время почитается список 1-й пол. XVIII в. в Зачатьевской ц. Киево-Печерской лавры). Среди древнейших сохранившихся святынь в Киеве особо почитается мозаика с образом Божией Матери «Нерушимая Стена» («Оранта») в алтарной конхе Софийского собора (40-е гг. XI в.). Во 2-й пол. XVII в. в Софийский собор были перенесены Купятицкая и Любечская иконы Божией Матери (1-я оставалась в соборе до 20-х гг. ХХ в., 2-я в 1701 возвращена в Любеч; обе не сохр.). Особым почитанием в XVII-XVIII вв. пользовалась Киево-Братская икона Божией Матери из Киево-Братского в честь Богоявления мон-ря на Подоле (70-90-е гг. XVII в., ныне в НХМУ). С 1712 г. в киевском Флоровском мон-ре находилась Рудненская икона Божией Матери (не сохр.). В Красногорском Покровском мон-ре почитается Дубенская Красногорская икона Божией Матери (не сохр., в наст. время в мон-ре находится чтимый список 1864). В XVIII в. был написан чтимый храмовый образ Софийского собора «София Премудрость Божия» . В XIX в. особую известность получила местночтимая Рудосельская икона Божией Матери , исцелившая польского помещика С. Залесского, который в благодарность построил для образа Троицкую ц. в Рудном Селе (ныне Володарского р-на Киевской обл.). В 1832 г. было официально разрешено местное почитание Байбузской иконы Божией Матери в с. Байбузы (ныне Черкасского р-на Черкасской обл.). В 1915 г. прославлена обретенная в пещерах Зверинецкого во имя арх. Михаила мон-ря Зверинецкая икона Божией Матери . Во время гонений на Православие в советское время, а также в период Великой Отечественной войны мн. чудотворные иконы К. е. были утрачены. Некоторые уцелели, будучи спрятаны в частных домах, возвращены Церкви в 90-х гг. XX в. В кон. XX в. прославились иконы Божией Матери «Призри на смирение» в киевском Введенском мон-ре, «Услышательница» в с. Фасовая Макаровского р-на Киевской обл. В наст. время чудотворные и чтимые иконы, а также их списки находятся во мн. храмах и мон-рях Киева и К. е. Э. П. И. Старообрядчество на Киевщине В нач. 70-х гг. XVIII в. (не позднее 1773) старообрядцы- беглопоповцы переселились с Ветки в окрестности Чернобыля и основали ряд слобод: Красиловка, Спасская, Покровская, Замошье, Залесье, Андреевская, Глинная и др. В 1783 г. часть чернобыльцев во главе с Иларионом Петровичем (по прозвищу Коровьи Ножки) перебралась в низовья Дуная, позже переселенцы создали сел. Белая Криница (ныне в Черновицкой обл. Украины). В 1823 г. в дер. Кошарище Радомысльского у., на землях ген. А. П. Племянникова, обосновались беспоповцы .

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери находилась в общежительной Кривоезерской пустыне Макарьевского уезда Костромской губернии, близ города Юрьевца. Празднование ей установлено в начале XVIII века (около 1710 года). Икону написал в 1709 году новоначальный инок этой обители Корнилий (в мире Кирилл Уланов, царский иконописец, впоследствии игумен монастыря) с чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, который до 1812 года пребывал в московском Успенском соборе. Икона чудесно сохранилась во время пожара 1781 года. Иеродиакон Филумен в своих «Исторических записках о Кривоезерской пустыне» пишет: «огонь проник в храм, где стояла местною святая икона Иерусалимской Божией Матери; и здесь некоторые иконы сгорели, а другие были совершенно повреждены от огня и сгустившегося дыма; святая же икона Иерусалимской Божией Матери сохранилась не только не поврежденною, но даже и не закоптела, а оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого человека от обжога; бугор этот со временем сгладился, а остался только видимый и доселе на руке ее знак, как будто на том месте была болезнь». Икона была украшена серебряной позолоченной чеканной работы ризой весом 34 фунта 84 золотника. Список с иконы, написанный также Корнилием, ежегодно выносился из обители для совершения молебнов по Макрьевскому, Юрьевецкому и Кинешемскому уездам. Празднование чудотворной иконе совершалось три раза в год: во второе воскресение святой Четыредесятницы (в память написания ее), 13 июля (в память избавления обители от пожара) и 20 августа (в память освящения иконы при игумене Леонтии (1711-1714), который составил особую службу Богородице). С Иерусалимской иконы Божией Матери иеромонахом Кривоезерской пустыни Никоном в 1825 году была сделана точная копия и отправлена на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, где стала почитается как чудотворная. В 1928 году один из списков афонской копии Иерусалимской-Кривоезерской иконы был в качестве подарка послан императрице Марии Феодоровне, проживавшей на своей родине в Дании и тяжело болевшей. Впоследствии этот список, известный под именем «плачущей Копенгагенской» иконы Божией Матери был прославлен мироточением (http://pravicon.com/icon-650). Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская Кривоезерская " .

