Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 341—344, 352.    Блж. Августин. О граде Божием. Гл. IV, § 33.    Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 8-е, § 4; Свт. Иоанн Златоуст. 1 и 2 слово к Стагир.    Блж. Августин. Там же, гл. 18, § 2.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 187. С. 184; игум. Антоний. Письма, п. 4. С. 5.    Алфавитный Патерик. См. также: Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е. СПб., 1891, § 125. С. 27.    Преп. Исаак Сирин. Слово 51. С. 329.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. М., 1859. С. 18.    Наставления старца Киево-Печерской Лавры иеросхм. Парфения. § 44//Старческие советы отечественных подвижников благочестия 18—19 вв. С. 479.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1. С. 184; еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1895. 2811. С. 730.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Собр. писем к монахам. М., 1862. С. 316—317; 43—44.    Он же. Письма к мирским особам. М., 1880. С. 179—180.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 70, 64.    Иеросхм. Макарий. Там же. С. 117—118.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413; иеросхм. Макарий. Там же. С. 112, 158, 384; иеросхм. Леонид Оптинский//Историческое описание скита в Оптиной пустыни. СПб., 1852. С. 473—174.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 177.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Указ. соч. С. 117—118, 330, 460. См. также: Жизнеописание елецкой монахини Магдалины//Странник. 1876. Т. III. С. 30.    Свт. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 166.    Игум. Антоний. Письма. С. 90.    Преп. Нил Синайский. Указ. соч. Кн. 3-я. С. 427.    Свт. Киприан Карфагенский. Там же.    Свт. Василий Великий. Творения. T. VII. М., 1854. Письмо 211 к Самосатскому клиру. С. 113—114.    Преп. Исаак Сирин. Слово 5. С. 41—42.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Письмо 61. См. также. Творения. T. III. С. 36—37.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1895. T. III. С. 101.    Блж. Феодорит. T. V, § 10. Против ересей,    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 179, 513.    Еп. Феофан. Письма//Тамбовск. Епарх. Вед. 1895, 28. С. 730.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Нелепо для христианина смотреть победителем, уверенным в себе, слишком правым и амбициозным; зато признавая свою слабость мы получаем шанс подобраться к простодушию детей , коего нам заповедано достигать: дети свободны от напыщенности и самодовольства; они ничего не воображают о себе, не стесняются просить о помощи, потерпев неудачу не отчаиваются; они часто падают, но из-за малого роста не так больно ушибаются и продолжают идти, твердо уверенные в достижении цели. Дети гениальны, потому что не подвержены давлению чужого мнения; это потом, взрослея, надевая на себя оковы общепринятых привычек и здравого смысла, они становятся как все. «Младенец ничего не в силах делать, не может на своих ногах бежать к матери, однако же, ища матери, движется, кричит, плачет… и мать сжаливается над ним, берет, ласкает и кормит; то же делает и человеколюбивый Бог с душою, взыскующей Его» . Он дарит Свою любовь, превосходящую всякое разумение , и Сам ведет к свету, Сам участвует в житейском нашем странствии, немощное врачуя и оскудевающее восполняя. Перевод Е. Рейна. Мф. 19:21 . Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах… указ. изд., с. 136. Мф. 5:12 . Мф. 11:28-30 . Жизнеописание и избранные труды. М., 2000, с. 58 – 63. См., например: Робин Шарма. Монах, который продал свой «Феррари». Издательский дом «София», 2005; чтиво, распространенное среди руководящих работников и бизнесменов. Мф. 11:12 . 2Кор. 13:5 . Мф. 8:34 . П. С. Казанский . История православного монашества, указ. изд., Т. 2, с. 71. В. Бибихин. Узнай себя. Указ. изд., с. 316. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Собр. соч., указ. изд., т. 1, с. 530. Из известной легенды, приписанной Достоевским одному из героев романа «Братья Карамазовы». Ин. 6:67 . Добротолюбие, указ. изд., т. 1, с. 542. Там же, с. 234 – 235. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 197. Творения аввы Исаака Сирина . Указ. изд., с. 227. Преподобный Исаак Сирин . О божественных тайнах… указ. изд., с. 192. Преподобный Никита Стифат . Добротолюбие, указ., изд., т. 5, с. 122.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

