В наст. время в митрополии действуют 164 приходских храма, 133 парекклисиона, 315 экзокклисионов, 90 кладбищенских церквей, 51 монастырский храм, 6 муж. монастырей (вмч. Георгия Победоносца близ с. Фенеос, Успения Пресв. Богородицы близ Немеи, прмч. Николая Вуненского близ Перахоры, Воскресения Христова в Лутраки, Пресв. Богородицы «Радость всех» в Календзи, равноап. Космы Этолийского близ с. Килини), 11 жен. мон-рей (Успения Пресв. Богородицы, или Пресв. Богородицы Фанеромени, близ Хилиомоди, прп. Патапия близ Лутраки, вмч. Димитрия Солунского близ Хилиомоди, прмч. Николая Вуненского близ с. Мапсос, прор. Илии близ с. Захоли, Успения Пресв. Богородицы Леховис с храмом XII или XIII в., сщмч. Власия близ с. Ано-Трикала, Пресв. Богородицы Корифис близ с. Камари, вмц. Марины в Лутраки, сщмч. Ферапонта в Галатаки, свт. Афанасия Великого близ с. Пулица), 7 жен. исихастириев (Вознесения Господня и прп. Герасима Кефалинийского близ Лутраки, Введения во храм Пресв. Богородицы «Геллиниу» близ Ано-Трикалы, Честного Креста близ с. Мапсос, сщмч. Харалампия близ Каламаки, св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в с. Сули, свт. Нектария Эгинского в с. Василико, прор. Илии близ Лутраки) и муж. исихастирий свт. Николая Чудотворца близ Айи-Теодори. Коринфские архиереи Ап. Сила (I в.), ап. Сосфен (I в.), Аполлоний (1-я пол. II в.), Прим (II в.), сщмч. Дионисий (между 161 и 180), Вакхилл (кон. II в., возможно, 196), Гесиод (1-я пол. IV в.), Дионисий (между 337 и 352), Епиктет (упом. в 371 или 372), Евстафий (упом. в 381), Дорофей (кон. IV в.), свт. Александр (упом. в 406), Периген (419 - после 435), Ерасистрат (упом. в 446 и 449), Петр (упом. в 451 и 457/8), Фотий (упом. в 536), Феодор (VI в.), Анастасий (?-591), Иоанн (упом. в 591, 595), Стефан (упом. в 680/1), Иоанн (787-815), Гавриил (VIII или IX в.), Иларион (упом. в 870), Иоанн (упом. в 879), свт. Павел, брат свт. Петра Аргосского (упом. в 901-907), аноним (не позднее 946), Василий (950-970), свт. Афанасий (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025)); иногда в лит-ре неверно указана дата смерти - 957), неизв.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

В росписи церкви прор. Илии в Ярославле  на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам " Всех скорбящих Радость " московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников. Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви прор. Илии в Черкизове в Москве . Чтимый образ " Живоносного Источника " дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, " Умягчение злых сердец " ; Иерусалимская, " Взыскание погибших " ) и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на которой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона " О Всепетая Мати " , представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение " Живоносного Источника " как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - начала XX века отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX веках в России образов " Живоносного Источника " , в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII века, к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и многие другие  . 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Первоначально храм был освящен в честь Рождества Христова. Приделы в честь прор. Илии и свт. Николая чудотворца. Храм был закрыт в 1939 г., в храме устроена ремонтная мастерская. В Никольском приделе была демонтирована одна из межоконных перегородок и в образовавшемся проеме оборудованы большие въездные ворота для въезда техники. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг., во время немецкой оккупации, храм также использовался как мастерская. По свидетельству местных жителей, в храм для ремонта загоняли немецкие танки. В 1943 г. храм передан верующим, храм снова стал использоваться по прямому назначению. В это же время храм освящен в честь Преображения Господня. До 2013 г. Богослужения в основном совершались в Ильинском приделе. В 2013 г. проведено отопление в главный придел, основные Богослужения с этого времени совершаются в нем. В конце 2013 г., в праздник свт. Николая чудотворца, возобновлены богослужения в Никольском приделе. В 2014-15 гг. отреставрирована трапезная храма, где расположены приделы прор. Илии и свт. Николая. В никольском приделе возведен новый иконостас. В конце 2015 г. капитально отремонтирован главный алтарь храма. 