Источник. Он – премудрый Раздаятель; рассмотрению подвергает и просьбу, и время. Как скоро признает просьбу вредною, медлит и не исполняет, отлагая до лучшего времени. И хотя прискорбно это просителю, который желает исполнения просьбы в такое даже время, когда это не было бы для него полезно, однако же Бог делает свое, чтобы в большей мере исполнить просьбу впоследствии, в такое именно время, когда это будет для него полезнее (прп. Ефрем Сирин , 33, 226–227). Источник. Будем просить величайшего богатства; тогда не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться нам великой трапезы; тогда даст и насущный хлеб (прп. Ефрем Сирин , 33, 335–336). Будем домогаться вечного; тогда не откажет и во временном (прп. Ефрем Сирин , 33, 336). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое. Посему и без прошения нашего дай нам хлеб – эту пищу животных (прп. Ефрем Сирин , 33, 336). Источник. Всякое неразумное прошение приносит огорчение просящим... дверь Его заключена для просящих лукаво (прп. Ефрем Сирин , 34, 240–241). ...Намереваясь просить, прежде нежели прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое, чисто ли оно, внимательно вникни в причину, побуждающую к прошению. Если побуждение, по которому просим, влечет за собою вред, то , уврачевавший сынов Зеведеевых, да заградит источники наших прошений (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). ... может дать нам все, но не дает того, что пагубно (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно (прп. Ефрем Сирин , 34, 243). Источник. ... никогда не отказывает в дарах. Если же и отказывает иногда до времени, отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве. Если бы дар подаваем был тотчас, то прекратилась бы молитва (прп. Ефрем Сирин , 34, 245). Господь жаждет, чтобы Его жаждали, напоевает желающих пить; приемлет за благодеяние, если просят у Него благодеяния, доступен, великодаровит; с большею приятностию дает, нежели иные приемлют сами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Имеем мы нужду во многих слезах, чтоб освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой диавольской скверны (прп. Ефрем Сирин , 30, 513). Источник. Как всех добродетелей выше любовь, так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата, ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал Апостол ( 1Ин. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога (прп. Ефрем Сирин , 32, 112). ...Мы исполнены ненависти, а до сего доводит нас обольщение мира, потому что усилился в нас корень страстей, т.е. сребролюбие (прп. Ефрем Сирин , 32, 267). Источник. Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти (прп. Ефрем Сирин , 32, 368). Если станет внушать нам ненависть, врачевством жизни для нас да будет любовь (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...Ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны... (прп. Ефрем Сирин , 37, 47). Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом (свт. Григорий Богослов , 15, 146). Какой грех, кроме ереси, наиболее тяжек? Рождающий вражду (свт. Григорий Богослов , 16, 342). ...Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия... (прп. Макарий Египетский , 67, 268). Ненависть есть отчуждение от неприятного и отвращение от оскорбляющего (свт. Григорий Нисский , 19, 335). Источник. Ненависть к демонам много содействует нам ко спасению и много пригодна в делании добродетелей; и, однако же, воспитывать ее у себя как некое доброе порождение мы не в силах, потому что ее рассеивают в нас духи сластолюбия и душу опять воззывают к содружеству и свыкновению с ними (авва Евагрий, 89, 653). ...Не будем питать ненависти и к тем, которые подвергают нас искушениям, потому что хотя они делают это, имея собственную цель, но общий Владыка попускает это, желал, чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 164).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смотри, лукавый делает нас внутренно гнусными, а снаружи придает нам красивый вид, чтобы стали мы отвратительным гробом, полным нечистот (прп. Ефрем Сирин , 34, 307). Источник. Лукавый сатана видел, что Бог туне расточает сокровища Свои, потому и он отверз свою сокровищницу и также рассыпает губительные дары свои. Одному дает кичливость духа, другому – жестокость сердца; одного делает наклонным к оскорбительным насмешкам, другого – к ругательным словам (прп. Ефрем Сирин , 34, 323). Источник. Лукавый умерщвляет нас с помощью нас же самих; чрез нас самих побеждает нас этот бессильный (прп. Ефрем Сирин , 34, 326). Источник. Лукавый, видя, что облеченные плотию всякими степенями восходят на небо, налагает на них всякого рода бремена, чтобы с высоты низвести их долу, чтобы совратить их с пути, ставит им множество препятствий (прп. Ефрем Сирин , 34, 327). Источник. О, как хитер опутывающий нас своими узами! Мы и не чувствуем, как опутаны ими. О, как искусен налагающий на нас оковы! Мы и не примечаем, как заключены в