О законе, 54/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 48).     Симеон Новый Богослов. Слово о вере/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 154.     Марк Подвижник. Николаю/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 91.     Макарий Египетский, 7, 16, 9.    «Не всякое доброе желание входит в сердце человека от Бога, но только то, которое полезно» (Исаак Сирин. Слово 33. С. 146).    «Предпочитать доброе изволение — дело желающего; довершить же выбор доброго изволения — дело Божие» (Исаак Сирин. Слово 33. С. 146).     Макарий Египетский, 12, 2, 6.    Поэтому аскеты рекомендуют жить, «намерение наше показуя Богу, яко вся творим познания ради Его» (Евагрий. От трезвенных глав, 2/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523).     Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 163.    См. выше с. 259.    Кондак Успения, глас 2.    Акафист Успению, кондак 3; также: икос 7, 8.    Акафист Успению, икос 1.    Месяца августа в 15-й день на Похвалах, на Пс. 118:74, 79 (Минея-Август. Ч. 2. С. 64—65).    Лк. 1:31. Для того чтобы лучше понять сказанное, нужно обратиться к древнееврейским брачным обычаям. Браки заключались в той среде путем оформления брачного контракта родителями жениха и невесты. По достижении ими взаимного соглашения жених и невеста становились в глазах общества мужем и женой. Но они не жили вместе. Девушка продолжала жить у своих родителей, а ее названный «муж» — у своих, в продолжение целого года. Целью такого «периода ожидания» было доказать верность обету непорочности со стороны невесты. Окажись она в этот период времени беременной, доказательство ее нечистоты и возможной физической неверности мужу было бы на лицо. В таком случае брак мог быть расторгнут. Если же годичное ожидание подтверждало чистоту невесты, жених приходил за нею в дом ее родителей и в торжественной процессии уводил ее в свой дом. Только тогда начинали они совместную жизнь, и брак их становился реальностью. Читая евангельское повествование, всё это и нужно иметь в виду: Мария и Иосиф как раз находились в таком годичном периоде ожидания, когда оказалось, что Она «имеет во чреве»:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

988 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 36. 989 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 127; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма. С. 343. Св. Максим Исповедник указывает четыре главных вида оставления Божия, иное оставление промыслительное, как то было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, чтобы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия (О любви. Сот. 4, § 96). 990 Там же. С. 127—129. 991 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 40, 45. См. о хульных помыслах у преп. Иоанна Лествичника (Слово 23, §§ 39—54); у преп. Исаака Сирина (Слово 79), у преп. Нила Сорского (вопрос и ответ преп. Анастасия Синайского); у свт. Димитрия Ростовского. Врачевство духовное против смущающих (хульных) помыслов//Творения. T. I. С. 91—101. 992 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 129. 993 Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220. 994 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. Поучение в 9-ю неделю. С. 257—259. 995 «Мы очищаемся от скверн греха или произвольными трудами или невольными скорбями» (Преп. Никита Стифат. Естественные главы. Сот. 2. Гл. 9.//Добротолюбие. T. V). 996 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. СПб, 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 493—494. 997 Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные от Божест. Писания о заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса, 1905. Слово 39. С. 64. 998 Иеросхм. Макарий. Письма к монахам. С. 239. 999 Игумен Антоний. Письма. С. 7. 1000 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 133 и 518. 1001 Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 384—385. 1002 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165. 1003 Он же. Отв. 132. 1004 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 134; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. II. СПб., 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 489.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

