255 Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет о мире:  «Не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки»  (1 Ин. 2, 15-17). Святые Отцы словом «мир» называют страсти и грех, но, главным образом, мирской дух и привязанность к земным, мирским вещам и заботу о них, от чего научают нас удаляться. «Не возлюби душею своею чего-либо мирского», — говорит святой Исаак Сирин.  (Святой Исаак Сирин.  Слово 7. Ук. изд. С. 35.) Потому что «мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ея привлекает в любовь к себе. В ком, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все, и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик… И таким образом, мир удерживает в себе не только учеников и чад своих, и тех, которые связаны им, но и нестяжательных и подвижников, и тех, которые сокрушили узы его и однажды стали выше его». Святой Исаак Сирин.  Слово 85. 256 «Покой и праздность — гибель душе, и больше демонов могут повредить ей». Святой Исаак Сирин.  Слово 73. 257 Иерем. 23, 29. 258 Выражение преподобного Нила Мироточивого. 259 Святой Исаак Сирин.  Слово 43. 260 Мф. 18, 15. 261 12 апреля 1975 года. 262 Патриарх Афинагор занимал Вселенский Престол в 1948— 1972 годах. 263 Ис. 62, 1. 264 В современном греческом языке существует два стиля: димотика (букв. — «народный» язык) и кафаревуса («чистый» язык). В грамматическом и лексическом отношении кафаревуса значительно ближе к древнегреческому языку. 265   Святой Никодим Святогорец.  Феотокарион. Глас осмый, в субботу вечера. 266 Пс. 55, 3. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/249925/

Как можно видеть, в отношении цитирования Священного Писания Феодор Мопсуестийский не оказал существенного влияния на прп. Исаака Сирина . Библия для прп. Исаака остаётся неисчерпаемым «морем Писания». 4. Богословие библейских комментариев Феодора Мопсуестийского Основной источник, который объективно отражает богословскую мысль Феодора Мопсуестийского, – это комментарии на различные книги Священного Писания, переведённые с греческого языка на сирийский. По этой причине именно экзегетическим методам и размышлениям Феодора над библейским текстом необходимо уделить особое внимание при изучении данной проблемы (см.: [Заболотный, 2020, 29]; (Феодор Мопсуестийский: Фрагмент комментария на Книгу Бытия, 2020, Слово 1)). 5. Космология и ангелология Феодора Мопсуестийского В своём комментарии на книгу Бытия Феодор учил, что разумные невидимые существа были сотворены вместе с видимым миром, а не прежде него по той причине, что они не иначе могли познавать собственные блага, как чрез сравнение себя с другими творениями (Theodorus Mopsuestenus, 1869, [Гурьев, 1890, 70]. «Блаженный Моисей, – говорит Феодор, – не пользуется выражением Бог сказал относительно того, что было прежде всего сотворено, но говорит просто: В начале сотворил Бог небо и землю, потому что Он творит это одною только Своею волею, не пользуясь словом, так как не было ещё никого такого, кто мог бы поучаться от Его слова… Именно когда появились такие существа, которым надлежало познавать из слова сокрытого по Своему существу Творца, тогда, по воле Его, слово стало предшествовать действию… И это послужило для разумных и невидимых существ к познанию Того, Кто повелением Своим создал творение» (Theodorus Mopsuestenus, 1869, [Гурьев, 1890, 259]. Феодор учил о двух актах творения: одно происходило волею, а второе – и словом. Все творения разделялись им на два последовательных ряда: «К первому ряду относятся все те, которые появились вместе с небом и землёю, а ко второму – те, которые появились уже после них». Ангелы, по мнению Феодора, были сотворены вместе с небом и землёю и другими видимыми предметами, о которых Моисей не упоминает (см.: (Theodorus Mopsuestenus, 1869, [Гурьев, 1890, 25]). В подтверждение такого мнения Феодор приводил доводы из 148-го псалма и из Первого послания к Коринфянам ап. Павла: «Мы сделались позором для мира, для ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). «Апостол Павел, – как думает Феодор, – не признаёт создание ангелов прежде видимого мира, потому что он поставляет их наряду с прочими тварями» [Гурьев, 1890, 259]. Также Феодор приводил и другие соображения по этому вопросу. Например, он считал, что «разумные невидимые существа не иначе могут познавать дарованные им от Бога блага, как чрез сравнение себя с прочими творениями» [Гурьев, 1890, 259].