116 В пятки Великой Четыредесятницы к великому повечерию, на котором не полагается великих поклонов, обыкновенно бывает благовест не как в пост. 117 Постановлено: 1) производить в селах, во время вьюг и мятелей, днем и ночью, по согласию сельскаго начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих мятельный звон, который, для отличия от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить непостоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени. 2) Производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначить несколько человек (Ук. Св. Син. 1851 г., сент. 15; также Опред. Св. Син. 10 янв. 1877 г. Ц. В. 4. Снес. Собрание мнений, отзывов Митропол. Филарета, том Дополнительный, стр. 257). Но есть и такое приказание, чтобы в церквах священно- и церковнослужители в случае драк к набатным тревогам никого не допускали, и для сего делали бы затворы крепкие на колокольню (Ук. Св. Син. 1771 г., окт. 7). В 1750 г., декабря 18, Указом Св. Синода назначен был благовест на Московской Ивановской колокольне к преподаванию пароду Катехизиса в Московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах. Благовест должен быть полчаса – затем перестать во время учения Катехизиса и опять начаться к литургии (Чтен. в Истор. древн. Росс. 1861 г., кн. 3, стр. 14). 118 В Православной Церкви иконам, изображению честного и животворящаго креста и святому Евангелию и прочим святым вещам фимиамом и оставлением свечей честь воздается (Догмат. Св. отец 7-го Вселенского Собора). 123 Так как возжжение светильников есть дар, жертва Богу, то вещество при горении, как всякий дар Богу, должно быть самое лучшее. Господь требовал, чтобы приносимое для жертвы было без порока ( Лев.1:3, 10 ). Чрез пророка Малахию Господь возвестил Израилю, что если приносится в жертву Богу не лучшее, то этим выражается неуважение, именно: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф ( Мал.1:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 . Слушай слово, сказанное апостолом: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы 248 . Поразмысли над тем, что я скажу тебе: если, однажды совершая далекий путь, ты захотел бы пить от жары и встретил случайно одного из братьев, гово­ря ему: «Дай мне в жажде покой от истощения», – а он ска­зал бы тебе: «Сейчас время молитвы, я помолюсь, и затем при­ду к тебе», – но прежде чем он, помолившись, пришел бы к тебе, ты бы умер от жажды, то что представляется тебе за луч­шее: чтобы он пошел помолиться или чтобы успокоил тебя в ис­тощении? И если бы ты, отправившись в путь зимой, и, попав под дождь, снег и мороз (173), опять пришел в истощение и вдруг встретил бы своего друга, а он, совершая молитву, ответил бы тебе тем же словом, и ты бы умер от мороза, то какая же польза от его молит­вы, если он не дал покой изможденному? 249 Вот, Господь наш, предлагая притчу о Судном дне 250 (когда Он произведет разделение и поставит [одних] справа, а [других] слева от Себя), так сказал тем, кто справа от Него: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был болен, и вы посетили меня; был странником, и вы приняли Меня 251 . И подобным образом Он говорит и тем, кто слева от Него. Но так как они не сделали [всего] этого, Он посылает их в муку, а тех, кто справа – в Царство. 16 . Честна молитва и дела ее прекрасны. Молитва принимается, если она ведет к покою. Молитва услышана, если обретается в ней прощение. Молитва возлюбленна, если чиста она от всякого коварства. Молитва сильна, если крепость Божия совершается на ней. Я написал тебе, возлюбленный мой, что исполнение воли Божией и является молитвой, и это представляется мне наилучшим. Но не для того я сказал тебе это, чтобы ты оставил молитву, но на­против, будь предельно усердным в молитве и не унывай, как на­писано 252 – «сказал Господь наш: Молитесь и не унывайте 253 ». (176) Будь же усерден в бдении, удали от себя сонливость и тя­жесть, бодрствуй днем и ночью и не отчаивайся. 17 . [Теперь] я покажу тебе, что в разные времена бывает раз­личная молитва . Существует [молитва] прошения, благодарения и славословия 254 . Прошением испрашивает человек снисхожде­ния ко своим грехам. Благодарением ты благодаришь Отца твое­го Небесного. Славословием же ты прославляешь [Бога] за Его дела. В то время, когда ты скорбишь – принеси прошение. Ког­да ты получил помощь от Его благости – благодари Подателя. Когда же душа исполнена радости – принеси славословие. Все молитвы, которые ты совершаешь перед Богом, ты должен со­относить с обстоятельствами. Посмотри, что даже Давид всегда так говорил: Я встал возблагодарить Тебя за суды Твои, Пра­ведный 255 . А также в другом псалме он говорит: Хвалите Госпо­да с небес, хвалите Его в вышних 256 . Еще он сказал: Благослов­лю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих 257 . Не одним видом [молитвы] он молился, но в зависимо­сти от обстоятельств [использовал тот или иной вид].

