27. Св. муч. Пантелеимона (особ. сказ. начало Вас.). Св. Анфусы (Вас. с разностями).     28. Св. муч. Евстафия (Вас.). Св. муч. Акакие (Вас.). Вспоминание Богородицы в Диаконисии. Свв. мучч. Кинтиана, Дады, Максима и Каллинина. Пр. Ирины от Каппадокии, лежащия в монастыре Златоделанного.     29. Св. муч. Каллиника (Вас.). Св. Феодотии. Во 2 ред. св. муч. Феодотии (сказ. краткое, тоже Вас. 1 и 2 ред. 22 декаб. пространнее).     30. Св. Иоанна воина (Вас. +). Св. ап. Силы и Силуана. Свв. мучч. Маманта и Василиска, иже в Дарьеве. Свв. Вениамина и Вения и Венея. Св. Константина нового, патр. конст. Благочестивого царя Феодосия нового. Исходит честный крест великий из Полаты и приходит в великую церковь.     31. Св. муч. Иулитты (Вас.). Пр. о. н. Евдокима нового (Вас ). Священие церкви Богородицы во Влахерне, идеже лежит святая рачица. Август     1. Свв. мучч. Маккавей (Вас. с разностями). Свв. мучч. Леонтия и иже с ним (Вас.). Во 2 ред. свв. Маккавеев (особ. сказ.).     2. Пренесение мощей св. первомуч. архидиак. Стефана (первая половина Вас., вторая особая). Св. муч. Стефана, папы римского (Вас. с немалыми разностями). Обретение св. мощей свв. мучч. Максим», Дады и Кинтилиана (Вас. доволно сокращено 1146). Свв. 7 отроков в Ефесе (особое сказ. не во всех, но в 240: Декий царь вниде во Ефес). Во 2 ред. пр. о. н. Ивана исповед. игумена, иже в Камени.     3. Свв. отец Далмата, Фавста и Исакия(особ. сказ. Вас. другое). Пр. Феодоры новые в Селуни. Св. Феодотии и чад ее в Никеи. Во 2 ред. пр. о. н. Космы скопца отшельника (сказ. Вас. нет).     4. Св. муч. Елевферия (Вас. лист утрачен). Св. муч. Ии. Свв. мучч. Кандидия и Кантидиана. Преподобномуч. Евдокии. Во 2 ред. пр. Сисоя (особое сказ., не во всех, но в 1345). Пр. Феодоры в Селуни и св. муч. Феодотии в Никее (не во всех, но в 724).     5. Св. муч. Евсигния (Вас.).     6. Преображение Г. н. I. Христа (Вас.). Во 2 ред. (особ. сказ. начало и конец Вас.).     7. Св. муч. Дометия(особое сказ. Вас. другое). Св. о. н. Ивана игумена Паталареи. Свв. благоверных цариц Пульхерии и Ирины (Вас. имена). Избавление Царяграда от аваров (особое сказ. нач. Вас.). Во 2 ред. свв. 7 отроков в Ефесе (особое большое сказ. не во всех, но в 1345).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преподобных отец Исаакия, Далмата и Фавста НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры преподобных, глас 8. Подобен: Мученицы Твои, Господи: Преподобнии Твои, Господи,/подобящеся Безплотным,/молитвою и воздержанием страсти отгнаша плотския/и, чудодействы просиявше,/всех сердца просветиша./Тех молением даруй людем Твоим/велию милость. Далмат и Исаакий,/ревность добродетельную восприемше,/Ариеву ересь и Несториеву разориша яве/и, православных поборницы бывше,/славу от всех прияша./Тех, Христе, молитвами/даруй людем Твоим/велию милость. Звезды тверди воздержания явльшеся,/просветисте монашествующих, отцы преподобнии, души,/тьму демонскую отгнавше./Темже по кончине ублажаетеся,/молящеся спастися всем,/творящим Божественную память вашу. Стихиры Богородицы, глас и подобен тойже: Исхити мя, Владычице,/из руки змия человекоубийцы,/борющаго мя лестию пожрети до конца./Сокруши челюсти сего, молюся,/и коварствия разори,/яко да избавлься сего ногтей,/величаю силу Твою. Аз есмь древо неплодное, Всенепорочная,/неплодящее плода спасеннаго./Темже и трепещу посечения,/да не како ввержен буду во огнь негасимый, окаянный./Темже Ти припадаю:/сего избави мя и плодоносна покажи, Чистая,/Сыну Твоему ходатайством Твоим. Помышления скверна, и устны льстивы,/дела же моя суть вся нечиста./И что сотворю? Како усрящу Судию?