Определили: При распределении пособий из процентов с капитала, завещанного П.А. Мухановою, руководствоваться следующими правилами: —295— 1) Проценты с капитала (50000 руб. 5% облигациями Московского Городского Кредитного Общества), завещанного Московской духовной академии П.А. Мухановою, каждогодно разделяются на две равные части, из коих одна советом академии распределяется на пособия студентам академии, другая выдается в виде пособий к жалованью членам академической корпорации, т. е. преподавателям штатным и сверхштатным, лекторам новых языков, а также чиновникам, получившим высшее богословское образование. 2) Половина процентов с Мухановского капитала, равняющаяся 1187 руб. 50 коп., и назначенная в пособия студентам академии «не имеющим возможности продолжать учение в академии, по совершенной бедности и беспомощности» в материальном отношении, разделяется на 5 частей, из коих 3 части по 220 руб. каждая, назначаются в качестве полного годового пособия советом академии в сентябрьском заседании, остальная сумма распределяется правлением академии в двух заседаниях, предшествующих крайнему сроку взноса денег студентами академии за свое содержание, между теми из них, которые ни из сумм Братства Преподобного Сергия, ни из собственных средств не имеют возможности обеспечить свое дальнейшее пребывание в академии. 3) Эти пособия каждогодно распределяются между беднейшими своекоштными студентами академии, не только вновь поступающими в академию, но и прежде поступившими в неё. 4) Проценты с другой части Мухановского капитала, в количестве 1187 руб. 50 коп., назначенные «на дополнительные к жалованью пособия членам академической корпорации», каждогодно распределяются в декабрьском заседании совета на пять равных частей, из коих ежегодно не менее трех выдается семейным и не менее одной – бессемейным лицам. —296— 5 . Право на пособие получают те лица академической корпорации, которые прослужили не менее 5 лет, а при академии не менее 2 лет, при чем включается сюда и год профессорского стипендиатства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

609 Посему св. Ефрем Сирин в пояснение вопроса гонителя «кто ты, Господи?» не без основания влагает (при истолковании Деян. 9:3 ) в уста Савла такие слова: «я преследую Иисуса, Который находится среди мертвых вместе со Своими учениками». См. Extracts from the Armenian Version of Ephrem’s Commentary on the Acts. Translated by F . С. Сопувеаге и напечатанные у J. Rendel Harris: Four Lectures on the Western Text of the New Testament, London 1894, p. 43. 610 Ср. Woldemar Schmidt, Art. «Paulus, der Apostel, und seine Schriften» в Real-Encyclopädie von Herzog-Hauck , XI-ter Bnd (Lpzg 1883), S. 362. 613 Paulus des Apostels Brief an die Römer in das Hebräische übersetzt und aus Talmud und Midrasch erläutert von Franz Delitzsch, Lpzg 1870, S. 76 (к 2:13). 614 System der altsynagogalen palästinischen Theologie aus Targum, Midrasch und Talmud dargestellt von Pfarer Dr. Ferdinand Weber. Nach des Verfassers Tode herausgegeben (в 1879 г. с переменой только одной обложки) von Franz Delitzsch und Georg Schnedermann в «Schriften des Institutum Judaicum in Leipzig» (II, Serie. Nr. 1) под заглавием: Die Lehren des Talmud quellenmassig, systematisch und gemeinverstandlich. dargestellt. Lpzg 1880. S. 223. 224. 270 с ограничением на стрн. 231. Ср. и в молитве Манассии (ст. 8) «Ты, Господи, не положил покаяния праведным, Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе». 615 Ср. Apocalypsis Baruchi XIV, 12: justi... habent apud te vim operum custoditam in thesauris; XXIV, 1:... thesauri, in quibus justitia eorum qui justificati sunt in creatura collecta est в «Libri Veteris Testamenti pseudepigraphi selecti». Recensuit et cum commentario critico edidit Otto Fridolinus Fritssche. Lipsiae 1871. P. 92. 97. 616 Выражение Prof. Crawford Howell Toy в сочинении Quotations in the New Testament, New York 1884, p. 133. 617 Номизм превратил веру в дело исполнения Торы (F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 295, 292), из сделал (ibid. S. 5). Cp. также замечания у the late Bishop of Durham J. B. Lightfoot Saint Paul’s Epistle to the Galatians (tenth edition, London 1890), p. 154–164; The words denoting «Faith» и The faith of Abraham.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