П — 297, 298    Вяземская В. О. — 297    Гарфильд С. А. — 710    Георгий, свящ. — 487, 512    Герасим, иерусалимский патриарх — 234, 237, 249, 293, 525, 526, 530, 553    Герман Валаамский — 748    Германн (Герман) Л. Л. — 311, 315, 360    Гильтебрандт — 626, 652, 692    Глебов Сергий — 12, 71, 99, 109, 113, 116, 127, 145, 153, 155, 156, 159, 164, 188, 210, 236, 237, 238, 270, 272, 284, 293, 294, 300, 317, 321, 337, 353, 461, 523, 525, 543, 568, 569, 572, 584, 586, 592, 615, 643, 658—660, 698, 793, 796, 838    Голиаф — 439    Головнин, лейтенант — 589    Головнин В. М. — 589, 590, 768    Гото Георгий — 49    Готоо, врач — 170    Горчаков М. — 86    Горюнов И. С. — 263, 264    Гошкевич И. А. — 212, 221, 353, 681    Грант — см. Grant    Грахам — см. Graham    Григорий Нисский — 212    Григорович Иван Константинович — 98    Грин — см. Green    Громбчевский Б. Л. — 511, 512    Грулев Михаил Владимирович — 167    Грулева Нина Маврикиевна — 167    Грулевы — 168, 264    Гундзи Лука — 482    Гундзи Николай — 482, 622, 653, 658, 667, 691—694, 696, 796    Густовский А. А. — 437, 438, 440, 442, 449, 501, 528    Давыдов, путешественник — 233, 259    Давыдов, посланник — 343, 636    Давыдов, лейтенант — 768    Дазай Петр — 780, 781    Даниил, дворник — 259    Даниил, коллектор — 317    Дарвин Ч. — 205, 346    Де-Воллан Г. А. — 206, 207, 233, 252, 337, 370, 380    Демкин И. И. — 194, 197, 241, 371, 407, 527    Джеферис — см. Jefferys    Дзимбо — 737, 738, 786    Димитрий Ростовский, св. — 797, 829    Дионисий, архиепископ острова Занте — 82, 83, 84, 86    Дмитриевский П. Я. — 409    Добротворский — 280    До до Илья — 64    Доможиров А. М. — 748, 753, 819, 821    Достоевский Ф. М. — 559    Дубасов, адмирал — 503, 590, 694    Дубасова — 694    Духовской — 401, 617    Дюс — см. Duce    Еда Лука — 24    Ендо Иоанн — 57, 61    Екатерина Великая — 118    Емильянов — 812    Еодо Савва — 21    Епифанович — 544    Ефрем, архимандрит — 192    Ефрем Сирин, св. — 279, 829 Марк — 72:310 Авраам — 606, 618    Епифаний, архиепископ Иорданский — 234, 293, 526, 820 Елисей — 538, 706, 725 Ирина — 37 Ольга — 37 Павел, семинарист — 112, 830 Пантелеймон — 805    Жевержеев — 335, 379    Жерар, аббат — 681    Жуковский — 346, 402, 559    Забугин Н.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Редки же таковые мужи обретаются» ( Антоний Великий . 40/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 18). 711 «Ничтоже помышляй или содевай без намерения еже по Бозе» ( Марк Подвижник . О законе, 54/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 48). 712 Симеон Новый Богослов . Слово о вере/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 154. 713 Марк Подвижник . Николаю/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 91. 714 Макарий Египетский , 7, 16, 9. 715 «Не всякое доброе желание входит в сердце человека от Бога, но только то, которое полезно» ( Исаак Сирин . Слово 33. С. 146). 716 «Предпочитать доброе изволение — дело желающего; довершить же выбор доброго изволения — дело Божие» ( Исаак Сирин . Слово 33. С. 146). 717 Макарий Египетский , 12, 2, 6. 718 Поэтому аскеты рекомендуют жить, «намерение наше показуя Богу, яко вся творим познания ради Его» ( Евагрий . От трезвенных глав, 2/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 523). 719 Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 163. 720 См. выше с. 259. 721 Кондак Успения, глас 2. 722 Акафист Успению, кондак 3; также: икос 7, 8. 723 Акафист Успению, икос 1. 724 Месяца августа в 15-й день на Похвалах, на Пс. 118:74, 79 (Минея-Август. Ч. 2. С. 64—65). 725 Лк. 1:31. Для того чтобы лучше понять сказанное, нужно обратиться к древнееврейским брачным обычаям. Браки заключались в той среде путем оформления брачного контракта родителями жениха и невесты. По достижении ими взаимного соглашения жених и невеста становились в глазах общества мужем и женой. Но они не жили вместе. Девушка продолжала жить у своих родителей, а ее названный «муж» — у своих, в продолжение целого года. Целью такого «периода ожидания» было доказать верность обету непорочности со стороны невесты. Окажись она в этот период времени беременной, доказательство ее нечистоты и возможной физической неверности мужу было бы на лицо. В таком случае брак мог быть расторгнут. Если же годичное ожидание подтверждало чистоту невесты, жених приходил за нею в дом ее родителей и в торжественной процессии уводил ее в свой дом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

