Подобный подход не позволяет нам запутаться в частностях, рассматривая тысячи разнообразных дел. И этим он хорош. Однако он не дает человеку полного познания себя. Вот почему за первым подходом следует второй. От второго подхода больше отдачи, чем от первого. «Надо поглубже в себя войти и рассмотреть, каково сердце, - и на это больше обратить внимание, чем на дела». Почему больше? Очень просто, единичные дела кратковременны, а расположениями сердца определяются постоянные (долговременные) настроения человека, его характер. Словом, именно то, что задает направление множеству человеческих действий. Сердечные расположения Нагорная проповедь Христа располагает сердце к смирению, кротости, милосердию, чистосердечию, мирным взаимоотношениям, терпеливости. И еще святитель добавляет чувство благодарности Богу. Добрым расположениям противопоставляются страсти. Они-то и являются источниками многих греховных дел. Однотипные, постоянно повторяемые грехи объединяет одна страсть. Если я смог найти у себя какую-то страсть, то я тем самым лучше отслеживаю и связанные с ней грехи. Это важно, потому что страсти прикрываются чем-то благовидным. И непросто бывает человеку по своим отдельным поступкам понять, что он заражен страстью. Главнейшие страсти святитель называет по именам: гордость с тщеславием, корыстолюбие, зависть, гнев и ненависть, страсть к чувственным утехам, уныние и леность. «Понемногу каждая из них бывает у всякого, но они не глубоки и не постоянны. А то у всякого есть одна главная страсть, около которой увиваются и все прочие». Надо у себя отыскать главную страсть. Потом и другие страсти поискать и определить, какая из них ближе к главной страсти, а какая дальше. Таким образом человек познает строй своего сердца. Это очень облегчает борьбу со страстями. Главное усилие и удары направляются на главную страсть, как на войне: если разбить главные силы противника, тогда все прочее останется только добивать. «Дела исправить легко. Не делай, - и все тут. А сердце переломить и исправить не вдруг-то можно. Предлежит борьба. В борьбе же, не зная, куда направлять удары, можно из сил выбиться... и никакого не получить успеха». Многим из нас знакома ситуация, когда борьба со страстями ведется изо всех сил, но оказывается безуспешной. Мы порой выбиваемся из сил, не зная толком, куда направлять удары.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Добавлю еще одно практическое наблюдение: в этих спорах и ссорах целью обычно является не решение конкретной бытовой задачи, а «чтобы было по-моему, иначе бесит». Попробуйте сами понять, какая именно страсть управляет человеком с такими требованиями?.. Страсти – именно они толкают на ссоры. Вместо того чтобы с любовью создавать исцеляющую и спасительную атмосферу супружеской любви, мира и единства, ослепленные страстями муж и жена постоянно соперничают, отстаивая свое «я», свои амбиции. И в этом ослеплении они не замечают ничтожности поводов для ссоры, которые раздуваются в их сознании до масштабов катастрофы. Они отказываются видеть, что работают на благо того, кому ненавистны мир, любовь и благополучие человеческого рода. Возможно, лично ваши навыки общения, как сейчас говорят, достаточно прокачаны, чтобы не наступать на острые грабли семейных конфликтов. Ну, или вас Бог миловал и не ставил в ситуацию, где вы бы столкнулись с подобными проблемами. Маленький ребенок, закрыв глаза, не видит маму и потому думает, что и она его не видит; но на то он и маленький – вырастет и поймет, что к чему. А взрослый человек должен осознавать: если я лично не имел дела с такой проблемой, это не значит, что её не существует. Поэтому не стоит презрительно относиться к советам, которые кажутся вам очевидными. И пусть для вас это «детский сад», для кого-то эти простые бытовые указания еще только станут житейским откровением. Многим людям эти «примитивные» напоминания нужны. А высмеивание «глупых» рекомендаций нередко тянет за собой и пренебрежительное отношение к тем, кто по каким-то причинам не приучен, не умеет делать то, что кажется вам естественным, или не способен, например из-за невроза, совладать со своим педантизмом. Личное мнение Несмотря на некую универсальность психологических советов, они подходят не всем. Бывают разные ситуации, характеры, взгляды на жизнь, ожидания от общения. Нужно учитывать личное мнение, личный вкус и т. п. Человеческая жизнь многогранна, и в том, что касается человеческих отношений, есть высший нравственный закон, единый для всех, а есть вопросы, на которые нет единого правильного ответа. Некоторые хозяйки до одури спорят, насколько крупными кусками надо резать овощи в салат – но это ведь кому как нравится. И так же некоторые супруги порой всю свою жизнь спорят из-за тех вопросов, на которые нет четкого правильного ответа, когда нужно просто договориться о том, кто и как конкретно в их семье может и будет что-то делать. При этом нужно сохранять в семье мир и христианское устроение. Наш Святейший Патриарх Кирилл однажды сказал: «Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно».

http://azbyka.ru/zdorovie/kriticheskoe-o...