/Владычице Дево, моли, и Содетеля Твоего, и Господа,/яко да в покаянии приимет дух мой,/яко един Благоутробен. Слава, и ныне, Богородичен: Горе прогневавшему своего Бога,/увы мне в неведении,/и пребывающу во унынии и лености, якоже аз./Владычице Дево,/Ты помози ми, омраченному,/и молися Твоему Сыну и Содетелю,/дати ми согрешений прощение. Крестобогородичен: Юница Нескверная,/Юнца видящи, на Древе пригвождаема волею,/рыдающи жалостне,/увы Мне, – вопияше, – любимейшее Чадо:/что Ти сонм воздаде безблагодатный еврейский,/хотя Мя обезчадствовати от Тебе, Вселюбезне?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла? – А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой. Загорюнился Иван-царевич, идет к Серому Волку. А Волк ему: – Я же тебе говорил: не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ? – Ну прости же ты меня, прости, Серый Волк. – То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Опять поскакал Серый Волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый. – Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай. Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку – она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять. Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману. – Чей ты, откуда? – Я Иван-царевич. – Эка, за какие глупости взялся – коня воровать! На это и простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой. Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к Серому Волку. – Говорил я тебе, Иван-царевич: не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа. – Ну, прости же меня, прости, Серый Волк. – То-то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину. Опять поскакал Серый Волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости, в саду, гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый Волк говорит: – В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

После своего избрания они были посвящаемы митрополитом. После Мартирия был избран в 1201 г. Митрофан. Тотчас после избрания он был введен во владычество и правил духовными делами, прежде чем митрополит, пригласив его для посвящения, бесспорно утвердил народный выбор. В 1211г. Новгородцы изгнали этого владыку и избрали другого, Антония. Но потом составилось у них две партии, – одна за старого, другая за нового владыку; спор предоставили разрешению митрополита, и первопрестольник русской Церкви решил, очевидно, в пользу (Митрофана) того, за кого было большинство (1220 г,). В Новгороде образовалось две партии; одна клонилась к перевесу монархического принципа в Церкви; она толковала о подчинении митрополиту; другая хотела, чтобы церковное управление сообразовалось с местною гражданскою свободою и независимостью. Когда в 1229 г. стали выбирать архиепископа, некоторые выразились так: «кого даст нам митрополит, тот нам и отец». 390 Однако все-таки взяла верх партия народная; митрополиту не предоставили назначать архиепископа по своему усмотрению и митрополитом посвящен тот, кто был избран по жребию на вече. После татарского завоевали, Новгород оставался в гораздо большей независимости от завоевателей, чем другие земли. При таком положении и достоинство его местной Церкви возвысилось. Когда сами митрополиты и архиереи других земель не раз ездили к ханам в Орду испрашивать милостей и покровительства сильных нехристей, – новгородские владыки ни разу не испытали на себе этой необходимости. Их ограждала самостоятельность политического тела, где они правили духовной сферой. Достоинство архиепископа так поднялось, что вместо того, чтобы владыкам по делам ездить к митрополиту, митрополиты сами приезжали в Новгород. Так после смерти владыки Спиридона, для посвящения Далмата, в 1251г. митрополит Кирилл сам приехал в Новгород. Это повторилось в 1300 г.: митрополит Максим приезжал в Новгород для посвящения архиепископа Феоктиста. 