Николая Чудотворца (1890) на хуторе Белый Колодец Медвенского р-на, вмч. Георгия Победоносца (1905) в с. Филатове Обоянского р-на, в честь Введения во храм (1907) в с. Белица Беловского р-на. Наибольшей популярностью пользовался типовой проект Слесарева для кирпичного приходского храма - с продольным крестообразным планом, 8-гранным шатром на мощном барабане над средокрестьем (нередко барабан окружали малые главки) и высокой 3-ярусной шатровой колокольней, напр. церкви во имя свт. Николая Чудотворца во Льгове (1895-1905), прор. Илии (1899) в с. Благодатном Кореневского р-на, вмц. Параскевы Пятницы (1903-1914) в с. Погорельцеве Железногорского р-на, Покровская (1903) в с. Боброве Рыльского р-на, Казанская (1912) в с. Мелехино 2-е Щигровского р-на. Позднее Грушецкий переработал этот проект: в Архангельском храме (1902-1908) в дер. Глебовщина Фатежского р-на шатер на граненом барабане заменил круглым барабаном с луковичной главой. С именем Слесарева связывают строительство 2 крупных храмов в Обояни. Оба здания близки по формам - центрические 4-столпные массивные кирпичные объемы с грубоватым декором. Одноглавый Троицкий собор (1891-1908) выдержан в рус. стиле с неороманскими элементами в духе храмовой архитектуры М. А. Щурупова и А. М. Горностаева, для к-рой необычен ступенчатый 2-ярусный купол с маковкой. Пятиглавая ц. во имя св. Александра Невского (1891-1907) несет в себе черты неовизант. стиля. Слесарев создал типовой проект однокупольного храма в визант. стиле с крестообразным планом, трапезной и колокольней, где доминирующим мотивом являются тройные окна торцевых фасадов, вписанные в полукруглые закомары: ц. во имя свт. Феодосия Черниговского (1903) в с. Попово-Лежачи Глушковского р-на. К визант. стилю более тяготел Грушецкий. Он разработал аналогичный типовой проект 5-купольного храма с трапезной и колокольней для ц. во имя Св. Троицы (1910) в с. Поныри 2-е Поныровского р-на, повторенный в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1900-1911) в с. Любицком Медвенского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

На территории монастыря находился св. источник, ископанный, по легенде, прп. Сергием Радонежским . Настоятели Архитектура К первой половине XVII века в монастыре был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы " на подклетях... о двунатцати стенах " . " На передних стенах " Успенской церкви был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 1670-х годах деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в монастырь патриархом Московским Иоакимом, летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февраля 1677 года. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской церкви: " В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим " . У храма имелось два крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 год. В описях монастыря 1620-70-х годов значится и другая теплая деревянная (с 1672 соборная) церковь во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки " под монастырем " стояла шатровая на подклете теплая церковь во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 года и в течение первой половины XVIII века на деревянных святых вратах монастыря находилась церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой литературе сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Дудина монастыря - конец XVI века. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: " Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии " . Однако, судя по описям XVII века, каменной колокольни в монастыре тогда еще не существовало. С 1620-х годов " колокольница " с 6 колоколами и " часы боевые " находились над святыми вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 году, при игум. Евфимии II (а не Евфимии I).

http://drevo-info.ru/articles/13680103.h...