  Не кажется ли Вам, что слово «искушение» слишком безответственно употребляется сегодня многими христианами? Впрочем, как и многие другие серьёзные слова. Очевидно, такова «менталъностъ» нового века. Какое, на Ваш взгляд, самое главное искушение нашего времени? Олег Казаков, г. Москва Нельзя не согласиться с Вами, что в современном языке слово «искушение» обезценено и упрощено. Искушение для ребёнка — сделать то, что запрещают родители: съесть тайком конфеты, украсть деньги на мороженое. И для взрослых это может быть такого же рода искушение. Однако на самом деле даже за безобидными как будто вещами присутствует то, что является самой сутью этого явления, — грех, который всё более искушает человека, — «запретный плод сладок». Сластолюбие, жадность, гордость, желание властвовать над другими — какое искушение наиболее часто поражает меня? Какой мой самый «любимый» и самый ненавистный для меня грех? Самое серьёзное искушение касается наших отношений с Богом. Сказано: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Эти отношения в предельной своей сути могут выражаться так: «Я живу только хлебом. То, что исходит из уст Божиих, не интересует меня». Несмотря на преподанные недавно Богом уроки, враг испытывает сегодня более чем когда-либо именующих себя православными относительно качества их веры, убеждая их довольствоваться прежде всего земной пищей. Это необязательно должен быть грех, который действительно всё более становится нормой у не знающих Бога людей. Это может быть наука, искусство, спорт и просто жизнь, исполненная «порядочности». Вместо Трапезы Слова, Евхаристии, верующие приглашаются вкусить жизнь «такой, какая она есть», «во всём её многообразии», потому что «не хлебом единым жив человек». Искушением следовать «ментальности» своего времени были побеждаемы иудейские толпы, и порой даже ученики Христовы хотели, чтобы их Господь был временным, земным, политическим Мессией, Который в человеческом плане успешно совершит дело освобождения Израиля. Потому они постоянно требовали от Него знамений. И точно так же христиане сильно искушаемы сегодня «ментальностью» нового времени.

http://moral.ru/dom_0210.html

- Так покупайте, пожалуйста! - А ваши цены для нас слишком большие… Вот тебе и весь праздничный диалог: от политики, тем более такой лобовой, никуда, выходит, не деться даже в храме. Но, пожалуй, на чисто бытовом уровне в самом Киеве подобные «отвлеченные темы» и закончились. Во Львове же с первых слов женщины-экскурсовода стало ясно – находимся мы на самой истинной украинской земле: храмы по программе только греко-католические, памятники на знаменитом Лычаковском кладбище тоже свидетельствует – здесь покоятся истинные герои Украины, здесь просоветски настроенные покойники, а здесь, допустим, борцы с украинской независимостью в послереволюционные годы – польские «орлята» (из-за орла на гербе Польши). И порой, как нам объяснили, на этом старинном кладбище происходят акции протестов, а то и просто погромы. Вообще, экскурсовод, как бы ненароком упомянула, что вынуждена трактовать историю по четко утвержденной концепции и разработкам. Особенно это проявилось с ее стороны, когда во время загородной поездки по средневековым замкам, она, указывая в окно автобуса на целое поле одинаково установленных плит, сообщила: - Здесь покоятся тела героических хлопцев из дивизии СС «Галичина» (нацистская организация, запрещенная в России) , что погибли в 1944 году под безжалостными танками советского генерала Лелюшенко. Они и часа не смогли продержаться. Но пани Ольга, как она просила себя называть, всё же время от времени отклонялась от конспекта и откровенно говорила нам о том, как в ее родном Львове не осталось ни советских НИИ, ни крупнейших широко известных предприятий. А как-то во время экскурсии по городу, когда рядом с одним из архитектурных памятников, оказалась куча неубранного мусора, она вдруг вздохнула: - Господи! Да хоть бы какая страна забрала нас! Выходит, на одних героических хлопцах с их ненавистью к москалям далеко не уедешь – ведь надо жить, развиваться, а не только любоваться на памятники и многочисленные мемориальные доски Бандере, Шухевичу и другим их соратникам-садистам.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/25/ne...