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

16) Православные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лицо. 16) О необыкновенной доброте и «образе кротости» св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве перед сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследствие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве. Ап. Петр тоже «ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо» ( Иоан. 18:10 ); он даже совсем отрекся было от Христа (ст. 15–27), но слезами покаяния ( Лк. 22:62 ), получил прощение и возвратил себе апостольское достоинство. Да и по слову Божию, кощунников и богохульников нужно наказывать. Так, напр., Сам Христос изгнал бичом из храма нарушивших святость его ( Иоан. 2:14–17 ), ап. Павел предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим. 1:20 ), ибо, говорит Премудрый, «если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным» ( Притч. 19:25 ). 17) Св. Николая почитали еретики Николаиты, и те, кто теперь его почитает, уподобляются им: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу... Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (От. 2:6,15). 17) Только человек невежественный, не знающий ни истории Церкви, ни жития св. Николая, может считать еретиков Николаитов, упоминаемых в Откровении, почитателями и последователями учения святителя Божия Николая. Св. Иоанн, обличавший Ефесскую церковь за появление в ней ереси Николаитов, умер в 101 году, а св. Николай родился только в 257 году, т. е. более, чем на 150 лет после его смерти. Как же св. Апостол мог обличать в ереси еще не родившегося человека и еще не существующих его последователей? Ведь обращение к Ангелу, т. е. епископу Ефесской церкви не есть пророчество, а прямое указание на современное ап. Иоанну религиозно–нравственное состояние ее: «у тебя есть (а не будут) держащиеся учения Николаитов» (ст. 15). Из 14 стиха приводимой главы Откровения мы видим, что Николаиты держались учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (см. Чис. 31:16 ). Следовательно, Николаиты были еретики, последователи какого–то Николая, жившего во время ап. Иоанна, участвовавшие, вопреки постановлению собора св. Апостолов ( Деян. 15:20,29 ), в языческих трапезах и предававшиеся распутству, подобно нашим хлыстам и шалапутам. Из жизни же св. Николая мы знаем, что он не только вел строго святую жизнь, но избавлял от распутства других, близких к тому, чтобы впасть в него вследствие крайней нужды, – знаем, что он был ревностным поборником и защитником чистоты православного учения, был «правилом веры» Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1793 В изд. Ральфса – τα δ κατηρτοω μου уши исправил чтение Галликанской Псалтири, соотв. МТ . Его предпочитают современные текстологи, хотя считают необходимым упоминать и традиционный для рукописей LXX вариант, которому мы следуем (см.: Septuaginta Deutsch, ad loc). Он подтверждается, помимо копт, и слав., также древнейшим пер. с греч. – VL (corpus autem perfecisti mihi). Помимо рукописей, в защиту этого варианта говорит употребление глг. καταρτζω (ср. п. П. 1.2.3 а). Как для МТ, так и для LXX происхождение этого разночтения установить затруднительно. См. подробнее об этой проблеме: Grelot P. Le texte du Psaume 39,7 dans la Septante//Revue Biblique. 2001. 108. P. 210–213; Корсунский И.Н. Критическое рассмотрение особенных, более важных случаев новозаветной цитации и толкования в опровержение воззрений теории аккомодации//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1879. 3. С. 257–267. 1795 Греч.: ν κεφαλδι βιβλου γγραπτα περ μο. Евр.: . Пер. РБО: «Про меня написано в свитке». По значению термина KecpaXic, ср. Иез 2:9 . В собственном смысле это свиток папируса (Septuaginta Deutsch, ad loc). 1796 Псалтирь в русск. пер. с греч. текста LXX. С. 8, прим. 5. Ср. мнения современных ученых: Dorival G. Autor des titres des Psaumes//Revue des Sciences Religieuses. 1999. 73. P. 173; Rösel M. Die Psalmüberschriften des Septuaginta-Psalters//Der Septuaginta-Psalter. Sprachliche und theologische Aspekte. Freiburg, 2001. S. 132. 1797 Это также связано с эсхатологией. Конец света уже в Ветхом Завете можно прочесть как мировую осень и одновременно жертвоприношение: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука» ( Ис 34:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

