...Невозможно, чтобы истинно боящимися Господа возобладал диавол. Он усиливается поколебать их, но искоренить не в силах (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Прежде нежели совершено беззаконие, враг весьма умаляет оное в глазах ... по совершении же греха, лукавый до крайности увеличивает беззакония в глазах того, кто впал в оное. Воздвигает при этом на него волны отчаяния... (при. Ефрем Сирин , 31, 210). Когда враг хочет связать человека пожеланиями, связывает его теми, которыми человек услаждается, чтоб, услаждаясь узами, не захотел он когда-нибудь развязать себя, потому что связывающий нас хитр, хорошо знает, чем и как связать нас. Если свяжет кого невольными узами, ум тотчас разорвет узы и скоро побежит прочь. Поэтому связывает каждого, чем он услаждается и прохлаждается, ибо во власти нашего ума снять с себя сии узы. А теперь мы, связанные, радуемся тому, и уловленные, кичимся тем, потому что связанный завистью, как скоро не связан прелюбодеянием, почитает себя ничем не связанным, и связанный ябедничеством, как скоро не связан воровством, думает о себе, что никогда не был связанным. Каждый не знает своих уз и не ведает сетей, разложенных ему. Таковые люди страждут неведением упившихся. Связанный, как упоенный, не знает, что он связан. От вина забывает об узах и в упоении не видит сетей около себя (прп. Ефрем Сирин , 31, 447). Источник. Лукавый может и молчащего предать смерти чрез другого говорящего, и кому невозможно умереть от уст, того убивает чрез слух, и невинного делами умерщвляет помыслами (прп. Ефрем Сирин , 31, 452). Источник. Принимающий на себя всякие виды имеет обычай терпеливо слушающих его даже истиною вводить в обольщение. Посему-то Спаситель не принимал от бесов речи, в которой была и правда... Ибо Истинному угодно было, чтобы не чрез них уверовали в Него, но чтоб истинная проповедь проповедана была истинными проповедниками (прп. Ефрем Сирин , 31, 453). Как сильный ветер гонит пыль, так соперник наш, диавол, прогоняется гласом славословия Богу, молитв и слез. Посему никто не ленись и не бойся (прп. Ефрем Сирин , 31, 584).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Они возгнушались чревоугодием и возлюбили воздержание, отгнали от себя плотскую нечистоту и возлюбили целомудрие. Источник. Они избрали себе страдания и возненавидели покой, совлеклись гордости и облеклись в смирение. Мучится при виде их ненавистник человечества, потому что открыли они коварство его и расторгли путы его. Источник. Победили они врага... и обратили его в бегство... Несчетно взывает он: «Горе, горе мне!» – когда видит, что праведники препобедили его злоухищрения (прп. Ефрем Сирин , 33, 253–255). Источник. Если , и рассуждаешь и чувствуешь одинаково с миром, то подобен ты уже людям мирским и также неверен, хотя почитаешь себя верным и своим Христу (прп. Ефрем Сирин , 35, 457). Небезопасен огонь подле соломы. Небезопасно и тебе, монах, под одним с собою кровом держать жену-девственницу. Положим, что надежда лучших благ разлучила между собою мужчину и женщину, но природа внутри себя скрывает еще тайный недуг. Пока ты держишь себя вдали, в тебе одна искра. Но как скоро сходишься вместе, при дуновении малого ветра воспламенишь пожар (свт. Григорий Богослов , 16, 110–111). Источник. ...Трудно при плотском сближении избежать плотских восстаний! Поэтому, монахи, держите себя дальше от женщин, потому что и много таких тайн брака, которыми привлекаемый взор оскверняет душу (свт. Григорий Богослов , 16, 112–113). Источник. Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него единого... (свт. Григорий Богослов , 16, 342). Источник. ...Монастырь, по моему мнению, есть учреждение, которое имеет целью спасение (свт. Григорий Богослов , 16, 342). Источник. ...Монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так опять поступать с телом своим, как бы имел жить многие лета. Ибо то, говорит, пресекает помыслы уныния и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание (авва Евагрий, 89, 584). Источник. Пришла одному монаху весть о смерти отца его, но он сказал тому, кто извещал его об этом: перестань богохульствовать, ибо мой Отец бессмертен (авва Евагрий, 89, 589).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Счастье Первая степень счастья – не согрешать, вторая – сознавать согрешения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 263). Источник. Если стеснят тебя несчастья, то знай, что Едем распростирает к тебе объятия свои (прп. Ефрем Сирин , 35, 298). Источник. Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади! (свт. Григорий Богослов , 15, 281). Источник. Не будь привязан к счастью, которое разрушается временем; а что время строит, время же и разрушает (свт. Григорий Богослов , 15, 367). Источник. Один златолюбец где-то сказал: «Желаю тебе лучше каплю счастья, нежели бочку ума». Но мудрец возразил ему: «Для меня лучше капля ума, нежели море счастья» (свт. Григорий Богослов , 16, 119). Источник. ...Прогневать Бога и сделать что-либо Ему неугодное – вот истинное несчастие! (свт. Иоанн Златоуст , 46, 71). Источник. ...Немалое дело для находящихся в счастии – не гордиться своим благоденствием, но уметь скромно пользоваться счастием (свт. Иоанн Златоуст , 46, 642). Источник. ...Определять счастье жизни на основании роскоши и богатства и настоящих вещей свойственно не людям, обращающим внимание на свое собственное благородство, но людям, сделавшимся лошадьми и ослами (свт. Иоанн Златоуст , 46, 801). Источник. ...Люди, сознающие за собою много грехов, если и потерпят какое-нибудь несчастье, по крайней мере, могут найти причину происходящего, взвешивая свои грехи и таким образом устраняя смущение, рождающееся от неизвестности. Опять если что-нибудь подобное испытают люди, несознающие за собою ничего, но украшенные добродетелями, то, зная учение о воскресении и помышляя о будущих воздаяниях, знают, что приключающаяся им борьба служит основанием и для бесчисленных венцов (свт. Иоанн Златоуст , 47, 584). Источник. ...Причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств, сколько в разуме людей... многие, изобилуя богатством, считают жизнь невыносимой, а другие, живя в крайней бедности, всегда остаются радостнее всех... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 592–593). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1970b. P. 1–40. РУКОПИСИ: British Library Add. 14573 (VI saec.), Vatican. syr. 117 (XII ann.), Dublin B. 5.18 (1625 ann.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1970 b. S. 1–53. ИССЛЕДОВАНИЯ: Brock S. Ephrem’s verse homily on Jonah and the Repentance of Nineveh: notes on the textual tradition//Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga/Ed. A. Schoors, P. van Deun. Louvain, 1994. P. 71–86 (OCA 60); De Halleux A. A propos du sermon éphremien sur Jonas et la pénitence des Ninevites//Lingua Restituta Orientalis: Festgabe für A. Assfalg/Ed. R. Schulz, M. Görg. Wiesbaden, 1990. S. 155–160 (Ägypten und Altes Testament 20). ПРИМЕЧАНИЯ: единственный подлинный сирийский текст, для которого существует полный греческий перевод (CPG 4082; изд.: Hemmerdinger-Iliadou D. St. Éphrem le Syrien: Sermon sur Jonas//Le Muséon. 80. 1967. P. 47–74). АУТЕНТИЧНОСТЬ: определенно аутентичен. 11 .  ТЕКСТ: На слова: «И сия рек, гласом великим воззва: “Лазарь, гряди вон”» ( Ин. 11, 43 ). НОМЕР РОСПИСИ: 584. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 289–301 (V, 92–103). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. P. 387–395. БИБЛИОГРАФИЯ: § 120 (Mmr on Joh. 11, 43). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: – РУКОПИСИ: Vatican. syr. 117 (XII saec.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: – ИССЛЕДОВАНИЯ: – ПРИМЕЧАНИЯ: – АУТЕНТИЧНОСТЬ: не определена. 