Снова и снова нам придется напомнить о том, какие передачи появляются порой на телевидении и радио (вроде «Эхо Москвы»), что печатают газеты с самым массовым тиражом, какая атмосфера в нашем обществе. Воистину уже атмосфера ненависти к человеку — как у самого диавола, человеконенавистника. И больше всего ненависть к Самому Христу, к Тому Человеку, Который в полноте явил нам наше достоинство и наше призвание. Не только служители Церкви (естественно, имеющие немощи и недостатки человеческие) сегодня являются объектом насмешливого внимания средств массовой информации. Уже Сам Христос, Его жизнь, которая чище лучей чистейшего солнца, подвергается издевательству и оскорблениям со стороны ничтожных людей. Разве это не новый вид бичевания и глумления над Спасителем нашим? Или мы забыли, как не так давно демонстрировался богохульный фильм «Последнее искушение Христа»? Миллионам людей было показано это кощунство, несмотря на протесты Патриарха, всей Церкви. Или не такое же публичное надругательство над святыми иконами, над изображением Господа, было в центре нашей столицы, в главном выставочном зале страны и на выставке «Осторожно, религия!» в центре им. Сахарова? Когда начиналась так называемая перестройка, в прессе появилось сообщение о том, что какие-то «художники» в центре Москвы вышли с плакатами «Распни Его!» И вот это распинание Христа продолжается. Протестующие против строительства православного храма в центре Екатеринбурга и митингующие по поводу так называемых выборов в Мосгордуму, среди которых были и воинствующие представители так называемых «сексуальных меньшинств», сливаются в одно: «Не Его хотим, не Христа, но Варавву!» Недавно по центральным каналам телевидения и по интернету всей стране было показано надругательство над святым таинством брака и покаяния — в одном из главных храмов Москвы с сатанинским пиром после него. Венчались известные всей стране люди — даже не просто неверующие, но откровенные кощунники и богохульники. Сатане недостаточно глумление над святыней в отпавшем от Бога мире, ему надо осквернить Церковь, унизить ее и весь русский народ с его православием, если оно еще осталось. Такое открытое глумление над Христом происходит в дни, когда Господь попускает быть небывалым бедствиям в нашей стране и в мире. Когда все отнято у народа, отнять у него святое святых, значит лишить его всего святого.

http://moral.ru/raspinanie/

Но даже если мы видим большие недостатки у человека, находящегося на расстоянии от нас, мы его все равно любим. Ведь известно, что любить дальнего легче, чем любить ближнего . Поэтому именно в семье человек и любовь подвергаются самым большим испытаниям. Порой ни у кого ненависть не выражается так сильно, как у людей, связанных супружескими узами. Можно просто удивляться, как можно говорить друг другу таки обидные слова, так ненавидеть друг друга. В романе Герцена «Кто виноват?» один из героев произносит, что самое свирепое животное в своей норе, в своей берлоге по отношению к своим детенышам бывает кротким. Очень часто самый вроде бы нормальный, добропорядочный и хороший человек именно в своей семье в зверя то и превращается, становится хуже любого животного. У древнегреческого поэта Гесиода есть такие строки: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. И ничего не бывает страшнее жены нехорошей». Но я сразу хочу оговориться, сказать всем женщинам, что Гесиод так высказался, потому что он был поэт. Поэтесса бы написала, что лучше хорошего мужа ничего не бывает на свете, и ничего не бывает страшнее нехорошего мужа. То, о чем я говорил до сих пор, наверное, приложимо к любой семье, как православной, так и неправославной. Чем же отличается православный подход к проблемам семейной жизни от неправославного? Представим себе, что пришлось жить с такой женой или с таким мужем, страшнее которых нет ничего на свете. Что делать? Разводиться ? Чаще всего люди так и делают. В наше время это сделать очень легко. Если раньше это было связано с очень большими затруднениями, даже чисто техническими, то сейчас эти проблемы сведены к минимуму и поэтому достаточно просто людям разбежаться и забыть о том, что они были вместе, хотя забыть, конечно, не получится, но, тем не менее, они все-таки уже не имеют никаких обязанностей по отношению друг к другу. А в Православной Церкви совсем иначе. Вот ты женился? Женился. Какая у тебя жена? Я цитировал Герцена и Гесиода, а теперь приведу слова из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою» (Сир. 25, 18). Если случилось именно так, что делать тогда? Господь Иисус Христос категорически запретил разводиться, оставив возможность развода только в том случае, когда произошла неверность со стороны одного из супругов, прелюбодейство. И не потому, что это является уважительной причиной для развода, а потому что этот развод уже фактически состоялся. Измена фактически разрушает брак. И достаточно сложно требовать от людей, чтобы они сохранили то, чего уже нет.

http://pravmir.ru/lyubit-a-ne-iskat-lyub...

