Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная (прп. Антоний Великий , 89, 112). Источник. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды (прп. Антоний Великий , 89, 112). Источник. ...Не возможешь соблюсти себя от греха и очиститься от плотских похотей, если не получишь божественной помощи (прп. авва Исаия , 59, 86). Возненавидь похоть яств, чтобы Амалик не преградил тебе путь (прп. авва Исаия , 89, 548). Похоть не перестает жалить и мучить невоздержанного, пока не произведет в душе греховного струпа, который, при воспоминании гнусных дел, издает зловоние (свт. Василий Великий , 6, 266). Источник. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя (прп. Ефрем Сирин , 30, 148). Источник. Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобляется идущему по льду; потому что недалеко от него поползновение (прп. Ефрем Сирин , 30, 181). Источник. Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты!» Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога ( Рим. 8, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 185). Источник. Подавляй в себе похоть, возлюбленный, пока она не подавила тебя; потому что покоряющихся ей приводит она во дно адово (прп. Ефрем Сирин , 30, 206). Источник. Внимательность ума и ожидание суда уничтожат внутреннее щекотание и иссушат усиливающуюся похоть; и в таковой душе произойдет тишина (прп. Ефрем Сирин , 30, 511). Источник. ...Будем бегать всякой юношеской похоти, чтобы... не быть отсеченными, уподобившись согнившему члену и отсекаемому благотворно для прочих членов тела. Господь сказал: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин. 5, 14 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 194). Источник. ...Зверь, если привык к плотоядству, чаще удовлетворяет сей страсти. А ты хочешь меня уверить: если однажды удовлетворишь похоти, не будет она более тревожить (прп. Ефрем Сирин , 31, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Раздражительность Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое... (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Раздражение есть упоение души, оно так же выводит душу из ума, как и вино (свт. Василий Великий , 8, 17). Источник. ...Раздражение есть какое-то воспламенение и скорое испарение страсти... (свт. Василий Великий , 8, 152). Источник. ...Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале (свт. Василий Великий , 8, 153). Источник. Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. Раздражительность в человеке – ров для него; а кто преодолел в себе раздражительность, тот миновал этот ров (прп. Ефрем Сирин , 30, 191). Источник. Что же такое раздражительность? Это страсть наглая и бесстыдная, за которой следует печаль и раскаяние... (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие; потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дел, а кротость и любовь отдаляют все это (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. Пища для огня – дрова, а пища для раздражительности – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Хочешь ли укротить раздражительность? Возьмись за смиренномудрие, и ходи путем кротких и смиренных (прп. Ефрем Сирин , 30, 198). Источник. Раздражительность, когда не преступает меры, служит оружием соревнованию. Без сильного желания неудобопостижим Бог. Но знаю и наставника в добре; это – рассудок. Если же все это обращено будет на худшее, то раздражительность произведет оскорбления и злодеяния, пожелание распалит нас к гнусному сластолюбию, а рассудок не только не подавит сего, но еще поможет своими ухищрениями. Так добрые дарования отдаются во власть нашему растлителю! Но нехорошо Божий дар мешать со злом (свт. Григорий Богослов , 16, 166). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). ...Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает (при. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию; потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Что такое праздное слово? – Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). То , которое... учит делать доброе, а само не делает (прп. Ефрем Сирин , 30, 282). ...Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию (прп. Ефрем Сирин , 30, 492). Источник. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него (прп. Ефрем Сирин , 31, 294–295). Источник. ...Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения (свт. Григорий Богослов , 14, 169). Лучше спать, чем проводить время в пустословии (прп. авва Евагрий, 89, 611).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смотри, лукавый делает нас внутренно гнусными, а снаружи придает нам красивый вид, чтобы стали мы отвратительным гробом, полным нечистот (прп. Ефрем Сирин , 34, 307). Источник. Лукавый сатана видел, что Бог туне расточает сокровища Свои, потому и он отверз свою сокровищницу и также рассыпает губительные дары свои. Одному дает кичливость духа, другому – жестокость сердца; одного делает наклонным к оскорбительным насмешкам, другого – к ругательным словам (прп. Ефрем Сирин , 34, 323). Источник. Лукавый умерщвляет нас с помощью нас же самих; чрез нас самих побеждает нас этот бессильный (прп. Ефрем Сирин , 34, 326). Источник. Лукавый, видя, что облеченные плотию всякими степенями восходят на небо, налагает на них всякого рода бремена, чтобы с высоты низвести их долу, чтобы совратить их с пути, ставит им множество препятствий (прп. Ефрем Сирин , 34, 327). Источник. О, как хитер опутывающий нас своими узами! Мы и не чувствуем, как опутаны ими. О, как искусен налагающий на нас оковы! Мы и не примечаем, как заключены в оковы. Приятны нам стрелы его, когда умерщвляет ими душу, связанный и окованный грешник безмолвствует и остается спокойным. Какое тонкое лукавство у нашего противника, налагающего на нас узы! Вместе и связаны мы и свободны. Вдали от истины удерживается узами дух наш, но, как ничем не связанный, свободно стремится к пороку. Связан он для любви, но не связан для ненависти. Связан и встречает препятствия делать доброе, но беспрепятственно делает худое. Сии узы, какие носим на себе, так же хитры и лукавы, как и наложивший их на нас; дают нам свободу идти ко лжи, но препятствуют приближаться к истине; позволяют поспешать к шуией части, но не допускают к части десной (прп. Ефрем Сирин , 34, 332). Лукавый не ставит себе в труд опутывать нас различными пороками; он рад, если свяжет нас чем бы то ни было (прп. Ефрем Сирин , 34, 333). Источник. Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас (прп. Ефрем Сирин , 34, 335). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Восшумят гласы каждого сонма из обиталищ их, в какое перейдет каждый по заслугам воли своей. Богохульники будут рыкать в геенне, а праведники огласят Царствие хвалебными песнями и возвеличат Жениха (прп. Ефрем Сирин , 33, 241). Источник. Не будет там милости к грешникам и на такое краткое время, какое нужно глазу для мановения; не будет там лицеприятия к злым и на такое краткое время, какое нужно птице, чтобы поднять крылья для полета (прп. Ефрем Сирин , 33, 387). Источник. Там, в Великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь (прп. Ефрем Сирин , 33, 486). Источник. ...Ничто не пребывает вовек, кроме истины, правды и жизни, какую обетовал Спаситель наш, и кроме любящих Его, сохранявших заповеди Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 508). Источник. ...Вечная жизнь ожидает только тех, которые прияли залог, и при конце, в день явления великого Царя, изыдут в сретение Ему; таковым возвещены блаженства нескончаемые (прп. Ефрем Сирин , 33, 511). Источник. В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранявшие все заповеди Его (прп. Ефрем Сирин , 33. 527). Все приходящие к Богу и желающие сподобиться Вечной жизни, по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру, и ни для успешного получения чинов, ни из ласкательства пред сильными или по страху к ним не делаться предателями неоцененного сокровища веры (прп. Ефрем Сирин , 35, 469). Источник. ...Когда придет на нас Царствие Божие, тогда все, преобладающее нами теперь, обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света; не остается болезни по возвращении здоровья; не действуют и страсти при появлении бесстрастия; бездейственна смерть, исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь и начинает обладать нетление (свт. Григорий Нисский , 18, 424). Источник. ...Когда прекратится это скоротекущее и преходящее время, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минуется потребность приходить в бытие, и не будет уже разрушаемого, потому что уповаемым воскресением претворится естество в некое иное состояние жизни, когда прекратится и это преходящее свойство времени, потому что не будет уже силы, приводящей в бытие и разрушение, тогда, без сомнения, кончится и эта седмица, измеряющая время, заступит же ее место восьмой день, т. е. последующий век, который весь составляется одним днем, как говорит некто из пророков, уповаемую жизнь назвав днем великим (ср.: Иоил. 2, 11 ), потому что сей день освещать будет не чувственное солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, Которое в пророчестве именуется Востоком ( Зах. 6, 12 ), потому что никогда не скрывается на западе (свт. Григорий Нисский , 19, 79–80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 209–210). Источник. Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога (прп. Ефрем Сирин , 30, 503). Источник. Если увидишь обман, не тотчас обличай (прп. Ефрем Сирин , 31, 631). Источник. Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети (прп. Ефрем Сирин , 34, 275). Источник. ложь свою слагает с истиною, чтоб обман его оставался прикровенным (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (прп. Ефрем Сирин , 34, 306–307). Если вознамерится пленить тебя неправдою, великий оплот тебе – правда (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном... (прп. Макарий Египетский , 67, 264). Источник. ...Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет... (свт. Григорий Нисский , 18, 266). Источник. Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью (авва Евагрий, 89, 610). Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 925). Обман благовременный и учиненный с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст , 46, 29). Источник. ...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Правда есть способность воздавать за все по достоинству... (свт. Василий Великий , 8, 176). Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а неправый разум ставить вождем жизни; но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного (свт. Василий Великий , 8, 312). ...Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь (прп. Ефрем Сирин , 30, 105). Источник. ...Истина горька для старающихся быть скрытными, и обличение кажется жестоким особенно для людей, которые хотят, чтобы о них хорошо думали другие (прп. Ефрем Сирин , 30, 278). Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды (прп. Ефрем Сирин , 31, 448–449). Источник. Избери себе делание правды – этот полезный для тебя труд. Воспользуйся сею скоротечною жизнью и имей непрестанно перед глазами тот страх и ужас, какой ожидает тебя в день испытания (прп. Ефрем Сирин , 33, 302). Источник. ...Приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше; потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду (прп. Ефрем Сирин , 33, 334). Источник. Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может; правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою; потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо (прп. Ефрем Сирин , 33, 334). Источник. Труд правды подает только случай Подателю за малое наградить великим богатством; потому что не укоряется и за малое приумножение правды, кто приумножает (прп. Ефрем Сирин , 34, 280). Источник. Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией; ибо знал, что она матерь любви (прп. Макарий Египетский , 67, 258). Источник. Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем, да свидетельство совести твоей похвалится Крестом Христа, очищающего совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь, Кому поклоняешься, по сказанному: мы поклоняемся, егоже вемы (ср.: Ин. 4, 22 ) (прп. Макарий Египетский , 89, 249).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В какой мере удаляется кто от безмолвия, в такой грубеет у него ум (прп. Ефрем Сирин , 31, 193). Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей; а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе (прп. Ефрем Сирин , 31, 294). Весь подвиг в том, чтобы безмолвствовать внутренно и отречься истинных мятежей, волнения помыслов и сопротивных сил. Иначе напрасно будет отречение и видимое удаление с места. Ибо вот истинное отречение – внутренно пребывать в мире и тишине (прп. Ефрем Сирин , 32, 33). Приобрети безмолвие, как крепкую стену, потому что безмолвие поставит тебя выше страстей. Ты будешь вести брань сверху, а они снизу (прп. Ефрем Сирин , 32, 100). Источник. Безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, есть огненная колесница, которая приобретших его возносит на небеса (прп, Ефрем Сирин , 32, 100). Источник. Лучше кусок хлеба с солью в безмолвии и на свободе от забот, нежели предложение многих снедей при развлечениях и заботах (прп. Ефрем Сирин , 32, 101). Источник. Избегай беседы о мирском, чтобы ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено (авва Евагрий, 85, 636). Владей... безмолвием, как крепкою стеною, потому что безмолвие делает тебя выше страстей; ты воюешь сверху, а они снизу. Владей безмолвием страха Божия, и все стрелы врага не повредят тебе; безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, есть огненная колесница... О, безмолвие, преуспеяние монахов, лестница на небо, путь Небесного Царства, мать раскаяния, зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его. О, безмолвие, не задерживающее слез, родительница кротости, сожительница смирения; о, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, – просветитель ума, соглядатай помышлений и помощник в сомнении; о, безмолвие, родительница всякого блага, основание поста и помеха для прожорливости, досуг для молитвы и чтения, тишина помышлений и ясная пристань; о, безмолвие, беззаботность души, полезное ярмо и бремя легкое, дающее отдых и носящее носящего тебя, радость души и сердца, узда для глаз, слуха и языка; о, безмолвие, уничтожение хвастливости и враг бесстыдства, темница страстей, помощник всякой добродетели, защитник бедности, страна Божия, приносящая добрые плоды, стена и крепость желающим подвизаться для Небесного Царства (свт. Иоанн Златоуст , 56, 450). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

 Он родился в окрестностях Низибии 333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам» 334 . Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно 335 . Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского 336 . Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор 337 . Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище 338 . Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура 339 . Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея 340 и Нерукотворному лику Спасителя 341 . Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей 342 . Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие 343 . Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван 344 . С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бог дал человеку власть... изменяться чрез покаяние и соделываться посредством оного совершенно новым (прп. авва Исаия , 59, 164–165). ...Когда оставит человек грехи свои и обратится к Богу, тогда покаяние его возрождает его и делает его всего новым (прп. авва Исаия , 89, 462). Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния(свт. Василий Великий , 7, 307). Источник. Сколько сами желаем, столько и прощает Благий Бог (прп. Ефрем Сирин , 30, 297). Источник. ...Как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость и отвращает гнев (прп. Ефрем Сирин , 31, 148). ...В нем состоит духовная лихва, потому что покаяние жнет, чего не сеяло. Тело сеет тление, а покаяние, и его пожиная, возводит до чистоты. Порок сеет страсти, а покаяние, исторгая их, посевает доблестное житие (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Покаяние – многообильный плод... потому что всякими способами приносит Богу доблестные дела. Это многоплодное поле, потому что возделывается во всякое время (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Источник. Кающийся сам себя делает из меди золотом и также из дерева камнем. Когда принесет покаяние законно, сам себя воскресит из мертвых и из тьмы сделается светом. Следовательно, благочестивый может и созидать, потому что покаяние делается в нем началом Божественной силы(прп. Ефрем Сирин , 32, 176). Источник. Страшный райский Херувим, стрегущий вход в рай, позволяет идти туда тебе, кающийся, новый наследник рая (прп. Ефрем Сирин , 33, 136). Источник. Чем воздала Тебе, , оная блудница, когда оставил Ты ей все долги ее? – Купила только мира и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была любовь ее, победоносна была вера ее; потому что за миро и слезы очей своих получила от Тебя оставление грехов. Источник. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Слезами своими омыла она ноги Твои и волосами своими отерла их. Источник. Миром помазала члены Твои и получила от Тебя прощение в грехах. Маловажен принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010