Как лилии в поле, пересаженные в рай дети и, как жемчужины в венце, переселенные в царство младенцы неумолчную воспевают там хвалу. Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в брачный чертог? Кто станет оплакивать юность, если избегает она греховных сетей? И нас, Господи, вместе с ними возвесели в брачном чертоге! Хвала Тому, Кто изводит отселе юность и переселяет ее в рай! Хвала Тому, Кто поемлет детей и оставляет их в чертоге блаженств! Безопасно там радуются они (прп. Ефрем Сирин , 33, 459–460). Источник. Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Едеме, упитываются в Царстве! Источник. По сказанному Духом Святым (см.: Иез. 34, 14 ), пасутся они среди деревьев, и архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святаго. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. Источник. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Источник. Кратки были дни их на земле, но блюдется жизнь их в Едеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям (прп. Ефрем Сирин , 33, 460). Источник. Если же кто без исследования примет такое мнение, что исшедший так из жизни непременно будет причастником благ, то окажется из сего, что блаженнее жизни не быть причастным жизни; если для умершего в младенчестве причастие благ несомненно, хотя бы родился он от варваров, или был зачат от незаконного брака, а у прожившего определенное и узаконенное природою время, без сомнения, к жизни больше или меньше примешивается скверна порока; или если намерен совершенно быть вне общения со злом, то для сего самого потребно ему много потов и трудов, потому что не без усилий преспевает в добродетели усердствующий о ней и не без труда бывает для людей отчуждение от удовольствий, так что пользующемуся долговременной жизнью непременно должно потерпеть одно из двух огорчений, или в настоящей жизни бороться с многотрудностью добродетели, или в будущем мучиться при воздаянии скорбями за порочную жизнь. Но для умирающих прежде времени нет ничего подобного. Напротив того, преждевременно преставившихся немедленно встречает добрый жребий, если только справедливо мнение так думающих. Посему вследствие этого и неразумие окажется предпочтительнейшим разума, и добродетель представится ничего поэтому нестоющею. Ибо если не бывает никакой утраты в причастии благ у неучаствующего в добродетели, то суетное и бесполезное дело трудиться о ней, когда на суде Божием берет первенство состояние неразумное (свт. Григорий Нисский , 21, 335–336).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

191 . Ефрем Сирин , преп. творения. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1895–1914. – Ч. 1–8. 192 . Ефрем Сирин . Уроки о покаянии//ЖМП. – 1990. – 3. – С. 55. 193 . Желтов М. , диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря//KANIC- KION. Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. – М.: ПСТГУ, – С. 304–317. 194 . Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии/У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 261–386. 195 . Жизнь и мученичество святых мучеников Галактиона и Эпистимы//ВДИ. – 2009. – 3. – С. 210–235. 196 . Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских (Печат. по изд.: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского . – М., 1908. – Кн. 9)//Москва. – М., 1991. – 5. – С. 143–160. 197 . Жизнь святителя Иоанна Златоуста //Христианское чтение. – 1821. – Ч. 4. 198 . Житие Андрея Юродивого (с греч. текстом)/Вступ. ст., пер., коммент Е. В. Желтова. – СПб.: Алетейя, 2001. 199 . Житие блаженного Володимера//Христианское чтение. – 1849. – Ч. 2. – С. 328–335. 200 . Житие Василия Малого//Записки Новороссийского ун-та. – Одесса, 19111913. – Т 6–7. 201 . Житие Василия Нового//Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха/Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. – СПб., 1889–1890. – Т. 46. – Прил. – С. 3–89 (текст: 10–76); 1891–1892. – Т 53. – 6. – Прил. – С. 3–174. 202 . Житие и мученичество святого мученика Константина-грузина, который был замучен царем Вавилонян Джафаром//Пер. с древнегруз., исслед., коммент. Н. З. Вачнадзе, К. К. Куция. – Тбилиси: Хелевкеба, 1978. – 136 с. 203 . Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г Труды. – СПб., 1912. – Т 2. – Вып. 2. – С. 351–427. 204 . Житие Иоанна Готского: время создания и этапы формирования источника//Могоричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». – Симферополь: АнтиквА,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5/18 Крещенский сочельник. 