59 . Разве справедлив тот, кто награждает раньше, чем окончено состязание? Поэтому то и Господь в евангелии говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» ( Мф.5:3 ). Не сказал: блаженны богатые, но нищие. Отсюда блаженство, согласно божественному определению, начинается только там, где человеческий суд видит (aestimatur) (одно) страдание. «Блаженны алчущие, ибо они насытятся. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны гонимые правды ради, ибо тех есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и скажут всякое зло против вас правды ради 151 . Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах» ( Мф.5:4–12 ). Обещает воздать награду только в будущем, а не теперь, – на небе, а не на земле. Зачем же ты требуешь здесь-то, что назначается в другом месте? Зачем ты спешишь потребовать себе венец, прежде чем победил? Почему отрясаешь пыль? После чего ты желаешь отдыха? Как это ты желаешь пировать, прежде чем покончил с ристалищем? Народ еще смотрит, атлеты еще на арене 152 , а ты уже ищешь отдыха. 60 . Но ты, может быть, скажешь: «Почему нечестивые проводят время в веселье и роскоши? Почему они вместе со мной не подвизаются и сами?» Потому что тот, кто не ищет венца (subscripserint ad coronam), тот (обычно) и не выступает на подвиг борьбы; (потому что) тот, кто не выходит на арену, тот не обливает себя маслом, тот не натирает себя пылью. (Ведь) слава соединена с страданиями. (Поэтому) натертые драгоценными мазями, обычно, (только) смотрят, но не сражаются; они не испытывают ни солнечного зноя, ни жары, ни пыли и дождей. Если атлеты пригласят их: приходите, поработайте с нами, то (эти) зрители ответят: нет, уж мы (лучше) порассуждаем о вас, а вы без нас получайте почетный венок, если только победите. 61 . И вот те, кто трудится (только) ради увеселения, роскоши, хищений, богатения и почестей, те являются скорее зрителями, чем ратоборцами. Они имеют выгоду от труда, но не имеют плода добродетели. Они охотники до ничегонеделания, обманом и бесчестностью они приобретают большие богатства; они понесут, хотя и позднее, наказание за свою неправду. Их покой в аде, твой же на небе; их дом в могиле, а твой в раю. Отсюда. хорошо сказал Иов, что они бодрствуют на гробе ( Иов.21:32 ), так как они не могут иметь того покоя, который имел тот, кто уснул и воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5 Открой мне, Господи, день кончины моей и число дней моих, велико ли оно, да уразумею, что еще остается мне. 6 148 Словно пядью, измерил Ты дни мои, и естество мое как бы ничто пред Тобою. Впрочем, все суета, всяк человек живущий! 7 149 Подобно призраку, ходит человек, но напрасно суетится он; собирает сокровища и не знает, кому достанутся они. 8 А ныне кто надежда моя? Не Ты ли, Господи? И Тобою создано естество мое. 9 От беззаконий моих избавь меня! На поношение безумцу Ты отдал меня. 10 Онемел я и не отверзал уст моих, ибо Ты этого возжелал. 11 Отведи от меня удары Твои, ибо от крепкой руки Твоей я изнемог. 12 150 Обличая беззакония, поучал Ты человека и непрочной, как паутина, соделал жизнь его. Впрочем, суетен всяк человек. 13 Услышь молитву мою, Господи, внемли молению моему! Не безмолвствуй, видя слезы мои, ибо странник я у Тебя и пришлец, подобно отцам моим. 14 Смилуйся надо мною, да вкушу покой, прежде чем умру и не станет меня. 1 151 В конец, псалом Давида, 39. 152 2 Терпеливо надеялся я на Господа, и внял Он мне, и услышал молитву мою; 3 И вывел меня из пропасти страданий и тинистой топи, и утвердил на камне ноги мои, и направил стопы мои. 4 И вложил в уста мои песнь новую, песнопение Богу нашему. Узрят многие и убоятся, и станут уповать на Господа. 6 Блажен муж, который уповает на имя Господне и не взирает на суету и треволнения ложные. 6 Много сотворил Ты, Господи Боже мой, чудес, и в замыслах Твоих благих никто не уподобится Тебе. Возвещал я и говорил: «Нет им числа!» 7 153 Жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовил мне; всесожжений и жертв за грехи не требовал Ты. 8 154 Тогда сказал я: «Вот я иду, как в свитке книжном написано обо мне; 9 155 Сотворить волю Твою, Боже мой, восхотел я, и закон Твой в глубине сердца моего». 10 Возвещал я правду в церкви великой и впредь устам моим не возбраню, и Тебе это ведомо, Господи. 