1 . Пошлю как бы пресмыкающихся на землю 250 . Ужели гора дщери Сионовой есть пустой камень 251 ? 2 . Ибо ты, дочь Моава, будешь подобна птенцу, отнятому от вспорхнувшей птицы; а после того, Арнон 252 , устраивай многократные совещания. 3 . Сделайте 253 ей 254 навсегда покров плача 255 : в полуденной тьме бегут, ужаснулись, чтобы не быть отведенными. 4 . Поживут у тебя беглецы моавитские: будут покровом вам от лица гонителя 256 , потому что кончилась помощь твоя 257 и князь попирающий 258 исчез с земли. 5 . И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в скинии Давида праведный Судия, блюститель закона и стремящийся к правде. 6 . Слышали мы о гордости Моава, – гордец он великий, – но гордыню (его) Я сокрушил: не таково волхвование твое, не таково (было) 259 ! 7 . Будет плакать Моав, потому что все в Моавитской земле будут плакать: у живущих в Сефе 260 заботы, и не устыдишься 261 . 8 . Поля Есевона возрыдают, (также) и виноградник севаманский; истребители народов, потопчите виноградники его до Иазера. Не соединяйтесь 262 , обходите пустыню: посланные остались, потому что перешли море 263 . 9 . Посему и я буду плакать плачем Иазеровым о винограде севаманском: деревья твои, Есевон и Елеала, он посек, ибо во время жатвы и во время собирания винограда твоего Я затопчу и все пропадет. 10 . И отнимется радость и веселие от виноградников, и в виноградниках твоих не будут веселиться и не будут выжимать вина в точилах, потому что (все) прекратилось 264 . 11 . Посему чрево мое будет петь о Моаве, как гусли, и внутренности мои Ты обновил, как стену 265 . 12 . И будет тебе 266 посрамлением, что трудился до усталости Моав на высотах, и придет он в капище свое помолиться, но не смогут 267 избавить его. 13 . Таково слово, которое Господь изрек на Моава, когда Он изрекал (его) 268 . 14 . А теперь говорю: в три года, считая годами наемничьими, обесчестится слава Моава со всем великим богатством, и остаток будет очень малый и незнатный. 250 По отеческому (Вас. Вел., Кир. Алекс., Феодор.) изъяснению и контексту, здесь нужно разуметь уподобляемых гадам моавитян и их унижение пред Иудейской землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

20. Бог также повелел вам воздерживаться от некоторых яств, чтобы вы и во время принятия пищи и пития имели перед глазами Бога 254 , так как вы непостоянны и склонны оставить познание о Нем, как говорит Моисей: «… ел и пил народ и встал играть» 255 . И в другом месте: «… ел Иаков и насытился и утучнел 256 , и возлюбленный обратился задом; утучнел, растолстел, расширил и оставил Бога, сотворившего Его» 257 . Но что Бог позволил Ною, мужу праведному, есть всякое животное, кроме мяса в крови, которое умерло само собою, это рассказано вам Моисеем в книге Бытие 258 . Трифон хотел возразить мне словами: «… как злаки травные» 259 , но я предупредил его и спросил: почему вы слова «как злаки травные» принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом, то есть как злаки Бог сотворил для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы – вы говорите, – еще в то время Ною повелено делать различие животных. Такое объяснение ваше не может быть принято. Прежде всего я мог бы легко доказать, что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными, а не все растения едим, но это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты или колючи; но все растения сладкие питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог через Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, отлили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: «Сыны безумные! Нет веры в них» 260 . 21. А что за грехи ваши и отцов ваших Бог для напоминания о них, как я прежде сказал, повелел вам и хранить субботу и возложил на вас другие заповеди, и что он оставил некоторых из вас живыми для язычников, дабы имя Его не осквернялось у них: это могут доказать вам самые слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