391 Впрочем, эти посещения митрополитов для новгородцев были тягостны и убыточны: надобно было содержать их многочисленную свиту и дарить; а потому Новгородцы не настаивали на эту честь, и, после того, предпочитали отправлять новоизбранного владыку для посвящения туда, где находился митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Настоящая статья написана по материалам доклада, прочитанного 30 сентября 2016 г. на научно-богословской конференции кафедры Филологии МДА «Таинство слова и образа», посвященной памяти профессора МДА М.М. Дунаева. В статье рассмотрена история возникновения и формирования первых печатных собраний утренних и вечерних молитв в составе келейного правила. Автором исследования выделены основные этапы этого процесса, на каждом из которых отслеживаются изменения состава молитв. Делается попытка анализа вклада тех редакторов-составителей, которые оказали наиболее значительное влияние на историю печатной традиции утренних и вечерних молитв. Настоящая публикация представляет собой материалы доклада автора на Третьей конференции по црековнославянской гимнографии, проходившей 13-14 декабря 2011 г. в Церковнославянском центре при Институте русского языка РАН им. В.В. Виноградова. В задачу представленной публикации входит разъяснение принципов редакционной правки традиционных православных молитвословий, вошедших в новый Молитвослов, который был издан Издательством Троице-Сергиевой Лавры в августе 2012 г. Автор статьи последовательно останавливается на наиболее ярких случаях исправления церковнославянской орфографии, представленных в упомянутом издании. Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия иерод. Далмата (Юдина) посвящена анализу богословско-экзегетического метода еп. Кассиана (Безобразова). Научный руководитель: иером. Николай (Сахаров). Статья публикуется в авторской редакции. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/412303

В докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий “культура — антикультура”» Ю.В. Ерохина проанализировала парные категории «культура — антикультура» в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием. Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционной коллегии журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества П.И. Гайденко поделился своими замечаниями о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI-XIII вв. В докладе было обращено внимание на целый комплекс проблем, привлекших в последние годы внимание ученых в области изучения церковно-правовых реалий домонгольской Руси. В работе чтений приняли участие представители Казанской духовной семинарии. Первый проректор семинарии доцент кафедры литургико-канонических дисциплин иерей Никита Кузнецов представил доклад «Теологическая теория права в современном правопонимании». Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Андрей Зотин осветил некоторые аспекты современных дискуссий о возможности восстановления чина диаконисс в Православной Церкви. На чтениях был также представлен доклад руководителя магистерского профиля «Литургика» Московской духовной академии иеромонаха Далмата (Юдина) «Формирование традиции молитв “на сон грядущим” в Русской Церкви (по источникам XIII-XVIII вв.)». В докладе рассматриваются несколько значимых этапов становления традиции этих молитв — от начального, отразившегося в наиболее древнем источнике (древнерусский Часослов первой половины XIII в.) до закрепления традиции в изданиях Московского Печатного двора конца XVII начала XVIII в. Общецерковный статус традиция получила благодаря авторитету святителей Московских Алексия и Киприана во второй половине XIV начале XV в. Кроме состава молитв, внимание уделяется также тому, кем они использовались: хотя изначально традиция выходит из монашеской среды, однако уже с этапа общецерковного ее распространения в Русской Церкви широко использовалась и в среде образованных мирян.

http://azbyka.ru/news/v-mda-proshla-iii-...

