П.В. Долгоруков Графы Виельгорские Из метрики воеводства волынского видно, что там, в 1528 году, были помещиками (Ziemianin): Андрей Виельгорский (Wielhorski) и Фёдор Виельгорский. (Имя Фёдора служит несомненным доказательством, что он исповедывал святую веру православную; ежели бы он был римско-католиком, то назывался бы не Фёдором, а Теодором). Килиян Виельгорский, стольник волынский, живший в начале XVII века, быль прямым родоначальником нынешних графов Виельгорских. Вот родословие потомству его. отцовский КОЛЕНО I: Килиян Виельгорский, женат на Анне Гулевич КОЛЕНО II: Юрий, кастелян волынский † 1684; женат на Анне Оздзянко Дочь, за Венцеславом Ланцкоронским КОЛЕНО III: Иосиф † 1684 Ян-Казимир, подкоморий владимирский (на Волыни) † 1695; женат на девице Денгоф Михаил Антоний, монах и первый провинциял ордена тринитариев в Польше Венцеслав, кастелян волынский † 1709; женат на Иоанне Потоцкой Марианна, за волынским воеводою Станиславом Ледуховским Терезия, за волынским кастеляном Николаем Ольшанским София, за бельзским кастеланом Адамом Бельжецким Анна, монахиня бригитского ордена КОЛЕНО V: Феликс-Игнатий † 1737; женат на Луизе Замойской Иосиф, монах ордена тринитариев † 1741 Констанция, за волынским кастеляном Михаилом Чацким Терезия, за князем Каэтаном Яблоновским КОЛЕНО VI: Граф Михаил, литовский великий кухмистр (т. е. обер-гофмаршал), посол в Париже и кавалер белого орла † 1794; женат на Елисавете Огинской КОЛЕНО VI: Граф Юрий Михайлович, кавалер белого орла и посланник в Петербурге, потом российский действительный тайный советник, сенатор и святого Александра Невского кавалер, рождение 1753 † 1808; женат 1) на графине Софие Дмитриевне Матюшкиной, рождение 2 ноября 1755 † 28 марта 1796; 2) на Елисавете Станиславовне Сиверс, рождённой Снарской (от 1-го брака 5 сыновей и две дочери; от 2-го брака сын) Граф Михаил, генерал-лейтенант польских войск, кавалер белого орла, потом генерал от кавалерии в австрийской службе; женат 1) на Анне Пржеусской; 2) на Александре Курдвановской; (от 1-го брака дочь; от 2-го брака 2 сына)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Грушеве мон-рей действовал Михаила арх. мон-рь (совр. с. Драгово Хустского р-на Закарпатской обл.), в комитате Земплен - Краснобродский мон-рь (совр. с. Брод Иршавского р-на Закарпатской обл.). В 1661 г. на средства валашского господаря Константина Шербана Басараба в мукачевском Никольском мон-ре львовский архит. С. Пьяменс построил каменную ротонду (монастырь был возобновлен в 1538-1550 по приказу кор. Фердинанда Габсбурга и на его средства после разорения в 1537). Греко-католики утвердились в Марамороше после 1735 г. Наибольшую известность среди критиков унии в З. приобрел правосл. полемист Михаил Андрелла (Оросвиговский; 1637-1710), автор «Логоса» (1691-1692) и «Обороны верному человеку» (1699-1701). Ужгородская уния не внесла положительных перемен в жизнь присоединившегося к ней правосл. духовенства. Католич. духовенство отказывалось на практике признавать униат. священников равными себе и считало последних «полукатоликами», подлежащими дальнейшей латинизации. 1711-1848 гг. Сатмарский мир 1711 г. завершил освободительную войну 1703-1711 гг. венг. народа и утвердил господство Габсбургов во всем Венгерском королевстве, в т. ч. на востоке З. Большое значение для З. имели реформы имп. Марии Терезии (1740-1780) и имп. Иосифа II (1765-1790), представителей т. н. просвещенного абсолютизма. В 1748-1756 гг. проводилась опись земельных наделов разных групп населения с целью упорядочения налогов (терезианский кадастр). Мария Терезия ввела частичное налогообложение дворянских земельных владений и доходов от мануфактур, крестьянских податей и барщины. Также налоги должны были платить церковные приходы и города. В 1777 г. имп. Мария Терезия издала школьный статут для земель Венгерского королевства Ratio educationis. На его основании вводилось обязательное посещение школы детьми от 6 до 12 лет. Преподавание должно было вестись на родном языке. Греко-католический собор в честь Воздвижения Креста Господня в Ужгороде. 1641–1646, 1848–1877 гг. Фотография. Нач. XXI в. (ГПИБ) Греко-католический собор в честь Воздвижения Креста Господня в Ужгороде.

