Святейший Владыка рассказал о деятельности Совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества , в который на данный момент входит 57 общественных организаций. В 2013-2014 гг., как сообщил Предстоятель Русской Церкви, «из 15 организаций, испросивших церковное одобрение своей деятельности, четыре его получили и были включены в Совет, еще две организации были приглашены в Совет в качестве кандидатов». Невключение некоторых организаций в состав Совета Святейший Патриарх объяснил тем, что не все из них имели благословение правящего архиерея, а в других случаях деятельность некоторых из них имела лишь региональный характер. В целом Предстоятель положительно оценил развитие церковно-общественных инициатив, которые «в последние годы становятся более заметными и разнообразными, и что весьма важно — более организованными». «Возникает все больше мероприятий и проектов просветительской, гражданской, культурной, патриотической направленности. Часть из них реализуется при поддержке государства и негосударственных фондов», — отметил Святейший Владыка. Патриарх назвал активизацию работы православных общественных объединений «одним из наиболее перспективных направлений церковной деятельности» и перечислил некоторые большие проекты в этой сфере. Это, в частности, создание епархиальных учреждений, где бы могли находить помощь будущие мамы, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, открытие в районных библиотеках отделов православной литературы, организация творческих мастерских при воскресных школах, выпуск просветительской литературы и проведение спортивных состязаний для жителей окрестных домов на приходах. Предстоятель призвал искать материальную поддержку подобным проектам у государственных и общественных организаций, особо отметив Международную грантовую программу «Православная инициатива» , поддержавшую около пятисот начинаний за пять лет деятельности в общецерковном масштабе. «Работа Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив и курируемый им конкурс " Православная инициатива " способствуют тому, чтобы наши приходы адаптировались к реалиям современного общества и научились находить источники для восполнения материальных нужд, внося каждый свой вклад в миссию Церкви в мире», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3979154...

Воцерковление – зд. духовно-нравственный процесс глубокого усвоения христианской веры и духовной жизни в Церкви человеком, принявшим Таинство Святого Крещения. Воцерковляющаяся молодежь (неофиты) – зд. молодые люди, входящие в жизнь прихода, возрастающие в церковном самосознании, регулярно участвующие в Таинстве Евхаристии. Воцерковленная молодежь – молодые люди, активно участвующие в жизни прихода, усвоившие основы христианского вероучения и нравственности, регулярно и осознанно приступающие к церковным Таинствам. Церковная просветительская деятельность – церковная работа, направленная на приобщение людей к Евангельскому учению. Включает христианское образование, миссию и катехизацию. Миссия – проповедь для пробуждения веры, присущая самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключающаяся в провозглашении Благой вести всему миру: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Миссия направлена на спасение каждого человека 4 . Катехизация (поучение, наставление) – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви 5 . Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) – это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся 6 . Молодежная работа Русской Православной Церкви – совокупность церковной работы с молодежью и служения самой православной молодежи. Церковная работа с молодежью – миссионерская, просветительская, катехизическая, социальная, пастырская деятельность Церкви, направленная на воцерковление молодежи, введение в сознательную христианскую жизнь и приобщение к служению Церкви и обществу. Церковное молодежное служение – деятельное участие православной молодежи в просветительской, социальной и литургической жизни Церкви. Молодежное служение называется добровольческим , если осуществляется в свободное от работы (учебы) время в интересах получателей помощи без материального вознаграждения (кроме возможных случаев возмещения личных расходов, понесенных на его осуществление).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

В Издательстве Московской Патриархии состоялась конференция Ассоциации «Православная книга» 11 июня 2010 г. 16:07 10 июня в Издательстве Московской Патриархии прошла конференция участников Ассоциации «Православная книга». В конференции приняли участие главный редактор Издательства, духовник Ассоциации протоиерей Владимир Силовьев . Встреча была посвящена подготовке к внеочередному общему собранию и согласованию планов работы на второе полугодие 2010 г. по различным направлениям деятельности Ассоциации. С основными докладами на конференции выступили исполнительный директор Ассоциации А.С. Головин, главный редактор издательства «Лепта Книга» О.Е. Голосова, представитель Издательства Московской Патриархии А.В. Осипов, директор издательства «Христианская библиотека» В.В. Матисов. В своем докладе исполнительный директор А.С. Головин подчеркнул, что деятельность Ассоциации «Православная книга», в первую очередь, есть помощь и соработничество Православной Церкви в осуществлении ее миссии. «Эта деятельность накладывает на каждого из нас огромную ответственность за уровень и качество той работы, которую мы выполняем по изданию и распространению православной книги», — сказал докладчик. А.С. Головин также отметил, что практическая деятельность Ассоциации и предлагаемые направления работы лежат исключительно в рамках тех подходов, которые предлагает и претворяет в жизнь священноначалие Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Подводя итоги, члены Ассоциации высказались за продолжение миссионерско-просветительской деятельности,  а также указали на необходимость тесного сотрудничества с Издательским Советом Русской Православной Церкви. Также участники конференции постановили продолжить работу по консолидации деятельности издательств, отметив, что Ассоциация призвана стать динамичной структурой, которая придаст серьезный толчок развитию как ее участников, так и всего рынка православной книги. «Этому может способствовать организация обмена опытом между участниками Ассоциации, создание общих баз данных по вопросам издательской и книготорговой деятельности, организация духовно-просветительской и информационной работы и проведение общественных мероприятий, акций, выставок, круглых столов, встреч с представителями Церкви и государства, деятелями искусства, направленных на развитие православного книгоиздания и книготорговли не только в России, но и за рубежом», — говорится в итоговом документе конференции. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1179315.ht...

