С этим связан и ещё один приём, широко используемый Никодимом – наличие в его произведениях своеобразного двойного концептуального уровня – они были составлены таким образом, чтобы одновременно быть доступными и начинающим, и более продвинутым слушателям (к последним, как правило, были обращены вынесенные за рамки основного текста произведения сноски). Яркий пример такого подхода – «Невидимая брань» – произведение, содержащее в себе руководство одновременно для нескольких ступеней духовной жизни. Никодим выступал за поэтапное, последовательное приобщение людей к церковному учению. Общаясь с простыми людьми, он знал, что они мало интересуются тонкими богословскими материями и спорами. Поэтому передача знаний и адаптация церковного учения к нуждам простого народа должны были происходить не только через церковную литературу, но и его осознанное участие в церковной жизни, которое в перспективе должно было способствовать консолидации разрозненных национальных сил. Для реализации своей просветительской миссии Никодим Святогорец использовал ряд органично дополнявших друг друга способов. Как и Косма Этолийский , он получил в своей деятельности широкую поддержку, в том числе, и в кругах высшего духовенства и Патриархии. Она позволила организовать сбор средств на реализацию значимой издательской программы (в частности, деньги на издание «Пидалиона» были собраны среди афонских монахов). Произведения Никодима были обращены не только к грекам, но и ко всем православным христианам, поэтому он благосклонно смотрел на перспективу наладить международное сотрудничество по изданию произведений богословского и аскетического характера. Для этих целей им была предпринята поездка к Паисию Величковскому , которая, однако, к разочарованию Никодима, не увенчалась успехом. Наше исследование показало, что ответы на многие вопросы, касающиеся просветительской деятельности Никодима, следует искать в особенностях исихастской традиции, приверженцем которой, несомненно, он был. Именно следованием традиции, жизнью в соответствии с аскетическим опытом, накопленным предшествующими поколениями афонских монахов, объясняются его трудно постижимые, с точки зрения формальной логики, перерывы в активной просветительской деятельности и временный уход со Святой Горы для одинокой отшельнической жизни на острове Скиропула.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Председателю Синодального отдела по делам молодежи вручена награда за вклад в молодежное и просветительское служение в Сибирском федеральном округе 1 августа 2014 г. 10:24 Губернатор Кузбасса А.Г. Тулеев удостоил «Ордена почета Кузбасса» председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия . Награда вручена за вклад в молодежное и просветительское служение в Сибирском федеральном округе. Также руководство Кемеровской области наградило заместителя председателя Братства православных следопытов (БПС), председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонаха Димитрия (Першина) медалью «За достойное воспитание детей». Награждение состоялось во время проведения Всероссийского скаутского слета Братства православных следопытов «Тропою отцов» в ходе встречи руководителей форума с руководством региона, которая состоялась 25 июля 2014 года в администрации города Новокузнецка. На встрече представители Русской Православной Церкви и мэр Новокузнецка С.Н. Гришин обсудили формы и перспективы развития деятельности Братства православных следопытов в Сибирском федеральном округе и вопросы реализации решений Священного Синода о создании учебно-методического центра для Сибири и Дальнего Востока на базе Кемеровского отделения БПС. Во встрече также участвовали митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , заместитель губернатора, руководитель аппарата администрации Кемеровской области А.А. Зеленин, первый заместитель губернатора Кемеровской области М.А. Макин, председатель комитета по взаимодействию с религиозными организациями Е.Н. Стась. По окончании беседы С.Н. Гришин вручил епископу Игнатию и иеромонаху Димитрию (Першину) высокие награды. Согласно решению Священного Синода от 5 марта 2010 года на Кузбасской земле создан межрегиональный учебно-методический центр БПС, участие в деятельности которого принимают более двух тысяч детей, подростков и молодежи из различных регионов Сибирского федерального округа. Особое внимание уделяется работе с детскими домами и приютами. Ежегодно несколько сотен воспитанников детских домов пополняют число православных следопытов Кузбасса, участвуют в походах и лагерных сборах, посещают занятия, изучают основы Православия. Большое значение деятельность БПС имеет для ознакомления родителей с курсом «Основ православной культуры», каковой выбирают более трети всех жителей региона.

http://patriarchia.ru/db/text/3699069.ht...