http://pravenc.ru/text/182499.html

Колено 14-е. Адам (род. 3 янв. 1770 года); был любимцем и другом Императора Александра Благословенного, некоторое время занимал должность Попечителя Виленского учебного Округа. В 1815 году, когда, по Венскому конгрессу, Варшавское, герцогство, образовавшееся по манию Наполеона I, присоединено было к России, он возмечтал быть наместником царства польского, но когда затем, по некоторым причинам, этого ему не удалось достигнуть, и наместником стал Зайончек, то он сделался заклятым (zajadlym) врагом Александра I и России, против которой после того он постоянно агитировал. В 1830 году, когда открылся мятеж в царстве польском и манифестом народного жонда Российский Дом Романовых был отстранён от короны польской, Адам мечтал возложить эту корону на себя. Но так как мятеж был подавлен, и Варшава взята была приступом, то Адам, потерявши всякую надежду быть королём польским, удалился во Францию, откуда уже более не возвращался. По приговору суда, Адам, за участие в польском мятеже 1830–31 годов, был лишён княжеского и дворянского достоинств. Князь Константин, российский тайный советник (род. 17 октября 1773 г.); был женат: 1) на княжне Ангелике Радзивилл, умершей 4 сент. 1808 г.; 2) на Марии Джерзоновской, умершей 16 ноября 1842 г. (от 1-го брака – сын, а от 2-го брака – 3 сына и дочь). Княжна Мария (род. 1765 г., ум. 9–21 октября 1854 г.), была замужем за принцем Людвигом Виртембергским. Княжна София (род. 15 окт. 1778 г., ум. в марте 1837 г.), была замужем за действительным тайным советником графом Станиславом Андреевичем Замойским. Княжна Марианна-Антуанетта, была замужем за графом Иваном Потоцким. Княжна Клементина-Мария-Терезия, была замужем за князем Евстафием Сангушкою. Княжна Терезия, была замужем за князем Генрихом Любомирским. Княжна Иозефина-Мария, была замужем за графом Альфредом Потоцким, обер-гофмейстером королевства Галиции и Лодомирии. Княжна Анна-Целестина, была замужем за Станиславом Рыщевским. Колено 15-е. Князь Адам-Константин (род. 12 июня 1904 г.), был женат: 1) на княжне Августе-Луизе-Вильгельмине-Ванде Радзивилл (род·17 янв. 1813 г., ум. 4 сент. 1845 г.) и 2) на Елисавете Дзялынской (от 1-го брака – 2 сына и дочь, от 2-го брака – дочь). Князь Александр-Ромуальд (род. 26 янв. 1811 г.), был женат на княжне Марцеллине Радзивилл. Князь Константин-Адам (род. 28 марта 1822 года). Князь Георгий-Константин (род. 11 апреля 1829 г.). Княжна Мария-Сусанна Цецилия (род. 1815 г. ум. 1851 г.), была замужем за француз. графом де-ла Рош-Пушев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

П.В. Долгоруков Графы Мнишки Николай Мнишек (Mniszek), чешский дворянин, выехал из Богемии в Польшу в первой половине шестнадцатого века; получил, от Короля Сагизмунда I староства луцкое и сокальское, и пожалован был коронным подкоморием (т. е. обер-каммергером). Вот родословие потомству его. отцовский КОЛЕНО I: Николай Мнишеки, коронный подкоморий, † 1553; женат на Каменецкой КОЛЕНО II: Ян † 1612; женат на Ядвиге Фирлей Николай, первый коморник (т. е. каммергер) Короля Сигизмунда-Августа † 1597; женат на Софие Дзялынской Юрий, воевода сендомирский † 1613; женат на Ядвиге Тарло Елисавета, за Стадницким Варвара, 1) за Лукою Нагорским; 2) за коронным великим маршалом Яном Фирлей; 3) за коронным великим подскарбием Яном Дульским КОЛЕНО III: Николай Иероним Михаил Христофор Андрей, коронный кухмистр (т. е. гофмаршал); женат на графине Сидоние-Урсуле Орттенбург Ян-Стефан, рождение 1580 † 1602; женат на Евфросиние Дочи (во 2-м браке за венгерским графом Другет) Станислав-Вонифатий † 1645; женат на княгини Софие Сангушко, рождённой Головинской † 1605 Николай Сигизмунд, рождение 1587 † 1613 Франц-Бернард, кастелян