11 Там же, с. 318. 12 Там же, с. 36. 13 Преподобных отцов Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Спб., 1905, с. 210. 14 Преподобных отцов Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Спб., 1905, сс. 436–437. 15 св. Василий Великий. Творения. ч. 6. Сергиев Посад, 1892, с. 295. 16 Там же, с. 24. 17 преп. Феодосий Печерский . Послание князю Изяславу о вере//Библиотека литературы Древней Руси. т.1. XI–XII века. Спб., 1997, с. 451. 18 свят. Филарет, митроп. Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998, с. 273. 19 архиеп. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь//М., 1998, с. 19. 20 Там же. 21 Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. с. 54. 22 Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях). – М., 1994, с. 16. 23 св. Григорий Нисский. Творения. т. 1. М., 1861, сс. 137 и 143. 24 св. Григорий Богослов. Творения. т. 2. Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 178. 25 свят. Филарет, митроп. Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998, с. 5. 26 прот. Сергий Булгаков. Догмат и догматика//Живое предание. Православие в современности. – М., 1997, с. 19. 27 Тареев М. М. Основы христианства. Система религиозной мысли. т.4. Христианская свобода. ч. Истина и символы в области духа. Сергиев посад, 1908, с. 46–47. 28 преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия//Творения ч. 6. ТСЛ 1901, сс. 223–224. 29 Это высказывание некоего богослова XIX века цитируется старообрядческим епископом Михаилом (еп. Михаил (Семенов). Избранные статьи. Из журнала «Церковь» за 1908–1915 гг. Спб., 1998, с. 209). 30 преп. Ефрем Сирин. Адам и Ева//Творения. ч. 5, Сергиев Посад. 1912, с. 194. 31 Там же, с. 199 32 преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия//Творения ч. 6. ТСЛ 1901, сс. 210–211. 33 Августин, епископ Иппонский. Творения. ч. 7. – Киев, 1912. с. 127. 34 Там же, с. 116. 35 Там же, с. 119. 36 Там же, с. 121.

http://azbyka.ru/svyatye-lyudi-i-ix-knig...