В псковской части епархии положение владыки осложнялось тем, что духовенство пользовалось широкой автономией, архиерей мог пребывать в Пскове лишь краткое время и не каждый год. У М. в Пскове имелись сторонники. Так, высокие оценки его деятельности отмечены в Погодинском списке Псковской I летописи (т. н. свод 1547 г.): «Сед же святыи на архиепископьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть» (ПсковЛет. Вып. 1. С. 104). 26 янв. 1528 г. М. впервые прибыл в Псков, где попытался установить контроль своего наместника за перемещениями и поставлением игуменов, попов и диаконов (к-рые должны были соответствовать определенному уровню нравственности и иметь ставленнические грамоты) ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 2. С. 84). Но, по-видимому, архиепископ не смог добиться поставления достойных людей священниками в Пскове. В царских вопросах Стоглавому Собору сообщалось, что владычный наместник в Пскове берет деньги за выбор кандидата в священники с недостойных людей ( Емченко. 2000. С. 309). «По Крещении Господни» в 1536 г. М. вновь посетил Псков. В 1540 г. архиеп. М. принял делегацию псковских священников, которые сообщили о смущении в Пскове в связи с привозом в него резных изображений св. Параскевы Пятницы и свт. Николая Чудотворца («многие невежливые люди поставиша то есть болванное поклонение»). Эти иконы были показаны М., и он ими «знаменовался... и молебен им соборне пел, и честь им воздал», после чего повелел псковичам эти «святые иконы стречати соборне всем» (ПсковЛет. Т. 1. С. 109-110). В период архиерейства М. в Пскове были возведены каменные церкви св. прор. Илии (1529), прп. Варлаама Хутынского (1530), св. Димитрия Солунского (1533), свт. Николая Чудотворца на Усохе (1536), во имя Трех святителей в Запсковье (1538), во имя св. апостолов Петра и Павла на Старой стене, монастырская святых Космы и Дамиана на Гремячьей горе, св.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Церковь свт. Николая Чудотворца на Бутырском валу у Тверской заставы. Архит. И. Г. Кондратенко. 1915 г. Церковь свт. Николая Чудотворца на Бутырском валу у Тверской заставы. Архит. И. Г. Кондратенко. 1915 г. Домовые церкви, возведенные на рубеже веков, играли все более важную роль в архитектурном облике ансамбля, они выделялись не только иным решением фасада, но и отдельным завершением, особым декором. В комплексе женского Коммерческого училища на ул. Зацепа ц. в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1904-1905, архит. Н. Л. Шевяков), пристроенная с востока к ряду зданий, имеет не только главу над наосом, но и главу над алтарем, выделенную шатром колокольню, крыльцо на главном фасаде с декором в виде майоликового панно и мозаичной иконой. Домовая ц. во имя св. архидиак. Стефана при Нечаевской богадельне (им. С. Д. Нечаева на Шаболовке, 1906, архит. Р. И. Клейн; не принадлежит РПЦ) имеет отделку с мотивами средневекового зодчества - романского или византийского (арочные окна и галереи на колонках; 2 яруса; пощипцовые мотивы в завершении); при этой церкви в разном масштабе и свободной композиции прямо у алтарных апсид, а не у зап. части была построена звонница с крыльцом-киворием. Варианты с ориентацией на зодчество средневек. Пскова, возможно как подвид петербургского модерна, были использованы в таких домовых храмах, как, напр., ц. в честь Чуда арх. Михаила в здании подворья уфимского Михайловского жен. мон-ря у Пресненской заставы (1914-1918, архит. И. П. Машков). Подворье с закрытым в 20-х гг. XX в. храмом было превращено в 3-этажный дом, на к-ром прекрасно читается фасад церкви с 3-лопастной аркой, со вписанной композицией из 3 окон и с пощипцовым покрытием. В эту церковь в 20-х гг. XX в. была передана часть икон из церкви на Ходынском поле (дальнейшая судьба неизв.). Перестройка или новое оформление храмового сооружения или комплекса не означали полного сноса или тотальной переделки. Даже при полной перестройке колокольни делали в неск. ярусов с шатровым завершением, как при переделке ц. Николы «Красный звон» в Китай-городе (1858), хотя сами ярусы получили ордерную декорацию. При перестройке сохраняли детали прежней архитектуры: так, в 1864 г. были сохранены полуглавия на зап. и вост. фасадах ц. прор. Илии на древнем подворье Новгородского митрополичьего дома. Пристройки к старинным церквам делали с учетом их архитектурного облика: к наосу ц. Св. Троицы на Капельках на 1-й Мещанской ул. (позднее проспект Мира) новую трапезную (1907-1909) по проекту архит. И. С. Кузнецова возводили в формах нарышкинского барокко, к монастырскому варианту к-рого принадлежала сама церковь (1708-1712, не сохр.); вход в новую трапезную напоминал вход в здание кремлевского Арсенала (1702-1736).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В 1730 г. Городок перешел во владение к униатскому митр. Афанасию Шептицкому , к-рый в 1740 г. перестроил Ильинскую ц. в стиле укр. барокко, построил на острове митрополичью резиденцию, а при ней каменную домовую ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Митр. Шептицкий передал храму богослужебные книги и колокола львовских мастеров. В 1772 г. были возведены св. врата и 2-ярусная деревянная колокольня над ними. После 2-го раздела Польши и присоединения Волыни и Подолья к России в 1794 г. митрополичья резиденция была упразднена, имп. Екатерина II пожаловала постройки гр. Эстергази, к-рый перестроил церкви в стиле дворцовой архитектуры, разбил парк. К кон. XIX в. владельцем Городка был археолог-любитель барон Ф. фон Штейнгель. Многочисленные древние находки на территории мон-ря привлекли внимание ученых. В 1896 г. Штейнгель вместе с историком Н. Ф. Биляшевским создал на острове первый на Волыни краеведческий музей, для к-рого построил каменный корпус. Музей имел 3 отдела: естественнонаучный, этнографический, церковно-исторический, включавший большую коллекцию икон, крестов, облачений. Ныне фонды музея находятся в архиве Ровенской обл. и в Ровенском обл. краеведческом музее. В 80-х гг. XIX в. Никольский храм был открыт как приходский. К 1890 г. приход владел 2 дес. 4 саженями усадебной, 27 дес. пахотной и 3 дес. 317 саженями сенокосной земли. В храме служили свящ. М. Берестовский и псаломщик И. Теодорович. С установлением в 1939 г. советской власти в Зап. Украине семья барона Штейнгеля эмигрировала в Германию, Никольская ц. была закрыта. В 1940 г., после присоединения Зап. Украины к УССР, в монастырских строениях был расположен туберкулезный диспансер. После 1945 г. на острове был открыт костнотуберкулезный санаторий (в 1991 закрыт). Ок. 1990 г. Никольский храм был открыт как приходский, в 1992 г. захвачен деятелями УПЦ КП. 3 апр. 1993 г. Г. м. возобновлен как женский, настоятельницей стала игум. Михаила (Заец). В одном из корпусов был освящен домовый храм во имя прор. Илии. В 1999-2006 гг. построены храм в честь Рождества Христова и 2-этажный келейный корпус с домовой ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. Среди святынь Г. м.- чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери. При Г. м. действуют духовное уч-ще регентов и псаломщиков, воскресная школа, устроены скит во имя св. прав. Анны (с. Онишковцы Дубновского р-на), подворья во имя вмч. Георгия Победоносца (г. Ровно) и в честь Вознесения Господня (пос. Млинов). К нач. 2006 г. в Г. м. проживало ок. 130 сестер.

