Собором 1555 г. блаж. Гурий избран и посвящен был в архиепископа Казанского, а блаж. Герману поручено было устроить обитель в Свияжске, чтобы была она рассадником благочестия и веры св. в стране магометанской. Получив богатые пособия от царя и святителей, блаж. Герман ревностно занялся исполнением возложенного на него поручения: он построил каменный храм успения Богоматери с колокольнею и келии для монашествующих. По переписке его с св. Гурием, работы по построению монастыря производились поденщиками, которым платилось по денежке за день работы, и однако преподобный жаловался святителю, что цена работе очень высока. – Это показывает, как дороги были тогда деньги! Недавно еще цела была келья, где св. Герман проводил время в молитве и трудах. Келья под колокольнею не более трех квадратных аршин. На этом нешироком пространстве помещалась и печка; одно окно, менее аршина в вышину. В переднем углу икона Богоматери и пред нею фонарь из слюды. Иглы, нитки, наперсток, которые употреблял он при келейном занятии, оставались при его гробнице 113 . Так была проста жизнь Свияжского настоятеля! Так был строг к себе преподобный! Слух о добродетельной жизни его разнесся по окрестностям Свияжска и вдали от него. В новую обитель, к ее подвижнику-настоятелю, приходили многие: одни, чтобы принять благословение человека Божия, другие принимали иночество от рук его. Строгий к себе самому, преподобный был милостив и щедр ко всем нуждающимся. Христианская благотворительность его, не различавшая ни своего, ни чужого, ни верного, ни неверного, ни друга, ни врага, сама собою показывала неверным, каков дух христианского закона. А для того, чтобы благотворениями проповедовать о вере детям природы, блаженному Герману даны были достаточные средства 114 : ни блаженный Герман, ни другие не думали тогда, что не иначе, как наставлениями, надобно преобразовывать души дикие; напротив, хорошо понимали тогда, что нельзя учить детей философии Платоновой, им нужна азбука. «Иноки должны уподобляться Апостолам, которых послал Господь учить и крестить», писал царь архиепископу Гурию. Блаж. Герман вполне был таким иноком. Слушатель наставлений мудрого Максима был в состоянии предлагать с отчетливую проповедь о св. вере и магометанам и язычникам. Свияжская обитель была средоточием, откуда распространялась проповедь св. веры по правому берегу Волги, и в ней преимущественно принимали крещение оглашаемые чада веры. Такое значение за обителию Германа осталось на долгое время и после Германа. По писцовой книге 1568 г. видим, что заботливостию блаж. Германа собрано было в его обители до 152 книг разного содержания; из них 8 были нисаны на пергаменте: Псалтирь, книга Антиоха, пролог и пр. 115 . Блажен. Герман был усердным помощником святому архипастырю своему по делам веры и усердно выполнял поручения его по епархии. С своей стороны св. Гурий оказывал ему особенное доверие свое, – поручал суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С самых юных лет имел отрок Герман великую ревность к благочестию и в шестнадцать лет от рождения пошел в монахи. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре). В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман удалился на Валаам. Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году. После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг. Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове. Это было время расширения пределов России на север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова. С открытием островов обнаружилась необходимость просветить Евангельским светом и их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященный митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из Валаамской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Это тот человек, который сможет привести к единству душ и мыслей, ибо сами мы, бедные американцы, этого не достигнем, поскольку пока еще наша православная вера не окрепла». 946 Однажды в отсутствие отца Германа он сказал братии: «Нам надобно ценить отца Германа. Он прозорлив». Благодаря прозорливости отца Германа отцам удалось положить крепкое начало, и теперь терпением и упорством отца Серафима дело пошло на лад, как и с книжной лавкой в Сан-Франциско. Алексей Янг рассказывал, как у отцов все хорошо выходило вдвоем, причем это касалось не только жизни их монашеской общины, но и мирян, поддерживавших духовную связь со скитом: «Отцы составляли отличную команду, прекрасно уравновешивая и дополняя друг друга. Отец Герман вдохновлял нас своей энергией и воодушевлением, побуждал к действию, а отец Серафим показывал нам, шаг за шагом, как воплотить в жизнь идеи отца Германа». 