343 Вопрос о личности Александра остается не решенным. Был ли он тождествен с Александром «медником“ (χαλκες), который противился словам апостола ( 2Тим. 4:14–15 ), одно ли это лицо с иудеем Александром, намеревавшимся говорить по делу схваченного ап. Павла в Ефесе ( Деян. 20:37 ) – остается не выясненным. Возможны предположения за и против. (Cp. Zahn. Einleitung. I, s. 413 A. 3; Проф. A. Клитин. Подлинность посланий ап. Павла к Тимофею и Титу. Киев. 1888, стр. 138–139; П. Полянский. Первое послание св. ап. Павла к Тимофею. Сергиев Посад. 1897. 294–295). Относительно наказания Александра и Именея едва ли может быть сомнение, что они, потерпев «кораблекрушение в вере“, т.е. потеряв веру, по лишении доброй совести, как корабль разбивается о камни, лишившись кормчего,– были отторгнуты от церкви. «Предание сатане“ ( 1Тим. 1:20 ; cp. 1Кор. 5:5 ) имеет смысл тяжелого наказания, хотя такое наказание не исключает возможности возвращения к церкви и даже имеет в виду его. (Ср. П. Полянский (295–297); Zahn. I, s. 474. 344 Именей и Александр, как, вероятно, более популярные лица, названные из числа некоторых (ν στιν μναιος κα λξανδρος), потерявших веру,– могли исповедывать и разные лжеучения. Вот почему Именей во 2-м посл. Тим. уже упоминается наряду не с Александром, а с своим единомышленником Филитом (2:17–18). Но как первая пара еретиков ( 1Тим. 1:20 ), так и вторая ( 2Тим. 2:17–18 ) вышли из иудействовавших τεροδιδσκαλ’ов. Это видно из контекста речи ( 1Тим. 1:1–8 и 18–20; 2Тим. 2:17–18 с 16 ст.). Cp. Zahn. I, 474. Установление этого факта имеет большое значение для определения рода заблуждения Именея и Филита о воскресении мертвых. Лжеучение «о воскресении мертвых“ существовало в двоякой форме. Одни учили, что в детях, которые от нас рождаются, имеет место наше воскресение. Другие изъясняли воскресение в духовном смысле: в смысле рождения нового человека чрез обращение к христианской церкви и – крещения. О нашем воскресении в детях учили иудействующие. В актах Феклы говорят Фамари Демас и Гермоген, которые выступают там вместо Именея и Филита, nos te docebimus ressurrectionem, quam hic (т.е. ап. Павел) futuram dicit, jam esse factam; quoniam resurreximus et resurgimus semper iu filis nostris. (Texte und Untersuchungen. XXI, 2 (N. F. VII, 2), p. 37. Второе объяснение (ressurectio... non corporum sed animarum), которое св. Ефрем Сирин приводит в своем толковании, Ипполит Рим. возводит на Николая Антиохийского, одного из «7“ (Texte u. Unters. XVI. 2.– N. F. I, р, р. 192, ср. 189 стр). К нему примкнул обрезанный полуиудей Менандр (Св. Иустина. Апология, 1, 20; рус. пер. 64). Св. Ириней. Против ересей, I, XXII, 5; рус. пер. 88). Учение о духовном воскресении разделяли симониане и карпократиане (Св. Ириней. Против ересей. II, 31, 2; рус. пер. стр. 206–207. Подобное же упоминает Ипполит Рим. о наассенах. S. Hippolyti episcopi et martyris-Refutationis omnium haeresium-librorum decem. Ed. Duncker u. Schneidewin. 1859. V. 8. 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. СС.107-109. Обратите внимание, что печать антихриста «на челе» учит людей «быть дерзновенными в обольщении». То есть она людей превращает в дерзновенных проповедников антихристовой идеологии; теперь уже они сами обольщают остальных. В церковно-славянском переводе толкования св. Андрея это звучит яснее: «да научит в лести и тме прелщенныя держати». Принявшие печать приобретают «науку» – как других прельщенных держать во тьме и лжи. Внешний штамп, полученный без сочетания воли с духом антихриста, вряд ли способен вызвать в человеке такой энтузиазм. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 2 послание к Фессалоникийцам.4, 1//Творения. СПб., 1905. Т.11. Кн.2. с.599. Преп. Ефрем Сирин. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Творения. Ч.2. Сергиев Посад, 1908, С.253. Преп. Ефрем Сирин. Слово 38, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Творения. Ч.2. Сергиев Посад, 1908, Сс.257-258. Блаж. Иероним Стридонский. Письмо 97 (121), Алгазии, 11//Творения. Ч.3. Киев, 1903, с.217. Блаж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение божественных догматов//Творения. М., 1859, ч.6. с.82. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах. М., 1999, С.80. Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, С.295. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь.44, 1//Творения. Ч.4. Спб., 1886, С.302. Беседа о Аврааме//Материалы для истории раскола за первое время его существования под ред. Н. Субботина. Историко и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей. Ч.2. Сочинения бывшего юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова. М., 1879, С.363. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архим. Ианнуарий имел все основания так резюмировать церковную позицию: «никакая внешняя идентификация ни малейшего отношения к „начертанию“ из Апокалипсиса не имеет. Ибо „начертание“ (как бы его ни толковать применительно к конкретной ситуации) обязательно предполагает отречение от Христа (апостасию) и требование поклонения тоталитарному государству (зверю) с его религией и идеологией безграничной власти, силы и богатства. То или иное „начертание“ или печать не предшествует отступничеству, но запечатлевает уже совершившееся отступничество от Бога и Христа Его, уже принесенную жертву поклонения Ваалу и Молоху сатанократии. С той или иной переписью населения, под номерами или без них, рассматриваемый нами текст Откровения не имеет ничего общего. Здесь экзегету делать нечего» (Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр.13, 15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии).

