227 Подобный же прототип изображения иконописного Богородицы с Младенцем к Пс. 44:1 , где самые слова «отрыгну сердце мое» сделались заглавием иконы. Церковно-исторических сюжетов находим сравнительно мало, что объясняется содержанием Псалмов: апостолы проповедующие на тронах различным народностям ( Пс. 18:4 ); история оклеветания женщиною Григория Богослова ( Пс. 26:12 ), внесенная сюда помимо толковников; Григорий изгоняет Ария ( Пс. 33:6–7 ); Григорий приводит к Христу Тиридата ( Пс. 34:1 ), Симон хиротонизует две фигуры, принимая от них золото, из их волос брызгает огонь, а сзади его – дьявол с черным мерилом ( Пс. 68:30 ); Траян с воинами на террасе дома, ниже – темницы с заключенными Петром и Павлом, еще ниже – ров, где львы терзают святителя ( Пс. 94:5 ). Наиболее интересные сюжеты относятся к истории иконоборства: к Пс. 25:5  миниатюрист изображает патриарха Никифора и преподобного, держащих иконы; далее преподобный обличает лжепатриарха и иконоборцев; иконоборческие епископы изображены с руками и одеждой в крови; под общим именем «преподобного» (σιος πατρ) разумеется, конечно, св. Феодор Студит . К Пс. 68:27  – известное изображение иконоборцев, ругающихся над иконами Христа, которую они сожигают в варе сосуда. Рядом Распятие – образ Христа-первообраза, вновь поругаемого в Его образе, как говорили современные писатели. Из множества символических иллюстраций возьмем наиболее любопытные, разделив их на сцены и отдельные изображения. Пс. 21:13 : Христос изображен сидящим на горе, которую обступили волы свирепые, одна фигура – человеческая, в хламиде знатного вельможи, но с рогами; это изображение иллюстрирует толкования Евсевия, Симмаха, Аквилы и др., образно представляя Христа на суде человеческом; волы – это судьи (и грешники изображены рогатыми в Углич. Псалтыри к Пс. 74 ), а гора – гора Васанская, Божья. Эта гора вместе и Сион, который представляется или в виде высокой башни, в окне которой виден Христос ( Пс. 64:2 ), или в виде скалистой горы, на которой дом с Богородицей и Младенцем ( Пс. 77:68–70 ), или же с иконой Знамения ( Пс. 67:16 ); под горой изображаются Давид, Иеремия, Иезекииль, Даниил или даже Самуил, помазующий Давида, или же сам Христос стоит перед зданием на Сионе, а в окне видна царица Сиона, и гора эта утверждена над адом с низверженным дьяволом ( Пс. 101:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

32), жертвоприношение идолам и сцена раздачи наград с характером подкупа народу и войску (гл. 72-я 1-й речи). 35) Юлиан выступает в поход через мост; страх и общее моление в городе Назианзе; воин (ангел) в нимбе пронзает Юлиана. 36) К той же речи 2-й, гл. 19 (?) – две сцены, и вообще играющие важную роль в сочинениях Богослова, и в данном случае наиболее ясно выражавшие его мысль об участии Бога в судьбах людей: падение Иерихона и битва евреев с амаликитянами, когда победа, по Библии, осталась за евреями по силе молений Моисея, которого руки в поднятом положении поддерживали Аарон и Ор (для христианского богослова – по силе тайного знака креста, изображенного руками Моисея). Подобная по рефлексу построенная символика была особенно любима современным богословием и художеством. 306 Изображение Григория Богослова пишущего, в типе евангелиста, неудачно и отзывается упадком. 37) К речи Гр. Богослова на место Евангелия от Матфея 19:1  и сл. изображен Христос, посылающий апостолов на проповедь , – любопытная древнехристианская композиция в живой античной группировке. 307 Все ученики лицом к зрителю, кроме Петра и Иоанна, которые, преклонившись, слушают Христа. Фигуры – юные, малого роста. Ниже, в 12 полях – сцены крещения апостолами новообращенных: безусловно та же композиция, что в мозаике церкви Св. Марка в Венеции, в баптистерии, но гораздо выше по исполнению. Купели – крестообразной формы. Прислужник с полотенцем, в белой одежде – образ ангела Крещения и эмблема очищения от греха. Апостолы – в светлых (голубых, розовых, ярко-зеленых и лиловых) одеждах. 