Освящение храма Иоанна Богослова близ Великие церкви. Храм этот создал Иустиниан (527–565). В нем праздновались памяти: муч. Трифона 1 февраля, Евстратия и дружины 13 декабря, св. муч. Антипа 11 апреля, Иоанна воина 30 июля (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 стр. 203). 3-е число Препп. Исаакия, Далмата и Фавста. Преп. Космы скопца-отшельника. Пр. Антония Римлянина. (Преп. Иоанна исповедника, игумена Паталареи. Саломии мироносицы. Св. Раждена перса). Препп. Исаакия, Далмата и Фавста О преп. Исаакии смотри 30 мая. Далмат был воин во 2 гвардейском полку (они тогда назывались схолариями); отправив свою жену с дочерьми на восток, по убеждению св. Исаакия, поселился с своим сыном Фавстом в обители его (между 381–383 годами). Будучи пострижен преп. Исаакием в иноческий чин, он отличался великим воздержанием, так что однажды в великий пост сорок дней пробыл без пищи и за тем, по принятии пищи, 43 дня – до праздника Вознесения Христова пробыл в восхищении (экстазе), при чем удостоился божественных видений, и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. По кончине св. Исаакия в 383 году, он, по избранию братии, поставлен был в настоятели обители патриархом Нектарием (381–397 г.). Св. Далмат оказал важную услугу православию. Когда ему угрожало насилие на Ефесском вселенском соборе, он, став во главе игуменов, монахов и верных православию христиан, пошел к царскому дворцу и дерзновенно говорил перед императором за истину, тогда как до этого 48 лет не выходил из своего монастыря, не смотря на просьбы самого царя, желавшего во время землетрясений, чтобы он участвовал в общих молитвах. Время кончины его с точностью неизвестно; известно только, что он жил еще при св. патриархе Прокле (434–446 г.). Св. Прокл еще при жизни Далмата весьма хвалит его в письме к Иоанну антиохийскому, которое патриарх писал, как полагают, в 437 году. Сын Далмата, Фавст, также славен иноческими добродетелями, хотя подробности его жизни неизвестны. (Четьи-Минеи. Мес. Вост. А. Сергия, т. 2 замет. стр. 230–231). Пр. Антония Римлянина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

31. Память св. Праведнаго Евдокима (IX в.). От великия минеи-четьи. – В «Деяниях Святых» тоже самое сказание, только обширнее, в переводе на лат. язык с греческого, 31 июля. стр. 310. Автор сего красноречивого сказания, по видимому, был современник святому, говоря, что «и теперь по перенесении мощей его совершаются чудеса (п. 10.).» Но это перенесение и прославление праведного последовало вскоре после смерти его, еще при жизни его матери (с. 2.). 31. Память св. мученицы Иулитты (в нач. 4 в.), юже св. Василий похвалами почтих. – Похвальное слово св. Василия В. в честь мученицы, в его творениях Т. VIII. стр. 63. Мученица скончалась в Кесарии, где был св. Василий Архиепиископом, и ее св. мощи были положены в первой церкви сего города. В слове, говоренном через шесть, или семь десятилетий после страдания св. Иулитты, кратко, но живо изображаются и особенные обстоятельства, предшествовавшия страданию, и самый ее подвиг. Август 2. Перенесение честных мощей св. Первомученика Архидиакона Стефана (415 г.). От великия минеи-четьи сокращенно. – Первая половина сего сказания – об обретении мощей и перенесении их в Иерусалиме – заимствована из окружного послания Лукиана пресвитера – (у Сурия 2 августа стр. 31.); вторая половина – о перенесении св. мощей в Царь-граде – принадлежит неизвестному лицу (у Сурия 2 августа стр. 42.). Лукиан пресвитер описывает то, чего сам не только был свидетелем, но и главным участником; ибо он удостоен был по откровению обрести св. мощи первомученика. Его повествование тогда же сделалось известным на западе, через Орозия, бывшего в то время в святой земле, как свидетельствует Геннадий (de viris illustr. c. 46 и 47.). Бл. Августин повторяет обстоятельства обретения в своих словах (318. 319. sec. ed. Benedictin.). 3. Память св. Исаакия, Далмата и Фавста (5 в.). Не сказано, откуда. – В «Деяниях Святых» житие Пр. Далмата 3 августа стр. 218. Подвиги Пр. Далмата против Несториан, составляющие значительнейшую часть сего жития, видны из деяний 3-го вселенского Собора, согласно с которыми они и излагаются. В житии помещены даже послания к Пр. Далматию св. Кирилла Александрийского и всего Собора, и взаимно письмо Пр. Далмата к Собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

3-е Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста Пр. Исаакий (30 мая) скончался в 383 году, передав игуменство в основанной им обители Далмату, по имени которого она и называлась Далматскою. Далмат, в мире воин, презрев все мирское и оставя жену и детей, взял только сына Фавста и принял (381 г.) монашество в обители Исаакия. Ставши игуменом, подвизался больше прежнего, боролся с еретиками и оказал важную услугу православию. Когда на Ефесском соборе (131 г.) сторона еретическая готова была подавить православных, он, став во главе игуменов, монахов и верных православию мирян, пошел к царскому дворцу и дерзновенно говорил пред императором за истину, тогда как до сего 48 лет не выходил никуда из монастыря, не смотря на просьбы самого царя, чтобы он, во время бывших землетрясений, участвовал