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

   Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 195. С. 190.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 105.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 46.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 287. С. 42.    Свт. Василий Великий. Творения. T. V. М., 1849. С. 232.    Игум. Анатолий. Письма, п. 136. С. 163.    Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 68. С. 139.    Игум. Антоний. Письма, п. 264. С. 383.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 295. С. 543; п. 119. С. 233; п. 211. С. 391.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник, § 7. С. 323.    Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. С. 139.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. С. 105.    Преп. Симеон Нов. Богослов. Вып. II. С. 575. Ср.: Слова. Вып. I. Слово 7. С. 73—74.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 105. С. 268, п. 27. С. 205.    Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 106. С. 123.    Преп. Антоний Вел. Наставления, § 63//Добротолюбие. Т. 1. С. 46.    Историческое описание скита в Оптиной пустыне. СПб., 1852. С. 169.    Игум. Антоний. Письма, п. 213. С. 271.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. III. С. 206.    Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 11//Добротолюбие. T. II. С. 271; иером. Арсений. Маргарит. С. 163.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. IV. Беседа 4. О благодарении. Сергиев Посад. 1892. С. 47—57.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 42. С. 79—80.    Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 2, 6 и др.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. III. Поучение в 29 неделю. О благодарении и славословии Бога. С. 404—406; ср.: T. II. С. 527—529.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 398. С. 119.    Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. III. С. 277.    Игум. Антоний. Письма, п. 71. С. 91.    Пресвитер Илия Екдик. Цветособрание, § I//Добротолюбие. T. III. С. 422.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I, гл. 97. С. 395.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 125.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. 3, п. 144. С. 294—295.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 198.    Преп. Исаак Сирин. Подвижн. наставления, § 65//Добротолюбие. T. II. С. 615.    Иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 404. С. 686.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V, п. 79. С. 102.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Письма//Христ. чтение, 1895. T. V-VI. С. 560.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 65.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. III. О терпении. С. 152.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 351; T. IX. С. 373.    Там же. T. IX. С. 373—374.    Цветник духовный. Ч. II. С. 45.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 49.    Преп. Серафим Саровский//Летопись Сераф.-Дивеев. монастыря. Изд. 2-е. С. 78.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 167; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 376. T. IV. С. 679.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 18 на Деяния. С. 173.    Там же. T. IX. С. 158—159.    Иером. Алексий (Шепелев), подвижник Киево-Печ. Лавры//Свет Печерский. 1918, 2. С. 365.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 215. С. 350; см. Антифоны воскресные, гл. 7.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 38.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. Кн. III. С. 206.    Свт. Кирилл Иерусалимский. Творения. 13 огласительное поучение, § 6. СПб., 1913. С. 143—144.    Там же.    Иером. Алексий Шепелев//Свет Печерский. 1918, 23. С. 364.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 107.    Преп. Макарий Египетский. Беседа 5. Гл. 15.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 122.    Там же. T. III. С. 463, 604.    Пролог, 5 апр.    При теплой вере — горя нет://Она дружит нас с небесами.//В страданиях, в радости Бог с нами,//Во всем печать Его щедрот (И.И. Козлов к В.А. Жуковскому). И.И. Козлов — талантливый поэт пушкинской эпохи, друг В.А. Жуковского, глубоко верующий христианин. В 1818 г. в возрасте 38 лет паралич лишил его ног, а затем в 1821 г. он ослеп. Свое несчастье он переносил с удивительным терпением, находя утешение в религии и в поэзии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

34 . Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. 4-е изд., М., 1856. 35 . Ефрем Сирин , преподобный. Творения. М., 1848, т.1. 36 . Елъчанинов А. ; священник. Записи. Париж, 1962. 37 . Древне-Русская библиофика. 1790, ч. XIII u XIV. 38 . Зуев С, прот. Чинопоследование Таинства Священства (история, происхождение и развитие чина хиротонии в XIV – XX вв.). Загорск, 1973. Машинопись. 39 . Забелин П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской Церкви. 3-е изд., СПб., 1899. 40 . Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. М., 1915. 41 . Игнатий Богоносец , священно мученик. Писания мужей апостольских. СПб., 1895. 42 . Игнатий, епископ Воронежский. Археологический опыт о Таинствах. Воронеж, 1863. 43 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты, т.1, СПб., 1886. 44 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Сочинения. СПб., 1905. Изд. 3-е, t.V. 45 . Иванов И., священник. О значении храма и обряда в области веры и религии Христовой. Воронеж, 1894. 46 . Иоанн Златоуст , святитель. Творения. СПб., 1896. Изд.2-е, m.II u m.III. 47 . Иоанн Лествичник , преподобный. Лествица и Слово к пастырю. Сергиев Посад, 1894. 48 . Иоанн Мосх , блаженный. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915, 49 . Иоанн, иеромонах. Белое иночество. Берлин, 1932. 50 . Иеремия, патриарх Константинопольский. Ответы лютеранам о покаянии. Христ. чтение. 1842, ч.1. 51 . Иннокентий, архиепископ Херсонский, Слово в день Сретения Господня. Христианское чтение, 1847, ч. 1, с. 295 301. 52 . Исаак Сирин , преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911. 53 . Иустин, святой мученик. Разговор с Трифоном Иудеем. Сочинения. М., 1892. 54 . Иустин, епископ Рязанский. Сочинения. Догмат о преданиях. 55 . Ивасюк Михаил, прот. Каноническое приложение к требнику. 1867, Изд. Киево-Печерской Лавры. Загорск, 1986. Машинопись. 56 . Иларион (Костюк), иеромонах. Особенности уставного последования исповеди в Русской Православной Церкви (со времени его появления в печати). Загорск, 1958. Курс. сочин. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. -  Казань, 1906. - 442 с. Буфеев К., свящ. Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии//Православное вероучение и теория эволюции. В защиту святоотеческого учения о сотворении мipa, жизни и человека. - С-Пб.: Общество святителя Василия Великого, 2003. - С. 340-352. Василиадис Н. Библия и археология. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. - 415 с. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240с. Гарден Жан-Клод.  Теоретическая археология. М.: «Прогресс», 1983. - 295 с.  Глаголев С., проф. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. - М., 1894. - 605 с. Древние цивилизации/С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзимба и др.; Под общ. Ред. Г. М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479 с. Ефрем Сирин, преподобный. О рае//Творения. Т. 5. - М.: Отчий дом, 1995. - С. 258-297. - Репр.  Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. - М.: Отчий дом, 1995. - С. 205-337. - Репр. Зубов А.Б. Дискуссионные вопросы антропогенеза//Человек, 1997. - - Электронная версия:  Зубов А.Б. История религий. Кн. I. - М.: Институт «Открытое общество», 1997. - 343 с.  Иванов Н., прот. И сказал Бог...: Опыт истолкования книги Бытия. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - 367 с. Интересные факты по эволюции гоминид, установленные в последние годы (1997-2004): Обзор. - http://macroevolution.narod.ru/human2.htm Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894.  Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996. - 450 с. Кураев А., диак. Может ли православный быть эволюционистом?//Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь»., 1999. - С. 82-113. Ляшевский С., прот. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований//Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Серия «Бог и вселенная». - М.: Издание православного братства во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. - С. 5-243.