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Исаака Ниневийского//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: [Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия], 2014. С. 259–273. 22 . Ларше (2019) – Ларше Ж. -К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии/Пер. с фр. П. К. Доброцветова//Диакритис. 2019. 1 (1). С. 137–150. 23 . Макарий Египетский (2002) – Макарий Египетский , прп. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694)/Предисл., пер., комм., указатели А. Г. Дунаева. М.: Индрик, 2002. 24 . Макаров (2021) – Макаров А. Д. Распространение Первого собрания св. Исаака Сирина за пределами Церкви Востока. Часть II: Интерполяция имён//Богословский вестник. 2021. 2 (42). С. 165–207. 25 . Марк Подвижник (2000) – Марк Подвижник , прп. Против несториан/Пер. с греч., комм. Б. Барчунова//Богословский сборник. М., 2000. 5. С. 125–181. 26 . Марк Подвижник (2016) – Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. М.: Правило веры, 2016. 27 . Муравьев (2016) – Муравьев А. В. Мир идей Мар Исхака. Источники и контекст// Исаак Сирин , прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. M.: Издательский дом «Яск», 2016. С. 123–136. 28 . Никон Скарга (2021) – Никон (Скарга), иером. Преподобный Исаак Сирин и Феодор Мопсуестийский: союз или разногласие? (Обзор 1-го собрания прп. Исаака Сирина //Христианское чтение. 2021. 3. С. 276–294. 29 . Пигулевская (2011) – Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 30 . Селезнев (2002) – Селезнев Н. Н Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002. 31 . Синаксарь (2011) – Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский/Адапт.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Один из ее смыслов — смысл перерождения, нового рождения — известен и некоторым нехристианским народам. Так, по свидетельству этнографов, древнеиндийский обряд «второго рождения», «перерождения» предполагал облачение на некоторое время в пояс под одеждой и черную шкуру поверх одежды, причем пояс символизировал пуповину, а одежда и черная шкура — внутреннюю и внешнюю оболочки эмбриона. При этом объект обряда помещался в закрытую комнату, и его движения в ней соотносились с движениями эмбриона, формирующегося в утробе матери. Завершение обряда сопровождалось снятием черной шкуры — «второрожденный» появлялся в мир (как и обычный младенец) во внутренней оболочке, но без внешней ( Фрэзер Дж . Фольклор в Ветхом Завете. С. 258—259). Взглянув с этих фольклорных позиций на монашеское одеяние, можно увидеть в нем символ вынашивания, «созревания» нового, обоженного человека: монах в своей келлии (напомним монашеское правило: «седи в келлии своей, и та всему тя научит»! — Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 55; Исаак Сирин . Слово 59. С. 323), опоясанный кожаным (обязательно!) поясом под верхней одеждой и прикрытый сверху черной, не имеющей формы мантией, — это тот эмбрион, которому надлежит, с Божией помощью, изжить в себе ветхого, грешного человека и «облечься в нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины»: 691 Фрэзер Дж . Фольклор в Ветхом Завете. С. 259. 692 Быт. 19:15—17 (см. выше прим. 349 к Песни 2). 693 Быт. 13:10—14, 24; Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 9 —1, 10, З.Т. 1.С.34—36. 694 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 11, 1. Т. 1. С. 38. 695 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 163; см. также: С. 165. 696 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 165. 697 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 166. 698 «Писание, и закон, и учители, и Бог говорят слова, дабы эти слова стали делом в душе», «чтобы само слово это стало действием и силой» ( Макарий Египетский , 4, 30, 1,4). 699 Илия Екдик. Цветособрание, 3/Добротолюбие славянское .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

