Если же и богатство у себя имеешь, то собирай себе сокровище на небесах благотворениями (прп. Ефрем Сирин , 32, 87). Источник. Чем приятнее временное, тем более увеличивает оно бедствие. Как бережливые, лишившись одной или двух драхм, сетуют, уязвляемые любостяжательностью... так богатых преследует еще скорбь, напоминающая им о разлуке с богатством. Особливо если кто увидит себя преклонным к старости, оплакивает себя, как связываемый железными оковами или заключенный в темницу, не находя никакого средства отвратить от себя старость, хотя и думает отстранить памятование о смерти свирелями и тимпанами и прочими музыкальными орудиями (при. Ефрем Сирин , 32, 114). Источник. Если есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он господин сего, а только приставник, потому что и сам получил сие от другого и опять после него перейдет сие в наследство другому по повелению Создателя. А потому надлежит исповедовать милость Давшего (прп. Ефрем Сирин , 32, 118). Источник. Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни (прп. Ефрем Сирин , 32, 145). Источник. Если Богу отдаешь, что дал Он тебе для упражнения, то постыждаешь змия, потому что пренебрег ты суетным и временным наслаждением, которым змий запнул прародителей (прп. Ефрем Сирин , 32, 197). Источник. Богатство, которое любили мы, остается позади нас, а неправда предваряет нас у гроба. Блаженны вы, победители, мужественно воспротивившиеся ей! (прп. Ефрем Сирин , 33, 217). Источник. Тебя ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты богатство, не изменяющееся от перемены времен (прп. Ефрем Сирин , 33, 337). Не сопровождает человека имущество его в час смерти; все, что приобрел человек, отходит и исчезает при дверях гроба (прп. Ефрем Сирин , 33, 389). Источник. Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновение ока поглотила жизнь их (прп. Ефрем Сирин , 33, 489).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иисус три дня был пришельцем смерти, и освободил плен ее, расхитил стаи ее, восстановил род наш (прп. Ефрем Сирин , 33, 464). Источник. ...Славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель, проник туда глас Его и положил конец ее славе (прп. Ефрем Сирин , 33, 465). Источник. Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода; поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть (прп. Ефрем Сирин , 33, 487). Источник. Хвала Всевышнему, Который срастворил соль Свою с духом нашим, и закваску Свою с душами нашими, и Тело Свое соделал Хлебом, чтобы оживотворить нашу мертвенность! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Хвала Тому, Кто всеял свет во тьму и обличил ее тайны, но прикрыл Свою сокровенность, и с нас совлек и снял одежду скверн! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми! (прп. Ефрем Сирин , 34, 155). Источник. На уничижение пришел Ты, , чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою! (прп. Ефрем Сирин , 34, 173). ...Умерщвляет Он смерть, низлагает Он сатану; Он – радость горних; Он – упование дольних! (прп. Ефрем Сирин , 34, 284). Источник. ...Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (прп. Ефрем Сирин , 36, 102). Врачевство... жизни состоит в том, что Господь сделал Тело Свое сосцами нашей невинности и Кровь Свою источником, который, напояя, уничтожает жажду нашу, и весь всецело стал для нас трапезой всех благ (прп. Ефрем Сирин , 37, 350). Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму! (свт. Григорий Богослов , 14, 249). есть Ипостасная и Сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение (прп. Макарий Египетский , 67, 417). Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, – не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне (прп. Макарий Египетский , 67, 442). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое... посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Слушай, возлюбленный, того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Господу Богу (прп. Ефрем Сирин , 30, 207). Источник. ... , когда нас слушаются, принимающими это с приятностию, а когда от нас требуют послушания, – с неудовольствием, в приказаниях строгими, а в исполнении приказаний мрачными и ропщущими (прп. Ефрем Сирин , 30, 231). ...Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника; но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии... (прп. Ефрем Сирин , 30, 418). Источник. Жизнь святых делается, брат, светлою, когда возвеличена послушанием (прп. Ефрем Сирин , 30, 419). Источник. Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением, ибо таковый будет увенчан, став исповедником о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 344). Источник. Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то не с гневом воспротивимся приказанию... но просительно и, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не но нашим силам (прп. Ефрем Сирин , 30, 560–561). Источник. Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа и, по милости Божией, сокрушишь главу змиеву (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Источник. ...Если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его, потому что полезно ему это. То же разумей и о человеке, который стар годами, но юн умом. Ибо Премудрый говорит в притчах: Путие безумных прави пред ними: а мудрый приимет совет (ср.: Притч. 12, 15 ). Послушаем и того, который говорит: юнии, повинитеся старцем: вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Пет. 5, 5 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 216).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. Источник. Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по мере сил (свт. Василий Великий , 10, 55). Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится (прп. Ефрем Сирин , 31, 71). Источник. Источник. Один неутомимо занимается работой из сребролюбия, другой много работает по любви к благотворению (прп. Ефрем Сирин , 31, 134). Источник. Источник. ...Трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние (прп. Ефрем Сирин , 31, 137). Источник. Источник. Человеку, который в силах работать, не хорошо есть хлеб в праздности, когда Апостол говорит: без стужения себе соблюдох и соблюду (ср.: 2Кор. 11,9 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 146). Источник. Источник. Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены, посему надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит находяй день (ср.: Притч. 27, 1 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 150–151). Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь работая, но возвеселишься впоследствии (прп. Ефрем Сирин , 31, 186). Источник. Источник. Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле; а кто углубляется мыслию в святое слово, тот больше успеет (прп. Ефрем Сирин , 31, 204). Источник. Источник. Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу (прп. Ефрем Сирин , 31, 205). Источник. Источник. Если... кто тяготится утомлением за делом, то сколько в мире таких, у которых болят руки и ноги... которые ни днем, ни ночью не имеют покоя (прп. Ефрем Сирин , 31, 413). Источник. Источник. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сделанного тобою (прп. Ефрем Сирин , 31, 493). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чувствует она, как велики язвы ее, и размышляет об учиненных ею беззакониях; и отсюда рождаются воздыхания, мучения и горькие страдания. Источник. Льются слезы из очей ее об утраченной красоте; многочисленны гнойные струпы ее; и поскольку видит она великую гнусность свою, то бежит от нее и ищет защиты всещедрой благодати (прп. Ефрем Сирин , 33, 163–165). Источник. Дивлюсь сам себе, потому что и в несчастье, равно как в счастье, умножаю долги свои (прп. Ефрем Сирин , 33, 185). Источник. Кто грехами своими воспламенил огонь, тот, если будет молиться, угасит его своими слезами. Итак, умоляй о щедротах и угаси пламень мучения (прп. Ефрем Сирин , 33, 188). Источник. Дни спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уравняй для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по оному (прп. Ефрем Сирин , 33, 189). Источник. Какой ужас! Как болезненно это сердцу! При каждом из нас всегда невидимо стоит незримый писец и записывает слова и дела его на Судный День (прп. Ефрем Сирин , 33, 213–214). Источник. ...Стена грехов моих разоряется слезами и сокрушением... (прп. Ефрем Сирин , 33, 224). Источник. Видел я, братья мои, что ладьи душ непредвиденно утопали в мире сем, как в море. Потонувшим в море есть надежда, что пробудит их глас Воскресения; но кто потонул во грехах, тому Воскресение в геенне (прп. Ефрем Сирин , 33, 238). Источник. Вошли мы в мир, очистившись крещением, а выходим оскверненные, очерненные, покрытые всякой нечистотой; такими же предстанем и на Суд (прп. Ефрем Сирин , 33, 238) Источник. Похищены у меня дни мои, а я не заметил сего, не привел себе на память, как много согрешил и не покаялся. Числом грехов моих превышено число дней моих. Дни мои прошли, а грехи остаются; для них назначен день Суда, и оному не будет конца (прп. Ефрем Сирин , 33, 239) Источник. Лукавая воля вводит меня в грехи; а когда согрешу, слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что сам я причиной; лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле; почему же слагаю вину на лукавого? (прп. Ефрем Сирин , 33, 244). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как борец постоянно проводит время в телесных упражнениях, чтобы приспособить тело свое к искусству борьбы, так и подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром деле... (прп. Ефрем Сирин , 31, 159). ...По образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи! (прп. Ефрем Сирин , 32, 102). Вот благоразумие, вот расположение боголюбивых рабов, если всегда бывают они подражателями Владыке в добрых делах (прп. Ефрем Сирин , 32, 222). Источник. ...