Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОФЕЙ Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг. Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг. [греч. Ιερθεος; лат. Hierotheus], сщмч. (пам. 4 окт.). По преданию, ученик ап. Павла и 1-й еп. Афинский (I в. по Р. Х.). Сведения об И. содержатся гл. обр. в корпусе «Ареопагитик» . В трактате «О Божественных именах» автор неск. раз упоминает, что И. был его наставником в богословии ( Areop. DN. P. 139, 141, 143), с к-рым они вместе присутствовали при Успении и погребении Пресв. Богородицы (Ibid. P. 143). Упоминание о присутствии сщмч. Дионисия Ареопатита при погребении Богоматери сохранилось и в других, более ранних, источниках; т. о., автор «Ареопагитик» опирался на уже утвердившуюся церковную традицию. Визант. церковный историк Никифор Каллист (рубеж XIII и XIV вв.) в уста свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского (422-458), вкладывает рассказ об Успении Пресв. Богородицы и взятии Ее тела на небо ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 14), обращенный к св. имп. Пульхерии в ответ на ее просьбу получить что-либо из мощей Богоматери. Иувеналий ссылается на авторитет сщмч. Дионисия Ареопагита, к-рый якобы лично присутствовал при погребении Богородицы; при этом цитируется вышеуказанное место из соч. «О Божественных именах». Однако в 450 г. Иерусалимский патриарх не мог цитировать этот источник, поскольку «Ареопагитики» появились не ранее 480 г. ( Godet P. Denys l " Aréopagite//DTC. Vol. 4. Col. 429-436). Никифор Каллист в данном случае почти дословно пересказывает, не ссылаясь на автора, 2-ю проповедь прп. Иоанна Дамаскина на Успение Пресв. Богородицы, где свт. Иувеналий также приводит цитату из трактата «О Божественных именах» (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; PG. 96. Col. 748-753). Источником этих сведений служит т. н. «Евфимиевская история», по всей видимости, представлявшая собой описание Халкидонского Собора (451) и предшествующих ему событий и получившая название по месту, где проходило заседание Собора,- ц. вмц. Евфимии. Предположительное время составления этого источника - 2-я пол. - кон. VI в. или немного позже. Сочинение полемического характера было направлено против монофизитов. Составитель «Евфимиевской истории», вероятнее всего, впервые привел цитату из «Агеопагитик» от лица свт. Иувеналия. Допустимо также предполагать, что рассказ свт. Иувеналия из «Евфимиевской истории» является позднейшей интерполяцией в проповедь прп. Иоанна Дамаскина редактором или переписчиком. В одной из синайских рукописей (Sinait. gr. 491, VIII-IX в.) ответ Иувеналия Пульхерии, извлеченный из «Евфимиевской истории», фигурирует как самостоятельное произведение (CANT, N 104).

http://pravenc.ru/text/293742.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XVI Том XVI ДОР в Библии город-порт в Ханаане, на побережье Средиземного м., к югу от г. Кармил (Кармель) ДОРЖИЕВ Агван Лобсан (1853/54 - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма ДОРОТЕЯ ИЗ МОНТАУ [Доротея Свартце] (1347 - 1394), католич. св. (пам. зап. 25 июня, перенесение мощей - 30 окт.) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОРТСКИЙ СИНОД [Дордрехтский синод] Голландской реформатской церкви, проходивший 13 нояб. 1618 - 9 мая 1619 г. в Дордрехте (совр. пров. Юж. Голландия, Нидерланды) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

е. неизменен) по произволению. Прп. Максим писал: «Человечество Бога не находилось в движении по произволению (κατ προαρεσιν), как мы, чтобы не посчитали, что Он по природе изменяется в зависимости от произволения» 78 . Термин «произволение» (προαρεσις) весьма близок понятию гномической воли. Вполне объяснимо стремление преподобного четко и ясно определить его использование по отношению к человечеству Христа вплоть до утверждения о том, что во Христе вовсе не было произволения как такового. В послании к пресв. Марину прп. Максим разъясняет, в каком смысле ранее в 42-м вопросоответе к Фалассию он писал о «произволении» Иисуса Христа. «Те святые отцы, которые писали о произволении человечества Христа, указывали на желательную силу природы [...], которая, можно сказать, тожественна с природной волей; или же – они указывали на наше собственное произволение, которое воплотившийся Бог воспринял лишь относительно. О чем поразмыслив тщательным образом, твой раб и ученик упомянул о произволении в изложении недоумений из Священного Писания к святейшему моему господину и учителю Фалассию» 79 . Прп. Максим запрещает говорить даже о таком произволении Христа, которое всегда соответствует природе, потому что «Христос окажется (по Несторию) под воздействием противоположностей по произволению как простой человек» 80 и «благим (добрым) по преуспеянию» 81 . Наличие произволения или избирательной воли у Иисуса Христа неотвратимо привело бы к тому, что Он оказался бы воздержанным, а не