– От приближения подвижника к миру и к вещам мирским скоро расслабевает сила ума его (21:124). – При погружении человека в мирские дела восстают в нем страсти (21:125–126). – Прп. Исаак не пожелал выйти из уединения и прийти к брату, живущему в мире, и почему (24:158–160). – О том, как важно отринуть человеку от себя мирскую надежду и пренебречь миром (30:184). – Дело мирян и дело отшельников (30:185). – Что бывает с душой подвижника, вступающего в общение с миром? (32:192) – Человеку невозможно с любовью к миру приобрести любовь к Богу (35:197). – Достигший смирения, не угождает миру, и ему ненавистна мирская слава (38:209). – Связь между вещами мира и страстями (38:209–210). – Молитва прп. Исаака об омертвении для мира (38:211). – В чем состоит умерщвление себя для мира? (38:211) – Чему подобно житие мира сего? (38:212) – Почему Господь повелел удалиться от мирского мятежа? (39:214) – Какие добродетели предваряют отречение от мира и какие за ним следуют? (39:215–216) – Чтобы умертвить мир, гнездящийся в сердцах наших, нужно удалиться в безмолвие (41:226). – Мир этот есть поприще для состязаний (47:259). – Пока мы в мире сем, и во плоти, не можем оставаться без дел и труда (47:259). – Любящие мир сей не могут стяжать любви к человеку (48:264). – Если кто не оставит мира с любовью его, то не облечется он в Бога и не может быть учеником Его (48:264). – Чтобы обрести духовное ведение, необходимо забыть знание мира сего (49:273–274). – О пользе бегства от мира (50:281–282). – Чем искореняется в сердце любовь к миру? (51:284) – Мир сей есть дом плача (51:287). – Желающий преуспевать в Божественном должен прежде устранить себя от мира (56:341). – Какой признак того, что человек не совершенно оставил мир? (56:342) – Пока внешний человек не умрет для всего мирского, до тех пор не возбудится в нем сладость Духа Божия (56:357–358). – Отречению от мирского (житейского) способствует размышление о конце всего (57:359). – Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (57:360). – Посвятившие себя Богу, и снова погружающиеся в дела мирские, погибают от невидимого удара (62:415).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Так, по свидетельству этнографов, древнеиндийский обряд «второго рождения», «перерождения» предполагал облачение на некоторое время в пояс под одеждой и черную шкуру поверх одежды, причем пояс символизировал пуповину, а одежда и черная шкура — внутреннюю и внешнюю оболочки эмбриона. При этом объект обряда помещался в закрытую комнату, и его движения в ней соотносились с движениями эмбриона, формирующегося в утробе матери. Завершение обряда сопровождалось снятием черной шкуры — «второрожденный» появлялся в мир (как и обычный младенец) во внутренней оболочке, но без внешней (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. С. 258—259). Взглянув с этих фольклорных позиций на монашеское одеяние, можно увидеть в нем символ вынашивания, «созревания» нового, обоженного человека: монах в своей келлии (напомним монашеское правило: «седи в келлии своей, и та всему тя научит»! — Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 55; Исаак Сирин. Слово 59. С. 323), опоясанный кожаным (обязательно!) поясом под верхней одеждой и прикрытый сверху черной, не имеющей формы мантией, — это тот эмбрион, которому надлежит, с Божией помощью, изжить в себе ветхого, грешного человека и «облечься в нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины»:     Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. С. 259.    Быт. 19:15—17 (см. выше прим. 349 к Песни 2).    Быт. 13:10—14, 24; Иосиф Флавий. Иудейские древности. 1, 9 —1, 10, З.Т. 1.С.34—36.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 1, 11, 1. Т. 1. С. 38.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 163; см. также: С. 165.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 165.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 166.    «Писание, и закон, и учители, и Бог говорят слова, дабы эти слова стали делом в душе», «чтобы само слово это стало действием и силой» (Макарий Египетский, 4, 30, 1,4).     Илия Екдик. Цветособрание, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 639.     Марк Подвижник. О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58.     