30 сентября 2015 г. Ильинский придел освящен архиерейским чином преосвященнейшим Сергием, епископом Вяземским и Гагаринским. В приходе особо почитается вмц. Параскева Пятница, источник которой находится в 7-х км от храма, близ д. Брылево. По преданию, он забил после явления на этом месте одному благочестивому человеку вмц. Параскевы Пятницы. Имеется информация о другом храме, который был построен в 1825 г. на средства прихожан рядом с Преображенским (Рождества Христова) и использовался в качестве зимнего, освящен в честь Сошествия Святого Духа. По свидетельству местных жителей, храм в честь Рождества Христова (зимний) был разрушен в 30-е годы ХХ века. http://baskakovo-hram.cerkov.ru/o-xrame/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В свечной лавке храма есть женщина по имени баба Женя, так вот она говорит, что при реставрации храма они снимали три слоя штукатурки, под которыми нашли табличку с указанием года 1635.

http://sobory.ru/article/?object=03501

Моржегоры. Церковь Иоакима и Анны. Иоакимо-Аннинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Моржегорский приход Виноградовский район Архангельская область Приход располагался на левом берегу Северной Двины, в 154 верстах от Холмогор. В его составе было 19 деревень, жителей в которых к 1 января 1894 г. насчитывалось: 735 человек мужского пола и 789 - женского (в 1888 г. - 700 мужского пола и 771 женского). Приход существовал уже в XVI веке, как видно из грамоты Новгородского митрополита Макария от 15 апреля 1621 г., данной священнику церкви Иоакима и Анны Моржегорской волости Ивану Ермолину в ответ на челобитную крестьян Михаила Окулова, Климентия Тимофеева и других, каковой грамотой разрешалось вместо прежнего ветхого храма во имя Иоакима и Анны построить новый во имя тех же святых с придельным храмом в честь прор. Илии. По просьбе приходского священника Иакова Гурьева бревенчатые стены этого храма разрешено было отесать, по грамоте архиепископа Афанасия от 1688 г., между прочим писавшего, чтобы плотники при этом были однобрачные, чтобы щепа была сожжена в чистом месте, а пепел высыпан в воду. Церковь сгорела 8 марта 1700 г., как видно из грамоты архиепископа Афанасия на имя священника Василия от 23 марта 1700 г. Вместо сгоревшей была построена новая церковь во имя тех же святых Богоотец Иоакима и Анны и прор. Илии. Освящена 16 октября 1726 г. Второй приходской храм - во имя свт. Василия Великого, устроен в 1700 году по благословляющей грамоте архиепископа Афанасия от 23 марта того же года. Первый в приходе Васильевский храм к 1639 г. обветшал настолько, что в нём невозможно было служить. Новгородским митрополитом Аффонием 10 апреля 1640 г. была дана грамота в ответ на челобитную церковного прикащика Онашки Прокопьева и крестьян Моржегорской волости, в которой разрешалось ветхий храм разобрать и вместо него устроить новый. Васильевский храм сгорел вместе с другим приходским храмом 8 марта 1700 г. В том же году был построен новый храм. Приписная каменная церковь во имя свт. Николая Чудотворца находилась в д. Пустынской, в 7 верстах от приходских храмов. Она была построена в 1810 г. и освящена в 1831 г. священником Емецкой церкви Иннокентием Поповым. На месте церкви некогда находился монастырь, устроенный по грамоте царя Фёдора Алексеевича и называвшийся пустынью Николая Великорецкого Чудотворца. По грамоте патриарха Адриана от 20 августа 1697 г. монастырь был приписан к архиерейскому дому. Закрыт, вероятно, в 1764 г. Находившаяся в нём маленькая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца была приписана к Моржегорскому приходу и впоследствии заменена каменной.