http://bogoslov.ru/article/278183

Феофил антиохийский (167–180 г.) от сотворения мира до Р. Х. полагал, по Петавию 283 , 5515, по другим 284 (вернее) 5507 лет. Климент александрийский (190 г.), по Экономосу, считает от сотворения мира до Р. Х. 5472 285 , по Петавию 5624 286 . Святой Ипполит: (200 л.) «первое явление Господа нашего во плоти было в Вифлееме при Августе в 5500 году» 287 . Юлий африканск ий, знаменитый хронолог, много посвятивший трудов исследованию священного летосчисления, полагает рождение Спасителя в 5500 г. 288 . Священномученик Киприан (250 г.) в свое время говорил: «еще не исполнилось шести тысяч лет, как диавол воюет на человека» 289 . Евсевий, епископ кесарийский, первый в своей хронике (363 г.) уклонился от общепринятого летосчисления; ибо положил только 5199 лет от сотворения мира до Р. Х. 290 . Современник Евсевия, Евстафий, епископ антиохийский, от сотворения мира до воскресения Иисуса Христа считает 5539, то есть, 5506 до Его рождения 291 . Святой Епифаний (369 г.) 30-й год Спасителя относит к 5539 году от сотворения мира 292 . Святой Ефрем Сирин (378 г.) полагает явление Спасителя после 5500 лет 293 . Блаженный Иероним, переведший хронику Евсевия (380) и продолживший се от 325 до 378 года, сначала предпочитал хронологию LXX еврейской 294 . Западный писатель Квинт Юлий Иларион (во 2-й полов. 4-го века) говорил: «от сотворения мира до Христа Спасителя нашего лет 5530 (VMDXXX). Посему для заключения 6-ти тысяч лет недостает 470 лет. Но из 470 от страдания Господня протекло (до нашего времени) 369 лет, и так остается 101 год до заключения 6-й тысячи лет» 295 . Север Антиохийский (400 г.) полагал Р. Х. по исполнении 5500 лет 296 . Сулпиций Север (около 400 г.), написавший две книги священной истории до 4 века, говорил: «мир создан Богом почти за 6-ть тысяч лет отселе» 297 . Все современники блаженного Августина на западе принимали за верное летосчисление по LXX. «Как только начинаю, говорит бл. Августин 298 , говорить о летосчислении еврейском (по еврейскому тексту), тотчас все вопреки представляют мне, что в том солгали иудеи». Египетский инок, хронолог Панодор (420 г.) считал от сотворения мира до Р. Х. 5493. Петавий полагает 299 , что Панодор сократил общепринятое до него число 5500 в 5493, по удобнейшему приложению сего последнего к лунному кругу, точно также, как греки после прибавили к 5500 еще 8 лет для индикта. Другой египетский инок Анниан, много потрудившийся в исследовании хронологии (420 г.), полагал, что Р. Х. было в начале 5501 года 300 . (По сказанию Иделера 301 , он ввел великий 532 летний индиктион, перенесенный на запад Виктором аквитанским). В том же году полагал Р. Х. и Дионисий Малый (в 6-м веке), как свидетельствует Скалигер 302 . Того же счисления держались Кирилл Скифополит (555 г.) 303 , Анастасий Синаит 304 , Максим Исповедник (645 г.). Но в том же веке хроника александрийская полагала 5507 л. до Р. Х. от сотворения мира 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010