Однако в беседах с иноками и в путешествии по некоторым святым местам Медведев решает переменить свой жизненный путь. В 1818 г. он поступает в Саровскую пустынь, затем переходит в Высогорскую Вознесенскую пустынь, где в 1822 г. принимает монашество и становится строителем пустыни. В 1831 г. московским митрополитом Филаретом Антоний избирается в наместники Троице-Сергиевой лавры. Антоний будет управлять Лаврой 46 лет, вплоть до своей смерти в 1877 г. За годы управления Антония Лавра изменит свой внешний вид, будет значительно расширена и обустроена. Будут построены многие скиты, больница, гостиница, училища для детей обоего пола, иконописная мастерская. В течение 35 с лишним лет Антоний состоял в переписке со своим наставником и другом, митрополитом московским Филаретом. Письма архипастыря, в числе 1 681, были изданы в четырех частях вскоре после его смерти. 275 Собор Святой Троицы является главной святыней Троице- Сергиевой Лавры. Он был построен в 1422 г. над гробом основателя лавры прп. Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV–XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба прп. Сергия скрепляли важнейшие договоры. Примерно в 1425–1427 гг. над росписью собора трудился прп. Андрей Рублев, бывший также учеником прп. Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а не сохранившаяся нижняя часть была заново расписана в 1949–1954 гг. Для этого собора Андрей Рублев написал икону «Троица». В местный ряд входит и другая местночтимая икона «Сергий с житием», принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI в. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты. 276 Вифания (по-еврейски «дом бедности») – небольшое селение по дороге из Иерусалима к Иерихону, с которым связаны важные события земной жизни Христа. В Вифании жил ученик Христа Лазарь, который был воскрешен Христом после того, как умер и уже четыре дня провел во гробе, и сестры Лазаря Марфа и Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Память его совершается особо 26 октября/8 ноября, а также с Собором Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево–Печерских отцов. Антоний, епископ Новгородский, святитель Когда преподобный Герасим основал (в 1528 г.) Свято–Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. При отеческой заботливости преподобного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Ближе всех по духу к прп. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения — неизвестно, так как в древности в иноческих обителях мало обращалось внимания на происхождение и мирское звание. Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик прп. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всей братией единогласно избран был игуменом на его место. Своей отеческой заботливостью о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии к служил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологодская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась свободной, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее «многаго ради добродетельного жития своего». И 11 октября 1586 года был рукоположен во епископа в Москве митрополитом Дионисием. С апостольской ревностью принялся он за управление обширнейшей епархией, не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Святоотеческое наследие Помочь сайту Никита Стифат, преподобный Век: XI — XI Дата Рождения: ок. 1005 Дата Смерти: ок. 1090 Страна: Вступил на монашеский путь еще подростком. Ученик и келейник Симеона Нового Богослова (именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и его жизнь). Пресвитер Студийской обители, под конец — настоятель. Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал Вступил на монашеский путь еще подростком. Ученик и келейник Симеона Нового Богослова (именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и его жизнь). Пресвитер Студийской обители, под конец — настоятель. Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал мистическое богословие, в линиях своего учителя, то есть с акцентом на обожении. Никита Стифат участвовал в конфликте между патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием и латинским кардиналом Гумбертом в 1054 г., когда написал ряд антилатинских памфлетов, главным образом об опресноках. Иеромонах Дионисий (Шленов). Прп. Никита Стифат о чувственном рае Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту Того ради Господь благоволил восприять лице каждаго беднаго и каждому бедному Себя уподобил, чтоб никто из верующих в Него не возносился над братом своим, но чтоб каждый, видя в брате своем Бога своего, почитал себя меньшим и худшим брата своего. < читать далее > Читать Игнатий (Брянчанинов) об Иосифе Прекрасном, Иннокентий Херсонский об апостоле Павле, Афанасий Великий об Антонии Великом и Синклитикии Александрийской, Ефрем Сирин о блаженном Авраамии и его племяннице Марии, Иоанн Дамаскин о Варлааме и Иоасафе и пр. < читать далее > Читать < читать далее > Удивительный пример жития святого, написанного святым. Никита Стифат — ученик Симеона Нового Богослова в его последние годы. Именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и его жизнь. < читать далее > Читать У данного автора пока нет произведений Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2024 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения Подари Никите новое сердце Преданию нужна ваша помощь. «Предание» — это место, куда вы приходите слушать, смотреть и читать. Мы рады давать вам эту возможность свободно и бесплатно. Но сейчас нам самим нужна помощь. Сбор на Никиту Федутинова в нашем фонде — критически важен для всех сотрудников. Мы как фонд никогда не брали до этого момента на себя столь крупные обязательства. И если для вас дорого, что мы делаем, помогите нам собрать деньги Никите!