оковы. Приятны нам стрелы его, когда умерщвляет ими душу, связанный и окованный грешник безмолвствует и остается спокойным. Какое тонкое лукавство у нашего противника, налагающего на нас узы! Вместе и связаны мы и свободны. Вдали от истины удерживается узами дух наш, но, как ничем не связанный, свободно стремится к пороку. Связан он для любви, но не связан для ненависти. Связан и встречает препятствия делать доброе, но беспрепятственно делает худое. Сии узы, какие носим на себе, так же хитры и лукавы, как и наложивший их на нас; дают нам свободу идти ко лжи, но препятствуют приближаться к истине; позволяют поспешать к шуией части, но не допускают к части десной (прп. Ефрем Сирин , 34, 332). Лукавый не ставит себе в труд опутывать нас различными пороками; он рад, если свяжет нас чем бы то ни было (прп. Ефрем Сирин , 34, 333). Источник. Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас (прп. Ефрем Сирин , 34, 335). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иисус три дня был пришельцем смерти, и освободил плен ее, расхитил стаи ее, восстановил род наш (прп. Ефрем Сирин , 33, 464). Источник. ...Славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель, проник туда глас Его и положил конец ее славе (прп. Ефрем Сирин , 33, 465). Источник. Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода; поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть (прп. Ефрем Сирин , 33, 487). Источник. Хвала Всевышнему, Который срастворил соль Свою с духом нашим, и закваску Свою с душами нашими, и Тело Свое соделал Хлебом, чтобы оживотворить нашу мертвенность! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Хвала Тому, Кто всеял свет во тьму и обличил ее тайны, но прикрыл Свою сокровенность, и с нас совлек и снял одежду скверн! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми! (прп. Ефрем Сирин , 34, 155). Источник. На уничижение пришел Ты, , чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою! (прп. Ефрем Сирин , 34, 173). ...Умерщвляет Он смерть, низлагает Он сатану; Он – радость горних; Он – упование дольних! (прп. Ефрем Сирин , 34, 284). Источник. ...Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (прп. Ефрем Сирин , 36, 102). Врачевство... жизни состоит в том, что Господь сделал Тело Свое сосцами нашей невинности и Кровь Свою источником, который, напояя, уничтожает жажду нашу, и весь всецело стал для нас трапезой всех благ (прп. Ефрем Сирин , 37, 350). Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму! (свт. Григорий Богослов , 14, 249). есть Ипостасная и Сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение (прп. Макарий Египетский , 67, 417). Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, – не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне (прп. Макарий Египетский , 67, 442). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Видимое тело стало зеркалом заключенной в нем невидимой души. Растлением тела введена в познание, как растлевается сердце, которое любит злословие, и по внешнему человеку поняла внутреннего человека (прп. Ефрем Сирин , 32, 450). Тело твое, брат, есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем (прп. Ефрем Сирин , 33, 85). Великий будет тогда стыд и строгий суд растлившему храм Господень , если не улучил он прощения покаянием и слезами своими не омыл нечистот (прп. Ефрем Сирин , 33, 86). ...Не делает Он принуждения сложной человеческой природе, а только побуждает силою привлекать к нетлению плоть, как рабу, растленную грехом. Как в огненном горниле и медь принимает вид огня, так и тело одухотворяется, если срастворено нетлением (прп. Ефрем Сирин , 33, 255). Тело наше есть брение; приидет час, день страшный, лютый и не предусмотренный, и земля пойдет в землю, персть опять сделается перстию (прп. Ефрем Сирин , 33, 307). Источник. Великое для нас и для всей твари новое чудо совершил Бог в нашем человечестве. Ибо тело наше соделал храмом, чтобы наполнить тем, что досточтимо всеми (прп. Ефрем Сирин , 34, 279). Источник. Будем возбуждать тело наше псалмами и духовными песнями, чтобы нам приобщиться к мудрым девам, которых похвалил Господь наш, и бодрственно узреть Сына в ту ночь, которая в трепет приведет миры (прп. Ефрем Сирин , 34, 317). Тело, которое утруждало себя в молитвах, в день воскресения воспарит по воздуху, без посрамления будет взирать на Господа Своего, с Ним войдет в Чертог Света и будет там любезно Ангелам и человекам, которые здесь утруждали себя бдениями и молитвами (прп. Ефрем Сирин , 34, 317). Источник. Бдение и труд, переносимый телами нашими, да соделают Тебя милосердым ко грехам нашим! (прп. Ефрем Сирин , 34, 320). ...Тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его... (прп. Ефрем Сирин , 37, 125). ...Должен сказать вам, братия, что мы обязаны заботиться и о теле – сем сроднике и сослужителе души (ибо хотя я и винил его как врага за то, что терплю от него, но я же и люблю его как друга ради Того, Кто соединил меня с ним), и притом заботиться о теле наших ближних не меньше, как и каждый о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми, или изнуряемся таким же недугом (свт. Григорий Богослов , 13, 8). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не пренебрегай заповедью Божиею, хотя и нет обличителей, но ничто не укроется от Бога... (прп. Ефрем Сирин , 30, 400). Источник. Для принятия заповедей Божиих имей простоту, а для отражения козней противника – хитрость (прп. Ефрем Сирин , 30, 509). Источник. ...Соблюдай заповеди Его , и заповеди Его поведут тебя путем прямым (прп. Ефрем Сирин , 31, 248). ...Необходимо с великим смиренномудрием сохранять словеса Господни, потому что соблюдение заповедей Господних есть совершенство... (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Кто боится Бога, тот не может согрешить; и если соблюдает он заповеди Божии, то далек от всякого нечестия (прп. Ефрем Сирин , 33, 99). Источник. Человек, ты сын персти! Смотри же, чему научил тебя Господь твой, не пренебрегай слова Господня, чтобы и Господь не отвергся от тебя и не осудил тебя (прп. Ефрем Сирин , 33, 111). Презрел я заповеди Твои; посему при конце ожидает меня огнь. Увы, день Суда близок! (прп. Ефрем Сирин , 33, 211). Прекрасное дело – знать заповеди и тщательно исполнять их; напротив того, стыдно читать и не выполнять, читать много и не делать. Употребим же старание, братия мои, читать с благоразумием и поступать с разумением, потому что Судия наш, требующий отчета и в помышлениях, не оставит без исследования ни одной мысли (прп. Ефрем Сирин , 33, 220–221). Тяжко слышит душевное ухо наше, и не внятно ему учение Твое. А если бы послушало оно заповедей Твоих, то не обольщало бы нас земное имущество (прп. Ефрем Сирин , 33, 338). Источник. Глухой не чувствует сильного грома, и бесстыдный – гласа заповедей. Глухой не виновен в том, что не слышит; а преступать заповедь – явное бесстыдство (прп. Ефрем Сирин , 34, 169). Источник. ...Кто соблюдает закон, чтит частицу Божества, какую имеет в себе, во всяком деле, слове и движении ума, сколько можно более, чист от всего попираемого, и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, тот в награду за труды (подлинно, самое великое и премудрое таинство!) станет богом, и хотя богом по усыновлению, однако же исполненным высшего света, начатки которого пожинал он в некоторой мере еще здесь (свт. Григорий Богослов , 16, 125). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Велик страх в этот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, в помыслах и даже в мановении очей (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу. Тогда горе тому, кто, подобно мне, сделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтобы не быть посрамленным здесь! Там, в день Суда, будут указывать на него перстами (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Все люди вострепещут в тот день, когда каждый... сам собою или оправдается, или осудится (прп. Ефрем Сирин , 34, 222). Источник. Мир преходит, как ничто, но последний Суд останется непреложным. Не влеки меня на праведный Суд Твой, потому что не оправдится перед Тобою всяк живый ( Пс. 142, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 34, 229). Источник. Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, – грешники, потому что не искали спасения в покаянии; восскорбят любившие правду, если не пребыли постоянными, – и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда тысячи из них приведут себе на память жизнь свою, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколько благ и милостив Господь к чтущим Его (прп. Ефрем Сирин , 34, 239–240). Источник. Правда отверзет... уста свои на укоризну, а всякие другие уста заградятся и будут осуждены. На всякого изольется правда, а благость отнимется. Такое воздаяние ожидает сынов человеческих, о каком и не помышляли они (прп. Ефрем Сирин , 34, 240). Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховные тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом, ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый! (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Источник. Великое горе ленивому, который зарыл в землю и сребро свое, и лихву! Трепет обымет душу, когда вопросят ее о сделанном ею. Взыщет она взорами на Суде братьев и друзей своих, пришли ли они и помогают ли ей. Не помыслит уже о богатстве, об имени, о роскоши, о забавах. Несчастным назовет того, кто в мире сем приобретал себе больше потребного. Как жестоко... то разлучение, какое произведет Бог в день испытания! Куда бежать мне от скорби? Где искать прибежища и помощи? (прп. Ефрем Сирин , 34, 267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Для любящих Бога всею душою брань с то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима (прп. Ефрем Сирин , 30, 386). Если вступаешь... в борьбу, будь трезвен, чтобы противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противоположного