12 .  ТЕКСТ: Песнопения на Рождество Христово. НОМЕР РОСПИСИ: 585. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 302–363 (V, 103–156). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. P. 396–436. БИБЛИОГРАФИЯ: § 32 (Hymns on the Nativity). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1959. P. 1–143 (цикл из 28 гимнов). РУКОПИСИ: Vatican. syr. 112 (551 ann.), British Library Add. 14506 (IX saec.), Add. 14571 (519 ann.) и ряд более поздних рукописей литургического содержания. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1959. S. 1–130; Cassingena-Trévedy 2001; McVey 1989. P. 61–218; Св. Ефрем Сирин . Гимн (Мадраша) на Рождество/Пер. с сир., вступ. статья прот. Л. Грилихеса //БВ. 5–6. 2005–2006. С. 17–41 (пер. гимна 1). ИССЛЕДОВАНИЯ: De Halleux A. Le comput ephrémien du cycle de la Nativité//The Four Gospels: Festschrift Frans Neirynck/Ed. F. Van Segbroeck, C. M. Tuckett, G. Van Belle, J. Verheyden. Leuven, 1992. Р. 2369–2382 (BETL 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/bi...

578 Впервые издана Ассеманием в Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana, I (Romae, 1719), 388–417, а затем с переводом на Немецкий язык Халлиером в Untersuchungen uber die edessenische Chronik (Texte und Untersuchungen IX, I. Leipzig, 1892). Английский перевод ее см.в Journal of Sacred Literature 1864, V, 28 и далее. Хроника начинается, правда, отрывочными записями, с 180 года эры Селевкидов, делается более подробной с 513 г. и оканчивается 540. См. Райт–Коковцов. Краткий очерк истории Сирийской литературы. С.-Пб., 1902, с. 70–71. – А.С. 579 Бенешевич В.Н. Синайский список отцов Никейского I вселенского собора. С.-Пб. 1908, с. 293: Αεφιλος Εδσης, 295: ειφαλς Λεσν, 295 прим. к 147: Αειυαλς Εδεσν... 580 В хорошо известных словах св. Иринея (Haer. 3:1): «Ad hanc enim [sc. Romanam] ecclesiam propter potiorem principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam hoc est eos qui sunt undique fideles». 581 Подлинный текст ее и Английский перевод изданы Э.А.В. Беджем: The Book of the Bee. The Syriac text edited from the Manuscripts in London. Oxford, and Munich with an English translation. Oxford, 1886, а Латинский – Шенфельдером: Solomonis, episcopi Bassorensis, Liber Apis. Bamberg, 1866. A.C. 582 Летопись издана в Армянском переводе и только в отдельных выдержках Дюлорье (Journal Asiatique за 1848 г., с. 281 и сл., и 1849, с. 315 и сл.), в полном Французском с Армянского языка переводе – В. Ланглуа (Chronique de Michel le Grand. 1868), в подлинном же Сирийском тексте, с переводом его на Французский язык – аббатом Шабо: Chronique de Michel le Syrien, Éditée pour la premiére fois et traduite en francais. Т. I–III, 1. Paris 1899–1905. A.C. 584 Chabot, p. 110 а. Манускрипт дает 475 A.S.=164 А.Д. по ошибке. 154-й год указан раньше и более правдоподобно Эдесской Хроникой и подтверждается тем, что Вардесан скончался в 222 году, 68 лет от роду. 586 В Осроине и далее на востоке, до границы Персии, иудейские колонии были особенно многочисленны. Е.Шюррер (Geshichte des judischen Volkes im Zeitalter Iesu Christi, В. III, S. 5 ff.) полагает, что количество евреев в этих провинциях нужно исчислять не тысячами, но миллионами. Центрами иудейской диаспоры здесь служили города Нагардея и Низибия. Ср. Harnack A., prof. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. В. II (Leipzig, 1907). S. 117. A.C.