бесстрастным: «И по их мнению (тех, кто утверждает, что у Христа одна избирательная воля), Христос окажется не бесстрастным, но воздержанным от страстей» 82 . Единственным оправданием какого-либо употребления этого понятия применительно ко Христу может служить учение об относительном усвоении, о котором подробнее будет сказано ниже. Столь сильное ограничение произволения, даже в его идеальном варианте, неизбежно ставит нас перед серьезнейшим вопросом о характере человеческой свободы вообще и, прежде всего, о свободе Господа согласно Его человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Мартиниан Белоезерский, прп. Описания иконы Мартиниан Белоезерский, прп. - житие Преподобный Мартиниан почитается как один из основателей Ферапонта монастыря, хотя он был игуменом уже существующей обители. Основанный старцем Ферапонтом в 1398 году, монастырь через 10 лет остался без своего духовного руководителя. По настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, преподобный Ферапонт вынужден был покинуть Белозерье и отправиться в Можайск, где основал еще один монастырь, названный Лужецким. Там в 1426 году Ферапонт и закончил свой земной путь на 90-м году от рождения. Северная же обитель его, хотя и имела обещанную помощь от князя, но не имела достаточно опытного в духовных делах старца. Игумены менялись, их имена остались неизвестными, пока не пришел в монастырь по приглашению братии ученик преподобного Кирилла Белозерского - Мартиниан. С тех пор его имя вписалось в историю рядом с именем основателя. В древнее время монастырь называли также " Мартемьяновой обителью " . Если преподобный Ферапонт происходил из боярского рода (в миру Федор Поскочин[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ферапонтово. Ок. 1998.] Прпп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Ферапонтово. Около 1998 года. Надвратный храм Богоявления и прп. Ферапонта б. Ферапонтова монастыря. Кирилловский район. Вологодская епархия. Файл 8216.jpg:   Размер: 930x1200, 1.12 MPix, 245 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (215) , (4) . Описание: [Россия. XVIII.] Прпп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Россия. XVIII в. Из Ризоположенской Бородавской церкви. Музей фресок Дионисия. Ферапонтово. Вологодская обл. Файл 8217.jpg:   Размер: 1068x1200, 1.28 MPix, 163 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (181) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8219.jpg:   Размер: 464x591, 0.27 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (3) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 8220.jpg:   Размер: 293x1200, 0.35 MPix, 49 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (123) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2396

Иоасафа, в схиме Серафима (20 нояб. 1884 г.). СПб., 1906; он же. Прп. Павел Обнорский, Вологодский чудотворец. Пошехонье, 19092; он же. Павло-Обнорского мон-ря старец-иером. Сергий (в мире свящ. Александр Малевинский)//Вологодские ЕВ. 1912. 5. С. 127-130; он же. Прп. Павел Обнорский, Вологодский чудотворец, и основанная им Свято-Троицкая общежит. обитель. СПб., 1912; он же. Многоскорбный ученик прп. Серафима Саровского - игум. Павло-Обнорского мон-ря Иоасаф, в схиме Серафим. Вологда, 1914; он же. 1414-1914: Св.-Троицкий Павло-Обнорский 3-кл. общежит. муж. мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1914; [ А. А.] Архим. Агафангел//Вологодские ЕВ. 1907. 3. С. 56-57; Лебедев В. К. Архим. Агафангел (Воскресенский), бывший настоятель Павло-Обнорского мон-ря Вологодской губ. Вологда, 1907; Кузнецов П. Н. Св.-Троицкая обитель прп. Павла Обнорского. Вологда, 1913; Павло-Обнорский подвижник - иером. Николай//Вологодские ЕВ. 1913. 19. С. 541-547; 20. С. 571-573; Павло-Обнорский иером. Нафанаил//Там же. 21. С. 601-605; Первый Павло-Обнорский игум. Алексий//Там же. 11. С. 286-290; Приснопамятный Павло-Обнорский игум. Протасий//Там же. 18. С. 509-512; Павло-Обнорский мон-рь: (К 500-летию его существования)//Рус. паломник. 1914. 22. С. 350-354; Эдинг Б. Н. Образ «Фомино испытание» в Румянцевском музее//Старые годы. СПб., 1916. Апр./Июнь. С. 125-128; Черняев И. И. Л. А. Чугаев//Люди рус. науки. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 556-562; Антонова, Мнёва. Каталог; Живопись вологодских земель XIV-XVIII вв./Сост.: И. Пятницкая и др. М., 1976; Мат-лы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Вологодская обл. М., 1979; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст./Ред.-сост.: Т. Б. Вилинбахова и др. Л., 1981; Кочетков И. А. Еще одно произведение Дионисия//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 261-267; он же. Иконостас Дионисия из Павло-Обнорского мон-ря//Послужить Северу...: Ист.-худож. и краевед. сб. Вологда, 1995. С. 164-171; Ивина Л. И. Внутр. освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Кроме Болдина монастыря прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона. Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий. Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа. Макарий, Митрополит Киевский, священномученик Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 г. он в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским, присутствовал при венчании великого князя литовского Александра с дочерью великого князя московского Иоанна Васильевича, Еленой. Вопреки желанию Uoahha III таинство брака было совершено не архимандритом Макарием, а сначала Виленским епископом Войцехом Табором, а затем духовником княгини Елены придворным священником Фомой. В 1495 г. после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев: Вассиана, епископа Владимирского, Луки Полоцкого, Вассиана Туровского и Ионы Луцкого. Для получения благословения на управление митрополией к константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата I. Лексические и литературные связи При сравнении терминологии учителя и ученика оказывается, что каждый из них имеет свои предпочтения. Так, прп. Симеон Новый Богослов ни разу не использует ареопагитское слово «священноначалие» (ιεραρχα), которое для прп. Никиты, особого поклонника Дионисиевского корпуса, одно из ключевых. Он редко и не систематически пользуется словом «ересь» 4 , что вполне объяснимо, исходя из возвышенно-мистического характера его богословской системы. И, наоборот, любимое Симеоном слово «плач» (πνθος) встречается у Стифата практически только в «Житии» прп. Симеона и один раз в «Сотницах» 5 , что по-своему знаменательно. При попытке соотнести образы и мысли остается не меньше загадок. При том, что ученик и учитель говорят на одном языке христианской аскезы, на первый взгляд поражает совершенное отсутствие идентичных образов. Конечно, это объяснимо прежде всего более школьным характером богословия Стифата, для которого Дамаскин и Ареопагит были безусловными авторитетами, которых он не только обильно цитировал, но и пересказывал своими словами. Во-вторых, в определенной степени временным забвением учения своего учителя 6 . В-третьих, специальным стремлением избежать открытого упоминания Симеона, который все еще оставался под своеобразным запретом. В-четвертых, возможно также несогласием с некоторыми мыслями, высказывавшимися Симеоном, с которыми можно было полемизировать не переходя на уровень личной дискуссии – ведь такие мысли высказывались и рядом других христианских авторов и писателей. Так, например, прп. Симеон писал о частичном блаженстве после смерти и полном блаженстве после восстановления тел 7 , с каковой мыслью пытался полемизировать Стифат в своих посланиях о рае. Конечно, следует отметить, что оба автора едины в том, что душой можно приобщиться полноте блаженства, для чего не обязательно ждать весьма длительный период времени до всеобщего воскресения. Врата рая

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Николай с избранными святыми. Икона. Кон. XII – нач. XIII в.145х94 см. ГТГ Таким образом, мы можем признать за русской иконописью конца XIV в. своеобразную характерность, жизненное разнообразие в выборе образцов и самостоятельную их переработку. Почва для появления талантов возделывалась определенно в Суздальской области. Ист.: Кондаков Н. П. Русская икона. III. Текст. Часть первая. Прага, Seminarium Kondakovianum, 1931. С. 109–125. Московская икона XV–XVI веков Русская икона XIV–XV вв. и частично XVI в. тесно связана с духовным движением исихазма. Богословие исихазма отразилось и на духовном содержании иконы, и на ее характере, и на его теоретическом осознании. Искусство этого периода направлялось людьми, которые или сами были проводниками исихастской жизни, или в той или иной мере связаны с ней. Среди них история искусства выделяет 3 имени, которые с большей или меньшей степенью вероятности связаны с известными произведениями искусства: Феофан Грек (XIV в.), Андрей Рублев (1360г. или 1370–1430гг.) и мастер Дионисий (родился. в 30–40-хгг. XV в., умер в первые годы XVI в.). Феофан Грек, по словам Епифания Премудрого , в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си», т.е. умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту. Об Андрее Рублеве и его окружении прп. Иосиф Волоцкий писал: «Чуднии они и пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же, и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и о иноческом жительстве, яко им Божественныя благодати способитися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных вапов написанным образом Владики Христа и Пречистыя Его Богоматере и всех святых». Богословием исихазма и, в первую очередь, учением об умной молитве руководствовался в своем творчестве и мастер Дионисий. Инии мнози таковы же; это были и русские, и греки, и южные славяне, сформировавшиеся в орбите непосредственного влияния или наследия прп. Сергия, поколения иконописцев, стоявших на необычайно высоком духовном и художественном уровне. В этих поколениях некоторые имена известны, но не связываются с определенными достоверными произведениями, большинство же мастеров остаются анонимными.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