314 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 315 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 316 Там же, гл. 9, 10 и проч. 317 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73. Доброт., ч. 2. 318 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 319 Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 320 Наставление 29. 321 Часть 2. Раскол Варлаамов. 322 Том VI, книга 95, гл. 9. 323 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 324 Наставление 12. 325 Слово 12, гл. 43. 326 Житие и писания Паисия. 327 Энциклопедический Словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском Лексиконе Бержье. 328 Аскетические Опыты, ч. 1. О Иисусовой молитве, разговор старца с учеником. 329 Предисловие к книге преподобного Григория Синаита. 330 Наставление 5. 331 Свиток, гл. 4. 332 Эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умной молитвой и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит святой Исаак Сирин в конце 55-го Слова. Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сирин в 38-м Слове сказал: «Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный – ощущение Божественное, т. е. даруемое Святым Духом». О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великий в 7 беседе; прп. Симеон Новый Богослов в Слове 1-м; преподобные Григорий Синаит и Нил Сорский называют его благодатным молитвенным действием. Наименование Странник, в смысле статьи, употреблено в 4-й беседе прп. Макария Великого. 333 Слово 58-е, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в Лествице своей: «Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: «ослаби ми, да почию " _ 334 «Во свете живый неприступнем " _ 335 Прп. Марк Подвижник. О Законе Духовном, главы 13 и 14-я. 336 Утренняя молитва. 337 «Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе " _ 338 Требник. Последование святого Крещения. 339 Послание святого Григория Паламы к монахине Ксении. 340 О различии между образом и подобием Божиим в человеке, см. сочинения св. Димитрия Ростовского, Летопись, том 4, стр. 15. 1840 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Он же. Слово 58//Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. ТСЛ, 2008. С. 375. фон Бальтазар Г. У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней. С. 157-158. Августин, блаженный. О граде Божием, XXI, 17-24. Минск, 2000. С. 1178-1193. Каллист (Уэр), епископ. Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский//Учение о спасении в разных христианских конфессиях. С. 49. Kallistos (Ware). 179-191., bishop. “One body in Christ”: Death and the Communion of Saints//Sobornost, 3:2 (1981). P Бердяев Н.А. Самопознание. С. 381. Ориген. О началах, 2: 10: 3//Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. С. 216. Он же. О началах, 3: 5: 3//Там же. С. 316. Флоровский Георгий, протоиерей. Противоречия оригенизма//Догмат и история. Сб. статей. М., 1998. С. 295. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Христианское благовестие и социальная ответственность//Рим – Константинополь – Москва. Исторические и богословские исследования. Пер. с англ. Л.А. Успенской. М., 2005. С. 240. Каллист (Уэр), епископ. Понимание спасения в православной традиции//Учение о спасении в разных христианских конфессиях. С. 34. См., например: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2006. С. 393-395; Он же. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. С. 269-272; Он же. Об основных богословских темах и об эсхатологии преподобного Исаака Сирина (послесловие)//Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и духовной жизни. С. 313-320; Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 276-277; Balthasar H.U. von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln, 1961. S. 357-358. Себоюэ Б. Вечен ли ад? С. 63. Флоровский Георгий, протоиерей. Противоречия оригенизма//Догмат и история. С. 302. Рейтинг: 10 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Egor 27 ноября 2012, 01:18 Еще один вопрос, если можно: Ххем отличается римо-католическое чистилище от православных мытарств - если и то и другое " третье " состояние?