в общих молитвах. Скончался в глубокой старости, после 437 года. Сын Далмата Фавст также славен был добродетелями и мирно предал дух свой Господу. Преп. Пелагии Сирской В тот же день преп. Пелагии Сирской. Искренняя подвижница, почившая в октябре 502 года. О ней см. 10-го июня в житии преп. Пансемнии. † Преп. Антония Римлянина Все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Если кто скажет горе сей: двинься и бросься в море, и не усумнится в сердце своем, а поверит, что сбудется по слову его: будет ему, что ни скажет» ( Мк.20:23 ). – Это – слова Того, Чье каждое слово – ей и аминь. Опыты тому – в жизни пр. Антония Новгородского. Преподобный Антоний родился, как сам он рассказывал ученику своему Андрею 10 , в Риме, от родителей весьма богатых и православных. Известно и по другим сведениям, что в Италии в X и XI в. весьма много жило православных греков и были православные обители 11 . Антоний по смерти родителей, видя волнение и раздоры в мире, решился посвятить себя на служение Богу. На 19 году принял пострижение и несколько лет прожил в пустыни, где иноки проводили жизнь скитскую. К великой субботе поста собирались они в малый пустынный храм, слушали литургию и приобщались св. Таин; в пасху также в общем собрании слушали утреню и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Д. изображен вполоборота вправо, по пояс, облачен в клобук и мантию, правая рука с четками у груди, в левой высокий посох, внизу - пространный текст с его биографией. Индивидуальные черты лица старца переданы условно: большие глаза, четкая линия бровей, тонкий прямой нос, впалые щеки, на лбу над переносицей неск. морщин, слегка вьющиеся с проседью волосы до плеч, длинная окладистая борода. Портрет был воспроизведен погрудно на литографии кон. XIX в. (сохр. фотография из архива Далматовского мон-ря - Пашков. 2000. С. 231. Ил. 1). В 40-х гг. XVIII в. была создана деревянная раскрашенная скульптура Д. (не сохр.), к-рая стояла внутри пещеры в виде ниши в сев. стене трапезной нижней ц. Рождества Христова Успенского собора обители («…выкладена печера, в ней двери, против оных, в печере патрет в человеческий рост, резной, начального здешней обители монаха Далмата, размалеван по приличности красками» - Там же. С. 59, 105, 256. Ил. 38). Эта 3-мерная композиция в 70-х гг. XVIII в. стала центром живописного цикла, иллюстрирующего историю Далматова мон-ря: над нишей были написаны изображения каменного Успенского собора, по сторонам к-рого - фигуры Д. и архим. Исаака, вверху - чтимая икона монастыря «Успение Пресв. Богородицы», поддерживаемая 2 ангелами, а также стихи на эту тему. История Далматова мон-ря была представлена также в иконостасах ц. Рождества Христова (70-е гг. XVIII в., художники Матвей Волков и Александр Шапочников из Верхотурья) и придела прп. Димитрия Прилуцкого (работа 1768 г. Ильи Асламова) - в обоих случаях в «томбах» под иконами Пресв. Богородицы в местном ряду слева от царских врат. В 1793 г. иконописец малороссийского происхождения Иван Соколовский (прибыл в мон-рь в 1777) расписал гробницу над могилой Д. На 3 боковых панелях надгробия были изображены сюжеты из жизни преподобного, сопровождавшиеся подробными надписями на свитках: татарин Илигей, замыслив убить Д., направляется из Тюмени на Белое Городище; явление Божией Матери Илигею в сонном видении «с претящею розгою»; Илигей с родственниками исповедует перед Д. свое злое намерение и уступает ему вотчину; на 4-й стороне помещалась стихотворная летопись монастыря, излагающая историю обители в бытность Д. и его сына архим. Исаака. В иконостасе ц. Рождества Христова находилась икона преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (изображен небесный покровитель Д.), исполненная в 70-х гг. XVIII в. иконописцами М. Волковым и А. Шапочниковым. Аналогичный образ преподобных Исаакия, Далмата и Неофита упомянут в описи мон-ря 1905 г. в перечне лампад, висевших перед местными иконами Успенского собора (Там же. С. 335). Сюжеты Жития Д. были представлены в росписи интерьера каменной усыпальницы (1896) над могилой святого при ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/168654.html

О Господи, единый Живой и единый Всемогущий, пригвозди ум и сердце наше к Тебе, Богу истинному, и соблюди нас – соблюди нас от отступничества от Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 августа 1. Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст . Память преподобного Исаакия празднуется и отдельно (см. 30 мая). Святой Далмат служил сначала офицером в войске царя Феодосия Великого и был у него в большом почете. Но когда пробудился в нем дух, презрел он всё оставил и свою службу и, взяв с собой своего единственного сына Фавста, ушел с ним в пригород Царьграда, где находилась обитель преподобного Исаакия. Там вместе с сыном принял он иноческий постриг. Святой Далмат всецело предал себя богоугодной жизни, чему весьма радовался старец Исаакий. Когда [же святой] Исаакий приблизился к смертному часу, то поставил святого Далмата игуменом вместо себя. Впоследствии эта обитель по имени святого Далмата стала называться Далматской. Святой Далмат иногда держал пост и в течение 40 дней. Постом и одолел он невидимую демоническую силу. Был участником Третьего Вселенского Собора и боролся против ереси Нестория. Угодив Богу, мирно преставился он в V столетии. Его сын Фавст подражал отцу во всем и, свершив богоугодную жизнь, мирно скончался в оной Далматской обители. 