http://pravicon.com/info-781

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Вразумившая экклисиарха». Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Икона Божией Матери «Вразумившая экклисиарха». Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) [Παναγα παιδεσασα τν Εκκλησιρχη] (празд. 12 янв.), одна из чудотворных икон Хиландарского мон-ря, находящаяся в кафоликоне в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Изображение относится к типу «Одигитрия»; Младенец в правой руке держит свиток. Размер иконы -107 ´ 71 см. Наименование иконы связано с монастырским преданием - историей о чудесном вразумлении экклисиарха соборной церкви. Его попыткам возжечь перед иконой лампаду мешало постоянное движение воздуха близ иконы, находившейся на стене возле сев. двери, ведущей из притвора в храм. Экклисиарх произнес ропотные слова и хотел удалиться, не засветив лампады, но был повергнут на землю. его нашли перед иконой лежащим без чувств. Время прославления иконы неизвестно. в повести о чудотворных иконах мон-ря, составленной в Москве на основе рассказов участников посольства из Хиландарского мон-ря в 1558-1559 гг., икона с таким названием либо со сходной историей прославления не встречается ( Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 510-525). В более поздней версии повести, опубликованной по списку 1804 г. Л. Штавлянин-Джорджевич (Там же. С. 525-529), «В. э.» и. также не упоминается. Однако отрицать существование этой иконы в ранний период нельзя, поскольку в обеих редакциях повести рассказывается о большом количестве богородичных икон в мон-ре и «нст мощно чудеса их вся написати». Название иконы и изложение чуда встречается в описаниях не ранее XIX в. и связано с проявившимся в это время интересом рус. ученых и паломников к вост., в т. ч. к афонским, святыням. По сообщению А. Н. Муравьёва, опубликовавшего записи о путешествии в 1851 г., кроме иконы Божией Матери «Троеручица» ему рассказали еще о двух, к-рые «особенно чествуются в соборе»: одна из них обличила ересиарха (см. ст. Попская икона Божией Матери ), а др.- «святотатную кражу». На эту 2-ю икону как на «В. э.» и. ссылаются составители сборника о чудотворных иконах Богородицы на Афоне, где впервые наиболее полно воспроизведена история этого образа (Вышний покров над Афоном. СПб., 1902, 1996р. С. 64).

http://pravenc.ru/text/155404.html

Сорочинск. Церковь Казанской иконы Божией матери (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2021. Адрес: Оренбургская область, Сорочинский район, город Сорочинск, улица Чернышевского, 35А. Координаты: 52.42766, 53.15919 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в годы «сталинской оттепели» по отношению к Церкви в 1947 году. В этом здании, которое по благословению митрополита Мануила перестроено из частного дома по ул. Чернышевского, служил сам прославленный Владыка и много известных в Оренбургской области священников. Источник: http://бузулукская-епархия.рф/ В 1883 г. жители села Сорочинского обратились с прошением о составлении плана на каменную теплую церковь с колокольнею, однопрестольную, вместительностью до 1200 человек… во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1884-1889 гг. производилось строительство Казанской церкви, наблюдение за работами осуществлял Епархиальный архитектор Иноземцев. 20 декабря 1892 г. церковь была освящена Епископом Самарским Преосвященным Гурием и стала приписной к Михаило-Архангельскому храму. 26 марта 1946 г. Митрополит Чкаловский и Бузулукский Мануил (Лемешевский) освятил молитвенный дом по ул. Чернышевского. Позже дом капитально перестроен: пристроены алтарь, притвор с колокольней, установлен купол с главкой. http://sorochinskhram.prihod.ru/istoriya/ Молитвенный дом освященный в 1946 г. и в последствии капитально переделанный в церковь, пришел в ветхое состояние. Деревянный храм находился в плачевном состояние, колокольня была наклонена, что представляло опасность его разрушения. Бузулукской и Сорочинской митрополией было принято решение построить новую церковь, но не сразу сносить старый, а построить вокруг него каменный храм и только потом уже убрать старую постройку внутри него. Решение было воплощено в жизнь, и 4 ноября 2021 г. на месте прежней церкви, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий освятил возрожденный в Сорочинске храм Казанской иконы Божией Матери и совершил в нем первую Божественную литургию. Так продолжает свое существование старая церковь, восстановленная в новом обличии.

