Архиепископ Дмитровский, с 1931 года — митрополит Трифон (Туркестанов) (1861–1934). Похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище. Интернет-журнал Свято-Данилова монастыря. Воспоминания об архимандрите Серафиме. http://msdm.ru/2013–05-31–13-31–10/arhiv/332–113 Цитируется по: Сайт православной энциклопедии «Древо». Документы. Декрет от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковные ведомости. 1918. 13–14. Акты Святейшего Патриарха Тихона, С. 165. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925. — В 2х кн. — М.: РОССПЭН, 1997. — Кн. 1., 345–346. Владимир Дмитриевич Красницкий (10 декабря 1881 — ноябрь 1936) — видный деятель обновленчества, в обновленческой церкви имел сан протопресвитера, сотрудник ЧК, до 1922 года — протоиерей Русской Православной Церкви. Цыпин В. , протоиерей. История Русской православной Церкви (1917–1990). — М.: Изд. дом «Хроника», С. 58–59. Там же, С. 59. Священномученик Серафим (Чичагов) , автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, с 1928 митрополит Ленинградский, расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Священномученик Иларион (Троицкий) . богослов, видный церковный деятель, ближайший помощник Патриарха Тихона, противник обновленческого раскола, скончался в заключении в 1929 году. О епископе Амвросии (Полянском) см. на с. 000, примечание 0. Архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) скончался от перенесенных тягот и гонений в 1937 году, прославлен РПЦЗ в лике новомучеников и исповедников. Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Таврический, входил в состав временного Синода при патриархе Тихоне, многократно находился в ссылках с 1925 по 1937 год, был расстрелян в 1937 году. Священномученик Валериан (Рудич), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, расстрелян в 1938 году, прославлен УПЦ в лике новомучеников и исповедников Российских. Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. По окончании гражданской войны на территории Украины и с возникновением обновленчества, советские власти начали беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленчество, оказывая давление при помощи светских чиновников. В ответ епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ. Владык Амвросия и Валериана арестовали в 1923 году, они оба были высланы за пределы Украины и поселились в Москве. Осиротевшая Каменец-Подольская епархия была совершенно разгромлена обновленцами; в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

74 Священномученик протоиерей Владимир Проферансов (1874–1937). Родился в Москве в семье священника. В 1897 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего долгие годы работал учителем Закона Божия. С 1915 по 1920 г. последовательно – староста, диакон, священник храма Георгия Победоносца в Старых Лучниках. С 1923 г. – секретарь при Патриархе Тихоне. До 1932 г. – настоятель храма Георгия Победоносца. В 1932 г. арестован, провел три года в ссылке. В 1937 г. снова арестован и приговорен к расстрелу. Расстрелян на Бутовском полигоне. Прославлен в лике новомучеников в 2000 г. 75 Ульянова Мария Ильинична (1878–1937) – младшая сестра В. И. Ульянова (Ленина), член РСДРП с 1898 г. С 1917 г. член бюро ЦК РСДРП(б), а в 1925–1934 гг. – ЦКК ВКП(б), с 1932 г. член Президиума ЦКК ВКП(б), с 1935 г. – ЦИК СССР. В 1917–1929 гг. входила в состав редколлегии газеты «Правда». 76 Епископ Серафим (Звездинский , 1883–1937). Пострижен в монашество в 1908 г., с 1909 г. – иеромонах, преподаватель Вифанской и Московской духовных семинарий. С 1914 г. – архимандрит, помощник наместника Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского) . В 1920 г. хиротонисан в епископа Дмитровского, викарий Московской епархии. Период с 1922 по 1925 г. провел в тюремном заключении и ссылке. В 1926 г. по распоряжению ГПУ жил в Серафимо-Дивеевском монастыре. После отказа от сотрудничества с властями в 1928 г. был по собственному прошению отправлен за штат. В 1932 г. снова арестован, отправлен в ссылку сначала в Казахстан, затем в Сибирь, где и остался после освобождения (город Ишим). Летом 1937 г. снова арестован. Расстрелян в 1937 г. В 2000 г. прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. 