...Имеем мы нужду во многих слезах, чтоб освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой диавольской скверны (прп. Ефрем Сирин , 30, 513). Источник. Как всех добродетелей выше любовь, так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата, ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал Апостол ( 1Ин. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога (прп. Ефрем Сирин , 32, 112). ...Мы исполнены ненависти, а до сего доводит нас обольщение мира, потому что усилился в нас корень страстей, т.е. сребролюбие (прп. Ефрем Сирин , 32, 267). Источник. Кто ненавидит брата своего, тот пребывает в смерти (прп. Ефрем Сирин , 32, 368). Если станет внушать нам ненависть, врачевством жизни для нас да будет любовь (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...Ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны... (прп. Ефрем Сирин , 37, 47). Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом (свт. Григорий Богослов , 15, 146). Какой грех, кроме ереси, наиболее тяжек? Рождающий вражду (свт. Григорий Богослов , 16, 342). ...Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия... (прп. Макарий Египетский , 67, 268). Ненависть есть отчуждение от неприятного и отвращение от оскорбляющего (свт. Григорий Нисский , 19, 335). Источник. Ненависть к демонам много содействует нам ко спасению и много пригодна в делании добродетелей; и, однако же, воспитывать ее у себя как некое доброе порождение мы не в силах, потому что ее рассеивают в нас духи сластолюбия и душу опять воззывают к содружеству и свыкновению с ними (авва Евагрий, 89, 653). ...Не будем питать ненависти и к тем, которые подвергают нас искушениям, потому что хотя они делают это, имея собственную цель, но общий Владыка попускает это, желал, чтобы мы и чрез это приобретали духовные блага... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 164).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Много суесловов, которые сами себя обольщают, и когда слышат о Суде и наказании, посмеиваясь, говорят: «Не лучше я целого мира! Где целый мир, там и я. Чему же такому быть со мною, что не постигло бы и целый мир? Буду пока наслаждаться благами века сего; что делает целый мир, то делаю и я». Потом, когда исполнился предел жизни его, приходит посланный грозный Ангел, который требует души его и говорит: «Кончив путь твой в этой жизни, иди теперь в другой мир, иди в место свое». И после сего оставляет он приятности жизни сей, которыми думал наслаждаться вечно, и, влекомый лукавыми ангелами, пойдет на место мучения и, увидев оное, придет в трепет... Тогда... Ангелы скажут ему: «Отчего приходишь в робость, жалкий? Что возмущает, что печалит тебя? Чего боишься, бедный? Чего трепещешь, несчастный? Сам ты уготовал себе место сие. Пожни, что посеял» (прп. Ефрем Сирин , 32, 133 –134). Источник. ...Те, которые ради телесного и житейского нерадят о делах духовных и уклоняются от них, терпят великий и постоянный урон, не разумея и не в состоянии... вместить умом Божественного изречения: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии ( Лк. 9, 62 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 145). Источник. ...В душе, если небрежет о себе в обучении своем добродетели, легко расхищаются добрые ее качества (прп. Ефрем Сирин , 32, 251). Источник. Что медлишь, грешник? Почему спокойно сидишь, должник, как будто Заимодавец равнодушно будет молчать о том, что дано тебе взаем? Он доказал тебе долготерпение свое, докажи и ты слезами сокрушение души своей. Он показал чрезмерное к тебе человеколюбие; возврати же ему и данное взаем и рост (прп. Ефрем Сирин , 33, 137). Источник. Не останусь праздным и без работы в возделываемом винограднике, потому что и один час потрудившиеся в нем не отходят без награды (прп. Ефрем Сирин , 33, 140). Источник. Если не молишься, грешник, и не усильно домогаешься об исцелении своем, то и Врач не приступит, чтобы насильно уврачевать твои язвы и возвратить тебе здравие (прп. Ефрем Сирин , 33, 155). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Всему словесному стаду надлежит взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и чтить Его; потому что за стадо Свое пострадал Он Бесстрастный и Пречистый... (прп. Ефрем Сирин , 32, 220–221). Источник. ...Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, вознамерится же иметь попечение о втором, внешнем только служении; то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво, потому что козни злобы, находя ум далеким от памятования о Боге, от любви и от стремления к Богу или представляя трудными и тяжкими Божии заповеди, производят в душе роптания и жалобы на служение, совершаемое для братии, или обольщая мыслию о своей праведности, надмевают человека и делают, что почитает он себя досточестным и великим и в совершенстве исполнившим заповеди. А когда человек возомнит о себе, что делает он доброе и соблюдает заповеди, тогда погрешает, произнося сам о себе суд и не принимая суда от Судящего праведно (прп. Ефрем Сирин , 32, 337). ...Смерть и поражение лукавому, какие только можем нанести своею тщательностию, – когда ум занят любовию к Богу и памятованием о Нем. Отсюда может произойти и чистая любовь к брату, а равно истинная простота, и кротость, и смирение, и искренность, и доброта, и молитва, и совершенное последование святым заповедям; чрез одну, единственную и первую, заповедь о любви к Богу поистине получают точную полноту (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). Источник. Кто любит смирение, тому легко любить и Бога; а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога (прп. Ефрем Сирин , 33, 117). Источник. Премилосердый требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И если приносит он любовь и слезы, туне приемлет дар (прп. Ефрем Сирин , 33, 156). Источник. Оплакивай... душу свою и докажи любовь свою к Богу, Который Сам скорбит и жалеет о душе, умерщвленной грехом (прп. Ефрем Сирин , 34, 50). ...Душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое (свт. Григорий Богослов , 13, 109–110). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мучения вечные ...Если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание – полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение: вечный (свт. Василий Великий , 9, 291). Приидет страшный оный день, когда не престанешь плакать и взывать в огне от претерпеваемых мучений, и никто не даст тебе ответа, никто не сжалится над твоею душою (прп. Ефрем Сирин , 32, 222). Источник. Отшедшим туда невозможно уже избавиться от мучений. Заключенному за грехи нет возможности освободиться от неразрешимых уз (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Там огонь неугасимый, там червь неумирающий, и темное дно адово, и бессмертный вопль, и плач, и скрежет зубов. Нет конца сим страданиям. Нет освобождения по смерти. Никакой вымысл, никакое искусство не избавят от страшных мучений. Теперь можно избежать сего, если послушаем гласа Господа и Бога нашего, Который, по преизбытку Своего человеколюбия, Сам проповедал, Сам научал сынов человеческих совершенству во всяком слове и во всяком деле, чтобы мы, сделавшись Ему послушными, избавились от мучений и сподобились благ. Итак, необходимо с великим смиренномудрием сохранять словеса Господни, потому что соблюдение заповедей Господних есть совершенство, и соделавшиеся ревнителями заповедей Божиих твердо восходили к совершенству, в правоте сердца ожидая Господа и ежедневно представляя себе славное Его пришествие и сидение на Престоле славы Его, когда отлучит Он праведных от грешных и каждому воздаст по делам его (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Здесь благодетельно смиряться и плакать, а там, отшедшим отсюда, бесполезны будут слезы; будем горько вздыхать и скрежетать зубами, и не будет милующего нас (прп. Ефрем Сирин , 32, 264). Источник. Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля и плача его не вынесут основания вселенной (прп. Ефрем Сирии, 32, 412). Горе тому, кто ввержен будет в геенну, потому что мучение его продолжается век и веки веков (прп. Ефрем Сирин , 33, 113).