http://sobory.ru/article/?object=34278

Свт. Арсений Керкирский. Роспись нартекса ц. апостолов Иасона и Сосипатра, о-в Корфу. 2-я пол. XI в. Свт. Арсений Керкирский. Роспись нартекса ц. апостолов Иасона и Сосипатра, о-в Корфу. 2-я пол. XI в. Приблизительно в 17 км к северо-западу от г. Керкира, близ дер. Айос-Маркос, находится однонефная ц. вмч. Меркурия, созданная в 1074/75 г. друнгарием Николаем и его братом Евгением. В ктиторской надписи говорится, что церковь была посвящена прор. Илии и вмч. Меркурию, чем объясняется наличие в одном нефе 2 апсид. В сев. апсиде изображены пророки Илия и Елисей, в южной - св. воин (видимо, вмч. Меркурий) и свт. Василий Великий. В верхней части восточной стены помещены медальон с изображением Христа, символы евангелистов и 2 серафима. На этой фреске впервые символы евангелистов сопровождаются идентифицирующими надписями. Сев. и юж. стены разделены на 2 зоны, в нижней расположены ростовые фигуры, в верхней - погрудные образы святых. Отсутствие композиций в иконографической программе, по мнению П. Л. Вокотопулоса,- архаичная черта, характерная для 2-й пол. IX в. Фигуры всадника и поверженного воина, возможно, представляют вмч. Меркурия и имп. Юлиана Отступника. Изображение вмц. Марины, поражающей молотом диавола, является древнейшим образцом данного иконографического извода. Двое святых изображены с молитвенно воздетыми руками. Такая поза после сер. XI в. встречается только в росписях церквей п-ова Мани и о-ва Китира. Близ дер. Като-Коракьяна находятся руины небольшой однонефной ц. свт. Николая Чудотворца венецианского периода, в сев. стену к-рой вмонтированы остатки более древней постройки. Сильно поврежденные фрески XI в. были сняты со стены и в наст. время хранятся в музее Старой крепости. Фронтальные фигуры святых были размещены в нижней зоне (исключение представляет погрудное изображение прор. Илии в нише), образы святых в медальонах - в верхней зоне. К XIV в. относятся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» и Деисус. Церковь арх. Михаила близ дер. Ано-Коракьяна - однонефная постройка XVII-XVIII вв., включающая фрагменты здания XI в. (апсиду и часть сев. стены). Фрески близки к росписям ц. вмч. Меркурия. В конхе апсиды изображен арх. Михаил, в щипце восточной стены - «Богоявление» или апокалиптическая сцена с образом Христа в медальоне и символами евангелистов. Фрески церквей свт. Николая Чудотворца и арх. Михаила, возможно, выполнены тем же художником, который расписывал ц. вмч. Меркурия.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛДИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Колокольня Болдинского мон-ря. 1774–1775 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Колокольня Болдинского мон-ря. 1774–1775 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) на Болдинских горах, в 2 км от Чернигова, основан прп. Антонием Киево-Печерским. Будучи оклеветан перед кн. Изяславом Ярославичем, преподобный в 1069 г. оставил Киев и удалился к кн. Святославу в Чернигов. В «Болъдине горе» прп. Антоний выкопал пещеру и поселился в ней. В том же году вокруг подвижника сложилась монашеская община, и кн. Святослав близ пещеры прп. Антония построил ц. во имя св. прор. Илии. Поставив болдинским насельникам настоятеля, прп. Антоний после марта 1073 г. вернулся в Киев. Вскоре черниговские иноки устроили еще 3 пещерные церкви: во имя прп. Антония, свт. Николая Чудотворца и в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы». Интерьер ц. во имя Св. Троицы. 1695 г. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Интерьер ц. во имя Св. Троицы. 1695 г. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в., Б. м. оставался в запустении до 1649 г., когда игум. Зосима (Тишевич) вместе с бывш. полковником черниговским С. Пободайлом возобновили обитель. В мон-ре был построен храм во имя прор. Илии, в стене Никольской пещерной ц. обнаружили склеп с останками монахов, скрывавшихся от татар. В Ильинском храме хранилась главная святыня Б. м.- чудотворная Ильинская (Черниговская) икона Пресв. Богородицы , написанная в 1658 г. прп. Геннадием (Дубенским) . К кон. XVII в. в связи с почитанием Ильинского образа число братии и паломников увеличилось, небольшой Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при архиеп. Черниговском Лазаре (Барановиче) по проекту виленского архит. И. Баптиста-Зауера на средства гетмана И. С. Мазепы к западу от Ильинской ц. началось строительство ц. во имя Св. Троицы. В пятиглавом храме, освященном в 1695 г. при игум. Лаврентии (Крщановиче) , было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. Собор был украшен пятиярусным резным позолоченным иконостасом, в особом киоте находилась чудотворная Ильинская икона. В склепе под Троицким собором хоронили Черниговских архиереев. В 80-90-х гг. XVII в. в Б. м. были построены также Введенская ц. с трапезной и келейные корпуса. В 1695 г. Патриарх Адриан встречал в мон-ре возвращавшегося из 1-го азовского похода царя Петра I.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Серафима Саровского (1904-1907) в рус. стиле (в советское время был кафедральным собором), Феодоровскую ц. (1913-1915, не сохр.) в неорус. стиле. Иконопись и декоративно-прикладное искусство Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Наиболее ранние иконописные памятники, бытовавшие на Вятской земле, в основном относятся к XVI-XVII вв. и чаще всего происходят из старинных вятских храмов. Среди них - чтимые списки явленного ок. 1383 г. на р. Великой чудотворного образа свт. Николая, названного Великорецким (древний образ, хранившийся в кафедральном соборе, утрачен в 30-х гг. XX в.). Первые списки этой иконы на вятской земле были исполнены в кон. XVI-XVII в. Напр., великорецкая икона «Свт. Николай» (XVII в., КОХМ) представляет поясное изображение Николая Чудотворца в среднике на зеленом фоне в окружении 8 клейм жития с традиц. для данной иконографии подбором сцен: «Приведение во учение», «Явление царю Константину во сне», «Спасение Димитрия со дна моря», «Создание храма св. Сиона», «Избавление корабля от потопа», «Избавление трех мужей от меча», «Спасение Агрикова сына Василия от сарацын», «Погребение свт. Николая». Образцом вятского серебряного и эмальерного искусства служит подписной оклад 1709 г. для Великорецкой иконы «Свт. Николай» (ГРМ). За основу др. серебряного позолоченного оклада с эмалевыми дробницами (1795, КОХМ), выполненного для Великорецкой иконы «Николы Жителя», хранившейся в церкви с. Великорецкого, мастером был взят древний оклад, подаренный на явленный Великорецкий образ царем Иоанном Грозным в 1555 г. Первые рус. поселенцы на Вятке, выходцы из Вел. Новгорода, принесли на Вятку чтимые ими иконы святых благоверных князей Бориса и Глеба, вмч. Георгия Победоносца (Чудо Георгия о змие) и прор. Илии. До наст. времени древние иконы сохранились в более поздних списках, богато украшенных серебряными позолоченными окладами, к-рые были выполнены в XIX в. (для иконы «Прор. Илия, питаемый вороном» в 1844) как московскими, так и вятскими мастерами серебряных дел. Так, Афанасий Макаров сделал в 1806 г. оклад для иконы «Вмч. Георгий Победоносец». Чудо вмч. Георгия о змие. Оклад иконы. 1806 г. Мастер А. Макаров (ц. Св. Троицы в с. Волково)

http://pravenc.ru/text/161163.html