77 «Непоминающие» – неофициальное название священнослужителей Патриаршей Церкви, не согласных с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского) и не поминающих за богослужением его имени вслед за именем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) , находившегося под арестом. Особенно преследовались властями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собравшись для решения дел нашего прихода, мы должны ясно сознавать, что приход есть частица великой Вселенской Церкви, веточка Поместной Русской Церкви. Мы должны руководствоваться правилами церковными, созданными на основании и в духе канонов Церкви, в духе тех церковных устоев. Если мы не доверяем церковным канонам, отклоняемся от них, мы тем самым становимся на путь протестантизма и уже теряем право именоваться православными христианами. Когда мы собираемся на церковные собрания, мы должны думать о том, как бы принять решения во славу Божию. Во славу Божию – это значит во спасение наше. Когда мы делаем что-нибудь во славу Божию, мы уподобляемся Ангелам, которые вечно славословят Господа Бога. Будем думать не о том, что нам приятно и желательно, а [о том], что согласно с правдой Божией и ведет всех нас вместе и каждого в отдельности к вечному спасению и доброму ответу на Страшном Судилище, на котором все мы предстанем, хотим мы его или желали бы избежать, помним мы о нем или не помним. И, вспоминая слова Христовы: От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися ( Мф. 12:37 ), будем ныне вести собрание наше, как в преддверии Страшного Суда, к чему призываемся мы в нынешний день Евангелием и церковными молитвами. Начнем же наше церковное собрание во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы Животворящих и Нераздельных. Сан-Франциско, 1966 г. 547 Прп. Паисий Величковский был прославлен Русской Православной Зарубежной Церковью местно в Свято-Ильинском скиту на Афоне в 1982 г., а затем и общецерковно вместе с преподобными отцами Оптинскими в 1990 г. В России прп. Паисий Величковский был прославлен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г. – Примеч. ред. 548 Блаженный Феофил был прославлен Русской Православной Церковью на Украине как местночтимый Киево-Печерский подвижник. – Примеч. ред. 549 Святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоуский и Маньчжурский (ум. 7/20 октября 1925 г.), прославлен Русской Православной Зарубежной Церковью в 1996 г.– Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В результате миссионерских трудов о. Алексия после его кончины, в период между Первой и Второй мировыми войнами, в Америке и на родине святого, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов. Преставился святой Алексий Товт 7 мая 1909 года. А 29 мая 1994 года, в год празднования 200-летия Православия в Америке, отец Алексий Товт был прославлен в лике святых. На прославлении, совершившемся в Задонском монастыре (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания) и возглавленном митрополитом Америки и Канады Феодосием (Лазором), присутствовали представители православных поместных церквей, многочисленное духовенство и тысячи паломников. Нетленные мощи святого были положены в раку у иконостаса монастырского храма свт. Тихона Задонского . Были составлены служба, тропарь, кондак и акафист святому. Существует несколько иконописных образов святого Алексия Товта, наиболее известный находится у раки с мощами. Прославление святого Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицких и карпаторусских святых стало мощным импульсом к возрождению русского Подкарпатья на исконных православных началах. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии у Бориса и Глафиры Максимовичей родился сын. При крещении младенец был назван Михаилом в честь св. Архистратига Михаила. Михаил с детских лет проявлял горячую веру и выражал желание посвятить себя служению Богу, но по родительскому настоянию вынужден был учиться в Полтавском кадетском корпусе, а затем, в 1918 году, продолжить обучение на юридическом факультете Харьковского университета. В 1921 году Михаил вместе с семьей эмигрировал в Югославию. Там в 1925 году он окончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 году в сербском Милковском монастыре митрополит Антоний постриг Михаила в монахи, дав имя Иоанн в честь его предка св. Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского. В том же году он был рукоположен в иеромонахи епископом Гавриилом Челябинским. С 1925 по 1934 год иеромонах Иоанн преподавал в Сербской семинарии в городе Битоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апреле 1925 г. собором епископов на эту должность был утвержден митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , поскольку первый кандидат на должность местоблюстителя патриаршего престола по завещанию святого Патриарха Тихона – митрополит Кирилл (Смирнов) – находился в ссылке. Перед арестом в декабре 1925 г. митрополит Петр назначил митрополита Сергия (Страгородского) временным заместителем местоблюстителя как находящегося на тот момент на свободе. Ситуация с управлением Церковью явно усложнялась, а созвать Собор для выборов патриарха было невозможно, ведь большинство архиереев находились в тюрьмах. Поэтому возникла мысль осуществить выборы патриарха путем собирания архиерейских подписей. На Соловках было написано соответствующее воззвание-обращение к епископам Русской Церкви, в котором предлагалось выбрать на патриаршество преосвященного Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского. Воззвание тайно вывезли с Соловков. Было уже собрано много подписей, но в конце концов о воззвании стало известно властям. 37 В 1948 г. Темниковский лагерь был реорганизован в лагерь особого режима и стал называться Дубравный, проще – Дубровлаг. 43 Г. Г. Седов знал святителя Афанасия с 20-х гг. В начале 30-х он переехал из Владимирской области на жительство в г. Тутаев Ярославской области. Все «горькие» годы не терял связи с владыкой и постоянно заботился о нем. Вызвался быть опекуном владыки. Умер в 1959 г. Прославлен в лике святых в декабре 2000 г. Его святые мощи покоятся в соборе г. Тутаева. 44 Николай Федорович Колчицкий (1890–1961) – протопресвитер. С 1924 г. – настоятель московского Богоявленского храма в Елохове, ставшего впоследствии патриаршим кафедральным собором. С 1941 г. – управляющий делами Московской Патриархии, с 1956 г. – председатель Учебного комитета при Священном Синоде. 52 Родилась в 1910 г. Заботливая, трудолюбивая, келейничала у владыки еще с 1930-х гг. В 1937 г. осуждена на пять лет лагерей. По освобождении вернулась домой. Активно переписывалась с владыкой, когда тот находился в местах лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

19    Митрополит Никандр (Феноменов, 1872-1933) — епископ Русской Церкви с 1905 г. С 1918 г. неоднократно был арестован, в том числе 20 марта 1923 г. — привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном (Белавиным), митрополитом Арсением (Стадницким) и секретарем Патриарха Петром Гурьевым. Архиепископ с 1919 г., митрополит — с 1925 г. Осенью 1927 г. назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. Умер в Ташкенте. 20 Священномученик протоиерей Владимир Проферансов (1874-1937). Родился в Москве в семье священника. В 1897 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего долгие годы работал учителем Закона Божия. С 1915 по 1920 г. последовательно — староста, диакон, священник храма Георгия Победоносца в Старых Лучниках. С 1923 г. — секретарь при Патриархе Тихоне. До 1932 г. — настоятель храма Георгия Победоносца. В 1932 г. арестован, провел три года в ссылке. В 1937 г. снова арестован и приговорен к расстрелу. Расстрелян на Бутовском полигоне. Прославлен в лике новомучеников в 2000 г. 21 Ульянова Мария Ильинична (1878-1937) — младшая сестра В. И. Ульянова (Ленина), член РСДРП с 1998 г. С 1917 г. член бюро ЦК РСДРП(б), а в 1925-1934 гг. — ЦКК ВКП(б), с 1932 г. член Президиума ЦКК ВКП(б), с 1935 г. — ЦИК СССР. В 1917-1929 гг. входила в состав редколлегии газеты «Правда». 22 Епископ Серафим (Звездинский, 1883-1937). Пострижен в монашество в 1908 г., с 1909 г. — иеромонах, преподаватель Вифанской и Московской духовных семинарий. С 1914 г. — архимандрит, помощник наместника Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского). В 1920 г. 23 «Непоминающие» — неофициальное название священнослужителей Патриаршей Церкви, не согласных с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского) и не поминающих за богослужением его имени вслед за именем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), находившегося под арестом. Особенно преследовались властями. 24 Перефразированные слова из канона Андрея Критского: «Внешним прилежно благоукрашением единем по-пекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

