Ефрем Сирин , 37, 298). Источник. За то, что возвеселил их сладким Своим вином, они подали Ему уксус, за желчь же великая Его щедрость сделала горечь язычников сладкою (прп. Ефрем Сирин , 37, 306). Хитон Его не был раздран, потому что он был образом Божества Его, Которое не разделяется... (прп. Ефрем Сирии, 37, 306), ...Одежда Его была разделена на четыре части (см.: Ин. 19, 23 )... это обозначает Евангелие, исшедшее в четыре части мира (прп. Ефрем Сирин , 37, 306). ...Тело страдало своим естеством вместе со страстной душой, поскольку душа есть то, что чувствует скорби. Значит, человеческое Его естество страдало по причине тела, а скорби чувствовало по причине души (прп. Ефрем Сирин , 37, 318). Умер Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (прп. Ефрем Сирин , 37, 327). ...Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на Кресте, страшиться, и скорбеть, и не без скорби лишаться настоящей жизни, потому что в природу вложена любовь к настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст , 46, 24). ...Он был пригвожден ко Кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке, и издевались над Ним... и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, порвать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни, ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое подобное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 516). ... подвергся бичеванию, чтобы избавить нас от уз и бичей диавола; Он носил венец из терний, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие. Терния и волчцы повелено было производить земле за преступление; она приносит терновый венец на главу, чтобы разрешить тяготевшее на нас проклятие... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 911–912).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Молчание Любящий молчание пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его. Господь говорит, что Он тогда сохранит пути твои, – когда ты сам будешь хранить уста свои (см.: Притч. 13, 3 ) (прп. Антоний Великий , 89, 59–60). Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода (прп. Антоний Великий , 89, 105). Источник. Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой... (прп. авва Исаия , 89, 327). Хранение уст восторгает ум к Богу, если молчать с разумом... (прп. авва Исаия , 89, 350). Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими (прп. Ефрем Сирин , 30, 161). Источник. Молчание юному то же, что узда коню, а необузданный впадет в беды (прп. Ефрем Сирин , 30, 203). Источник. За трапезою должно молчать. Люби молчание, возлюбленный, чтобы пребывало в тебе благоговение (прп. Ефрем Сирин , 31, 294). Будем молчать, когда должно, чтобы узнать пользу безмолвия (прп. Ефрем Сирин , 31, 626). Источник. Люби молчание, чтобы совесть была в тебе, как учитель (прп. Ефрем Сирин , 31, 631). Источник. Не знаете, какой дар Божий – молчание! Как хорошо не иметь необходимости во всяком слове, но пользоваться свободою, иное избирать, а другого избегать и быть для себя сокровище-хранителем и слова и молчания! Ибо всякое слово по природе своей гнило и удобоколеблемо и по причине сопротивного ему слова не имеет свободы: а слово о Боге – тем паче, чем выше предает, тем сильнее ревность и тяжелее опасность. Но что же мы, устрашенные, на что можем положиться, на ум ли, на слово ли, на слух ли, когда от всех трех предстоит опасность? Ибо постигать умом трудно, изобразить словами невозможно, а найти очищенный слух всего труднее (свт. Григорий Богослов , 14, 196). Источник. ...Блаженна та жизнь, в которой уста беззакония, как некий источник грязи, навсегда заградятся и человеческой жизни не будут уже осквернять зловонием! (свт. Григорий Нисский , 19, 54). Источник. Иногда молчание полезнее слов, иногда слово полезнее молчания (свт. Иоанн Златоуст , 48, 485).