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Возлюбленный мой, будь как пчела, и из Божественных Писаний собери себе богатство и некрадомое сокровище, и предпошли оное в небо (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им (прп. Ефрем Сирин , 30, 199). Источник. Если изучил ты все Божественное Писание, то смотри, да не надмевает тебя этим помысл, потому что все Богодухновенное Писание учит смиренномудрию (прп. Ефрем Сирин , 30, 414–415). Истолкователи несуществующей мудрости мира сего: премудрость бо мира сего буйство у Бога есть ( 1Кор. 3, 19 ) прилежно занимаются чтением; не тем ли паче должны мы вникать в словеса Божии и изучать их для спасения душ своих? (прп. Ефрем Сирин , 31, 151). ...Всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих, потому что многие, понадеявшись на разумение свое, подверглись заблуждению, глаголющеся быти мудри, объюродеша ( Рим. 1, 22 ), не уразумев написанного, впали в хулы и погибли (прп. Ефрем Сирин , 32, 99). Источник. Если кто, по Божию человеколюбию освободившись от греха, прилежно изучает словеса Божии, но при таковом занятии не преуспевает в добродетели, то надобно бояться, что этот человек снова будет пленен грехом (прп. Ефрем Сирин , 32, 405). ...Поскольку есть Владычняя заповедь... испытывать Писания (см.: Ин. 5, 39 ), то хотя бы ум наш, не постигая величия мыслей, оказался отстающим от истины, чтобы не показаться также презрителями Господней заповеди, совершенно необходимо, по мере сил, преуспевать в рачении о слове. Поэтому, сколько можем, испытаем и предлагаемое Писание. Ибо Давший заповедь испытывать, без сомнения, даст для этого и силу, как написано: Господь даст глагол благовествующым силою многою ( Пс. 67, 12 ) (свт. Григорий Нисский , 19, 205). ...Внутрь Божественного святилища тайноводствует ум Песнею Песней, в которой написанное есть некое брачное уготовление, а подразумеваемое – единение души человеческой с Божественным (свт. Григорий Нисский , 20, 18). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Знаешь, согрешил ли ты, и душевный ли у тебя грех или плотской, как знаешь, так приноси и покаяние. Ибо для покаяния нет ничего невозможного: даже мертвую душу может оно живой представить Богу. Грех душевный может привести к смерти, сказал Иоанн (см.: 1Ин. 5, 16 ). Посему приноси покаяние так, как бы отчаивался ты в жизни, и умерщвлением тела удалишь от себя душевную смерть (прп. Ефрем Сирин , 32, 199–200). Если какой человек сделает что-либо недозволенное и держит в себе это скрытно, то скрытностью своей более радует внушившего сие беса, нежели самим делом (прп. Ефрем Сирин , 32, 406). Не медли, кающийся, пока возможен вход в Брачный Чертог. Приготовь себе светлую ризу, потому что нужны брачные одежды. Облекись в белую ризу для вечери, пока не явился внезапно Жених (прп. Ефрем Сирин , 33, 137). Источник. Если в продолжение дня прибыл у тебя еще один мучительный гнойный струп, то вечером приступи к порогу Врача, и Он исцелит твои гнойные язвы (прп. Ефрем Сирин , 33, 154). Источник. Если ты, грешник, и в один день согрешаешь седмьдесят крат седмерицей, Бог не заключает для тебя двери щедрот, если только каешься (прп. Ефрем Сирин , 33, 154). Источник. Как часто ни стал бы просить ты у Него, всякий раз даст Он без отказа. Принеси от души покаяние и несколько слез капни на уязвляющий тебя грех; и пагубная язва совершенно будет заживлена на членах твоих (прп. Ефрем Сирин , 33, 155). Источник. Правда, трудно и тяжело сделать усилие, чтобы подойти ко входу и, достигнув преддверия покаяния, оттолкнуть и низринуть врага, который тут сильно дышит и налегает. А после того и он, будучи однажды побежден и павши там, где был силен, не оказывает такого неистовства, и мы уже, имея больше ревности, весьма удобно совершим этот добрый подвиг (свт. Иоанн Златоуст , 44, 28). Источник. Много... различных путей покаяния (Бог) дал нам для того, чтобы отнять у нас всякий предлог к нерадению (свт. Иоанн Златоуст , 45, 331). Источник. Если у тебя есть грехи, не отчаивайся... и если каждый день согрешаешь, каждый день кайся (свт. Иоанн Златоуст , 45, 379). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Шествование по оному пути – быть укоряему и терпеть, быть ненавидиму и не питать ненависти, злострадать и воздавать за сие добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей, а наконец пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства. Если кто пойдет сими узкими вратами и сим тесным путем, то приимет он блаженное воздаяние, воздаяние небесное, которому не будет никогда конца (прп. Ефрем Сирин , 31, 342–343). Кто желает благоугодить Богу и стать наследником Божиим по вере, чтобы ему наречься и сыном Божиим, рожденным от Духа Святаго, тот прежде всего, взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно переносить встречающиеся ему скорби и бедствия и нужды, – будут ли то телесные болезни и страдания, или поношения и обиды от людей, или различные невидимые скорби, какие наводят на душу лукавые духи с намерением привести ее в расслабление, нерадение и леность, а тем воспрепятствовать ей войти в жизнь; наводят же по Божию домостроительству, попускающему каждой душе быть искушенною различными скорбями, чтобы явными стали любящие Бога от всей души, как скоро они мужественно переносят все, что наводит лукавый и не теряют упования на Бога, но всегда по благодати с верою и великим терпением ожидают избавления; почему приходят в состояние выдержать всякое искушение и, таким образом, улучив обетование, делаются достойными Царствия (прп. Ефрем Сирин , 31, 521). Кто вожделевает быть наследником Христовым, тот в сообразность с сим да вожделевает и пострадать, как пострадал Христос (прп. Ефрем Сирин , 31, 532). Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения (прп. Ефрем Сирин , 32, 263). ...Нет покоя на земле желающим спастися, потому что не без труда дается награда, и каждый из нас получит свою награду по мере труда своего (прп. Ефрем Сирин , 32, 278). Источник. Господь наш учит в Евангелии Своем – оставить мир и возлюбить Его. Посему праведные страдали за Него и, как умершие в уповании на Него, наследуют жизнь и Царство, в Едеме прославятся за труды свои (прп. Ефрем Сирин , 33, 475). Источник. ...Негладким путем и надобно шествовать, и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь (прп. Макарий Египетский , 67, 218). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из апологетических сочинений Феодорита интересно «Врачевание эллинских недугов». Как толкователь Священного Писания Феодорит строго держался приемов толкования, принятых Антиохийской школой. Главное значение он придавал историко-грамматическому разбору текстов. Он не любил аллегорию, хотя и допускал ее в отдельных случаях. Его объяснения при всей своей научной глубине и художественной отделке отличаются простотой и ясностью. От него остались толкования на псалмы, «Песнь Песней», на пророков и послания апостола Павла. Ветхий Завет он объясняет в свете новозаветного откровения и находит в нем прообразы новозаветных событий. §5. Восточно-Сирийская богословская школа Восточно-Сирийская или Эдесско-Низибийская школа по своему богословскому направлению примыкала к Антиохийской школе. Основателем ее был преподобный Ефрем Сирин . Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Ефрем Сирин родился на рубеже III и IV столетий в столице Месопотамии Низибии или в ее окрестностях в семье земледельца. Ефрем получил христианское воспитание, но в юношеском возрасте не был свободен от некоторых недостатков: он был раздражителен, склонен к чувственным удовольствиям и колебался сомнениями относительно Промысла Божия. Но одно обстоятельство в жизни произвело в нем решительный переворот. Его обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. В заключении он дал обет посвятить жизнь свою Богу, если получит свободу. Вскоре он оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам. Здесь он довершил свое духовное воспитание под руководством знаменитого подвижника Иакова Низибийского , ставшего позже Низибийским епископом. В Низибии он основал школу, в которой был учителем сирийского языка. С переходом Низибии под власть персов (363 г.) Ефрем со многими христианами переселился в Эдессу, где продолжал заниматься преподавательской деятельностью. Ефрем был ревностным поборником Православия. В Эдесской епархии было много еретиков. Чтобы привлечь на свою сторону православное население, еретики облекали свое учение в поэтическую форму и распевали на своих собраниях гимны по особым напевам. В противовес им святой Ефрем излагал в стихотворных гимнах православное учение и вместе с верующими пел их в собраниях. В 370 году Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с жизнью египетских подвижников. В Кесарии Каппадокийской он встречался с Василием Великим , который рукоположил его во диакона. Василий Великий приглашал его и на епископскую кафедру, но Ефрем притворным юродством отклонил от себя эту честь, считая себя по смирению недостойным епископского сана. Скончался преподобный Ефрем в 372 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Винопитие Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий (прп. авва Исаия , 60, 98). Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь (свт. Василий Великий , 6, 176). Источник. Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться... чтобы оно производило помрачение рассудка... (свт. Василий Великий , 8, 74). Источник. Вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания, и не должно домогаться его без нужды... (свт. Василий Великий , 9, 61). Источник. Не принуждай брата своего пить вино до опьянения... ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Укоризна человеку упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобою (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не пей вина до опьянения, иначе сделаешь, что сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). Источник. Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания (прп. Ефрем Сирин , 32, 71). Источник. Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди (прп. Ефрем Сирин , 34, 387). Источник. Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает (свт. Григорий Богослов , 15, 365). Источник. Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень (свт. Григорий Богослов , 15, 368). Источник. Кто не знает всего того, что вино, когда оно неумеренностью преступает потребность, бывает пищею к воспалению непотребства и к доставлению удовольствий, растлением юности, безобразием старости, бесчестием для жен, составом, приводящим в неистовство, напутием к бесчинству, отравою души, омертвением разума, отчуждением от добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сребролюбие ...Не думай, что только имение золота или серебра есть сребролюбие, но если и к чему-либо привязан помысл (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 59). Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно (свт. Василий Великий , 10, 57). ...Что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Кто любит золото, тот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благословен (прп. Ефрем Сирин , 30, 154). ...Если возлюбишь сребролюбие, пойдешь отселе ни с чем; а если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства (прп. Ефрем Сирин , 30, 156). Источник. ...Сребролюбие есть изобретатель всякого греха (прп. Ефрем Сирин , 32, 269). Источник. Не люби золота и серебра, чтобы лукавый не преградил твоего течения (прп. Ефрем Сирин , 34, 295). Источник. Возненавидь серебро; для него князи гибли в бранях. Возлюби ходить босыми ногами, чтобы попрать главы змиев (прп. Ефрем Сирин , 34, 296). Источник. Если в какой-либо части тела бывает прилив испорченного и гнилого сока, и делается в том месте воспаление, то всего необходимее, чтобы скопившаяся влага, по устремлении ее к наружности, прорвалась в каком-либо особом месте и нарыве. Так, в ком бывает прилив недуга сребролюбия, в том страсть всего чаще склоняется к невоздержанию (свт. Григорий Нисский , 19, 268). Источник. Нет ничего столько тяжелого и неприступного во вражеском ополчении, как оружие сребролюбия, потому что, хотя наилучшим образом оградятся души стройною связью других добродетелей, но тем не менее и через них нередко проникает это стенобитное орудие. Можно видеть, что и при целомудрии вторгается любостяжание, при вере, при точном хранении таинств, при воздержании и смиренномудрии и при всем тому подобном бывает это тяжкое и непреоборимое приражение зла. Почему иные воздержные, целомудренные, пламенеющие верою люди строгого образа жизни, скромные нравами, не в состоянии бывают противостать этой только болезни (свт. Григорий Нисский , 19, 359). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010