—     Скажите, а у мамы в молодости не было ропота, что вот она молилась-молилась, а папа так и не вернулся? —    Это мы сейчас, наше поколение, если пять минут попросим о чем-то, тут же и обижаемся, что Господь нас не слышит. «Как же так? Наша молитва ни к чему!» А вспомните Авраама — сколько лет он молился о чадах? —     Ну, на это можно сказать: «Авраам — это так далеко. Я — не Авраам». А вот когда близкие к нам по времени люди... —    Просто главное, что эти люди умели,—предавать себя в волю Бога. А мы все творим свою волю. «Господи, да будет по воле Твоей, но чтоб она совпадала с моей». —А откуда они это умели? —    Впитывали с молоком матери. А сейчас — кто-то из батюшек сказал: «Сейчас есть две категории: православные и „православнутые“». И вот мы часто бываем именно «православнуты-ми». Православными по форме. А там все это шло из сердца. —А об отце Владимире много лет было ничего неизвестно? —    Да, но мы с детства каждый день всей семьей молились: «Господи, дай нам узнать, как умер дедушка Володя». Сейчас мы знаем — отец Владимир был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне, он прославлен как священномученик. Конечно, это представить очень сложно: твой близкий человек — святой... —     А как так получилось, что в конце жизни мама приняла монашество? —    Мама скончалась в восемьдесят девять лет. За несколько лет до этого она уже чувствовала всякую немощь и одна оставаться не могла. Поэтому она жила под крылышком у детей — или в Бутове, где настоятель — мой младший брат, отец Кирилл, или в Зачатьевском монастыре, где матушка Иулиания — игумения. Потом мама окончательно перебралась в Зачатьевский монастырь. Когда она стала жить в монастыре, то ей неоднократно говорили: «Вам надо принять монашество». На что она всегда отнекивалась: «Зачем всем обязательно принимать монашество?» Никакого такого намерения у нее не было. И вот осенью 2008 года обитель посетил старец отец Илий 25 . К этому времени мама уже самостоятельно не передвигалась, ее возили в кресле-каталке. Вывезли ее под благословение к старцу — а он возьми и скажи: «А вам надо принимать постриг. И не откладывать. Не позднее Великого поста». Мама просто была в шоке. Но потом она сказала: «Я всю жизнь привыкла быть в послушании. И как я теперь не послушаюсь?» А через некоторое время монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. И матушка Иулиания сказала ему о благословении старца по поводу мамы. И Патриарх тоже маму благословил и сказал, что надо Рождественским постом постриг и совершить. И назначил день — 5 декабря... Это, кстати, день, в который в 1925 году мама приняла Святое Крещение. Они, как баптисты, в младенчестве не были крещены, а в 1925 году, когда дедушка Володя тяготел уже к Православию, он детей крестил в православной вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Петр Крутицкий, сщмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Петр Крутицкий, сщмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Петр Крутицкий, сщмч. Петр Крутицкий — митрополит, епископ Православной российской церкви (в миру Петр Федорович Полянский) - арестован 9 декабря 1925 года. Родился 28 июня 1862 года в семье приходского священника, в селе Сторожевое, Коротоякского уезда, Воронежской губернии. До сих пор еще не совсем ясны все обстоятельства, связанные с уходом из жизни патриарха Тихона, судьбой иерархов, определенными им в качестве своих преемников. Известно, что по завещательному распоряжению патриарха они перечислялись в следующем порядке: митрополит Казанский и Свияжский Кирилл, митрополит Ярославский Агафангел и митрополит Крутицкий Петр. К моменту смерти патриарха первые двое находились в ссылке в Усть-Сысольске и Нарымском крае, и церковь возглавил Петр. Правда, как оказалось, всего на 8 месяцев. Он был арестован 9 декабря 1925 года и вплоть до своей мученической смерти осенью 1937 года в Магнитогорске находился без всякого перерыва в заключении и ссылках. Митрополит Петр был расстрелян 10 октября 1937 года, в возрасте 75 лет, в магнитогорской тюрьме, в Челябинской области. Прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских Архиерейским Собором 1997 года. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Петр Крутицкий, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3198