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Имея в виду указанные основания, церковные учители порицали тех христиан, которые, избрав строгую жизнь, бегали от вина, как от огня ( Климент Александрийский , 1. с. р. 412 А.). Видя худые последствия пьянства, они осуждали не самое пьянство, но порицали вино и говорили: «Да не будет вина!» (Μ στω ονος! И. Златоуст, 1. с. p. 22). Эти христиане в своём охуждении вина сближались с еретиками, не пившими вина только потому, что считали его злым творением несовершенного Демиурга (см. Исследования. К сноске На подобные порицания вина церковные учители замечали: «Непостыдно пить вино, – да не будет, – это учение еретиков». «Не вино есть зло, но зло – пьянство». (И. Златоуст, 1. с. с. 2 и 5). «Вино – дар Божий (τ παρ Θεο δρον...), данный целомудренным в утешение немощи» ( Василий Великий , Homil in ebrios. с. 1. Μ. XXXI, 448 А.). И подвижники, как в теории, так и на практике, разрешали пить вино. В начале VII века И. Мосх свидетельствовал, что «древние отцы разрешали пить вино в случае прибытия странных братий» (Луг Духовный, с. XVI. М. LXXXVII, pars. 3, р. 2864). Это свидетельство подтверждается более древними церковными писателями. На Нитрийской горе, по словам Палладия Еленопольского (Historia Lausiaca, с. 7. Μ. XXXIV, 1020 С.), монахи сами употребляли вино и продавали его (κχρηνται δ κα ον, κα πιπρασκεται ονος). Одни подвижники пили вино по праздникам ( Евагрий Понтийский , Sentent. Μ. XL, 1270 В.: Ne dicas: Hodie festus dies, et bibamus vinum; et crastino Pentecoste, et manducabo carnem), после молитвы, предшествовавшей обеду. Ефрем Сирин советовал монаху, улучившему чашу вина после молитвы (μετ εχν), поспешно уходить в свою келью, так как разговоры с братией после обеда (π ρστου) могут служить причиной привидений (Κατ μμησιν τν παροιμιν p. 64, 25–28). В Палестине в лавре Герасима Иорданского, по субботам и воскресениям, после литургии, пили за обедом λγον ονον ( Кирилла Скифопольского Βος... Γερασμου. νλεκτα εροσολυμ. Σταχυολογ. Τ. δ´, σελ. 177, κεφ. β´). Другие пили вино по причине телесной старческой немощи (Палладий, 1. с. с. 21: Περ Μρκου. σϑνειν μοι το σματος πιγρψας, ονου ποισας (διβολος) μεταλαμβνειν κα λαου... р. 1065 С.); иные принимали вино при посещении братий (См. Исследования. К сноске абзац начало: «Руководствуясь вышеуказанными соображениями». 175. Coteler. I, 434 ВС.). Макарий Египетский , славившийся великими подвигами воздержания, наблюдал следующее правило касательно винопития: «Если случится вино, то пей его для братии и вместо одной (выпитой) чаши вина один день не пей воды». Поэтому он с радостью принимал вино, чтобы потом мучить себя жаждой» (ποφϑ. Coteler. 1. с. р. 583–584).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Т. II, с. 69. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 70. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 4/3. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 70, 76. Преп. Ефрем Сирин . Творения. Слово 42 на еретиков. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди. Гл. 54. Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2003. Т. V, с. 636. Ambros de instit. Virgin. С. 6. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 5/3. Игнатий Брянчанинов . Собрание сочинений. Изд. Тираж-51, 2001. Т. IV, с. 504. С.В. Санников. Начатки учения. Изд. Одесской библейской школы, 1991. С. 186. Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и Деве Марии». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 45. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109–110. Theodoret, Haer. fab. comp. lib. IV, p. 12. Творения. Т. IV, с. 245. Aqud. Harduin. Act. Concil. Т. I. Часть I, с. 1329. Хрестоматия по сравнительному богословию: Учебное пособие. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 583. Там же. С. 583–584. Против ересей. Книга 3. Гл. 21/10. Против ересей. Книга 5. Гл. 19/1. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 108. Против Ариан. Слово III, 33; III, 14; V, 32. Св. Ефрем Сирин . Творения. Т. II. Гл. 32: «Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа». Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя. Раздел 2; Поучение огласительное десятое. Раздел 19. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109. Игнатий Брянчанинов . Собрание сочинений. Т. IV, с. 484. Гомилия на успение, II/15. Беседа «О святой Деве и Богородице Марии». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 29. Цит. по: Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 590. Против ересей. Книга 5. Гл. 19/1. Доказательство Апостольской проповеди. Раздел 33. Е. Пушков. Не смущайся. Глава «О почитании девы Марии». Г. Вязовский. Ветхая днями и крепкая ложью. 2-е письмо к Гаю Ферапевту. С.В. Санников. Начатки учения. С. 187. Кондак 9. Беседа «Против еретиков, и о святой Богородице».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1) всеобщее падение нравов и оскудение веры; 2) наказание Вавилона, понимаемого как Константинополь или иная христианская столица; 3) нашествие Гога и Магога; 4) общемировая победа Церкви под главенством последнего христианского императора; 5) сложение власти христианским императором и передача её Богу в Иерусалиме; 6) владычество Антихриста, гонение на Церковь ; 7) обращение евреев Енохом и Илией; 8) убийство Еноха и Илии Антихристом; 9) падение Антихриста при втором пришествии Христа (либо его убиение архангелом Михаилом); 10) сорок (или сорок пять) дней покаяния.   Отрывки из произведений Ефрема Сирина приводятся по изданию Московской Духовной академии (1913), Иоанна Златоуста – по изданию Санкт-Петербургской Духовной академии (1895–1906), Кирилла Иерусалимского  и  Феодорита Кирского – по изданию Московской Патриархии (1900, 1906), Иоанна Дамаскина – в переводе А. Бронзова (СПб., 1894), Андрея Кесарийского – по изданию Афонского русского Пантелеймонова монастыря (М., 1901). В некоторые тексты в соответствии с оригиналом внесена незначительная смысловая и стилистическая правка. ЕФРЕМ СИРИН СЛОВО НА ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ, НА СКОНЧАНИЕ МИРА И НА ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТА 584 (1) Я, наималейший, грешный, исполненный проступков, Ефрем, в состоянии ли буду выговорить, что выше сил моих? Но, поскольку Спаситель по благоутробию Своему и некнижных научил премудрости 585  и через них повсюду озарил верных, то и мой язык соделает. Он (язык) к пользе и назиданию как меня самого, говорящего, так и всех слушателей. Но с болезнью начну речь и с воздыханием буду говорить о кончине настоящего мира, о том бесстыднейшем и ужасном змие, который приведёт в смятение всю поднебесную, и в сердцах человеческих посеет боязнь, малодушие и страшное неверие, и произведет чудеса, знамения и страхования, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф. 24:24 ) и всех обмануть ложными знамениями и чудесами, им совершаемыми. Ибо попущением святого Бога получит он власть обольщать мир, потому что исполнилось нечестие мира и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то пречистый Владыка за нечестие людей попустит, чтобы мир был искушаем духом лести, потому что так восхотели люди – отступить от Бога и возлюбить лукавого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

—70— фиры, и, взяв в правую руку крест, а в левую скипетр, шел в великом входе. По обоим его сторонам следовали Варанги с секирами и благородные юноши, а непосредственно за императором диаконы и священники со св. мощами и святыми дарами. По греческому обычаю с дарами обходили храм и возвращались к солее. На солею поднимался лишь один император и приветствовал стоявшего на другом конце солеи в царских дверях патриарха. Затем следовало поминовение царя и после него царь, снявши мантию, уходил на трон. Литургия совершалась обычным порядком до времени причащения. Если царь готов был к принятию св. тайн, он, по новому приглашению диаконов, входил царскими дверьми в алтарь. Здесь он брал кадило, кадил трапезу вокруг и патриарха. После каждения царь снимает корону и передает её диаконам. Патриарх