38) На речь или письмо к монаху Евагрию (соч. Григория Нисского ) – четыре однозначащие библейские сцены: Даниил во рву львином; три отрока в пещи; Манассия, молящийся около быка; Исаия у ложа смертельно больного царя Езекии ( Ис. 38:1 ). Древние композиции рельефного характера; фоном служат тополи и античный ландшафт. Византийская манера проявляется в богатом костюме царя Езекии. 39) Миниатюра в лист и особенно хорошего исполнения – к речи (Σημασα) «на Иезекииля».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Collegeville (Minn.), 1981. Vol. 55. P. 194-218; Talley Th. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986; Rouwhorst G. The Origins and Evolution of Early Christian Pentecost//StPatr./Ed. M. Wiles, E. Yarnold. Leuven, 2001. Vol. 35. P. 309-322. А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко Иконография Самым ранним дошедшим до нас изображением В. Г. является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) ц. Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и W , внизу - Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви (Н. В. Покровский); подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание В. Г. в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса. Вознесение Господне. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице. 1199 г. Вознесение Господне. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице. 1199 г. На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при В. Г. свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника В. Г. На ампуле Монцы (VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия) представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.) Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним - колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам - ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках. В миниатюрах Псалтири В.

http://pravenc.ru/text/155108.html

Моисей получает Скрижали Закона. Миниатюра из Парижской Псалтири. 2-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 422v) Доминирующий аспект святости проявляется, когда он относится к славе (  ,  ). Святость Яхве зачастую является как слава. В евр. языке слава означает не столько доброе имя, сколько подлинную ценность, как бы измеряемую весом.   - то, что придает человеку вес. Каждый человек имеет свою собственную славу. Уважение, к-рое человек внушает, его слава определяют его вес в жизни. В применении к Богу   имеет скорее отрицательный аспект - это мощь, к-рая все превосходит, иногда она связана с ужасающими природными явлениями (Пс 28), в то время как святость есть жизнеподательная сила.   есть проявление Божественного присутствия; святость же не только представляет себя, но и подает. Выражение «слава Яхве» означает Самого Бога в проявлении Его величия, могущества, сияния Его святости, действенной силы Его существа. Святость Яхве проявляется в богоявлении. В ВЗ наблюдаются 2 вида явлений святости Божией: великие деяния Бога и Его явления людям. Бог являет Свою славу Своими дивными делами, Своим Судом, Своими «знамениями» (Числ 14. 22). Таково в первую очередь чудо Чермного моря (Исх 14. 18 слл.), таково чудо с манной и перепелами: «Утром увидите славу Господню» (Исх 16. 7). Слава Божия является как синоним спасения (Ис 35. 1-4; 44. 23; Ис 40. 5; ср.: Лк 3. 6). Бог Своей Славой спасает и возвышает Свой народ. Его слава есть Его сила на службе Его любви и Его верности: «Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей» (Пс 101. 17; см.: Иез 39. 21-29). Дело творения также являет славу Божию: «славы Господней [Яхве] полна вся земля» (Числ 14. 21). Среди природных явлений гроза представляет собой одно из самых ярких проявлений славы (Пс 28. 3-9; 96. 1-6). Слава также есть ослепительное сияние Бога. «Покажи мне славу Твою» (Исх 33. 18),- молит Моисей. На Синае слава Господня приняла облик пламени на вершине горы, подобного «огню поядающему» (Исх 24. 15 сл.; Втор 5. 22 сл.). Моисей, приблизившийся к Нему в облаке, возвратился, не зная, что «лицо его стало сиять лучами» (Исх 34. 