сандецкий; женат на Варваре Стадницкой Анна, за войницким кастеляном Петром Шишковским Христина-Терезия, монахиня-кармелитка Урсула, за чермнорусским воеводою князем Константином Вишневецким Марина † 1615; 1) за первым Лжедмитрием † 1606; 2) за вторым Лжедмитрием (Тушинским вором) † 1610; 3) за казацким атаманом Иваном Заруцким † 1615 Евфросиния, за Ермолаем Иорданом КОЛЕНО IV: Михаил Ян, женат на Урсуле Фирлей Юрий, воевода волынский † 1693; женат 1) на Пац; 2) на Анне Ходкевич (все дети от 2-го брака) Терезия, за бельзским воеводою князем Константином Вишневецким Франциска-Варвара, за Константином-Бонавентурою Бельжецким КОЛЕНО V: Сидония, 1) за Адамом Држевецким; 2) за Казимиром Богаткою Франц-Руперт-Александр Иосиф, литовский генерал от артиллерии, великий маршал, сперва литовский, потом коронный, кавалер святого Андрея и белого орла; женат 1) на Элеоноре Огинской; 2) на Констанции Тарло (от 1-го брака 2 дочери; от 2-го брака 2 сына и 2 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Княжна Елисавета, за коронным великим маршалом князем Станиславом Любомирским Князь Казимир, рождение 1758 † 18... Князь Иосиф-Клементий, рождение 1759 † 13 февраля 1810; женат на Варваре-Доротее Яблоновской Княжна Констанция, за коронным канцлером Андреем Замойским КОЛЕНО XIV: Адам, рождение 3 января 1770; по приговору суда, за участие в польском мятеже 183031 годов, лишён княжеского и дворянского достоинств Князь Константин, российский тайный советник, рождение 17 октября 1773; женат: 1. на княжне Ангелике Радзивилл † 4 сентября 1808; 2. на Марие Джерзоновской † 16 ноября 1842 (от 1 -го брака сын; от 2-го брака 3 сына и дочь) Княжна Мария, рождение 1765 † 9/ах октября 1854, за принцем Лудвигом Виртембергским Княжна София, рождение 15 октября 1778 † в марте 1837; за действительным тайным советником графом Станиславом Андреевичем Замойским Княжна Марианна- Антуанетта, за графом Иваном Потоцким Княжна Клементина-Мария-Терезия, за князем Евстафием Сангушкою Княжна Терезия, за князем Генрихом Любомирским Княжна Иозефина-Мария, за графом Альфредом Потоцким, обер-гофмейстером королевства Галиции и Лодомирии Княжна Анна-Целестина, за Станиславом Рыщевским КОЛЕНО XV: Князь Адам-Константин, рождение 12 июня 1804; женат: 1) на княжне Августе-Луизе-Вильгельмине-Ванде Радзивилл, рождение 17 январе 1813 † 4 сентября 1845; 2) на Елисавете Дзялынской (от 1-го брака 2 сына и дочь, от 2-го брака дочь) Князь Александр-Ромуальд, рождение 26 января 1811; женат на княжне Марцеллине Радзивилл Князь Константин-Адам, рождение 28 марта 1822 Князь Георгий-Константин, рождение 11 апреля 1829 Княжна Мария-Сусанна-Цецилия, рождение 1815 † 1851, за французским графом де-ла-Рош-Пушен КОЛЕНО XVI: Князь Адам-Август-Вильгельм-Роман, рождение 11 ноября 1839 Князь Антоний-Богуслав-Адам, рождение 21 декабря 1844 Княжна Ангелика-Луиза Княжна Мария-Ванда Князь Марцеллин, рождение 18 мая 1841 Князь Коригайло, во святом крещении православной веры Константин Ольгердович, князь Черниговский и князь земли Северския, пятый сын Ольгердов, возседал на престоле Литовском с 1387 по 1392 год, и перед тем перешёл в римско-католицизм с именем Казимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В сентябре 1768 года французский посланник от имени всех Бурбонов вручил папе меморандум, в котором он потребовал от курии «полного и окончательного уничтожения Общества Иисуса». Португалия порвала все сношения с римским двором, а единственный остававшийся у Климента XIII друг, Мария Терезия Австрийская [Мария Терезия Австрийская (1767–1827) – австрийская эрцгерцогиня, королева-консорт Саксонии], не выражала ни малейшего желания поддержать его. В Риме поняли, что папство должно