http://predanie.ru/nikita-stifat-prepodo...

Следует отметить, что и в новой аксиологической системе христианской аретологии четыре добродетели: рассудительность, справедливость, умеренность/целомудрие и мужество (φρνησις, δικαιοσνη, σωφροσνη, νδρεα) – продолжали в их античном составе занимать важную, хотя и несколько периферийную роль вплоть до самого падения Византии и далее. К примеру, свт. Василий Великий , автор первой законченной аскетической монашеской системы и один из родоначальников монашеского жительства, призывал «достигнуть умеренности/целомудрия и мужества, справедливости и разумения и прочих добродетелей, которые подчиняются этим четырем главным…» 2 , а св. Нил Анкирский писал о четырех главных добродетелях и противостоящих им четырех проявлениях злобы 3 . В настоящей статье будет предпринята попытка рассмотреть учение о «четырех главных добродетелях» автора XI в. прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей и последующей греческой христианской литературы. В XX в. исследователи изучали главные, или кардинальные, добродетели в западной традиции (prudentia, justitia, temperantia, fortitudo) 4 , оставляя, как правило, византийскую традицию на периферии своих трудов. Так, например, в монографии И. Бейци патристическая эпоха представлена в лице свт. Амвросия Медиоланского , блж. Иеронима и Августина. Исходя из анализа текстов латинской патристики, автор на примере четырех добродетелей описывает концепции секулярной и религиозной морали, а сами четыре добродетели оказываются, по мере отражения ими христианской нравственности, «христианизируемыми» или «христианизированными» 5 . Более детальное изучение материала на примере греческой патристики позволит скорректировать и уточнить данную картину. Как известно, прп. Никита Стифат , монах Студийского монастыря, а в конце жизни его игумен, в юные годы был учеником прп. Симеона Нового Богослова . Благодаря Стифату сохранился корпус богословских сочинений прп. Симеона, поскольку ученик занимался перепиской и отчасти редактированием сочинений учителя. Несмотря на такую тесную связь между учителем и учеником, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ Степанович Теслин (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ Дмитриевич Якимов (1872-1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ Артемьевич Марков (1876-1931), мч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЕРЕМИЙ [Иеремия] († 1-я пол. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную), ученик прп. Саввы Освященного ИЕРЕМИЯ (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_22.html