участие в пополнении банка проектов, аналитических и справочных, фото- и видеоматериалов Синодального миссионерского отдела. Использование общественных объединений для развития миссии предполагает: улучшение условий для эффективного взаимодействия епархиальных миссионерских отделов с общественными объединениями в целях содействия реализации и развития миссионерской, в том числе антисектантской работы; поддержку общественных объединений, содействующих миссионерской деятельности в образовательных и иных организациях; участие в грантовых конкурсах для обеспечения финансирования миссионерской деятельности. 2 . Апологетическая деятельность. Организация миссионерской работы по противодействию сектантской и неоязыческой угрозам предполагает: построение диалога с представителями сект и неоязыческих организаций различной ориентации как с людьми, нуждающимися в спасении, в перенаправлении их естественных и искренних потребностей души от псевдорелигиозности к истинной вере; повышение уровня апологетической подготовки при освоении основных образовательных программ в духовных учебных заведениях и иных образовательных организациях, имеющих представление Русской Православной Церкви, реализующих программы подготовки церковных специалистов; содействие развитию системы регулярного функционирования антисектантских и просветительских СМИ в пределах епархий (передачи на телевидении и радио, публикации в интернете и печатных изданиях); проведение общецерковных семинаров для специалистов епархиальных миссионерских отделов по обмену опытом в области работы по противодействию сектантской и неоязыческой угрозам; взаимодействие с государственными органами по пресечению незаконной деятельности деструктивных культов и сект; проведение просветительских лекций и мероприятий. 3 . Миссионерская работа в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов 5 . Миссионерская работа на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов включает:

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Теоретические основы подготовки студентов православных духовных семинарий к педагогической деятельности В дореволюционных православных духовных семинариях педагогическая подготовка студентов была обусловлена тем, что выпускники семинарии получали, кроме основной подготовки к пастырской деятельности, и специальность законоучителя, что давало им право педагогической деятельности в учебных заведениях, принадлежащим различным ведомствам. Это и определяло содержание всей педагогической подготовки. Основным предметом можно было назвать «Методику Закона Божия», в рамках которого рассматривались многие вопросы педагогики, в том числе: история педагогики, проблемы дидактики и воспитания, конкретные методические разработки. Об этом свидетельствуют учебные пособия того времени, например, протоиерея М. И. Соколова и протоиерея А.А. Дернова. Пособие А.А. Дернова называлось «Методика Закона Божия. (Чтения по Закону Божию об истинно-христианском воспитании)». В настоящее время подобная задача перед духовными семинариями не ставится ввиду отсутствия самого предмета Закона Божия в программах учебных заведений России. Введение педагогических дисциплин в учебный план православных духовных семинарий в настоящее время вызвано, на наш взгляд, следующими причинами: – необходимостью просветительской деятельности священника в педагогической и родительской среде; – потребностью в организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности на приходах; – участием священников в образовательном процессе государственных учебных заведений как в рамках образовательных программ, так и в сфере дополнительного образования; – получением студентами духовных семинарий педагогического образования как второго государственного образования; – потребностью в организации и проведении совместно с медицинскими работниками и психологами реабилитационной и коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими задержками психического развития, наркоманией, алкоголизмом и т.п. Названные причины определяют цели педагогической подготовки студентов в духовных семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Данный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации катехизаторов в духовных школах, вузах и на катехизаторских курсах для осуществления духовно-просветительской деятельности на уровне прихода и благочиннического округа, а также для аттестации работающих катехизаторов. При составлении стандарта за основу была взята среднесрочная программа, рассчитанная на два (два с половиной) года обучения по очно-заочной форме. Такую программу предлагается считать оптимальной для подготовки катехизаторов. Кроме того, программы обучения могут реализовываться в других формах: очной, заочной, дистанционной. В соответствии со стандартом приготовление к катехизическому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего катехизатора в истинах веры, благочестии и страхе Божием, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления духовно-просветительской деятельности.Большое значение при подготовке катехизаторов должно уделяться воспитательному процессу. По окончании программы обучения предполагается выдавать соответствующий документ церковного образца. На основе стандарта учебные заведения должны разработать свою основную образовательную программу, рабочие программы по изучаемым дисциплинам. Необходимо подчеркнуть, что учебное заведение, осуществляющее подготовку катехизаторов, должно быть тесно связано с благочиниями и приходами, иметь площадки для прохождения слушателями практики по катехизической деятельности. Приветствуется перевод уже действующих катехизаторских курсов на базу духовных учебных заведений или вузов в епархиях, где существует такая возможность. В высших учебных заведениях подготовка может осуществляться, например, по специальности «религиоведение», «теология» с изучением дополнительных дисциплин цикла «Катехизическая деятельность», а также в форме дополнительного образования. В духовных семинариях и училищах приветствуется создание катехизаторских факультетов (отделений). Для более эффективной работы образовательное учреждение может организовывать филиалы в районных центрах, разрабатывать программы заочного и дистанционного обучения.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