947 У Томаса Андерсона тоже сохранились воспоминания, подчас забавные, об этом плодотворном союзе двух единомышленников: «Отец Серафим и отец Герман вместе горы сворачивали. Ни разу я не видел, чтобы они спорили или ссорились. Отец Герман был генератором идей, а отец Серафим просчитывал, как их можно осуществить. Например, когда мы закладывали фундамент нового строения, отец Герман уже оживленно говорил о том, в какой цвет мы это строение покрасим, как будем вешать над дверью двуглавого орла и тому подобное. Отец же Серафим напоминал: «Сейчас нам снова нужны бревна”». Энергичный отец Герман стал главой общины, – на Пасху 1975 года архиепископ Антоний прислал отцам письмо, в котором официально назначил его скитоначальником, 948 а тихий отец Серафим был ее духовным водителем, он предпочитал разговаривать с глазу на глаз. Каждый вечер он задерживался после службы, чтобы выслушать все «наболевшее» у каждого брата. И этот обычай они позаимствовали у преподобного Паисия (Величковского) – святой отец не расставался с ним и тогда, когда возглавил монастырь. Он установил исповедание помыслов, дабы на корню пресекать дурные наклонности, пока их не разжег диавол. В житии преподобного Паисия говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

С иконописным послушанием связан один замечательный эпизод из жизни отца Германа. Приехав на богомолье в Киев, подвижник побывал в часовне, принадлежавшей одному женскому монастырю. В часовне он увидел Черниговскую икону Божией Матери и... узнал свою работу. Подойдя поближе, он разглядел и подпись: " Писал рясофорный монах Гавриил. Гефсиманский скит. 1874 год " . Икону явно окружали особым почетом. К образу Владычицы были привешены отлитые из золота и серебра изображения рук, ног, голов - свидетельства чудесных исцелений. Отец Герман спросил у монахини о причинах такого благоговейного отношения к иконе и услышал в ответ: - Потому что она чудотворная. 29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли в мантию и нарекли Германом. Монашеское имя он получил в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником отца Германа в монашестве был его старец отец Александр. 9 февраля 1878 года почил о Господе затворник иеросхимонах Александр. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководства. Он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником (†1894). По свидетельству самого отца Германа, святой епископ " добре устроил " его. Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде брошюры под названием " Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве " . На суд святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию Оптинскому и затем, получив его одобрение, - святителю Феофану, который, исправив кое-что, в письме к отцу Герману посоветовал издать записи, прибавив, что " держать их под спудом было бы не совсем безгрешно " . Ученые иеромонахи из духовных детей отца Германа еще раз просмотрели и отредактировали рукопись, которую затем и издали. 5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков, †1882) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиаконы. В 1885 году, 17 августа, в день скитского праздника " Вознесения Божией Матери " иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонахи. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий (Руднев, †1891).

http://lib.cerkov.ru/authors/419

Сам Варлаам сказал: «хорошо было бы остаться тебе здесь; но будут скорбеть родители твои, – иди, утешь отца и мать, я – твой помощник». Взяв за руку, повел он меня, а впереди шел тот ангел в диаконском одеянии. – Пройдя мимо цветущих дерев, ангел скрылся, а св. Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою св. Николая, сказал: «Григорий! ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на иомощь; молись ему и вперед, а я – помощник твой». Отойдя немного, оглянулся и сказал: «спустя 7 лет ты будешь у меня» – и стал невидим» 101 . Блаженный Герман, в крещении Григорий 103 , был из фамилии Полевых, происходившей от князей Смоленских. Полевы отличались и усердною службою гражданскою и ревностию к благочестию. Александр Борисович Полев был боярином великого князя Василия Дмитриевича. Внук его Феодор Дмитриевич служил у Волоколамского князя Бориса, духовного друга преп. Иосифу. Василий Феодорович старший служил в Угличе у князя Дмитрия Ивановича; а сын его Никифор постригся у преп. Иосифа с именем Нила 104 . Сын Афанасия Феодоровича, брата Василиева, Феодор был отцом блаженного Григория 105 . В Иосифовой обители подвизались еще Полевы Серапион и Симеон 106 . Это, как вероятно, были племянники Афанасия Феодоровича, Иван и Владимир Васильевичи 107 . Под влиянием благочестивых родственников и обители Иосифовой, блаж. Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву, а потом удалился в Иосифов монастырь и здесь принял иночество с именем Германа. Сюда же поступил и родитель его, принял иночество с именем Филофея и пожертвовал обители свою деревню 108 . В Волоколамской обители Герман подвизался под руководством игумена Гурия Руготина, впоследствии первого святителя Казанского. По его благословению, «последний в иноках», так называл себя Герман, трудился над списыванием книг. Так известны списанные им Богородичник 109 и Евангелие; а кроме того в Иосифовой обители были «псалмы печатные в честь архиепископа Германа Казанского» 110 . Хотя Волоколамская обитель и была местом самого сурового заточения для блаженн. Максима Грека , но блаженн. Герман с любовию изучал наставления блаж. Максима, как мужа просвещения высокого и страдальца невинного 111 . Старицкая братия вызвала к себе Германа для управления обителию и он посвящен был (в нач. 1551 г.) в архимандрита Тверским епископом Акакием. Пробыв два года с половиною в Старице, возвратился он в Иосифов монастырь, чтобы быть под начальством других и обучать себя смирению. В 1553 г. архимандрит Герман был на соборе против Матвея Башкина и этот злой враг христианства отдан был ему на увещание в Волоколамский монастырь 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вильгельм Герман еще при жизни Ричля издает свой основной труд, представляющий собой интерпретацию богословия Лютера, – «Общение христианина с Богом» (1886). Для христологии Германа характерно специфическое учение о «внутренней жизни Иисуса», что по сравнению с богословием Ричля указывает на привнесение новых моментов индивидуализации и обращенности к внутренней жизни человека. Если богословская концепция Ричля имеет дело преимущественно с христианской общиной, то Герман обращает свое внимание к вере отдельного человека. Вместо ричлианской бинарной модели ( Церковь /Царство Божие) Герман в основу своего этического учения полагает отношение непосредственного доверия Богу, зарождающегося в верующем человеке под воздействием «внутренней жизни Иисуса». Если Ричль рассматривает человека в телеологической перспективе Царства Божия как божественной и человеческой цели, то Герман заменяет богословие Царства Божия представлением о нравственно-религиозном самопереживании индивидуума. Аксиоматическим исходным пунктом философских построений Германа является представление о самостоятельности личностной жизни. Внутреннее переживание индивидуумом самого себя есть недоказуемый факт, недоступный объективному научному постижению. То есть Герман исходит из дуализма внутреннего переживания и объективного постижения. При этом религиозная вера непричастна постигающему акту объективного познания. «Все, чем может овладеть наука, – мертво. Оно может быть средством для жизни, но не жизнью. Религия же есть жизнь» 48 . Следовательно, понимание религии достигается только на пути индивидуального религиозного переживания. «Если мы ... обладаем представлением о религии... только в форме созерцания, возникающего из собственной религиозной жизненности, и которое мы, – в том виде, которым мы обладаем, – не можем никому сообщить, то становится очевидным, что наука о религии невозможна» 49 . Религия осуществляется исключительно в сфере индивидуального переживания и определяемого им религиозного сознания. Религия выводится только из себя самой, из религиозного переживания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Варлаам оградив меня крестным знамением и иконою св. Николая, сказал: «Григорий! ты молился вел. чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь: молись ему и вперед, а я – помощник твой». Отойдя немного, оглянулся и сказал: «спустя 7 лет ты будешь у меня» и – стал невидим. 618 Блаженный Герман, в крещении Григорий 620 был из фамилии Полевых, происходившей от князей смоленских. Полевы отличались и усердною службою гражданскою, и ревностью к благочестью. Александр Борисович Поле был боярином в. к. Василия Дмитриевича. Внук его Феодор Дмитриевич служил у волоколамского князя Бориса, духовного друга преп. Иосифу. Василий Федорович старший служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича; а сын его Никифор постригся у преп. Иосифа с именем Нила. 621 Сын Афанасия Феодоровича, брата Васильева, Феодор был отцом блаженного Григория. 622 В иосифовой обители подвизались еще Полевы Серапион и Симеон. 623 Это, как вероятно, были племянники Афанасия Федоровича, Иван и Владимир Васильевичи. 