11 Правды Твоей не скрыл я в сердце моем, истину Твою и путь спасения поведал, не скрыл милости Твоей и истины Твоей от сонма великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 . Согласно «Учению 12-ти апостолов» апостолы, пророки и учители обычно не были прикреплены к одной местной церкви, как епископы-пресвитеры и диаконы. Апостол или пророк, остававшийся более двух дней в местной церкви, являются по «Учению» лжепророками 149 . Апостольские писания подобного требования не знают. Согласно основному характеру своей деятельности апостол являлся странствующим благовестником. Поэтому естественно он большую часть своей жизни проводил в странствии. Тем не менее, нигде в апостольских писаниях мы не находим указаний, что он не мог остаться в той или иной церкви продолжительное время. Согласно церковному преданию, возникшему очень рано, апостолы оставались в Иерусалиме после Пятидесятницы 12 лет 150 . Правильна или нет эта цифра, не имеет значения, т.к. несомненным является продолжительное пребывание апостолов в Иерусалиме. Ап. Павел никогда не ограничивал никаким сроком свое пребывание в местных церквах. Его апостольское служение заключалось не только в основании местных церквей: оно распространялось и на существующие церкви. Что касается пророков, то странствующий характер их дея-тельности также не подчеркивается нарочито в апостольских писаниях. Первое послание к Коринфянам явно предполагает, что пророки имеют постоянное пребывание в местной церкви 151 . Еще с большей уверенностью мы можем заключить, что учители, главным образом, исполняли свое служение в пределах местной церкви. С другой стороны постоянное пребывание епископов-пресвитеров в одной определенной местной церкви, в которой они были поставлены, не исключало для апостольского и после-апостольского времени возможности исполнения ими какой либо временной миссии в другой или в других церквах. «Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями» ( Деян. 15,22 ). Несомненно, что термин «andraj hyoumenouj en toij adelfoij» указывает, что Иуда и Сила принадлежали к числу пресвитеров Иерусалимской церкви 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

62. И демоны, услышав об этом омовении, которое было возвещено пророком, сделали то, что входящие в храмы их и желающие приближаться к ним для совершения возлияний и курений, окропляют себя, и даже делают то, что люди идут и совершенно омываются перед тем, как войти в храмы, им посвященные. Да и то, что жрецы тем, которые входят в храмы и желают совершать им 151 свои моления, повелевают скидать обувь, демоны сделали из подражания, переняв из происшествий, случившихся с помянутым выше пророком Моисеем. В то время как Моисею поведано было идти в Египет и вывести находившийся там народ израильский, однажды, когда в Аравийской земле 152 пас он овец дяди своего по матери, с ним Христос наш беседовал в виде огня из тернового куста и сказал: «Сними сапоги твои, и приблизься и слушай» 153 . Он, разувшись, приблизился и услышал повеление идти в Египет и вывести находившийся там народ израильский, и получил могущественную силу от Христа, который говорил с ним в виде огня; и он пошел и вывел народ, сделав великие и чудные дела, о которых, если вы желаете знать, можете узнать подробно из писания его. 63. Иудеи все и ныне учат, что говорил с Моисеем Бог безымянный. Почему пророчественный Дух обличал их через вышесказанного пророка Исайю, и сказал, как прежде упоминал я: «… вол знает владельца своего и осел ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, и народ не уразумел Меня» 154 . Равным образом Иисус Христос, обличая иудеев за то, что они не знали, что Отец и что Сын, сказал так: «Никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец и те, которым откроет Сын» 155 . Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом, и апостолом, ибо Он возвещает все, что должно знать, и посылается для открытия того, что возвещается, так как и сам Господь нам сказал: «Слушающий меня слушает Пославшего меня» 156 . И это будет ясно из Моисеевых писаний. В них сказано так: «И говорил Моисею Ангел Божий в пламени огня из тернового куста и сказал: Я – Сый, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов твоих. Пойди в Египет и выведи народ мой» 157 . Что за тем последовало, можете, если хотите, узнать из них: здесь переписать все невозможно. А слова эти сказаны в доказательство, что Иисус Христос есть Сын Божий и апостол, который прежде был Слово и являлся иногда в виде огня, иногда в образе бесплотных, ныне же по воле Божией, сделавшись для рода человеческого человеком, претерпел и страдания, каким он по действию демонов был подвергнут безумными иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