Кроме того, соглашения о сотрудничестве заключаются между Общеепархиальным духовно-просветительским центром и районными администрациями или районными отделами управления образования. В соответствии с первоначальным Соглашением между Новосибирской епархией и Департаментом образования в 2001 году была разработана учебная программа общеобразовательного курса " Православная культура России " . Начиная с 2002 года, в ряде общеобразовательных учреждений проводится апробация этого учебного предмета. До недавнего времени в различной форме занятия по православной куль туре России и основам православной культуры проводились примерно в 50 общеобразовательных школах г. Новосибирска и Новосибирской области, а также в Сибирском кадетском корпусе, и в некоторых высших и средних профессиональных учебных заведениях г. Новосибирска. В настоящее время благодаря активной работе Общеепархиального духовно- просветительского центра занятия по основам православной культуры проводятся уже более чем в 100 учебных заведениях. В ноябре 2006 года начали свою работу курсы для учителей по православной культуре России при Общеепархиальном духовно-просветительском центре. Этим центром разработана специальная программа курсов повышения квалификации по православной культуре России. Курсы проводятся в тесном сотрудничестве с Центром религиоведческого и культурологического образования при НИП-КиПРО и Городским центром работников образования. Общеепархиальным духовно-просветительским центром определены механизмы координации образовательной деятельности епархиальных отделов и намечены перспективы совместной работы по организации, планированию и проведению такой деятельности. Проведению вышеуказанных педагогических конференций и чтений, а также апробации учебных курсов по основам православной культуры помогает совместная издательская деятельность Новосибирской епархии, Департамента образования Новосибирской области и НИПКиПРО. Это, прежде всего, тематические сборники уроков, посвященных Дню славянской письменности и культуры. Это и учебные и учебно-методические пособия для учащих и учащихся, подготовленные и выпущенные в связи с проведением в 2006 году " Года Д.С.Лихачева " , а в 2007 году – " Года русского языка " . Издаются эти пособия в виде книг, брошюр, а также на электронных носителях.