Макарий Египетский, 4, 7, 3; 4, 8, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Зло . (См.: Доброе и злое ) Злопамятность . Злопамятность и любостяжание губят духовные плоды (58:378). – Человек, далекий от памятования о Боге, носит в сердце недобрую мысль против ближнего (85:488). – Молитва злопамятного – сеяние на камне (89:510). Знание . (См.: Ведение и познание ) И Изменение . Что происходит от склонности человека к изменению? (1:25) – И достигшие совершенства не могут пребыть в одной мере, но подвергаются изменению (28, 174; 46:247). – Пока человек находится в здешней жизни, основание ума его приемлет изменение во всяком движении и склонении (43:237). – Об изменениях, бывающих со всяким человеком (46:248–250). – Во время изменения не должно предаваться отчаянию (46:250). – Кто желает всегда пребывать в неизменном устроении, тот бывает добычею волков (мысленных) (46:250). – Изменение и уклонение от добродетелей к пороку прежде смерти не отнято от нас (47, 256:259). – Во всем, чем ни хвалится человек, Бог попускает ему изменяться, чтобы, уничижившись, он научился смирению (57:362). – Что должно делать при изменении горячности (духовной) в холодность? (70:437–438) – Во все, что в мире, вложена изменяемость (71:445). – Об изменениях, бывающих в нашем устроении (71:445–446). – Не должно смущаться изменением и смятением естества нашего, и почему (71:446). – Должно бояться неизменного мира на пути своем, и почему (78:469–470). Илий . За что подвергся он гневу Божию? (62:414) Инок. (См.: Монах) Исаак Сирин . Прп. Исаак не все, о чем писал, дознал собственным опытом (15:93). – Какой пользы ожидал он от своих писаний? (15:93) – По любви к безмолвию, прп. Исаак отказывается посетить своего брата (24:159–160). – В каком состоянии духа писал прп. Исаак свои поучения? (38:208) – Послание прп. Исаака к прп. Симеону чудотворцу (55:300–340). – Из каких источников прп. Исаак почерпал сведения о духовной жизни? (65:418–420) – Молитвы прп. Исаака (38, 209, 211, 212; 40, 220; 52, 288; 60, 404, 405; 68, 430–431; 74, 451–452; 80:479). – Духовная опытность прп. Исаака (75:453–454).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Таким образом, человеческое познание находится в греховном состоянии, вверенное страстям, определенное ими от начала до конца 259 . Эти страсти действительно «порабощают разум» 260 . По причине неведения, небрежения и забвения Бога, а также своего подчинения всем прочим страстям он помрачается 261 , слепнет 262 , заблуждается 263 , погружает душу во мрак и ввергает всего человека в мир тьмы 264 . Захваченный чувственным восприятием, ум, сверх того, становится тяжеловесным и медлительным 265 . Как бы то ни было, он становится неспособным к верному рассуждению 266 и истинному познанию 267 . Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Как находящиеся во тьме не ведают природы вещей, так и живущие во грехе не различают вещей, но устремляются к теням как к реальности» 268 . Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, в свою очередь, что страсти разрушают естественное здоровье разума вплоть до неспособности ко всякому духовному познанию: «Как чувство телесное, когда повреждено по той или иной причине, оказывается лишено зрения, так и природный разум, если не здрав, не действует в природе» 269 . Поэтому и преподобный Симеон Новый Богослов восклицает: «Что суть вещи видимые, о мой Бог, я не могу сказать... мы все ввержены в тщету и неспособны право судить о вещах» 270 . Будучи «захвачен познанием мира сего», человек не может «избежать ошибок» и производит «нездоровые мысли», замечает Исаак Сирин 271 . Отныне человек приобретает знание, более близкое к знанию животных, чем к знанию истинного человека. «Так как он совершил преступление против Логоса, человек вполне естественно мыслится как лишенный логоса (а это значит разума) и подобный животным», – пишет Климент Александрийский 272 . И преподобный Никита Стифат также говорит о падшем человеке: «Он неразумно (ολογικς) восстал против природы и живет противно разуму, в подчинении чувствам, вопреки своему достоинству... и так как он утратил естественную разумную деятельность, он уподобился неразумным тварям таким поведением, ибо разум в нем мертв, и наименее разумная часть души взяла над ним верх в силу такого поведения» 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