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поскольку Адам преступил заповедь Твою, то им и рожденными от него возобладала смерть (прп. Ефрем Сирин , 33, 327). Источник. Не знает ... что такое просьба, ни во что ставит всякое моление, никакой плачевный вопль не трогает его, никакие болезненные стенания не возбуждают в нем сострадания. Не обращает он внимание на дары, не прельщается золотом, разлучает матерь с детьми ее; и они остаются сирыми, лишаясь ее сообщества. Нимало не щадит он прекрасных, нимало не милует сильных, губит красоту лица и в гной обращает ее в шеоле. Опаляет привлекательный цвет кожи, и красота тела исчезает мгновенно; мраком покрывает свет очей, заграждает слух глухотою. В смрад превращает всякое убранство; все украшения попирает во гробе; всякие уста заставляет взывать: увы! всякий голос облекает болезненностью (прп. Ефрем Сирин , 33, 444–445). Вот дом, построенный нашею праматерью, это – гроб, тьма, мучение! Вот брачная сень, какую падшая праматерь уготовила и снарядила дочерям своим! (прп. Ефрем Сирин , 33, 445). Увидел и приметил я теперь, возлюбленные, что смерть образ Божией правды, потому что похищает всех равно. Не стыдится ни царя, ни великого, ни малого; но поемлет всех вместе: и царя, и бедного, и нищего. Как правда, в день воздаяния, не смотрит на лица, так и смерть, в день кончины, не щадит никого. И царя, как и всякого другого, поемлет бедным и обнаженным, и его связывает, как последнего из людей, и его ввергает в шеол, – туда же, где и все. И власть, и величие отъемлет у князей, потому что уже ни величия, ни власти нет у того, кто вошел во врата смерти. Сгнетает она высокорослых, сильных и гордых, заставляет, наклонясь, входить в тесную дверь гроба, в котором заключает их. Надменных и горделивых вводит и заключает она в жилище мертвых; с угнетенными и несчастными равняет их в шеоле. Смиряет она гордого, уничижает превознесенного и, наравне с незнатными и простолюдинами, в наследие дает им тление в шеоле. Источник. Приди же, мудрец, и рассмотри здесь Божию правду, и прославь Правосудного, Который не взирает на лицо великого и богатого; посмотри на царя в его порфире, в величии, в славе. Потом посмотри, как обратился он в персть, и прославь вечно Превознесенного. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Афанасий Великий , 1, 215). Слову Божию, истинной Жизни, как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерть до истребления... (свт. Афанасий Великий , 1, 219). Источник. ...Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево, – изгоняется там всякий демон (свт. Афанасий Великий , 1, 256). Источник. ...Крепость врага сокрушена силою Честнаго Креста Спасителя нашего Иисуса Христа (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Христос победил смерть, когда возведен был на Крест (прп. Ефрем Сирин , 37, 308). Источник. Иисус умер для мира, чтобы никто не жил для мира, и находился в теле, прибитом ко Кресту... чтобы никто не держал в роскоши (своего) тела (прп. Ефрем Сирин , 37, 327). Источник. ...Христос заклан, и Кровь Его, окропившая нас, соделала окрыленными, потому что дала нам крыла Святаго Духа невозбранно воспарять в воздухе Божества (прп. Макарий Египетский , 67, 298). ...Если кто-либо из неверных скажет тебе: «Почему распят Христос?» – то скажи ему: «Чтобы распять диавола». Если скажет тебе: «Почему Он был повешен на древе?» – то скажи ему: «Чтобы отозвать назад грех, привзошедший в раю через древо» (свт. Иоанн Златоуст , 45, 896). Источник. Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до Креста, но и на самом Кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 17–18). Источник. Как для жаждущих приятна чаша, так для Него распятие на Кресте; поэтому Он и говорил: желанием возжелах сию пасху ясти с вами ( Лк. 22, 15 ), сказав это не без причины, но потому, что после вечери предстоял Ему Крест (свт. Иоанн Златоуст , 46, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если судить по писаниям Василия, то нельзя сказать, замечает Григорий, что он не был восхищен и до третьего неба, ибо он, подобно Павлу, проник в тайны Божества (Свт. Григорий Нисский . Слово в день памяти св. Василия Великого//Свт. Григорий Нисский . Творения. М., 1871. Ч. 8. С. 296–327). Ефрем Сирин считал также непременным долгом возвестить о заслугах Василия своим соотечественникам и в Похвальном слове называет его самыми почтительными именами применительно к духу восточного красноречия, именно: он именует его основанием добродетелей, книгою похвал, жизнью чудес, драгоценным смычком духовной цевницы, услаждающим область святых Ангелов, и яслями догматов; кроме сего, Ефрем говорит, что поскольку Василий возлежал всегда на Писаниях, отдыхал на апостольских пажитях, то слово его текло, как река, и речи его были подобны розе и лилии, шафрану и корице, что он восседал в ульях добродетелей и выделывал мед Божественной и неукоризненной веры (Преп. Ефрем Сирин . Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому //Творения святаго отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Ч. 2. Сергиев Посад, 1908. С. 308–317.). Св. Софроний Иерусалимский называл Василия славою и красотою Церкви, блж. Феодорит [Кирский] – светилом вселенной, Сократ [Схоластик] – опорою истины. 4 Максимин Дайя (Даза) – римский император-соправитель (умер в 313 г.); с особой жестокостью преследовал христиан. – Ред. 11 Ливаний (Либаний) (314 – около 393) – языческий ритор, живший в Антиохии, известный представитель так называемой второй софистики. – Ред. 22 Юлиан Отступник (331–363) – римский император в 361–363 гг. Получил христианское воспитание, но, став императором, объявил себя сторонником язычества; издал эдикты против христиан. – Ред. 82 Исповедание составлено было на Никопольском соборе и кроме Символа Никейского заключало дополнительное учение о божестве Святого Духа и опровержение лжеучений Маркелла и Савеллия (см.: Свт. Василий Великий . Письмо 125. Список исповедания веры…//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 630). 97 Из догматических писем Василия особенно замечательны одобренное Халкидонским Собором письмо к брату Григорию о различии сущности и ипостаси и письмо к Кесарию, в котором одобряется ежедневное причащение Святых Таин (см.: Свт. Василий Великий . Письмо 93//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 594) Читать далее Источник: Святитель Василий Великий : сборник статей/[рук. проекта, авт. предисл.: А.И. Сидоров]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011. - 477, с. (Святые отцы церкви и церковные писатели в трудах православных ученых). ISBN 978-5-91362-470-3. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

авва Исаия От. 291, 292). «Будем лицом светлы, радуясь о дарах Господних, о Духе Святом. Плакать же и сетовать станем мысленно, умоляя Бога, чтоб простил нам все грехи наши» (преп. Ефрем Сирин ДII — 449). «Кто победил страсти, тот победил и печаль… Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел» (преп. Серафим ДС–327). Конечно, монашеское средневековье имело по временам и много темного лика, но я не историю монашества пишу, а только слежу с удивлением за тем ослепительным и единым потоком света, который идет от Апостолов до преп. Серафима или Оптинских старцев и пребудет до конца веков. Это и есть Церковь Невидимого Града — сокровенная в Боге христианская жизнь. У нас может возникнуть один вопрос: почему же при такой любви святые шли в пустыни и в монастыри, а не в больницы и приюты для бедных, для служения людям? Св. Исаак Сирин так отвечает на этот вопрос: «Господь наш, для нашего уподобления величию Отца Посему будем непрестанно понуждать себя на время внутренно быть милосердными… И надобно не только это внутренне наше милосердие хранить, но, когда призывают настоятельства, не вознерадеть и о том, чтобы доказать свою … А где нет возможности — любовь к ближнему совершать в делах видимых телесно, там достаточно перед Богом любви нашей к ближним, совершаемой только душою» (ДII — 691, 692). Что это за любовь? — спросим мы еще — «совершаемая только душою?» Один рассказ из жизни Арсения Великого приоткрывает нам тайну это любви святых. «Однажды некоторые Отцы пришли из Александрии к авве Арсению для свидания с ним. Авва Арсений отказался от свидания, опасаясь, чтоб и другие не начали приходить и беспокоить его; в то время он находился на горе Тройской. Отцы возвратились, огорченные. За этим последовал набег варваров; старец оставил горы и перешел для жительства в Нижний Египет. Услышав это, отцы опять пришли для свидания с ним. Старец принял их радушно. Известно ли тебе, сказали они, авва, что мы приходили к тебе в Тройскую гору? Старец отвечал: вы, после того как я не принял вас, ели хлеб и пили воду, а я — поверь мне, сын мой, не вкусил ни хлеба, ни воды, даже не присел, но пребыл в молитвенном подвиге о вас, доколе мне не было открыто, что вы возвратились к себе благополучно. Посетители пошли от него, утешенные» (От. — 52).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

