Немощи Кто боится немощи тела, тот не достигнет естественного состояния (прп. авва Исаия , 59, 87). Если схватит тебя немощь, когда безмолвствуешь в келье, не малодушествуй, но возблагодари Бога... не лучше ли для тебя эта немощь, чем геенна, в которую имеешь пойти? – и она успокоится в тебе (прп. авва Исаия , 89, 295). Источник. В деле Господнем извиняемся немощью, а для... дел лукавых мы сильны (прп. Ефрем Сирин , 31, 238–239). Когда хочет, – бывает Он огнем, пожигающим всякую негодную и превзошедшую в нас душевную немощь (прп. Макарий Египетский , 67, 29). Так Творец устроил нашу жизнь, ослабляя (через это) стремление тех, которые преданы земному; блеск жизни Он соединил со слабостью, чтобы, когда увлечет тебя красота земных предметов, разрушить ожидаемое счастье (свт. Иоанн Златоуст , 55, 979). Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати... (прп. Нил Синайский , 73, 390). Источник. Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности (прп. Исаак Сирин , 58, 290). Источник. ...Немощь телесную побеждает любовь к Богу и надежда будущих благ (прп. авва Филимон, 91, 363). ...Оставлена человеку надежда помилования теперь, когда он обложен естественною некою немощью, какую восприяло человеческое естество по падении, и по причине коей грешит. Но это не может оправдывать его грехов, а должно лишь к тому побуждать, чтобы с чувством благодарения Богу за дарование места прощению скорее прибегать к Нему и испрашивать у Него прощения и силы, – прощения того, в чем согрешил, потому что, хотя он грешил по человеческой немощи, но ему надлежало противостоять греху до смерти... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 86–87). Немощи нрава Господь иной раз оставляет за нами для смирения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). Не будь их , мы тотчас занесемся выше облак и ставим там престол свой. А в этом пагуба (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 10). ...Бога не забудьте благодарить, что смиряет душу вашу немощами (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 78). Источник. ...Сознание немощей и недостатков не дает парить и выситься душе в самомнении. Помоги вам Господи в сем: ибо самомнение же лишает помощи Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 121). Источник. Самое лучшее врачевство для наших немощей – не иметь праздного времени (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 55). Источник. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 215). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отшельничество Кто живет в пустыне и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани чрез слух, от брани чрез язык и от брани чрез видение того, что может уязвлять сердце его (прп. Антоний Великий , 89, 95). Источник. ...Пустыня есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть (прп. Антоний Великий , 89, 95). Источник. ...Удаление от мира состоит не в том, чтоб телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия к телу, не иметь у себя ни города, ни дома, ни собственности, ни товарищества, быть нестяжательным, не беспокоящимся о средствах жизни, беззаботным, избегающим всякого сношения с людьми, не знающим человеческих правил, готовым принимать напечатлеваемое в сердце Божественным учением (свт. Василий Великий , 10, 9). Посмотри на дикого осла в пустыне; никто не садится на хребте его. Посмотри на серну в пустыне, никто не стрижет ее волос. Источник. Смотри на животных, и беги в пустыню, и не оставляй ее. Возьми для себя в пример пернатых и не нарушай обета отшельничества. Не ищи обитаемых мест, чтобы на душу свою не навлечь тебе смерти, не оставляй пещер и вертепов, чтобы не стали блаженнее тебя мертвые. Не люби городов и не пренебрегай дебрями (прп. Ефрем Сирин , 34, 294–295). Источник. Пещеры, служившие убежищем тебе, уготовят для тебя чертог на небесах (прп. Ефрем Сирин , 34, 296–297). Источник. ...Жизнь пустынная, отшельническая, удаляющаяся и чуждающаяся общения с людьми, хотя сама по себе важна и высока, даже выше сил человеческих, однако же ограничивается только преуспевающими в оной, отрицается же от общительности и снисходительности – свойств любви, которая, как известно... есть одна из первых достохвальных добродетелей. Сверх того, такая жизнь, как не обнаруживающаяся в делах, не может быть поверяема и сравниваема с другими родами жизни. Напротив того, жизнь общественная, провождаемая в кругу других, кроме того, что служит испытанием добродетели, и распространяется на многих, и ближе подходит к Божию Домостроительству, которое и сотворило все, и связало все узами любви, и наш род, после того как он утратил свою доброту чрез прившедший грех, снова воззвало посредством соединения и обращения с нами (свт. Григорий Богослов , 13, 271–272).