4. Соответствует ли осуществляемая П. Островским информационная деятельность среди детей и молодёжи правилам и рекомендациям, принятым в Русской Православной Церкви относительно миссионерской деятельности и молодёжного служения, а также признаваемым в Русской Православной Церкви подходам, принципам и правилам в деятельности священнослужителей, в том числе в пастырском служении? Основная часть Ответ на вопрос 1. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действ. ред.), «просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 35 ст. 2). Исходя из этого определения, полагаем вполне обоснованным считать осуществляемую П. Островским информационную деятельность просветительской деятельностью, поскольку в указанном определении нет ограничений и требований относительно нравственной направленности такой деятельности. (Далее будем обозначать её также как информационно-просветительскую деятельность). С внешней организационной точки зрения, информационно-просветительская деятельность П. Островского предстаёт, в частности, в виде некоего организованного им будто бы «приходского» (но на деле не имеющего отношения к Церкви) кружка по работе с детьми и молодёжью (где проходят беседы, проводится досуг за настольными играми, рукоделием, чаепитием, комплиментарными обсуждениями сомнительных компьютерных игр и др., и даже за обсуждениями ещё более сомнительного творчества пропагандистов нетрадиционных сексуальных отношений и иных извращений и т.д.). При этом П. Островский де-факто осуществляет определённую инкультурацию («погружение» в определённое субкультурное, а точнее антикультурное пространство идей и «ценностей», с интроективным формированием соответствующих установок и ценностных ориентаций) собеседников и аудитории в целом в рамках идей и представлений, приверженцем которых он является и считает допустимыми для работы с детьми и молодёжью (частично они будут показаны далее).

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/24/...

Издательский Совет провел ряд просветительских мероприятий в Подольской епархии 24 октября 2023 г. 19:11 23 октября 2023 года в библиотеке имени А.П. Чехова г. Серпухова Московской области состоялась встреча с ведущим специалистом Издательского Совета Русской Православной Церкви по взаимодействию с епархиями священником Захарием Савельевым и лауреатом Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягиным. На встрече присутствовали сотрудники сети библиотек г. Серпухова, преподаватели и студенты Губернского педагогического колледжа. В начале мероприятия священник Захарий Савельев рассказал об основных просветительских проектах Издательского Совета, в том числе Патриаршей литературной премии и детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне», сотрудничестве Издательского Совета с партнерскими вузами и популяризации книжной культуры в молодежной среде. Затем перед аудиторией выступил В.Ю. Малягин, который рассказал о значении Православной Церкви для русской культуры, представил свое творчество. Писатель затронул тему развития современной драматургии. В рамках встречи состоялась презентация краеведческого труда клирика Серпуховского благочиния протоиерея Сергия Свирепова. Выступая с докладом, священник рассказал о богатой истории Серпуховской земли, ее новомучениках и исповедниках, пострадавших в ХХ веке. Мероприятие было организовано в рамках взаимодействия Издательского Совета и Подольской епархии в области популяризации книжной культуры в обществе. Куратором выступил ответственный за книгораспространение в Подольской епархии и развитие библиотечной сети иерей Антоний Киндяков. В тот же день в Подольской епархии священник Захарий Савельев провел семинар для работников и руководителей библиотек Серпуховского района. Он рассказал о деятельности Издательского Совета, направленной на поддержку региональных библиотек в вопросах комплектования, и о благотворительной акции «Подари книгу детям», которая проводится в рамках празднования Дня православной книги. Священник представил в электронном формате пособия, созданные совместно с учебным центром Российской государственной библиотеки и при поддержке библиотечно-информационной кафедры Московского государственного института культуры . Пособия предназначены для библиотекарей, работающих с православными фондами. Отец Захарий также рассказал о взаимодействии Издательского Совета с профильными вузами и культурными площадками города Москвы, среди которых Парк Горького и Парк «Зарядье», а также Библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Выступающий поделился опытом проведения молодежных брейн-рингов, посвященных литературе и православной культуре, рассказал о работе с волонтерами. По материалам сайта Издательского Совета Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» Мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием наших сервисов, а именно сайта http://foma.ru/ и его поддоменов, и являемся оператором в отношении таких персональных данных. Для реализации своих прав, в области обработки персональных данных вы можете использовать эти контакты для оперативной связи с нами: E-mail:  info@foma.ru . Адрес для писем: 123242, Москва, а/я 46. Юридический адрес: 125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 12, стр. 9. Телефон: +7 (800) 200-08-99. Просим вас внимательно изучить Политику конфиденциальности, чтобы понимать, для достижения каких целей мы осуществляем обработку ваших персональных данных, а также как вы можете реализовать права в отношении своих персональных данных, обрабатываемых нами. 1. Общие положения 1.1. Настоящая Политика конфиденциальности Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) разработана во исполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. 1.2. Политика действует в отношении персональных данных посетителей веб-сайта http://foma.ru/ и его поддоменов, которые обрабатывает Фонд содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр» (далее — Оператор). 1.3. Политика распространяется на отношения в области обработки персональных данных, возникшие у Оператора как до, так и после утверждения настоящей Политики. 1.4. Во исполнение требований ч. 2 ст. 18.1 Закона о персональных данных настоящая Политика публикуется в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://foma.ru/ . 2. Основные понятия, используемые в Политике