http://pravenc.ru/text/166251.html

Богородицк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1811. Год утраты:1939 (взорвана) Адрес: Россия, Тульская область, г. Богородицк, ул. Коммунаров Координаты: 53.768355, 38.134356 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь г. Богородицка В приходе: часть г. Богородицка и д. Крутой Верх. Время образования не установлено. Каменная церковь с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1811 г. на средства прихожан. Приделы: правый - во имя пророка Илии, левый - во имя свт. Митрофана Воронежского; в трапезной правый - во имя Иоанна Предтечи, левый - во имя Николая, архиеп. Мир Ликийского. Ф. 1449, III кат., 5 ед. хр., 1820-1886 гг., 1 оп. (хронол., рукопись). http://new.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz3.shtml Покровская. Приход этой церкви возник еще до возведения Богородицка на степень города. Его составляла Пушкарская слобода, в которой построен был деревянный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Время построения этого храма неизвестно. В настоящее время приход состоит из городских обывателей и крестьян дер. Крутого Верха в 12-ти в. от прихода. Всех жителей в приходе числится 743 м. п. и 737 ж. п. В 1807 г. приходский деревянный храм сгорел: вместо него, на средства прихожан, построено было в 1808-11 гг. каменное здание для храма в то же наименование; но, по недостатку средств, храм приводился к окончанию медленно. В 1811 г. в нем был устроен только придел во имя св. Чудотворца Николая. После этого придела были устроены, неизвестно в каком году, главный алтарь храма и другой придельный во имя св. Иоанна Предтечи. В 1849 г. в настоящем храме, близ правого клироса, устроен придел во имя св. прор. Илии. К 1854 г., близ левого клироса в том же храме устроен придел во имя св. Митрофана Воронежского на средства прихожанки девицы из дворян Агриппины Александр. Лопухиной. На средства той же г. Лопухиной в 1860 г. построена была каменная колокольня вместо прежней деревянной, разбитой молнией 10 мая 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=35382

Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1648) находится в г. Идра на одноименном о-ве. Ранее собор принадлежал Успенскому мон-рю, действовавшему до 1832 г. и игравшему значительную роль в общественной жизни острова. Другие 5 митрополичьих соборов: свт. Николая Чудотворца на о-ве Спецес, Успения Пресв. Богородицы на о-ве Эгина, Небесных сил бесплотных в Эрмиони, св. Иоанна Предтечи в Краниди, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Порос. В наст. время в епархии 52 приходских храма, 754 сельские церкви и часовни. Действуют 3 муж. и 8 жен. мон-рей; муж. и 9 жен. исихастириев. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Муж. мон-ри: Живоносного Источника на о-ве Порос (нач. XVIII в.; 5 монахов); прор. Илии на Идре (основан в 1771 иеромонахами Дамаскином и Нафанаилом как подворье мон-ря Пресв. Богородицы, в 1815 храм подворья был разрушен и заново отстроен пелопоннесским мон. Иерофеем; в 1824-1825 здесь находился под арестом Т. Колокотронис, полководец национально-освободительной революции 1821-1829 гг.; 2 монашествующих); Св. Троицы на о-ве Идра (1704). Жен. мон-ри: Успения Пресв. Богородицы ( Хрисолеондисса ) на о-ве Эгина (нач. XVII в.; название происходит от сел. Леондио; 5 монахинь); св. бессребреников Космы и Дамиана в Эрмиони (XI в.; 5 монахинь); Всех святых на о-ве Спецес (1830-1833; 32 монахини); прп. Евпраксии (Доку) на о-ве Идра (1808; назван по имени Георгия Доко, внука основателя мон-ря Анфима Хадзинкиониса, или по о-ву Докос; 1 монахиня); Рождества Пресв. Богородицы Зурвы на о-ве Идра (1710; название происходит от имени аристократа, имевшего там поместье; 8 монахинь); прп. Матроны Хиосской на о-ве Идра (1865; 2 монахини); свт. Николая Чудотворца на о-ве Идра (1724; 2 монахини); Пресв. Богородицы Элефтеротрии на о-ве Эгина (1960; 3 монахини). Муж. исихастирий во имя Пресв. Богородицы Кехаритомени близ Тризины (1976; 15 монахов). Жен. исихастирии: Св. Троицы (свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) на о-ве Эгина (нач. XX в.; 13 монахинь); вмц. Екатерины на о-ве Эгина (1917; 4 монахини); вмч. Мины Фригийского на о-ве Эгина (1953; 30 монахинь); Рождества Пресв. Богородицы и мч. Христофора Ликийского на о-ве Эгина (1946; 5 монахинь); вмц. Анастасии Узорешительницы на о-ве Эгина (1955; 10 монахинь); мц. Фотинии Самаряныни и прп. Елисаветы Чудотворицы на о-ве Идра (1860; 2 монахини); Пресв. Богородицы Пантанассы (Всецарицы) в Краниди (1965; 4 монахини); прав. Анны в Краниди (1945; 1 монахиня); вмч. Димитрия на о-ве Эгина (1 монахиня).

http://pravenc.ru/text/293551.html

Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Ж. И.» дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение «Ж. И.» как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Одна из ранних, гравированная на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо « I. S. ») представляет собой большой лист со множеством комментирующих надписей: «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. 1241). Извод со страждущими показан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. 1245) представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Ж. И.» включался в состав гравированных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», нач. XIX в.- Там же. С. 479-483. 1217(64)); 4-листовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483-485. 1218(147)); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду). Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX вв. в России образов «Ж. И.», в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и мн. др. (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Шухободь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1912. Адрес: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с. Шухободь Координаты: 59.229621, 37.708485 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Череповецкий уезд, Шухободская волость, с. Шухободь – Череповецкий район, Абакановский с/с, Шухободь. Николаевская Шухободская церковь, каменная, построена в 1912 году. Шухободская Николаевская церковь. РФ: с. Шухободь, Череповецкий р., Вологодская обл. РИ: Череповецкий у., Новгородская губ. Николаевская церковь построена в 1856 г. Каменная, тёплая, украшена живописью, посреди крыши трибун с главой, в трибуне: потолок - каменный свод, 12 окон. Колокольня в 2 яруса. Престолы в честь: свт. Николая Мирликийского, Воскресения Христова, Всех Святых. Вторая церковь Казанская, построена в 1794 г., переустроена по новому плану в 1908 г. Каменная, посреди крыши трибун с главой, холодная. Престолы в честь: иконы Божией Матери " Казанская " , прор. Илии, преп. Алексия, человека Божия. В собственности церкви имелись: церковный дом (двухэтажный, каменный 1880 г.), 3 амбара (один хлебный, второй около 1902 г., 3-й мельничный, с избой, около 1910 г.). Часовни: 1) в д. Плоскове, деревянная, обшита тёсом, стоит среди деревни, иконостас («не имеет ценности»); 2) при д. Лемье, деревянная, обшита тёсом, с крыльцами вокруг, иконостас («не имеет ценности»). Источники: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1044. Л. 44-46. Л. 47-48 - план и фасад храма. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 103, 166, 189. В конце тридцатых годов XX века обе церкви были закрыты и разрушены. Во время Великой Отечественной войны в зданиях церквей была размещена автомобильная база по ремонту поврежденной техники. Внутреннее убранство церквей было разрушено, снесена колокольня. После войны церкви передали в собственность профессионально-технического училища. В красном здании сделали спортзал, а в белом была мастерская по ремонту тракторов и другой техники. В здании бывшей земской школы на первом этаже размещалась почта, на втором – библиотека и клуб. В 80 – 90 годы в этом здании размещались некоторые классы начальной школы. В 1991 году - размещался магазин. В настоящее время здание разрушено и пустует. http://shuhobod.ru/history/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14708