27 и 28) Преподобные Авраамий и Коприй, основатели бывшего Преображенскего Печенгского монастыря около 1492 года. Мощи их под спудом в приходской Печенгской цервви. 29) Преподобный Арсений, игумен Комельский, основатель Арсениева монастыря на реке Леже. Преставился 1550 года, Августа 24. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Августа 24. В Кадииковском уезде: 30) Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, основатель Покровского и Сосновецкого Глушицких монастырей, преставился 1412 года, июня 1. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память июня 1. 36) Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий, ученик Дионисиев, преставился 1422 г. Октября 14. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память Октября 14. 32) Преподобный Макарий, игумен Глушицкий, ученик, духовник и келейник Дионисия Глушицкого. Преставился Мая 13. Мощи его под спудом в Покровском Глушицком монастыре под церковью. Память мая 13. 33) Преподобный Тарасий, игумен Пермский, жившей десять лет на смирении прп. Дионисия Глушицком в Сосновецком его монастыре, а по кончине его вскоре преставившийся там же. Мощи его под спудом в Сосновецком монастыре. 34) Преподобный Феодосий, с Глушицком монастыре при Дионисии подвизавшийся. Мощи его в Сосновецком монастыре под спудом. 35) Преподобный Григорий, Пельшемский, игумен и основатель Лопотова монастыря. Преставился 1442 г. Сентября 30. Мощи его под спудом в Лопотове монастыре. Память Сентября 30. 36) Преподобный Александр Куштский, основатель бывшего монастыря на реке Куште над Кубенским озером, преставился 1439 г. июня 9. Мощи его под спудом в тамошней церкви. Память июня 9. 37) Преподобный Евфимий, основатель бывшего Спасоевфимиева монастыря на р. Сянжеме. Преставился около половины XV столетия. Мощи под спудом в приходской тамошней церкви. 38) Преподобный Харитон, преемник преп. Евфимию в Сянжемском монастыре, преставился 1509 г. Апреля 11. Мощи его под спудом в той же церкви. Память Апреля 11. 39) Преподобный Марко, пустынник, на острову Богоявленского Белавинского озера подвизавшийся. Мощи его там под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сохранился фундамент Рождественской церкви. Сведения о преподобном отце нашем Данииле Шужгорском 1 Память его празднуется месяца сентября в 21-й день † XVI Преподобный Даниил был родом из пределов Московских. Пострижение в иноческий сан он получил в Комельском монастыре преподобного Корнилия. (Комельский монастырь основан преподобным Корнилием в 1498 г. Существует до сих пор и находится в Грязовецком уезде Вологодской губернии, в 6-ти верстах от города Грязовца. Память преподобного Корнилия 19 мая.) Отсюда преподобный Даниил ушел для подвигов в безлюдную и лесистую местность, на гору, называемую Шужгорской, и основал здесь свой монастырь. (Шужгорский Даниилов-Спасо-Преображенский монастырь Новгородской губернии, Белозерского уезда, в 59-ти верстах к юго-западу от г. Белозерска. В 1764 г. был обращен в приход, известный теперь с именем погоста Спасо-Шужгорского, или Шушигоры.) Время жизни подвижника относится к XVI столетию. Празднование преподобному Даниилу местное. Его мощи почивают под спудом за правым клиросом, в бывшей монастырской, а теперь приходской церкви в честь Преображения Господня. Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобных отцах наших и Важеозерских, Задне-Никифоровских 8, 9 и Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, 8, 9 учениках прп. Александра Свирского Память их празднуется месяца августа в 30-й день † XVI Многие из учеников преподобного Александра Свирского прославились подвигами благочестия: в бывшей Оредежской пустыни – ученик его преподобный Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г.; в Важеозерской Спасской пустыни, в 12 верстах от Сиверского монастыря, почивает сподвижник его и основатель пустыни преподобный Никифор; а выше поименованные семь преподобных подвизались, почили и погребены в Оятской пустыни (И. П. Барсуков). 8 Никифор, преподобный, монах, ученик преподобного Александра Свирского , основал в половине XVI столетия пустынь во имя Спаса, находящуюся в 54 верстах от города Олонца, известную под именем Задне-Никифоровской. Пустынь сия в начале XVII века была разорена литовцами. Потом возобновлена и приписана в 1723 г. к Сяндемской пустыни. В 1764 г. обращена в приходскую церковь и приписана к Коткозерскому приходу; наконец, в 1800 г. приписана к Свирскому монастырю. Близ этой пустыни, в горе (в пещере), почивают мощи преподобного Никифора и Геннадия, сотрудника его, в часовне, в честь основателя поставленной. В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского . О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010