245. Четьи-Минеи, 24 мая. 246. Рукописное житие Преподобной. 247. Добротолюбие. Ч. 1. Главы, краегранесием в греческом писании расположенные, зело полезные, гл. 11. 248.  …(только не знаю — в теле или вне тела): …которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12. 3, 4). 249.  …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим (1 Кор. 2. 9, 10). 250. Житие преподобного Симеона Дивногорца. Четьи-Минеи, 24 мая. 251. Житие святого Андрея. Четьи-Минеи, 2 октября 252. Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта. 253. Святой Петр Дамаскин. О первом разуме, и о том, како подобает начинати оный. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 254. 2 Пет. 3. 7, 10. 255. Ср.: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима. — …горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис. 6. 5). 256.  …сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей (Пс. 21. 15). 257. Пс. 148. 4. Смотри толкование сего стиха в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями, заимствованными из святых Отцов и помещенными в начале и в конце псалмов и на брезе. 258.  …на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4. 17). 258а. По воскресении и тело будет духом. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, глава 13. 259. Ад, тартар (αδος, τρταροη) — слова греческие, означающие низменное, весьма глубокое место. Им соответствует славяно-русское слово: преисподняя. Геенна — слово еврейское, собственное имя глубокого оврага, находящегося близ Иерусалима. 260.  …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 261.  Земля еси, и в землю пойдеши. Святая Церковь относит этот приговор Божий преимущественно к душе человека, который за преступление заповеди Божией обречен на погребение в земле и телом и душою; приговор падает всею тяжестию на душу, которая, и по разлучении с телом, сохраняет при себе способности мышления и ощущения, которая одна чувствует на себе действие приговора; тело, по разлучении его от души, упокоевается в решительном нечувствии. Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в Неделю 7 по Пасхе. Святой Афанасий Великий в «Слове на Пасху» говорит: «Человеческое естество, соединенное с Божеским (в лице Спасителя), привело в трепет преисподнюю. Воскликнул ад в сретение Похитителю умерших: «Зачем Ты извращаешь определение, сделанное Тобою же в раю? Зачем расторгаешь рукописание, написанное и скрепленное против естества человеческого? Я знаю определение, справедливо произнесенное на человеков: Земля еси, и в землю отыдеши». Opera omnia sancti Athanasii. Tom IV, pag. 1,079 и 1,680.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

245 «В слове соборный собор выражает идею собрания, не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения. Иными словами: выражает идею единства во множестве… Церковь кафолическая есть Церковь по всему, или по единству всех, Церковь свободного единодушия, единодушия полного» (Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи иезуита отца Гагарина/Хомяков А. С. Сочинения богословския. Т.2. Прага, 1867, сс. 281–282). 248 Русская Историческая библиотека. Т.36. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 2. Вып.2. Петроград, 1920, стб.103. 252 Августин. О книге Бытия, буквально. 1./Августин, епископ Иппонский. Творения. ч. 7. – Киев, 1912. с. 98. 255 Должен, правда, признаться, что саму эту формулу я взял не у отцов, а у немца Фрэнка Бухмана. 257 Алексею Хомякову, впрочем, удавалось выражать и более глубокое понимание соборности: «Не лица и не множество лиц в Церкви хранят Предание и пишут, но Дух Божий, живущий в совокупности церковной» (Хомяков А. С. Церковь одна/Сочинения. т. 2. Работы по богословию. М., 1994, с. 8). 258 «Один из примеров искажения всей церковной жизни – это перенос гражданско-правовых понятий и политических терминов во внутрицерковную жизнь. Есть попытки внедрить на приходах религиозно-демократический плюрализм» (Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. М., 2004, с. 76). 260 Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.)./Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995, с. 233. 261 «Тело же не из одного члена, но из многих… Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?… А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно… И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями… Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители?» ( 1Кор. 12:14–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

246 О значении этих литургических выражений можно почитать: а) статью А. Раэса «Ta panta kai dia panta»; б) статью Р.Тафта схожего наименования; в) книгу Р. Тафта «Диптихи»; г) две книги Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; д) статью д. Михаила Асмуса «О всех и за вся». В данном контексте «и всех и вся» полнота собрания евхаристической общины. 248 Т.е., удостой всех певцов, чтецов, иподиаконов, диаконис и иных членов низшего клира причастия Телу и Крови Христовым. 257 Древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после «Отче наш»). Для последних диакон произносит «Главы ваша… преклоните» вместо «Главы наша… преклоним»; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее. 258 Роберт Тафт полагает, что эта главопреклонная молитва читалась на исход из храма т.н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение. 262 Т.е., Святые Дары для избранников Божьих – христиан, верных. В древней практике Святые Дары при этом возглашении, показывались Святому Народу Божьему. Слово «святой» здесь употреблено не в смысле нравственном, а в значении инаковости – «иной», выделенный из обычного порядка вещей или явлений, то, что причастно святому Богу или Его освящающей благодати. См. 1Петр.2:9 : «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Ин.15:16 : «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Возглас отражает практику т.н. «тайной дисциплины» (disciplina arcana) – Святые Дары, часто приносимые домой для причастия больных и верных, отсутствующих на Евхаристии, не должны попасть в руки катехуменов (оглашаемых).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010