LXI. А то, что Ирод посягнул на жизнь родившегося младенца (Иисуса), этому нечего удивляться, хотя иудей у Цельса и подвергает сомнению истинность этого события. Ведь злоба соединяется с ослеплением; она чувствует себя сильнее даже Божественного Провидения 151 и старается преодолеть его. Такое именно состояние переживал и Ирод: он поверил тому, что родился царь иудейский и в то же время предпринял решение, которое находилось в явном противоречии с этой верой. Он упустил из виду, что коль скоро он – царь, то будет и царствовать, если же он не будет царствовать, то напрасно предпринимать и решение к Его убиению. И вот он захотел Его убить, проникаясь в своей злобе мыслями, которые сами себе противоречили, – и в этом случае он руководился внушениями ослепленного и лукавого дьявола, который с самого начала стал злоумышлять против Спасителя, в то же время ясно сознавая, что он есть нечто великое и что он будет таким. Поэтому-то и Ангел, охраняя последовательность событий – в которую Цельс, правда, не верит, – дал совет Иосифу удалиться вместе с Младенцем и его Матерью в Египет, а Ирод повелел перебить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, находясь при том убеждении, что он лишит таким образом жизни и новорожденного царя иудейского. Он не видел, что есть сила, неусыпно пекущаяся о тех, которые достойны попечения и охранения ради спасения людей и что среди этих (людей) первое место по чести и несравненному достоинству принадлежало Иисусу, предназначенному быть царем, – царем, конечно, не в том смысле, как это понимал Ирод, но в том, как это приличествует Тому, Кому Бог даровал царство для того, чтобы быть Ему для подвластных раздаятелем щедрот, но щедрот, если можно так выразиться, не средних, не безразличных 152 : напротив, Он должен был воспитывать и управлять своими подчиненными посредством законов истинно Божественных. Это именно знал и Иисус; Он отвергал свое царское достоинство в том смысле, как его понимает большинство, и учил об исключительном характере своего царства, когда говорил: «если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям: но ныне же царство Мое не отсюда» ( Иоан. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

X. 142. Не хотел произносить таких слов, но я был вынужден выразиться таким вот образом, чтобы ты, услышав мрачное, смог избежать ужасного. 143. А когда надобно убегать? 144. Ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). 145. Кто желает находиться рядом со Христом, пусть знает , что приходит пора, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). 146 Приходит ночь, когда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5, 10). 147. Приходит день, в который никто не может отложить [свои дела] на завтра. 148. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). 149. Итак, братья, если таков рубеж и мы не можем пройти мимо или невозможно прошедшим остаться незамеченными, предстанем лицу Его со славословием (Пс. 94, 2). 150. Первыми предстанем [перед Ним], чтобы Он не опередил нас, представ пред нами. 151. Победим зло добром, чтобы не оказаться нам во зле. 152. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), чтобы, явившись чистыми пред Чистым, мы получили чистый венец через Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Отцу слава во веки веков. Аминь.   Источники Acta Pauli et Theclae//Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes/introduction, textes, traduction et commentaire par L. Vouaux . Paris: Letouzey et Ané, 1913. Basilius Caesariensis (spuria). Homilia de virginitate //Amand D., Moons M. C. Une curieuse homélie grecque inédite sur la Virginité adressée aux pères de famille//Revue bénédictine. 1953. Vol. 63. P. 18–69, 211–238. Tertullianus . De baptismo// Tertullien. Traité du baptême/éd. F. Refoulé, M. Drouzy. Paris: Cerf, 1952. (SC; vol. 35). P. 63–97. Рус. пер.: Квинт Семптимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М.: Прогресс, 1994. С. 93–105.   Литература Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007. С. 263–288. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская благозвонница, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6193363

