Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

Святейший Патриарх Кирилл обратился с посланием к клиру и пастве Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» 12 сентября 2009 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к клиру и пастве Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». «21 сентября, в светлый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святая Церковь вспоминает событие обретения одного из самых известных и почитаемых образов Божией Матери — Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы, — говорится в послании Его Святейшества . — В эти дни в первопрестольный град Москву, а затем и на место своего исторического пребывания приносится эта великая святыня, дабы все мы могли приобщиться благодати Божией, обильно изливаемой от прославленного образа». «Чудесно явленная в XIII веке, икона эта стала знамением Небесной помощи, дарованной свыше благочестивому нашему народу, страждущему от нашествия иноплеменных врагов, грозивших искоренить православную веру», — напоминает Святейший Патриарх. По словам Его Святейшества, «промыслительным образом этот святой образ оказался связанным с важнейшими событиями тысячелетней истории русского государства»: «Через него Господь ниспосылал России Свою благодатную помощь в сложных, а порою и трагических обстоятельствах: в эпоху польско-литовского нашествия начала XVII столетия, в Отечественную войну 1812 года. Посредством Курской Коренной иконы Божией Матери " Знамение " получил в отрочестве исцеление преподобный Серафим Саровский, великий молитвенник земли Русской. В первой половине XX века, в смутные времена братоубийственных распрей и торжества богоборческой идеологии, прославленный образ Богородицы вновь оказался сопричастным трагической судьбе русского народа. Вывезенная за пределы Отечества отступившей Белой армией, Курская Коренная на долгие годы стала Путеводительницей русского рассеяния. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке, являясь главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей ».

http://patriarchia.ru/db/text/739289.htm...

Архив Пн Патриаршее послание в связи с принесением в пределы Русской Православной Церкви чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Курская Коренная 12 сентября 2009 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к клиру и пастве Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры! Всещедрому и многомилостивому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу вновь было угодно явить благость Свою Церкви Русской, Отечеству нашему и народу Божию. 21 сентября, в светлый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святая Церковь вспоминает событие обретения одного из самых известных и почитаемых образов Божией Матери — Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. В эти дни в первопрестольный град Москву, а затем и на место своего исторического пребывания приносится эта великая святыня, дабы все мы могли приобщиться благодати Божией, обильно изливаемой от прославленного образа. Чудесно явленная в XIII веке, икона эта стала знамением Небесной помощи, дарованной свыше благочестивому нашему народу, страждущему от нашествия иноплеменных врагов, грозивших искоренить православную веру. Промыслительным образом этот святой образ оказался связанным с важнейшими событиями тысячелетней истории русского государства. Через него Господь ниспосылал России Свою благодатную помощь в сложных, а порою и трагических обстоятельствах: в эпоху польско-литовского нашествия начала XVII столетия, в Отечественную войну 1812 года. Посредством Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» получил в отрочестве исцеление преподобный Серафим Саровский, великий молитвенник земли Русской. В первой половине XX века, в смутные времена братоубийственных распрей и торжества богоборческой идеологии, прославленный образ Богородицы вновь оказался сопричастным трагической судьбе русского народа. Вывезенная за пределы Отечества отступившей Белой армией, Курская Коренная на долгие годы стала Путеводительницей русского рассеяния. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке, являясь главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей .

http://patriarchia.ru/db/text/734041.htm...