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покажем противоречивость позиции посттрибулационистов на примере 1Кор. 15:22–24 , где они находят последовательность воскресения во времени 293 . Однако в этом неясном месте говорится именно о воскресении, а не о событиях после него 294 . Поэтому уже прп. Ефрем Сирин толковал это место как указание на порядок воскресения по качеству, а не по времени 295 . Для православных отцов здесь не просто информация о количестве воскресений, а типологическое соотношение смерти в первом Адаме и воскресения в новом, обоженном Адаме – Христе (ст. 21–22). Свт. Феофан Затворник подчеркивает, что мысли о двух разделенных по времени воскресениях нет ни в этом месте, ни вообще в Писании. Во Христе оживут все люди, но не все для блаженства, а некоторые для наказание. Прикровенное указание на этом святитель видит в слове «порядок» (τγμα). При этом воскресение грешников апостол вовсе не упомянул, хотя и подразумевает его в указании на воскресение праведников 296 . 3.3.4. Тысячелетнее царство уничтожает победу, совершенную Спасителем на кресте Это противоречие обнаруживается уже у древних отцов-хилиастов. Понятно, что если сатана уже связан ( Мф. 12:29 ), то он не может быть еще раз скован в начале тысячелетия ( Откр. 20:2 ) 297 . Однако у современных посттрибулационистов недостатки этого взгляда доведены до крайности тем, что они исповедуют принцип Sola Fide – рациональную уверенность в своем спасении. Это спасение, с их точки зрения, совершил Христос на кресте вопреки сопротивлению диавола. Следовательно, нужно признать, что он уже не имеет былой власти в христианах, которые из сосудов гнева стали сосудами милосердия Божия (ср. Рим. 9:22–23 ). В этом смысле диавола, несомненно, надо считать связанным. Конечно, он продолжает действовать, и весьма желает погубить всякого человека, но не сможет этого сделать, если христианин сам не согласится дать ему власть над собой. Поэтому ап. Петр уподобляет диавола льву рыкающему, ищущему, кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Диавол стремится сделать человека исполнителем своей воли, но не может принудить, и поэтому предлагает ему греховные помыслы, от которых христианин должен и может отказаться с помощью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Григорий Сардский, митр. 207 174 Григорий Синаит , прп. 5 2 , 28 93 , 112, 498 Д авид Псалмопевец, пророк (библ.) 17, 33, 141, 147, 148, 150, 318, 330, 338, 349, 373, 374, 383, 387, 402, 406, 407, 411, 413−417 Даниил, пророк 20 51 , 23, 26 Даниил Столпник, прп. 122 (17) Дарий, царь (библ.) 174 Демокрит, философ 169 Диадох, еп. Фотикийский, свт. 44, 49 (27) , 50 сн. , 52 Димитрий Кидонис, еретик 309, 462 21 Дионисий Ареопагит (Пс.) 447, 134 12 , 146 45 , 151 75 , 176 (24, 29, 31) , 181 64 , 182 65, 67 , 189 (98) , 190 105 , 194 (119, 120) , 197 129 , 201 148, 149 , 209 180 , 227 (259) , 231 270 , 240 313 , 245 337 , 247 351 , 249 (367, 368) , 250 (373) , 251 375 , 252 378 , 257 (396) , 258 398 , 273 476 , 278 518 , 284 (547) , 295 (604) , 296 605 , 300 12, 13 , 314, 316 6 , 326 (41) , 331 56 , 350 93 , 355 95 , 382 (206) , 383 (210) , 384 (217, 218, 221) , 398 264 , 450 5 , 461 19 , 462 (22, 24) , 474 77 , 498, 499, 505 Дионисий монах 5, 6, 133−138, 140, 143 24 , 149 62 Дионисий, ктитор 136 Диоскор I, патр. Александрийский, еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 219, 452 Дорофей, иеромон. 82 (20) Дорофей Газский, прп. авва 20 49 , 125 40 , 500 Е ва (библ.) 269 Евагрий Понтийский , еретик (см. также Нил Анкирский) 14 10 , 18 32 , 36 136 , 45, 50 (28) , 51 36 , 53, 88 53 , 100 126 , 150 71 , 329 сн ., 500, 509 Евлогия см. Ирина Хумнена Евномий Кизический, еп., еретик 169, 188, 191, 192, 204, 216, 218, 230, 243 (325, 326) , 274 486 , 279, 280, 283 (545) , 285 556 , 287, 290, 300, 301, 464; см. также ПУ (евномианство) Евсевий Кесарийский , еп. 235 288 , 491, 500, 513 Евстафий, врач, адресат Василия Великого 289 Евтихий, архим., еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 212, 219, 452 (18) Екклесиаст (библ.) 21, 98 Епифаний Кипрский (Саламинский), свт. 24 72 , 197 132 , 328 сн. , 500 Евфимий Зигабен (Зигадин), монах 47, 302 22 , 500 Ефрем Сирин (Пс.; Ephraem Graecus) 24 71 , 118 3 , 135, 410 60 , 501 З ахария, пророк (библ.) 147 (53) Зинон, имп. 230 Зоровавель (библ.) 174 И аков, еп. Иерусалимский, сщмч., ап. 17, 19