624 Под влиянием благочестивых родственников и обители иосифовой блаж. Григорий еще в доме родителей соблюдал строгий пост и любил молитву; а потом удалился в Иосифов монастырь и здесь принял иночество с именем Германа. Сюда же поступил и родитель его, принял иночество с именем Филофея и пожертвовал обители свою деревню. 625 В волоколамской обители Герман подвизался под руководством игумена Гурия Руготина, в последствии первого святителя казанского. По его благословению, «последний в иноках», так называл себя Герман, трудился над списыванием книг. Так известны списанные им богородичник 626 и евангелие; а кроме того, в иосифовой обители были «псалмы печатные в честь архиепископа Германа казанского». 627 Хотя Волоколамская обитель и была местом самого сурового заточения для блаж. Максима Грека , но блаж. Герман с любовью изучал наставления блажен. Максима, как мужа просвещения высокого и страдальца невинного. 628 Старицкая братия вызвала к себе Германа для управления обителию, и он посвящен был (в нач. 1551 г.) в архимандрита тверским епископом Акакием. Пробыв два года с половиною в Старице, возвратился он в Иосифов монастырь, чтобы быть под начальством других и обучать себя смирению. В 1553 г. архимандрит Герман был на соборе против Матвея Башкина, и этот злой враг христианства отдан был ему на увещание в Волоколамский монастырь. 629

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отпевание усопшей проходило в «малой обители» на улице Фелл в Сан-Франциско, где некогда Владимир непосредственно познакомился с Православием. Вокруг гроба собрались монахини. Маргарита лежала в белом платьице, лицо ее запечатлело невинность и покой, многие русские монахини плакали. «Она словно ангел», – говорили они. Шестеро детей Владимира со свечами стояли подле гроба, слушая молитву по почившей сестре. К стоявшим подле гроба отцу Герману и отцу Серафиму подошел верный друг Маргариты, Феофил. – Можно я буду жить у вас? – спросил мальчик. – А почему вдруг? – спросил отец Герман. – Хочу жить в лесу, а не в городе. Мама согласна, теперь дело за вами. – Ты же знаешь, у нас сейчас Томас гостит. Вот он уедет, тогда милости просим, – сказал отец Герман. – Честно? – Честно! После отпевания гроб поставили на монастырский грузовик и повезли в Платину в сопровождении сыновей Владимира – Томми и Базила. На протяжении всего долгого пятичасового пути мальчики пели «Христос воскресе из мертвых...» и другие церковные песнопения, дабы поднять дух и поддерживать память о рае. Приехав в монастырь раньше других, они поставили гроб посреди церкви. Подъехали Андерсоны. Отец Герман сказал: «Нам нужно денно и нощно бдеть возле усопшей. Пусть все по очереди читают над ней Псалтирь». Меж тем Сильвия выбрала место на склоне горы, чуть выше скита. Сменяя друг друга, вырыли могилу. «Отец Серафим больше всех работал», – вспоминает Томас. Вечером в скит заглянула Валентина Харви со своей восьмилетней дочкой Александрой. Она была незнакома с Андерсонами и, конечно, не подозревала, что у них умерла дочь. Поэтому была поражена, войдя в церковь и увидев гроб, вокруг которого стояли дети со свечами. Не случайно в тот день заглянула она в скит. Так совпало, что много лет спустя ее дочь выйдет замуж за сына Владимира, Базила. Мэгги в ту ночь не оставили в одиночестве. Отцы и все Андерсоны попеременно читали Псалтирь. Утром гроб вынесли. Впереди процессии шел один из сыновей Андерсонов с крестом, свитым матерью из роз. Отцы Серафим и Герман не могли оторвать взгляда от поднимающихся в гору. Нежные детские лица, озаренные мерцающими огоньками свечей, тихий покойный лес, вызолоченный поздней осенью. Неподалеку улеглась лань с детенышем. Они тихо наблюдали за шествием и похоронами. Когда усопшую предали земле, отец Герман обратился к семье: «Вы счастливые люди, что дочь ваша и сестра упокоилась здесь, в свободном краю. Вас не преследуют, как в Советском Союзе, за то, что соблюдаете православный обычай и хороните дочь подобающе, за то, что приходите молиться сюда. Счастливы вы и потому, что та, которая недавно жила среди вас, сейчас на Небе молится о вас. Одной нашей предстоятельницей пред Богом прибавилось, и мы вверяем ее Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Дионисия, что менее вероятно. Помимо упомянутых Синаитов, сохранилось предание и о преподобном Иове Синаите , который жил в Прекопечи под Крагуевцем. Здесь умер и похоронен. Местная церковка была разрушена и его мощи, в 1735 году, были перенесены в новопостроенный монастырь в Драче. Накануне Второй Мировой войны, в Прекопечи, на месте развалин его монастыря была построена церковь, посвященная преподобному Иову. Жители окрестных сел и сейчас притекают к могиле преподобного с молитвой об исцелении.   