авва Исаия . От. 291, 292). «Будем лицом светлы, радуясь о дарах Господних, о Духе Святом. Плакать же и сетовать станем мысленно, умоляя Бога, чтоб простил нам все грехи наши» (преп. Ефрем Сирин . ДII – 449). «Кто победил страсти, тот победил и печаль... Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел» (преп. Серафим ДС-327). Конечно, монашеское средневековье имело по временам и много темного лика, но я не историю монашества пишу, а только слежу с удивлением за тем ослепительным и единым потоком света, который идет от Апостолов до преп. Серафима или Оптинских старцев и пребудет до конца веков. Это и есть Церковь Невидимого Града – сокровенная в Боге христианская жизнь. У нас может возникнуть один вопрос: почему же при такой любви святые шли в пустыни и в монастыри, а не в больницы и приюты для бедных, для служения людям? Св. Исаак Сирин так отвечает на этот вопрос: «Господь наш, для нашего уподобления величию Отца назначил милосердие, потому что оно милосердых приближает к Богу. И мы, иноки, чтим безмолвие, не исключая милосердия, а стараясь сколько возможно удалиться от суетного попечения и мятежа; – мы не имеем в намерении противостоять долгу (относительно ближних), но заботимся о безмолвии, чтоб (вернее исполнить другой высший долг) пребывать в Богомыслии, которым всего более можем возвратить себе чистоту и приблизиться к Богу. Если же когда на известное время будет необходимая какая потребность в нас братиям, не должно нерадеть об оной. Посему будем непрестанно понуждать себя на время внутренно быть милосердными... И надобно не только это внутренне наше милосердие хранить, но, когда призывают настоятельства, не вознерадеть и о том, чтобы доказать свою ... А где нет возможности – любовь к ближнему совершать в делах видимых телесно, там достаточно перед Богом любви нашей к ближним, совершаемой только душою» (ДII – 691, 692). Что это за любовь? – спросим мы еще – «совершаемая только душою?» Один рассказ из жизни Арсения Великого приоткрывает нам тайну это любви святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Скачать epub pdf ПОМОЩЬ БОЖИЯ «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5) Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен ( 4, 291 ). Тот получает помощь в скорби, кто человеческую помощь презирает как суетную и утверждается в надежде на Могущего нас спасти – утверждается во Христе Иисусе, Господе нашем. Святитель Василий Великий ( 4, 327 ). Без покровительства Божия человек – ничто. Велико коварство наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть это своим очам ( 26, 300 ). Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим ( 28, 166 ). К Тебе прибегаю. Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого ( 28, 310 ). От Тебя всякая сила. Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 232 ). Божией силой (христианин) низлагает мир и силы порока... которые в пучине мира опутывают душу сетями желаний ( 33, 49 ). Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 201 ). Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества. Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления. Его милости, во всяком искушении – Его помощи ( 36, 341 ). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого ( 38, 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Эти данные согласуются с другими историческими свидетельствами рассматриваемой эпохи. Тертуллиан говорит о всеобще-христианском обычае при входе в храм знаменовать себя крестным знамением. 321 Св. Амвросий свидетельствует, что новокрещенные входили в храм со словами псалма 42: «вниду к алтарю Бога моего»..., откуда естественно заключать и о произнесении этого псалма священниками при их вшествии в алтарь. 322 Древнее и всегдашнее употребление предуготовительных молитв доказывается примерами из жизни святых, которые не начинали службы, пока не ощущали на себе наития Св. Духа. Наприм. в Дионисиевом послании 8 к Демофилу повествуется, что св. Карп, пред началом литургии молился дотоле, пока не видал особого небесного видения. 323 В «Луге духовном» Иоанна Мосха рассказывается об одном древнем пресвитере, что он после утренних песнопенийсидя при алтаре, не начинал службы, пока не видел Св. Духа осеняющего престол. 324 О торжественном шествии в храм святителей, в сопровождении народа и клира, повествует Ефрем Сирин ( Василия Великого ), Амвросий, Августин и др. 325 Тертуллиан вхождение мирян описывает словами: gravitas honesta, apporitio devota, processio modesta. 