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

„По действию лукавого, говорит преп. Ефрем Сирин , все изнемогли во зле: повреждение стало столь тяжко и не исцелъно, что ни пророки, ни священники не в силах были совершенно уврачевать язвы. Посему-то (вот причина) Святой Единородный Сын, видя. что все естественно изнемогает возле (вот сущность бедствия), по воле Отца снисшедши с неба,… пришел благодатью и щедротами уврачевать одержимых разнообразными немощами и словом Своим исцелить все болезни, всех избавил Он от зловония собственных язв их” 292 . Цель спасения и смысл в „избавлении от зловония собственных язв» человека. Я, говорит преп. Ефрем Сирин в другом месте, спасся от множества долгов, от легиона грехов, от тяжких уз неправды и от сетей греха. Спасся от лукавых дел, от тайных беззаконий, от скверны растления, от мерзости заблуждений. Восстал я из этой тины, изник из этого рва, вышел из этой тьмы; уврачуй же, Господи, по неложному обещанию Твоему, все немощи, какие видишь во мне» 293 . В этих словах преп. Ефрем не только выражает сущность спасения со стороны его содержания, но дает понять и самую форму его, способ, каким оно совершается: оно не есть какое-нибудь внешне – судебное или магическое действие, а развитие постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божьей, так что могут быть степени искупления. „Совершенный, выражает эту же мысль св. отец, христианин всякую добродетель и все превосходящие природу нашу совершенные плоды духа… производит с услаждением и духовным удовольствием как естественные и обыкновенные, уже без утомления и легко, не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Господом” 294 . Ту же мысль можно найти в очень ясной форме у св. Афанасия Александрийского . „Поскольку, говорит он, естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие; то Единородный соделался человеком, чтобы в Себе Самом исправив сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиной вочеловечения. Сего ради помаза Тя, Боже». Чего же именно ради? Чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками; как помилованные за то, что научились у тебя любить правду и ненавидеть беззаконие» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

578 Впервые издана Ассеманием в Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana, I (Romae, 1719), 388–417, а затем с переводом на Немецкий язык Халлиером в Untersuchungen uber die edessenische Chronik (Texte und Untersuchungen IX, I. Leipzig, 1892). Английский перевод ее см.в Journal of Sacred Literature 1864, V, 28 и далее. Хроника начинается, правда, отрывочными записями, с 180 года эры Селевкидов, делается более подробной с 513 г. и оканчивается 540. См. Райт–Коковцов. Краткий очерк истории Сирийской литературы. С.-Пб., 1902, с. 70–71. – А.С. 579 Бенешевич В.Н. Синайский список отцов Никейского I вселенского собора. С.-Пб. 1908, с. 293: Αεφιλος Εδσης, 295: ειφαλς Λεσν, 295 прим. к 147: Αειυαλς Εδεσν... 580 В хорошо известных словах св. Иринея (Haer. 3:1): «Ad hanc enim [sc. Romanam] ecclesiam propter potiorem principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam hoc est eos qui sunt undique fideles». 581 Подлинный текст ее и Английский перевод изданы Э.А.В. Беджем: The Book of the Bee. The Syriac text edited from the Manuscripts in London. Oxford, and Munich with an English translation. Oxford, 1886, а Латинский – Шенфельдером: Solomonis, episcopi Bassorensis, Liber Apis. Bamberg, 1866. A.C. 582 Летопись издана в Армянском переводе и только в отдельных выдержках Дюлорье (Journal Asiatique за 1848 г., с. 281 и сл., и 1849, с. 315 и сл.), в полном Французском с Армянского языка переводе – В. Ланглуа (Chronique de Michel le Grand. 1868), в подлинном же Сирийском тексте, с переводом его на Французский язык – аббатом Шабо: Chronique de Michel le Syrien, Éditée pour la premiére fois et traduite en francais. Т. I–III, 1. Paris 1899–1905. A.C. 584 Chabot, p. 110 а. Манускрипт дает 475 A.S.=164 А.Д. по ошибке. 