Хранит предание и имя предподобного Йоша Синаита , жившего и подвизавшегося в пещерах холма Шареника близ Йошаницы (Ягодина). Также как о преподобном Зосиме, которого ранил Обилич, и о нем предание говорит, что его случайно ранил во время охоты князь Лазар. На месте гибели Йошы, князь Лазар позже построил монастырь Йошаницу   . С южной стороны от западного входа в церковь и сейчас находится его захоронение, к которому народ прибегает за помощью и исцелением. Существует предположение, что к Синаитам принадлежал и инок Герман — «последний среди иноков», основатель монастыря Преображения Господня в Липовце. Его имя упоминается в надписи над западным входом в церковь. Основание монастыря связано со скитом, находившимся в скале, левее от Врела, на юго–востоке от монастырского храма. Речь идет о пещере в вертикальной трещине скалы. В ней, по преданию, жил и подвизался инок Герман, до постройки храма, воздвигнутого во времена Стефана и Вука Лазаревича. Похоже, что этот Герман та же личность, что и Герман из монастыря в Зрзе, который в пору правления царя Душана, вместе со своими внуками ( по В. Радовановичу, они были ему племянниками) митрополитом Йованом и иеромонахом Макарием, зографами, построил монастырь в Зрзе, посвятив его Преображению. Во время Баязита, монастырь был раззорен; иеромонах Макарий, вероятно, ушел в Крушевац расписывать Любостыню, а инок Герман и Йован больше не упоминаются. Не удалился ли инок Герман, как Макарий и многие другие монахи, на север и не поселился ли в пещерах, где позже, с помощью Вука и Стефана, основал общежительный монастырь (1399г.)? Монастырь, по стилю архитектуры, принадлежит к той эпохе, и все в нем и вокруг него, связано с монашеским исихастским духом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Утром святой Зосима вышел из кущи и увидел необыкновенный свет, который озарил его и все место, а на востоке – прекрасную церковь , явившуюся на воздухе. Не привыкнув к таким чудесным откровениям, преподобный не смел долго смотреть на чудесную церковь и удалился в кущу. Опытный в духовной жизни, Герман, увидя его изменившееся лицо, понял, что Зосима имел некое видение, и спросил его: «Чего устрашился ты? Или ты увидел что-нибудь необычное?» Преподобный рассказал ему о чудесном видении, а Герман – о тех чудесах, какие совершались на острове при святом Савватии. Зосима с радостью уверился, что Господь услышал желание его сердца и указал ему место для обители. С Божией помощью они стали рубить деревья и строить келлии и построили с оградой двор. Господь помогал святым отшельникам. В исходе лета Герман отлучился на сумский берег, чтобы запастись хлебом на зиму; но когда он хотел возвратиться на остров, то уже настала осень, начались бури и море волновалось страшно. Герман должен был остаться на берегу до весны, а святой Зосима один жил на острове и терпел различные искушения от врага, спасаясь от них усердными молитвами. Духи злобы пытались смущать отшельника разными привидениями, но преподобный мужественно отражал их искушения. «Если дана вам власть надо мной, – говорил он, – делайте, что хотите; а если нет, то напрасно трудитесь». И призраки исчезали. Долго тянулась суровая северная зима. Пища, собранная летом на острове, истощилась, мысль о голодной смерти смущала преподобного, но он молитвами утешал себя и прогонял сомнения. Господь послал к праведнику двух незнакомых людей, которые принесли ему корзину, полную хлебов, муки и масла. Преподобный не успел спросил их, откуда они. Напрасно прождав их немалое время, Зосима понял, что это была помощь Господа, и возблагодарил Его за милость к нему. По окончании зимы на Соловецкий остров прибыл Герман с мирским человеком Марком. Это был рыбак. Они привезли с собой пищи на долгое время и сети для ловли рыбы. Через несколько времени Марк принял иноческий чин и многие, желавшие себе спасения, стали прибывать на остров, строить себе келлии и трудами рук своих приобретать пищу. Преподобный Зосима создал небольшую церковь Преображения Господня на месте видения, а также и трапезу, положив начало общежития на острове. Он послал одного из братий в Новгород к владыке Евфимию просить благословения на освящение храма и избрание игумена для их пустынной обители. Архиепископ с любопытством расспрашивал посланного о новой обители на море-океане и сначала колебался: как могут жить люди в таком суровом месте; но потом, усмотрев волю Божию на это, он с любовью благословил новую обитель и послал туда игумена Павла. Святой Зосима и братия были в великой радости. Церковь и монастырь были освящены во славу Божию. Так основалась преславная Соловецкая обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010