29), «...сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей»,- говорит ап. Павел (2 Кор 3. 7). После Синая слава наполняет святилище: «...освятится место сие славою Моею» (Исх 29. 43; 40. 34). Слава Яхве царит там над ковчегом Завета. Исаия созерцает славу Яхве как некую царскую славу. Пророк видит Господа, Его высокий престол, края риз Его, наполняющие весь храм. Видит окружающих Его серафимов, к-рые воспевают славу Господню (Ис 6. 1 сл.). Эта слава есть «огнь поядающий», та святость, к-рая разоблачает всю скверну твари, ее ничтожество, ее коренную тленность. Но она побеждает, не уничтожая, а очищая и возрождая, и стремится наполнить всю землю. Видения прор. Иезекииля передают трансцендентную свободу славы, покидающей Храм (Иез 11. 22 сл.) и затем сияющей над общиной, обновленной Духом (Иез 36. 23 сл.; 39. 21-29).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Изображение Г. (помимо изображения Благовещения на царских вратах) встречается на алтарных боковых дверях. о развитии этой иконографии до XV в. неизвестно. По мнению Г. В. Попова, к ранним примерам изображения архангелов на боковых дверях могут быть отнесены иконы тверского происхождения XV в. из ГТГ. Эта традиция была продолжена в синодальный период (иконы XIX в. в ц. свт. Николая в Кузнецах, Москва ,- Г. изображен на сев. двери) и в наст. время (врата в храме Спаса Преображения на Песках в Москве). В монументальной живописи полуфигуры Г. и арх. Михаила иногда располагались в боковых апсидах, напр. на мозаике Неа-Мони на Хиосе (1042-1056), на фресках ц. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.). Г. изображается около входа в храм. В ц. ап. Андрея на Треске (Македония), 1388-1389 гг., Г. представлен справа от входа, в правой руке - жезл, в левой - сфера с образом Христа Еммануила, однако чаще в руках архангела - стило и свиток (в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 - справа от сев. входа в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского мон-ря, 1689 - в юж. галерее с правой стороны портала). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» (Ерминия ДФ. С. 227). Ряд изображений Г. связан с имп. иконографией в визант. искусстве - его изображали в сценах коронования: имп. Василия I Македонянина Г. венчает в присутствии прор. Илии (миниатюра из Слов Григория Богослова - Paris. gr. 510, 880-883 гг.), имп. Льва VI венчает Богоматерь в присутствии Г. (пластина из слоновой кости, X в., Музей Боде. Берлин). Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию мн. сюжетов: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» (напр., сер. XIV в., Визант. музей, Веррия,- архангелы в руках держат мечи и щиты) и др. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, напр. прор. Иезекииля (в искусстве Египта (фрески в мон-ре Бауит, VI в.), Каппадокии (ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Правда, и здесь есть выходная миниатюра, представляющая самого Св. Григория, и затем ряд выходных миниатюр 228 : к Слову на Пасху (Христос среди двух ангелов, возвещающий «днесь спасение миру» – миниатюра любопытная в иконографическом отношении), к другому Слову на Пасху, на весну и мученика Маманта, на Пятидесятницу (Сошествие Св. Духа, с обычной темной аркою, в которой видны царь и смерд, а не Пророки Иезекииль и Иоиль, как объясняет г. Попадопуло-Керамевс), на мученика Киприана, на Юлиана, на Богоявление, на Василия Великого , Крещение Господа и Святое Крещение, Григория Нисского , о нищелюбии и пр. Все эти иллюстрации более или менее повторяют известные редакции. Но уже к Слову на Маманта на лл. 33–34 (фот. 632:634) ряд виньеток иллюстрирует текст, представляя пашню, плавание по морю, пастухов играющих на свирелях и пр. и пр. Помещенное в средине этих речей Слово Иоанна Дамаскина (приписываемое) на Рождество иллюстрировано в том же роде и пошибе множеством оригинальных виньеток по полям текста, вместо второго столбца: сначала выходное изображение Иоанна пишущего среди монахов, а