6/19 БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) 7/20 прор. Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (ум. ок. 28–29). 9/22 Свт. Филипп Московский (1507–1569), глава Русской церкви, подвижник, борец против тирании Ивана Грозного. 10/23 Свт. Григорий Нисский (335–395), брат свт. Василия Великого, богослов, экзегет, философ. 11/24 Прп. Феодосии Великий (ум. 529), уроженец Малой Азии, один из основателей общежительного монашества–на Востоке, подвизался в Палестине. 12/25 Свт. Савва Сербский (1175–1235), первый епископ Сербской церкви. 14/27 Равноап. Нина (Нино), просветительница Грузии (ум. ок. 335). 15/28 Прп. Павел Фивейский (IV в.), первый отшельник Египта. 16/29 Поклонение веригам ап. Петра: праздник установлен в память о темничных узах ап. Петра. 17/30 Прп. Антоний Великий (ум. ок. 356), уроженец Египта, один из основателей монашества. 18/31 Свт. Афанасий Великий (296–373), уроженец Египта, патриарх Александрии, борец против арианства. 19/1 фев. Прп. Макарии Египетский (300–390), один из основателей монашества. Прп. Макарии Александрийский, ученик Макария Египетского (ум. ок. 395). 21/3 фев. Прп. Максим Исповедник (580–662), византийский подвижник, богослов–мистик, борец против ереси монофелитов. 22/4 фев. Ап. Тимофей, спутник и помощник ап. Павла. 25/7 фев. Свт. Григорий Богослов (329–389), патриарх Константинопольский, богослов, поэт, сподвижник свт. Василия Великого. 28/10 фев. Прп. Ефрем Сирин (306–373), уроженец Месопотамии, подвизался в г. Нисибине и Эдессе; гимнотворец, толкователь Св. Писания. 30/12 фев. Святт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (праздник «трех святителей»). «Собор» — в данном случае значит молитвенное «собрание» в честь памяти святого. Февраль 1/14 Мчц. Филицитата и Перпетуя (202). Повествование об их кончине — один из древнейших подлинных документов о мучениках. 2/15 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 3/16 Прав. Симеон и Анна (см. Лк 2, 25–38). Равноап. Николай Японский (ум. 1912), основатель Православной церкви в Японии. Прп. Исидор Пелусиот (ум. ок. 440), уроженец Египта, подвижник, богослов. Его литературное наследие составляют многочисленные письма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Христе иерее во век 335 , и по примеру христиан первенствующих, коим вменялось в обязанность допускать в одеждах и внешнем убранстве только то, что дозволяют благочестие и необходимость 336 , и согласно с духом древнего благочиния Церкви 337 , священные лица прав. Церкви не стригут на главах и не бреют на брадах волос. Столь древнее и обязательное внушение о внешнем отличии священнослужителей без сомнения было издревле для них правилом 338 . Равно и одежда священных лиц соответствует важности священного сана и освящена древним преданием об одежде Спасителя, предписанием Апостольским 339 , употреблением первых христиан 340 , и внушением соборных определении для состоящих в клире 341 . «Различие в наружности, – говорит св. Ефрем Сирин , – дает разуметь и о достоинстве. Посему, если кто епископ, пресвитер, диакон, то они, а равно и прочие, отличаются наружностию и достоинством» 342 . Как одежда духовных лиц служит знамением священного сана, к которому уважение есть залог и свидетельство порядка и благословения Божия, то законом гражданским издревле запрещено наряжаться на зрелищах в монашеское или духовное платье и ходить по улицам в таком или другом платье» и проч. 343 Согласно с предписанием Апостольским священнослужащие Церкви Православной не носят на руках своих никаких украшении, например, перстней или колец драгоценных 344 . Своим положением в обществе клир Православной Церкви, подобно клиру Церкви Ветхозаветной, внушает, что жребий его не в братии его: Господь сам жребий его. Приношения Господу жребий его. От жертв и начатков даси ему, глаголал некогда Господь о жреце ветхозаветном, яко того избра Господь Бог твой, предстояти пред Господом Богом твоим, служити и благословити во имя Господне ( Втор.18:1–5 ). Так жертвенник есть первый и древнейший источник пропитания для клира Прав. Церкви. Достоин делатель мзды своея, – говорить Господь ( Лк.10:7 ). Апостол Павел пишет: кто воинствует своими оброки когда, или кто насаждает виноград, и от плода его не яст? Или кто пасет стадо, и от млека стада не яст? Аще мы духовная сеяхом вам, велика ли, аще мы ваша телесная пожнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Бог Аврааму, как другу, говорит Св. Ефрем Сирин , показал великую и необычайную тайну. Ибо через жертву (Исаака) Авраам стал иереем, а по прообразованию сделал его Бог пророком. И открыл ему Всевышний Бог, что и Сам Он даст за мир Единородного Сына, чтобы Бог, вочеловечившись, спас род человеческий от заблуждения. Ибо» 330 ...... «всё это (жертвоприношение Исаака) было прообразованием Креста Христова..... Там сын единородный, – и здесь Единородный; там возлюбленный и истинный, – и здесь Возлюбленный и Единосущный Сын» 331 ...... «Сие же назнаменовал (Бог) и дав овна из Савека для принесения в жертву вместо Исаака. Поскольку впоследствии явились маловерные люди, которым трудно стало поверить рождению Святой Девы, по невозможности, чтоб, не коснувшись мужеского ложа, могла Она чревоносить Сына; то посему и Бог произвёл овна от камня 332 , чтобы необычайное стало удобоприемлемым для веры, потому что немедленно совершается всякое повеление воли Самого Божества. Как там словом произведено овча; так в Деве Слово стало плотию. И как овча было привязано в саду; так и Единородный пригвождён ко Кресту. Посему то..... Господь сказал Иудеям: «Авраам, отец ваш», вожделевал «видети день Мой, и виде, и возрадовася», т.е. видел день страдания во образе Исаака на горе святой» 333 . Таким образом, «гора дала от себя дерево, а дерево – овна, чтобы овен, повисший на дереве и после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвождён был к Древу и вкусил смерть за весь мир» 334 . Когда Исаак достиг брачного возраста, Авраам послал раба своего Елиезера найти ему невесту, снабдив, при этом, слугу различного рода наставлениями и советами, и заставив положить руку его под стегно своё, т.е. Авраама, – в знак того, что Елиезер исполнит все наставления патриарха 335 . Слуга, отправляясь в путь и обещая выполнить всё, что завещал ему Авраам, действительно кладёт руку свою «под чресло» своего господина. «Таков был обычай у древних, (а) также и потому, что здесь было начало рождения Исаака» 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

2 . Текст ст. 15а, 16–18, как считают последователи данной теории, создан в ходе дописывания и относится к концу V в. до н. э. (судьба Эдома становится историческим фактом, а также примером суда над всеми народами и знамением благополучия Сиона). 3 . Прозаический текст ст. 19–21, где речь идёт о «возрождении объединённого Израиля, включая Голу, что отражает ещё более позднюю историческую ситуацию (IV–III вв. до н. э.)» 330 . Приведённая теория лишь кажется убедительной, но основана она на предположениях, тогда как «твёрдых оснований для разделения книги на части, принадлежащие разным авторам, указать нельзя» 331 . Есть аргументы и в защиту единства Книги пророка Авдия. Для пророчеств характерна живость повествования, а также «обилие лирического элемента и быстрый переход от предмета к предмету» 332 . Многие пророчества, в том числе Книга пророка Авдия, могли быть записаны не полностью, изложены в сокращении, и «некоторые указания пророческих речей остаются для нас непонятными» 333 . Построение книги, несмотря на малый объём, доказывает её единство: «на протяжении всей книги применяется один и тот же приём употребления синонимических выражений и даже повторение одних и тех же слов» 334 . Также в пользу единства свидетельствует «выдержанное от начала до конца строфическое построение книги» 335 . Тождество языка на протяжении всей книги 336 . Последние стихи книги написаны тем же языком, что и начало, что также выступает не в пользу критики единства Книги пророка Авдия. Несмотря на множество различных предположений, вопрос о личности автора Книги Авдия остаётся открытым, и за неимением сведений более разумно остановиться на том заключении, что нам об авторе книги ничего, кроме самого имени, неизвестно 337 . Вследствие отсутствия данных о личности автора дата написания книги была и остаётся спорной. В древних христианских источниках нет единого мнения относительно времени служения пророка Авдия и времени написания книги. Так, например, преподобный Ефрем Сирин считает пророка Авдия «современником Осин, Иоилю, Амосу и Исаии» 338 . Современником Иоиля считает пророка Авдия и святитель Кирилл Александрийский , который пишет: «Авдий пророчествовал, вероятно, в те же времена, что и Иоиль; и едва ли не по отношению к нему получил он своё видение и сообщает раскрытие того же предмета; ибо Иоиль в самом конце своего пророчества говорит, что «Египет сделается пустыней и Эдом будет пустой степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их» ( Иоил.3:19 ), а Авдий подробно повествует