Она есть дыхание силы Божией ( τμς τς το θεο δυν μεως) и чистое излияние славы Вседержителя ( π ρροια τς το παντοκρτορος δ ξης ελικριν ς); посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» 580 . Несомненно, Премудрость Божия представляется здесь особым существом и «эманацией» ( π ρροια) трансцендентного Бога, как бы Его активной творческой стороной по отношению к миру. Другой пример сочетания библейской религиозной и эллинской философской мысли в вопросе отношения Бога к миру мы находим у иудейского философа и перипатетика Аристовула, жившего в Александрии в первой половине II в. до н. э. и служившего, предположительно, при дворе царя Птолемея VI (181–145 гг.) 581 . Он впервые высказал идею о том, что древнегреческие поэты, писатели и философы, такие как Гомер, Гесиод, Орфей, Пифагор и Платон, заимствовали мудрость из книг Моисея, т.е. из Библии, которая намного древнее их всех 582 . У Аристовула, так же как и у еще одного иудейского мыстеля II в. до н. э., известного как автор «Послания Аристея к Ксенократу» (или Псевдо-Аристей) 583 , наряду с Богом встречается понятие «Божественная Сила» ( θεα δναμις, δναμις το θεο), отличающаяся от Бога. Посредством этой Силы Бог объемлет все, проницает все, управляет всем и пребывает над всем 584 . По словам отечественного исследователя, «разливаясь по всему миру и проникая во все вещи, эта сила таким образом ставит трансцендентно самозаключенное Божество в имманентно-действенные отношения к миру» 585 . Подобным образом и упомянутый ранее Псевдо-Аристей 586 учил «об одной посредствующей между самозаключенным Божеством и миром Силе, усвояя ей при этом прохождение и проникновение всех вещей в стоическом пантеистическом смысле» 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

44 . С Евр.: «Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их». 45 . И раскаяся по множеству милости Своея. С Евр.: «И вспоминал завет Свой с ними, и раскаивался по множеству милости Своей». «Раскаянием пророк называет прекращение наказания, потому что Бог не раскаивается» (Бл. Феод.). 46 . И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. С Евр.: «И возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их». Т.е. те, которые брали в плен себе Евреев, и те, по действию Божию, питали к ним сожаление. «Говорит это, разумея Кира, который освободил Евреев из плена, также Дария и Артаксеркса, которые дали денег на построение храма (Иерусалимского)» (Св. Афан.). 47 . И собери ны от язык. Эти слова показывают, что когда написан был сей псалом, Евреи были рассеяны между народами. Может быть, здесь молит Бога возвратившийся из плена Ездра о том, дабы и прочие Евреи, еще оставшиеся в плену и рассеянные за Евфратом при Салманассаре, возвратились в свое отечество. С Евр. весь стих: «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою». Здесь под хвалою или славою, по бл. Феодориту, разумеется слава спасения, явленная миру чрез искупление людей. Даруй нам, Господи, хвалиться этою Твоею славою спасения, даруй прощение, познание истины; веру во Владыку Христа и введи нас в новый завет. 48 . С Евр.: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия! Примеч. 105 псалмом кончается у Евреев четвертая часть псалмов. 584 Моисей после победы над Мадианитянами остался недоволен военачальниками за то, что они оставили в живых женщин Мадиамских, потому что последние, по совету Валаама, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору. Числ. 31, 15. 16 . Из этого видно, что Фегором назывался, по-видимому, самый идол Аммонитский и Моавитский. Сн. Числ. 23, 8, 25, 18 . Ocuu IX, 10 . Служение Ваалфегору, как и Приапу, было самое гнусное. 585 По Калмету, под жертвами мертвых разумеются жертвы в честь Адониса или Озириса, смерть коего каждогодно оплакивали и приносили жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