тому (прп. Ефрем Сирин , 31, 122). Где низложил тебя противник, там, восстав, борись с врагом, чтоб пред теми же, кем узнаны твои недостатки, обнаружилось и твое исправление (прп. Ефрем Сирин , 31, 188). Немоществовать еще плотию не значит быть побежденным; но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Против вражеских внушений представляй себе страх геенны и лютость мучений, чтоб враг не обольстил тебя вселукавством своим (прп. Ефрем Сирин , 31, 223). Если враг будет внушать тебе такую мысль: «Есть покаяние, поэтому воспользуйся своею волею», – то скажи ему: «Какая нужда, диавол, разорять построенный дом и снова... строить его?» (прп. Ефрем Сирин , 31, 270). Источник. И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу (прп. Ефрем Сирин , 32, 70–71). Источник. Брань твоя... не какая-нибудь обыкновенная, не смеха достойная; напротив того, все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь с врагом. Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе; и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того и брань усиливается более и более, чтобы и ты стал благоискусным, и Бог прославлялся, и люди стали тебе подражателями (прп. Ефрем Сирин , 32, 76). ...Усилие духа над природою есть брань, и производится двояким образом: в новоначальных, чтобы не войти им в единение с плотью, а в совершенных, чтобы и самое тело сделать духовным (прп. Ефрем Сирин , 32, 254).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое... посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Слушай, возлюбленный, того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Господу Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 207). Источник. ... , когда нас слушаются, принимающими это с приятностию, а когда от нас требуют послушания, – с неудовольствием, в приказаниях строгими, а в исполнении приказаний мрачными и ропщущими (прп. Ефрем Сирин , 30, 231). ...Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника; но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии... (прп. Ефрем Сирин , 30, 418). Источник. Жизнь святых делается, брат, светлою, когда возвеличена послушанием (прп. Ефрем Сирин , 30, 419). Источник. Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением, ибо таковый будет увенчан, став исповедником о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 344). Источник. Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то не с гневом воспротивимся приказанию... но просительно и, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не но нашим силам (прп. Ефрем Сирин , 30, 560–561). Источник. Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа и, по милости Божией, сокрушишь главу змиеву (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Источник. ...Если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его, потому что полезно ему это. То же разумей и о человеке, который стар годами, но юн умом. Ибо Премудрый говорит в притчах: Путие безумных прави пред ними: а мудрый приимет совет (ср.: Притч. 12, 15 ). Послушаем и того, который говорит: юнии, повинитеся старцем: вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Пет. 5, 5 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 216).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. Источник. Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по мере сил (свт. Василий Великий , 10, 55). Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится (прп. Ефрем Сирин , 31, 71). Источник. Источник. Один неутомимо занимается работой из сребролюбия, другой много работает по любви к благотворению (прп. Ефрем Сирин , 31, 134). Источник. Источник. ...Трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние (прп. Ефрем Сирин , 31, 137). Источник. Источник. Человеку, который в силах работать, не хорошо есть хлеб в праздности, когда Апостол говорит: без стужения себе соблюдох и соблюду (ср.: 2Кор. 11,9 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 146). Источник. Источник. Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены, посему надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит находяй день (ср.: Притч. 27, 1 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 150–151). Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь работая, но возвеселишься впоследствии (прп. Ефрем Сирин , 31, 186). Источник. Источник. Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле; а кто углубляется мыслию в святое слово, тот больше успеет (прп. Ефрем Сирин , 31, 204). Источник. Источник. Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу (прп. Ефрем Сирин , 31, 205). Источник. Источник. Если... кто тяготится утомлением за делом, то сколько в мире таких, у которых болят руки и ноги... которые ни днем, ни ночью не имеют покоя (прп. Ефрем Сирин , 31, 413). Источник. Источник. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сделанного тобою (прп. Ефрем Сирин , 31, 493). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010