Прп. Николай, архиепископ Солунский. 30 ноября - свт. Александр, епископ Мифимнский, чудотворец. Согласно преданию, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Среди подвижников благочестия он был «образцом мудрости, столпом монашества». Гробница с его мощами находится в Лафионе, в руинах старинного монастыря. 1 декабря - свт. Феоклит, архиепископ Лакедемонский, чудотворец. Подвизался в VIII в. 3 декабря - мч. Ангелис Аргосский. Пострадал на острове Хиос в 1813 г. 4 декабря - свщм. Серафим, епископ Фанарийский и Неохорийский. Пострадал в Фанарии в 1601 г., во время восстания Дионисия Скилософа. На месте мученичества св. Серафима находится прекрасный храм. В храме сохраняется камень, которым святой в момент своей мученической кончины был поражен в грудь и живот. Честные мощи его находятся в монастыре Коронис. 7 декабря - прп. Герасим Эвбейский, родом из Клазомен Малоазийских, ученик прп. Григория, основателя обители Григориат на Афоне (XIV в.). Память прп. Герасима совершается в этом монастыре, в храме свт. Николая, в тот же день, что и память основателя монастыря. 11 декабря - прп. Леонтий Монемвасийский. 12 декабря - свт. Иоанн, епископ Зихнский (в монашестве Иоаким). Он был племянником Иоанникия, основателя и игумена обители Иоанна Предтечи (Серрский монастырь) на горе Меникии. Св. Иоаким также был монахом этого монастыря. Слава о его добродетельной жизни начала распространятся еще при жизни подвижника. Уступая просьбам жителей Зихны, св. Иоаким в 1288 г. согласился стать епископом Зихнской епархии. Незадолго до своей кончины он ушел с епископской кафедры и возвратился в монастырь, о котором ревностно заботился в течение всей своей жизни. О процветании монастыря особенно заботились также император Андроник III Палеолог, король Сербский Душан и другие владетели, которые почитали обитель за благочестие ее иноков. Свт. Иоаким принял в монастыре великую схиму с именем Иоанн. Он отшел ко Господу в 1333 г. Свт. Иоанн был канонизирован в 1505 г. при Патриархе Пахомии, который был родом из Зихны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Неизвестно время, когда Г. сблизился с прп. Нилом Сорским, скит к-рого находился неподалеку от монастыря, и стал одним из его ближайших учеников и последователей. Прп. Нил адресовал Г. одно из посланий, сохранившееся в автографе последнего (РНБ. Кир.-Бел. 142/1219) и служащее ответом на заданные Г. старцу письменно вопросы «о помыслех блудных, како противитися им», «о хулнем помысле», «како отступити от мира», «како не заблудити от истиннаго пути». Во время пребывания в Кирилловом Белозерском мон-ре Вассиана (Патрикеева) Г. познакомился с ним и, вероятно, поддерживал отношения и позднее, когда князь-инок переехал в Москву. Возможно, через посредство Вассиана (хотя столь же вероятен вариант сановных родственников) Г. получил известность при великокняжеском дворе - вел. кн. Василий III Иоаннович подарил ему Евангелие 80-х гг. XV в. с 4 миниатюрами, изображающими евангелистов (РНБ. Кир.-Бел. 28/33), работы изографа Феодосия (сына Дионисия ) или мастера его круга, представляющими (наряду с аналогичными миниатюрами из Евангелий изографа Феодосия 1507 г. и Исаака Бирева 1531 г.) один из шедевров рус. книжной иллюстрации 1-й трети XVI в. ( Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра. М., 1950. С. 78-91). К концу жизни Г. являлся весьма опытным и авторитетным старцем: в летописных заметках на кирилло-белозерской рукописи (РНБ. Соф. 1451. Л. 190 об., 262) под 1526, 1532 и 1536 гг. специально сообщается о смерти его учеников Герасима, старца Симеона Сташского и Филофея ( Казакова. 1970. С. 247-248. Примеч. 17). Еще один ученик Г., Серапион, известен как книгописец: в 1541 г. он переписал Псалтирь (РНБ. Кир.-Бел. 6/11; Опись 1601 г. С. 296. К 58). Савва , еп. Крутицкий, в Житии прп. Иосифа Волоцкого так характеризует Г.: «Старец многолетен и честен... иже живый житием крепким, зело храня предания и заповеди святаго чюдотворца Кирила во всем» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 497). День смерти Г. отмечен летописной заметкой в монастырской рукописи (РНБ. Соф. 1451. Л. 190). Из лит. трудов Г. известны несохранившееся послание к прп. Нилу и отчасти краткий летописец в составе сборника РНБ. Соф. 1468, включающий ряд известий по истории Кириллова Белозерского мон-ря в XV - 1-й четв. XVI в. (изд.: Казакова. 1961. С. 198-200).