– Возлюбиши искренняго твоего – грешный грешного – яко сам себе [ Мф. 19:19 ]. – Немощи немощных носи, и тако исполниши закон Христов [Ср.: Рим. 15:1 ; Гал. 6:2 ]. Велики эти слова: размысли о них глубже. Они то же значат, что слова молитвы Господней: мы оставляем должником нашим» т. 2, 605]. «Когда громогласно или про себя молишься о других, напр., о домашних своих или о чужих, хотя они и не просили тебя, – молись о них с такою же теплотою и усердием, как молишься о себе. Помни заповедь закона: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе [ Мф. 19:19 ( Мф. 22:39 ); Ср.: Лев. 19:18 ]. Во всех случаях это наблюдай, т. е. ближнего как себя люби. Не лукавь пред Господом, испытующим сердца и утробы [ Иер. 11: 20 ( Апок. 2:23 6 ; Пс. 7:10 )], да не презрит Он молитву твою как суетную и ложную» т. 2, 593]. «Нельзя не дивиться простосердечию, беспристрастию к земным благам галилейских рыбарей и безусловной покорности их гласу Господа. Несколько слов Спасителя – и они оставляют мрежи свои, единственное богатство, свое лучшее сокровище, и идут за Ним не рассуждая, – куда или для чего. Какое простосердечие! какая непривязанность к земным благам! какое детское послушание! какой легкий доступ слова Божественного Мессии к простым сердцам! Сказано – сделано! Таковы и многие из простых людей, живущих в трудах и в низкой доле; но не таковы богачи: что мы видим на одном из них, которому Господь предложил продать имение и идти вслед за Ним? Пошел не за Ним, а вслед богатства своего... Отыде, сказано, скорбя [ Мф. 19:22 ]» т. 2, 584]. " 23 ст. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. ( Мф. 19:23–26 ) Значит, Господь и богатого легко может спасти, хотя для людей кажется и невозможным, чтобы богатый вошел в Царствие Небесное, когда вход этот для него так тесен, как для каната иглины уши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

25) Если мы живем Духом, в Духе и ходить должны. 26) Не будем алкать тщетной славы, друг друга подстрекая, друг другу завидуя. Глава VI 1) Братия! А если и будет охвачен человек каким проступком, вы, будучи духовными, наставляйте такового в духе кротости. Наблюдай за самим собою, чтобы тебе не быть искушенным. 2) Бремена друг друга носите, и так исполните закон Христов. 3) Ибо кто почитает себя чем-нибудь, когда он ничто, сам себя обольщает. 4) Каждый же да испытывает свое дело, и так будет иметь похвалу только в самом себе, а не в другом, 5) ибо каждый понесет свое бремя. 6) Да делится же всякий, оглашаемый словом, с тем, кто его наставляет, всяким благом. 7) Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. 8) Ибо, что посеет человек, то и пожнет. Потому что сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; кто же сеет в дух, от духа пожнет жизнь вечную. 9) Делая же добро, да не ослабеем, ибо в свое время пожнем, не ослабевая. 10) Итак, доколе у нас есть время, будем делать добро всем, наипаче же домашним/своим/по вере. 11) Смотрите, какими [большими] буквами написал я вам своею рукою. 12) Все те, которые по плоти желают произвести хорошее впечатление, сии пытаются принудить вас к обрезанию, лишь бы не перетерпеть гонения за крест Христов. 13) Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят вас обрезать, чтобы похвалиться в вашей плоти. 14) Мне же чтобы похвалиться, да не будет, разве только о кресте Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15) Ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет какой-либо силы, ни необрезание, но новая тварь. 16) И всем тем, которые будут следовать сему правилу, мир над ними и милосердие, и над Израилем Божиим. 17) В отношении остального, никто не отягощай меня, ибо я раны Господа Иисуса на теле моем ношу. 18) Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь. Читать далее Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : Перевод с Вульгаты (Clementina)/Иероним блаженный, Стридонский (Пер. с лат., пред. Д.