далее следуют толковые иллюстрации текста: бегство в Египет и три Святых (Пророки?), простирающих руки к божественной семье, как провозвестники бегства (л. 96); любопытно, что сзади осла идут два демона. На л. 97 – Рождество Христово, на 98 – три волхва едут за звездою, представлен вертеп и Мария с Младенцем и звездою, ниже Аттал, царь Лакедемонский, на одре, а перед ним отроки и женщина. На следующих листах (фот. 642–647) идут мифологические и анекдотические иллюстрации из истории греческой религии и почитания идолов и оракулов. На 104 л. (фот. 630) скачущие в Вифлеем волхвы. На 106 листе (фот. 627–641): Богородица сидит перед зданием, держа Младенца на руках, перед нею сидящий живописец пишет с нее икону – портрет на доске, держа ее в руках; перед ним ящичек, открытый с чашечками для красок, поставлен на табурете. Ниже представлено здание, в верхнем своде которого помещена та же самая икона, перед зданием три волхва (трех возрастов) и один Перс; под этою миниатюрою три волхва лобызают Младенца, держа его на руках, но Младенец становится у второго уже отроком, у третьего мужем. Голова Младенца заключена в простой нимб, без креста; волхвов легко узнать по традиционным фесочкам на макушке, принявшим, однако, крайне малые размеры. Следующий 107 лист (фот. 628) представляет две сцены Поклонения волхвов, отличающиеся поздними формами и экспрессии и фигур, крайне длинных, тощих, почти бестелесных и деревянных. Напротив того, дальнейшие листы 108–111 (фот. 631–639) иллюстрируют известную историю левита, жившего на склоне горы Ефремовой и его наложницы из Вифлеема Иудейского, изнасилованной в Гиве Вениаминовой и им разрубленной на 12 частей по числу «пределов Израилевых» (книга Судей, главы 19–21). В заключение помещено Избиение младенцев Вифлеемских и поклонение Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1, 2) и дважды седым, с вьющимися волосами и короткой курчавой бородой (Fol. 3v, 5). В более поздних памятниках И. бывает представлен как старец с длинными, как правило, волнистыми волосами, спускающимися на плечи прядями, с сужающейся книзу широкой бородой, в хитоне и гиматии. Часто в произведениях визант. искусства на хитон И. нашит клав, что свидетельствует о его благородном происхождении. В рус. памятниках И. изображали с темными волосами, тронутыми сединой. Правая рука пророка перед грудью в именословном благословении или поднята вверх, как на мозаике купола Еммануила в соборе Сан-Марко в Венеции (кон. XII в.). Атрибут И., согласно иконописным подлинникам,- лжица, к-рая на иконах встречается довольно редко (напр., на иконе «Богоматерь с пророками» 1-й пол. XV в. из Галереи Академии в Венеции). Однако более популярным его атрибутом являются клещи с горящим углем, что связано с видением И. Так, на иконе «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) крупно изображен серафим, к-рый протягивает И. клещи с горящим углем. Др. примеры данной иконографии - миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 72v, посл. четв. IX в.); икона «Прор. Исаия» из пророческого ряда иконостаса Рождественского собора новгородского Антониева мон-ря (сер. XVI в., НГОМЗ); икона-складень «Похвала Богоматери» (ок. 1471 г., ГММК). Прор. Исаия. Клеймо иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и праотцами». 1-я треть XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Исаия. Клеймо иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и праотцами». 1-я треть XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В ранне- и средневизант. период И. часто изображали стоящим фронтально. Позже на мозаиках ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция (ок. 1290) и купола мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) он представлен в движении, а в росписи новгородской ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (1363) исследователи отмечают необычайную изогнутость фигуры, сравнивая ее с пружиной. По иконографии образ И. схож с изображениями прор. Иезекииля.