Иосиф Муньос-Кортес – избранник Божией Матери К 35-летию явления чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской» и 20-летию убиения ее хранителя Иосифа Муньоса-Кортеса Протоиерей Виктор Потапов Иосиф Муньос-Кортес c чудотворной иконой Божией Матери «Иверская-Мироточивая Монреальская» 35 лет назад православный испанец Иосиф Муньос-Кортес был призван Господом на особенное служение. Это служение началось на Афоне, когда Иосифу был передан на хранение список прославленного образа Божией Матери «Вратарница» , который в ночь с 23 на 24 ноября 1982 г. неведомыми уму путями стал мироточить. Свое 15-летнее служение Божией Матери и Церкви Христовой Иосиф запечатлел мученической кончиной 20 лет назад, в ночь на 31 октября 1997 г. В 2002-м году Архиерейский Синод РПЦЗ обнародовал обращение к пастве по случаю 20-летия чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской». К великому сожалению, это обращение прошло почти незамеченным. «Сия икона, изливающая обильное чудотворное миро, 15 лет утешала нашу Русскую Зарубежную Церковь, – говорится в Синодальном обращении, – являясь зримым и ощутимым знамением милосердного заступничества Божией Матери за нас, грешных... Использовали ли мы это посещение Матери Господа нашего с пользой для души, и не наш ли общий грех охлаждения к святыне и молитве, к делам благочестия и свидетельства веры православной стал причиной отнятия по Божиему попущению от нас святой иконы? ...Братья и сестры! С трепетной благодарностью молитвенно воспомянем о пребывании сей чудной мироточивой иконы в нашей Церкви и с покаянием помолимся Пресвятой Богородице о прощении наших грехов, о водворении мира в Церкви нашей Православной...». Этот призыв архиереев РПЦЗ остается актуальным и для наших дней. Отмечая 35-летие явления мироточивой иконы Божией Матери «Иверская», мы имеем возможность задуматься над смыслом великого чуда Божьего и прикоснуться к судьбе человека, отдавшего в наш прагматичный, компьютеризированный и рациональный век свою жизнь за православную святыню.

http://pravoslavie.ru/107621.html

Тяжелейшее было время, поляки были в Кремле, они, можно сказать, уже правили страной, кругом были измена, предательство, трусость, бояре все присягнули новой власти. Патриарх Ермоген томился в тюрьме, но рассылал письма в защиту Руси. В Нижнем Новгороде сформировалось ополчение, там был список Казанской иконы Божией Матери. Ополченцы три дня постились, молились, затем подошли к Москве, чтобы освободить ее от поляков. Архиепископ Арсений, который был в Москве, объявил воинам, что во сне ему явился преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что Москва будет спасена. Господь проявил милость к нашему народу: ополченцы захватили Москву и выгнали поляков. В память об этом событии князь Дмитрий Пожарский построил в Москве на Красной площади Казанский собор. С середины XVII века установилось празднование Казанской иконе Божией Матери в честь спасения Москвы. Осенью мы отмечаем это событие, а летом - обретение чудотворной иконы Божией Матери в Казани " . " Завтра мы отмечаем также гражданский праздник - День народного единства. Если мы разъединяемся, нас обязательно кто-то захватывает, как только объединяемся - врагов выгоняем. Так лучше заранее не разъединяться, быть дружными. Прихожане должны быть единой семьей, должны быть дружными жители города и страны. А если еще будем верующими, призывающими Матерь Божию - нашу Заступницу, чтобы Она стала нашей Путеводительницей, помогала жить по заповедям Спасителя, то все у нас будет хорошо. А скорби, болезни - от того, что мы не спасаемся, пока здоровы. Если заболеем, сразу про Бога вспоминаем, ведь врачи не всегда в силах нас вылечить. Начинаем молиться Спасителю, Божией Матери, святым, просить их помощи. А если не будем доводить себя грехами до болезней, то их, может быть, и не будет вовсе. Так что, раз уверовали, нужно жить по заповедям Божиим, в храм ходить, молиться Спасителю и Божией Матери - они всегда рядом, слышат нас и помогают, если мы действительно хотим спасения и совершаем добрые дела " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона недавно прославленного священноисповедника Михаила Союзова. Верующим раздали иконки Божией Матери Иверской. Храм Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища был построен в 2000 году. Прежде на территории кладбища существовала деревянная Казанская церковь, перестроенная из часовни в 1901 году по проекту Николая Васильева. В феврале 1941-го она сгорела. Одновременно по проекту того же архитектора была выстроена Казанская часовня, также не сохранившаяся. Балтийская строительная компания возвела новый храм (проект мастерской Вячеслава Харитоненко), который был освящен 9 февраля 2001 года. ИА " Вода живая " , 03.11.22 Поделиться Упоминания в новостях 2 марта 2024 23 января 2024 5 января 2024 14 мая 2023 5 апреля 2023 27 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г. Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г. чудотворный образ, связанный происхождением с киевским Зверинецким во имя архангела Михаила монастырем . Исторические сведения о появлении в мон-ре и почитании иконы в ранний период не известны. Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впосл. был погребен зверинецкий игум. прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игум. Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В. Д. Жевахова (см. ст. сщмч. Иоасаф , еп. Могилёвский и Минский; † 1937) ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы. 21 апр. 1915 г. Святейший Синод указом 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери Зверинецкой (ЦГИАК. Архив В. Д. Жевахова. Док. 312. С. 191; Архив Зверинецких пещер. Фотокопия. 101002). По открытии пещер икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игум. Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах З. и. была помещена в построенную в 1913 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, З. и. исчезла. В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого мон-ря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре). Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913) Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913) В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию З.