154-й год указан раньше и более правдоподобно Эдесской Хроникой и подтверждается тем, что Вардесан скончался в 222 году, 68 лет от роду. 586 В Осроине и далее на востоке, до границы Персии, иудейские колонии были особенно многочисленны. Е.Шюррер (Geshichte des judischen Volkes im Zeitalter Iesu Christi, В. III, S. 5 ff.) полагает, что количество евреев в этих провинциях нужно исчислять не тысячами, но миллионами. Центрами иудейской диаспоры здесь служили города Нагардея и Низибия. Ср. Harnack A., prof. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. В. II (Leipzig, 1907). S. 117. A.C.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Скачать epub pdf Декабрь Ефрем Сирин, св. Толкование на послания св. апостола Павла: [Евр.10:38–13:22; 1Тим.; 2Тим.; Тит..]/Предисл., пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 4. 12. С. 295–364 (1-я пагин.). (Продолжение.) —295— обретается вера и терпение; если же кто колеблется и мучится сомнением оттого, что не приходит мздовоздатель, то не будет угоден он душе моей и в тот день ( Авв.2:3–4 ). Евр.10:39 . Мы же не пребываем в сомнении, которое вредит совершению подвига нашего и нас к погибели ведет, но в вере, коею совершаем приобретение души нашей 2876 и которая возвышает нас над всем. XI Евр.11:1 . Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде. Есть также и свидетели, удостоверяющие в ней. Это – люди древнего времени, в коих она открывалась, хотя её и не видно было у людей, живших в среднее время, между древним и новым. Есть и доказательство того, что она открывает невидимое. Какое же это доказательство? – Свидетельство о древних, то есть удостоверение Писания о вере, что именно ею свидетельствованы древние отцы. Итак, Апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без неё, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея или по преданию предшественников Моисея уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что всё это видимое 2877 произошло от того невидимого, 2878 то есть: или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом. —296— Евр.11:4 . Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поскольку вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, – так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. 2879 Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, – но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит 2880 ею, то есть свидетельствуется ею ( Быт.4:1 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

263–69) – пусть даже это и есть один «из печальных памятников человеческого несовершенства», по выражению автора: ибо как скоро какому-либо памятнику письменности в исследовании уделяется место (а здесь, у г. Грацианского – даже во главе трактата о сочинениях Руфина), на обязанности исследователя лежит представить памят- —202— ник так, чтобы и у того читателя, у которого нет под руками самого памятника, оставалось в представлении гораздо более, чем сколько может дать одно указание заглавия или общие замечания о количестве частей этого памятника и резкости его тона! Желательно бы также, чтобы Руфин, как историк (стр. 280–294) представлен был автором и более самостоятельно и более разносторонне. Значительно лучше отношение автора к сочинению Руфина, известному под именем «истории пустынножительной» (295–314). Быть может от необходимой поспешности в работе, в этой же библиографической части труда автора, произошло то, что он, автор, может оказаться не всем понятным в том месте, где исчисляет переводы Руфина из сочинений св. Григория Богослова . Что это за сочинения Св. Григория Богослова «о светилах», «о самом себе по возвращении с поля», «о союзе и единстве монахов» – не говоря уже об «апологетике» Григория (стр. 173)? Это – автор буквально переводит даваемое у Миня (XXI, 189) указание, что Руфин перевел «книги или лучше речи» (orationes, проповеди) Григория: de luminibus quod est secundis epiphoniis, de semet ipso ex agro reverso, de reconciliatione et unitute monachorum и т. д. Истинный смысл этих заглавий автор мог мы найти, если бы обратился к самым сочинениям св. Григория (на что и указано у Миня); автор тогда убедился бы, что у св. Григория речь шла совсем не о светилах и вовсе не о поле, с которого будто бы возвратился он, св. Григорий, и не о союзе и единстве монахов, а о предметах других, к которым даваемые автором заглавие не подходят. Сделанные сейчас замечания однако не могут лишить автора бесспорного его права на удостоение степени кандидата богословия. 