238 Слово 11. 239 Слово 11. 240 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе – наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 241 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 242 Слово 28, гл. 17. 243 Там же, гл. 19. 244 Слово 4, гл. 93. 245 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие, ч. 1. 246 Слово 28, гл. 51. 247 Гл. 14. 248 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 249 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 250 Ответ 115-й. 251 То есть, по действию Божественной благодати. 252 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 253 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 254 Наставление 32. 255 Наставление 29. 256 Наставление 4. 257 Наставление 11. 258 Наставление 11. 259 Наставление 6. 260 Слово 28, гл. 56. 261 Слово 28, гл. 56. 262 Доброт., ч. 4. 263 Ответ 177. 264 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 265 Лествица, Слово 28, гл. 64. 266 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

– Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева лавра, 1995. С. 151. Макарий Египетский , преподобный. Духовные беседы. М., 1998. С. 442. Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения. М., 1892. T. 3. С. 123. Ириней Лионский , святой. Против ересей. М., 1996. С. 505. Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 76. Деликостопулос Афанасий . Вера православная. Афины, 1993. С. 176. Сергий Булгаков , протоиерей. Невеста Агнца. С. 505. Епифанович С.Л . По поводу книги М.Ф. Оксиюка «Эсхатология святого Григория Нисского»//Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 207. Льюис Клайв С. Расторжение брака. М., 1990. С. 24. Григорий Палама , святитель. Беседы. М., 1993. Ч. 2. С. 156–157. Александр Мень , протоиерей. Сын Человеческий. Брюссель, 1983. С. 128. Иоанн Златоуст , святитель. Поучения. Троице-Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 520. Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. С. 420. Юстиниан Великий , святой. Грамота к Святому Собору об Оригене и его единомышленниках//Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. С. 538. Григорий Двоеслов , святитель. Творения. М., 1999. С. 688.    Αργυρου Α. το Βρυεννου μετ τινος Ισμαηλτου Διλεζιζ//Επετερις. 35. 1967. Σ. 173. Григорий Синаит , преподобный. Творения. М., 1999. С. 19. Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения. М., 1892. T. 2. С. 49. Иероним , блаженный. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2// Иероним , блаженный. Творения. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303. Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61. Слово в Великую субботу//PG T. 43. Coll. 440D. Впрочем, западный исследователь A. Vaillant считал, что это произведение не принадлежит святителю и написано много позднее его жизни. К сожалению, у нас не было возможность ознакомиться с его работой и составить мнение о том, насколько убедительны предложенные им доводы. Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 399. Послание 164, II, 5//PL 33, 710–711. PG 74, 1016 A. Святого Григория Двоеслова письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный//Христианское чтение. СПб., 1841. Ч. 2. С. 93–97. Bruns H.D. Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin, 1839. T. 1. P. 221. MacCulloch J.A. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 259–260. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212. Григорий Палама , святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 161. Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб. С. 306. Подобное мнение встречается также в творениях преподобного Максима Исповедника (Вопросоответы к Фалассию, 7), однако он пишет его не как свое собственное, но сопровождает словами «некоторые говорят» и приводит просто как один из известных ему вариантов толкования. Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых Отцов. С. 613.

http://pravoslavie.ru/4201.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010