Э. Пучкина)/Москва, 2019. – 584 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вопль богооставленности ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ) 16, с. 115–116]. Почему эта фраза произносится Господом на непонятном для иудеев языке? Ин 20:17 «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» План семинара I . Смысл и значение событий Распятия и крестной смерти Господа в евангельской истории и в искупительном подвиге Спасителя «Составляющие Искупления». Центральное событие в Искуплении; Каким образом готовил Господь Своих учеников к этому событию? Предсказания Господа о страданиях и смерти. Что означает «час» в Ин 12:27 ? Господь не только пророчествовал о грядущих страданиях и смерти, но прямо говорил, что Ему «надлежит», «должно» пострадать. Означает ли это, что Он не мог избежать страдания? Подтвердить ссылками на Евангелие, что Его страдание – вольное. Крестный путь: Куда вел Господа крестный путь? Особенности в повествованиях евангелистов о несении креста; Мк. 15:21 (что косвенно подтверждают слова «идущего с поля»?); Кто сопровождал Господа на крестном пути? К кому и с какими словами обратился Господь во время пути? II . Место и время распятия Иисуса Христа. Семь «слов» Господа на Кресте Голгофа: Почему это место называется Лобным? Суммируя толкования, можно сказать, что «Голгофа» означает: 1)  некоторое кругообразное возвышение наподобие черепа головы человеческой; 2)  место, где казнят преступников и зарывают их вместе с орудием казни и где видимы остатки – кости и черепа казненных; 3)  указывает на древнее иудейское предание, что здесь был погребен отец всех – Адам. Распятие: Казнь на Кресте; Почему именно Крест? ( Втор 21:23 и Гал 3:13 ); Что представлял собой напиток, который предложили Господу? (Одно из описаний в т. 2, с. 584]). Почему Господь отказался его принять? Гипотезы согласования времени распятия: Мк. 15:25 : «Был час третий, и распяли Его» 8 ; и Ин 19:14 (суд у Пилата): «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый» с. 604– 605; 16, с. 114]:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:1–3 ). «Как веровать в Того, о ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы»? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (у Тишендорфа: δ κο δι ματος Χριστõυ). См. проф. Осинина: О коренных свойствах и истинном значении Церкви Христовой. Христ. Чтение, 1862, I, 515. Напротив, по учению протестантов «человек первоначально научается Богом внутренно и потом освящается Им: вот и происхождение церкви». Luther, De just. minist. eccl. Op. II, 584. Zicingli, de certitud. et clarit. verbi Dei, Op. I, 169. Ecclesia principaliter est societas fidei et Spiritus Sancti in cordibus. Apologia confess. 4. Das evangeliche Begriff geht aus von innerlich geistigen Wesenheit der Kirche... das Unsichtbare die Bedingung des Sichtbaren. Guericke, Allgemeine christliche Symbolik, Leipxig, 1861, s. 659–660. Совершенно такое же понятие о церкви дает в своем «Курсе церковного права», I, стр. 3, проф. Суворов: « Церковь есть прежде всего невидимый союз истинно верующих исполнителей воли Бога по учению Христа... Христианский религиозный союз выражается затем в церкви, как видимом общении людей, внешним образом исполняющих христианскую веру»... Это понятие о Церкви проф. Суворов получил, вероятно, из переведенной им книги Кестлина: «Существо Церкви по учению и истории Нового Завета». Яросл. 1882. Употребление этого понятия к «Курсе» сделано, однако, совершенно не научно, понятие это не может служить никаким научным целям в изучении положительного церковного права, которое существовало раньше появления этого понятия и которое может быть проясняемо единственно православным понятием о Церкви, традиционным, положительным, действовавшим доселе в истории единственного церковного права, православного, ибо если Церковь есть едина (Во едину святую…), то и церковное право едино. В положительном церковном праве действовало церковное понятие о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