На вост. стене - фигуры святых царя Константина и царицы Елены, справа - мч. Мины, прп. Параскевы, праведных Иоакима и Анны. Над ними представлены поясные фигуры пророков Иезекииля, Илии, Даниила, Аарона, Моисея, Самуила и Иеремии, на своде - «Вознесение Господне». В центре храма стоит распятие с частицей Животворящего Креста. Совр. вид Верхнего О. сложился в 1924-1926 гг., когда после пожара 1923 г. по проекту рус. архит. Владимира Сукуренко были отремонтированы фасады храмов и построены келейный и паломнический корпуса. При входе в Верхний О. стоит часовня во имя мч. Исаии Острожского (2016). Нижний О. Находится в местности Косерадичи (или Госерадичи), в 3 км от Верхнего О. (640 м над уровнем моря). Сначала здесь находилось подсобное хозяйство, в 1723 г. возвели ц. вмч. Георгия Победоносца (в 1770 сожжена турками, восстановлена в 1799, в 1896 разрушена при землетрясении, вокруг ее развалин находятся монашеские захоронения), в 1742 г.- жилой корпус, в 1820 г.- однонефный Троицкий храм со звонницей (пристроена во 2-й пол. XIX в.; иконостас работы иером. Наума (Андрича) 1969-1973 гг.). В комплекс Нижнего О. входят келейные корпуса (1742, 1800), трапезная (украшена сценой «Острожские монахи на Небесной лествице» работы Гаврила Марковича). Ограда вокруг Нижнего О. сложена из жерл пушек, использовавшихся в 1876 г. в решающей черногорско-тур. битве на плато Вучий-До близ Билечи. В архиве О. хранятся грамота от 27 нояб. 1651 г. патриарха Печского Гавриила (Раича) о посвящении свт. Василия во епископа Герцеговинского, завещание святителя 1666 г., а также документы о деятельности обители с 1885 г. Мн. ценности из ризницы и б-ки О. сейчас находятся в различных собраниях: напр., Минея на сент.- в ц. прор. Илии в г. Плевля (Черногория), подсвечник (1799) - в мусульм. текке в г. Благай (Босния и Герцеговина), медный сосуд (1761) - в мон-ре Блишкова (Черногория). От библиотечного собрания сохранились лишь сборник XVI в. (с утратами) и «Архиерейский чиновник» (1638), принадлежавший Никону, экзарху патриарха Печского Арсения (Черноевича). Сейчас в ризнице имеются 15 икон (древнейшие из них - XVII в.: свт. Николая Чудотворца и «Схождение во ад», возможно, кисти иконописцев семей Рафаилович или Димитриевич), орарь архим. Иосифа (Павичевича) сер. XVII в. (вероятно, работы ювелира из Сараево Савы Божича), напрестольный крест (XIX в., дар австр. имп. Франца-Иосифа), серебряный оклад с частицами мощей 5 мучеников, крест (1864) гравера Якова Марковича из Подгорицы со сценами двунадесятых праздников и др.

http://pravenc.ru/text/2581665.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010