– Сходство инока с мертвецом (51:284). – Какой вред терпит монах, отлучающийся от собрания братий? (51:286–287) – Иноку должно избегать всего, раздражающего в нем страсти (54:297). – Когда и как должно иноку бороться против того, что раздражает страсти? (54:297) – Иноку должно избегать не только докучливости страстей, но и влияния чувств (54, 297– 298). – Монах должен идти к чистоте путем скорбей, которым шли отцы (54:299–300). – Какому монаху полезно общежитие? (55:306) – Монахи древле пекли себе хлебы однажды в год (55:311). – Монаху нужно иметь бедные одежды, и почему (56:345). – Монаху нужно охранять себя от причин страстей, а не охраняющий себя, и по сотворении чудес, и по научении других, как может пострадать? (56:347) – Если имеешь что лишнее сверх дневной потребности, раздай нищим, и какая от сего польза (56:353). – Полезные наставления монаху или посвятившему себя Богу (57 и 58). – За что и для чего попускаются на монаха болезни и искушения? (57:366–367) – Инок должен быть чужд житейской заботы (58, 377–378; 69:432). – Свойства монаха (58:380). – Различные делания живущих по Богу (58:392). – Брань диавола с подвижниками-иноками (60). – Победа, поражение, сокровище и защита подвижника (инока) – заключается в помыслах его (60:403). – Инок во всем должен быть назидательным образцом для всякого (63:415–416). – Иноческое житие – похвала Церкви Христовой (63:416). – Каковы добродетели иноческие, внешние и внутренние? (63, 416–417; 75:453–454) – Три чина, подвизающихся в иночестве (66:421–422). – Многочисленные попечения иноков обнаруживают их духовное расслабление и оскудение в Божественном (69:432). – Чем монах должен заниматься в келии? (72:447) – Монах уподобляется купцу (85:490). – Мореходец смотрит на звезды, а монах взирает на молитву и по ней направляет шествие свое (85:490–491). – Еще уподобление монаха мореходцу и водолазу (85:491). – Примеры для монаха, взятые из природы (85:491–493). – Степени восхождения инока к совершенству (86:498–500). – Монахи должны терпеливо переносить всякие скорби и бедствия (91:521–522).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

– Какие признаки, что человек проходит безмолвие без рассуждения? (44:239) – Когда безмолвником овладевает нерадение, то что с ним бывает? (44:240) – Когда безмолвник преуспевает, то какие признаки сего? (44:241) – Пребывающему в безмолвии надлежит внимательно рассматривать действия внутреннего своего устроения (45:242–245). – Стяжавшего благое устроение в безмолвии никакая скорбь не может разлучить от любви Христовой (45:245–246). – В каком случае труд безмолвия бывает бесполезен? (45:246) – Что приводит безмолвника в духовное преуспеяние? (45:246) – Страсти не умирают и у находящихся в безмолвии, но помысел страстный умирает и почему (46:254–255). – Какую пользу получает инок, находясь в безмолвии? (51:284) – Пустыня (безмолвие) усыпляет только страсти, но не искореняет (55:307). – С каким намерением должно удаляться в пустыню? (55:307) – И в безмолвии находящиеся, как могут творить милостыню и оказывать любовь к ближнему? (55:308–313) – Не имеющий совершенного безмолвия и, в то же время, не радеющий о братиях, которые в скорби, немилосерд и жесток, и почему (55:313). – Живущему в безмолвии должно иметь рассуждение относительно того, как и когда исходить из уединения ради ближнего (55:314–315). – Как пребывать в безмолвии и сохранять ум от помыслов? (55:324–325) – Польза и сила безмолвия (56:346–348). – Безмолвие с нестяжательностью выше милостыни (56:354–356). – Кто не может пребывать в безмолвии по чину его, тот не должен оставлять другого пути благочестия (56:357). – Вне безмолвия чувств душа не ощутит мира мысли (57:365). – О переменах и превратностях в душевном устроении безмолвников (64:417–418). – Когда безмолвствующий начинает понимать, какой меры достиг он? (65:419–420) – О том, как вредны безмолвникам попечения, входы и выходы (69:431–433). – Всегдашнее безмолвие с чтением Писаний и бдением какую приносит пользу? (70:434–436) – Не стяжавший в безмолвии истинного созерцания в чем должен упражняться? (72:447) – Какую пользу приносит пребывание в одном месте? (75:453) – Почему полезно отшельничество? (78:467–468) – О бывающих в безмолвной жизни небесной радости и сладости (85:492).