http://sobory.ru/article/?object=58162

Из чудес, бывших от св. икон до 7 вселенского собора, мы знаем такие, которые действовали карающим и вразумляющим образом на хулителей св. икон. Так, на самом 7 вселенском соборе епископ кипрский Констанций рассказал: «один кипрянин-иконоборец гнал пару волов и во время пути зашел в молитвенный дом и, взглянув во время молитвы наверх, увидел на стене писанную красками икону Божией Матери и говорит: «а эта что тут делает?» Схватив остроконечную палку, которою погонял волов, он выколол этою палкою, правый глаз иконы. Вышедши из храма, этою палкою он ударил волов, но палка обломилась, и отлетевший от нее острый осколок вонзился ему в глаз, и он ослеп. Этого человека я видел и знаю», – говорил собору епископ кипрский. Тот же епископ Костанций рассказал следующий случай. «В г. Говоле один агарянин (магометанин) вошел с товарищами в христианский храм и, увидевши на стене мозаическую икону, спросил у бывшего тут христианина: «какую пользу она приносит?» Христианин ответил: «она приносит пользу благоговейно чтущим ее, а непочитающим ее вредит.» Тогда агарянин сказал: «вот я выколю глаз у ней и посмотрю, какой вред она принесет мне.» Сказавши это, он протянул копье и выколол правый глаз иконы, тотчас и у него правый глаз вытек на землю, и он впал в сильную горячку». Рассказанные чудеса с клятвою в их достоверности засвидетельствованы были благочестивым епископом на 7 вселенском соборе (Деян. соб. Соб. VII, 303), по внушению Св. Духа утвердившем иконопочитание. Без сомнения, Господь по Своему милосердию не на многих ругателей св. икон посылает казни, но если посылает, то для вразумления многих. И после 7 вселенского собора от св. икон в продолжение 1100 л. совершилось неисчислимое множество чудес, как в правосл. греч. церкви, так и в возникшей с конца IX столетия, со времени равноапостол. князя Владимира, православной русской церкви. Особенно Россия прославлена чудесами от св. икон Божией Матери. Существуют целые книги о чудесах Божией Матери и святых. В 1853 г. издана целая большая книга под названием: «Слава Владычицы нашея Богородицы». В этой книге описано более 140 икон Божией Матери, которые прославлены чудесами. Но здесь далеко не все чудотворные иконы Божией Матери описаны; притом, некоторые иконы прославились чудесами после издания книги. В одной Москве находится не менее 20 чудотворных икон Богоматери. Да и другие местности не скудны иконами Богоматери, прославившимися чудотворениями. Так, в северных уездах Калужской губернии мы знаем чудотворные иконы: Боголюбовой, в селе Юрьевском, Боровск., уезда; Успения, в с. Рыжкове, Боровск., уезда; Взыскание погибших, иначе называемой Избавление от бед страждущих, в с. Бор, Тарусского уезда; Казанской Божией Матери, в самом г. Калуге и в с. Калужке, Калуж. уезда, весьма почитаемой в городе Калуге. Есть и др. менее известные иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архив Пн В Буденновске состоялось прославление Свято-Крестовской иконы Божией Матери 20 июня 2022 г. 10:35 18 июня 2022 года, в день отдания праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Казанской иконы Божией Матери города Буденновска состоялся чин прославления иконы Божией Матери «Свято-Крестовская». Праздничное богослужение возглавили председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон . У храма Казанской иконы Божией Матери архиереев встречали с хлебом-солью и цветами глава Буденновского муниципального района Андрей Соколов, помощник настоятеля прихода Светлана Лукьянова, кадеты ГКОУ «Казачий кадетский корпус» г. Буденновска, казаки, прихожане и учащиеся воскресной группы храма. Затем митрополит Кирилл и епископ Гедеон в сослужении духовенства Ставропольской митрополии совершили Божественную литургию. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Тамары Поповой.  На малом входе из алтаря была изнесена специально написанная к этому дню икона Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская». Митрополит Кирилл зачитал резолюцию Святейшего Патриарха Кирилла, в которой говорится: «Благословляется в пределах Ставропольской митрополии установить почитание образа явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы " Свято-Крестовская " во граде Святой Крест (Буденновск) в 1995 году. Утвердить дату ежегодного празднования 18 июня по новому стилю». Затем епископ Гедеон зачитал повествование о явлении образа Пресвятой Богородицы «Свято-Крестовская» над городской больницей. По окончании Литургии ее участники во главе с архиереями совершили славление перед чтимой иконой Пресвятой Богородицы, пропели молитву «Царице моя Преблагая...», величание празднику Святой Троицы и Богородице. К участникам богослужения со словом обратились митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон.