2. Преп. Косма [отшельник] (скопец) . Монах из Фаранской лавры, весьма обученный Священному Писанию . Настолько ценил он произведения святителя Афанасия Великого , что говорил своему ученику: «Если услышишь какое-либо слово из книг святого Афанасия и нет у тебя хартии, то запиши его прямо на рубашке». На закате жизни пришел он в Антиохию к патриарху Григорию († 593) и там скончал свою жизнь. Первоиерарх повелел погрести тело Космы в монастыре при Патриархии. Некий человек часто приходил на гробницу святого Космы и, воздавая честь [сему] преподобному, молился там Богу. Когда спросили его о причине [столь усердных благодарственных молитв], он [во всеуслышание] объявил, что на протяжении 12 лет лежал в расслаблении, а святой Косма его исцелил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Св . блаженного Bacuлiя, инока Спасокаменного монастыря, подвизавшегося в этом монастыре (см. Волог. еп.) в XV в. (и скончавшегося после 1472 г.). Мощи его почивают в монастырской нижней церкви блаж. Василия, Московского чудотворца, в правом углу ее, в особой палатке. В 1774 г., когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами блаж. Василия деревянная рака и образ на ней остались целыми, хотя вся палатка была наполнена дымом и пламенем. Память его совершается ныне, в день его тезоименитства. 3. В. Преподобных отцов наших, Далмата и Фаста, подвижников Далматской обители, близ Царьграда. Пр. Исаакий (см. 30 мая), по смерти своей в 383 г., оставил своим преемником пр. Далмата. Последний до пострижения своего был воином, а сделавшись иноком, отличался великим воздержанием. Однажды он в Великий пост пробыл без пищи 40 дней. Подвигами поста и молитвы он достиг такой степени духовного совершенства, что удостоился Божественных видений. Он явил себя и ревностным поборником православия во время 3 Вселенского Собора. Когда православию на этом соборе стало угрожать насилие, св. Далмат, до того временя 48 лет не выходивший из своего монастыря, теперь пошел, во главе игуменов, монахов и верных православию мирян, к царскому дворцу и дерзновенно говорил пред императором за истину, склонив его на сторону отцов собора. Прожив не менее 90 лет, он мирно скончался после 434 г. (по Х.М., около 440 г.). По смерти его место игумена Далматской обители занял сын его Фавст, который также был славен иноческими добродетелями. Подробности жизни сего св. подвижника неизвестны. Кондак, гл. 2. Пощением воссиявшия яко светила, и ереси развратившия верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники: Того молящия о всех нас. + Пр. римлянина, Новгородского чудотворца. Пр. Антоний родился в Риме и, по смерти своих родителей, еще будучи юным (на 19 г. своей жизни) поселился в одной пустыне, в которой в иноческих подвигах послушания и поста провел 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В нач. ХХ в. в б-ке Далматовского мон-ря хранилось 2 книги, принадлежавшие Д.: «Беседы на Деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) с «Толкованием на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). Последняя книга 23 марта 1679 г. была вложена преподобным в ц. Николая Чудотворца на монастырской заимке. Еще при жизни преподобный приготовил себе гроб-колоду. Д. был погребен в алтаре Успенской ц. Далматовского монастыря. В 1720 г. завершилось возведение нового, 3-престольного Успенского собора. На месте старой Успенской ц. над захоронением Д. была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 г. расписанное худож. И. Соколовским сценами из жизни преподобного (были изображены столкновение с Илигеем, явление Пресв. Богородицы спящему Илигею и его приход к Д. с покаянием). В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие Д.,- подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в наст. время в Свердловском областном краеведческом музее), а также схимническое одеяние. В 1836 г. губ. секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой Д. церковь. В 1845 г. крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей. В 1871 г. близ погребения Д. началось строительство ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. После длительной переписки настоятеля монастыря архим. Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским еп. Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб Д. на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Освящение храма, имевшего приделы во имя свт. Стефана Великопермского и во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, состоялось 8 мая 1881 г. В 1896 г. к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением Д. Изнутри ее стены были украшены живописными изображениями эпизодов из жизни преподобного, на сев. стене находились портреты Д. и архим. Исаака. После закрытия монастыря (1923) и прекращения богослужений в Скорбященской ц. (1928) в усыпальнице с 1933 г. последовательно размещались гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная.