о погибели Идумеи, каким образом и как в своё время совершится она» 339 . Таким образом, можно было бы считать, что пророк «жил при иудейских царях Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии» 340 . Блаженный Иероним придерживается этой же точки зрения, основываясь на одном из иудейских преданий. Блаженный Феодорит , напротив, уверен, что «святой Авдий пророчествовал после Осии, Амоса, Иоиля, Михея, Ионы и Наума» 341 , но определённого времени не указывает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанну Златоусту , который, в противоположность арианским ноктюрнам, будто придумал их впервые в Константинополе 334 . Созомен антифонное пение в Антиохии глухо считает древним обычаем 335 , Сократ для объяснения происхождения антифонного пения припоминает благочестивое предание, по которому св. Игнатий созерцал в видении ангелов, славословящих на небе Св. Троицу δι τν ντιφνων μνων, и образ этого пения передал ( παρδωκεν) церкви в Антиохии 336 . Есть известие, что Ефрем Сирин среди обитателей Эдессы установил обычай в пении священных песней и гимнов противопоставлять одному хору другой. Он же будто разделил и гимны на строфы с заключительными припевами, дав им музыку 337 . Никита Хониат свидетельствует, что Феодор Мопсуэстийский придумал тип псалмодии, которую мы называем антифонами 338 . Новейшие исследователи, оставляя доминирующее положение Сократа в вопросе о всенощных бдениях, также разногласят в определении начала антифонного пения в Церкви. Каброль, отказываясь дать определённый terminus а quo этого обычая, считает его, как Созомен, древним 339 . Дюшен принимает антиохийское его происхождение, согласно Феодориту 340 . Кавалера думает, что антифонное пение введено в Церкви впервые св. Ефремом Сириным 341 . Наши отечественные богословы в обоих вопросах до самого последнего времени больше всего склоняются к древнему историку Сократу 342 . Но, нам кажется, все эти разногласия относительно всенощных бдений и антифонного пения, в конце концов, не могут устранять важного значения Диодора в истории утверждения и распространения этих обычаев в Церкви. Св. Иоанн Златоуст был учеником Диодора. Он мог сам в числе πλθος μονχων выходить ко гробам св. мучеников и проводить здесь в молитвах и пении целые ночи. Когда же св. Иоанн стал епископом Константинополя, то на новое место своего служения он перенёс то, что в своё время ввёл и освятил в Антиохии в борьбе с ариианами его учитель Диодор. Относительно антифонного пения Сократ припоминает лишь предание о том, что св. Игнатий, епископ Антиохии, некогда видел ангелов, славословящих Бога попеременно, и этот ангельский образ пения передал антиохийцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Ефрем Сирин, преподобный Родился в начале IV beka (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Уже в юношестве удалился в окрестные горы и стал отшельником. В 363 году покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Немало потрудился в истолковании Священного Писания. Им написаны многие молитвы и песнопения, обогатившие церковное Богослужение. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом. Он написал для Церкви песнопения на дни двунадесятых Господских праздников. Конечной целью подвигов считал Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника; настоящая жизнь была для него временем плача, поста и трудов. Главный двигатель жизни христианской – покаяние. Игнатий (Брянчанинов), святитель Годы жизни 1807–1867. Ученый, проповедник. Родился в селе Покровское Вологодской губернии; принадлежал к старинной дворянской фамилии. В 1826 году, по настоянию отца, окончил Военное инженерное училище. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он подает прошение об отставке, желая принять монашество. В 1831 году пострижен с именем Игнатий. В 1933 году в сане архимандрита был настоятелем пустыни под Петербургом. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка. В 1857 году стал епископом, возглавил кафедру в Ставрополе, наладил жизнь епархии. С 1861 года жил в Николо-Бабайском монастыре Костромской епархии, где создал многие замечательные творения, например, «Приношение современному монашеству», «Слово о смерти», «Отечник» и другие. Продолжал переписку с духовными детьми. Иероним Стридонский, блаженный Блаженный Иероним родился около 335 года в Стридоне (Далмация), получил образование в Риме, путешествовал в научные центры Галлии, в Антиохию. Став отшельником, удалился в Халкидскую пустыню, предался строгому аскетизму: ходил нагой, не умывался и т. п. Во время, оставшееся от молитв и духовного чтения, изучал еврейский и греческий языки. Выйдя из пустыни, стяжал известность христианского ученого. Стал пресвитером. Активно участвовал в работе II Вселенского Собора. Сделал новый полный перевод Священного Писания на латинский язык, теперь общепризнанный, получивший название «Вульгата» и переводы восточных Отцов; его труд «О замечательных мужах» – первое сочинение по патрологии. Последние годы провел в Вифлееме, содействовал открытию и окормлял 4 монастыря. Скончался около 420 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Божественная благодать, сливаясь с человеческим усердием, спасает человека ( 51, 436 ). Не думай, что вера – если только можно так назвать твою веру, обличаемую делами, – сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благости должен по справедливости изобиловать собственными преимуществами, чтобы не быть повинным в неблагодарности. Преподобный Исидор Пелусиот ( 113, 337 ). Дверь Божия еще открыта и, для того, кто сокрушенно стучит в нее, готовы щедроты; он избавится от мучения и не будет осужден в тот день, в который всякий приимет мзду свою. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 274 ). Дела спасения – это дела веры, дела Нового Завета. Этими делами исполняется не человеческое разумение, не человеческая воля, но воля Всесвятого Бога, открытая нам в заповедях Евангелия ( 109, 335 ). Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную ( 111, 369 ). Всех призывает милосердный Бог ко спасению, но весьма немногие повинуются Ему; все мы принадлежим к числу званых по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включаются в число избранных, потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 283 ). Он претерпел смерть за грехи наши, чтобы нам жить в Нем. Священномученик Поликарп ( 113, 303 ). (Христос) по воле Отца сделался человеком ради спасения верующих в Него и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и Воскресением победить смерть. Священномученик Иустин ( 113, 303 ). Будем взирать на Господа Иисуса Христа, Кровь Которого дана за нас... будем взирать внимательно на Кровь Христа и рассуждать, как многоценна Кровь Его пред Богом, пролитая для нашего спасения и приобретшая для всего мира благодать покаяния. Святитель Климент Римский ( 113, 302 ). Сила же и красота Сына Божия – Отец. Этот Сын снова сделал твердым расслабленное грехом человеческое естество, чтобы оно не уклонялось более в порок и не допускало греховной бури ( 18, 98 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Эта-то, о которой говорю я, цель - и есть от начала мира сокровенное таинство христианина, явившееся в последние времена (Кол. 1, 26). Ее разумеет апостол Павел, когда говорит о Боге, что Он " хочет,, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4). Ибо познание истины не что иное, как эта самая благодать. Она есть истина, которая произошла через Иисуса Христа, по святому Евангелию (Ин. 1, 17). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает он этой благодати. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверующих, так не может Он помиловать никого из тех, кто хотя и верует в Него, но не познал прежде, что такое благодать Христова. И через Него подаваемая, эта благодать и истина-есть милость и спасение. Никто не может другим образом спастись, если не получит божественной благодати, которая обожит его, сделает богом по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 171-172). ОСВЯЩЕНИЕ Если бы мы все приобщились Духа, как следует приобщиться, то узрели бы и Небо, и свое будущее там состояние (45, 17). Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (42, 335). Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но содействует и в самых легких, по внешнему впечатлению, делах и во всем оказывает свою помощь. Святитель Иоанн Златоуст (43, 668). Цветущая Духом благодать бывает только в умертвивших себя греху. Святитель Григорий Нисский (17, 326). Вверься нежной любви благодати, потому что она - начало всякого стяжания. Пока ты еще не видишь ее любви, как и младенцы, сосущие молоко, не знают о материнской заботе. Будь терпелив, предоставь себя ее воле и тогда увидишь ее благодеяния. Преподобный Ефрем Сирин (26, 635). Невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а пороки попаляет, как терния и солому (33, 190). ...Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (33, 190).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010