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Беседа 9. О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения. 450 1 . Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут дарования, не боятся искушений. 451 И тот, кто твердо верует, 452 что перст 453 управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен. 2 . Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают очи. 454 3 . Оно 455 советует человеку, говоря: «Не беспокойся, ибо не оставлено творение на произвол 456 и не по своей воле движется оно; есть у него Путеводитель, Который не дремлет и не спит; 457 и не забывает Он ни о какой твари». 458 4 . Суетные помыслы 459 и неведение подобным животному делают человека, лишая его веры, 460 беспокоя ум его и наполняя его призраками рассеянных помыслов. Ибо отсутствие веры лишает человека 461 истинного знания о Боге 462 и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение. 5 . Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен пасть на лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной вере. У Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь мала, чтобы человек не мог ощутить ее и насладиться ею. Да будет поклоняем Тот, Кто переменами в Своем действовании возбуждает нас к познанию Его, так чтобы мы умудрились относительно Его и в благополучных обстоятельствах и в испытаниях. 463 6 . Когда сокровенный и всесильный перст возбудит в человеке то святое побуждение к вере, которое внезапно воссиявает изнутри его в то время, когда человек находится в опасности, тотчас кажется ему, если можно так выразиться, будто тысяча вооруженных людей окружает его и охраняет его; ибо немедленно множество 464 свидетельств возбуждается внутри него, которые суть дивные и благие помыслы: они свидетельствуют о помощи Бога человеку , сколь близок и сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, так что нет уже для него нужды бояться ни человека, ни демонов, ни дикого зверя, ни пресмыкающегося. Ибо когда прилепляемся мы к Богу крепкой любовью, 465 все они служат к нашей пользе и ни в чём не вредят нам; напротив, пребывают они в полном умиротворении в нашем присутствии, как служители воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

– Что такое ведение духовное? (38:208–209) – Ведение возрастает от непрестанного испытания изменений в сторону добра и зла (41:223). – Если ум не здрав в естестве своем, то не действенно в нем ведение (духовное) (43:233). – Ходи пред Богом в простоте, а не в знании (49:270). – Как промышляет Бог о тех, которые оставляют свое ведение и на Него возлагают упование (49:270–271). – Ведение духовное нельзя приобрести ведением душевным (49:272). – Ведение духовное просто и не просиявает в помыслах душевных (49:272–273). – Отличие ведения духовного от ведения душевного (49:273). – Духовного ведения никто не может приять, если не будет как дитя (49:273). – Опутанному душевным ведением удобнее освободиться от железных уз, чем от сего ведения (49:274). – Преданный душевному ведению ежечасно ходит, как бы, по острию меча (49:274). – Почему обучение и ведение не приносят пользы пребывающим в страстях? (55:322–323) – Непостижимое ведением бывает постигаемо верой (55:327). – Во всякое время нужно считать себя ничего не знающим, и какая от сего польза (56:348). – Ведение тайн Божиих недоступно при пресыщении чрева (56:349). – Что бывает с душой, когда ей дается ведение того, что выше ее естества? (56:350–351) – Не доверяй своему знанию, чтобы через него не уловил тебя враг (57:362). – Будь невеждой в мудрости своей, а не кажись мудрым, будучи невеждой (57:374). – В сластолюбивом теле не обитает ведение Божие (58:379). – Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение (духовное) есть порождение искушений (74:453). – Что такое ведение естественное и ведение духовное? (84:483) – Ведение духовное рождается от веры и действия страха Божия (84:484–485). – Духовное ведение есть ощущение сокровенного и дается, как дар, деланию страха Божия (84:485). – Какие блага рождаются от естественного ведения, когда не омрачим его сластолюбивой волей? (84:486) – Превозносящийся своей мудростью, впадает в тьму неведения (85:488). – Признаки духовного ведения (85:488–489). – Совершенство ведения достижимо только в будущем веке (85:489).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