    147. Как отнесся св. Иоанн Креститель к Господу Иисусу Христу, пришедшему к нему креститься?    Св. Иоанн Креститель отказывался крестить Господа Иисуса Христа, потому что Иисус был безгрешным и не нуждался в покаянии и крещении (Мф.3:14).     148. Отчего же св. Иоанн Креститель все-таки крестил Господа Иисуса Христа?    Св. Иоанн Креститель крестил Господа Иисуса Христа из послушания к Нему (Мф.3:15).     149. Что случилось при крещении Господа Иисуса Христа?    При крещении Господа Иисуса Христа явился Святой Дух в виде голубя, а с неба был слышен голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16—17).     150. Куда ушел Господь Иисус Христос после Своего крещения?    После Своего крещения Господь Иисус Христос удалился в пустыню, в которой, молясь и строго постясь, пробыл в одиночестве сорок дней и сорок ночей (Мф.4:1—2).     151. Что произошло с Господом Иисусом Христом после сорокадневного поста?    После сорокадневного поста Господь Иисус Христос был трижды искушаем дьяволом, и всякий раз Он побеждал искусителя.     152. В чем состояло первое искушение Господа Иисуса Христа?    Первое искушение Господа Иисуса Христа состояло в том, что к Нему приступил искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3).     153. Что ответил Господь Иисус Христос на это первое искушение?    На это первое искушение Господь Иисус Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).     154. В чем состояло второе искушение?    Второе искушение состояло в том, что дьявол, поставив Господа Иисуса Христа на крыле храма, сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк.4:9).     155. Что ответил Господь Иисус Христос на это второе искушение?    На это второе искушение Господь Иисус Христос ответил: «Написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» (Мф.4:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос 149. Какой суд домоправителю, если станет что делать по лицеприятию или соперничеству?    Ответ. Поскольку Апостол в одном месте повелевает ничего не делать «по уклонению» ( 1Тим. 5, 21 ), а в другом подтверждает: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11, 16 ); то да будет признан таковой чуждым Церкви Божией, пока не исправится. Впрочем, с большою осмотрительностью должно испытывать, к чему каждый способен, и тогда уже поручать ему какое бы то ни было дело, чтобы и делающие кому либо поручение не по силам не подпали суду, как худые домостроители душ и заповедей Господних, и принимающие поручение не думали находить для себя в этом оправдание греху.    Вопрос 150 . А если по нерадению не даст брату потребного? Ответ. Известен суд сей из слов Господа, сказавшего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» ( Матф.25, 41–42 ), и проч. И: «проклят» всяк «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48, 10 ).    Вопрос 151. Позволительно ли служащему говорить громким голосом? Ответ. Меру голоса определяет потребность слушающих. Поэтому, если голос слабее надлежащего, то, как невнятный, приближается к шепоту и достоин осуждения; а если усилен сверх нужды, когда слушающий может расслушать и говорящего тихо, то делается «кличем», который также осужден ( Ефес.4,31 ), разве только тупость слушателя доводить нас до необходимости употребить «кличь» и тем как бы пробудить его от сна. Ибо и о Господе повествуется, что говорил громко, как сказывает Евангелист: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» ( Иоан.12, 44 ).    