http://pravoslavie.ru/57409.html

Итак, только та молитва приносит плод, в которой участвуют ум и сердце. Рассеянная молитва не приносит должного плода духовного. Для благоуспешности молитвы нужно, чтобы она была соединена с обдуманным, крайним смирением и благоговением пред Богом по сознанию своего ничтожества, своих недостатков и немощей, своей греховности, а с другой стороны, по сознанию беспредельного величества Божия, высочайшей святости Божией, пред которой благоговеют херувимы и серафимы. Св. Исаак Сирин говорит, что «кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом» (св. Исаак Сирин . Подвижнические слова. Изд. 3, Серг. Пос., 1911. Слово 55, стр. 257). «Очи Господни только на смиренных сердцем и уши Его в молитву их» ( Пс. 33:16 ). Молитва смиренномудрого как бы прямо из уст в уши (его же. Слово 58, стр. 315–316). Сила молитвы – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Бог с благоволением взирает только на смиренного, с сокрушенным сердцем и благоговеющего пред Его словом ( Пс. 50:19 ; Пс. 66:2 ). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Петр. 5:5 ; Притч. 3:34 ). «Нечувствие сердцем истины слов на молитве, – пишет прот. И. Сергиев, – происходит от сердечного неверия и нечувствия своей греховности, а это, в свою очередь, проистекает от тайного чувства гордости. По мере своих чувств на молитве человек узнает: горд он или смирен; чем чувствительнее, пламеннее молитва, тем он смиреннее; чем бесчувственнее – тем гордее». «Смирение разрушает все козни вражии» (прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе, СПБ. 1911, стр. 827, 249. Сравн. преп. Иоанн Лествичник . Слово 23, §13; слово 28, §12). Смиренная от всего сердца молитва имеет огромную силу. «Как велика сила молитвы даже и грешного человека, – говорит преп. Серафим Саровский , – когда она от всей души (и со смирением) возносится, судите по следующему примеру Писания. Когда по просьбе матери, лишившейся единственного сына, похищенного смертью , жена блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной просьбой матери, возопила к Богу: «не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери скорбящей о своем сыне, и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее». И воскресил его Господь» (Ж. «Христианин», 1910, январь, стр. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Для святых, – пишет протоиерей Иоанн Мейендорф 312 , – общение с Богом во Христе было самой основой Евангелия… Основу восточной духовности составляет идея общения с Богом и участия в Божественной жизни… Обожение есть цель духовной жизни, по учению восточной патристики» 313 314 . «Участие в Божественной жизни», или обожение человека, совершает благодать. Незадолго до нашей эпохи древнее учение о стяжании благодати Святого Духа было определено именно как учение о цели христианской жизни преподобным Серафимом в его беседе с Мотовиловым. «Дело наше христианское, – учил преподобный Серафим, – состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни лишь средствами, но в… вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого» 315 . «В этом определении… – пишет В. Лосский , – в краткой форме содержится Предание Православной Церкви… Рассказ (Мотовилова. – С. Ф.) содержит в своей простоте все учение восточных отцов о… познании благодати, которое достигает своей наивысшей ступени в видении Божественного света» 316 . Беседа преподобного Серафима осталась нам, христианам последних времен, как духовное наследство и завещание, содержащее в себе сокровище всего церковного опыта жизни в Боге. Только входя в меру своих сил еще здесь, на земле, в эту жизнь, то есть в радость богообщения, сможем мы сохранить свою веру и не потерять света Божественной Любви в темноте современной истории. Есть давящая безутешность в безблагодатной жизни, есть горечь безысходности, если нет искания и ощущения благодати, искания и ощущения ее вечного света и радости. «Жизнь вечная, – пишет св. Исаак Сирин , – есть утешение в Боге; и, кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское» 317 , тому уже не страшен современный мир. Искание и ощущение Божественного бытия, бытия вечного и блаженного, – вот тот камень веры, только пребывая на котором можно сохранить себя как христианина. Это заповедь Божия: «Бог… произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» ( Деян. 17, 24, 26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Из Писания мы знаем, что до момента схождения Св. Духа на апостолов, они сами мало что понимали из слов Учителя. По этой причине можно сказать, что интенция святителя на Пятидесятницу оправдана» ( Прудников А. С. Познание и спасение в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). С. 13-14). Имеется в виду опыт прор. Илии (3 Цар. 19:12). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 316. Свт. Игнатий ссылается на прп. Максима Капсокаливи, цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 25//Творения. Т. 2. С. 164. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 315. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. С. 283. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 29//Творения. Т. 2. С. 166. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 28//Творения. Т. 2. С. 166. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 151-152. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 317. Аллегорическое понятие субботы в подобном значении впервые вводится в Евр. 4:9-10. Ср. развитие идеи у прп. Исаака Сирина ( Исаак Сирин, прп. Слово 19//Слова подвижнические. С. 77-78). Прп. Исаак, впрочем, настаивает, что в земной жизни подвижники достигают лишь несовершенной («в притче») субботы, настоящая же суббота, полное упокоение от борьбы и страданий, есть гроб. Свт. Игнатий, конечно, не противоречит великому наставнику монашествующих (как сам он его называет), ибо, говоря о мистической субботе, вовсе не настаивает на возможности абсолютного совершенства её в пределах сей жизни. В частности, он пишет: «Не оставь теснин истинного молитвенного пути – и достигнешь священного покоя, таинственной субботы: в субботу не совершается никакого земного дела, устраняются борьба и подвиг; в блаженном бесстрастии, вне рассеянности, душа чистою молитвою предстоит Богу, и упокоевается в Нем верою в бесконечную благость Его, преданностию Его всесвятой воле» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С.