Европейская наука до XII века по Рождестве Христове не располагала даже знанием содержания Корана, и только в XVI веке в первый раз увидела в печати арабский текст и перевод Корана. Петр, аббат Клюнийский, желая познакомиться с религией Мухаммеда в ее первоисточнике и доказать, по возможности, ее лживость, нашел в Испании людей, знакомых с арабским языком, а именно: Роберта Ретензия и Петра Далмата и поручил им перевести арабский текст Корана на латинский язык. В 1143 году они окончили перевод Корана, который однако долго спустя по изобретении книгопечатания, именно в 1543 г., был издан на латинском языке Библиандером. Но перевод этот, как первый опыт, не только не имел научных достоинств, но и не заслуживал даже названия перевода, потому что бесчисленные ошибки, пропуски в одних местах и прибавления в других слишком отдалили перевод от подлинника и лишили первый подобия последнего. В конце XII столетия доминиканец Рикольд–де–Монте–Круа решил было перевести арабский подлинник Корана, но с переводом каждого отдельного листа у переводчика все более усиливалось отвращение к содержанию подлинника, и благочестивый доминиканец вынужден был прекратить свою работу, не доведя ее до конца. И долго спустя, на западе, у католиков господствовало не только предубеждение, но и омерзение к Корану и опасение оскорбить религиозное чувство христиан нечестивым учением этой книги. Сказать более: в римско–католической церкви существовало даже опасение за христианскую веру от обнародования перевода Корана, и когда в школах было введено изучение арабского языка, на котором написан подлинник, издание этой книги было строго запрещено, наравне с другими еретическими книгами. В конце XV–ro столетия Иоганн Андреас, христианский священник, обращенный из мусульман, перевел Коран с арабского на аррагонский язык, по повелению епископа Барцелонского Мартина, инквизитора аррагонского; но история не сохранила об этом переводе точных сведений. В начале XVI столетия издание Корана подверглось такой же участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Автомобиль для токушинского батюшки уж точно не роскошь: древний жигуль-«шестерка», который то и дело ломается. Но удивительное дело: ломается «где надо» – не на трассе, а по приезду в пункт назначения, где всегда находится человек, чтобы его починить. Впрочем, есть у отца Далмата мечта – завести лошадку: она понадежнее «шестерки» будет. В Токушах, особенно в соседней Лебяжке, до сих пор самый востребованный вид транспорта – гужевой. И к тому же лошади – это детская большая любовь. Патриарх Алексий II назвал казахстанскую землю огромным антиминсом, распростертым под открытым небом. В XX веке здешние степи упокоили тысячи людей пламенной веры, пополнивших сонм мучеников и исповедников. В глубинке эта преемственность веры чувствуется так остро и щемяще, хоть и редеет то славное поколение. Хочется верить, что с его окончательным уходом не оскудеет верой и молитвой добрая казахстанская земля. Рейтинг: 10 Голосов: 1173 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 13 марта 2019, 13:15 Если кто-то хочет помочь на официальном сайте епархии можно найти информацию http://www.pbe.kz/ Татьяна 1 11 марта 2019, 19:56 Здравствуйте.Хочу помочь Иеромонаху Далмату купить лошадь или помочь храму. Живу в Америке штат Миннесота. Номер мобил.телефона 612-242-2588 Whatsapp 612-242-2588. С уважением Таня Михельсон Михаил Котов 10 марта 2019, 15:13 Спасибо, очень ободрил ваш рассказ. Мария Долганова 10 марта 2019, 10:39 Дай Бог лошадку отцу настоятелю! Мария 7 марта 2019, 15:56 Спасибо, Вера Гаврилко, за тёплый рассказ о прекрасных, истинно верующих людях. Светлые чувства будят такие известия. Игорь, Киев 7 марта 2019, 12:33 Помогай Бог настоятелю.Монашество-редкий дар. Умное делание и село спасет. . Катерина 7 марта 2019, 09:27 Опять замечательный рассказ на начало дня. Лица такие хорошие. Спасибо автору и редакции за их труды. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/119745.html