– Бог попускает человеку быть боримым страстями для того, чтобы он познал свою немощь и смирился (61:411). – Страсти умерщвляются в нас плачем и сердечным болезнованием (68:428). – Порабощаясь страстям, мы скорбим, но любим, чтобы оставались поводы к ним, а любя поводы, невольно порабощаемся страстям (71:442). – Почему страсти уподобляются собачонкам? (71:446) – Сила духа могущественнее страстей (72:447). – Страсти побеждаются добродетелями ощутительными и видимыми (72:447). – Не верь, чтобы прежде достижения смирения ты почил от страстей (73:450). – Телесные страсти укрощаются самособранностью и постом (75:453). – Телесные наслаждения усиливают страсти (75:457). – Немаловажное дело – быть человеку вдали от причин страстей (76:464). – Скорби и беды умерщвляют в страстях сладострастие, а покой питает и возращает их (77:466). – В тщеславную душу возвращаются страсти уже побежденные (85:493). – Отчего рождаются страсти и когда делаются грехами? (85:496) Страх. Страх Божий есть начало добродетели и рождается от веры, когда ум устранен от мирских хлопот (1:25). – При умножении благодати в человеке страх смерти удобопрезираем бывает (1:26). – Страх Божий есть начало истинной жизни в человеке и не терпит того, чтобы пребывать в душе вместе с парением ума (1:27). – Какая польза от страха Божия, и какой вред от оскудения его? (1:29–30) – Кого печалит страх смерти? (1:33) – Какой вред приносит страх за тело? (2:43) – Страх телесный изнемогает пред страхом душевным (2:43). – Страх Божий потребен для сохранения послушания Богу (5:54). – Страх Божий предваряет любовь Божию (к Богу) (5:54). – Погрешают те, которые думают стяжать добродетели и ведение без Божия страха и любви (5:54). – Ведение (не духовное) сопровождается страхом, вера – надеждой (25, 162, 164–165; 26:168–169). – Страху всегда сопутствует сомнение (25:164). – При устрашающих нас случаях, должно веровать, что без попущения Божия ни демоны, ни звери, ни злые люди не могут нам повредить (31:185–186). – Какая польза от страха душевного (за душу) и почему он возбуждается в человеке? (32:191–192) – Отчего происходит страх за тело? (32:191) – Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится вредящего телу (35:201). – О страхе часа смертного, о страхе суда и о поглощении того и другого страха любовью (38:207–208). – Душа приближается к Богу или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним (58:377). – Что должно делать, когда сердце не имеет тишины от страха и трепета, и чему научает этот страх сердца? (61:407–408) – Человек боязливый показывает, что он страдает телолюбием и маловерием (75:462). – Какая польза от веры и страха? (83:480–481) – Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань (83:483). – От веры и страха Божия рождается духовное ведение (84:484–485). – Когда достигнет человек любви, отступает от него страх (84:486). – К человеку, пренебрегающему миром сим и ревнующему о страхе Божием, приближается промысл Божий (91:521).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Ежели есть у тебя имение, расточи его вдруг. Если же ничего не имеешь, и не желай иметь. Очисти келлию свою от роскоши и от излишнего, и это поведет тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел. Скудость вещей учит человека воздержанию, а когда дозволим мы себе послабление относительно вещей, тогда не в состоянии будем воздерживать себя. Одержавшие победу в брани внешней избавились и от внутреннего страха, и ничто насильственно не теснит их, не беспокоятся они бранью, угрожающей им спереди или сзади 449 ; разумею же брань, воздвигаемую на душу чувствами и нерадением, как-то слухом и языком, или когда даем и берем. Все это, входя в душу, производит в ней ослепление. И при наступлении внешнего смятения не может она быть внимательною к себе в воздвигаемой на нее тайной брани и тишиною побеждать внутренние восстания 450 . А когда кто затворит врата градские, т. е. чувства, тогда ратует внутри и не боится находящихся в засаде вне града. Блажен, кто знает это, и пребывает в безмолвии, и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо необходимом, потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим 451 и малодушным отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым. В то время как Бог внутренно приводит сердце твое в умиление, непрестанно твори поклоны и коленопреклонения. Не попускай сердцу своему заботиться о чем-нибудь, когда