В рус. традиции сюжеты Ж. и. черпались также из текстов Палеи Толковой, различных исторических сочинений, а циклы свт. Николая Чудотворца пополнялись «русскими» чудесами. Вероятно, Ж. и. создавались в Др. Руси уже в домонг. период, но до настоящего времени не сохранились. Пример самых ранних изображений эпизодов из Житий святых есть в монументальной живописи: в росписи 4 приделов Софийского собора в Киеве (ок. сер. XI в.) представлены протоевангельский цикл, описывающий Житие Богоматери, сцены из Житий апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца и из деяний арх. Михаила. Мастера Киевской Руси использовали визант. иконографические образцы, создавая иконы отечественных святых, прежде всего первых канонизированных на Руси - князей Бориса и Глеба. Наличие Жития даже весьма почитаемого святого не всегда становилось залогом распространения его Ж. и.: напр., иконы с клеймами Жития святых Бориса и Глеба встречаются довольно часто, тогда как Ж. и. прп. Феодосия Печерского чрезвычайно редки и появляются в позднее время (напр., икона рубежа XVII и XVIII вв., ГМИР - см.: Комашко, Саенкова. 2007. С. 276-277). Свт. Спиридон Тримифунтский и избранные святые, с житием свт. Спиридона. Икона. 2-я пол. XVIII в. Иконописец С. Сперанцас (Византийский музей, Афины) Свт. Спиридон Тримифунтский и избранные святые, с житием свт. Спиридона. Икона. 2-я пол. XVIII в. Иконописец С. Сперанцас (Византийский музей, Афины) Древнейшей дошедшей до наших дней рус. Ж. и. является образ «Прор. Илия в пустыне, с житием и Деисусом» из ц. прор. Илии в дер. Выбуты близ Пскова (2-я пол. XIII в., ГТГ). XIV в. датируется целый пласт житийных памятников, среди которых преобладают Ж. и. свт. Николая Мирликийского: из с. Виделебья (1337, ГРМ); из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ); из погоста Озерёво (1-я пол. XIV в., ГРМ); из Успенского собора Рязани (XIV в., РИАМЗ); из собрания А. В. Морозова (XIV в., ГТГ); из с. Павлова близ Ростова (2-я пол. XIV в., ГТГ); «Св. Николай Зарайский, с житием» (3-я четв. XIV в., из собрания В. А. Логвиненко); из Введенской ц. в Ростове (кон. XIV в., ГТГ); из собора ап. Иоанна Богослова в Коломне (кон. XIV в., ГТГ); из Николо-Угрешского мон-ря (кон. XIV в., ГТГ); из собрания Н. И. Репникова (кон. XIV в., ГРМ). Уже ранние рус. Ж. и. свт. Николая отличаются по композиции средника (полуфигурное или ростовое изображение) и по составу сюжетов в клеймах от визант. памятников. Возможно, это связано с тем, что иконописцы варьировали различные фрагменты уже известных и чтимых образов святого.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Михайловка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1820. Архитектор: Ф.М. Шилин Адрес: Архангельская обл., Вельский район, с.Михайловка Координаты: 61.491124, 41.764913 Проезд:От г.Вельска на север по трассе М-8 до дороги Р-2 63 км, далее до с.Михайловки 37 км по дороге Р-2. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Уздренский приход Приход был образован из упраздненного Уздренского Введенского монастыря (первоначально пустыни). Название дано по реке Уздре. Пустынь была основана не позже начала XVI в. Строители пустыни: монах Адриан в 1693 г. (с ним были келарь монах Игнатий, казначей монах Феодосий, священник Иван Григорьев и шесть монахов); монах Тихон 1694 г.; монах Арсений 1702 г.; иеромонах Филарет 1723 г.; иеромонах Филарет 1738 г.; иеромонах Иоанн 1748 г.; иеромонах Филарет 1754 г.; иеромонах Филарет 1760-1763 г.