http://pravenc.ru/text/168384.html

Монах Симеон Афонский Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Ваша корзина     товаров: корзина пуста Увещание ко спасению или Время созидать самих себя «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». 1 Тим. 1. 5.   Книга, которую вы держите в руках, представляет собой увещание ко Спасению, изложенное в стихотворной форме. Она написана старцем Симеоном, подвизающимся на Святой Горе Афон.   Проводя исторические параллели, конечно, сразу напрашивается аналогия с «Гимнами» прп. Симеона Нового Богослова, часть из которых, по сути дела, является увещанием к братии монастыря или даже обращением к определенным лицам.   Не стоит забывать, что когда прп. Симеон писал свои послания, это были самые обычные письма братьям, духовно близким людям или молитвы к Богу. «Гимнами Божественной Любви» их назвал впоследствии ученик Святого, прп. Никита Стифат. Он же пространно озаглавил каждое письмо, создав таким образом «Корпус Гимнов». Но первоначально это были самые обычные увещания ко Спасению и письма в стихах к конкретным людям, написанные популярным в то время метрическим стихом.      Подобно посланиям прп. Симеона Нового Богослова,  старец Симеон Афонский  соединяет письма реальным лицам с общими наставлениями ко Спасению, излагая это в стихотворной форме. Некоторые увещания адресованы конкретным людям, с их особенностями характера, предпочтениями, привычками, а некоторые – раскрывают трудности духовной жизни, свойственные целым группам, например, престарелым монахам.   Таким образом,  старец Симеон  охватывает различные типы душевного устроения людей и  обобщает их ошибки в основные закономерности. В одних случаях, поучения изложены рифмованным стихом (Увещание братии), а в других – рифма соединяется с метрическим стихотворным размером (О постижении). Именно поэтому произведение обращает на себя внимание прежде всего живостью изложения.   Книга состоит из трех частей. Первая часть включает в себя общие наставления, раскрывающие важнейшие духовные понятия. Интересно заметить, что язык автора апеллирует к мистическому богословию Ареопагитского Корпуса, к весьма оригинальной и непревзойденной по глубине терминологии  св. Дионисия Ареопагита. Так что подчас речь идет не только о типологическом сходстве образов, понятий и толкований, но и о прямом заимствовании (Например, 1 ч. О сердце).

http://isihazm.ru/?id=1&sid=0&pid=3&iid=...

Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь. Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий. Монастыри [ править править код ] Пафнутьев-Боровский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы. Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи. Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло. К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая. Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Каменное строительство началось с монастырских соборных храмов с повышенными подпружными арками в Белозерье, «самом северном регионе в ареале ростовской школы» ( Баталов. С. 152). Братом вел. кн. Иоанна III, кн. Андреем Меньшим, был сооружен первый монументальный храм - Преображенский собор Спасо-Каменного мон-ря (1481, не сохр.), 4-столпный, воспроизводивший характерный для среднерус. княжеств тип, восходивший к владимиро-суздальской традиции,- близкий к кубическому объем, поставленный на подклет, с 3 алтарными апсидами и одной главой. Ферапонтов мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) Ферапонтов мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) Собор Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (основан ок. 1398; до 1937 в границах Новгородской еп.; с 1924 - филиал КБМЗ), построенный в 1490 г. на месте прежней деревянной церкви,- древнейшее сохранившееся каменное сооружение Белозерья. Каменное строительство в обители начал игум. Иоасаф (Оболенский), впосл. еп. Ростовский, ученик прп. Мартиниана. Предполагают, что именно он пригласил для росписи собора Дионисия. Храм сочетает черты ростовской и раннемосковской архитектуры и является предшественником Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Крестово-купольный 3-апсидный одноглавый собор на подклете отличается стройными пропорциями и деталями, типичными для церквей Белозерья: двуглавием, завершением последовательно уменьшающимися кокошниками в 3 яруса (скрыты 4-скатной кровлей в 1794-1797), широкими орнаментальными поясами в верхних частях стен. Казенная палата в Ферапонтове (1-я пол. XVI в.) - древнейшая из сохранившихся на севере каменных гражданских построек. В 1997 г. Ферапонтов и Кириллов Белозерский мон-ри включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. С 2000 г. ансамбль Ферапонтова мон-ря с росписями Дионисия занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительством самого известного мон-ря В. е., обители прп. Кирилла Белозерского, до 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010