Витийство человеческое не может изрещи величие чудес твоих, угодниче Божий, Отче Кирилле, имиже житие твое земное, яко цветами благовонными, духовно благоукрасися, облагоухая души верных сладостию преподобия и святыни, и приводя их к славословию Бога, сице прославльшаго тя Своего избранника, нам же внушающаго взывати к тебе: Радуйся, болящих добрый целебниче; Радуйся, разслабленных благосердый укрепителю. Радуйся, слепым зрение многажды даровавый. Радуйся, бесноватых от насилия диавольскаго освободивый. Радуйся, болярина Романа от одра смертнаго здрава возставивый; Радуйся, умершаго инока Далмата на покаяние воскресивый. Радуйся, оскудевшее во обители твоей вино для Литургии святыя чудесно умноживый; Радуйся, во время глада опустевшую житницу хлебом наполнивый. Радуйся, оным хлебом гладныя люди милостивно препитавый; Радуйся, яко хлеб той, тобою раздаваемый, в житнице не оскудеваше, но паче умножашеся. Радуйся, Кирилле, великий Чудотворче! Кондак 10 Спасение вечное унаследовал еси, угодниче Божий, и кончину праведную, яко венец подвигом твоим, получил еси, неболезненно и мирно прешед от земных к обителям небесным, идеже святая твоя душа, воздаяние прия от руки Вседержителя Бога, и со Ангельскими воинствы предстоит престолу Его Божественному, воспевая немолчную Ему песнь: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго рабе благий и верный, данный тебе талант не сокрывый, но трудолюбно его усугубивый, и многу куплю духовную им сотворивый, Отче Кирилле, помози и нам, земным и перстным, подражати житию твоему святому, и стяжати при исходе нашем благую надежду спасения, да поем тебе умиленными гласы: Радуйся, Святче Божий, свято и непорочно скончавый жизнь земную; Радуйся, Избранниче Христов, безболезненно и мирно предавый дух твой в руце Божии. Радуйся, яко смерть твоя честна пред Господем, и успение со Святыми; Радуйся, яко память твоя с похвалами почитается во Святей Церкви. Радуйся, яко преселився в небесныя обители, и земных не оставляеши; Радуйся, яко от горних высот благосердием твоим к земнородным проникаеши.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В декабре месяце была смертность людей в разных городках, особенно же детей. Равно и в мае месяце была скудость хлеба в Византии. И теснились люди и кричали царю: Государь, обилие городу! И разграбили ипарха во время зрелищ по случаю дня рождения 138 , когда и послы персидские были на ипподроме. И рассердившись царь приказал ипарху Музонию задержать виновников беспорядка, которые и были наказаны. Ибо они огорчили царя тем, что кричали ему всенародно при персидском посланнике. Вина и лакомств и всякой всячины было в городе обилие, а хлеба и ячменя мало. В июле 13 числа, в 5 день недели, были страшные громы и молнии, так что многие потерпели вред. И был большой дождь, так что насытилась земля, иссушенная долгим бездождием. л. м. 6049, Р. Х. 549. Первый год епископства Пелагия Римского. В этом году декабря 6 на память Проха (т. е. спадшего с неба) умер Тимофей, экзарх монастырей и игумен обители Далмата. И был его преемником Анфим, затворник той же обители – и явился огонь на небе во образе копья по направлению от севера к западу. И в апреле месяце во 2 день было землетрясение сильное, но безвредное. л. м. 6050, Р. Х. 550. В этом году в месяце октябре в 6 день, 6 индиктиона, было землетрясение великое при наступлении субботы.– И декабря месяца 14 дня было другое землетрясение, очень страшное, так что пострадали две стены константинопольские, Константиновская и построенная Феодосием. Разрушились также и церкви в Екзероте, и строения, которые тянутся за Евдомоном, и святой Самуил, и святая Богородица Петальская, и храм св. Викентия, и много жертвенников и кивориев церковных от Золотых ворот до Русия. И не оставалось места, ни предместья, которое не пострадало бы от этого страшного и грозного землетрясения. Регийское урочище разрушилось до основания, так что и узнать нельзя было его; разрушились так же до основания церкви св. Стратоника и калитка, находящиеся в Регии: а порфировый столп, стоящий пред палатами Юкундионовыми, упал вместе с водруженною на верху его статуею и углубился в землю на 8 пядей. Пала также и статуя царя Аркадия, поставленная с левой стороны над аркою тавра, и многие потерпели от развалин. Многие, в течение 8 дней погребенные под развалинами, спустя два-три дня оказывались целыми и здоровыми.– Слышно было, что и в других городах бывало то же самое. Такого великого и страшного землетрясения не запомнят люди, живущие на земле в настоящем поколении. Тряслась земля днем и ночью в течение 10 суток, и немного люди умилились, совершив общественные молебствия, а потом, когда последовало Божье человеколюбие, опять обратились на худшее – царь не носил венца 40 дней. И в святое Рождество Христово без венца шел к церкви, так что и обычные обеды на 19 (очередей) прекратились, и иждивение их роздали бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010