Будучи довольно избирательно знаком с корифеями мировой философской мысли и потому порой воспроизводя расхожие и весьма тривиальные их оценки, Шмеман, тем не менее, благодаря своей удивительной проницательности вынес самостоятельные суждения об отдельных кумирах европейских интеллектуалов второй половины XX века, в частности, о Ж.-П.Сартре («какое самомнение, какая ненависть к Богу, какая ужасающая слепота во всем...») , М.Фуко («что-то предельно безблагодатное и потому безрадостное, подавляющее») , М.Элиаде («веет какой-то метафизической скукой») и др. Сделанный Шмеманом в 1972 г. обзор русского богословия (1920-1972) носит конспективный и не вполне самостоятельный характер. В нем почти нет анализа, четких оценок, сопоставлений... В дневниках Шмеман живее, откровеннее, хотя не избегает поспешных обобщений... Так, дав проницательную, психологически-точную оценку творчества о. Сергия Булгакова, которое он именует «капризным богословием» и «марксизмом наизнанку», Шмеман готов тут же распространить свою оценку «на почти всю “русскую религиозную мысль” – на Бердяева, Флоренского, не говоря уже о Розанове». Конечно, ложные тональности у них порой режут слух; позерство, фрондерство и даже кликушество просто коробят – но ведь этими эпитетами суть дела не исчерпывается... Как и этими именами... В отношении того же Розанова Шмеман однажды признался, что чем-то он его «отталкивает, но как часто и восхищает»; порой ему даже хочется его «перефразировать». В дневниках розановские интонации иногда ощутимы, но у автора «Опавших листьев» о. Александру все время мерещится тёмный лик, и исповедальностью он предпочитает наслаждаться в откровениях «милого» французского безбожника Леото... Из русских мыслителей на Шмемана наибольшее влияние, несомненно, оказали его преподаватели по Сергиевскому Богословскому институту – прот. Н.Афанасьев, А.В.Карташев, Б.П.Вышеславцев. «Евхаристическая экклесиология» прот. Николая Афанасьева, по словам И.Мейендорфа, «послужила указанием (хотя и не прямым образцом) дальнейшего направления богословского пути отца Александра». Общим установкам автора «Церкви Святого Духа» Шмеман не мог не сочувствовать.

http://bogoslov.ru/article/361386

Обязателен ли 3х-дневный пост перед причащением Святых Христовых Таин? 12.03.2018 08:54:42 Протоиерей Дмитрий Смирнов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/02/17/21-00.html Очень сложные отношения со взрослыми дочерьми. Я понимаю, что сама виновата в этом, каюсь, молюсь о них. Но ситуация все хуже, у них возрастает ненависть ко мне, они грубые, злые. Я не могу попросить у них прощения, а с обидой как войти в пост? Батюшка, подскажите, как бороться? - А зачем с обидой? Надо простить и забыть. Оставить их в покое. Тут вся проблема-то не в этом. А просто мать хочет, чтобы всё было ими забыто. А это невозможно. - Чтобы они простили, не держали зла… - Да. Раз мама говорит, что сама во всем виновата -  ну, признай свою вину и умолкни. Исчезни с поля зрения. Если какая-то из них сделает шаг -  выбежать ей навстречу. - Порой человек и не навязывает себя другому, но тот ведет себя агрессивно, вызывающе. Это очень обидно… - Обидно – это мы не рассматриваем, это несерьезно.  Христианин не может пребывать в обиде, тем самым он свое христианство перечеркивает. - Христианин не может, а немощный, грешный, только начинающий? - Конечно, он будет страдать. Вот я и советую: оставьте человека в покое  со своим примирением, со своим желанием наладить отношения.  Ему пока еще очень больно. Пройдет лет двадцать  - и процесс пойдет, при условии, что мама будет молиться. А молиться надо так. Молитва делится на три части. Первая часть – это покаяние: «Господи, прости меня за мои грехи перед моими дочерьми». Вторая часть: «Господи, не вмени греха плохого ко мне отношения моих деточек, потому что я – первоисточник этого плохого ко мне отношения». И третье, когда уже первые два прошения прошли: «Господи, если Тебе это угодно, сделай так, чтобы мы примирились, хочу этого всем сердцем». И всё. - И так может быть 20 лет, как Вы сказали? - Да, может, 20 лет, а может -  21, а может и быстрее. Но им надо дать отдохнуть от мамочки. Девочки-то выросли. А потом мамочка же не рассказывает, чем она их обидела.

http://radonezh.ru/text/obyazatelen-li-3...