или предоставить орден его собственной судьбе, или отказаться от своего положения в мире. Таково было положение дел, когда в ночь с 1 на 2 февраля 1769 года умер Климент XIII. Вся Европа ожидала с беспокойством избрания нового папы. Никто не сомневался, ни иезуиты, ни державы, что это избрание решит вопрос о жизни или смерти ордена и вопрос о будущем положении папства. Заседания конклава тянулись три месяца, и в конце концов 19 мая папой был избран францисканец Лоренцо Ганганелли, принявший имя Климента XIV. Ганганелли не считался ни другом, ни врагом иезуитов. Но, по своему характеру настроенный примирительно, он всегда проявлял благоразумие и умеренность. Поэтому можно было ожидать, что он не остановится ни перед какими средствами, чтобы улучшить отношения папского престола с великими католическими державами, пришедшие в полное расстройство из-за неразумной политики его предшественника. Действительно, он решился на ту меру, которая одна только могла восстановить мир и вывести папство из затруднительного положения. 29 сентября он уведомил французского короля, а 30 ноября – мадридский и лиссабонский дворы, что намерен распустить орден. Однако прошло целых четыре года, прежде чем за этим сообщением последовал решительный шаг. Только 21 июля 1773 года он подписал знаменитое бреве [в католичестве послание Папы Римского, посвященное проблемам церковной и мирской жизни] «Наш Господь и Спаситель» – смертный приговор самому могущественному из всех орденов, который когда-либо знала церковь . Если булла, которая некогда дала ученикам Лойолы право на существование в церкви, начиналась призывом к правительству воинствующей церкви, то папа-миротворец весьма характерным образом начинает свое послание обращением к Иисусу, который назначил своим ученикам и служителям быть вестниками мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Миссионер, монах Герман Монах Герман, из Серпуховских купцов, 16-ти лет от роду вступил в Сергиеву пустынь (под Петербургом). Во время пребывания в ней получил он чудесное от пресвятой Богородицы исцеление в постигшем его недуге. 21–22 лет он перешел на Валаам. Всею душою он привязался к этой обители и ее игумену Назарию. Удаленный от них, он писал, что память о Валааме “не изгладят из его сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не угасит чувств оных”. Несомненно, что о. Герман весьма скоро достиг высокой духовной степени, потому что мудрый игумен благословил ему жить в пустыне, в глухом лесу, в полутора верстах от обители; место это и поныне называется Германово. По праздникам о. Герман приходил в монастырь и со слезами певал на клиросе. В 1794 г. Св. Синод отправил десять валаамских монахов, и в числе их о. Германа, проповедывать Евангелие на новоприсоединенных к России Алеутских островах. Несколько тысяч были просвещены, заведена школа, выстроена церковь, но к 1800 году остался из миссии один о. Герман: иеромонах Ювеналий принял мученическую кончину; начальник миссии, архимандрит Иоасаф, удостоенный уже епископского сана, утонул со свитою. О. Герман жил на небольшом и живописном острове Еловом (названном им “Новым Валаамом”), отделенном проливом версты в две от острова Кадьяка, где устроен был деревянный монастырь и церковь. Выкопав себе пещеру в земле, о. Герман провел в ней лето. Когда американская компания выстроила для него келлию, он предназначил пещеру для своей могилы. У келлии был огород, а вблизи деревянная часовня и деревянный домик для училища и посетителей. На этом месте о. Герман подвизался более 40 лет. Жизнь его была в высшей степени сурова. Он таскал для топлива большие деревья, которые могли бы снести только четверо, возделывал огород, принося для удобрения его в громадном коробе морскую капусту; на зиму делал запасы грибов и соли, добывая ее из морской воды. Все добытое он употреблял на пищу, одежду и книги для своих воспитанников-сирот.