демоны начнут убеждать тебя 452 заниматься другими делами, и тогда смотри, и дивись, что произойдет у тебя из этого. Ничто другое в подвижнических трудах не бывает так важно и трудно и не возбуждает такой зависти в бесах, как если повергает кто себя пред Крестом Христовым, молясь день и ночь, и бывает со связанными назади руками 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, разумей, что это послано от Бога к славе твоей... когда она придет, будешь верен и избежишь осуждения (прп. Марк Подвижник , 70, 34). Источник. Страх геенны и любовь Царствия подают терпение в скорбях (прп. Марк Подвижник , 70, 42). Источник. Если хотим легко претерпеть всякую скорбь и искушения, то да будет для нас вожделенной и всегда перед очами нашими преднаписуемой смерть за Христа (прп. Марк Подвижник , 70, 453). Доброе убо есть дело претерпевать насилие от хотящих онеправдовать нас, и молиться о них, чтобы ради их покаяния, а не ради возвращения ими нам того, что они у нас похитили, отпущено было им прегрешение лихоимства. Ибо правда Божия хочет, чтобы мы самого лихоимца, а не олихоимствованное им некогда прияли свободным от греха через покаяние (блж. Диадох, 92, 42). Источник. С благою волею претерпи и уничижение и смирение, чтобы иметь тебе дерзновение перед Богом (прп. Исаак Сирин , 59, 277). Источник. ...Кто со смиренномудрием терпит взводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые ангелы (прп. Исаак Сирин , 59, 292). Источник. Кто хочет преуспеть в сей добродетели, т. е. терпеть обиду и быть великодушным, тому нужно удалиться от своих родных и соделаться странником, потому что в отечестве своем невозможно преуспеть в этой добродетели. Одним великим и сильным свойственно переносить страдания ее среди родных... (прп. Исаак Сирин , 59, 301). Источник. Без отвращения сноси зловоние от недужных и особливо – убогих: потому что и ты обложен телом (прп. Исаак Сирин , 59, 308). Источник. ...Покажи врагу терпение свое и опытность свою в малом, чтобы не искал у тебя великого (прп. Исаак Сирин , 59, 372). Источник. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца (прп. Исаак Сирин , 59, 385). Источник. По мере смиренномудрия дается... терпение в бедствиях... (прп. Исаак Сирин , 59, 385). Источник. Если терпение возрастает в душах наших – это признак, что прияли мы в тайне благодать утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Кому подобен скорбящий сердцем, а чувствам своим дающий свободу? (89:505) – Смиренный сердцем мертв для мира (89:507). – Надежда на Бога возвышает и укрепляет сердце, а страх геенны сокрушает его (89:513). – Делание сердца – узы для внешних членов, и по чему можно узнать, что человек с рассудительностью занимается сердечным деланием? (90:517) Симеон чудотворец . Послание к нему прп. Исаака Сирина (55:300–341). Сирин , или сирена . О сладости пения этой птицы (85:492). Сисой Великий – образец чистоты (21:136–137). Скитание . Какая польза от самособранности и постоянного поста? (75:453–454) – Какой вред от скитания и чревоугодия? (75:455–456) Скорби, страдания . Когда умножится в человеке благодать, он легко претерпевает скорби ради страха Божия (1:26). – Что нужно делать, чтобы благодарить Бога за скорби и переносить их с радостью? (2:34–35) – Любит добродетели тот, кто с радостью приемлет, последующие за доброделанием, скорби (2:37). – Кто хочет взойти на крест, то есть достигнуть созерцания, не претерпев сперва скорбей делания, того постигает гнев Божий (2:39). – Не должно отвращаться от скорбей, потому что ими входим в познание истины (5:57). – За продолжительность злострадания нашего на земле, Бог оказал нам Свое человеколюбие (19:115). – С радостью и благодарением переноси всякий труд и всякую скорбь (20:117). – Воистину, крепче всех тот, кто благодушествует в скорбях временных (21:119). – Какой вред причиняет себе тот, кто уклоняется от добрых дел, боясь искушений и скорбей? (21:120) – Без скорби невозможно приблизиться к Богу (21:120). – Без попущения Божия ни демоны, ни звери, ни люди не могут причинить вреда и скорби (31, 185–186; 35:199). – Желающие жить в страхе Божием, избирают для себя скорбь и терпят гонение (31:187). – Благая ревность укрепляет человека пренебрегать плотью в скорбях и страшных искушениях (32:189–190). – Человек, пекущийся о добродетели, не может быть без печалей и скорбей (34:196). – Уклоняющийся от скорбей, разлучается и с добродетелью (34:196).