иннокентий Херсонский, свт . Слово на часах , в четверток первой недели Великого поста, о епитимьи. 10 Там же. 11 Такое снисхождение должно являться выражением сострадательной любви, заповеданной всем христианам. Так, у апостола Павла в послании к Ефесянам: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью ( Еф.4:1-3 ). 12 Иоанн Златоуст, свт . Творения. Том 10. Книга 2. Беседы на второе послание к Коринфянам. Беседа 14 ( 2Кор.7:2—3 ). 13 Зосима ( Верховский ), прп. Творения. Часть 4 . 14 Требник. — М., 2002. С. 84. 15 Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы Лютеранам. Перевод с греч. архим. Нил. — М., 1864. Глава 12. О покаянии. С. 66.

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Ср. прп. Зосима Верховский. Молитвенные действия старца Василиска 70 (Судник 2006, с. 184–185): «По npoшecmbiu многаго времени, въ meчehiu котораго много было съ нимъ разныхъ и обычныхъ дeйcmbiй и утешений, коихъ я и не описывалъ, случися единожды во Святую четыредесятницу при наступлении неделнаго nehiя и бдehiя. Седящу Старцу моему на молитве, и бе ему молитвенное дeйcmbie обычное съ трепетнымъ ycлaждehieмъ. И тако надолзе седя, восхоте ради наступающаго бдehiя, опочити, и ляже, мысля въ себе: еже бы съ молитвою уснути, темже и лежа внималъ молитве своей. И aбie прекратися обычное mpenemahie, но некое иное неизглаголанное начя происходити дeйcmbie, ово, за многоумноженную сладость и силнейшее къ Богу bлeчehie. Ибо отворилось ему сердце, и начя тамо светле и чисте созерцати, и явственно видети, понеже въ сердце соделалось якобы некое тело, показующееся извне темно, внутри же бело или светло красно и тако бoлie делалось дeйcmbie молитвы, вкупе и сладость npiyмhoжuлacь. И aбie начя изъ онаго тела, показующагося внутрь сердца, аки блarobohiя духъ испыхивать. Потом же якобы hanoдoбie меха сжимаемаго брызгъ съ великимъ cmpeмлehieмъ исходилъ. Но не вдругъ, а единъ по единому: иной брыскъ ударялъ, паче же рещи поражалъ cлaдocmiю во все стороны сердечныя. И отъ таковаго бpыckahiя претворялось въ сердце аки новое бpыckahie и oблubahie нестерпимыя сладости, отъ любви божественныя. И по семъ начя почясту, яко отъ некоего силнаго cъжuмahiя или крепкаго yrhemehiя, сице изъ онаго тела излетали борзо сладостныя брызги, и пронзали cлaдocmiю своею не moчiю самое сердце, но и всего самаго исполняли cлaдocmiю. По семъ пойде подымал­ся подъ перси, и духъ съ дыxahieмъ стало захватывать, и удерживать отъ силныя и мhoriя исходящая сладости. И уже не могъ бoлie молитвы производити: и aбie оной видъ являемый, аки те­ло, вкупе съ noдымahieмъ своимъ прилагался въ пламень, и еще выше подымался, и сладость умножи, и охвати все перси, и якобы задави оныя своею пламенною, непостижимою божествен­ною безмерною cлaдocmiю, и тогда уже отнюдъ не могъ дыхать. И тако безъ дыxahiя долзе на ту пламенновидную сладость внимателно смотря, едва въ память пришелъ: яко несть дыxahiя. И начя внимати о своемъ дыxahiu, и се истинною зритъ, и чувст­вуетъ, яко не производится дыxahie, и помысли въ себе, яко не дыша умретъ. И тако внимая начя привлекати и въводити свое дыxahie, а между симъ оная пламеноявляемая сладость начя со uзмehehieмъ умалятися, и помале въ ничто бысть. И тогда воставши отъ ложа своего, не спя нимало, но дивяся и недоумеваяся сей непостижимой утешителной сладости и паки недоумеваше, како надолзе бысть безъ дыxahiя и не задхнуся, и не поскорбе, но паче легко есть. Азъ вопросихъ его, глаголя: бысть ли ти, отче, тогда память къ Богу? Онъ же ми рече: naмяmiю Бoжieю и любobiю еже къ Нему cie и составлялося».

http://bogoslov.ru/article/4795548

Прп. Зосима (Верховский) и прп. Василиск Туринский. Икона. 2000 г. (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский) и прп. Василиск Туринский. Икона. 2000 г. (Зосимова пуст.) На живописном поясном портрете кон. 20-х - 30-х гг. XIX в. (ЦИМ СДМ; Прп. старец Зосима Верховский. Творения. Серг. П., 2006. Обл.) З. изображен на темно-коричневом фоне вполоборота вправо, в черной рясе, с раскрытой книгой в правой руке, на устах легкая улыбка. Портрет, литография с него, тоновая литография вида обители 70-х гг. XIX в. и вещи из мон-ря были обнаружены в 1971 г. В. Г. Астаховой у местных жителей и переданы в Данилов монастырь (см.: Клады и сокровища: Газ. 1998. 1/2(28/29)). В 30-50-х гг. XIX в. в Туринске на холсте написан 2-й поясной портрет З. близкой иконографии, З. изображен на голубом фоне, с закрытой книгой в руке, у старца седая лопатообразная борода и вьющиеся пряди волос на плечах, глаза серые, вверху надпись: «Быbшiй попечитель Туринскаго Св. Николаевскаго женскаго монастыря Схимонахъ Зосима Богдановичъ Bepxobckiй Скончался 1833 года 24го октября» (портрет хранится в туринском Николаевском монастыре, воспроизв.: Рус. паломник. 2000. 21/22. Обл.). Аналогичный по стилистике, вероятно парный, портрет прп. Василиска находится в собрании Туринского музея декабристов. Иконография туринского портрета повторялась на литографиях, отпечатанных в виде отдельных листов и для 1-го изд. Жития З. (Жизнь в Бозе почившаго блаж. памяти схим. Зосимы. М., 1860). Книжный эстамп по рис. А. Т. Скино отпечатан в мастерской Г. Кирстена, на листе из собрания ЦИМ СДМ подпись московской литографии В. Бахмана; под изображением текст: «пустынникъ схимонахъ Зосима Bepxobckiй». Подобные эстампы помещались в переизд. Жития, а также при публикациях «Старческих советов» З. (см., напр.: Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схим. Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений: В 2 ч. М., 18892, 1994р; Наставления схим. Зосимы//Старческие советы некоторых отеч. подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, 1994р. Ч. 1. С. 252). Еще одно его изображение (с неизв. оригинала) было использовано для иллюстрирования статьи о Зосимовой пуст. ( Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону. Н. Новг., 1907. С. 401).

http://pravenc.ru/text/200021.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010