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Основание Соловецкой обители относится к 1429 г., когда преподобные Савватий и Герман на утлой ладье приплыли к безлюдному острову и высадились в Сосновой губе. Возле близлежащего озера они поставили крест и срубили келию. Преподобный Савватий к тому времени прошел монашеское послушание в Кирилло-Белозерском и Спасо-Преображенском Валаамском монастырях. Шесть лет подвижничества на Соловках, где в суровых испытаниях и лишениях приходилось добывать пропитание, отшельникам дались с великим трудом. Однажды Герман отправился на материк для пополнения провизии, а Савватий остался в одиночестве, усердно молясь и борясь с одолевавшими его нечистыми духами. Герман долго не возвращался, и скоро Савватий «получил весть от Бога», что скоро умрет. Желая перед кончиной причаститься Святых Даров, он тоже отправляется на материк, где уд. Сороки, что на реке Выг, преподобный причащается и 27 сентября 1435 г. умирает. Там же он и был погребен. Но недолго пустовал Соловецкий остров. Через год преподобный Герман встречает новгородца Зосиму, который перебрался на далекое побережье Белого моря в поисках духовных подвигов и рассказывает ему об отшельнической жизни на Соловках. Охваченный жаждой подвижничества, Зосима отправляется туда, а с ним и старец Герман. Они высадились на берег в 1436 г. в удобной бухте, построили шалаши и совершили всенощное бдение, моля Господа благословить их начинание. Именно эта дата считается официальным основанием Соловецкой обители. При приближении зимы Герман отправляется вновь на материк, а Зосима в одиночестве борется с голодом и холодом. Но весной старец Герман возвращается с рыбаком Марком, принявшим позднее постриг, а за ними на остров пришли другие подвижники. Началось строительство деревянной церкви во имя Преображения и монашеских келий. Новгородский архиепископ Иона, под чьим попечением находились эти земли, присылает первого игумена – Павла, освятившего церковь. Но тяжелые условия существования вынудили его скоро покинуть остров, как и двух последующих настоятелей. Тогда братия упросила архиепископа рукоположить в священство и игуменство Зосиму, который принял сан в 1452 г. Он определяет окончательное устройство монашеской жизни в монастыре. При нем нетленные мощи преподобного Савватия переносятся в монастырскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, где был позднее погребен в 1458 г. и сам Зосима. Преподобный Герман умер глубоким старцем в 1479 г., когда отправился по делам монастыря в Новгород и скончался в пути. Был погребен на берегу реки Свирь, откуда через пять лет его мощи перенесут в родную обитель, с которой он был связан большую часть жизни. Монастырь становится значительным духовным центром Поморья, которому передается исключительное владение всеми соловецкими островами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Монах Герман Монах Герман (?–1682) – поэт, композитор. Одна из наиболее значительных фигур среди поэтов-монахов второй половины XVII века. В юности келейник патриарха Никона , остался при нем и после 1658 года, когда Никон, покинув Патриарший престол, поселился в келье Воскресенского монастыря на Истре, где Герман был уставщиком (регентом хора), строителем (настоятелем), а с 1681 года, после ссылки и смерти опального Никона, – архимандритом. Все эти годы, вместе с Никоном и после Никона, принимал активное участие в строительстве Нового Иерусалима как зримого архитектурного воплощения грандиозных никоновских церковных реформ, касавшихся не только «исправления» богослужебных книг и троеперстия. Регент патриаршего хора Герман, будучи в одном лице и поэтом и композитором, создавал новые формы русских гимнов, молитв. В рукописных сборниках того времени сохранилось его переложение 140 псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти...»