http://foma.ru/politika-konfidenczialnos...

Католики опечалены уходом Папы Римского — Жан-Франсуа Тири Надеюсь, что и на покое он сможет продолжать свою просветительскую и богословскую деятельность. 11 февраля, 2013 Надеюсь, что и на покое он сможет продолжать свою просветительскую и богословскую деятельность. Папа Римский Бенедикт XVI 11 февраля заявил о том, что покинет папский престол. Комментирует руководитель Культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири: — Без сомнений, для меня заявление Папы Римского — грустная новость. За неполных восемь минувших лет, которые кардинал Ратцингер провел на Престоле апостола Петра, все христиане смогли оценить его человеческие и пастырские качества. Из его уст они слышали лишь слова любви и желание напоминать о великой новизне Боговоплощения. Все его усилия были направлены на свидетельство совместимости между разумом и верой. Надеюсь, что и на покое он сможет продолжать свою просветительскую и богословскую деятельность. Конечно, еще рано  прогнозировать, к каким последствиям приведет его уход, но я опечален. И, думаю, мои чувства разделяют сегодня многие католики. Но в какой-то мере я воспринимаю эту новость как следствие той мысли, которую он высказал в 2010 году в книге-интервью «Свет мира», подготовленной немецким журналистом Пэтером Зевалдом. Тогда он заявил, что, «когда Папа доходит до ясного осознания, что он физически, умственно, духовно больше не может выполнить порученную ему задачу, тогда он имеет право и, в определенных обстоятельствах, даже обязанность уйти в отставку ». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 июля, 2016 8 февраля, 2016 10 июня, 2013 28 февраля, 2013 27 февраля, 2013 26 февраля, 2013 25 февраля, 2013