http://pravenc.ru/text/199665.html

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14). Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе. В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям). В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот " розового дерева " , список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

http://pravicon.com/info-3854

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТРАСТНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " " Страстная " " Страстная икона Божией Матери Память 13 августа , 30 апреля (РПЦЗ , ПЦА ) и в Неделю о слепом Икона получила название от того, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву ; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 году - Страстной монастырь . Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии. Тропарь Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/икона Богоматере,/и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/да подаст мир и здравие всем Христианом/по велицей и неизреченней Своей милости.

http://drevo-info.ru/articles/6645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 2 марта), чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича . Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресв. Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Андриановой из дер. Починок Бронницкого у. 13 февр. Евдокия услышала только слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». 26 февр. она видела белую церковь, а в ней восседавшую величественную женщину, лик которой был сокрыт. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. 2 марта 1917 г. в с. Коломенском близ Москвы она поняла, что ц. Вознесения Господня и есть та самая церковь, к-рую она искала. Вместе с настоятелем свящ. Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в к-рой Евдокия узнала явленный ей образ. Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского мон-ря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято рус. правосл. народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, к-рые рассылали по стране. Икону возили на молебны в др. храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед Д. и. молилась прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна с сестрами (Сергиевские листки. 18). Один из списков в сер. 20-х гг. XX в. находился в ц. во имя св. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в С.-Петербурге. Служба и акафист Д. и. были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Д. и., названное Акафист акафистов. Др. служба была составлена В. В. Богородицким (Акафист Пресв. Богородице явления ради чудотв. Ея иконы Державныя в с. Коломенском, близ града Москвы, 2 марта 1917 г. Джорд., 1984. С. 37-40).

http://pravenc.ru/text/171741.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Густынская (Ярмарковая) " Описания иконы Икона Густынская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название икона получила от Густынского Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного в 1610 году афонским иеросхимонахом Иоасафом в окрестностях города Прилуки (Украина) на острове Густынь. Назван был так остров из-за покрывавшего его густого дремучего леса. Время явления этой иконы неизвестно, но в летописи Густынского монастыря имеется запись, что уже в 1670 году она была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале святая икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в Троицкий храм и установлена слева от царских врат. Ежегодно, когда на монастырской площади проводилась ярмарка, икону выносили из церкви, обходили с ней вокруг всей ярмарки и ставили в специально для этого устроенной часовне, в которой она и оставалась до конца ярмарочного торга. Отсюда и второе название Густынской иконы – «Ярмарковая». За свою более чем трёхсотлетнюю историю Густынский монастырь трижды закрывался. Начиная с 1993 года обите[...] Описание иконы Густынская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Густынская икона Божией Матери находится в Троицкой церкви Густынского монастыря, близ города Прилук Полтавской губернии. Время явления этой иконы неизвестно, но нужно думать, что она весьма древнего происхождения. В летописи Густынского монастыря сохранилось известие, что уже в 1670 г. эта икона была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале св. икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в сам монастырь. В летнее время Густынская икона помещается обыкновенно в иконостасе Троицкой церкви, по левую сторону от царских врат, а в зимнее время ее переносят отсюда в более теплое помещение, в трапезную церковь Воскресения Христова. По субботам пред нею совершается торжественный молебен с акафистом, к которому стекаются многочисленные почитатели св. иконы. Кроме того, ежегодно, когда на монастырской площади бывает ярмарка, икону выносят из церкви, обходят с ней вокруг всей ярмарки и ставят в специально для того устроенно[...]

http://pravicon.com/icon-88

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010