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Зло . (См.: Доброе и злое ) Злопамятность . Злопамятность и любостяжание губят духовные плоды (58:378). – Человек, далекий от памятования о Боге, носит в сердце недобрую мысль против ближнего (85:488). – Молитва злопамятного – сеяние на камне (89:510). Знание . (См.: Ведение и познание ) И Изменение . Что происходит от склонности человека к изменению? (1:25) – И достигшие совершенства не могут пребыть в одной мере, но подвергаются изменению (28, 174; 46:247). – Пока человек находится в здешней жизни, основание ума его приемлет изменение во всяком движении и склонении (43:237). – Об изменениях, бывающих со всяким человеком (46:248–250). – Во время изменения не должно предаваться отчаянию (46:250). – Кто желает всегда пребывать в неизменном устроении, тот бывает добычею волков (мысленных) (46:250). – Изменение и уклонение от добродетелей к пороку прежде смерти не отнято от нас (47, 256:259). – Во всем, чем ни хвалится человек, Бог попускает ему изменяться, чтобы, уничижившись, он научился смирению (57:362). – Что должно делать при изменении горячности (духовной) в холодность? (70:437–438) – Во все, что в мире, вложена изменяемость (71:445). – Об изменениях, бывающих в нашем устроении (71:445–446). – Не должно смущаться изменением и смятением естества нашего, и почему (71:446). – Должно бояться неизменного мира на пути своем, и почему (78:469–470). Илий . За что подвергся он гневу Божию? (62:414) Инок. (См.: Монах) Исаак Сирин . Прп. Исаак не все, о чем писал, дознал собственным опытом (15:93). – Какой пользы ожидал он от своих писаний? (15:93) – По любви к безмолвию, прп. Исаак отказывается посетить своего брата (24:159–160). – В каком состоянии духа писал прп. Исаак свои поучения? (38:208) – Послание прп. Исаака к прп. Симеону чудотворцу (55:300–340). – Из каких источников прп. Исаак почерпал сведения о духовной жизни? (65:418–420) – Молитвы прп. Исаака (38, 209, 211, 212; 40, 220; 52, 288; 60, 404, 405; 68, 430–431; 74, 451–452; 80:479). – Духовная опытность прп. Исаака (75:453–454).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Беседа 15//Преподобный Макарий Египетский . Духовные беседы Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – С. 121. 112 Татиан пишет об этом так: «Небесное Слово, Дух, получивший бытие от Отца и Слово родившееся от разумного могущества, по примеру Отца родившего Его, сотворило человека – во образ безсмертия, дабы как Бог безсмертен, так и человек, получивший причастие Божества, имел также и безсмертие». Татиан. Речь против эллинов.//Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. – С 375. 115 Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Кто последует вере, тот вскоре делается свободен и самовластен, и как сын Божий всем пользуется со властию свободно. Возлюбивший веру сию, как Бог, распоряжается всяким тварным естеством, потому что вере дана возможность созидать новую тварь, по подобию Божию, как сказано: восхоте, и все явится пред тобою ( Иов. 23:13 )». Преподобный Исаак Сирин . Слово 25. О трех способах ведения, о разности их делания и понятий, .о вере души, о таинственном богатстве, в ней сокровенном, и о том, сколько ведение мира сего разнствует в способах своих с простотою веры//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. М., 1993. – С. 119. 116 Так, блаженный Феодорит пишет: «Можно найти и точнейшее сходство с Богом в душе человеческой. Так она имеет разум и жизнь; ум человеческий раждает слово, с словом вместе исходит дыхание, которое не раждается как слово, но сопутствует ему, и, когда раждается слово, исходит вместе с ним. Но и в сем отношении человек подобен Богу, только как образ; почему ни слово его, ни дыхание не имеют самостоятельного бытия.. А в Святой Троице мы исповедуем три ипостаси, которые соединены не слитно, так что каждая имеет самостоятельное бытие». Цит. по: Православно-Догматическое богословие Макария, архиепископа Харьковского. Т. 1. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. – С. 454. 117 Цит. по: Православно-Догматическое богословие Макария, архиепископа Харьковского. Т. 1. – С. 453. 118 В. Н. Лосский. Богословское понятие человеческой личности//В.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010