же подает ему в руки чашу с божественною кровью и сообщает его крови не лжицею, но по образу священническому. После этого, надев корону, царь оставляет алтарь. По окончании литургии, получив благословение от патриарха и других епископов и облобызав их десницы, идет в так называемый катехумен, где принимает приветствия. Мы не упомянули еще об исповедании веры. Оно составляло непременное требование и император всегда наперед заготовлял исповедание, которое сначала возглашалось в церкви, а за тем за собственноручной подписью передавалось императором патриарху. Оно содержало никео-цареградский символ и обещание хранить апостольские предания и установления соборов вселенских и поместных. 582 Как видим, чин приобрел очень сложный и подробный вид. В нём прибавилось лишь одно новое основное действие, но ритуал в подробностях расширился весьма значительно. Пышный расцвет величия и блеск императорской власти дали ей конкретное участие в одном из важных моментов литургии: в великом выходе и открыли путь к престолу чрез царские врата, дали царю —71— в руки кадило с фимиамом и в уста чашу с божественной кровью. Этот чин стал обычным чином коронования и императоры лишь заботились о точном выполнении его предписаний без всяких опущений. 583 Чин прекратил свое развитие и мы находим его в одном неизменном виде и у Кодина в сочинении «об обрядах Константинопольского двора и чинах великой церкви» 584 и у иеродиакона русского Игнатия, очевидца коронации импер. Мануила Палеолога 585 в 1392 г. и, наконец, у Симеона Солунского в его истолковании чинов церковных. 586

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

преподобный Ефрем Сирин 7. СОВЕТЫ ПОДВИЖНИКАМ (Сл. 50, т. 2, стр. 570–584, 600–60) 1. Начало монашеского отречения – бояться Бога; не Богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства. Начало доброй жизни монаху – ведение Бога; неведение же Бога омрачает душу монаха. 2. Доброе наследие монаху – целомудрие и святыня; лишается же наследства отцов монах, у которого нет их. 3. Подвиг для монаха – изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим – не подвижник. 4. Пища монаху – творить волю Божию, пища же чувственная не поставит монаха пред Христом, но «в чрево вмещается и афедроном исходит» ( Мф. 15, 17 ). 5. Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою Церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом, бесчинствуя. 6. Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же неразумного да не вселяется в сердце его. 7. Монах, бодрствующий в псалмах и пениях и песнях духовных, отгоняет от себя ночные мечтания; монах же, который, надмеваясь своими добрыми делами, спит, плетет паутинную ткань. 8. Мужественный монах крестом Христовым избегает дьявольских сетей. 9. Монах оземленившийся и к земле склонившийся во всем поступает по сатанински (противлением заповедям, лукавством и самоугодием). 10. Мысль у монаха да будет всегда занята добрыми делами. Упражнение монаха – благочинные помыслы. Бодрственность монаха укрощает нечистые помыслы. 11. Возделывание монаха – добрая душа, приносящая плод по Евангельски. Возделывающий ее монах первый вкушает от плода ее. 12. Бессмертная сила в монахе – нестяжательность, несущая крест; сребролюбие же пагубно для них; ибо заграждает для них Царство Небесное. 13. Добрый дар монаху – девство, которое с Илией на колеснице возносит его на небо. Сила девства – воздержание в пище; монах же упивающийся сквернит плоть свою. 14. Слезы, проливаемые из очей – древо жизни возращаемое в высоту смиренномудрия. Приобретший сие монах соберет добрые плоды. 15. Монах, который всем разглашает о даре своем, возбуждает омерзение, – и услышит от Господа: «ты уже восприял мзду свою» ( Мф. 6, 2 ). А кто стыдится рассказывать, тот получит мзду от Господа, ведущего тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010