http://pravenc.ru/text/168654.html

Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там. Прп. Исаакий умер в 383 г. По другим, более достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом Нектарием (381–397), а не Аттиком (408–425). А затем, по принятии пищи, 43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. — Св. патриарх Прокл (434–446), еще при жизни прп. Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому. Еретики несториане утверждали, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицею, потому что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие Св. Духа, стал Христом, т. е. помазанником и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Ересь несторианская осуждена на III Вселенском соборе. Узнав, что православию на Ефесском соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и верных православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря, хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в общих молитвах об избавлении от землетрясения. Время кончины его с точностью неизвестно, можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле, патриархе Константинопольском. Св. Димитрий Ростовский говорит, что по неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90 лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при патриархе Прокле, следов. после 434 г. и вероятно около 440 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   Тропарь, глас 8: Житие твое василие неложное, и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народи, цари же и князи, и вси людие, прославляюще святое твое успение. тем Христа бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость.    Кондак, глас 4: духом божиим водимь преблаженне василие, оттрясл еси мирский мятеж, и жития треволнения возгнушался еси, и совлекся одеяний тленных, и облекся в ризу безстрастия, убежал еси ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во твоем языце, и паче земнаго богатства избрав богатство небесное, увязлся еси венцем терпения, и ныне преблаженне василие, моли Христа бога о творящих святую память твою, да зовем ти: радуйся преблаженне василие.     3. преподобных отец наших, исаакиа, далмата и фавста.    Аллилуиа, или тропарь. Стихиры Богородице, глас 8. Подобен: мученцы твои Господи: и преподобных, глас и подобен тойже. Тропарь, глас 4: Боже отец наших: ноемвриа в 20-й день. На Утрени, оба канона октоиха: и святых на 4, глас 8. По 3-й песни, седален, глас 8. По 6-й песни,    Кондак, глас 2. Подобен: В молитвах: Пощением возсиявшия яко светила, и ереси развратившия верою, песньми исаакиа восхвалим, и с далматом фавста, яко христовы угодники: того молящия о всех нас.    И икос. По 9-й песни, светилен троичен. На стиховне октоиха.     (:. В тойже день преподобнаго антониа римлянина, новгородскаго чудотворца.    Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.    Тропарь, глас 4: Ветхий рим отечество твое оставив, на камень яко на легкий корабль возшел еси: и на нем паче естества аки безплотен по водам шествовал еси, промышлением божественнаго разума направляемь, великаго новаграда достигл еси, и обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. тем молим тя отче антоние, моли Христа Бога, да спасет души наша.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст Память 3 августа Преподобный Далмат жил в царствование Феодосия Великого 4964 служил в войске 4965 и пользовался уважением царя. Затем, презрев для Бога всё мирское, он оставил жену и детей 4966 ; взяв с собою одного только сына Фавста, он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий 4967 , уже достигший глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и самая обитель получила впоследствии название Далматской 4968 . Патриархом цареградским Аттиком преподобный Далмат был рукоположен во священника 4969 . Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока дней не вкушал пищи 4970 ; постом и молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию 4971 : преподобный Далмат был деятельным помощником святых отцов третьего вселенского собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе 4972 , этим преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в вечность 4973 . – Преподобный Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост 4974 . Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов. Кондак, глас 2: Пощением воссиявшия яко светила, и ереси развратившия верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники, Того молящи о всех нас. 4967 О богоугодной жизни и великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010