После этого он удалился в свой город и прекратил вся- —583— кие пророческие отношения к отверженному Саулу. И это опять-таки состояло отнюдь не в воле и власти самого Самуила, а гораздо более – вынуждалось и образом действий Саула. Выражение Писания о последнем, что он также «пошел в дом свой, в Гиву Саулову " ( 1Цар.15:34 ), – указывает на совершенное равнодушие отверженного к удалению пророка, безучастие которого в делах государственных только как нельзя более отвечало вожделенным стремлениям царя действовать самостоятельно и бесконтрольно. Что касается Самуила, то ни грозный суд Божественный, ни оскорбительный образ действий осужденного, не могли поколебать столь глубоко укоренившихся чувств благорасположения и сожаления к несчастному царю. Он и в тиши удаления не переставал болеть душою за того, кто был всё еще дорог его сердцу. Пророческим взором своим он прозревал ту бездну, к которой быстро шел Саул, и в бессилии удержать последнего на пагубном пути, молча лил о Помазаннике рук своих горькие слезы 2428 . И Небесный Царь Израиля скорее сжалился над плачущим старцем, чем оплакиваемый земной. »Доколе будешь Ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог Твой елеем, и пойди: Я пошлю Тебя к Иессею, Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе Царя» ( 1Цар.16:1 ) 2429 . —584— Этот новый избранник Божий и помазанник Самуила был тот «Муж по сердцу Божию», беспредельная вера которого и преданность Высшей Небесной Силе, в связи с пламенной ревностью о Славе Божией и сердечным влечением к общению с Божественным Существом сделали его навеки славным средоточием Израильской теократии, Украшением Царей. Зарею Мессии!!! И. Петровых Глаголев С.С. [Очерки по истории религий: Ассиро-вавилонская религия//Богословский вестник 1900. Т. 3. 12. С. 585611 (2-я пагин.). (Продолжение.) —585— I. Ассиро-вавилонская религия 2430 4. Религия жителей бассейна Тигра и Евфрата носит имя ассиро-вавилонской; справедливее ее было бы назвать вавилонско-ассирийской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Тем, кто хочет чисто и свято поститься, следует удаляться, – замечает святой Кирилл Александрийский , – от собственных своих желаний, стремиться к тому, что угодно Богу, и покорно преклоняться пред Его желаниями. Но тогдашние Израильтяне не делали этого, напротив следовали своим собственным желаниям, пренебрегая угодным Законодателю, вовлекали подчиненных в суды и ссоры, тогда как должны были склонять к единодушию враждующих между собою и водворять мир среди впадших в разногласия. Но они прилагали свое старание к совершенно противоположному... Пост, который не таков, есть ложный пост и есть только как бы вид поста, и не имея в себе свойств истинного поста, он смешон и неприличен. Ибо те, кто совершенно нерадит о том, чтобы быть чистыми и добрыми, не совершает никаких добрых дел, а потом упражняется в бесплодном и бесполезном воздержании от пищи, как в великом и почтенном в очах Божиих деле, – всуе подвизается и бьет воздух. Их подвиг не доставит им наград, потому что неприятен Богу». 581 Церковь Православная никогда не отрицала духовного поста и считает его обязательным условием спасительности поста телесного. К такому посту она наставляет своих чад песнопениями и молитвословиями. «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления – сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». 582 «Пост не удаление брашен только совершим, но всякие вещественные страсти отчуждение». 583 «Постящеся, братие, телесно, постимся и духовно: разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищих бескровных введем в дом, да приимем от Христа Бога великую милость». 584 2) Пост мы отвергаем, так как Иисус Христос учил: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека ( Мф.15:11 ). Эти слова Спасителя являются ответом на вопрос фарисеев и книжников не о посте, не о родах пищи скоромной и постной, а о том, почему ученики Его преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб ( Мф.15:2 ). По просьбе учеников Господь так объяснил притчу сию ( Мф.15:15 , ср. Мф.15:11 ): оскверняет человека исходящие из его сердца злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления... Α есть неумытыми руками не оскверняет человека ( Мф.15:17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но сюда теперь прибавилось новое ограничение – пределами номистической праведности. Лучи любви не простирались на грешников. «Давай доброму и не помогай грешнику», поучает Иисус, сын Сирахов 582 . То же читаем в книге Товита: «раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» 583 .  