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Так ветхозаветная Премудрость – строительница гармонического космоса, становится образом новозаветного спасения мира, включая и смысл жертвы, и смысл последнего ходатайства за людей (поскольку Богоматерь и Предтеча представлены в деисусных позах). Лишь очень поздно, в XVI в., происходит постепенное сближение Премудрости с образом Девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным» весь космос. Не случайно именно в XVI в. храмовый праздник Софии Новгородской был перенесён со дня Обновления храма Гроба Господня на день Успения Богоматери. Киевский вариант Софии возник не ранее конца XVII в., и трактует тему в типичном для этого времени аллегорическом ключе. Сошествие во ад – появление Христа в преисподней после смерти на кресте и погребения, знаменующее Его торжество над смертью и силами сатаны. В православной традиции композиция «Сошествие во ад» замещала «Воскресение Христово». Христос, окружённый ярким сиянием («луч от источника Света вечного»), изображается в центре композиции. В ногах Его скрещённые врата, запоры ада и попранный сатана. Христос протягивает руки прародителям – Адаму и Еве, и находящимся за ними в гробах другим ветхозаветным праведникам. Композиция может быть представлена в развёрнутом и сокращённом иконографическом типе. К сокращённому типу принадлежит мозаика храма Осиос Лукас в Фокиде (1101 г.), или миниатюра Хлудовской псалтыри (ок. 850 г.), изображающая лишь Спасителя, Адама и Еву. В развёрнутом типе (фреска в Грачанице, 1821 г.; фреска храма Фёдора Стратилата в Новгороде, 1380-е гг. и др.) Сошествие во ад – космическое, панорамное событие с огромным числом действующих лиц, с ангелами в небесах. См. также Воскресение Христово . Сошествие Св. Духа на апостолов – см. Св. Пятидесятница . Спас в силах – особый тип изображения Христа Пантократора в радужном сиянии небесной сланы, в окружении небесного воинства и четырёх апокалиптических животных – символов евангелистов. Иконография сформировалась на основе ветхозаветных пророческих видений (Иезекииль, Исайя) и Откровения Иоанна Богослова (4:2–9). Немаловажное значение для определения составных частей композиции имела и «Небесная иерархия» Псевдо- Дионисия Ареопагита , повествующая о чинах небесных сил и их функциях. Зрелую иконографию «Спаса в силах» можно обнаружить уже в миниатюрах третьей четверти XI в. (Пармское Евангелие, 5), в «Омилиях» Иакова Коккиновафского второй четверти XII в. (библиотека Ватикана, gr. 1162). В иконе первый пример «Спаса в силах» – центральный образ Деисуса Благовещенского собора Московского Кремли (конец XIV в.), написанный Феофаном Греком. Некоторое смешение с образом «Спас в силах» имели хорошо известные с конца XI в. композиции «Христос во славе», напоминающие о вознесении Спасителя и предвещающие Его Второе пришествие. Христос в этом особенном типе может быть представлен в нескольких вариантах: как Ветхий Денми (в виде седовласого старца), как Вседержитель и как Предвечный Младенец – Эммануил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСАИ НИЧЕЦИ Есаи Ничеци [Ничский; Нчеци; арм. ] (ок. 1255 - ок. 1338), арм. ученый, педагог, грамматик. Род. в с. Нич (ныне Чаталерик, Турция); образование получил в Муше, в школе при мон-ре св. Апостолов, затем в Вайоц-дзоре , в мон-ре Ахберц у Нерсеса Мушского ; был удостоен степени вардапета (доктора). С 1284 г. возглавлял школу при мон-ре Ахберц, после смерти Нерсеса Мушского Е. Н. занял его место руководителя ун-та Гладзор и преподавал дисциплины тривиума и квадривиума. Его слава великого педагога не только распространялась в Армении, но и в Киликийском арм. царстве, откуда к Е. Н. приезжали ученики. Считается, что число его учеников соответствовало числу дней в году. Многие из них стали видными учеными и деятелями арм. культуры XIV в. (Мхитар Ерзнкаци, Ованнес Арчишеци, Ованнес Воротнеци, Ованнес Ерзнкаци). Изображения Е. Н. с учениками сохранились на миниатюрах арм. рукописей. Защищая самостоятельность Армянской Церкви, Е. Н. боролся