326 Вывод из сказанного следующий: входная часть, хотя и не имела однообразной редакции и не составляла общераспространенного литургийного чина, но несомненно существовала в первые века христианства. По крайней мере в некоторых церквах (иерусалимско-сирийской и александрийской) она состояла; из предначинательных молитв, сходных по содержанию с позднейшими и из чтения псалмов; молитва «Господи ниспосли», хотя и не помещена во входной части, но весьма близкая к ней молитва есть в сирско-греческой редакции литургии Иакова пред причащением. Весьма вероятно также предположить, что при осенении себя крестным знамением, священник говорил малое славословие, – быть может также читал покаянный псалом 50, «Боже милостив» и под. как общеупотребительные у христиан молитвы. § 4. Облачение дьякона в «полные (εσταλες) одежды» пред литургией оглашенных и епископа в «блестящие или светлые (λαμπρς) одежды» пред началом евхаристии упоминается в Апостольских Постановлениях. 327 Из многочисленных свидетельств этой эпохи за бытие священных одежд христианских, 328 сошлемся только на Климента Александрийского , Иеронима, 329 Поликарпа (τπταλον Иоанна Богослова, 330 митра Иакова Заведеева), 331 лаодикийского собора 332 и друг. 333 – Вероятность предположения, что епископ при облачении в блестящие (белые) одежды, произносил стих из Исаии (61 гл.): «да возрадуется душа» – доказывается свидетельством Кирилла Иерусалимского о произнесении этого стиха новокрещенными, когда они облачались в светлые одежды. Впрочем отсутствие подобных молитв во всех, даже таких подробных чинопоследованиях, какие представляют Апостольские Постановления и сирско-греческая литургия Иакова, заставляют думать, что это было, как и входная часть, делом частного и личного благоусмотрения священнослужителя, а не общераспространенным чином.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

«Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: От вас самих восстанут мужие, глаголющии развращенная ( Деян. 20, 30 ). Итак, не давайтесь в обман никому, хотя бы кто и имел снаружи вид ангела, будучи внутри диаволом… Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли, или от своих, и кто бы ни был тот, кто говорит «развращенная» – епископ ли, пресвитер ли, диакон ли, или чтец – из тех, иже приходят к вам в одеждах овчих внутрь же суть волцы хищницы…» Общее впечатление от этой проповеди позволяет предположить, что она направлена не столько против язычников, сколько против современного автору духовенства. Антиклерикальные тенденции, обнаруженные в одном или двух сборниках, не являются чемто необычным для сочинений данного периода. Хотя их присутствие, возможно, объясняется влиянием стригольников, мы находим их и в других рукописях данного столетия, не особенно богатого дошедшими до нас литературными памятниками. Среди нескольких сборников, сохранившихся с XIV столетия или, возможно, с начала XV, исследователи русской книжности хорошо знают и высоко ценят так называемый «Паисиев сборник». Мы находим там, среди прочего разнородного материала, следующие главы: «Кая польза приносити имение свое в церковь или нищим даяти?», «О лживых учителях», «Св. Ефрем Сирин о книгопочитании», «Предисловие к покаянию», а также статьи против грехов духовенства и о пользе ходатайственных молитв 327 . Ни одна из сохранившихся глав ни единым намеком не позволяет предположить какоелибо сочувствие антицерковным выводам, которые сектанты извлекали из общих антиклерикальных предпосылок. Такой вывод был сделан игуменом Акиндином – правда, в полемическом задоре. Наверняка тверской игумен не желал реального отделения от Церкви, которую обвинял в симонии; да и митрополит Петр вряд ли думал о далеко идущих последствиях неосторожного канонического указа. Практический и логический вывод был самостоятельным дерзким актом стригольников, который привел к конфликту не только с церковными властями, но также и со всеми мирянами. Церковь , в лице митрополита Фотия, вынуждена была защищать сектантов от смертной казни, к которой их присудили народные представительства Новгорода и Пскова. Можно только предположить, что отказ от церковных таинств поддерживался также общими тенденциями того времени: в покаянии нравственная сторона преобладала над таинственной; по отношению к Евхаристии отрицалось спасительное значение этого таинства, причем оно было окружено завесой страха и ужаса; также более подчеркивалась опасность недостойного причащения, чем опасность редкого причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010