http://patriarchia.ru/db/text/5938100.ht...

6273. БОРОВОЙ В., протопресвитер. Россия и Богоматерь. – 1988, 8, 52. 6274. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) , архиеп. Помощница в скорбях. (Слово в день празднования иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”). – 1992, 11–12, 50. 6275. ЕГО ЖЕ. Гора Божия, Гора тучная…( Пс.67, 16 ). – 1991, 4, 41. 6276. АЛЕКСИЙ II, патр. Заступница усердная. (Слово, сказанное в Казанском храме в Коломенском (Москва) 15 марта 1991 года, в день празднования иконе Божией Матери “Державная”). – 1993, 3, 30. 6277. ЛЕВ, еп. Духовное возрождение. (Слово в день празднования иконы Божией Матери “Знамение”, 10 декабря 1991 года). – 1992, 2, 2. 6278. СКУРАТ К. , проф. В день празднования Курской иконы Божией Матери “Знамение”. – 1995, 9–10, 60. 6279. МОЖАРОВ М., свящ. В день прославления Иверской иконы Пресвятой Богородицы. – 1987, 10, 44. 6280. НИКОЛЬСКИЙ Н. , прот. Поучение на праздник Казанской иконы Божией Матери. – 1995, 11, 66. 6281. РИГИН В., прот. “Неопалимая Купина”. – 1991, 9, 45. 6282. ДИМИТРИЙ Ростовский , свт. Матерь милосердия. (Об иконе Божией Матери “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 6283. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена. (Произнесено в канун празднования иконы “Споручница грешных”). – 1985, 3, 36. 6284. АЛЕКСИЙ II, патр. Слово в день празднования 600-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери. (Произнесено 9 июля 1983 года в Тихвинском храме в с. Алексеевском в Москве будучи митрополитом Таллиннским и Эстонским). – 1994, 2, 54. 7.4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице) 6285. ВЛАДИМИР, архиеп. О вере и неверии. (Слово на 3-е евангельской чтение на воскресной утрени). – 1999, 11, 58. 6286. ЕГО ЖЕ. О поиске Спасителя. (Слово на 4-е евангельское чтение на воскресной утрени). – 1999, 12, 71. 6287. СМИРНОВ Д. , свящ. На 8-е воскресное Евангелие ( Ин.20:11–18 ). – 1986, 2, 43. 6288. СТАРК Б., прот. Встреча с Воскресшим Христом ( Лк.24:12–35 ). – 1990, 4, 43. -------- Неделя 2-я по Пятидесятнице 6289. СЕРГИЙ, игум. “Иди за Мною”. – 1984, 6, 28. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все озарившая священным светом Важнейшими событиями в жизни православных христиан Поволжья были обретение в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению Патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита, и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно святителю Ермогену принадлежит описание чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери и чудес от этой иконы. Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 г. (при архиепископе Иеремии). После большого пожара, случившегося в Казани, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и открыла, где находится Ее чудотворный образ. После троекратного явления Богородицы Матрона 8 (21) июля обнаружила святой образ в указанном месте. Принял образ пресвитер Ермолай — будущий святитель Ермоген; в 1589 году он принял постриг с этим именем в Московском Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру. В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери 8 (21) июля, в честь её обретения. Небольшая икона, обретенная девочкой на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Святитель Ермоген написал новоявленной иконе Богоматери «Казанской» известный всей России тропарь «Заступнице усердная», составил Сказание о чудесах Казанской иконы. С новоявленной иконы был снят список, который вместе с описанием был отправлен Ивану IV Великому. Царь распорядился соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного образа и основать женский монастырь, что и было сделано. В Богородицкий монастырь пришла обнаружившая чудотворный образ девица Матрона, который приняла монашеский постриг под именем Мавра.