В 1923 г. Валентину Гордееву дважды арестовывали, но оба раза освобождали. В апр. того же года Мосздравотделом была проведена ревизия, в результате к-рой лечебные учреждения общины были признаны «безусловно полезными», а сама община, в к-рой состояли 132 чел., произвела на ревизоров впечатление «идеальнейшей трудовой коммуны». В то же время правление 2-го МГУ приняло решение о переводе своей клиники из М.-М. о. Для поддержки больницы Рейн организовал в помещениях обители клинику Комиссии по улучшению быта ученых врачей, сотрудничество осуществлялось на тех же принципах, что и со 2-м МГУ. 17 июля 1925 г. по требованию Президиума Моссовета община была перерегистрирована как трудовая артель. В нач. дек. того же года ОГПУ во главе с Е. А. Тучковым приняло решение о полной ликвидации общины и высылке сестер из Москвы, причем в документе особо подчеркивалась помощь общины арестованным и сосланным священнослужителям. С кон. дек. 1925 г. начались допросы сестер и сбор компрометирующего материала. 18 янв. 1926 г. было вынесено заключение о том, что Марфо-Мариинская артель сестер милосердия является социально опасной. 4 февр. 1926 г. на основании ордера ОГПУ во всех помещениях обители состоялся обыск, 5 февр. был зачитан приговор о ликвидации общины и высылке сестер из Москвы. Старшие 18 насельниц во главе с Валентиной Гордеевой были высланы в Киргизский край, большинство - в Казахстан и Ср. Азию, нек-рые оставлены на свободе. Крестовая сестра прмц. Евдокия Петровна Кузьминова (1884-1938) после закрытия М.-М. о. трудилась в Вознесенском храме г. Истры, 19 янв. 1938 г. была арестована, 5 февр. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Определением Синода от 22 февр. 2001 г. она прославлена в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ( Дамаскин. Т. 6. С. 11-12). 1926-1992 гг. Галерея, ведущая в подземный храм-усыпальницу, с росписью П. Д. Корина «Путь праведников ко Господу». 1916 г. Фотография. 2013 г. Галерея, ведущая в подземный храм-усыпальницу, с росписью П. Д. Корина «Путь праведников ко Господу». 1916 г. Фотография. 2013 г.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

1902 г. – после смерти жены и ребёнка принял монашество. 1902 г. – начальник Урмийской духовной миссии (Персия), архимандрит. 1904 г., 6 августа – хиротонисан во епископа Гдовского в Санкт-Петербурге. 1904–1909 гг. – епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре. Св. Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал епископ Кирилл. 1909–1918 гг. – епископ Тамбовский и Шацкий. 1913 г. – архиепископ. 1914 г. – по инициативе архиепископа Кирилла состоялось прославление св. Питирима Тамбовского. Ревность и независимость митрополита Кирилла характеризует такой случай. Совершая Крещенское богослужение в присутствии царской фамилии, он узнал, что вода приготовлена кипячёная. Несмотря на требования министра двора, он отказался её освящать. Вода, как принято, была освящена речная. Занимался широкой благотворительностью. 1917–1918 гг. – один из самых деятельных участников Собора Российской Православной Церкви. Избран на Соборе членом Св. Синода. 1918 г., 19 марта (1 апреля) – митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. К месту назначения прибыть не удалось. 1919 г. – арестован в Москве. 1920 г. – освобождён, через несколько месяцев вновь арестован. Назначен митрополитом Казанским и Свияжским. 1922 г., апрель – арест и ссылка в Красноярскую область, в Усть-Сысольск, затем в Усть-Кулом (вместе с епископом Афанасием [Сахаровым], епископом Василием, архимандритом Неофитом). Есть сведения, что из Усть-Кулома E. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву дпя переговоров, кончившихся неудачей. 1924–1925 гг. – переезд под Ельск, затем в Переволок. Член Св. Синода при Патриархе Тихоне. Первый кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя по завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.). 1929 г., декабрь – за оппозицию Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] отстранён от занимаемой кафедры с преданием суду собора епископов и запрещён в служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010