с. 183–185 474–478 479–483 483–488 494–501 502–506 507–518 524–536 536–538 538–545 546–565 574–581 55: с. 247–254 566–574 127–130 269–281 104–110 115–119 119–121 124–125 125–127 121–123 99–104 130–133 134–139 208–215 216–218 218–221 221–224 c.373–380 281–290 c.380–381 291–292 292–296 296–300 300–303 303–306 306–307 315–318 318–321 c.403–409 321–330 c.409–412 330–335 335–337 337–338 339–341 343–353 353–359 399–406 154–161 161–162 162–163 175–177 177–182 189–194 205–208 341–343 390–392 396–399 489–494 519–520 521–524 Сравнительная таблица переводов – русского: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 и греческих: σιος σακ πσκοπος το Νινευ το Σρου. Τ ερεθντα σκητικ/κδ. ερομ. Νικφορος Θεοτκης. Leipzig, 1770 (переизд.: θνα, 1895); ββ σακ το Σρου. Λγοι σκητικο/κδ. Μ. Πιρρ. γιον ρος, 2012 1376 Номера слов по русскому переводу Номера слов по греческому переводу (Θεοτκης) Номера слов по греческому переводу (Πιρρ) σ. 237–240 σ. 240–247 σ. 248–256 σ. 256–259 Иоанн Дальятский σ. 376–378 σ. 378–380 σ. 380–381 σ. 381–383 σ. 383–389 σ. 390–391 σ. 391–401 σ. 438–478 σ. 478–480 Письмо 1 Письмо 2 σ. 595–605 σ. 605–609 σ. 610–611 σ.611–616 σ.619–627 σ. 627–633 σ. 146–149 σ. 678–683 σ.149–153 σ. 683–691 Письмо 3 с. 181–183 σ. 270–272 с. 183–185 σ. 272–274 55: с. 247–254 Письмо 4: σ. 371– 376 67: σ. 777–787 с. 323–325 σ. 481–483 с. 325–328 σ. 483–487 с. 328–329 σ. 487–489 с. 329–332 σ. 489–494 с. 361–363 σ. 402–405 с. 363–367 σ. 405–410 с. 373–380 σ. 109–116 с. 380–381 σ. 508–509 σ. 509–510 σ. 510–514 σ.190–193 σ. 515–521 σ. 193–195 σ. 521–524 σ. 59–63 σ. 525–529 σ. 63–64 σ. 529–530 σ. 281–283 σ. 541–544 с. 403–409 σ. 284–289 с. 409–412 σ.289–292 σ.566–568 σ. 568–570 σ. 576–587 σ. 587–594 Сравнительная таблица сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и греческого перевода: ββ σακ το Σρου. Λγοι σκητικο/κδ. Μ. Πιρρ. γιον ρος, 2012

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

239 M SB добавл. и зачеркнутое: «как и временная». 240 Дунс Скот Иоанн (1265–1308) — францисканский монах, представитель схоластики. 241 Письмо не сохранилось. 242 Отрывок 1 из письма 13 отца Софрония к Д. Бальфуру от 14 (27) декабря 1932 г. (G 1 : В-12) согласно рукописи M SB , не вошедший в окончательную версию. 243 Прп. Симеон Метафраст. Молитва, по стихом, третья по Святом Причащении//Канонник. М., 1986. С. 511. 244 Свт. Василий Великий. Молитва первая ко Причащению//Там же. С. 491. 245 Свт. Иоанн Златоуст. Молитва вторая ко Причащению//Там же. С. 493. 246 Прп. Симеон Метафраст. Молитва четвертая ко Причащению//Там же. С. 498. 247 Прп. Симеон Новый Богослов. Молитва седьмая ко Причащению//Там же. С. 501–503. 248 Свт. Иоанн Златоуст. Молитва девятая ко Причащению//Там же. С. 505. 249 Франц. «пустота (душевных) сил, мрачная (мистическая) ночь». 250 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 68. — Слова. В 2 т. Т. 2. С. 182–183. 251 Прп. Исаак Сирин. Слово 5. — Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 33. 252 Отрывок 2 из письма 13 отца Софрония к Д. Бальфуру от 14 (27) декабря 1932 г. (G 1 : В-12) согласно рукописи M SB , не вошедший в окончательную версию. 253 См.: Древний Патерик. Гл. 10, 159. С. 159. 254 Из коллекции G 2 . 255 А. — некий общий знакомый отца Софрония и Д. Бальфура, незадолго до этого переживший кончину своей жены М. 256 Из коллекции G 2 . 257 Приписка на полях: «в Москве, главным образом, а также и в Петербурге». 258 См.: Булгакове., прот. Агнец Божий. Париж, 1933. С. 191–205. 259 См.: Булгаков С., прот. Агнец Божий. Париж, 1933. С. 193. 260 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 65–66, отчасти 47. 261 Пендели — монастырь недалеко от Афин. 262 Петраки — монастырь, центральная резиденция греческой иерархии в Афинах. 263 Письмо является ответом на письмо 23 отца Софрония к Д. Бальфуру от 7 (20) апреля 1936 г. (G 1 : С-11). 264 С греч. букв.: «свой ритм жизни», т. е. «свой устав». 265 Греч.: «седмичный». 266 Письмо написано в ответ на письмо 23 отца Софрония к Д. Бальфуру от 7 (20) апреля 1936 г. (G 1 : С-11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