Таково было номистическое жизнепонимание иудаизма. Как в каждой религии, так и в иудействе основное религиозное ядро жизневоззрения было окружено системой верований и богословских представлений, имеющих или религиозно-практический или гностический интерес. Таковы были иудейские верования загробные, мессианские и эсхатологические. В древнее время Израиль был равнодушен к загробной судьбе индивидуума; его религиозные надежды ограничивались земною судьбой народа. Смерть была границею еврейской веры: за гробом – шеол, область сна и забвения, где уже не прославляется имя Божие, где нет упования на Него, где нет даже памятования о Нем 584 . Бог для Израиля был «Богом живых, а не мертвых». Этою безотрадностью шеола древний Израиль не смущался. Но когда закон создал режим юридической праведности, тогда внимание иудея приковывалось к индивидуальной судьбе, так как воздаяние за праведность должно иметь индивидуальную ценность. Опыт свидетельствует, что в этой жизни не бывает полного воздаяния и даже праведники невинно страдают в то время, как грешники незаслуженно благоденствуют. При столкновении такого религиозного опыта с номистическим миропониманием древние представления о шеоле могли оказать отрицательное действие на нравственную энергию. Яркие следы этого мы встречаем в книгах Екклезиаста и Иисуса с. Сирахова. Екклезиаст наблюдает, что «участь сынов человеческих и участь скотов – одинаковая участь: все произошло из. праха и все обратится в прах», и отсюда делает вывод, что «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими» 585 . К тому же выводу приходит и сын Сирахов, который советует каждому: «не лишай себя доброго дня, и участие в добром наслаждении ( μερς  πιθυμας  γαθς) да не минует тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Скажи им также: да не скрывает никто помыслов, ибо, если кто скрывает помыслы, злые духи радуются, усиливаясь погубить его душу. И если кто из братии откроет тебе помысл свой, то воззови мысленно: “Господи! Что Тебе угодно для спасения души брата, подай мне, дабы я мог сказать ему и дабы сказал Твое слово, а не мое”, – и приходящее тебе на ум скажи, говоря в себе: “Это не мое слово, ибо написано: говорит ли кто, говори как слова Божии ( 1Пет. 4:11 )”» (Ответ 583). 2. «Когда благословляются у меня братия, давать ли им целовать руку мою или нет? Помысл говорит мне, чтобы я лобызал тогда их в голову, – хорошо ли это?» – «Когда благословляются, дай руку и скажи им: “Смотрите, чтобы это было не по человекоугодию; Бог по вере вашей творит с вами; Сам Господь сказал: кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника ( Мф. 10:41 ). Итак, если кто будет пророк и праведник, а кто не примет его, как пророка и праведника, не получит воздаяния. Если же и не будет пророк или праведник, а кто-либо примет его, как пророка и праведника, то получит награду пророка и праведника”. Лобызать же их в голову не следует, ибо это действие заключает в себе лицемерие, происходящее от человекоугодия» (Ответ 584). 3. «Каков должен быть я в отношении к братии?» – «Считай себя ниже всех, а равно и правителем всех, долженствующим дать ответ за сан, который ты принял. Надлежит быть ко всем милосердным, как сказал апостол: носите бремена друг друга ( Гал. 6:2 ); вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных ( 1Фес. 5:14 ); да никто не воздает злом за зло ( Рим. 12:17 ), но благое; Если же кто не повинуется, того имейте на замечании ( 2Фес. 3:14 ). Тот же апостол да вразумит тебя о прочем, что не означено в малом слове моем» (Ответ 585). 4. «Когда кто из братий согрешит, как обличить его: наедине или при братиях?» – «Когда вина будет большая, то при братиях; но прежде должно сказать ему: “Если не исправишься, то я при братиях объявлю о сем”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010