http://pravoslavie.ru/140662.html

Трехсотлетие прославления чудотворной иконы Божией Матери отметят в Белгороде Белгород, 9 октября 2003 г. 2 (15 по новому стилю) октября 1703 года Смоленская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся над вратами крепостной стены города Белгорода, просияла неземным светом и от него сама собою зажглась свеча. Свидетель чуда - воин Мефодий Иванов утром возвестил об этом своим сослуживцам. Вскоре об этом стало известно духовенству и властям города. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и исцелениями. На месте явления иконы была построена часовня, затем деревянный и в 1743 году - каменный Смоленский храм. В годы Советской власти храм был закрыт и частично разрушен. Икона тайно сохранялась верующими. В 80-е годы ХХ века началось восстановление собора. В 1994 году был освящен нижний храм в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, в 1996 году - верхний храм во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а икона возвращена в храм. В этом году в Белгородской и Старооскольской епархии отмечается 300-летие прославления чудотворной Белгородско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, сообщает пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии. 14 октября в 17 часов в Смоленском соборе будет совершаться всенощное бдение, во второй части которого (на утрене) будет впервые читаться составленный Богослужебной комиссией епархии «Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея «Одигитрия» (Путеводительница) Белоградския, прославившейся 2 октября 1703 года». Затем чтение акафиста священнослужителями, прихожанами и паломниками будет продолжаться 15 октября с 2 часов ночи до 6 часов утра. 15 октября в 7 часов утра начнется ранняя Божественная Литургия в верхнем (во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла) храме. В 9 часов 30 минут утра начнется поздняя Божественная Литургия, которую совершит в сослужении духовенства архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Также ожидается, что в празднествах примет участие архиепископ Якутский и Ленский Герман. По окончании Божественной Литургии будут совершены крестный ход вокруг собора и молебен перед Белгородско-Смоленской иконой Пресвятой Богородицы с малым освящением воды на соборной площади. Там же состоится праздничный концерт воспитанников воскресной школы собора. 9 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7818.html

Список Е. А. и. упоминается среди святынь ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери ( Клоков, Найдёнов, Новосельцев. 2007. С. 236). По сведениям настоятеля Вознесенского собора прот. Василия Романова, полного извода икона живописного письма была найдена «в груде старых икон» в 2006 г. и помещена в Великокняжеской ц. Ельца. Появившиеся со 2-й пол. XIX в. в Ельце посвящения храмов и престолов в честь Елецкой иконы, очевидно, связаны с прославлением Е. А. и. В Вознесенском соборе Ельца, построенном по проекту К. А. Тона (1845-1889), в честь Елецкой иконы был освящен придел. К храму Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе (1789) было пристроено 2 придела, один из к-рых освящен в честь Елецкой иконы (1871-1875). В окт. 1890 г. в городскую думу ельчанами было подано прошение о возведении в преддверии 500-летия со дня явления в 1395 г. в Ельце Богородицы храма с главным престолом в честь Елецкой иконы. В 1892 г. архит. А. С. Каминским был создан проект храма. Его возведение в районе устья р. Лучок началось в 1893 г. и окончено только в 1913 г. (в 1929 закрыт, в 1989 передан РПЦ, в 1991 возобновились богослужения, в 1992 присвоен статус памятника регионального значения). Главный престол в расхождение с первоначальным замыслом был освящен 26 нояб. 1915 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а правый - в честь Елецкой иконы и прор. Осии. Тем не менее для ельчан храм, 2-й по величине в городе, до сего дня остается ц. в честь Елецкой иконы. В сер. 90-х гг. XX в., после возобновления богослужений в храме, главный престол был освящен иерейским чином в честь Елецкой иконы. Лит.: Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894; он же. Ист.-стат. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896; Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка//Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

http://pravenc.ru/text/189781.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010