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается...»), Воскресению Христову («Ангельскую днесь ти радости...», «Веселия день...», «Радуйся зело, дщи Сиона...»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость...»), Пресвятой Богородице («Богородице Дево и пречистое чрево...», «Радости ходатаице...»), Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно...», «Вси земнороднии...»), Феодору Стратилату и другие. Его преемник архимандрит Никанор напишет в эпитафии архимандриту Герману: ...Изрядная сочини псалмопения, Разумностию та и расположения Сложно писание над гробом положи, Известно о бытии отчи сотвори. Как и многие из виршевиков, он был мастером акростиха. Известный современный исследователь А.М.Панченко пишет по этому поводу: «Герман и поэты его круга отвели акростиху роль передатчика информации об авторе гимна. Наряду с рифмованными фразами Герман сообщает о себе различные сведения прозой – о монастырской карьере («типикарь», «уставщик», «Убоги чернец», «иеромонах», «строитель»), о принадлежности к братии новоиерусалимской обители («Воскресенский»), наконец, о состоянии здоровья («майя месяца болезнен»). Это разнообразие сведений стало возможным благодаря техническому совершенству акростиха, который содержал до трех фраз, стихотворных и прозаических. Для примера укажу на гимн в честь Богородицы «Радуйся, Благодатная, ангел царю дарованная». В рукописи текст, снабженный нотами, написан в 7 столбцов, так что повторяющийся акростих-рефрен читается слева направо вниз под прямым углом, снизу вверх налево так же под прямым углом, зигзагом и т.д. Внизу по трем строкам слева направо – дополнительное акростишное двустишие: «Господь с тобою//Герман пою».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Блаж. Герман 859 сперва уединенно подвизался на р. Выге, у часовни. Здесь нашел его блаж. Савватий, искавший безмолвного места. Герман указал Савватию на соловецкий остров, как на место самое безмолвное. В 1429 г. он и Савватий, переплыл Белое море, на ладье, построили келью под Секирною горою и жили здесь отшельниками шесть лет. По кончине Савватия, Герман нашел другого ревнителя безмолвной жизни и вместе с блаж. Зосимою (в 1436 г.) опять поселился на суровом острове. В 2 верстах от нынешнего монастыря построил себе келью блаж. Зосима, а в полуверсте от него стал жить в куще Герман. Более 50 лет прожил он на холодном острове. Он не был человеком книжным, но подвигами приобрел духовную опытность, различавшую духовные явления от естественных. Убежденный в том, что жизнь великих подвижников доставляет назидание многим; Герман, как пишет современник его, «не умея писать по-книжному, но вразумляемый Божиим промыслом, приказал клирикам записать для памяти все, что видел он при жизни блаженного Савватия, как пришел он с ним на соловецкий остров, разные события при жизни блаженных отцов; таких записок составилось не мало». 860 Блаж. Герман любил чтение назидательное и собирал книги. Еще цел в соловецкой библиотеке сборник, по надписи принадлежавший пр. Герману. Эта любовь к назидательным книгам передана им и ученику его Досифею: достойный ученик обогатил обитель самыми полезными книгами, выбирая в Новгороде лучшие книги и по содержанию и по письму и нанимая лучших писцов списывать их для обители. 861 Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твердую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010