Вопрос 152. Если кто, исправляя очередную службу в поварне, утомляется не по силам, так что на несколько дней делается неспособным к обычному для него рукоделию; то должно ли возлагать на него подобную службу? Ответ. Сказано было, что получивший власть распределять работы должен давать приказы, соображаясь с способностью и силами употребляемого в работу, чтобы самому о себе не услышать: «созидаяй труд на повеление» ( Псал.93, 20 ). Впрочем получивши приказ не должен прекословить, потому что предел послушания-послушание до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А что же диавол? Является ли он только частью «силы той, что без числа творит добро, всему желая зла» 149 ? Вопрос остается открытым и в книге Иова, и в книге Бытия. Мы нахо­димся на пути к ответу, почему дело обстоит именно так. Итак, чтобы соблазнить Адама, потребова­лась хитрость, так как откровенной ложью его было не уловить. Между тем хитрый змей лжет иначе, чем человек. Человек, как правило, про­сто оспаривает истину, тогда как диавол гово­рит только половину истины, чтобы на место второй половины, подвергнутой умолчанию, подставить ложь. Это ясно видно из иску­шений Христа в пустыне. Так же происходит и здесь. ... Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? ( Быт 3, 1 ). Ева говорит правду: ...Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть 150 . Коварный вопрос диавола преследует дво­якую цель. Сначала лукавому требуется «войти в контакт» с человеком, чтобы затем предста­вить запрет на вкушение плодов как проблему. Ведь до сих пор данная Богом заповедь не каза­лась человеку проблематичной. Он просто – напросто следовал ей без всяких размышлений. Она была столь же естественной, как и все тво­рение, обязанное своим бытием Божествен­ному произволению. Однако теперь запрет вдруг становится проблемой, в нем показа­лось возможным усомниться. Причем причи­ной этого послужил диалог со змеем, в кото­рый человек дал себя вовлечь, прислушавшись к искусителю. Уже здесь в человеческом пове­дении проявилась та черта, которую апостол Павел впоследствии назовет непослушанием первого человека (parakoe) 151 , то есть его невниманием гласу Божиему и слушанием иного, диавольского голоса. Эта первая оплошность Адама дает змею искомую возможность тут же поставить под сомнение Божественную заповедь и приписать ей свое собственное толкование. ...Нет, не умрете, но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

145–152 Коф. Осязаемое присутствие. Этот раздел состоит из двух частей, четко соответствующих теме, звучащей в Иак. 4:8 . Первая: «Приблизьтесь к Богу» (145–148). Вторая: «И приблизится к вам» (149–152). Ст. 145–146 связаны между собой словами взываю и призываю. Ст. 147–148 содержат глагол предварять: «предваряю… очи мои предваряют», т. е. с рассвета и до рассвета псалмопевец молится и размышляет над Библией . В основе молитвы, изложенной в ст. 149, – не человеческие обеты, но обращение к милости Господа; в ст. 150–151 противопоставляются две разных «близости», а ст. 152 завершает раздел, утверждая истину о вечности слова Божьего. 145–148 Рядом с Господом. Каковы особенности молитвы? 1) Молитва неотделима от послушания. Если человек не предает себя воле Божьей, то его ходатайство – простое проявление эгоизма. 2) Молитва неотделима от самоотречения: не наши неотложные нужды придают эффективность молитве, но наше жертвенное посвящение себя Господу. 3) Молитва неотделима от слова Божьего. Вне Его слова мы не можем знать, чего мы вправе ожидать или просить. 149–152 Господь рядом. Чем сильнее жизненные грозы, тем ближе Господь к нам. Близок (151) как близкий родственник. Господь обещал стать нашим самым близким родственником, который, ввиду нашей полной беспомощности, берет на себя все наши нужды и заботы, как Свои собственные. Таким образом, Его близость к нам обусловлена Его непреходящей милостью, в которой залог верности; и наша уверенность в том, что Он наш ближайший родственник, основана на Его откровениях о Себе и Его деяниях. И более того: поскольку Господь и Его слово связаны неразрывно (см. разделы «Пе», «Цаде»), Слово Его обладает животворящей силой (оживи меня, 149). 153–160 Реш. Три надежные вещи. Речь идет о надежности псалмопевца, который не забывает слова («закона», 153), о надежности Господа (154, 156, 159) и о надежности Его непреходящего Слова (160). Но надежность человека непрочная. Жизнь полна скорбей и разрушительного влияния нечестивых и отступников. Жизнь нуждается в постоянном обновлении под действием животворной благодати Господа. Непрестанная молитва о возрождении духа составляет саму сердцевину раздела. Структура его такова:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010