против стремления католиков подчинить своему влиянию Армянскую Церковь и против униатства в Армении. Лит. наследие Е. Н. в основном состоит из сочинений на духовно-нравственные темы: комментарии, проповеди, письма. Комментарии («Толкование на Книгу Иезекииля», «Анализ грамматики», толкование на соч. «О небесной иерархии» из корпуса «Ареопагитик») служили учебными пособиями для студентов. Большинство работ Е. Н. до сих пор не издано, за исключением «Анализа грамматики», представляющего собой эпитому основных толкований грамматики, осуществленных до него. Изд.: Послание Вардапета Есаи к господину Матфею//Чраках. 1860. C. 157-164; 1861. C. 205-211 (на арм. яз.); Сыны человеческие//Сион. 1866. C. 26-29 (на арм. яз.); Анализ грамматики/Под ред. Л. Хачеряна. Ереван, 1966 (на арм. яз.). Лит.: Погарян Н., еп. Армянские авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 364-369 (на арм. яз.); АрмСЭ. Ереван, 1977. Т. 3. С. 524 (на арм. яз.); Петросян С. Послания Есаи Нчеци//Эчмиадзин. 1985. Т. 11-12. С. 95-100 (на арм. яз.); Sanjian A. K. Esayi Ncheci " s Biblical Exegesis//Armenia and the Bible/Ed. Ch. Burchard. Atlanta, 1993. P. 185-193; Хачерян Л. Есаи Нчеци и Гладзорский университет. Лос-Анджелес, 1988 (на арм. яз.); Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 117. М.-Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения

http://pravenc.ru/text/190239.html

Первая выявленная рукописная книга – Литургия Иоанна Златоуста с дополнительными статьями Она датирована концом XVI – началом XVII в. Рукопись была создана на Балканах (возможно, в самом Константинополе), написана коричневыми чернилами, рукой одного писца, каллиграфическим литургическим минускулом. На листах – киноварные инициалы с изображением стилизованных листьев, птиц, драконов. Объем рукописи составляет 40 листов. Интересно, что данная Литургия Иоанна Златоуста поступила в ГБЛ значительно позже всей Толмачевской библиотеки – между 1928 и 1932 годами. Вторая выявленная рукописная книга – это Летописный свод Сохранность рукописи неполная – в ней отсутствует начало. Книга написана полууставом, переплет – доски в коже с золотым и простым тиснением. Объем рукописи – 462 л. Летопись близка к Софийской I и Уваровской, доводит повествование до 26 июня 1709 года (победа над шведами). Помимо летописи, рукопись содержит Правду Русскую пространную (без конца) и Устав князя Ярослава. Между листов книги были вложены два исписанных скорописью листа, ныне выделенные в отдельную единицу хранения Листы озаглавлены: «Приличие апокалипсических седми церквей», датированы первой четвертью XIX в., автор не установлен. Третья выявленная рукописная книга – это «Защитительные писания Иакова Бема» – известного немецкого мистика и теософа Якоба Бёме (1575–1624) Рукопись датирована началом XIX в., написана рукой Семена Ивановича Гамалеи 1 (1743–1822). Объем рукописи – 221 л. Переплет – картонный, с кожаными корешками и углами. На корешке тисненый золотом заголовок. На л.2 – автограф Николая Ивановича Новикова 2 (1744–1818) – запись переплетчику: текст заголовка в рамке и указание – «Переплесть в корешок, как и прежния». На л.3 миниатюра черной акварелью – «Фигура к защитительным писаниям». За ней – «Изъяснение фигуры к защитительным писаниям». Также рукопись содержит «Libri apologetici» – «Защитительные писания против Валтасара Тилкена, силезского дворянина» (1621 г.), «Antistiefelius» – «Рассуждение о книжице Исаии Штифела Лангензальцского о тройственном состоянии человека и о новом рождении его» (1621 г.), «О заблуждении толков Исаии Штифела и Иезекииля Мета касательно до совершенства человека» (1622 г.), «Apologetica contra Gregorius Richter» – «Защитительная речь против Григория Рихтера, первенствующего приходского священника в Герлице» (10 апреля 1624 г.), а также «Письменное ответствие к магистрату Герлицкому против хуления, лжи и гонения оного настоятеля на напечатанную книжицу о покаянии» (3 апреля 1624г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010