http://pravmir.ru/katoliki-opechaleny-ux...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вопросы строительства православного духовно-просветительского центра в Анадыре обсудили на встрече правящего архиерея Чукотской епархии и губернатора Чукотки 08.06.2018 4 июня 2018 года состоялась рабочая встреча епископа Анадырского и Чукотского Матфея (Копылова) с губернатором Чукотского автономного округа Р.В. Копиным. В ходе общения стороны обсудили ряд вопросов из разных областей общественной деятельности: образования, строительства, социально-культурной сферы. Владыка Матфей предоставил Роману Валентиновичу статистику выбора модуля «Основы православной культуры» по данным на май среди учеников 4-х классов общеобразовательных школ региона: родители 22,8% (224 из 780 учащихся) четвероклассников выбрали ОПК. Рассказывая о работе в дошкольных образовательных учреждениях г. Анадыря , архиерей сообщил, что осенью сего года планируется ввести изучение православного компонента в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Педагоги дошкольных учреждений уже прошли соответствующие курсы повышения квалификации в апреле текущего года. Одной из главных тем беседы стало строительство храма в г. Певеке и пос. Угольные Копи . Обсуждались этапы строительства, которое планируется выполнить в 2018 году. На встрече был утвержден проект благоустройства прихрамовой территории в пос. Угольные Копи. Стороны обсудили проектные решения по строительству духовно-просветительского центра на территории храмового комплекса кафедрального собора г. Анадыря. В ходе беседы было высказано общее мнение о значимости для жителей региона данного центра. Продолжается сотрудничество с семинариями и духовными учебными заведениями по программе командирования священнослужителей в Анадырскую епархию и распределения пастырей в отдаленные части региона, такие как пос. Берингово, Марково, Провидение. Владыка Матфей рассказал главе региона о грантовом проекте «Духовная культура народов России», который уже третий год успешно реализуется силами епархии при поддержке департамента образования, культуры и спорта ЧАО. В рамках данного проекта с января по июнь сего года были организованы девять выставок, которые посетили около пяти тысяч человек. Выставки проходили в городах Анадырь, Певек, Билибино, поселках Угольные Копи, Провидение Лаврентия, Беринговский, Усть-Белая, Снежное. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.06.2018 07:55:27

http://drevo-info.ru/news/23717.html

Важно также определить место учения и просветительской деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца в контексте идейной полемики конца восемнадцатого века, во многом предопределившей не только устройство новогреческого государства, но и его национальные и духовные ориентиры. Следует рассмотреть, насколько соответствует истине распространённое утверждение, относящее Косму Этолийского и Никодима Святогорца к лагерю сторонников новогреческого Просвещения. Также необходимо сопоставить их общественно-политические концепции, духовные ориентиры и просветительскую деятельность. В историографии ещё не было проведено подобного анализа, поэтому данная тема представляет значительный интерес. Отдельная глава будет посвящена рассмотрению православного традиционализма. Необходимость дать его общую характеристику обусловлена следующими обстоятельствами: недостаточной изученностью традиционного просветительства в современной историографии, противоречивостью оценок этого идейного направления, а также нашим несогласием с некоторыми положениями, общепринятыми в современной историографии. Представляется необходимым определить особенности традиционализма, его хронологию, структуру и однородность. Ранее такой анализ в историографии практически отсутствовал, некоторые авторы отмечали сходство взглядов представителей традиционного направления, но при этом всё равно продолжали делить его на ряд мелких идеологических течений 7 (коливады, традиционалисты, русофилы и т. д.). Сосредоточившись на решении практической задачи просвещения соотечественников, традиционалисты, как правило, уделяли мало внимания теоретическому обоснованию своих взглядов. В связи с эти фактически наша задача заключается в выявлении их мировоззренческих подходов через их практические действия. Методологической основой исследования является принцип историзма, а также «метод участия», разработанный отечественным учёным С. Хоружим 8 . Следующий круг проблем, которые предстоит разрешить, связан с участием традиционных просветителей в греческом национально-освободительном движении. В рамках этой работы мы рассмотрим вопрос о степени, характере и особенностях влияния традиционалистов на народные массы. Необходимо также выяснить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, в соответствии с которой греческое национально-освободительное движение тесным образом связано с распространением просвещения и образования. При этом в центре внимания, безусловно, будет роль просветительской деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца в развитии образования и достижении национального освобождения. Решение всех этих проблем позволит дать общую характеристику их общественных взглядов и просветительской деятельности и осветить их роль в возрождении греческого национального самосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