239 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 4. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27. 240 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 3-е. М., 1875. T. IV. Сокровище духовное, от мира собираемое. § 64. С. 129. 241 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289—290. Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 33, преп. Исаак Сирин. Слово 58. С. 313—314. См. также: Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 17. С. 61—67. 242 Древний Патерик. Гл. 10, § 159. Ср.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 292. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194—195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 244 Преп. авва Дорофей. Поучение 5. О том, что не должно полагаться на свой разум. С. 70. 245 См. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Изд. 3-е. Киев, 1905. Кн. 1. С. 6—7. 246 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 2, гл. 13. С. 196—197. 247 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 21. С. 31—32. 248 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 23. С. 33. 249 Там же. Гл. 24. С. 34—35. 250 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 5. С. 45—50. 251 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 16—18. 252 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 293—294. 253 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 294. 254 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 19, 23. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 256 Прот. И. Сергиев. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 6—7. 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159—160, 184—185. 258 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 199.//Душеполезное чтение. 1896, август. 259 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся С. 59. 260 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 236. 261 Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 77. Ср. высказывание об этом преп. Нила Сорского в его Уставе скитской, жизни//Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 22—23.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Обе ове истине, да Христос крстом победио сатану, «одузео од и да крст верним одбрана од напада демона, налазимо у црквеним песмама и молитвама: «На начин победио враг Адама дрветом за на си Ти, Господе, победио врага дрветом крсним и 256 «Крстом противимо се врагу, не се замки и горди би и срушен силом Христа на крст прикованог». 257 Али крст, као сила нас Христос спасао од власти демона, и се и данас напади, бива то онима у Христа не онима не «Реч о крсту онима лудост, а нама се спасавамо сила ( 1Кор.1:18 ). Неверним проповед о Христу распетом саблазан, незнабошцима Верним пак и Грцима Распети сила и премудрост ( 1Кор.1, 23:25 ). Поред неверних, противници крста Христовог су и разне рационалистичке секте не само да не крст Христов него се нама га да то – Кад би теби, веле, пушком или ножем неко убио сина, или добротвора, би ли ти целивао ту пушку, или нож и се пред Не могу да разумем разлику злочина и Сина ради нашег 258 Али нашавши се православним, они знак крста на зборнице, или се чак у неким приликама и прекрсте, не искрено, него преварно да би нас обманули и привукли своме да се у таквим од крста не може очекивати духовна и заштита. Крст Христов, дакле, верним за демона. Али он фетиш, не само присуством, него неопходна вера у Сина пострадалог за нас, и целокупног свог и живота према вери. Наш однос према духовном свету и духовним вредностима не може бити механички, него морални. По речи само чисти срцем могу видети Бога и се у благодатну силу и Где тога не би било, крста би изостало. Штавише, и онде где би човек правилно веровао, али се према крсту односио немарно, или знак крста чинио механички, без и не само да му крст не би био на корист, него на штету. Свети Златоуст вели: «Не треба га (крст) начинити просто руком, него томе треба да претходи срца и пуна вера. Ако га тако изобразиш на свом лицу, то нечисти дух да ти се приближи, мач он оно од ког добио смртну рану». 259 Свети Сирин исто тако «Уместо штитом се Часним крстом, све делове тела и душу. А се не чини само руком, него и и и када лежеш и прекрсти се у име Оца и Сина и Светога Духа. ово и нико те победити кад станеш под заштиту». 260 На потребу чврсте вере при знака крста, и Свети Кирило «Не стидимо се, дакле, крста Христовог. Ако се други скрива, ти се прекрсти по челу, да демони, царски знак, са беже далеко». Крст «велика заштита, бесплатна за сиромашне, без напора за болесне; он знак благодати за верне и страх за демоне. (Христос) их победио кроз (крст), их осрамотивши. кад виде крст, подсете се на Распетог и се згазио главу 261