Не светлой одеждой обращай на себя взоры, но в добрых делах да просветится свет твой перед всеми, чтобы прославляем был Господь (см.: Мф. 5, 16 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 359). Как у плуга, если идет не прямо, дело выходит неправильно, так христианину нужно все, чтобы при всяком случае подвизаться в делании добра (прп. Ефрем Сирин , 32, 398–399). ...Кто спасет меня в пришествие Судии, судящего по истине? Не принуждал Он меня насильно работать в винограднике Его; добровольно оставался я в нем целый день, чтобы получить награду; но за леность свою лишен оной. Источник. Итак собственными моими словами будет Он судить меня, потому что сам я провозгласил и наименовал себя делателем Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 182). Источник. Да понесет выя наша на себе сладостное иго Твое, Господи наш! Видимый крест Твой да будет сокровен во внутренности нашей. Сердце наше да будет твердо и да распинается повседневно. Вместо гвоздей пронзи его заповедями Твоими (прп. Ефрем Сирин , 33, 341). Источник. Тебя, Господи, вознесли некогда на древо; теперь каждый должен возносить себя самого на крест любви и вместо гвоздей употребить пост, вместо терний – заповеди (прп. Ефрем Сирин , 33, 342). Пусть будут у нас крест Твой колесницею для членов, а чистые мысли – духовными конями, и как на колеснице, влекомой духами, да восседает на духе пашем слава Твоя! (прп. Ефрем Сирин , 33, 342). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Приносишь ты покаяние в идолослужении? Бегай гаданий, наблюдений полета птиц и других примет – это части идолослужения, когда по сим признакам прорицают, звездочетствуют, обращаются с вопросами к... гадателям(прп. Ефрем Сирин , 32, 169). Источник. Приносишь ты покаяние в блуде? Осуждай всякий блуд, потому что им порождены всякие распутства. Берегись смеха, шуток, сквернословия, чревоугодия – это пути к блуду (прп. Ефрем Сирин , 32, 169–170). Источник. Приносишь покаяние в лукавстве? Бегай раздражительности, ненависти, зависти, противной робости и всякой низости (прп. Ефрем Сирин , 32, 170). Источник. Приносишь ты покаяние в сделанной неправде? Отжени от себя всякую неправду, потому что от неправды прозябли все излишества сребролюбия (прп. Ефрем Сирин , 32, 170). Источник. Приносишь покаяние в том, что поссорился? Приучи язык свой отвечать кротко (прп. Ефрем Сирин , 32, 170). Источник. Приносишь покаяние в безрассудстве? Не только уклоняйся зрелищ, но и во всяком месте удаляй от себя смех и всякую мирскую забаву. Ибо подобные сим вещи принуждают возвращаться к прежнему (прп. Ефрем Сирин , 32, 170). Источник. ...Если приносишь покаяние в чревоугодии, то приноси покаяние во всяком угождении чреву, потому что посредством самых малостей вкрадывается оно снова, и что легко пренебрегается, тем вводит ум в погрешность (прп. Ефрем Сирин , 32, 173). Источник. ...Должен ты принести твердое покаяние, как Петр, потому что твердо грешил. Скажи мне: когда творил ты блуд, вместе с телом не действовала ли и душа твоя? Как же теперь хочешь целомудриться одним телом? Когда грабил ты, вместе с плотью не напрягался ли и ум твой? Как же теперь хочешь одной наружностью доказать свое постоянство? Законы не судят, если дело не обличено, не наказывают тех, которые имеют только вид убийцы. Так и Бог не приемлет покаяния, не оказывающего в себе твердого дела. Многие подражают в походке царям, а другие в поступках подражают мучителям, но за это одних не судят, как мучителей, а другим не кланяются, как царям. Так и кающиеся, если нетвердо принесут покаяние, будут то же, что подражатели (прп. Ефрем Сирин , 32, 174–175). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Господь дал покаяние тем, которых видел, что сердца их будут чисты, и что они будут служить Ему от всего сердца. А тем, в которых видел лукавство и неправду, и что они притворно к Нему обратятся, не дал покаяния, чтобы они снова не осквернили имени Его (св. Ерм , 94, 220). Благословен Бог покаяния, и благословен Богом тот, кто любит покаяние, и подклоняет выю Его воле, доколе по воле Божией не возродится свыше (прп. авва Исаия , 59, 168). Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не согласился поступать худо, став неблагодарным пред Спасителем нашим Богом (прп. Ефрем Сирин , 30, 525). ...Из всего досточестного велико и спасительно покаяние. Посему, однажды отрезвившись, не погружайся в опьянение, ежедневно греша, то строя, то разоряя, то соплетая, то распуская, подобно детям, которые много раз прилежно строят свои дома, и потом, опрокинув, обращают все в кучу (прп. Ефрем Сирин , 32, 27). Источник. Через него земля стала небом, потому что наполнилась святыми – этими земными ангелами (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Это обильный прибыток у Бога, потому что приводит к Нему человеков и толпами собирает грешников (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Бог увеселяется им , как силой Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Змий убеждает нечествовать и готовит огорчение, а покаяние советует не тревожиться и не отчаиваться в спасении (прп. Ефрем Сирин , 32, 155). Источник. Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг побуждает сделать беззаконие, а покаяние советует обратиться. Один нудит к отчаянию, а другое обещает надежду спасения (прп. Ефрем Сирин , 32, 155) Источник. Дьявол не дает нечестивым одуматься, представляя им суровость покаяния. А покаяние, видя хитрость его, подходит с лаской и говорит: «Приведите только себе на память Бога, и я потружусь за вас. Представьте в уме Его милосердие, и я буду ходатайствовать за вас с воздыханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии, и сделаю вас Божиими слугами» (прп. Ефрем Сирин , 32, 156). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2 . Григорий Богослов (2010) – Григорий Богослов , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 1. 3 . Григорий Богослов (2011) – Григорий Богослов , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Т. 2. 4 . Деяния (1996) – Деяния Вселенских Соборов. Т. 3: Константинопольский 2-й. Вселенский V. СПб.: Воскресение, 1996. 5 . Ефрем Сирин (1850) – Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: в Типографии В. Готье, 1850. Ч. 5, кн. 3. С. 255; С. 301 (ТСО; т. 16). 6 . Ефрем Сирин (1853) – Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: в Типографии В. Готье, 1853. Ч. 8, кн. 2 (ТСО; т. 22). 7 . Ефрем Сирин (1896) – Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегирёвой, 1896. Ч. 8, [кн. 1] (ТСО; т. 61). 8 . Иоанн Дамаскин (2002) – Иоанн Дамаскин , прп. Творения. Источник Знания. М.: Индрик, 2002. 9 . Исаак Сирин (1911) – Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1911. 10 . Исаак Сирин (2013) – Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты/Пер. с сирийского, прим., предисл. и послесл. митрополита Илариона (Алфеева) . СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. 11 . Исаак Сирин (2016) – Исаак Сирин , прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьёва. М.: Издательский дом «Яск», 2016. 12 . Марк Подвижник (2000) – Марк Подвижник , прп. Против несториан/Пер. с греч., комм. Б. Барчунова//Богословский сборник. М., 2000. 5. С. 125–181. 13 . Пидалион (2019) – Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. Т. 3: Правила Поместных Соборов. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. 14 . Феодор Мопсуестийский (2020) – Феодор Мопсуестийский. Фрагмент комментария на Книгу Бытия. Слово 1/Пер. с сир. А. Тармазов. URL: http://bogoslov.ru/article/6026455#_ftn3 (дата обращения: 30.11.2020). 15 . Ephraem Syrus (1743) – Ephraem Syrus. Paraeneses//Epraem Syrus. Opera omnia. T. III/Ed. S. E. Assemanus, archiep. Apamensis. R.: Ex Typographia Pontificia Vaticana, 1743. P. 367–561.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Как неповрежденный глаз все видит чисто, действительно так определяя, как что есть, и здоровый желудок может с приятностью принимать всякую пищу, – так и чистая душа все видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная, встречая во всем преткновения и имея око, покрытое тьмою греха, и хорошего не может видеть хорошим. Ее молитва, пост и милостыня – мерзость пред Богом (прп. Ефрем Сирин , 32, 399). , ты дщерь света, поэтому бегай тьмы. Того из возлежащих, на котором была нечистая риза, связав, ввергли во тьму, чтобы не бесчестил собою вечери святых (см.: Мф. 22, 11 –13 ). Если одежды твои нечисты, легко тебе омыть их слезами очей своих. Итак, восстань и молитвою очисти одежды свои (прп. Ефрем Сирин , 33, 188). Горе тебе, душа, утратившая Великий образ! До чего дошло унижение твое? Вот, и в хлеб твой вмешаны терния (прп. Ефрем Сирин , 33, 190). Источник. Для чего ты, душа, став добычею сатаны, погрязаешь во множестве постыдных дел? Возопи болезненно, и да услышана будет молитва твоя (прп. Ефрем Сирин , 33, 192). Источник. По образу Творца твоего сотворена ты; Его подобие и Его образ отпечатлены в тебе: берегись запятнать Божий образ и подвергнуть себя осуждению Царя, Которого образ поругала ты (прп. Ефрем Сирин , 33, 302). Источник. Вострепещи, несчастная , и ужаснись мучений, какие сама себе приуготовила ты. Плачь о себе, сообщница Ангелов, потому что повсюду с тобою пойдет вечный огонь (прп. Ефрем Сирин . 33. 321). Временное имение всякий бережет с предусмотрительностью, а душу – самое дорогое Божие достояние – расхищают и грабят демоны, и никто о том не поболезнует и не поскорбит (прп. Ефрем Сирин , 33, 351). Источник. Когда падают стены твоего дома, строишь новые, подводишь, подпираешь; а душа твоя вся в расселинах, и не загородишь ни одной (прп. Ефрем Сирин , 33, 352). Источник. Иной не дает пылинке упасть на одежду его, а душа у него то же, что свинья, едва вышедшая из зловонной ямы. Иные моют и чистят тело свое, чтобы членам своим придать красоту, а на душе у них кучами лежит гной, и нет охоты острогать его (прп. Ефрем Сирин , 33, 352). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010