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Oct. X. 32) после исторического исследования помещены акты мучений Феодорита те же, хотя со списка другого, которые сперва изданы Мабиллоном (Analecm. р. 187 1723 an.) и из него Рюинартом. (Т. III. 353). Они по внутренним и внешним признакам признаются чистым. Писатели в конце их говорят о себе: мы, бывшие во дворце антиохийском и вместе с ним (Иулианом) в Персии, грешные рабы Божии, верно повествуя, описали, что сделано с рабом Божиим Феодоритом в 10 кал. апреля (т. е. 23 марта). По исследованию здесь, в числе не намеренная или намеренная ошибка позднейшей руки. Св. Феодорит пострадал 23 октября, как в Р. М. и показано, потому что Иулиан дядя умер после пожара в Дафне, который был 22 октября и после мучения Феодорита, произведенного вследствие пожара. В слав. печатных минеях об нем из Макарьевской минеи и других историком Феодорита (кн. III. гл. 12) и Созомена (кн. V. гл. 8). 9     Свв. 40 мучеников. Описание страданий св. 40 мучеников в слав. четьей минее — из Метафраста, Еводия, еп. кесарийского и других. В Деяниях св. (Mart. II, die 10, р. 12—59) помещен древнейший латинский перевод актов, согласный впрочем с Метафрастом, за тем акты, приписываемые Еводию, епископу кесарийскому, ученику и преемнику Василия В. Содержание актов сих мучеников приводится в похвальных словах восточных отцов 4 века сим мученикам. Василий В. (Творения св. стр. Ч. 8, стр. 295) говорит, что они осуждены пробыть ночь под открытым небом около города в озере, покрывшемся льдом по причине зимнего времени и северного ветра, что страж видел небесные силы, раздававшие венцы и оставившие одного не награжденным, который оставил свой подвиг и заменен стражем, что матерь одного юноши едва дыщущего мученика сама положила его на колесницу, на которой везли прочих умерших на сожжение, что св. кости их брошены были в воду, что в его время все прибегали в молитвах во святым и что они действительно подавали просимое являясь все вместе и что мощи их находятся во многих местах. Св. Ефрем Сирин, восхваляя слово Василия, сам почтил их своим, словом и говорит, что они замучены при Ликинии, а брат св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Какая польза лежащему в позолоченном чертоге от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змием? ( 25, 501 ). Чем более кто богатеет, тем более немилосердным становится и бесчеловечным и тем более удерживает руку свою от подаяния милостыни ( 27, 145 ). Где богатые, которые собирали и запасали сокровища на многие годы? Смерть в одну минуту, в одно мгновение ока поглотила их ( 28, 489 ). Не сопровождает человека имущество его в час смерти, отходит и исчезает при дверях гроба ( 28, 389 ). Не люби земного богатства, чтобы не обнищать на Небе ( 29, 295 ). Не созидай себе высоких жилищ, чтобы не низойти в бездну. Преподобный Ефрем Сирин ( 29, 296 ). Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из его оков; такое множество недугов объемлет душу... то есть страстей, которые, как густое и темное облако, заслоняя взоры ума, не позволяют взирать на небо, но заставляют склоняться вниз и смотреть в землю ( 35, 485 ). Богатство – это неприятель, живущий под одним кровом с тобою; это домашний враг ( 36, 35 ). Имея необходимость во многих лицах, богатый принужден многим льстить и угождать с великим раболепством. Бедного же, если он благоразумно ведет себя, не может одолеть и диавол ( 36, 41 ). Богатый, занятый многими заботами, надменный гордостью, происходящей от богатства, преданный лености и беспечности, не с большой ревностью и не с большим усердием принимает исцеление слушания Писаний ( 37, 366 ). Почему тебе, человек, богатство кажется драгоценным? Конечно, по удовольствию, получаемому от трапез? Потому что ты можешь мстить оскорбляющим тебя и быть для них страшным? Других причин представить не можешь, кроме удовольствия, лести, страха и мщения, потому что богатство не делает никого ни мудрее, ни целомудреннее, ни смиреннее, ни благоразумнее, не делает ни добрым, ни человеколюбивым, не ставит ни выше гнева, ни чрева, ни удовольствий, не учит умеренности... и никакой другой добродетели не вселяет и не насаждает в душе ( 37, 483 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010