http://bogoslov.ru/article/6176871

Дарования. Благодарность к Богу ведет к получению больших даров (2:34). – Не должно преждевременно искать великих дарований (5:56). – Пребывающий в мире и служащий милостыней, не может сподобиться тех дарований, каких сподобляется безмолвствующий (14:89). – Различие даров Божиих (21:149). – Посвятить себя Богу и жить добродетельно есть одно из великих дарований Христовых (21:149). – Дарование без искушений – погибель для приемлющих оное (34:196). – При получении дарований человек должен просить Бога, чтобы Он помог ему сохранить их, или, чтобы взял от него сии дарования (34:196). – Особенных дарований не должно просить у Бога (36, 202; 55:318). – Один из святых отцов, получив дарование, просил, чтобы оно взято было от него (36:202). – Бог сперва искушает и томит, а потом показует дарование (37:207). – В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими (61:409). – Бог не дает великого дарования без великого искушения (78:469–470). – Что посылается раньше – дарование или искушение? (78:470) – Непрестанное благодарение привлекает дарования Божии (85:487). – Любовь к ближнему – ключ к Божественным дарованиям (85:488). Демоны . Демоны видят друг друга, но не видят двух высших чинов, ангельского и душевного (17:104). – Демоны не могут приводить в движение естественные помыслы ума (18:108). – Различие в действиях на душу ангелов и демонов (18, 108; 30:179). – Без внушения демонов, чувства не приемлют познания о зле (18:109). – Без воли Божией демоны не смеют приступить к человеку (31:185–186). – Демоны приступают к человеку по удалении от него ангела-хранителя (34:196–197). – (См.: Диавол ). День воскресный . Таинственное его значение (19:113–114). Дерзновение . По стяжании чистоты, ум приобретает дерзновение в молитве (55:316). – Сердечное дерзновение и пренебрежение опасностей происходят или от жестокосердия, или от великой веры в Бога (75:462). – Дерзновение бывает следствием преуспеяния в добродетелях и доброй совести (75:462–463).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Феодор полагал, что потомки Адама удобопреклонны ко греху не по той причине, что унаследовали от него греховную порчу природы, а потому, что они по природе смертны. Так, он пишет: «…мы очень часто впадаем в прегрешения из-за удовольствия, получаемого от пищи и пития и от внешнего мира… так как многие из нас пользуются этим неумеренно. Но всё это не может иметь значения для природы бессмертной. Какое удовольствие, какая любовь к деньгам могут иметь место у природы бессмертной? Но так как мы созданы по природе смертными и такими существуем, то мы очень сильно волнуемся названными страстями и весьма часто увлекаемся ими ко грехам» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos V, 21. PG. 66. Col. 800 ); [Гурьев, 1890, 291]. «Смертные, – говорит он, – всецело служат греху… в нас грех господствует со всею необходимостью, хотя бы душа тысячу раз научалась своему долгу… Поскольку мы смертны по природе, то необходимо весьма часто отягощаемся грехами» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos VIII, 3. PG. 66. Col. 820–821 ); [Гурьев, 1890, 292]. Такой взгляд на антропологию привёл Феодора Мопсуестийского к тому мнению, что и Христос