http://religare.ru/2_50120.html

Принципы деятельности Японской миссии ранее были исследованы в учебно-методической квалификационной работе но в существенно менее полной глубине. При этом следует согласиться с верностью приведенных в работе принципов православной миссионерской деятельности. Принципы миссионерской деятельности, следующие из трудов приведены в табл. 9. Таблица 9. Миссионерские принципы по свт. Николаю (Касаткину) Японскому , архиепископу Японскому (в последовательности приведения в текстах и их классификация по категориям Содержание текста Содержание принципа Категория принципа §1 «… миссионеры должны ревностно заняться изучением языка и страны, при чем для них должно иметь одинаковую важность изучение как устной речи, так и письменнаго языка. Им предлежит не только устная проповедь, но и положение основы Православно-Христианской литературы в стране, начиная от перевода священнаго писания и богослужебных книг до составления детских по Закону Божию учебников» л. 123–123об; 50, §10, л. 22–22об]. Устное и письменное благовестие просвещаемому народу, включая создание его письменного языка и переводов на него Св Писания, богослужебных текстов. Создание вероучительной литературы для детей. Церковно-просветительская, духовно-воспитательная и лингвистическая. §2 «По мере изучения языка, миссионеры входят в более и более близкие сношения с туземцами, при чем всегда и при всех обстоятельствах строго наблюдаются ими правила благоприветливаго, кроткаго и осторожнаго обращения …» л. 123об-124; 50, §11, л. 22об]. Установление миссионером личных доверительных отношений с представителям просвещаемого народа. Бережное воспитание новых христиан. Церковно-просветительская, духовно-воспитательная и личностная. §3 «… в числе туземцев прежде всего должно искать таких людей, которые способны были бы, приняв христианскую веру, сами, в свою очередь, послужить для распространения ея. На них, коль скоро они найдены, миссионер по преимуществу не должен щадить ни своего времени и труда, ни своих материальных средств, какими может располагать: это его будущие помощники в деле проповеди – катехизаторы» л. 124–124об; 50, §12, л. 22об-23].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Афанасий Зоитакис Глава IV. Традиционное просветительство и греческое освободительное движение 4.1. Восприятие народными массами деятельности традиционных просветителей. Последующее влияние традиционализма Прежде чем продолжить разговор о характере учения и просветительской деятельности традиционалистов (на сей раз в отношении их взглядов на перспективы антитурецкого восстания), мы должны определить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, подчёркивающая их большое влияние на народные массы. В случае если его можно оценить как существенное, это даст нам возможность порассуждать на тему их роли в подготовке революции. Как мы уже установили в предыдущих главах нашего исследования, коливады Никодим Святогорец , Афанасий Паросский и Макарий Нотарас были не только писателями, но и востребованными современниками учителями и проповедниками. Однако устные проповеди коливадов не сохранились, недостаточно данных и об их контактах с народом, поэтому основным источником, характеризующим их влияние, станут их письменные сочинения. В свою очередь, проповеди и пророчества Космы Этолийского , его непосредственные контакты с народом во время миссионерских путешествий не только позволяют проследить влияние традиционной идеологии на разные социальные слои и группы, но и являются неоценимым источником по численному составу аудитории православных просветителей и востребованности идеологии, носителями которой все они были. О размахе деятельности Космы Этолийского свидетельствуют современники, многочисленные народные предания, вещественные источники. Его биограф ведёт речь о «более чем четырёхстах тысячах» розданных им косынок и платков, а также «чёток и крестиков более пятисот тысяч» 690 . Всё это было им куплено на пожертвования богатых людей, что говорит о влиянии его учения на разные социальные слои. Его первый биограф указывает на более чем четыре тысячи купелей, купленных на средства богатых дарителей по просьбе проповедника. Несмотря на то что наибольшая популярность Космы Этолийского была среди простого народа, а некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени почитали святого и признавали влияние его проповеди 691 . Али-паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал Косме Этолийскому , оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

2.4. Рассмотрение и обобщение наиболее эффективного опыта организации и ведения религиозно-образовательной и катехизической деятельности в благочиниях и на приходах епархии. 2.5. Разработка методических рекомендаций, оказание необходимой помощи в организации религиозно-образовательной и катехизической деятельности в благочиниях и на приходах. 2.6. Содействие в организации катехизаторских и катехизических курсов, духовно-просветительских центров, воскресных школ, православных образовательных учреждений и иных форм православного духовно-нравственного просвещения; 2.7. Налаживание взаимодействия с заинтересованной общественностью, учреждениями и ведомствами органов государственной, региональной и муниципальной власти; III. Состав Коллегии 1. Состав Коллегии утверждается указом епархиального архиерея 2. Коллегия состоит из председателя Коллегии, ответственного секретаря и членов Коллегии. 3. Председателем Коллегии является по должности председатель ЕОРОиК. 3. Ответственный секретарь Коллегии назначается председателем Коллегии. 4. В состав Коллегии по должности входят штатные ответственные за религиозно-образовательное и катехизическое служение в благочиниях и крупных приходах (список приходов определяется руководителем ЕОРОиК). 5. В состав Коллегии могут быть введены профильные сотрудники ЕОРОиК и представители православного педагогического сообщества. 6. К участию в заседаниях Коллегии с правом совещательного голоса могут привлекаться руководители и представители катехизаторских и катехизических курсов, духовно-просветительских центров, воскресных школ, православных образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих духовно-просветительскую деятельность, не противоречащую установлениям Русской Православной Церкви. IV. Обязанности членов Коллегии 1. Председатель Коллегии: 1.1. Вносит правящему архиерею предложения по персональному составу Коллегии. 1.2. Возглавляет Коллегию и руководит ее деятельностью. 1.3. Утверждает план деятельности Коллегии. 1.4. Утверждает повестку дня заседания Коллегии.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010