Людмила Фишер 23 января 2018, 13:19 Очень интересная статья,многое узнала. Алексей 23 января 2018, 12:37 Думается, что пагубные изменения в России начали происходить ещё до Петра - со времён " тишайшего " царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Петру же, неподчинившиеся ни церковным ни его светским реформам, казались самыми главными врагами России, подлежащими искоренению. Андрей 23 января 2018, 12:01 Ну, про Глинку и Брюллова это что-то из области фантастики. Откуда вообще такая информация? Ну, допустим, можно плюнуть, покидая страну, но раздеться догола и кататься в пыльной траве рядом с проезжей частью в надежде смыть с себя русскую грязь, да еще и на виду у других людей - это уже что-то для совсем ненормальных (каковым, я полагаю Брюллов не являлся). Примечательно, что в другом источнике этот же анекдот рассказывают не про Брюллова, а про Глинку. А вероятнее всего и то и другое - просто миф, сочиненный ненавистниками России. И, кстати, разве нелюбовь к своей стране присуща одним только представителям интеллигенции? Очень сомневаюсь. Георгий Победоносец 23 января 2018, 11:48 Спаси Господи за прекрасный материал Сергей Манжелеев 23 января 2018, 11:10 Историки порой не могут найти корень русской трагедии 17-го года, а тут всё как на ладони! И всё так верно написано! Благодарю вас за эту глубокую и мудрую публикацию! Слава Богу за всё! Читательница (Подмосковье) 23 января 2018, 11:04 «..почему же именно в нашей стране произошла такая катастрофа?Ведь до революции столько в ней было монастырей и храмов!...Все благочестивые,все благоговейные…»Не бывает «катастроф» на пустом месте. Если они случаются,значит,«прогнило что-то в датском королевстве».О каком благочестии в 19-начале 20в.в.может идти речь?! Монастыри «внутри выпрели и уничтожились»(свт. Игнатий (Брянчанинов) .Духовная жизнь была в жутком упадке.И начался он с отмены Петром I патриаршества.А идеи западничества, бурным потоком хлынувшие тогда в Россию,взрастили ту нелюбовь и ненависть к ней,которую несли многие эмигранты. Для меня патриот–тот,кто любит Россию не с лазурных берегов,а изнутри – такой, какая она есть.

http://pravoslavie.ru/110084.html

2 Ударная Армия Власова объективно была обречена на разгром - силы немцев несоизмеримо больше, техника немецкая - в 1942 году - лучше, моральное превосходство также на стороне противника. Армия разгромлена, задачи не выполнила. Что ожидало её командующего? - Трибунал и расстрел. Повадки и обычаи своего хозяина Власов знал превосходно. Естественно, хочется жить - не в лагере, не под автоматом конвоира, а так, как привык - властно и в довольстве. Вот и причины его предательства. Кто шёл к Власову, в РОА? Не выдержавшие издевательств, голода, в плену припомнившие свои обиды, причинённые властью, страстно желающие жить. боящиеся умереть за Родину, да и откровенные бандиты. Какие тут идеи? Какая борьба против режима? За какую " свободную Россию " , если Власов был осведомлён о судьбе, уготованной нацистами его Родине? И тем не менее, идея была - жить, любой ценой и во что бы то ни стало. Но эта не та идея, что возвышает и одухотворяет. У Иуды тоже была идея.Так вот власовская идея сродни иудиной. Нисколько не удивлюсь, если зарубежная церковь попытается канонизировать предателя. Причина, на мой взгляд, патологическая ненависть к истории России, месть - не России, её истории за те выверты, горести, что история эта содержит. Не принесла России, а содержит. Повторю слова одного из собеседников - русское зарубежьй не знало и не знает Россию после 1917 года, тешит себя иллюзиями о величии русскогонарода, русской идеи. Более того, зарубежье никогда не поймёт России современной, далеко уже не великой даже в их представлении. Это не крамола и не антипатриотизм. Невеликойц хотя бы уже потому, что у великой страны, у великого народа предательство всегда предательство и предатель не может быть и объявляться героем. Провозглашая Власова героем, идейным борцом, русская заграничная церковь и не скрывает своего презрительного, пренебрежительного отношения к России, к русским людям, к русскому народу. Рискну опус завершить следующим - взгляд издалека порой правильный и верный - но это было бы ужасно, во всяком случае для меня, русского человека, военного в третьем поколении.

http://pravoslavie.ru/31933.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010