принял смертную природу, «явившись в этом смертном и подлежащем грехам естестве… уничтожил в нём смертность и вместе с тем истребил даже бремя греха» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos VIII, 3. PG. 66. Col. 820 ); [Гурьев, 1890, 304]. Отличительная черта учения Феодора заключалась в том, что очищение человеческой природы во Христе происходило не сразу, а «только постепенное свободное нравственное развитие воспринятого человека должно было обусловливать всё более и более тесное соединение его с Богом Словом» (Деяния, 1996, 316–317, 325. Собрание IV, §§4, 6, 11, 27); [Гурьев, 1890, 253]. И всё-таки, полное соединение Иисуса Христа с Богом Словом при жизни не совершилось: оно стало возможным только по воскресении Его из мёртвых (см.: [Гурьев, 1890, 253; Сидоров, 2011, 167; Леонов, 2015, 181–185]). Теперь посмотрим, каково мнение прп. Исаака на этот счёт. 8. Антропологическое учение прп. Исаака Сирина. Образ Божий в человеке, состояние природы до грехопадения и после

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

297 Святой Исаак Сирин, Изречения (Hom.) , 3. 298 P.G. 46, 148 D. 299 Климент Александрийский видит первородный грех в том факте, что “наши предки преждевременно предались размножению” ( Строматы , III, 18). 300 “Нет никакого зла в вещах, кроме их дурного употребления, происходящего от бесчинства духа” (Святой Максим, Сотницы глав о любви (Cent. Car.) , 3, 4, P.G. 90, 1017 CD). 301 Дидим Слепец, Книга толкований на Притчи (Fragmenta in Proverbia) , XI, 7, P.G. 39, 1633 В. 302 Святой Василий, На Псалмы , 61, P.G. 29, 480 А. 303 Беседы (Homil) , 51. Цит. о. Киприаном (Керном), Антропология святого Григория Паламы , с. 408. 304 Животный мир признает “благоухание святости”, царственное достоинство святого в качестве космического слова. О благоухании святости см. Е. Lohmayer, Vom gœttlichen Wohlgeruch , Heidelberg. 305 Гомилии (Hom. Spirit.) , XV, 32. 306 “Человек остановил в себе излияние божественной благодати” (Свт. Филарет Московский, Слова и речи , I, 5. 307 Святой Григорий Назианзин, P.G. 37, 2. 308 После блаженного Августина и святого Амвросия латинское богословие, начиная с XII века, заменяет богословие теосиса на богословие сыновства и благодати. См.: Lot-Borodine, “La doctrine de la “déification” dans l’Eglise grecque jusqu’au XI е siècle”, in Revue des Sciences philosophiques et théologiques , 1933, 1935. W. Lossky, “La notion des Analogies chez Denys”, in Arch. d’hist. doct. du M. A ., 1930. J. Gross, La divinisation du chrétien d’après les Peres grecs , Paris 1938. M. Cappuyns, Jean Scot Erigène , Louvain-Paris 1933. Y. Congar, “La déification”, in Vie Spirituelle , Mai 1935; J. Daniélou, Platonisme et Théologie mystique , Paris 1944. 309 О жизни Моисея, P.G . 44, 404 А. 310 P.G. 32, 869 Редакция «Азбуки Веры» 311 P.G. 3, 640. 312 P.G. 94, 800 ВС. 313 P.G. 150, 1176 ВС. 314 Николай Кавасила, О жизни во Христе , с. 97. 315 Николай Кавасила озаглавил свой труд о таинствах “ О жизни во Христе ”. 316 В учении отцов Церкви об обожении используется библейское обоснование, состоящее из трех элементов: 1) сотворение человека по образу Божиему; 2) усыновление; 3) подражание Богу и Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010