nikitskij.livejournal.com Публичные лекции, курсы, статьи под угрозой запрета? Закон о просветительской деятельности принят во II чтении Многие научные проекты не выживут 11 марта, 2021 Многие научные проекты не выживут nikitskij.livejournal.com Госдума приняла во втором чтении законопроект, который вводит в закон об образовании понятие «просветительская деятельность». Корреспондент «Правмира» Вероника Словохотова поговорила с учеными и журналистами и выяснила, как новые поправки могут усложнить жизнь популяризаторам науки и тем, кто просто хочет открыть курсы по вязанию. «Это усложнит работу, а проку не будет» Сергей Попов, астрофизик и профессор РАН, автор петиции против принятия поправок в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Сергей Попов — Просветительская деятельность в законопроекте определяется как деятельность вне рамок образовательных программ, которую может проводить кто угодно: юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели. И это настоящая логическая катастрофа, потому что в закон об образовании, образовательных учреждениях и образовательных программах вводятся поправки, которые не касаются ни того, ни другого, ни третьего.   К тому же поправки дублируют другие законы. Все эти слова про запрет разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни уже есть в Уголовном кодексе и законе «Об экстремизме». Но ведь у нас нет отдельного закона, который запрещал бы разжигать религиозную и расовую рознь, например, в стихах. Наконец, главное. Сами по себе поправки ничего не регулируют: они дают разрешение федеральным органам написать бесчисленное количество других подзаконных актов, которые и будут регулировать просветительскую деятельность тем или иным способом — очевидно, с содержательной точки зрения. Опять-таки мы возвращаемся к тому, что есть много разных законов, а просветительская деятельность всегда осуществляется в каком-то формате. Например, это могут быть просветительские статьи, и тогда они попадают под закон о СМИ, это могут быть публичные выступления, которые регулируются уже другим законом.

http://pravmir.ru/uchenye-ni-v-chem-ne-v...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Духовно-просветительские центры и возвращение отпавших Данная статья является размышлением автора об актуальности творческого развития деятельности приходских общин, преобразовании учебных структур при храмах в духовно-просветительские центры, перспективах данного процесса, а также обобщением собственного опыта руководства духовно-просветительским центром. Написана в продолжение обсуждения проблематики возвращения отпавших от Церкви, поднятой священником Тигрием Хачатряном в одной из публикаций на портале «Богослов.Ru» . Статья   « Мы должны творить оазисы религиозной культуры среди современности, напоминающей одичавшие поля, где рядом растут сорные травы и культурные растения, мы должны для себя, никому не навязывая, искать подлинной, а не внешней сочетанности Церкви и мира, Церкви и культуры». (проф. прот. Василий Зеньковский )   Как известно, в настоящее время и в столице, и во многих провинциальных городах нашей страны действуют приходские воскресные и православные общеобразовательные школы, призванные к решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С этой же целью с 2002 года в светских общеобразовательных учебных заведениях официально разрешено преподавание Основ православной культуры, а с 2009 г. фактически речь идет уже о полномасштабном национальном проекте в области духовно-нравственного воспитания. Все чаще многие иерархи и священнослужители сейчас говорят о том, что взрослых людей нужно готовить к принятию церковных Таинств, прежде всего Крещения, посредством проведения систематических огласительных бесед или индивидуальной пастырской работы с семьями. Однако реальный опыт показывает ошибочность суждений о том, что внимание проблеме духовно-нравственного воспитания, воцерковления молодежи и взрослых должно уделяться исключительно в рамках образовательного процесса .

http://bogoslov.ru/article/904609

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010