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

« — Да, как будто бессмысленно. Но мы в ограниченных рамках, друзья мои! В рамках… я бы сказал, зде-чувствия, и Смысла мы осознать не можем. Жизнь, как некая онтологическая Сущность, начертывает свои проекции в невнятном для нас аспекте. Но можно как бы… под-чувствовать, уловить в какофонии Хаоса… таинственный шёпот Бытия! Этот ведомый всем Абсурд, этот срыв всех первичных смыслов… не отблеск ли это Вечности, таящей Великий Смысл?!» (2,89). И перед революцией он размышлял над возможностью познать «Лик Скрытый» творящейся жизни — в мистических исканиях. Теперь — иначе. Теперь он сопрягает искомый смысл и красоту — с православной духовностью. Разумеется, не всё так выпрямленно и просто было в творческой жизни самого Шмелёва. Нужно отметить также то, что характерно было и для иных художников (Достоевского, например): творчество опережало самоё жизнь: давно православный по миропониманию, Шмелёв какое-то время оставался малоцерковным человеком. Но двигался к тому несомненно, осваивая во всё большей полноте истины православной веры. Он прямо указывает, где должно искать ответа на вопросы времени: в вечном. У пророка Исайи находит он ответ — пророческий, теперь уже и жизнью подтверждаемый, на сомнения, пришедшие в испытаниях: «…Преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою; и сойдёт туда слава их, и богатство их, и шум их… Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!.. Горе тем, которые мудры в своих глазах…» ( Ис. 5:14,20-21,2,259 ). «…Истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа…» ( Ис. 5:24,2,259 ). «Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих испортили… Горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис. 3:9-12,2,263 ). Сам Шмелёв дерзает пророчествовать, выражая свою веру в обновление России: ««Да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет!» Грядем, Господи! Мы берём Крест и мы понесём Его! И жизнь освятим Крестом. Души свои отдадим на Крест! Умеющие слушать да прислушаются к душе России! Она им скажет пути свои, пути Божьи, пути прямые. 

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

«— Да, как будто бессмысленно. Но мы в ограниченных рамках, друзья мои! В рамках... я бы сказал, зде-чувствия, и Смысла мы осознать не можем. Жизнь, как некая онтологическая Сущность, начертывает свои проекции в невнятном для нас аспекте. Но можно как бы... под -чувствовать, уловить в какофонии Хаоса... таинственный шёпот Бытия! Этот ведомый всем Абсурд, этот срыв всех первичных смыслов... не отблеск ли это Вечности, таящей Великий Смысл?!» (2,89). И перед революцией он размышлял над возможностью познать «Лик Скрытый» творящейся жизни— в мистических исканиях. Теперь— иначе. Теперь он сопрягает искомый смысл и красоту — с православной духовностью. Разумеется, не всё так выпрямленно и просто было в творческой жизни самого Шмелёва. Нужно отметить также то, что характерно было и для иных художников (Достоевского, например): творчество опережало самоё жизнь: давно православный по миропониманию, Шмелёв какое-то время оставался малоцерковным человеком. Но двигался к тому несомненно, осваивая во всё большей полноте истины православной веры. Он прямо указывает, где должно искать ответа на вопросы времени: в вечном. У пророка Исайи находит он ответ— пророческий, теперь уже и жизнью подтверждаемый, на сомнения, пришедшие в испытаниях: «...Преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою; и сойдёт туда слава их, и богатство их, и шум их... Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!.. Горе тем, которые мудры в своих глазах...» (Ис. 5, 14, 20-21; 2, 259). «...Истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа...» (Ис. 5,24; 2, 259). «Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих испортили... Горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9-12; 2, 263). Сам Шмелёв дерзает пророчествовать, выражая свою веру в обновление России: ««Да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет!» Грядем, Господи! Мы берём Крест и мы понесём Его! И жизнь освятим Крестом. Души свои отдадим на Крест! Умеющие слушать да прислушаются к душе России! Она им скажет пути свои, пути Божьи, пути прямые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010