г.; игумен Стефан 9.4.1763 - 5.1.1765, из экономов архиерейского дома, был переведен в Макарьевскую пустынь, монастырь обращен в приход. Приходские храмы находились в д. Монастырской. Первая церковь - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: свт. Николая Чудотворца и мучч. Флора и Лавра. В 1770 г. построена новая Введенская церковь, она сгорела 28 ноября 1816 г. Вместо нее в 1820 г. построен каменный храм. План составил губернский архитектор Шилин. Иконы для Введенского иконостаса написал мещанин Владимирской губ. Феодор Михайлович Пурецкий, для придельного - крестьянин Онежского уезда Григорий Федорович Максимов. В 1662 г. была построена церковь в честь свт. Николая, разобрана по ветхости в 1864 г. Вместо нее построен деревянный храм с тремя престолами: средний - во имя Рождества Богородицы, справа - во имя свт. Николая, слева - прор. Илии. Часовни: в д. Липовской в честь сщмч. Антиппы, построена в 1855 г.; в д. Подпялуской в честь прор. Илии, построена в 1877 г.; в д. Палкинской в честь Рождества Богородицы, построена в 1871 г.

http://sobory.ru/article/?object=18073

церковь древяна о трех верхах на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом» (Сотная с писцовых книг. 2010. Л. 51 об., 64 об. С. 56, 65; Писцовая книга. 2010. Л. 101. С. 109. Л. 83. С. 61). Церковь во имя прор. Илии у с. Карачарова близ Мурома. До 1629 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя прор. Илии у с. Карачарова близ Мурома. До 1629 г. Фотография. Нач. ХХ в. В переписных книгах Гороховца 1646 и 1678 гг. зафиксированы исключительно деревянные храмы, т. к. каменное строительство началось здесь только в посл. четв. XVII в. В 1-м источнике указано: «В Гороховце… что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца, и на том месте ныне церковь Живоначальныя Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатром, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь… в острожном месте соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами - древяна верх шатром, да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом древяна» ( Ушаков. 1913. С. 424). Во 2-м документе упомянуты деревянные церкви и строения Никольского мон-ря на Пужаловой горе, огороженного забором, «рубленным в замок». На посаде указаны Благовещенский собор и теплая ц. св. Иоанна Предтечи; Воскресенская и Введенская церкви с колокольней, «рубленной в замок на восемь углов»; храмы и др. деревянные постройки Сретенского и Знаменского мон-рей (Там же. С. 425; Тиц. 1969. С. 82-85, 94). Благовещенская соборная церковь, по описанию 1687 г., была «древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною, строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховецких посадских людей» (Там же. С. 427). Церковь в честь Св. Троицы в Пестяках Гороховецкого у. 1787 г. Литография И. А. Голышева. 1877 г. Церковь в честь Св. Троицы в Пестяках Гороховецкого у. 1787 г. Литография И. А. Голышева. 1877 г. В XVII в. деревянными были и храмы Вязников, сгоревшие в пожаре 1703 г. (полностью выгорели город на Ярополченской горе и Вязниковская слобода). В нач. XVII в., по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., в Вязниковской слободе находилась ц. свт. Николая Чудотворца, на Ярополченской горе в с. Минине - храм арх. Михаила. Известно, что в 1635 г. здесь построили жен. Введенский мон-рь, в 1643 г.- муж. Благовещенский, в 1647 г.- Троицкую ц.; в 1657 г. по приказу царя Алексея Михайловича на горе был сделан земляной «город» с каменными башнями по углам; потом по валам «устроили» дубовые стены. Церковь на территории крепости стали упоминать как находившуюся «внутри города Ярополча» ( Добронравов, Березин. 1898. Вып. 5. С. 290-291; Ушаков. 1913. С. 390-391).

http://pravenc.ru/text/Муромская и ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010